Реферат по предмету "История"


Источники духовной победы Ленинграда

ДОКЛАД


Источники духовной победы Ленинграда



«И этой недетской печали нам хватит на тысячу лет»

- так называется изданный в 1997 году сборник воспоминаний тех, кто детьми пережил блокаду Ленинграда. Волей судьбы они уже много лет живут в Беларуси и создали организацию «Белорусский союз блокадников Ленинграда». Собрала рассказы когда-то чудом спасённых людей журналист Галина Григорович. Книга была напечатана на благотворительные пожертвования и посвящена детям, внукам и правнукам, то есть и моему поколению в целом.


Когда мы изучаем историю Великой Отечественной войны, то всегда уделяем много внимания соотношению сил противоборствующих сторон: количеству танков, самолётов, солдат, состоянию экономики, внешнеполитическим связям…


Но ведь не менее, а возможно, даже более важны духовные характеристики народа, обеспечившие Победу в этой жестокой битве со злом.


У книги 30 авторов, среди них нет профессиональных литераторов. Детские воспоминания безыскусны и предельно искренни.


В этом небольшом исследовании мне хотелось найти те черты характера, моральные качества, которые помогли этим людям выстоять или благодаря которым многие из них - совсем крохи - были спасены. Ведь именно духовные свойства нашего народа, не учтённые Гитлером, проявились в труднейший для Родины час.


Авторы книги избегают громких слов, например, понятие «патриотизм» встречается всего один раз. Но сами проявления высот человеческого духа - буквально на каждой странице.


Я попыталась их систематизировать и подсчитать, чтобы выяснить, какие же из них встречаются наиболее часто, т.е. были более значимы для Победы.


Результаты получились следующие:


Проявление такого качества, как коллективизм (товарищество, забота друг о друге)
заняло первое место. 39 примеров. Лишь у трёх авторов нет упоминания об этом моральном качестве. Даже в воспоминаниях 5-6 летних детей видно, что люди делились друг с другом чем могли. Бабушка Новаш Тамары Дмитриевны отдавала весь их хлеб семье дворника: те очень бедно жили (с.16). Неофитова Валентина Кирилловна, работавшая медсестрой, была для больных и психологом, и ближайшим другом: говорила с ними, поддерживала, успокаивала… И это тоже было лекарствам (с.38).


Готовность помочь, ответственность и сочувствие
заняли второе место (36 примеров). Васильевой Валентине Денисовне, когда она потеряла карточки, подарили буханку хлеба встретившиеся на улице незнакомые девушки в военной форме. Вряд ли для них это была лишняя буханка, а вот для Вали и её сестры – сохранённая жизнь (с.77). Васильевой Екатерине Фёдоровне тоже помогли не умереть с голоду солдаты. Спасли и пятеро её братьев и сестёр (с.80). Многие из юных блокадников участвовали в отчистке города от трупов. Это совсем не детская, очень неприятная и ответственная работа. И таким людям, как Кривощёкому Ивану Романовичу, Довгалю Николаю Павловичу, Барановской Любови Дмитриевне и другим, снятся до сих пор эти трупы (с.68, с.50, с.72-73). Васильева Валентина Денисовна, учась в четвёртом классе, работала по 6-8 часов в день на уборке урожая. В 13 лет она получила медаль «За оборону Ленинграда». Принимала она её в перебинтованные, израненные недетским трудом руки(c.77). Это о таких, как Валя Васильева, ленинградский поэт Н.Воронов сказал: «Нам в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом - паспорта».


Третье место в рейтинге занимают самоотверженность, изобретательность и стойкость
(по 14 примеров). Гриханова Роза Сергеевна и 8 её подруг - сокурсниц с гидравлического факультета техникума речного флота перевозили снаряды, пищу, людей через Ладогу, вытаскивали трупы из её ледяных вод, и только она знает, как им было тяжело в свои 16 лет на её суровых берегах (с.33). Все, кто работал на расчистке завалов, рисковал жизнью на льду Ладожского озера. Подростки работали в заводских цехах, пока просто не падали от истощения и усталости, как Сигалова Тамара Ивановна (с.135). Изобретательность отразилась во всех воспоминаниях и всех сферах жизни. Начиная с пищи - а употребляли всё: от столярного клея и листьев липы до овчинных шуб и ножек мебели из ореха (с.23,с.146,с.81,с.45,с.176-177) - и заканчивая применявшейся на фронте дезинформацией противника. Так, Новаш Тамара Дмитриевна, попав под обстрел на аэродроме у леса, заметила, что там настоящих самолётов никогда и не было, только фанерные. Немцы их старательно бомбили, а они всё появлялись снова и снова, такие же обманки(с.18-19)…


Трудолюбие
на четвёртом месте (13 примеров). 16-17-летние подростки работали за взрослых на производстве (с.133), расчищали город от трупов и дежурили на крышах (с.49), на полях трудились ещё более маленькие дети (с.77). Кто чуть постарше (парни были в основном на фронте, следовательно, девушки), трудились на расчистке города и на кладбищах в 30-градусный мороз (с.73). А весной весь город вышел на улицы: нужно было убирать трупы и мусор, чтобы не было эпидемий (с.27). И ведь не было! А враг очень рассчитывал на массовые заболевания.


Убеждённость в правоте своей борьбы
(11 примеров). Однако стоит отметить, ни одного прямого утверждения. Но чувство правоты сквозит во многих воспоминаниях. Например, реакция на немецкие листовки. Ведь они были рассчитаны на то, что их содержание подавит дух противника, но, вопреки ожиданиям фашистских пропагандистов, текст листовок вызывал лишь бурный всплеск возмущения, ещё более патриотичное и ожесточённое сопротивление (с.72).


Моральная требовательность к себе и другим, чувство человеческого достоинства и жертвенность
(по 8 примеров). Яркий пример и того и другого - происшествие в заминированной школе станицы Калермесской, в которую поселили детей, эвакуированных из детских домов Ленинграда. Местные жители, в основном староверы, враждебно встретившие маленьких ленинградцев, решили их отравить. Но дежурные по кухне в тот день - Маша Ягодницына и мальчик Алька, заметив, что в пищу для детдомовцев был подсыпан порошок с резким неприятным запахом, подняли шум. Они пробыли трое голодных суток в карцере, но не дали погибнуть друзьям по несчастью.


Просто представим на секунду, что граждане СССР во время войны думали бы только о своём личном спасении. Нет, скажете вы, это уже не СССР. Какая должна быть у человека любовь к своему народу, чтобы рисковать своей жизнью на льду Ладожского озера, как, например, Кривощёкий Иван Романович (с.68-69)? Чтобы строить по 130 погонных метров моста в сутки, как Я.Ряднина и его товарищи, проложившие мост через реку Неву, «Дорогу жизни», свайно-ледовую переправу через Ладожское озеро (с.174). Когда твой дом-страну разваливают по кирпичику, а семью-народ ставят к стенке, нет места для подлости или измены. А если есть - то ты не человек.


Разве вышеперечисленные качества не есть составляющие патриотизма?


Мне посчастливилось познакомиться с одним из авторов книги - с Марией Давыдовной Ягодницыной. И я обнаружила, что через всю жизнь Мария Давыдовна пронесла в душе память о тех событиях, а в характере её закрепились черты, определившие стойкость блокадников.


Ей было одиннадцать, когда началась война. На фронте погибли брат и отец. Обе похоронки принесли в феврале 1942-го, в машин день рождения. Мать умерла, пока девочка ходила на реку за водой. Потом было воспаление лёгких, детдом, эвакуация по Дороге Жизни, семья из 9 детей, где она была лишним, ненужным ртом, недолгое счастье в чужом доме добрых людей, ставших самыми близкими, и оказавшихся партизанами, а потом детдом, история с мамалыгой, закончившаяся тремя сутками карцера, и концерты в госпиталях…


Сейчас Мария Давыдовна - член координационного совета российских соотечественников в Беларуси, создатель и активный член организации «Белорусский союз блокадников Ленинграда».


Началось всё в 1992 году. На отчётно-выборной конференции ветеранов Октябрьского района говорилось об участниках войны, узниках фашистских концлагерей. Однако о блокадниках не было сказано ни слова. Оказалось, что такой организации в Беларуси не существует вовсе. И тогда была создана эта организация. Мария Давыдовна искала людей через столы заказов, алфавитные справочники участников войны, однако телефоны были не у всех. Это осложняло поиски. И тогда в газете «Вечерний Минск» появилась статья. «Откликнитесь…». Маленькая комната не могла вместись всех желающих. Люди хотели увидеть человека, который вспомнил об их подвиге…


В 1994 была зарегистрирована Городская организация несовершеннолетних жертв блокадного Ленинграда. В следующем году она слилась с организацией взрослых защитников и жителей блокадного Ленинграда. Там Мария Давыдовна была заместителем председателя. В 1995 организация стала тесно сотрудничать с другими организациями блокадников (на международном уровне). В 1998 году был создан Всебелорусский союз блокадников Ленинграда. А позже организация стала назваться «Белорусский союз блокадников Ленинграда».


Девиз Марии Давыдовны: «Если человек хочет действовать - ищет возможность. Если не хочет - ищет причину». И поэтому она и её коллеги проводят огромную культурно-массовую работу. Важнейшая её часть - патриотическое воспитание молодёжи, главная задача внутри организации заключается в поддержании сил и духа её участников (отмечаются ключевые даты блокады, дни рождения).


И так изо дня в день члены общества помогают друг другу и молодёжи. На мой вопрос, что она думает о современной молодёжи, Мария Давыдовна ответила, что у нас прекрасная молодежь, только нужно поддержать её, помочь ей.


Человек - кузнец своего счастья, но его нужно научить ковать – Мария Давыдовна совершенно уверена в этом.


Они Родину защищали детьми, а теперь защищают детей Родины. Нам пора принимать эстафету.














































































































































































































Чувство человеческого достоивства Коллекти-визм , Забота друг о друге Готовность помочь, Ответст-венность, сочувствие Самоотверженность Изобретательность Стойкость Трудолюбие Убеждённость в своей правоте жертвенность
Новаш с.18 с.16, 19 с.15. 16 с.18 с.15, 18,18,20 с.19 С.15
Добрего с.27 с.22,27 С.23,26 С.27
Грихановская С.33 С.33 С.33 С.32
Неофитова С.37,38 С.38
Петропавловская С.43, 45 С.45 С.45 С.42
Довгаль С.50 С.50 С.49
Вешневская С.54, 55, 56 С.55 С.56 С.55 С.56 С.55
Артамонова С.61
Суслова С.65 С.65 С.65
Кривощёкий С.68 С.68, 69 С.68 С.68, 69
Барановская С.74 С.72 С.72 С.72 С.72 С73 С.72
Васильева С.76, 77 С.76,77 С.77 С.77 С.77 С.77
Васильева С.80,81 С.80,81 С.80
Лезина С.88 С.88 С.88
Хатунцева С.91, 98, 100, 101 С.90, 91, 94, 98, 100 С.90, 102 С.94 С.101 С.94 С.90,94
Ягодницина С.108, 111 С.108,110 С.110 С.108 С.108
Завелицкая С.114 С.114 С.114 С.114 С.114 С.114 С.114
Асташевич С.118
Шейдина С.120
Янович С.122 С.122 С.122
Качура С.127 С.125, 126, 128 С.125 С.126, 128 С.125
Сигалова С.133 С.134 С.133. 134 С.133 С.135 С.133 С.133
Астровская С.139 С.139 С.139 С.139 С.139
Одинец С.143 С.142
Турченко С.146 С.146 С.146 С.146
Осипчик С.150 С.150 С.150
Савицкий С.155 С.155, 156 С.155 С.154
Памазунов С.160 С.160 С.160 С.160
Синегович С.164 С.164
Ряднина С.173 С.173 С.171,173 С.171 С.169 С.174
Итого: 8 39 36 14 14 14 13 11 8


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности положения несовершеннолетних в трудовом законодательс
Реферат Особенности информационного обеспечения автоматизированных банковских технологий
Реферат Лирические отступления в русской литературе. (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, М.А. Шолохов)
Реферат Система патетических показателей и методов изучения концентрации
Реферат Детский экологический туризм: перспективы развития в регионах
Реферат Night In The Desert Essay Research Paper
Реферат Президент Ирака
Реферат Hester Prynne Essay Research Paper Hester stands
Реферат Принципы раcпределения власти, его необходимость и механизм реализации
Реферат Основные этапы изготовления простых тетрадей. Технология сталкивания листов и факторы, влияющие на точность и производительность сталкивания
Реферат Коммуникации
Реферат Andrei Chikatilo Essay Research Paper Andrei ChikatiloOne
Реферат Поиск и исследование внеземных форм жизни
Реферат Электрохимические методы анализа и их современное аппаратурное оформление: обзор WEB–сайтов фирм–продавцов химико-аналитического оборудования
Реферат Образ маленького человека в произведениях русских классиков