Реферат по предмету "История"


Реформы в России в 1860–1870-х гг.

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ


Факультет управления


Кафедра теории и истории государства и права


РЕФЕРАТ


по дисциплине «История России»


на тему «Реформы в России в 1860–1870-х гг.»


Выполнил:


студент 1 курса


ГУП-4 В.В. Яцковский


Минск, 2011


ВВЕДЕНИЕ


По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства, которому нужны были перемены.


На первом месте, конечно же, была необходимость освобождения крепостных. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному. Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был бесплатным. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. Однако такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы.


Однако существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX в. крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.


Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Так в дополнение к крестьянской реформе были проведены: судебная реформа, реформа земского и городского самоуправления, военная реформа, цензурная и финансовая реформы.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ


реформа российская империя


В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы: полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.


Страна была разделена на 108 судебных округов.


Сущность судебной реформы сводится к следующему:


- суд делается устным и гласным;


- власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;


- основной формой судопроизводства является процесс состязательный;


- дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях;


Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.


Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.


- по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;


- устраняется канцелярская тайна;


- и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации [1, c. 76].


Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.


В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Однако сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат [1, c. 89].


ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ


После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.


Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).


Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными.


Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов [1, c. 115].


Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.


Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям [1, c. 118].


ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ РЕФОРМЫ И РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей.


14 июля 74 года Александром II утверждено было Положение о начальных народных училищах. По этому положению начальная народная школа поступала под ближайшее руководство особых училищных советов. Населению же земских губерний новое Положение давало возможность и право взять дело народного образования в свои руки, так как в числе других забот о населении земству поручена была, как мы уже знаем из земской реформы, и забота о народном образовании [1, c. 172].


Ведущее место в системе образования занимали университеты. Они давали кадры чиновников всех звеньев, врачей, учителей. В них же развивалась наука. В тоже время в университетах в середине ХIX в. сосредотачиваются центры революционного движения. В университетском Уставе 1835 г. содержались нормы, ограничивающие автономию университетов и корпоративные права студентов, к 60-м годам ХIX в. во многом не соблюдались. Для надзора за деятельностью университетов в Уставе 1735г. попечители университетов были наделены очень широкими полномочиями. Однако стеснение университетской свободы не наблюдалось, поскольку попечители были достаточно либеральными. В университетах появились студенческие объединения; в здания, на лекции допускались посторонние, включая даже женщин. Университеты издавали газеты и журналы, выходившие без всякой цензуры.


Тем не менее, фактическая либерализация не способствовала стабилизации настроений студенчества и либеральной профессуры и прекращение студенческих волнений. Всякое проявление патриотических настроений профессуры порицалось студентами. Правительство пыталось подавить выступления строгими мерами, которые не приводили к стабилизации обстановки среди студенчества [1, c. 183].


Новый Общий устав императорских Российских университетов от 18 июня 1863 г. был направлен на предоставление большей автономии университетов в организации процессов обучения и развития науки, с одной стороны, и на усиление студенческой дисциплины – с другой. Были расширенны права университетского Совета в решении программно-методических вопросов, распределении денежных средств, издании научных трудов.


Одновременно усложнялся доступ в университеты посторонних лиц, умалчивал Устав и о возможных студенческих объединениях. Не упорядочил он и процесс обучения: платность обучения давало возможность пребывать в стенах университета тем, кто гораздо больше интересовался революцией, чем учебой. Однако, несмотря на платность образования, доля студентов из малообеспеченных слоев была в Российских университетах выше, чем где бы то ни было в Европе [1, c. 185].


ГЛАВА 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ РЕФОРМЫ


Государственная роспись доходов и расходов не опубликовывалась и не считалась обязательной к исполнению. Такой порядок привел к тому, что ни одно государство, не зная ни доходов, ни расходов России, не могло согласиться дать ей денег взаймы, нужных на ведение Крымской войны. Россия была вынуждена покрывать свои военные издержки выпуском бумажных денег. При таких условиях государство было близко к банкротству [1, c. 187].


Комиссия 1859 г. выработала целый ряд вполне разумных и неотложных правил. Самым важным из этих финансовых законов стал закон, установивший так называемое единство государственной кассы и опубликование в самом начале года общей государственной росписи доходов и расходов [1, c. 188].


В 1864 г. были открыты новые местные учреждения государственного контроля, так называемые контрольные палаты, через которые стали проходить все счета и оправдательные документы к ним. Двумя годами ранее была раскрыта тайна расходов и доходов страны. Правительство решило заменить тайну возможно полной откровенностью [1, c. 188].


С введением этих реформ Россия в первую очередь стала открытой для кредитов.


Структура доходов бюджета за десятилетия реформ не претерпела существенных изменений. Финансовое благополучие казны, как отмечалось, основывалось на литейном доходе, и в 1863–1865 гг., и в 1873–1875 гг. от 15% до 18% доходов приносили подати и оброки. Увеличилась доля таможенного дохода: в среднем с 7,2% до 9,5%. Несколько выросли (в пределах 1% по каждому виду дохода) доля сахарного и табачного доходов, лесного дохода, дохода от казенных железных дорог и платежей железнодорожных обществ.


На платежи по государственным долгам и в 1863–1865 гг., и в 1873–1875 гг. приходилось свыше 15% государственных расходов. К середине 70-х годов относительное бюджетное равновесие было достигнуто.


В долг жило не только государство, но и экономика страны. Для развития экономики страны и укрепления ее финансового положения необходимы были новые реформы [1, c. 193].


ГЛАВА 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ


Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны. Реформа растянулась на 12 лет, с 1862 по 1874 гг. и затронула все области военного дела – центральное и местное управление, организацию и комплектование армии, вооружение, подготовку офицерского состава, обучение и воспитание войск, судебное делопроизводство, медицинскую службу и др.


Первым шагом в подготовке военной реформы стал ввод «Главных правил и мнений об обязанностях и духе военного звания» в 1862 г.


Одна из первых реформ – реорганизация центрального военного управления и создание местных органов управления в виде военных округов.


Основным недостатком существовавшей в то время системы военного управления являлась чрезмерная централизация, мешавшая возможности на местах проявлять какую-либо самостоятельность и инициативу в решении даже мелких вопросов. Центральное управление Военного министерства к началу реорганизации включало в себя следующие департаменты:


· инспекторский, ведавший личным составом и внутренним устройством войск, исключая артиллерийские и инженерные части, не подчинявшиеся военному министру;


· Генеральный штаб, занимавшийся вопросами дислокации, размещения войск, разработкой дислокационных карт, маршрутов;


· провиантский, осуществляющий снабжение армии; комиссариатский, в ведении которого было денежное и вещевое снабжение армии, а также устройство госпиталей и их снабжение;


· медицинский департамент ведал вопросами медицинского и ветеринарного обслуживания [1, c. 134].


Для более стабильного и быстрого развития были проведены реформы.


Эти реформы заключались в следующем:


- сокращение численности армии на 40 %;


- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;


- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 г.), создание Главного штаба;


- создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;


- отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии [1, c. 141];


- введение всеобщей воинской повинности в 1874 г. вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы.


По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 21 года. Однако правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию брало из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников.


Призыву не подлежали: 1) единственный сын у родителей; 2) единственный кормилец в семье; 3) если старший брат призывника отбывает или отбыл службу.


Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках – 15 лет, в том числе 6 лет в строю и 9 лет в запасе; во флоте – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.


Для получивших начальное образование срок действительной службы сократился до 4-х лет, окончивших городскую школу – до 3-х лет, гимназию – до полутора лет, а имевших высшее образование – до полугода [1, c. 143].


ГЛАВА 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНЗУРНОЙ РЕФОРМЫ


В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Старая система, которая требовала предварительного цензурного просмотра любой печатной продукции, препятствовала нормальной журнально-газетной деятельности, ориентированной на получение прибыли, делала невозможным издание ежедневных газет, сообщающих свежие новости и рассчитанных на массового читателя.


Разработка цензурной реформы велась комиссией Д.А. Оболенского, которая полностью отвергала любые предложения общественных деятелей.


Правительство не решилось полностью отменить предварительную цензуру, но ввело, первоначально только для столичной печати, цензуру карательную. На практике это означало, что периодические издания могли выходить без предварительного просмотра их цензорами, но в случае, если в напечатанных статьях содержались предосудительные материалы, то на редактора и издателя накладывались денежные штрафы и административные кары. В определенных случаях периодическое издание могло быть закрыто либо временно приостановлено. Карательная цензура давала возможность динамичного развития газет и журналов, но обрекала их сотрудников на строгую самоцензуру [1, c. 165].


Это было новшеством, так как ещё по цензурному уставу 1826 г. за цензурой должен был следить верховный цензурный комитет. Он следил: 1) за науками и воспитанием юношества; 2) за нравами и внутренней безопасностью; 3) за направлением общественного мнения. Цензура того времени запрещала говорить не только прямо, но и косвенно в печати не только о правительстве, но даже о властях, т.е. обо всей администрации, чтобы не пострадало от того должное к ним почтение, чтобы не ослабли чувства преданности, верности и добровольного подчинения [1, c. 155].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, во второй половине XIX в. в Российской империи были проведены судебная реформа, реформа земского и городского самоуправления, военная реформа, цензурная и финансовая реформы.


Представляется, что предпосылкой вышеуказанных реформ послужила крестьянская реформа, повлекшая за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни.


На наш взгляд, наиболее значимые изменения произошли в судебной сфере, так как благодаря этой реформе в общественную и хозяйственную жизнь страны были внесены совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы: полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.


Менее значимые изменения имели место в финансовой сфере в связи с тем, что и сами люди и государство были попросту не готовы что либо изменять.


Очевидно, что реформы 1860–1870-х гг. стали значительным шагом на пути общественного развития. Вся их совокупность знаменовала переход российского общества в новое качество. Впервые за несколько десятилетий в обществе появилась основа для деятельности, на которой могли объединить усилия все прогрессивные силы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Титов, А.А. Реформы Александра II и их судьба / А.А. Титов. – М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1910. – 200 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.