Реферат по предмету "Культурология"


Наследство Вигеланда

Наследство Вигеланда 15 лет назад правительство Норвегии начало претворять в жизнь большой культурный проект, установив 33 скульптуры современных архитекторов из 18 стран мира по всему северу страны. Многие, обычно спокойные и невозмутимые, норвежцы были этим обстоятельством неприятно поражены — слишком уж авангардным было большинство из них, не говоря уж о том, что часть средств на их создание и установку должна была поступить из карманов местных налогоплательщиков.

Впрочем, недовольства эти не помешали городскому Совету систематически заполнять пространство норвежской столицы Осло весьма странными произведениями, которые сейчас все-таки прижились в городе, во всяком случае, без них он был бы гораздо менее интересен. Cкульптур в городе много, и это несмотря на известную скандинавскую прижимистость. Во многих странах относительно новые дома, когда они выходят из моды, просто сносят.

В Норвегии же все по-другому — верфь переделали в торговый центр, а элеватор — в жилой дом, превратившийся в местную достопримечательность. Ничего не выбрасывать, ничего не сносить — может быть, это и есть путь к богатству и процветанию… В общественной жизни Норвегии сегодня набирают популярность странная для нас безликость, отвлеченность отношений. В Осло, например, теперь в моде новый тип рабочего места. Вернее будет сказать, что его просто нет — вы не можете прибить там портрет любимой собаки или спрятать

под стол свои не самые модные ботинки. Каждый приходит со своим переносным лэптопом и присоединяет его к любой свободной ячейке сети. Ни бумаг, ни приколотых записочек типа — «Не забыть позвонить…», ни тому подобного. Словом, ничего личного. А вот скульптуры как будто продолжают бороться за самобытность и уникальность города. Осло — очень маленький город. И расти вширь он не может: с одной стороны он зажат фьордом, а с другой — заповедным лесом.

Это делает Осло еще и очень дорогим городом. Каждому желающему жить в столице приходится находить место внутри весьма ограниченной территории. Тем удивительнее, что в городе существует большой парк скульптур Вигеланд, являющийся национальным и мировым достоянием. Хотя в свое время, при строительстве, он был принят в штыки. Парк скульптур Вигеланд поражает воображение даже ленивых и нелюбопытных своей первобытной энергией

и свободой. Он занимает площадь в 32 га и открыт 24 часа в сутки. Густав Вигеланд (1869—1943) трудился над его созданием 40 лет, но закончен он был только после его смерти. В парке 212 скульптурных композиций из бронзы, гранита и кованого железа. Несколько железных ворот. И все это сделано самим Вигеландом. Некоторые скульптуры огромны — самая большая под названием «Монолит» имеет 14 метров в высоту.

Густав Вигеланд родился в маленькой деревне недалеко от города Мандал в Южной Норвегии. Его отец был резчиком по дереву, и Густав приобщился к этому ремеслу с малолетства. Хотя впоследствии он отрицал полезность этого обучения, не вызывает сомнений то, что эти знания повлияли на все его дальнейшее творчество. У Густава была мечта — он хотел стать настоящим скульптором и создавать произведения из камня и металла.

Казалось бы, сама Судьба была против этого — в Норвегии того времени научиться этому искусству было практически не у кого. Когда ему исполнилось 15 лет, он перебрался в Кристианию (так тогда назывался Осло) — учиться на резчика по дереву, лелея свою детскую мечту. Но вскоре в его жизни произошел крутой поворот — спустя 2 года умер его отец, и Густаву на некоторое время пришлось оставить учебу: он должен был вернуться в родные места и поддерживать

семью. Несмотря ни на что, Густав Вигеланд в 1888 году вернулся в Кристианию и поступил подмастерьем сначала к скульптору Брюнхульфу Бергслину, а затем к Матиусу Скибруку. Эти мастера оценили талант молодого человека и помогли ему отправиться в Копенгаген, где он смог получить образование в одной известной студии. Отучившись в Дании, Вигеланд отправился дальше по

Европе. Париж — в 1893 году, затем Берлин, Флоренция — в 1895-м, а через год — путешествие по разным городам Италии. Вернувшись в Норвегию, Густав, наконец, начинает работать скульптором. Он участвовал в реставрационных работах в соборе Тронхейма и других проектах. В своей студии в Осло он создал десятки скульптур, и, когда в 1902 году студию нужно было снести: она мешала созданию новой библиотеки, Вигеланд заключил с городским

Советом соглашение о том, что он подарит Осло все свои произведения в том случае, если ему будет предоставлена новая студия, которая после его смерти станет музеем, и если его скульптурами будет украшен городской парк. Так и было создано главное чудо сегодняшнего Осло. На протяжении 40 лет, да и всей своей предыдущей жизни, Вигеланд трудился над этим парком. Тысячи эскизов, сотни скульптур…

Его не остановила даже Вторая мировая война — он продолжал свою работу и при фашистах, но в 1943 году его настигла смерть, и окончательно работы в парке были завершены только к 1950-м. Большинство скульптур Парка Вигеланда имеют реальных прототипов — может быть, именно поэтому они производят такой удивительный эффект. Вигеланд попытался показать в своих скульптурах всю человеческую жизнь — некоторые из них кажутся какими-то неотесанными, грубыми, другие — изысканными, третьи — странными и

мрачными. Есть, например, скульптура, изображающая нищего, которого дразнят дети. Это подлинная сценка и подлинный нищий того времени. Мужчина, которого облепили маленькие дети, явно хочет от них избавиться… Говорят, так Вигеланд изобразил свое отношение к собственным детям. Нельзя сказать, что чувства, которые испытываешь при виде некоторых скульптур, всегда радостные, но

то, что ты видишь, как-то очень по-норвежски отражает и настроения народа, и саму природу страны. Хотя вполне возможно, что это ошибочный взгляд стороннего человека… Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Концепт душа в русской языковой картине мира
Реферат Финансово-экономический анализ предприятия
Реферат Креативное время, "археписьмо" и опыт Ничто
Реферат Фашизм истоки, сущность, роль в современном обществе
Реферат Конфуцианство и даосизм философские направления Китая
Реферат Alternative Medicine Essay Research Paper Alternative medicine
Реферат Концепции человека в истории философии
Реферат Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Реферат Проблеми націй і держави в суспільно-політичній спадщині Івана Франка
Реферат Коллегии история создания и основы делопроизводства
Реферат Конфуцій Конфуціанство як релігійно філософське вчення
Реферат Проект испытательного участка АТП на 2500 а/м ГАЗ-3310
Реферат Кризис инженерии и новая идея инженерии
Реферат О доблестях, о подвигах, о славе
Реферат Eva Peron Essay Research Paper Thesis Her