Реферат по предмету "Культурология"


Как соотносятся между собой понятия «культура» и «цивилизация»?

Реферат «Как соотносятся между собой понятия «культура» и «цивилизация»?» Цивилизаций, формация и культура являются важнейшими понятиями при изучении истории человечества, причем в обыденном сознании цивилизация и культура либо смешиваются, либо упрощаются Так, понятие цивилизация не редко подменяется понятием технического и научного прогресса и даже технологии, культура понимается узко — только как совокупность искусств или же в значении материальной культуры

Понятие формации неочевидно для обыденного сознания и нередко путается с экономико-социальными условиями жизни Цивилизация часто противопоставляется культуре. К цивилизации относят все материальное, часто сводя ее к комфорту и набору социальных условностей, тогда как культура понимается как деятельность человеческого духа. Философы в XX в. часто обращались к понятиям цивилизации и культуры, сравнивая их содержание, и обычно

цивилизация получала резко негативную оценку в противовес культуре. Освальд Шпенглер, автор книги «Закат Европы» писал: «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры логическое следствие, завершение и исход культуры». Однако такое противопоставление скирее нужно воспринимать как эффектное выражение разочарованHJi автора в собственном оре.мсни, предпочтениях и ценностях топ части общестнз, которую он бессознательно ассоциирует с человечеством в целом.

Взгляд на цивилизацию как на некоего монстра, разрушающего духовные ценности, неправомерен уже потому, что здесь происходит подмена понятий. Он идет еще от руссоистских представлений о первобытной неиспорченности человека, которую» уничтожила цивилизация. Сказки о «первобытном рае» у современных ученых не вызывают даже улыбки, ко преодолеть дуализм мышления, заложенный христианством, оказывается сложнее. Христианские представления о четком разделений бездушной материи и божественного духа надолго затормозили

изучение цивилизации и культуры как естественных форм проявления человеческого сознания, обусловленных кав: биологической необходимостью, так и особыми псбиологичеекими законами развития общества разумных существ. Цивилизация — это социокультурное образование. Если формация включает систему общественных связей, обусловленных способом производства, безотносительно к культуре, то цивилизация является ключевым понятием, характеризующим локально-исторические образовать

отличающиеся неповторимыми чертами. Поэтому в рамках одной формации могут существовать несколько цивилизации с различными характерными чертами, и наоборот, цивилизация может сохранять устойчивость и отличительные признаки, характерные именно для нее, проходя последовательно через несколько формаций. Таким устойчивым образованием, известным всем, была, например, египетская цивилизация, которую мы воспринимаем как целостность на нсех этапах развития. Развитие цивилизации полно противоречий, очевидных составляющим

ее людям. Причем противоречия явлены в повседневной жизни, в практике людей, в существовании общественно-экономических образований, но причина их скрыта от обыденного сознания. Поэтому для человека на первый план выступают разрушительные силы цивилизации, уничтожающие безусловно прекрасное — как культуру, так к человеческую жизнь. Насилие, сопровождающее любое движение общества, гибель духовного достояния, противоречие между бедностью

и богатством сопровождают рост цивилизаций — как локальных, так и всечеловеческой. Но парадокс заключается в гом, что для развития и воспроизведения цивилизации необходим субъект. Этим субъектом является человек, способный воспроизводить и развивать цивилизацию. А для формирования такого человека необходимым условием является существование культуры. Без культуры нет цивилизации, но и цивилизация влияет на развитие культуры как непосредственно — освобождая

временные, материальные и человеческие ресурсы для занятий непродуктивным трудом, полезность которого отнесена в некую условную сферу, так и опосредованно, давая возможность использовать для создания культурных ценностей более совершенные материалы и инструменты. В каждый данный момент времени на нашей планете могут сосуществовать как множество цивилизаций в рамках земной цивилизации, так и множество культур в рамках конкретных цивилизаций.

Их своеобразие предполагает как уникальность каждой культуры, так и наличие общих черт, обусловленных общими предпосылками возникновения и развития. Такими предпосылками можно считать и биологические и эволюционные законы, и общие в самом широком смысле геофизические условия существования культур и цивилизаций. Поэтому при всем различии в культурах можно найти нечто общее, что позволяет устанавливать продуктивные связи между ними. Любая культура включает и себя принцип преодоления и усвоения чужого, благодаря чему

возможны процессы взаимопроникновения, взаимообмена культур. Сложность этих процессов не уменьшает их значимости для развития цивилизации. История и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой    Беглый взгляд на историю и логику развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой позволяет выделить в них следующие этапы: понятия "культура" и "цивилизация" не разделялись

(античность, средние века); обозначение соотношения "культура" "цивилизация" в эпоху Возрождения; наложение понятий в эпоху Просвещения; цивилизация как стадия развития общества; противопоставление понятий (О. Шпенглер, н. Бердяев) И все-таки, именно потому, что отсутствовала рефлексия места культуры в содержании истории, культура и цивилизация отождествлялись. Но понимание культуры как земного самодеятельного процесса в противоположность средневековой ее трактовке

как предзаданного человеку вероисповедания, начинает в Новое время формировать осознание культуры как определенного самосознания человека в качестве субъекта истории. Культура наполняется духом подлинного человеческого бытия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Хуан Руис , архипресвитер из Иты
Реферат Агиографическая традиция в русской прозе конца ХХ начала XXI века
Реферат Синтез и анализ ХТС в производстве гидроксида натрия и хлора из водного раствора хлорида натрия
Реферат What Is The Impact In The European
Реферат Многоэтажный жилой дом из крупноразмерных элементов заводского изготовления
Реферат Centrum motors karaganda
Реферат Замечательные кривые в математике. Прямая, окружность, циклоида, кривая кратчайшего спуска, спираль Архимеда, лемниската, Т. Барианшона, Т. Паскаля
Реферат Wharton
Реферат From An Essay On
Реферат Технологический план возделывания капусты в открытом грунте и томата в защищенном грунте в условиях
Реферат Разведочное бурение
Реферат Macbeth Essay Research Paper In William Shakespeare
Реферат Некоторые рекомендации при печатании текстов служебных документов
Реферат Geometry Glossary Essay Research Paper Geometry GlossaryAcute
Реферат Творческие способности у детей младшего школьного возраста