Реферат по предмету "Исторические личности"


Чаадаев загадка личности

Лидия Белова


ЧААДАЕВ: загадка личности


(Здесь и о Васильчиковых, имеющих отношение к Лермонтову)


Многие из тех, кто любит русскую литературу, интересуется историей культуры родной страны, считают Петра Яковлевича Чаадаева [1] личностью весьма противоречивой. Посвященные ему стихи Пушкина рисуют образ умного, благородного человека, патриота и гражданина – в том высоком значении слов, какое придавали им декабристы. Известны три послания к нему Пушкина: «Любви, надежды, тихой славы...» (1818), «В стране, где я забыл тревоги прежних лет...» (1821), «К чему холодные сомненья?..» (1824) – и четверостишие «К портрету Чаадаева» (1820), где «офицер гусарской» приравнен к тираноборцу Бруту и покровителю искусств Периклу. Такова одна сторона медали. А другая – туманный бред Чаадаева о католицизме как объединителе Западной Европы, панацее от всех общественных бед и двигателе прогресса.


На протяжении шести веков (ХIII–ХVIII) в католических странах Европы подвергались изощренным пыткам, сжигались живьем на кострах тысячи ни в чем не повинных людей. Христианскую Византию разрушили католики-крестоносцы, сделав неизбежным ее захват турецкими войсками в ХV веке. Варфоломеевская ночь 1572 года в Париже, когда католики устроили массовую резню гугенотов (протестантов), вошла в историю как образец антихристианской жестокости, творимой во имя «чистоты веры». Так с чего же здравомыслящий человек (а сумасшедшим Чаадаева, вопреки официальному объявлению, никто не считал) предлагает Отечеству католицизм в качестве панацеи от общественных бед? К тому же не только Франция, но и все страны Западной Европы отнюдь не были едиными в религиозном отношении: кроме католиков, там начиная с XVI века появлялись и укреплялись кальвинисты, баптисты, лютеране и другие протестанты, а их взаимоотношения с католиками на протяжении веков не раз обретали самые жестокие формы…


Трудно понять знаменитого философа! Да у многих и не возникает желания разбираться, особенно в наше «телевизионное» время. Мы по инерции сохраняем то мнение, какое сложилось о Петре Яковлевиче при знакомстве с биографией и творчеством Пушкина: Чаадаев – личность сложная, противоречивая, но смелая, благородная, несмотря на мировоззренческие заблуждения.


А может быть, все-таки попробуем всерьез разобраться, опираясь на исторические факты, документы, письма?


Пушкин впервые встретился с корнетом Лейб-гвардии Гусарского полка летом 1816 года в Царском Селе, у Н.М.Карамзина. Николай Михайлович высоко ценил деда Чаадаева по материнской линии, князя М.М.Щербатова (известного, авторитетного историка), относился к внуку с дружеской симпатией и часто принимал его у себя. Лицеист Александр Пушкин с восторгом слушал красноречивого, пышнокудрого, стройного гвардейца, к своим 22-м годам уже имевшего богатую биографию. Узнал, что, окончив словесное отделение Московского университета, Чаадаев в мае 1812 года начал военную службу – подпрапорщиком Лейб-гвардии Семеновского полка, где служили до него и отец, и дед. Участвовал в Бородинском сражении, прошел со своим полком «всю Европу» (правда, в конце 1813 года сменил пехотный Семеновский полк на гусарский Ахтырский – ради красоты кавалерийского мундира; в 1816-м еще раз сменил полк – на Лейб-гвардии Гусарский)...


Позднее, в южной ссылке, Александр Сергеевич более всего скучал по «единственному другу», «целителю душевных сил», чей «жар воспламенял к высокому любовь» (из послания 1821 г.). После восстания декабристов и возвращения Пушкина из ссылки приятельские отношения сохранялись, хотя старший друг уже не воспринимался как наставник и носитель непререкаемых истин. А в начале 30-х годов поэт и философ принципиально разошлись во взглядах на историю Отечества, мировой культуры, религии.


В начале 1831 года Чаадаев вручил Александру Сергеевичу, жившему тогда в Москве, несколько «Философических писем, адресованных даме» [2] . Двигало им не только желание поделиться выстраданными мыслями, но и надежда на помощь в публикации. Однако надежда не оправдалась: помешали тому и внешние обстоятельства (все еще не затихшая холера, карантинные кордоны чрезвычайно затрудняли общение, в частности деловое), и критическое отношение Александра Сергеевича к врученной ему рукописи. Чаадаев же хотел даже большего – чтобы поэт проникся его идеями и помогал их распространению своими стихами. Именно так было в годы их юности, когда молодой гвардеец внушал поэту антимонархистские настроения. Роль философа – вдохновителя гениального поэта – чрезвычайно импонировала Чаадаеву.


Привыкший просвещать и наставлять друзей Петр Яковлевич ждал восторженного одобрения своих рассуждений и глобальных выводов, однако получил от младшего друга письмо (уже из Петербурга, от 6 июля 1831 г.), почти целиком состоявшее из критики. Это письмо – лишнее свидетельство высокого профессионализма Пушкина как литератора и издателя. Вот несколько отрывков из него:


« [...] мало понятны первые страницы, и я думаю, что Вы бы хорошо сделали, заменив их простым вступлением [...]. Я хотел было также обратить Ваше внимание на отсутствие плана и системы во всем сочинении [...]. Ваше понимание истории для меня совершенно ново, и я не всегда могу согласиться с Вами [...]. Вы видите единство христианства в католицизме, то есть в Папе. Не заключается ли оно в идее Христа, которую мы находим также и в протестантизме? Первоначально эта идея была монархической, потом стала республиканской. Я плохо излагаю свои мысли, но Вы поймете меня. Пишите мне, друг мой, даже если бы Вам пришлось бранить меня. Лучше, говорит Экклезиаст, внимать наставлениям мудрого, чем песням безумца» [3] . (Последняя фраза – не предвестие ли будущей оценки Чаадаева властями?)


Итак, Александр Сергеевич, хотя и в весьма вежливом тоне, раскритиковал главные идеи, композицию да и все содержание «Философических писем». При новой встрече ему явно не удалось остаться в рамках светской сдержанности, о чем свидетельствуют строки из письма самого Чаадаева (от 18 сентября 1831 г.): «Вы сказали, что хотите побеседовать; поговорим же. Но предупреждаю Вас: я невесел, а Вы – Вы раздражительны. И притом, о чем нам говорить? Я полон одной мыслью, Вы знаете это. [...] Но Вы хотите, чтобы я заговорил первый; будь по-Вашему, но еще раз: берегите нервы!» [4] . То есть щадить раздраженного его суждениями друга Петр Яковлевич не собирается. И далее приписывает Пушкину «кучу старых идей, привычек, условностей», таким образом защищаясь от его критики.


Между тем отнюдь не внимали философу в благоговейном молчании и другие собеседники, читатели (чаадаевское сочинение ходило в Москве по рукам). Так, П.В.Нащокин писал Пушкину: «Чедаев всякой день в клобе [...] рука на сердце – говорю правду, что он еще блуждает, что еще он не нашел собственной своей точки, я с ним обо многом говорил – основательности в идеях нет – (но и мое определение) себе часто противуречит» (письмо от 30 сентября 1831 г.) [5] . И все-таки заканчивает Павел Воинович скорее положительной, чем негативной оценкой собеседника: «человек весьма добрый, способен к дружбе, привязчив», хотя «честолюбив более, чем я». То есть взгляды взглядами, но в принципе человек хороший.


Вот и мы, вслед за Пушкиным, Нащокиным, Герценом и другими современниками Чаадаева, склонны считать его личностью благородной (хотя были и иные мнения – вспомним, например, гневные стихи Николая Языкова о «плешивом идоле», «надменном клеветнике»). К тому же трудно не посочувствовать судьбе Петра Яковлевича. Вскоре после того, как его «Философическое письмо к г-же *** » появилось в журнале «Телескоп» (сентябрь 1836 г.), он был официально, от имени правительства, объявлен душевнобольным с запретом что-либо печатать. «В последних числах октября 1836-го года Чаадаева потребовали к московскому полицеймейстеру, – вспоминал родственник и биограф «басманного философа» Михаил Иванович Жихарев. – Здесь ему была прочитана бумага, из Петербурга полученная, [...] в которой значилось, что [...] достойный сожаления соотечественник, автор статьи, страдает расстройством и помешательством рассудка; принимая в соображение болезненное состояние несчастного, правительство, [...] в своей заботливой и отеческой попечительности, предписывает ему не выходить из дому и снабдить его даровым казенным медицинским пособием [...] местное начальство имеет назначить особенного, из ему подведомственных, врача. Тут же были Чаадаеву предложены вопросные пункты» [6] – видимо, для подтверждения диагноза, поставленного в Петербурге заочно (распоряжением Николая I).


Но и на фоне этих «крутых» мер Чаадаев выглядит не только страдальцем, а и виновником чужих бед: из-за его статьи еще больше, чем он сам, пострадали по крайней мере двое: профессор Московского университета, издатель «Телескопа» Н.И.Надеждин, высланный из Москвы в Вологодскую губернию, в город Усть-Сысольск, и цензор, ректор Московского университета А.В.Болдырев, отстраненный от службы без средств к существованию (он вскоре скончался). Ни тот, ни другой вовсе не разделяли взглядов Чаадаева. Надеждину нужна была сенсация ради популярности журнала, а Болдырев поддался на уговоры коллеги пропустить статью в печать не читая. Чаадаев еще и способствовал ужесточению их наказания, возлагая всю вину на них – якобы инициаторов публикации.


Петр Яковлевич «был прощен через один год и один месяц, ко дню [12-й годовщины] вступления на престол Николая I, приходившемуся двадцатого ноября. Опять приехал к нему полицеймейстер – объявить, что по просьбе генерал-губернатора [Д.В.Голицына] ему возвращается свобода и прекращается полицейский надзор. Об том же, прекращается или нет сумасшествие, никогда и нигде не было сказано ни слова» [7] . Этой иронической фразой М.И.Жихарев завершает свой рассказ о последствиях публикации «Философического письма».


Многие современники сочувствовали «мученику идеи», даже и не будучи согласны с его взглядами. Вроде бы сам факт публикации статьи, которая заведомо не могла вызвать одобрения властей, свидетельствует о благородстве, гражданском мужестве автора. Таково мнение большинства читателей и в наше время. Между тем составить объективное представление о человеке на основании всего двух фактов его биографии – дружбы с Пушкиным и публикации «фрондёрской» статьи – невозможно. Многие мемуаристы и исследователи эпохи вглядывались в личность Чаадаева пристальнее, фиксируя и другие эпизоды из его жизни. В наше время любознательный читатель имеет возможность оценить эту историческую личность достаточно полно и точно.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Актуальность формирования экологического сознания. Предмет и задачи экологической психологии
Реферат «Козацькому роду нема переводу!»
Реферат Выбор систем контроля и управления доступом
Реферат Roman Civil War And Caesar Essay Research
Реферат Электропривод полиграфической машины
Реферат Hinduism Essay Research Paper Hinduism was founded
Реферат Эмоциональные процессы. Воля как форма активности
Реферат Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Реферат Энергия океана
Реферат Инновационные технологии, используемые на занятиях в дошкольном учреждении
Реферат Наследственность представления о генетическом коде гены индивидуальности
Реферат Врожденные пороки развития половой системы
Реферат Історичні аспекти
Реферат Физико-топологическое моделирование структур элементов БИС
Реферат ЭЭлектромагнитные волны