Реферат по предмету "Культурология"


История моды и костюма Византии

ГОУ НПО Профессиональный лицей № 10 им. Ахмета Давлетова г. Уфы Реферат на тему: История моды и костюма Византии (400-1460) Выполнила: Студентка группы № 2 Иргашова Азиза Проверил преподаватель: Оценка: Уфа-2008 Введение В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную.

Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами — германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией. Медленная агония античного рабовладельческого общества закончилась в 476 г когда войска варваров завладели Римом и перестала существовать когда-то могучая, не имевшая соперников Римская империя. Началась новая эпоха в истории Европы. Новые народы и племена заселили европейскую

территорию бывшей Римской империи и захватили земли за её северо-восточными границами. В непрерывных войнах, стычках, набегах, переделах и завоеваниях формировались новые, пока ещё не устойчивые государства. В этой борьбе были разрушены и исчезли многие античные города и поселения с их великолепными памятниками искусства, а те, что уцелели, перестали играть былую роль административных, торговых и культурных центров. Основным ядром жизни теперь становится поместье феодала, способного защитить своих

поселян от внешнего врага. Упадок городов и городской культуры приводит к тому, что ремесло, торговля перестают кормить горожан, и они также спешат обзавестись клочком земли, чтобы как-то существовать. Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное положение ужё в ранний период существования феодального общества и создало четкое деление населения на сословия, а также строгое их соподчинение в соответствии с правами на землю. Сословный характер европейского феодального общества, разобщенность отдельны

х феодалов - натуральное хозяйство удовлетворяло все неприхотливые потребности жителей - приводит к замедленным темпам жизни и развития культуры. Жестокие последствия междоусобных войн сменяются периодами относительного благополучия, особенно у крестьян, перемежающимися, однако, взрывами отчаянья - крестьянскими волнениями. Это порождает характерный для средневековья страх перед всякой новизной, подсознательное стремление сохранить всё без перемен. Византия унаследовала от античного Рима старые государственные ф

ормы и бюрократический аппарат. Христианство было господствующей религией, огромной экономической и политической силой. В такой обстановке складываются новый быт и костюм. В искусстве Византии и эстетических взглядах V-VII вв. отразились все противоречия эпохи: влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики. Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка. Сохранившиеся мозаики византийских цер

квей, иконопись являются основными источниками, отражающими в себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи. Отвлеченность, символичность образа в искусстве, схематичное, канонизированное изображение человека— характерны для них. Развитие стиля одежды Византии Одежда в Восточной Римской Империи, которую на западе называли Византией, (и иногда Романией) была взята от Римской Империи. По большому счету Византия и была позздней Римской

Империей, хоть ее столицей и был Константинополь, а религией преимущественно христианство. Восточная Римская Империя придерживалась римских традиций, пока не была стеснена до размеров, чуть больших, чем Константинополь и южная часть Греции турками и восточными христианскими странами. В 1460-х годах остаток Византии был поглощен Оттоманской Империей Позднеримская и византийская одежда сильнее скрывает тело, чем ранняя.

Обычно она долгополая с длинными рукавами. Туники стали короче (только мужские) и появились более длинные штаны, это "варварское изобретение" было использовано сначала аримией, потом низшими классами, и наконец (после определенного сопротивления) всеми. Тоги остались для императоров и высших должностных лиц, но в декоративной форме, как длинная полоса тонкой ткани, оборачивавшаяся вокруг тела в традиционной манере. Длинные полукруглые накидки были частью мужского придворного наряда, они носились вместо устаревш

ей тоги поверх туники с длинными рукавами. Наиболее замечательной особеностью византийской одежды были декорации. В отличие от более раннего периода, когда одежда украшалась очень скупо, в Византии использовались разнообразные тканые узоры, вышивку и бисер, особенно в церковных и придворных облачений. Этот стиль одежды и декорации сохранился до наших дней в одежде православных священников. Мода Византии: прямолинейность и непроницаемость После того, как римский император

Константин Великий в 313 году принял христианство, а в 330-м - перенес свою резиденцию в Византию, здесь возник новый центр Восточноримского государства. Но в огромной истории Византии - несколько периодов: ранневизантийский, средневизантийский и поздневизантийский, в конце которого, в 1453 году, Константинополь был окончательно захвачен турками. Во все периоды культурная жизнь византийского государства находилась под влиянием огромного штата придворных и оста

валась в узких рамках навсегда очерченного церемониала. Традиции связывали ее с одеждой эпохи Римской империи, но ко всему этому было добавлено многообразное влияние Востока. Как мужчины, так и женщины хранили верность антично-римской одежде. Основными компонентами византийского костюма стали длинная рубаха-юбка с рукавами, называемая туника или хитон, и плащ, который набрасывался сверху и скреплялся аграфом на правом плече. Этот плащ был похож на римский

сагум или, как его еще называли, ланцерну (верхнее, преимущественно дорожное, платье с капюшоном), однако был несколько длиннее. Для знатных людей такой плащ изготавливался из дорогих материалов с богатой отделкой и четырехугольной вставкой на груди, что являлось знаком высокого положения. Придворные же носили застегивающуюся на груди узкую накидку, которая закрывала даже руки и была без единой складки. Мотив окутывания в одежде проявляется со временем все сильнее. Постепенно даже туника до пят и с рукавами становится сове

ршенно гладкой, без складок, и напоминает мешок. Помимо туники, носили и другой плащ, который, по преданию, носил только Иисус Христос и апостолы. Он имел ту идеальную форму, которая сохранена в христианских образах современного искусства. Такие античные формы одежды дополнялись восточными мотивами, которыми являлись богатая отделка, разнообразные краски и блестящие материалы. Восточные шелковые ткани расшивались в Византии узорами и орнаментом, по большей части с христианской символикой. Всю поверхность

одежды покрывала богатая отделка из золотых полосок, украшенных драгоценными камнями и жемчугом, что усиливало впечатление прямолинейности и жесткости. Вот как выглядел наряд знатной византийской женщины. Нижней одеждой ей служила туника (или стола), которая доходила до ступней, плотно прилегала к шее, с длинными рукавами, сужающимися к запястью. Поверх туники надевалась вторая, но с короткими открытыми рукавами. Обе эти туники были богато украшены вышивкой, отделкой по краям, поэтому они почти полностью утр

атили свой античный характер. Однако к античности плащ приближало то, что он накладывался сзади на оба плеча, а концы – спереди забрасывались назад накрест. Из верхней одежды можно было также встретить и пенулу с вырезом для головы (такие носили женщины из свиты Феодоры). В зависимости от сословия, модой предусматривались разные варианты верхней одежды. Однако общее настроение византийской моды – это полная непроницаемость одежды. Руки, плечи, шея – все закрыто наглухо.

Одежда старалась скрыть все и полностью пренебрегала телом. До Византии законодателями и создателями истории моды были германцы времен Римской империи. Эстетический идеал красоты Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни

. Отсюда красота— это добродетель во славу бога. На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты— духовный. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий. Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с п

ровозглашением аскетизма ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами. Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма. Ткани, цвет, орнамент Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Их искусство возросло с развитием производства шелка-сырца в середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичны

е ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями. Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас — наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей. Фофудья, фофудия (греч. φουφ ουδό της): восточная златотканая материя; Слов

о «фофудья» встречается в текстах, восходящих к X—XII вв. По сказанию «Радзивиловской летописи», византийский император Лев VI (Мудрый) одарил послов князя Олега среди прочего фофудьями Рисунок— крупный, четкий, плоскостный, что также имело большое значение в нивелировке форм тела. Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались в круги

, многоугольники, ромбы. Их объединяли в единый узор розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30-40 см в диаметре. Позднее появились узоры религиозные — кресты, монограмма Христа, ангелы. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта. Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде

императора и знати. Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора. Для узоров использовались яркие насыщенные цвета— желтый, коричневый, белый, черный, кремовый. Формы и виды костюма Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится «футля

р», простой по покрою, делающий тело как бы Двор императора IV-V вв. бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие. Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают кос

тюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником— оплечьем. Головной убор увеличивает размер головы человека. Мужской костюм Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, далматик, пенула, лорум. По названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели существенные изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили т

яжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра. Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами. Штаны, несомненно, заимствованные из стран Востока, Император Юстиниан с двором и клирой, ок. 510 г. (Quicherat) состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу. Длина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью. Верхней одеждой императора и знати был плащ-мантия. Это — длинная широкая накидка, закреплен

ная на правом плече или у шеи застежкой— фибулой. Плащ украшался декоративными полосами по разрезу, у шеи и различными нашивками, сословными знаками. На мозаике церкви св. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными. Император в белой короткой тунике. Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. Сверху— пурпурный плащ, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на уровне груди — сословное

украшение из золотой парчи с рисунком — клавус, на ногах— пурпурные вышитые башмаки. Так же одеты придворные, но на них плащи белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники. С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум— широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями. Ширина его составляла обычно 15-35 см, длина— 4-5 м. Лорум часто драпировался различными способами наподобие римской тоги. Лорум был

главным декоративным и сословным элементом в костюме знати. Не менее важным был и воротник-оплечье — широкий круглый или фигурно вырезанный, пышно декорированный золотом и драгоценностями. Позднее лорум и оплечье превратились в нарамник с длинной задней и более короткой (до икр) передней частью, надевавшийся через голову. Большое влияние оказали эти элементы византийского костюма на костюм царя и бояр Древней Руси. Обувь византийцев — сапоги, подвязанные узкими ремешками, или мягкие башмаки. Головные уб

оры — колпаки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем. Женский костюм Основные виды женской одежды: туника, стола, далматик, пенула, мафорий, плащ-мантия. Так же как и в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело. На мозаике храма св. Виталия изображена императрица Феодора со свитой. На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и внизу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента. На шее — массивн

ое широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове — золотой венец, на ногах — вышитые золотом башмаки. Роскошно одеты и придворные дамы. На них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей. Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в Византии появляется накидка - мафорий, закрывающая верхнюю часть женской головы. Концы ее перекрещиваются спереди и перебрасываются на спину. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответство

вал требованиям христианской религии и эстетики, что стал постоянной одеждой святых в иконописи. Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из дешевых, скромных тканей. Влияние византийского костюма на костюм средневековой Европы Византийский костюм оказал большое влияние на костюм средневековой Европы и особенно Древней Руси, с которой был развит культурный и торговый обмен.

Футлярообразный силуэт, закрытые одежды, соответствовавшие основным идеям христианства, долго бытовали в Европе. Великолепные, художественно отделанные ткани были образцом подражания в изготовлении одежды для знати. Такие виды античной одежды, как туника, далматик, пенула, мантия, претерпев соответствующие изменения в византийском костюме, оказались приспособленными к жизни века. Они отразили принципиально новое отношение к костюму, который должен был скрыть природные формы и пропорции человеческого тела.

Основными источниками формирования костюма были одежды варваров и христиан эпохи поздней Римской империи, бытовавшие среди исконного населения Италии и Галлии. Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей: прежде всего в его основе лежал крой и стремление воспроизвести в одежде формы тела, а не драпировка, существовавшая в античном мире. Первоначальный покрой одежды варваров был близок к древнеперсидскому, и именно он л

ёг с основу дальнейшего развития европейского костюма. Мужской костюм состоял из штанов различной длины - древние римляне называли их "брэ", довольно короткой рубашки-туники и небольшого плаща-сагума из шерстяной ткани или меха, кожаной обуви, типа постол, или мягких башмаков. Одежда из довольно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных на пеньковой основе, по-видимому, была орнаментирована вышивкой, однако об этом имеются лишь отры

вочные сведения. Под влиянием римского костюма у европейцев появились длинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они сделались знаком привилегированного положения. Эти одежды могли носить знатные люди. Поэтому торжественное одеяние королей было обязательно длинным. Более полные сведения о костюме относятся уже к VIII - IX векам, кода возникли первые попытки объединения небольших феодальных государств. Наиболее крупным и устойчивым из них было государство франков. Высшего расц

вета оно достигло при Карле Великом (конец VIII века) и его наследниках - Каролингах (IX век). В это время возобновляется почти прервавшееся общение между Западной Европой и Византией, и в королевство франков поступают византийские товары - главным образом ткани для торжественных одежд. Ткани местного производства, окрашенные растительными красителями - мереной, шафраном, орешником и др - были распространены даже при дворе Карла Великого. Европейский костюм этого времени мало, чем отлича

ется от костюма варваров. Рубашка -"шенс" - выше колен, всё тот же брэ до середины икр и плащ, называемый теперь "манто". Отличительной особенностью костюма франков была обувь. Вместо башмаков с мягкой подошвой, они носили полотняные или из мягкой кожи чулки, перетянутые сверху кожаными ремнями, оставляя открытыми пальцы. Носить закрытую обувь в эпоху Каролингов имели право, по-видимому, лишь король и члены его рода. Более нарядной и богатой, сохранившей заметные черты римско-византий

ского костюма, была одежда итальянцев. В некоторых южных районах Италии нашествие варваров не принесло больших разрушений, там сохранялись, и раньше, чем в других государствах Европы, стали развиваться ремёсла, существовала и торговля с Византией и Востоком. Всё это не могло не сказаться на характере костюма: в Италии больше, чем где-либо, были распространены парчовые, шёлковые и тонкие шерстяные ткани, длинная одежда была привилегией не только влад

етельных особ, но и большинства пожилых людей. Однако, несмотря на элементарность форм и относительную скудность тканей, декоративное решение европейского костюма V-IX веков отличается самобытностью и высоким уровнем художественного мастерства. Это, прежде всего, относится к украшениям из металла (золота, бронзы), органически входившим в общую композицию костюма. Рисунок разнообразно переплетающихся лент, перевитых шнурами, геометрических узоров с условными изображениями животных, выполненный из золота или бронзы

с крупными альмандинами и другими гранатами, создавал узор необыкновенной красоты и яркости. Этот так называемый "звериный стиль" с его своеобразной условной трактовкой материала был создан потомками варваров, покоривших Европу. В нём сказалось новое видение мира, иное отношение к природе. Из этого стиля и начало развиваться всё европейское искусство средневековья. Список литературы 1. Дудникова. История костюма. М 2005 2. Герман Вейс. История культуры народов мира. Расцвет Византии: Арабск

ие завоевания. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 144 с ил. 3. Ю. Марковский. Этнография средневековой Европы. М 1986 4. В.С. Холявко. История Византии. М 1984 5. Глоба-Михайленко Д. А. Культура раннего средневековья. М 1978



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.