ВВЕДЕНИЕ
Теория коммуникации — одна из наиболее перспективных отраслей современного научного знания. Коммуникация — явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов.
Понятие «коммуникация» всегда связано с получением ответа на определенные вопросы. Кто (адресат)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой конкретной ситуации? Обращается к кому (к какой аудитории)? Прогнозируют какие вербальные (невербальные) результаты взаимодействия (обратная связь).
СВОЙСТВА И СИТУАТИВНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УСТНОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Задача устноречевой коммуникации добиться чтобы в сознании слушателя возникла та или иная информация, которую выражал говорящий.
Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпадут, информация будет воспринята и осмыслена одинаково. В противном случае ситуация осложнится: говорящий будет искать более удачную форму высказывания, а слушающий попытается точнее понять смысловое содержание.
Отвечая на вопрос «Кто участвует в коммуникации?», мы должны представить себе роли, которые выполняют собеседники в ситуациях общения.
Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих разновидностях:
адресатная — позитивная (передача знаний);
адресатная — позитивная (уточнение собственных знаний, например «выспрашивание»);
адресатная — суггестивная (проверка или выяснение знаний);
адресатная — суггестивная (навязывание знаний, внушение).
Роль слушателя заключается в восприятии, понимании информации и принятии решения о реактивных действиях и имеет разновидности:
нулевая — позитивная (получение знаний);
негативная (непринятие точки зрения или мотивов собеседника) и т.д.
Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения всегда обусловлены их социальной или профессиональной деятельностью. Взаимопонимание обычно возникает у собеседников, связанных общим родом деятельности, общими интересами, взглядами на жизнь и т.д.
Ситуации действительности, в которых осуществляется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения. Общение в конкретной ситуации характеризуйся не только речевой формой, но и предметным содержанием.
Ситуация (акт) речевой коммуникации характеризуется продуцированием высказывания, его восприятием (осмыслением) и реактивным действием адресата (речевым или неречевым), демонстрирующим обратную связь.
Целевой аудиторией инициатора речи может быть любое число собеседников, связанных с ним общими коммуникативными намерениями.
В любой ситуации общения говорение — слушание сопровождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия:
механические акты - приведение в действие речевого аппарата, произнесение звуков, складывающихся в слова;
речемыслительные акты - информирование, предъявление знания, формулирование вопросов, ответов и т.д.;
активизация обратной реакции, т.е. речевых действий слушателей.
Специфика поведения говорящего заключается, прежде всего, в передаче знаний, свойств и качеств обсуждаемого предмета. Поведение коммуникантов зависит от условий, в которых разворачивается речевое общение: сферы общения, временной ситуации и коммуникативной ситуации, обусловленной ролями участников общения и другими характеристиками.
Каждый человек в процессе жизнедеятельности вовлекается (последовательно или одновременно) в различные сферы общения: бытовую, социокультурную, деловую, учебную, производственную, культовую и т.д. Профессионализм коммуникантов в каждой сфере связан со знанием ее предметной базы, используемого стиля речевой деятельности .
Типичная (для любой сферы) коммуникативная ситуация предполагает:
отражение в речи целеустановок общения; реализацию умений в разных видах речевой деятельности;
использование способов изложения и лексико-грамматических средств, необходимых для выражения конкретного предметного содержания.
Типичную коммуникативную ситуацию можно представить как модель контакта, в котором реализуются речевые (и неречевые) действия собеседников в их социально-коммуникативных и профессионально-коммуникативных ролях.
В речевой реализации, каждой коммуникативной ситуации, участвуют адресант (отправитель, производитель, инициатор речи) и адресат (получатель, реципиент, слушатель, аудитория слушателей).
Рассмотрим подробнее их коммуникативные характеристики.
Адресант обязательно учитывает в своей речи характеристики слушающих и цель своего говорения. В каждой из ситуаций общение строится с учетом речевых (языковых) параметров говорящего и слушающего.
Адресат в процессе коммуникации совершает ряд речевых действий реактивного характера, которые иногда подкрепляются неречевыми действиями (кивок головы, взгляд, движение, жест и т.д.).
Коммуникативные контакты классифицируют:
по наличию субъектов коммуникации; по условиям взаимодействия; по средствам коммуникации;
по результатам коммуникации.
Способы высказывания и усложнения объектов изложения содержания можно представить в виде:
Повторения - услышанного, прочитанного, законспектированного ранее текста и т.д.;
Пересказа - с опорой на аудиовизуальные материалы и дополнением собственными выводами, точно воспроизводящий текст;
Изложения - полно, подробно, близко к тексту (услышанному, прочитанному; выборочно, сжато);
Комментирования - ответа или реплики кого-либо, хода практических действий, результатов наблюдений и т.д.;
Сообщения - на практическом занятии, публичном выступлении, в ходе защиты проекта и т.д.
ВИДЫ УСТНОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Говорение как вид устноречевой коммуникации. Говорение обусловлено выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь.
Для осуществления говорения необходимы определенные предпосылки условия говорения:
наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;
наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия;
наличие знаний о предметном содержании, т.е. о том, что определяет процесс говорения;
отношение к объекту речи — собеседнику, понимание его настроения, системы взглядов, и т.д.;
наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия; такими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки.
Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней.
В любом устном тексте можно выделить несколько уровней структуры и содержания:
мотивированный уровень и уровень коммуникативного намерения — то, ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера откроется текст;
предметно-содержательный уровень — набор явлений, фактов, предметов действительности, который отражается в вербальном общении;
смысловой уровень— логическая организация предметных связей в процессе их осмысления;
языковой план — совокупность языковых средств (лексических, грамматических и т.д.);
речевой план — своеобразие способов формирования и формулирования мысли;
фонационный план для звучащего текста — его интонационно-произносительные особенности.
Мотивы говорения и слушания часто совпадают. Участники общения обмениваясь мнениями по определенной проблеме или воспринимая информацию, стремятся получить максимум знаний о предмете обсуждения.
Слушание как вид коммуникации. Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности Эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание.
Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, то можно заранее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя.
Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора.
Эффективность деловых вербальных коммуникаций связана с выполнением ряда требований: не перебивать партнера, проявлять заинтересованность и терпение, задавать уточняющие вопросы и т.д. Главной ошибкой во взаимодействии собеседников является то, что они наблюдают друг за другом, вместо того, чтобы внимательно слушать и выделить полезную информацию.
Чтобы избежать ошибок в общении, необходимо четко представлять себе его цель, задачи, прогнозируемые результаты, коммуникативную компетенцию участников общения.
Цель слушания, как правило, реализуется в предмете деятельности и заключается в раскрытии смысловых связей, осмыслении поступающего на слух речевого сообщения.
Осмысление — процесс раскрытия и установления смысловых отношений между выраженными словами понятиями. Результат осмысления может быть положительным (понимание) или отрицательным (непонимание).
Слушание, как и все виды речевой деятельности, мотивировано потребностями, психологическими установками, задачами слушающего.
УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ
Формирование умений в устноречевой деятельности тесно связано с развитием определенных психологических и речевых механизмов. Осознание предмета коммуникации, смыслового содержания общения возможно при наличии ряда умений:
осознавать исходный замысел продуцируемого или воспринимаемого высказывания;
удерживать в памяти и упреждать основную мысль каждой смысловой части сообщения;
объединять смысловые части в целое речевое сообщение;
устанавливать логику развертывания сообщения;
Перечисленные умения направлены прежде всего на осмысление (осознание, объективизацию) предмета говорения — того, о чем идет речь.
Уровень сформированности перечисленных умений у того или иного человека зависит от следующих факторов:
социально-культурного — исторических традиций, норм и правил, принятых субъектом общения;
индивидуально-психологического — индивидуальных особенностей говорящего;
ролевого — особенностей ролевых отношений (условий и условностей общения). Ниже представлен перечень умений, которые способствуют формированию устного высказывания в
237
Умения говорения (высказывания), формируемые на 6азе слушания-
запомнить и удержать в памяти содержание устной информации;
воспроизвести в нормальном темпе полученную информацию по памяти;
воспроизвести в заданное время усвоенную информацию с необходимыми изменениями, дополнениями, компрессией и т.п.;
передавать содержание чужой речи с различной степенью тональности и полноты, с элементами оценки;
производить содержательно-оценочную переработку услышанного сообщения;|
выборочно репродуцировать воспринимаемые на слух высказывания с целью присоединения к чьей-либо точке зрения;
обобщать информацию, воспринимаемую в диалоге, и передавать ее в высказывании.
Умения говорения, формируемые на базе чтения-
понимать и воспроизводить устно содержание прочитанного текста (или его части);
запоминать и держать в памяти (определенное время) содержание прочитанного текста;
воспроизводить устно прочитанный текст с использованием плана, визуальных опор, с необходимыми переработками и дополнениями;
использовать прочитанный текст для иллюстрации своих мыслей, сокращая, дополняя, объединяя информацию по изученной или изучаемой теме;
передавать содержание прочитанного ранее без подготовки;
пополнять, конкретизировать, корректировать чье-либо высказывание с опорой на прочитанный текст (тексты).
Умения говорения, формируемые на базе письма-
сопровождать устный комментарий речевых действий партнеров записью формул, уравнений, цитат;
воспроизводить в развернутом виде краткую конспективную запись в устном монологическом высказывании, переводя текст конспекта из кода символов в словесный код;
комбинировать в устной речи модели высказываний, основанных на письменноречевых моделях (описание, утвержденье, доказательство, оценка и т.д.).
Как правило, говорящий выступает инициатором общения. Он изначально программирует ход беседы и прогнозирует речевые действия слушателя. Его речь является отправной точкой реактивных действий собеседника, поэтому чем правильнее, яснее, грамотнее построены инициативные речевые действия, тем эффективнее будет акт коммуникации.
Говорящий, стремящийся к правильности и эффективности и инициативного говорения, должен исключить из своей речи прежде всего общеизвестные ошибки. Нельзя говорить:
не подумав, не организовав свои мысли, и при этом не разъясняя их значение;
не следя за реакцией слушателей, стараясь как можно дольше находиться в позиции инициатора общения;
не подкрепляя свою речь наглядными материалами, примерами;
не инициируя ответную реакцию собеседников вопросами к аудитории и т.д.
Специалисты по ораторскому мастерству (П. Сопер, Н.М.Ткаченко, С.Ф. Иванова, В.В. Одинцов, М.Р. Львов и др.) выделяют несколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению
неточность высказываний;
неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитат;
чрезмерное использование иностранных слов;
неполное информирование партнера;
высокий темп изложения информации;
наличие смысловых разрывов и скачков мысли;
неполная концентрация внимания;
витиеватость изложения;
наличие логического противоречия;
неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами;
отсутствие психологической настроенности на общение с конкретной аудиторией;
неуместное использование слов-паразитов, бытового жаргона, лексики в официальном общении.
Чтобы быть услышанным и понятым необходимо:
1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать вопросы, излагать факты или собственное мнение, описывать, убеждать, доказывать, анализировать, оценивать и т.д.;
2) продумать способ изложения информации, соответствующий цели и предметному содержанию разговора;
3) предварительно выяснить степень владения предметом держания речи собеседниками;
4) продумать вопросы к слушателю или аудитории, которые позволяют возвращать внимание к говорящему. Самые простые из этих вопросов: «не правда ли?», «вы согласны со мной?», «я понятно объясняю?», «у вас есть возражения?» и т.д.
Каждое речевое действие воплощается в лексико-грамматических конструкциях, которые целесообразно использовать для преодоления барьеров в устноречевом взаимодействии. Ниже даны некоторые из этих соответствий.
Обобщение: все это говорит о ...; обобщая все сказанное; таким образом; короче говоря; и т.п.
Уточнение: иначе говоря; я имею в виду; главным образом; скорее всего; иными словами; и т.п.
Характеристика: рассмотрим характерные черты; как известно; наиболее важно то; и т.п.
Описание: как мы узнали из текста; как утверждает; анализ результатов показал; и т.п.
Формулировка: тема моего сообщения; я буду говорить о ...; здесь утверждается, что; и т.п.
Сравнение: по сравнению с ...; это аналогично; похож на ...; отличен от ...; такой же, как; и т.п.
Утверждение: конечно; разумеется; несомненно; все знают; очевиден тот факт, что; и т.п.
Аргументация: по имеющимся результатам; я придерживаюсь точки зрения; и т.п.
Вывод: вывод состоит в том; как было доказано; отсюда следует; в итоге; в частности и т.п.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
Общение — это «улица с двусторонним движением». Чтобы общаться, человек должен выражать свои идеи, свои мысли и свои чувства собеседникам, но в то же время он должен дать возможность и собеседнику выразить свои мысли, свои желания и настроения, а значит, слушать другого. Поэтому слушание является предпосылкой правильной, уместной, интеллигентной речи.
Слушание и говорение обычно рассматривают в единстве, называемом устным общением, и соответственно определяют характер устноречевой компетенции человека.
Ведущим началом любого общения и любого вида речевой деятельности, т.е. восприятия и порождения информационно-смысловых единств, является коммуникативно-речевое побуждение партнеров по общению, выраженные в конкретной речевой форме.
Чтобы лучше понять специфику умений, формируемых в процессе слушания, следует прежде всего обозначить конкретную речевую ситуацию и соотнести с ней мотивы слушания.
Сравним соответствующие этим мотивам наборы формируемых умений:
восприятие информации от говорящих (других людей) самого себя, при котором человек воздерживается от высказывания своих эмоций;
поощряющее отношение к говорящему, подталкивающее продолжать акт общения;
незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию его мысли.
Ведущим началом усвоения языка (речи) должен быть смысл, понимаемый разными категориями слушающих именно так, как задумал говорящий.
С формированием осмысленного восприятия связаны следующие умения:
формулирование темы речевого сообщения;
членение речевых сообщений на смысловые части;
определение главной мысли смысловой части и мыслей, детализирующих главную;
установление логики речевого сообщения.
Все эти умения направлены на осознание предмета речевой деятельности — ее смыслового содержания. Ошибки в толковании смысла полученной информации нередко приводят к нарушению коммуникации.
У каждого существует глубинная потребность «быть услышанным», поэтому все люди хорошо относятся к внимательным слушателям. Именно внимательные слушатели получают самую нужную и полезную информацию.
Приемы правильного и эффективного слушания:
одобрение, поощрение собеседника к дальнейшему высказыванию, умение вовремя согласиться с ним, использовать слов одобрения;
повторение услышанного для того, чтобы собеседник понял что слушающий схватывает значение его слов;
сопереживание, подчеркивающее для собеседника ваше действительное отношение к информации, к его чувствам и переживаниям;
обобщение, дающее основу для дальнейшего обсуждения. При этом можно повторить некоторые мысли говорящего, например: «Если я правильно понял...»
На основе слушания формируются такие необходимыеречевые умения:
умение с необходимой степенью развернутости воспроизвести прослушанное во внутренней речи, а затем перевести во внешнюю;
умение обобщить и оценить содержание прослушанного, присоединяясь к чьей-то точке зрения или аргументируя собственную;
умение построить краткое или развернутое сообщение по прослушанному материалу;
умение воспроизвести по памяти полученную информацию;
умение передать услышанное третьему лицу с различной степенью точности, с элементами оценки и т.д. информации (опорных слов, тезисов, цитат, конспекта) в процесс говорения — слушания И в естественных, и в учебно-речевых коммуникативных ситуациях слушания возникают помехи, которые мешают 100%-ному восприятию и адекватному пониманию услышанного:
физические помехи — отвлекающий шум, неожиданные действия собеседников, усталость и т.п.;
ф. умственные помехи — безразличное отношение к теме разговора, озабоченность личными проблемами, сложность излагаемого материала или непоследовательность его изложения;
ф. ориентация на себя,а не на партнера — основная ошибка общения. Если это происходит в процессе слушания, то слушающий: не организует свои мысли; не воспринимает смысл услышанного; обдумывает свои соображения и аргументы желая быть «умнее собеседника», думает о том, где и как можно «улучшить» его слова, а не о том, как его понять; часто вообще не слушает, потому что говорящий ему не интересен.
Чтобы правильно и эффективно слушать, можно использовать приведенный ниже алгоритм действий:
1) слушая, не расслабляйтесь, примите активную позу;
2) следите глазами за говорящим;
3) старайтесь запомнить главные блоки информации;
4) пытайтесь мысленно опережать высказывание собеседника, а затем сравнивайте его выводы со своими;
5) задавайте говорящему уточняющие вопросы;
6) несколько раз повторите про себя полученную информацию, если она становится руководством к действию;
7) просите родных или друзей задавать вам вопросы, чтобы уточнить, правильно ли вы поняли услышанное.
Реакция людей на услышанное зависит от целей и условий коммуникации, уровней восприятия, понимания информации и ее осмысления и, следовательно, неодинакова.
В реальной коммуникации принято различать три вида слушания, которые соответствуют определенным целям восприятия, внимания и реагирования.
1.Выяснителъное слушание. Целью его является получение определенной информации для ответа на вопрос, приобретения новых данных по известной теме, понимания деталей содержания. При этом слушающий сосредоточивает внимание на конкретных высказываниях, разъясняющих интересующие его проблемы.
2.Ознакомительное слушание. Целью его является выработка общего представления о предмете сообщения для получения удовольствия от прослушанного, удовлетворения собственных интересов, установления смысловых связей между фрагментами информации, овладения знаниями для передачи их третьим лицам и др. Этот вид слушания не предполагает обязательной реакции на услышанное. Слушающий получает информацию «для себя».
Ознакомительное слушание можно рассматривать как сумму его подвидов — познавательного, развлекательного, познавательно-развлекательного.
3.Деятелъностное слушание. Целью данного вида слушания является подробное улавливание и запоминание информации с обязательным ее воспроизведением: перед другой аудиторией, пересказ слов преподавателя и т.д. В качестве материала для деятельностного слушания выступает монолог или диалог профессионального или общественно-политического характера.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ГОВОРЕНИИ И СЛУШАНИИ
Как правило, устная речевая коммуникация двунаправлена: каждый из ее участников становится то инициатором (говорящим), то реципиентом (слушающим) передаваемой информации.
Активность устного общения, эффективность, результативность взаимодействия во многом определяются тем, как поняли друг друга участники общения, как отреагировали на слова и поведение собеседника, какими действиями подтвердили правильность восприятия в обратной связи. Под обратной связью в ситуации подразумевается решение коммуникативных задач, реализуемое в реактивных (речевых или неречевых) действиях собеседников.
Для установления обратной связи в ситуации (акте) устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику понимать не только его слова, но и поведение в процессе общений (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понять вас.
Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочно предположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсем другой.
В зависимости от целей устного общения и поведения каждого из коммуникантов возможна непредвзятая, положительная обратная связь или агрессивная, носящая негативный оттенок. Типы обратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение, и подразделяются следующим образом:
активное слушание— слушание-сопереживание;
слушание-совет — слушание с целью дать совет и слушание, подразумевающее включение реплик-советов в реактивные действия слушающего;
слушание-вопрос — слушание, цель которого проконтролировать знания говорящего или получить для себя дополнительную информацию, формулируя во внутренней речи вопросы к говорящему;
слушание-критика — предвзятое слушание, предполагающее несовпадение точек зрения собеседников на проблему и попытки слушателя скорректировать содержание сообщения.
Прогнозировать или инициировать обратную связь во время речевого взаимодействия можно при условии, что каждый из участников общения использует средства и механизмы, навыки и умения слушания и говорения.
Назовем некоторые способы формирования навыков говорения и слушания:
Говорение:
говорить интересно и доходчиво (с учетом интересов слушателей);
передавать слушателям только полезную для них информацию;
правильно оформлять речевые произведения, располагая их в больших композиционных блоках (выступлениях, монологах, рассуждениях) по принципу: вступление, главная часть, выводы (заключение);
использовать речевые средства в соответствии с количественным составом аудитории (межличностное, межгрупповое, публичное общение);
применять речевые средства, соответствующие функциональному стилю, ситуации, сфере общения;
передавать содержание с использованием невербальных сигналов;
осуществлять анализ обратной реакции слушателей в процессе говорения;
регулировать темп говорения с учетом того, что устная речь воспринимается и понимается труднее, чем письменная;
Слушание:
находить в услышанном что-то полезное для себя;
стремиться «раскрывать истину» с помощью реактивных речевых действий;
сосредоточиваться на главном;
фиксировать основные положения сообщения в письменной речи (конспект, тезисы, опорные слова, цитаты и т.д.);
воздерживаться от советов и «приговоров» до серьезного осмысления сказанного;
задавать уточняющие вопросы;
формулировать выводы во внутренней речи;
анализировать невербальные сигналы говорящего;
проводить анализ и оценку содержания сообщения, а не поведения говорящего и т.д.
Инициатор общения должен отвечать на вопросы слушающего. Не обращать внимание на уточняющий вопрос — значит спровоцировать непонимание или неправильное понимание собственных слов. В ответ на такие вопросы не стоит повторять в деталях свой информационный блок. Можно ограничиться повтором цитата, цифры, понятия, определения.
Слушатель выражает полное понимание репликами: «Теперь ясно!», «Так» и т.д.
Каждый человек стремится к тому, чтобы лучше понимать и быть понятым. Однако в непонимании чаще всего повинны обе стороны коммуникации.
Видно, что для достижения обратной связи необходимо преодолеть ряд барьеров и помех общения:
барьеры передачи информации — нечеткое представление инициатором общения предмета разговора, отсутствие логики в высказываниях, артикуляционные проблемы, тембр голоса и т.д.
барьеры восприятия информации — неподготовленность к разговору на заданную тему, отсутствие навыков осмысления, трансформации, обобщения информационных блоков, неразвитость механизмов вероятностного прогнозирования и т.д.
объективные помехи в общении — физиологические помехи), психологические, а также отсутствие общего языка общения, неожиданность сообщения и т.д. Барьерами общения могут быть раздражение или гнев, чувство неудовлетворенности, которые провоцируют невнимательность, поспешность выводов и т.д. самоконтроль или контроль ситуации слушающим, осуществляемый на протяжении всего процесса коммуникации и включающий несколько этапов: контроль подготовки информации к передаче; контроль полноты восприятия информации; контроль формулирования реактивных речевых высказываний в соответствии с типом обратной связи.
Среди методов контроля самый популярный — уточняющие или наводящие вопросы, переспрос слов или высказываний.
Лучше всего обратная связь устанавливается, когда собеседники демонстрируют естественное участие и восприятие всего сообщения в целом. Хороший путь к взаимопониманию — отзывчивость к потребностям собеседника.
ПРИМЕНЕНИЕ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ И СЛУШАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИИ
Умения говорить и слушать — это искусство. Для того чтобы его постичь, нужно приложить немало усилий.
Причина, по которой большинство людей не в состоянии адекватно воспринимать слова собеседника довольно проста: они просто не хотят и не умеют слушать, хотя роль слушания в процессе общения не менее, а иногда и более важна, чем роль инициативного говорения.
Слушание и говорение — две стороны одного процесса — устной речи, поэтому развитие умений в одном из этих видов речевой деятельности обязательно ведет к развитию реактивных умений.
Следующие умения называют основными для эффективного общения:
умение производства — восприятия речевого материала на элементарном уровне: узнавание звуков, звукосочетаний, слов, понимание структуры предложения, установление смысловых связей между частями предложения, понимание его структуры;
умение устанавливать смысловые связи между отдельными фразами, информационными единицами;
умение использовать необходимые механизмы речи и речевые средства для передачи — получения информации и осуществления речевых действий;
умение адекватно представлять предметы речевой деятельности (мысли, факты, понятия, функции, свойства, явления) в учебных или естественных речевых действиях.
Поскольку предметом речевой деятельности во всех ее видах является смысловое содержание речи, самое пристальное внимание необходимо уделить развитию таких навыков восприятия речи, как запоминание, понимание, осмысление, опережающее прогнозирование высказываний (сообщений), уяснение связей и отношений между элементами информации и явлениями реальной действительности, мотивами говорящего и т.д.
Хорошие слушатели быстрее привлекают интересного со6еседника. Слушающий, поставивший цель сосредоточить внимание на самом важном в получаемой информации, должен предварительно решить, что для него важнее: узнать факты, узнать мнение собеседника по одному вопросу или по многим вопросам, просто оценить его эмоциональное состояние для продолжения разговора.
Примеры формулировок уточняющих вопросов, которые помогают решить эту проблему.
Чтобы уточнить ситуацию, можно, например, спросить когда именно вы начинаете работу над этим планом? Сколько человек задействовано в этом проекте? На сколько правильными были ответы студентов на вопросы? и др.
Чтобы узнать мнение, можно спросить: как вы думаете, этот план выполним? Будет ли выполнен график работ? Хватит, этой суммы, чтобы реализовать замысел? Ответы были искренни?
Зачастую однозначно понять и принять услышанное мешает наличие в речи говорящего таких слов, как большинство, много, скоро, существенный и т.д. Слушающему нужно уточнять, что говорящий подразумевает под ними, чтобы не исказился смысл сообщения.
Зная, что говорящий весьма часто употребляет в речи неточные, двусмысленные формулировки, стоит заранее спланировать возможные вопросы к говорящему. Считается, что беседа в стиле «вопрос — ответ» способствует, а не препятствует пониманию. Но, формулируя вопросы, надо говорить с говорящим «на одном языке», дать ему возможность высказаться до конца, не перебивая его.
В процессе любой коммуникации, предполагающей ценность передаваемой получаемой информации, полезно делать записи, поскольку воплощение ситуации общения разных видов речевой деятельности повышает результат взаимодействия.
251
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Договор банковского вклада 6 |
Реферат | Идея социализма и марксизм |
Реферат | Аналіз праці Рене Декарта |
Реферат | Специфика социального партнерства |
Реферат | The Good LifeAs Viewed In Ancient Europe |
Реферат | Филипп Шарль Луи |
Реферат | Гражданская оборона:история,современность,перспектива |
Реферат | Редагування формул у WORD |
Реферат | Революции в России |
Реферат | Христианский социализм |
Реферат | Супрамолекулярная химия |
Реферат | Библиотечные объединения |
Реферат | I. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в современном образовательном процессе |
Реферат | Літературний образ Запорозької Січі |
Реферат | Навигационные комплексы Гланасс и Новстар |