Содержание
информационный телемедицина консультирование пациент
Введение
Информационные технологии в современной медицине
Диагностика и внедрение информационных технологий
Применение новых технологий в медицине
Видеоконференция – живое общение на расстоянии
Направления применения видеоконференцсвязи
Современная телемедицина
Основные направления телемедицины
Развитие телемедицины в мире
Перспективы развития телемедицины
Телеобучение
Телемедицина и Интернет
Коммуникация – как способ консультирования пациентов
Заключение
Список литературы
Введение
Термин “телемедицина” объединяет множество телекоммуникационных и информационных методов, а также их разнообразные клинические приложения. Наибольшее распространение, вероятно, получило интерактивное видео. Хотя первые программы по телемедицине были разработаны почти 40 лет назад, за последние десять лет технология шагнула далеко вперед. Несмотря на быстрое развитие телемедицины, ее услугами пользуется относительно небольшое число больных (в 1996 г. — приблизительно 21 000). Такое положение отчасти обусловлено отсутствием четкой стратегии финансирования и оплаты услуг в этой области медицины, трудностями, связанными с лицензированием медицинской деятельности, проблемами, касающимися ответственности врача и т. п. В последние годы на телемедицину выделяются значительные средства из государственного бюджета. Законодатели и должностные лица как федерального, так и регионального уровней разрабатывают ключевые положения государственной политики в отношении этой отрасли. Данных об эффективности телемедицины недостаточно, хотя проведенные по этой теме исследования дали положительные результаты. Анализ экономической эффективности отдельных клинических приложений пока не проводился.
Научные, технические, экономические и социальные условия для развития телемедицины существуют почти во всех развитых странах. За последние 20 лет во многих областях Северной Америки внедрены мощные цифровые сети и новые способы телекоммуникации. Техническое и программное обеспечение стало быстрее, мощнее, дешевле и проще в применении. Появилась возможность создания и редактирования цифровых изображений высокого разрешения, которые можно хранить в сжатом виде. Значительно улучшился доступ к информации, касающейся здоровья. Спустя почти 40 лет после того, как впервые была показана возможность оказания врачебной помощи на расстоянии, телемедицина стала внедряться в широкую медицинскую практику.
Информационные технологии в современной медицине
Стремительно набирая темпы в последние десятилетия, прогресс на фоне повсеместного внедрения компьютерных информационных технологий (IT-технологий) охватил и медицину. Сегодня информационные системы в медицине используются всё шире: при создании серьёзной клиники без IT-составляющей уже не обойтись. Особенно актуально их внедрение в практику деятельности коммерческих клиник и медицинских центров, ведь помимо пользы для медперсонала и пациентов, информационные системы выгодны с чисто экономической точки зрения. И далеко не случайно, намереваясь финансировать медучреждения либо даже их сети, инвесторы прежде всего закладывают в инвестиционный бюджет оснащённость клиник современными IT системами. Совершенно очевидно, что информационные системы необходимо использовать в виде целостного комплекса, органично интегрирующего в себе все стороны работы медучреждения. Вот почему локальные компьютерные программы ныне сводятся в единые комплексные медицинские информационные системы (КМИС), в основу создания которых заложен модульный принцип, где каждый из модулей-подсистем, предназначенных для решения «своих» специфических задач, тесно взаимосвязан с остальными. При этом деятельность медицинского персонала в едином информационном пространстве обеспечивается за счёт взаимного использования модулями информации из всех подсистем. Наиболее значимыми модулями каждой КМИС являются АРМ (автоматизированные рабочие места руководителей, сотрудников регистратуры, врачей-специалистов и представителей вспомогательного персонала клиники), электронная регистратура (списки пациентов и данные о них, электронные истории болезни, те или иные формы отчётности), медицинские программы формирования схем лечения (с детальным указанием диагностических показаний, выполняемых манипуляций, применяемых медикаментов, лечебных инструментов и материалов), условия расчётов с подрядчиками и автоматический расчёт стоимости работ, учёт бухгалтерских и кассовых операций, складской учёт и т.д. КМИС, таким образом, объединяют в единое комплексное целое решение задач различных типов: управленческих, диагностических, терапевтических, статистических и многих других. Что, конечно же, позволяет наиболее эффективно организовать слаженную работу медицинского учреждения, оптимизируя управление всеми его структурами и возводя на качественно новый уровень оказание медицинских услуг.
Широкими возможностями обладает и сама по себе электронная история болезни, которую называют ещё электронной медицинской картой (EHR - electronic health records), представляющая собой современную систему программного обеспечения и модулей, которые позволяют свести воедино различные структуры лечебного учреждения. Теперь каждый врач-специалист клиники имеет возможность без напрасной траты времени на бюрократические формальности и писанину при помощи компьютера вносить в электронную карту информацию о результатах обследования и ходе лечения пациентов, сопоставляя собственные наблюдения с мнением коллег. Актуальность скорейшего отказа от прежних, «бумажных», и перехода к принципиально новым, электронным методам ведения медицинской документации и учёта осознают и на высоком государственном уровне. С 1 января 2008 г. в РФ начал действовать первый национальный стандарт в области медицинской информатики, который получил название «Электронная история болезни пациента». Введение нового стандарта - первый шаг к тому, чтобы забыть, наконец, оставив их в прошлом, о рукописных томах медицинских карт, испещренных записями врачей-специалистов, неразборчивость почерка которых стала темой для анекдотов.
Всё новое всегда пробивает себе дорогу с большим трудом. Переход от бумажных носителей информации к электронным не избавлен от целого ряда объективных сложностей вследствие инерции мышления и нежелания многих отказываться от устоявшихся в сознании стереотипов. Негативно сказывается дороговизна компьютерной базы и её неразвитость в масштабах страны, тотальная компьютерная безграмотность персонала, в особенности старших поколений, а главное – отсутствие достаточно эффективного механизма защиты информации. И всё же прогресс не остановить: в стране сегодня уже действуют сотни клиник, где применение КМИС и в частности электронных карт стало обыденным явлением.
Диагностика и внедрение информационных технологий
На сегодняшний момент в различных медицинских учреждениях проводятся традиционные, а также современные методы диагностических исследований. Определенно, любое лечение необходимо начинать с определения диагноза.
Электрокардиограмма, эхокардиография, ультразвуковое исследование, гастроскопия, а также всевозможные эндоскопические исследования и многое другое. В настоящий момент без применения традиционной рентгенодиагностики тяжело осознать определение и уточнение диагноза, распространение патологического процесса. Однако, чтобы названные методы диганостики работали более эффективно, следует внедрять в сферу медицины информационные технологии. Ведь в медицинских учреждениях без эффективного исследования тяжело оценить эффективность дальнейшего лечения пациента. В большинстве случаях данный вид исследования – наиболее оптимальный и лучший вариант. Поэтому внедрение информационных технологий во всю работу медицинских учреждений – задача первостепенной важности. Рентгенография – весьма доступная и, совсем, безболезненная методика, с помощью которой выявляют большое количество патологических изменений в организме человека. В рентгенологическое исследование необходимо для диагностики проблем и повреждений скелета. Оно помогает точно определить область поражения, а также распространенность процесса. В настоящее врем в Росси каждый день в больницы обращается очень большое количество пациентов с костными проблемами. Информационные технологии, внедренные в работу медицинских учреждений, помогут быстрее и эффективнее помочь всем этим людям. В настоящее время в нашей стране существуют большое количество медицинских учреждений, которые помогают нашим жителям справляться с множеством опасных и не очень недугов. Современное медицинское учреждение. Что же оно собой представляет, какой спектр услуг они обеспечивают и как увидеть критерии его эффективности? Теперь можно ответить на этот вопрос. Медицинское учреждение может полноценно работать только в условиях, внедренных информационных технологий. Множество критериев играет важную роль, но будущее за реформирование сферы здравоохранения именно в этом направлении.
Применение новых технологий в медицине
Сейчас компьютеры занимают очень важное место не только в жизни отдельного человека, но и в жизни общества в целом. Применение информационных технологий становится важной частью любой фирмы или офиса. Сейчас большое внимание уделяется внедрению компьютеров в работу Больниц и поликлиник, поскольку это значительно упрощает работу с бумагами, помогает в определении диагноза пациента и ещё многом другом.
К сожалению, во многих больницах нашей страны техника если не допотопная, то и не новая. Часто, даже в тех лечебных заведениях, где техника находится в хорошем состоянии, не хватает людей, которые могут её применить, так как не имеют специальных навыков для этого. Что же нужно сделать, чтобы исправить такое положение дел? На первый взгляд, кажется, что исправить ситуацию будет если не невозможно, то очень сложно. Впрочем, если посмотреть на эту проблему с другой стороны, то задача уже не, кажется такой неразрешимой. Одним из способов решения сложившейся задачи является помощь государства. Но не просто бездумное вмешательство, а чёткий план действий. Правительство уже делает важные шаги в решении проблемы. Один из национальных проектов как раз и связан с внедрением новых информационных технологий в здравоохранение: поставляется новая техника, проводятся курсы для медицинского персонала, что позволяет врачам осваивать новые приборы. Зимой 2001 года была создана Ассоциация Развития Медицинских Информационных Технологий целью, которой стало оказание помощи в выборе, приобретении и обслуживании приборов медицинского назначения. Стал так же выходить каталог, посвященный внедрению нового оборудования в медицину.
Можно надеется, что с появлением А.Р.М.И.Т. в сфере оказания медицинских услуг, будет сделан важный шаг в будущее, что позволит врачам не только нашей страны, но и всего мира совместно решать проблемы с лечением сложнейших заболеваний Основная задача Ассоциации это координация работ по информационной совместимости компьютерных систем и их стандартизации. Она не будет требовать больших затрат, предполагая отказ от примитивного желания доказать свою незаменимость и неординарность выбором «своего» пути, а не технологичностью и качеством разработок. Но здравоохранение – это огромная индустрия, живущая по внегласным законам. И без создания социальных и экономических условий, стимулирующих внедрение компьютерных систем настоящего прогресса добиться не получится.
Видеоконференция – живое общение на расстоянии
Видеосвязь – современный способ делового общения. Видео конференция востребована при дистанционном обучении, позволяя проводить курсы, тренинги и семинары для сотрудников компаний с целью повышения их квалификации. Благодаря видеосвязи вы сможете провести онлайн обучение с специалистом, который не имеет возможности приехать в вашу компанию для обучения персонала. Видео конференция активно используется в управлении компаниями для проведения совещаний, планерок, решения важных вопросов с региональными представительствами. Широко применяется видеосвязь в медицине, системах безопасности и других областях нашей жизни. Видеосвязь предпочтительнее звонка по телефону в ситуациях, когда требуется разобраться в проблеме и принять верное решение, убедить в чем-либо собеседника, провести эффективное обучение или деловые переговоры. Видеоконференция незаменима и в других ситуациях, когда необходимо зрительное восприятие информации и представление визуально документов, схем, чертежей и т.д. Доказано, что информация, полученная в аудиоформате, усваивается частично. Видеоконференция позволяет не только передавать информацию через видеосвязь, но и способствует ее лучшему восприятию. В ходе проведения сеанса видеоконференцсвязи вы сможете сопровождать информацию визуально: графики, чертежи, диаграммы, презентации и т.д. Именно благодаря возможности видеосвязи использовать в режиме реального времени передачу визуальных данных, видеоконференцсвязь широко используется различными компаниями в ходе дистанционного обучения. Экономия времени и средств. Применяя в своей работе видеосвязь, вы сокращаете как экономические, так и временные затраты на проведения семинаров, обучающих курсов, конференций и консультаций своих сотрудников. Одна удачно проведенная видеоконференция позволит сэкономить вам средства и добиться желаемого эффекта. Одновременное общение с несколькими собеседниками Видеоконференцсвязь позволяет общаться с неограниченным количеством собеседников в режиме реального времени. Дополнительные преимущества видеоконференцсвязи. По оценкам специалистов, видеоконференцсвязь, заменяя личное присутствие на встречах и собраниях, способствует меньшему утомлению сотрудников и благоприятно влияет на их психологическое состояние. Доказано, что в ходе сеанса видеоконференцсвязи человек чувствует себя более комфортно, чем при личной встрече. Видеоконференция необходима для полноценной и слаженной работы всех подразделений, для эффективного обучения персонала и других целей.
Направления применения видеоконференцсвязи
Видеоконференция применяется как средство оперативного принятия решения в той или иной ситуации; при чрезвычайных ситуациях; для сокращения командировочных расходов в территориально распределенных организациях; повышения эффективности; проведения судебных процессов с дистанционным участием осужденных, а также как один из элементов технологий телемедицины и дистанционного обучения. Во многих государственных и коммерческих организациях видеоконференция приносит большие результаты и максимальную эффективность, а именно:
снижает время на переезды и связанные с ними расходы;
ускоряет процессы принятия решений в чрезвычайных ситуациях;
сокращает время рассмотрения дел в судах общей юрисдикции;
увеличивает производительность;
решает кадровые вопросы и социально-экономические ситуации;
предотвращает усталость и стресс;
позволяет следить за состоянием рынка и быстро реагировать на его изменения;
дает возможность принимать более обоснованные решения за счёт привлечения при необходимости дополнительных экспертов;
быстро и эффективно распределяет ресурсы, и так далее. Для общения в режиме видеоконференции абонент должен иметь терминальное устройство (кодек) видеоконференцсвязи, видеотелефон или иное средство вычислительной техники. Как правило в комплекс устройств для видеоконференцсвязи входит:
центральное устройство — кодек с видеокамерой и микрофоном, обеспечивающего кодирование/декодирование аудио- и видео- информации, захват и отображение контента;
устройство отображения информации и воспроизведения звука.
В качестве кодека может использоваться персональный компьютер с программным обеспечением для видеоконференций. Большую роль в видеоконференции играют каналы связи, то есть транспортная сеть передачи данных. Для подключения к каналам связи используются сетевые протоколы IP или ISDN. Существует два режима работы ВКС (видеоконференцсвязь), которые позволяют проводить двусторонние (режим «точка-точка») и многосторонние (режим «многоточка») видеоконференции. Как правило, видеоконференцсвязь в режиме «точка-точка» удовлетворяет потребности только на начальном этапе внедрения технологии, и довольно скоро возникает необходимость одновременного взаимодействия между несколькими абонентами. Такой режим работы называется «многоточечный» или многоточечной видеоконференцсвязью. Для реализации данного режима требуется наличие активации многоточечной лицензии в кодеке при условии, если устройство поддерживает данную функцию, либо специального видеосервера MCU (англ. Multipoint Control Unit), или программно-аппаратной системы управления.
Современная телемедицина
Телемедицина («медицина на расстоянии» от греч. «tele» - вдаль, далеко) по определению ВОЗ – метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором. Предоставление услуг осуществляется представителями всех медицинских специальностей с использованием информационно-коммуникационных технологий после получения информации, необходимой для диагностики, лечения и профилактики заболевания. Телемедицина – это достаточно новое направление на стыке нескольких областей - медицины, телекоммуникаций, информационных технологий. Бесспорно, что одно из главных достоинств телемедицины - это возможность предоставить высококвалифицированную помощь специалистов ведущих медицинских центров в отдаленных районах и существенно сэкономить при этом затраты пациентов. Поэтому в России, территорию которой разделяет более десятка часовых поясов, ее развитие обусловлено самой географией страны. Возможность консультирования с коллегами из крупных медицинских центров снимает проблему профессиональной изолированности медицинских работников небольших населённых пунктов. Практические врачи в процессе регулярного консультирования получают дополнительный опыт и знания. Благодаря телемедицине они могут «посещать» видеолекции или наблюдать за ходом операции, проводимой самыми авторитетными специалистами, находясь в этот момент за сотни и тысячи километров.
Основные направления телемедицины
Телемедицинские консультации осуществляются при помощи передачи медицинской информации по электронным каналам связи. Консультации могут проводиться как в «отложенном» режиме по электронной почте - наиболее дешевым и простым способом передачи медицинской информации, так и в режиме реального времени on-line с использованием каналов связи и видеоаппаратуры. Плановые и экстренные видеоконсультации и видеоконсилиумы - это непосредственное общение между врачом-консультантом и лечащим врачом, при необходимости - с участием больного. Причем, сеанс видеоконференцсвязи может проходить как между двумя абонентами, так и между несколькими абонентами в так называемом многоточечном режиме, т.е. наиболее сложные случаи могут обсуждаться консилиумом врачей из разных медицинских центров. Телемедицинские системы позволяют организовать диалог с врачом-экспертом (видеоконференцию) на любом расстоянии и передать практически всю необходимую для квалифицированного заключения медицинскую информацию (выписки из истории болезни, рентгенограммы, компьютерные томограммы, снимки УЗИ и т.д.). Необходимым условием для проведения телеконсультации в реальном времени является наличие качественных каналов связи. Видеоконференцию можно проводить как по цифровым телефонным линиям ISDN, так и по IP-сетям. Сегодня для видеоконференций можно использовать практически любые цифровые каналы связи с достаточно широкой полосой пропускания.
Развитие телемедицины в мире
По представлениям специалистов телемедицина остается, в первую очередь, дистанционной диагностикой, но её потенциальные возможности значительно шире. Сетевые технологии предоставляют возможность документальной передачи историй болезни при переводе больных из клиники в клинику, оперативное решение вопросов страхования и оплаты, новые возможности повышения квалификации врачей, широкое внедрение новых медицинских технологий и методов, дистанционные медицинские консультации, консилиумы, телеконференции, и телеманипуляции (дистанционное управление аппаратурой и даже хирургические вмешательства на расстоянии). Первой страной, поставившей телемедицину на практические рельсы стала Норвегия, где имеется большое количество труднодоступных для традиционной медицинской помощи мест. Второй проект был осуществлен во Франции для моряков гражданского и военного флотов. А сегодня уже трудно назвать западноевропейскую страну, где бы не развивались телемедицинские проекты. Особый размах сеансы «телемедицины» получили в США. В настоящее время во многих странах и в международных организациях разрабатываются многочисленные телемедицинские проекты. ВОЗ разрабатывается идея создания глобальной сети телекоммуникаций в медицине. Имеется в виду электронный обмен научными документами и информацией, её ускоренный поиск с доступом через телекоммуникационные сети, проведение видеоконференций, заочных дискуссий и совещаний, электронного голосования. Получают развитие и международные сети медицинских телекоммуникаций, направленных на разные цели: система «Satellife» — для распространения медицинских знаний в развивающихся странах и подготовки кадров, «Planet Heres» — предложенная ВОЗ система глобальных научных телекоммуникаций, международной научной экспертизы и координации научных программ, другие системы и сети. Европейское сообщество уже несколько лет назад финансировало более 70 международных проектов, нацеленных на развитие различных аспектов телемедицины: от скорой помощи до проведения лечения на дому. Главной задачей проектов является развитие методов медицинской информатики, нацеленных на регистрацию и формализацию медицинских данных, их подготовку к передаче и приему. Разрабатываются и испытываются алгоритмы сжатия информации, стандартные формы обмена информацией как на уровне исходных данных (изображений, электрических сигналов, например электрокардиограмм, и т. д.), так и на уровне истории болезни. Идет разработка автоматизированных рабочих мест по различным врачебным и диагностическим специальностям (ультразвуковая диагностика, компьютерная томография, рентгенология, биохимия). Все разрозненные на первый взгляд проекты на самом деле хорошо скоординированы, существуют проекты, интегрирующие все конкретные разработки, а также проекты, осуществляющие оценки эффективности частных проектов и распространение лучших решений. Практически все проекты дублированы, то есть ЕЭС заведомо идет на увеличение расходов, чтобы получить наилучшие решения. В настоящее время в мире известны более 250 телемедицинских проектов, которые по своему характеру делятся на клинические, образовательные, информационные и аналитические. По географической распространенности проекты распадаются на: местные, региональные, общенациональные и международные. Многие проекты являются многоцелевыми, в половине случаев они связаны с телеобразованием и телеобучением. В каждом четвёртом проекте новые каналы передачи информации используются для нужд управления и администрации. В 23 % телемедицина используется для медицинского обслуживания жителей сельских и удаленных районов.
Перспективы развития телемедицины
Хотя сегодня телемедицина остается, в первую очередь, дистанционной диагностикой, её потенциальные возможности значительно шире. К перспективным направлениям телемедицины относятся телехирургия и дистанционное обследование. Существенным является активное воздействие на организм пациента специалиста, находящегося на расстоянии. Развивается в настоящее время в двух направлениях: дистанционное управление медицинской диагностической аппаратурой и дистанционное проведение лечебных воздействий, хирургических операций на основе использования дистанционно управляемой робототехники. Безусловно, данное направление предъявляет наиболее высокие требования ко всем элементам телемедицинского комплекса, особенно к надежности и качеству телекоммуникаций. В настоящее время некоторые варианты дистанционного управления уже входят в практику. Примером может служить управление сетевыми видеокамерами, что эффективно при наблюдении за состоянием пациентов в палатах интенсивной терапии и дистанционном контроле хирургических операций. Другим примером дистанционного управления является управление удаленным микроскопом, благодаря чему врач-консультант получает возможность проведения патогистологического или патоцитологического исследований в полном объеме, просмотра всех имеющихся образцов материала (телеморфология). Такое направление как телехирургия находится в стадии экспериментальных разработок. Предполагает использование телеуправляемых манипуляторов и дистанционное управление ими непосредственно при проведении операций (управление скальпелем, лазером и т.д.). Наиболее ответственное и сложное с точки зрения реализации направление в настоящее время является сугубо экспериментальной методикой, внедрение которой в практику требует выполнения многих технологических инноваций. Однако, примеры экспериментального дистанционного использования роботов-манипуляторов уже есть: врачи медицинского центра университета Южной Калифорнии начали проводить пробные хирургические операции с помощью хирургического робота. Перспективы телемедицины связаны с дальнейшей миниатюризацией контрольно-измерительных средств, внедрением смарт-технологий, робототехники, новейших достижений информатики, прикладных аспектов нанотехнологии. Вполне проявившей себя тенденцией развития телемедицинских технологий является формирование региональных телемедицинских сетей. Такие сети, с одной стороны, будут развиваться вглубь территорий, охватывая все большее число медицинских учреждений, а с другой стороны – объединяться друг с другом. При создании телемедицинских сетей будут использоваться практически все доступные средства связи – наземные и спутниковые, волоконно-оптические и беспроводные, широкополосные сети передачи данных и сети мобильной телефонной связи. В настоящее время во многих странах и международных организациях разрабатываются многочисленные телемедицинские проекты. ВОЗ разрабатывает идею создания глобальной сети телекоммуникаций в медицине. Имеется в виду электронный обмен научными документами и информацией, её ускоренный поиск с доступом через телекоммуникационные сети к специализированным базам данных, проведение видеоконференций, заочных дискуссий и совещаний, электронного голосования. Телемедицина - это использование достижений телекоммуникационных технологий в здравоохранении. Телемедицина позволяет поднять эффективность лечения и диагностики на качественно новый уровень. С помощью телемедицинских технологий можно, например, удаленному больному, оказать высоко квалифицированную медицинскую помощь. Врачи могут поставить диагноз, на основании полученных через электронную почту или глобальную сеть Интернет изображений рентгеновских снимков, компьютерных томограмм, электрокардиограмм, электроэнцефалограмм или других данных лабораторных и инструментальных исследований больного. В связи с тем , что зачастую основная часть узких специалистов в различных областях медицины работает в специализированных медицинских центрах крупных городов, это привело к определенной централизации медицинской помощи. Однако достижения телемедицины устраняют необходимость в физическом присутствии специалиста на месте. Современные телемедицинские подходы позволяют проводить удаленные консультации врачей и их пациентов, находящихся в самых отдаленных районах. При этом для проведения консультации тяжелого больного врач может полагаться не только на собственный опыт. Благодаря телемедицинским технологиям врачи и специалисты могут слушать лекции известных ученых по самым актуальным проблемам здравоохранения и медицинской науки, поддерживать профессиональные связи с ведущими мировыми научными центрами, а также со своими коллегами из соседних районных больниц или с ведущими специалистами областного центра. Крайне привлекательна возможность использования технологий видеоконференций, позволяющих сторонам живое общение в режиме видео. Когда врач сталкивается со сложным случаем в практике, он советуется, консультируется с коллегами. Очень часто возникает потребность общаться с коллегами не только из своей больницы, а с коллегами из других медицинских организаций, как в России так и за рубежом, при этом обмениваясь медицинской документацией, снимками, видеоизображениями. При современном уровне развития информационных технологий становиться возможным, обмениваться электронными версиями таких документов, общаться при помощи Интернета, устраивать видеоконференции. Устоявшегося определения понятия "телемедицина" не существует, но, на наш взгляд, наиболее полным является определение, данное Американской Ассоциацией Телемедицины: "Предмет телемедицины заключается в передаче медицинской информации между отдаленными друг от друга пунктами, где находятся пациенты, врачи, другие провайдеры медицинской помощи, между отдельными медицинскими учреждениями. Телемедицина подразумевает использование телекоммуникаций для связи медицинских специалистов с клиниками, больницами, врачами, оказывающими первичную помощь, пациентами, находящимися на расстоянии, с целью диагностики, лечения, консультации и непрерывного обучения". Телемедицина - это направление на стыке нескольких областей - медицины, телекоммуникаций, информационных технологий, образования. Направление это достаточно новое, особенно для России.
Телеобучение
Проведение телемедицинских лекций, видео семинаров, конференций. Во время таких лекций преподаватель имеет интерактивный контакт с аудиторией. В результате использования инфокоммуникационных технологий у врача появилась реальная возможность непрерывного профессионального образования, включающего как теоретическую, так и практическую подготовку. Лекции, как и видео консультации могут проходить в многоточечном режиме, таким образом, лекция может быть прочитана сразу для слушателей из нескольких регионов. Применение сетевых видеокамер, позволяет организовать трансляцию хирургической операции. Например, через стандартные средства Интернета можно получить доступ к видеокамерам, установленным в лаборатории телемедицины и операционных Российского научного центра хирургии РАМН. Данная технология может использоваться также в целях «теленаставничества», когда более опытный врач может дистанционно контролировать действия своего менее опытного коллеги в режиме реального времени. Получают развитие мобильные телемедицинские комплексы (переносные, на базе реанимобиля и т.д.) для работы на местах аварий. Российское здравоохранение весьма заинтересовано в малогабаритных мобильных диагностических комплексах, которые можно использовать в отсутствии телемедицинских кабинетов и центров, непосредственно там, где возникла необходимость. Этими средствами должны быть оснащены и врачи скорой помощи, и семейные врачи, врачи районных и сельских больниц, бригады медицины катастроф и санитарной авиации, медицинских формирований МЧС. Современный мобильный телемедицинский комплекс должен объединять в себе мощный компьютер, легко сопрягаемый с разнообразным медицинским оборудованием, средства ближней и дальней беспроводной связи, средства видеоконференции и средства IP-вещания. Телемедицинские системы динамического наблюдения используются для наблюдения за пациентами, страдающими хроническими заболеваниями. Эти же системы могут применяться на промышленных объектах для контроля состояния здоровья работников (например, операторов на атомных электростанциях). Многообещающим направлением развития дистанционного биомониторинга является интеграция датчиков в одежду, различные аксессуары, мобильные телефоны. Например, жилет с набором биодатчиков, регистрирующих ЭКГ, артериальное давление и ряд других параметров, или мобильный телефон с возможностью регистрации ЭКГ и отправки ее средствами GPRS в медицинский центр, а также с возможностью определения координат человека в случае угрозы жизни. Доступность средств связи и сервисов Интернет позволяет развивать такое направление, как «домашняя телемедицина». Это дистанционное оказание медицинской помощи пациенту, находящемуся вне медицинского учреждения и проходящему курс лечения в домашних условиях. Специальное телемедицинское оборудование осуществляет сбор и передачу медицинских данных пациента из его дома в отдаленный телемедицинский центр для дальнейшей обработки специалистами. Примером может служить система мониторинга больных с сердечной недостаточностью, нуждающихся в регулярных и частых обследованиях, стоимость лечения которых существенно уменьшается за счет использования телемедицины. Имеются комплексы, включающие датчики, измеряющие температуру тела, давление крови, парциальное давление кислорода, ЭКГ и функции дыхания, соединенные с настольным монитором, который в свою очередь автоматически отправляет данные в контрольный центр. Для пациентов - это возможность оперативно, без утомительных и дорогостоящих поездок, по месту жительства получать высококвалифицированные консультации. Кроме того, возможен аудио-визуальный контакт с врачами во время проведения консультации или диагностической процедуры.
Телемедицина и Интернет
Телемедицина связана с развитием глобальной сети Интернет, через которую можно, в принципе, осуществлять все задачи, которые ставятся перед телемедициной. Однако отсутствие гарантированной полосы пропускания между участниками телеконсультации приводит к замедлению передачи визуальной информации и ограничению в передаче аудиоинформации. Кроме того, Интернет является открытой сетью, а передача медицинских данных пациентов и их обсуждение в открытом для всех режиме является с правовой точки зрения недопустимым. Введение строгой защиты информации связано с необходимостью соблюдения конфиденциальности медицинской информации. Поэтому использование телекоммуникаций в медицине развивается по двум основным направлениям: через открытую сеть Интернет и по закрытым корпоративным сетям собственно телемедицины или в режиме выделенных на время телеконсультации фрагментов существующих сетей в режиме «точка — точка» или «точка — многоточка». Это соответствует более высоким требованиям к передаче информации, особенно рентгенограмм, томограмм, микроизображений и др. Необходимым условием также является разработка, внедрение и соблюдение стандартов получения и представления медицинских изображений (рентгенорадиологических, микроскопических, цветопередачи накожных проявлений заболеваний и др.). Несмотря на отмеченные ограничения, телемедицинские консультации с определёнными ограничениями осуществляются и через Интернет (с использованием IP-соединения). В этих случаях, как правило, не передаются в процессе обсуждения видеоизображения больных, лечащего врача, консультанта другие видеоматериалы, а только статические графические материалы, с которыми можно работать с использованием так называемой общей «белой доски» в режиме NetMeeting. А сама консультация поддерживается в интерактивном голосовом варианте. Использование Интернет и телекоммуникационных технологий стало неотъемлемой частью медицинской науки и практики, влияет на поведение врачей. Так выборочный опрос 400 американских врачей в марте 2001 года показал, что 356 из них регулярно пользуются Интернетом для пополнения своих знаний, для повышения эффективности работы и для контактов с пациентами. Информация из Интернета в определённой мере влияет на диагнозы, которые ставят врачи, и на выбор лекарств, которые они прописывают своим пациентам. Уже к 1999 году в Интернете было 15 тыс. медицинских веб-сайтов, охватывающих все медицинские специальности. На них публикуется немало обзорных работ с иллюстрациями и другой справочной медицинской информации. В плане телемедицины или, так называемой Интернет — медицины, организуется представление клинических случаев для получения мнений специалистов всего мира. Активно использует и пропагандирует это направление Уральский НИИ травматологии и ортопедии. Однако следует иметь в виду отсутствие при использовании такой технологии возможности интерактивного обмена мнениями и определённые юридические вопросы в отношении идентификации консультантов. Через Интернет можно производить трансляцию процедур и операций в образовательных целях. Тем не менее, Интернет не может рассматриваться, как основная база для непрерывного обучения, но можно использовать его возможности, как составную часть этого процесса. Благоприятные условия создаются лишь в том случае, если соединение не требует длительного времени, то есть при наличии каналов, отвечающих довольно высоким требованиям, чему соответствуют в основном волоконно-оптические или спутниковые линии связи. Телемедицина в сочетании с Интернет-технологиями позволит более рационально использовать научный и практический потенциал медицины и здравоохранения. Следующее расширение — энерго-информационнонная, эфирная сфера - не подчиняющаяся понятиям геометрического расстояния. То есть мысль, большой спектр умение врача будут существовать повсеместно.
Коммуникация – как способ консультирования пациентов
Сфера применения современных информационных технологий позволяет использовать во врачебной практике методику коммуникативного взаимодействия между медицинским работником и пациентом. Это новый подход в консультировании, основная сущность которого заключается в достижении взаимопонимания со стороны медицинского персонала лечебного учреждения и лица, обратившегося за медицинской помощью.
Консультирование пациентов основывается на принципах высокого профессионального подхода к оказанию медицинской помощи, деликатности и толерантного отношения. Можно сказать, что от него целиком и полностью зависит успех оказания качественной медицинской помощи. Ведь важно не просто рассказать пациенту о том, сколько раз в день ему нужно принимать лекарство, а попытаться построить доверительные отношения с ним. Только полное взаимопонимание между врачом и пациентом способно отразиться на высоком качестве оказываемой медицинской помощи и положительных отзывах о лечебном учреждении. Консультирование пациентов может проходить как на приеме врача, так и посредством системы обмена информацией. Телекоммуникационная медицина получает сегодня широкое распространение, она дает возможность проконсультироваться с врачом в любое время с помощью Интернета в тех случаях, когда не требуется очного посещения. Использование информационных технологий в современной медицине имеет несколько преимуществ. Автоматизация больниц позволяет не только проводить консультации пациентов on-line, но и обмениваться информацией с медицинскими сотрудниками других лечебных учреждений, узнавать новости медицинской индустрии и способы применения новейших технологий. Единая медицинская информационная система позволяет оптимизировать процесс работы с медицинской документацией в системе функционирования учреждений здравоохранения. Например, электронная история болезни пациента значительно облегчает процесс заполнения нужной информации, ее поиска и использования, что экономит время как медицинского работника, так и пациента. Обучающие программы для врачей позволяют получить дополнительные знания и навыки в сфере коммуникативных технологий в медицине.
Заключение
Несмотря на все более широкое распространение телемедицины, ее медицинская и экономическая эффективность изучены недостаточно. В исследованиях, проведенных в 70-х годах, было показано, что эффективность телемедицинских систем с интерактивным видео, систем, использующих только аудиоинформацию, и обычной медицинской помощи при личном контакте врача и больного сходна. Результаты современных исследований подтверждают этот вывод, хотя перечисленные методы все же не всегда равноценны. К экономической эффективности телемедицины предъявляется немало претензий, но нужно иметь в виду, что каждый из методов должен оцениваться отдельно. Экономическая эффективность многих приложений телемедицины до сих пор не изучена, за исключением ограниченных исследований, главным образом касающихся использования телемедицины в тюрьмах. Телемедицина, в отличие от дистанционной диагностики, предполагает в обязательном порядке возможность диалога и предоставление любой аудио-визуальной информации. В соответствии с этим, система видеоконференций предоставляет пользователям возможность просматривать материалы других участников: фотографии, графику, в том числе информацию, поступающую непосредственно с аппаратуры, подключенной к компьютерам, или после сканирования бумажных носителей или рентгенограмм, видео- и аудио-фрагменты. Таким путем обеспечивается полноценная исходная информация для консультативной помощи в диагностике и лечении пациентов, для обсуждения новых методов клинической и функциональной диагностики и терапии или оперативного лечения заболеваний. Другими словами, система видеоконференций представляет собой комплекс, обеспечивающий повышение “доступности” высокоспециализированной помощи практически для любого пациента, независимо от места его нахождения.
Список литературы:
1. Медведев О.С., Кербиков О.Б. Телемедицина: технология будущего или возможность повысить уровень медицинского обслуживания уже сегодня. Компьютерные технологии в медицине. № 2, 1997 г., стр. 88-89.
2. Телемедицина и компания Telecom Finland. Компьютерные технологии в медицине. № 2, 1997 г., стр. 95.
3. Новиков Л.А., Фургал С.М., Белевитин Л.Б., Корсун К.Ю. Телемедицина в Российской военно-медицинской Академии г. Санкт-Петербурга. Компьютерные технологии в медицине. № 3, 1997 г., стр. 73.
4.http://www.skomplekt.com/solution/vid.htm.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Как стать первоклассным менеджером в турбизнесе |
Реферат | Контроль |
Реферат | Корпорация как форма частного предпринимательства |
Реферат | Коммуникации и принятие решений |
Реферат | Конфликты и пути их разрешения |
Реферат | Конкурентная стратегия предприятия |
Реферат | Как стать успешным менеджером |
Реферат | Личностные качества менеджера |
Реферат | Классификации стилей управления |
Реферат | Комплектование кадров |
Реферат | Консьюмеризм |
Реферат | Контроллинг в организации |
Реферат | Контроль над документооборотом |
Реферат | Общие и специфические цели в стратегическом менеджменте |
Реферат | Методы финансовой оценки стратегических планов |