Белорусский Национальный Технический Университет ф-т Архитектурный РЕФЕРАТ на тему Зодчий Г. Заборский и его роль в развитии национальных традиций архитектуры Беларуси Выполнил Майсюк В.В. гр. 111140 Минск 2004 В грандиозном всплеске культуры XX в. имя Георгия Заборского наряду с именами И. Лангбарда и М. Парусникова олицетворяет выдающиеся достижения белорусской архитектуры советского
периода. Именно эти творцы, каждый в свое время, определяли сущность национальной архитектуры 1930 1970-е гг. Лангбард 1940 1950-е гг. Парусников 1950 1970-е гг. Заборский. Заборский мастер высочайшего европейского уровня. Созданные им произведения навсегда вошли в сокровищницу белорусской культуры. Его яркая самобытность не растворилась в смене художественно-стилистических направлений, не исчезла
при появлении новых конструктивных тенденций и строительных материалов. Он всегда был современен, сохраняя при этом свой индивидуальный почерк. По проектам Георгия Владимировича строились жилые дома и общественные сооружения, мемориальные комплексы и памятники. Достаточно вспомнить, что из пяти основных площадей архитектурного ансамбля проспекта Ф. Скорины три разработаны с его непосредственным участием.
Период с 1964 по 1994 г. в творчестве Г. Заборского связан с переустройством сельских населенных пунктов республики. В его работах проявились наметившиеся в то время тенденции в развитии архитектуры села, четкое функциональное зонирование, высокий уровень инженерного благоустройства с национальными и культурными традициями, желание найти запоминающееся художественно-образное решение общественных центров и жилых кварталов каждого поселка. Девиз творений зодчего Во имя жизни, а стремление довести до логического
конца и реального воплощения свои замыслы пожалуй, главная черта его характера, как творца. Заслуги Георгия Владимировича перед отечественной архитектурой не остались не оцененными. Он академик Российской академии архитектуры, заслуженный строитель БССР, народный архитектор СССР, лауреат Государственной премии СССР, премии Совета Министров СССР, премии Советских профсоюзов, республиканской премии
Ф. Скорины. Кроме того, награжден орденами Дружбы народов, Великой Отечественной войны I степени, восемью государственными медалями СССР, пятью Золотыми медалями ВДНХ СССР, пятью Почетными грамотами Верховного Совета БССР. Георгий Владимирович Заборский родился 11 ноября 1909 года в Минске. Учился в средней школе, после окончания которой в 1929 году подал документы в
Минский политехнический институт. Но его не приняли из-за его социального происхождения из служащих. Проработав год, поступил в Минскую профтехшколу сельского огнеупорного строительства. Первую производственную практику Заборский проходил на стройплощадке возводимого в Минске здания Дома правительства. Здесь же и состоялось знакомство с архитектором И. Лангбардом. Разрабатывает дипломный проект на тему
Здание архитектурно-строительного института в Минске, по которому получает высокую оценку. По ходатайству директора техникума М. Жаврида Георгия Заборского направляют во Всероссийскую Академию художеств. Вспоминая годы учебы, Георгий Владимирович любил подчеркивать, что чувствовать гармонию и стройность архитектурной композиции он учился не только в стенах
Академии художеств. Свой глубокий след в душе студента оставил внешний облик великого города. После окончания Академии художеств 1939 Заборский по конкурсу попадает в Москву в рабочую группу архитектора М. Мержанова, занимающуюся разработкой рабочей документации проекта Дворца Советов. Руководителями проекта являлись видные советские зодчие Б. Иофан, В. Шуко, В. Гельфрейх. Несмотря на то что поработать вместе с когортой прославленных мастеров
пришлось не больше двух месяцев, это стало отличной практикой для начинающего архитектора. В Москве Заборский встретил своего наставника по Академии художеств И. Лангбарда. Слова, сказанные Иосифом Григорьевичем, вероятно, повлияли на дальнейшую жизнь Заборского. Учиться можно везде, но архитектуре учиться необходимо в крупных столичных юродах, где обучают не только прославленные профессора, но, главное, на формирование будущих творцов положительное влияние
оказывают сложившиеся на протяжении столетий традиции градостроительства и архитектуры. А вот самостоятельную творческую деятельность необходимо начинать с провинции, где и фронта работ больше, и их диапазон пошире, да и давлений со стороны старших коллег значительно меньше. Но при этом планку профессионального уровня не опускать до уровня провинциальной архитектуры. В Москве и без тебя великих много, а вот у себя, в
Минске, возможностей показать себя гораздо больше. И еще, во все времена имя творческой личности всегда создавала провинция. А уж имея его, можно работать и в столице. В скором времени Заборский получил официальное открепление из Москвы и направление и Минск. Вплоть до начала Великой Отечественной войны архитектор всецело посвящает себя изучению национальной
культуры. Исследуя памятники истории, культуры и архитектуры, Заборский увлекся национальным декоративно-прикладным искусством, в частности ткачеством. Особый интерес вызывал у него неповторимый художественный колорит всемирно известных слуцких поясов, в которых воплотились столетиями складывавшиеся приемы композиционного и колористического построения узора, разнообразие и богатство орнаментальных форм.
Поистине удачный творческий дебют памятник для Белостока. Работа Заборского выгодно отличалась даже от проектов маститых мастеров композиционным динамизмом, гармоническим равновесием архитектурной и изобразительной частей. В этой работе ощутимо проявились индивидуальность зодчего, его композиционный дар, тяготение к синтезу искусств. Он впервые использовал в виде художественной скульптурной пластики национальную символику.
В дальнейшем для изготовления чертежей и рабочей модели к Заборскому подключились скульптор А. Глебов и художник Ф. Анисович. Именно в таком творческом содружестве отрабатывался рабочий вариант памятника. В нижней стилобатной части в отличие от конкурсного варианта появилась тема рукопожатия, лаконичней стала архитектурная часть, более динамичней скульптурная композиция.
Совместная работа над рабочими чертежами 1940 1941 накрепко сдружила двух художников. Уже в послевоенные годы тандем А. Глебов и Г. Заборский успешно участвовал во многих творческих состязаниях. В первые же дни войны Георгий Заборский добровольцем уходит на фронт. Прощаясь с родным городом, он сделал зарисовку горящего Минска. Этот рисунок сохранился и является уже не только семейной реликвией, но и историческим документом.
Георгий Владимирович служил во взводе разведки стрелкового полка. Его память сохранила тяжелые дни обороны Смоленска, где впервые был ранен. Медсанбат и снова в бой. В сентябре 1941 г. под Ярцевом опять ранение, на этот раз очень тяжелое. Длительное лечение в эвакогоспиталях Ессентуков, затем Троицка. На Урале, земле, которая не только снабжала фронт всем необходимым, но и принимала боль войны,
Заборский находился на излечении до конца 1945 г. В это тяжелое для него время рядом с ним была жена, работавшая в том же военном эвакогоспитале. Ее образ на многие годы станет вдохновением для его творчества. На республиканских художественных выставках послевоенного периода, в которых принимал участие Г. Заборский, непременно присутствовали портреты Елены
Васильевны, исполненные лиризма и одухотворенности. Большинство эскизных проектов, набросков, этюдов, архитектурных фантазий, выполненных Заборским в госпитальных условиях, выставлялось для всеобщего обозрения. Архитектор стремился выразить свое отношение к происходящему на фронте. Новые художественные и архитектурно-композиционные средства выразительности, огромный агитационно-политический
и эмоциональный заряд, желание создать произведение, вызывающее незамедлительную реакцию зрителя вот составляющие его работ военного периода. Но, пожалуй, самое главное эти работы стали основой будущего памятника монумента Победы в Минске. Именно в Троицке, в госпитале, художник много думал, решая для себя извечные философские проблемы совести и долга, правды и лжи, любви и ненависти, жизни и смерти. Так родилась целая серия эскизов-проектов памятников, посвященных отдельным героическим эпизодам
Великой Отечественной войны. В день освобождения белорусской столицы Заборский заканчивает одну из самых значительных своих работ проект монумента в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. По замыслу зодчего, памятник представлял собой сложную объемно-пространственную архитектурно-скульптурную композицию. Трехступенчатая круглая колонна завершалась скульптурой матери-Родины. С четырех сторон основания колонны устанавливались скульптуры воина
Красной Армии, партизана, рабочего и колхозника. В единстве этих емких образов-символов заключался основной смысл памятника. Наряду с проектами триумфальных памятников, значительное место в творчестве зодчего этого периода занимало проектирование мемориальных сооружений на братских и одиночных могилах. Характерными чертами всех эскизных вариантов памятников являются их человеческий масштаб, чувство меры и гармонического целого. Произведения военных лет свидетельствовали о том, что
Георгий Владимирович находился в состоянии постоянного творческого поиска, отыскивания новых, нетрадиционных архитектурно-пластических форм художественной выразительности. А если и обращался к уже известным приемам, то использовал их не механически, всегда стремился по-новому прочесть тему прославления ратного подвига, совершенного в борьбе за честь и независимость Родины. В конце 1945 г. Г. Заборский возвращается в
Минск. В это время зодчий активно включается в работу по возрождению разрушенных городов и сел республики. Он участвует в соавторстве с Л. Мацкевичем и А. Хегаем в создании первого послевоенного генерального плана Полоцка 1946 1949. За годы войны Полоцк лишился 94 жилого фонда, требовалось вдохнуть в него новую жизнь, придать его архитектурному облику индивидуальность. Проект проходил экспертизу в Москве у архитектора академика
А. Щусева, который отметил умелое использование архитектурно-исторического наследия. Получили высокую оценку и принципы новой планировочной структуры. Одобрена была и смелая попытка функционального зонирования с выносом промышленных объектов на определенное расстояние от центра. Алексею Викторовичу Щусеву понравились и натурные зарисовки разрушенного войной города, и перспективные рисунки Полоцка. Свободно владея кистью, карандашом, пером, он по достоинству
оценивал это умение и у других. Оставив себе на память, с согласия автора, два карандашных рисунка с видами древних памятников белорусского зодчества, он показал Г. Заборскому свои работы. Один эскиз с дарственной надписью академик подарил Георгию Владимировичу. Таким образом, произошел не просто обмен творческими работами был признан профессионализм молодого зодчего. В 1947 г. институт Белгоспроект приступил к разработке проекта здания
Минского педагогического института, стояла задача реконструировать обгоревшую, полуразрушенную от прямых попаданий авиабомб четырехэтажную коробку аудиторного корпуса Белорусского государственного университета, возведенного в 1928 1931 гг. по проекту московского архитектора И. Запорожца. В 1948 г. разработка технического проекта поручается Георгию Владимировичу. Он, в свою очередь, к этой работе подключил архитектора
Г. Бенидиктова, хотя подписи на чертежах последнего отсутствуют. Уже сама тема проектируемого объекта звучала шире и несколько иначе Комплекс зданий, включающий педагогический институт имени М. Горького, институт иностранных языков и научно-исследовательский институт. Приступая к проектированию, Г. Заборский скрупулезно изучил сложную градостроительную ситуацию.
Он осознавал, что принципиальные вопросы реконструкции сохранившейся застройки невозможно решать без учета трассировки магистрали в это время уже разрабатывался проект нового путепровода, спрямления отрезка улицы Советской и общего формирования площади Ленина. Необходимо было пересмотреть всю систему сложившихся и вновь возникающих ансамблевых связей в застройке. По заданию требовалось включить существующую коробку бывшего аудиторного корпуса в общую композицию.
В связи с тем, что улица Советская приобрела регулярность, правая незначительная часть объема существующей коробки демонтировалась, оставшаяся обстраивалась с трех сторон новыми корпусами до линии левого крыла Дома правительства. Решая, казалось бы, узкую задачу проектирования локального объекта, Г. Заборский пришел к выводу о необходимости первоначального выполнения важной градостроительной проблемы реконструкции площади Ленина. По замыслу зодчего общая идея ее планировочного решения состояла в симметричной
застройке боковых сторон, создании в центре сквера партерной зелени, раскрытии на Новую Советскую улицу Дома правительства, который хорошо бы просматривался с дальних перспектив Привокзальной площади. Проектируя площадь Ленина и комплекс институтов, Георгий Владимирович, по его словам, постоянно находился под гипнотическим воздействием такой мощной архитектурной доминанты, которой являлось творение
Дом правительства его учителя и наставника по Академии художеств зодчего Иосифа Лангбарда. Обдумывая архитектурно-художественное построение будущего ансамбля, Г. Заборский искал принципиально новые мотивы, стремился придать архитектуре как черты декоративности, так и монументальности, которые органично гармонировали бы с архитектурой Дома правительства. Заложенные Георгием Владимировичем идеи были в достаточной мере смелыми и прогрессивными,
вероятно, и более дерзновенными, чем те, которые позволили себе авторы, проектирующие главный корпус пединститута в конце 1980-х гг. Замкнутая композиция сквозным горизонтальным и вертикальным проветриванием, так свойственным современной архитектуре, создавала сомасштабный человеку атриум. С внутреннего дворика предусматривались основные входы в здания учебных корпусов, вход в научно-исследовательский институт предполагался со стороны площади Ленина. Педагогический институт располагался в восстановленном
здании. Институт иностранных языков, рассчитанный на 1000 студентов, занимал четырехэтажное вновь запроектированное левое крыло со стороны Новой Советской улицы. Значительный объем в этом крыле отводился под библиотеку с полукруглым читальным залом, выходящим окнами во внутренний двор. Научно-исследовательский институт размещался в правой части комплекса. Поскольку вблизи института сооружался путепровод, с которого начинается въезд на площадь, зодчий вносит
в левое крыло комплекса сложный архитектурный акцент высокую часть здания, которое хорошо прочитывалось бы с дальних точек города. Подобный прием имел обоснование с позиции градостроительства. Во-первых, он создавал новый масштаб столичного города. Во-вторых, подчинял себе перспективу Советской улицы на значительном ее протяжении современный проспект Ф. Скорины, кроме того, становился главным ориентиром при въезде в город с юго-западного направления
со стороны Московской улицы. Высотный корпус придал бы своеобразное вертикальное звучание сравнительно спокойной, уравновешенной окружающей застройке площади, при этом значительно обогатив ее силуэт и в то же время не разрушая архитектурную целостность и главенство здания Дома правительства. Этот проект опережал свое время на 40 лет. К сожалению, реализовалась лишь незначительная часть грандиозного замысла.
По поручению президиума АН БССР в начале 1952 г. Г. Заборский приступил к проектированию жилого дома для семьи Я. Коласа. Перед зодчим стояли нелегкие задачи. Во-первых, уже сама тема ко многому обязывала запроектировать дом для народного поэта. Во-вторых, жилой дом следовало решить таким образом, чтобы он со временем мог стать музеем. В-третьих, требовалось органично вписать в планировочную структуру сохранившиеся фрагменты
кирпичного строения. В то время снести капитальную постройку было бы непростительно, так как еще оставались разрушенные войной здания, а вновь выстроенных сооружений в Минске насчитывалось немного. Я. Колас одобрил эскизный проект, о чем свидетельствует надпись строгим учительским почерком в верхнем левом углу Согласен, одобряю. Я. Колас. 29.01.52 г В мае началась подготовка к строительству.
Одновременно Г. Заборский разрабатывает рабочий проект. А уже в октябре семья поэта переселилась в новый дом. Двухэтажный кирпичный квадратный в плане объем решен в виде небольшого городского особняка симметричной объемно-пространственной композиции. Он расположен буквально за главным корпусом АН Беларуси, в окружении елей и сосен. В 1950 г. Заборский приступил к проектированию жилой застройки
по улице Ленина в Минске. Его соавторами стали архитектор О. Островская и инженер Г. Буслович. Зодчим была выполнена основная часть застройки, ограниченная с одной стороны улицей Интернациональной и площадью Свободы, с другой фрагментами зданий, выходящими на улицу Советскую проспект Ф. Скорины. В этой работе Заборский осуществил идею сочетания жилища с системой комплекса объектов общественного бытового и торгового
назначения. При таком наполнении застройки функционально-историческая значимость бывшей Губернаторской улицы сохранилась. Застройка улицы Ленина принесла Георгию Владимировичу широкое признание. В 1956 г когда строительство жилых домов подходило к завершению, Заборский получил предложение осуществить фрагмент застройки главного проспекта белорусской столицы, ограниченного улицей Типографской современная Сурганова и площадью
Калинина. Строительство предполагалось начать с нечетной стороны проспекта, где фланкирующим угловым объемом являлось здание Минского финансового техникума сейчас главный учебный корпус Белорусской академии художеств. Арх. Я. Шапиро, 1953. Во-первых, представляют интерес торцы строения. С левой стороны запроектирована трехэтажная вставка с арочным проходом, примыкающая к зданию бывшего финансового техникума.
Правая торцевая блок-секция разработана заново. Художественный эффект торцевого завершения достигнут посредством контраста плоскости стены и выступающего пятигранного эркера. Удачно найдено соотношение высот эркера и плоскости торцевого окончания. Во-вторых, оформление центральной части здесь лаконично, и это не столько желание автора, сколько знамение времени, черты, обусловленные общим состоянием архитектуры тех лет.
Отсутствует завершающая балюстрада, ликвидированы такие украшения, как пинакли и декоративные вазы. В центре дома над арочным проходом Заборский включил в композиционный строй свой излюбленный прием тройное окно, таким образом обогатив вертикальное ритмическое построение второго и третьего этажей. На стадии завершения строительства 1959 Георгий Владимирович стал подвергаться нападкам со стороны критики обострились процессы, связанные с новациями в архитектуре.
Завершить свой крупный градостроительный замысел без внутренней творческой перестройки Заборский был еще не готов. Естественно, что художественное мировоззрение Заборского, сложившееся благодаря жизненному и творческому опыту, не могло резко измениться согласно известным директивным постановлениям середины 50-х гг. Именно в этот период зодчий испытывал чувства дискомфорта, недовольства собой.
В 1960 г. Заборский приступил к разработке двухзального детского кинотеатра по улице Энгельса в Минске. Введение общественного зрелищного здания в жилую застройку обеспечило этому отрезку улицы постоянную оживленность. Впервые в творческой практике зодчий использовал прием композиционного контраста. Несколько заглубленный от существующей линии застройки, близкий к квадрату 48,0 х 57,3 м одноэтажный лаконичный объем со сплошным остеклением главного фасада резко выделяется из прилегающих
исторических домов середины XIX начала XX в. Планировочная структура здания логична и функционально обоснованна. Как и во всех предыдущих работах, в ней ощущается тончайшая нюансировка, особое внимание к детали. Впоследствии прием широкого использования стекла подвергался решительной критике из-за полной несовместимости с климатическими условиями энергонеэкономичностью и несоответствия с характером городской архитектурной среды. Эта работа оказалась для Георгия
Владимировича проходной, творческим полигоном на пути поиска как новых типологических структур общественных зрелищных зданий, так и новых средств архитектурно-художественной выразительности. В 1950 г. был объявлен всесоюзный открытый конкурс на лучший проект памятника-монумента Победы в Минске. Жюри возглавил председатель Президиума Верховного Совета БССР В. И. Козлов, членами стали архитектор
М. Парусников и скульптор 3. Азгур. В конкурсе принимали участие архитекторы, художники, скульпторы не только нашей республики, но и других городов Советского Союза. Это было очередным этапом в становлении монументального искусства послевоенной республики, явлением не только художественного, но и политического значения. Г. Заборский изготовил и представил на конкурс две работы, одна из которых под девизом
Беларусь была отмечена как лучший проект. Вторая же попала в число поощрительных. Вертикальная композиция носила черты академизма высокая круглая колонна на развитом основании завершалась скульптурной композицией воина-победителя с развернутым знаменем Победы. По результатам конкурса Совет жюри решил присудить первую премию проекту под девизом Беларусь. Четырехгранный обелиск высотой 45 м завершался гербом
Белорусской ССР. Плоскости обелиска украшали декоративные пояса по мотивам белорусских орнаментов. Стержень обелиска покоился на стилобате. Верхнюю часть пьедестала окаймляли тематические скульптурные композиции. В средней части находились мемориальные доски. Организаторы конкурса обратились в ЦК КПБ и Совет Министров БССР с просьбой провести закрытый конкурс на разработку окончательного проекта величественного
памятника в честь воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Для участников были намечены основные положения проект должен быть решен высотной композицией обелиск или колонна или объемной с развитым основанием. Высота памятника ограничивалась 40 м в архитектурном оформлении предлагалось использовать белорусский национальный колорит. Белорусские архитекторы достойно выдержали творческий экзамен.
Проект, выполненный Г. Заборским и В. Королем, был признан лучшим. Вместе с авторами над его реализацией работали ведущие мастера монументального искусства республики скульпторы 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов. Монумент был торжественно открыт в 1954 г. В архитектурно-художественном отношении он является композиционной доминантой ансамбля площади, ее пространственно-пластическим центром.
Для Г. Заборского площадь Победы место, которое бесконечно притягивало к себе. Здесь возникала атмосфера душевного раскрепощения, где легко мыслить, философствовать, размышлять о творчестве, о времени и о себе. По сложившейся традиции в канун Нового года Георгий Владимирович встречался здесь с архитекторами В. Королем и В. Волчеком, вел задушевные беседы со скульптором
А. Глебовым, архитектором Г. Сысоевым. Впоследствии он приглашал сюда и своих талантливых учеников В. Занковича и В. Краморенко. Делился с ними планами, моделировал различные творческие ситуации. За период с 1960 по 1964 г. Георгий Владимирович участвовал в четырех всесоюзных и трех республиканских конкурсах. В 1964 г. он принял участие в творческом состязании на лучший проект памятника в честь подвига летчика гражданской авиации Героя Советского Союза
Т. Ромашкина 1919 1954. Этот конкурс проводился по инициативе комсомольцев-авиаторов Московского управления гражданской авиации, которые, начиная с 1960 г. организовали сбор средств на постройку памятника. Лучшими, по мнению жюри, были признаны работы московского скульптора, лауреата Государственной премии СССР Н. Постникова и минского архитектора Г. Заборского. Объединившись, они создали необычное по пластическому и композиционному решению монументальное
произведение с запоминающимся образным строем. 17 января 1965 г. состоялось торжественное открытие этого памятника. Он расположен в небольшом сквере с правой стороны площади перед зданием аэровокзала Минск-1. В 1964 г работая руководителем третьей мастерской института Минскпроект, Георгий Владимирович принял участие в республиканском ведомственном конкурсе на лучший проект застройки улицы Маяковского в Минске, проводимый
Госстроем БССР совместно с Минским горисполкомом. К этой работе Заборский привлек своего ученика студента архитектурного отделения Белорусского политехнического института Л. Маскалевича, проходившего в его мастерской преддипломную практику. В проекте отчетливо прослеживалась тенденция перехода застройки к крупномасштабным и протяженным архитектурным системам. Предлагаемые объемы зданий и сооружений отличались гармоничной целостностью,
единством архитектурно-художественного замысла, яркой запоминающейся образностью. В проекте легко узнавался индивидуальный почерк Заборского, характерной чертой которого является острое чувство ансамбля. Сама же манера подачи графическое исполнение конкурсного материала выделялась элегантной легкостью, тонким вкусом и высокой культурой исполнения. Проект был отмечен I премией. В 1990 г. Георгий Владимирович один из участников республиканского конкурса
на лучший проект памятника жертвам массовых репрессий 1937 1941 гг. в лесном массиве Куропаты вблизи Минска. Представленные 26 проектных предложений, к сожалению, включая и проект Заборского под девизом Свет над Куропатами, не отвечали до конца условиям конкурса. Само участие в этом конкурсе 80-летнего зодчего вызывает уважение. В безымянных братских могилах в урочище Куропаты покоятся и его друзья детства и юности.
Предложенная зодчим композиция свежа и современна. Она красноречиво подтверждает, что творчеству Заборского чужды технические сиюминутные эффекты, достигаемые в обход традиционной образно-пластической трактовки. Главная композиция данного проекта декоративна, но она не препятствует глубине эмоциональной проникновенности, здесь, скорее, больше силы ума и зоркости взгляда, так характерных для индивидуального почерка зодчего.
В книге отзывов по этой работе архитектора было высказано много добрых и справедливых слов. Конечный итог конкурса не опечалил Заборского, он был уверен, что время еще зажжет свет правды над Куропатами. Георгий Владимирович не мог согласиться с оценкой жюри. Он прекрасно знал слабые и сильные стороны своего проекта, объективно оценивал и работы своих коллег-конкурентов, отмеченные как лучшие. Шестидесятые годы нашего столетия в архитектуре были переходным
временем. Шло активное формирование новых принципов современной застывшей музыки, означающих полный отказ от устоявшихся канонов, в частности от классических ордерных форм требовалось логическое обновление художественной трактовки архитектурного облика. Эта пора ознаменовалась высокими темпами индустриального строительства, выкристаллизовывался новый тип общественного мышления. Идя в ногу с эпохой, художественные взгляды мастера эволюционируют.
Георгий Владимирович хорошо ориентировался в мире происходящих событий, о чем красноречиво говорят его разработки тех лет эскизный проект комбинированного здания киноконцертного зала и Выставки достижений народного хозяйства БССР для Центральной площади Минска, проект Государственного историко-краеведческого музея БССР современное здание музея Великой Отечественной войны, выполненный в соавторстве с архитектором
Г. Бенедиктовым. Эти работы свидетельствуют о твердой позиции Заборского в полном обновлении выразительных средств в современной архитектуре. Сущность его творчества в непрестанном поиске эмоциональной образности своих произведений. С 1953 по 1964 г. Георгий Владимирович преподавал на архитектурном отделении Белорусского политехнического института. Как он сам впоследствии неоднократно вспоминал и по отзывам
его воспитанников это был очень требовательный педагог, стремящийся пробудить в студентах способность к самостоятельному мышлению. Заборский не просто демонстрировал приемы ремесла, но развивал индивидуальность и творческую возможность личности. Его замечания и дополнения носили абсолютно конкретный деловой характер, помогали студенту отойти от однотипности и шаблонности. Казалось бы, подобный подход приемлем только к начинающим специалистам, но в том-то и дело, что в каждом
ученике зодчий видел своего будущего коллегу. Ко многим студенческим новациям он внимательно присматривался, желая уловить зачастую графически робко поданную мысль, вместе с автором доводил идею до логического завершения. Отдельные работы студентов им просто принимались, что называется, в штыки. Как-то Георгий Владимирович буквально распекал на предварительном просмотре дипломную работу студентки, которая, по его мнению, превратно трактовала решение главного фасада крупного зрелищного сооружения.
Композиция имела антитектоническую основу, поскольку мощный бетонный фриз, консольно нависающий над остекленной поверхностью первого этажа, не укладывался в традиционную классическую схему тяжелый низ, легкий верх. Сегодня, с позиции современности, можно прокомментировать этот факт как заблуждение зодчего. Однако не следует винить Заборского, ибо, как и время, нельзя остановить поступательное развитие архитектуры. Своей неутомимой фантазией студенты мало-помалу втягивали зодчего в перестроечный водоворот, активно
бурлящий в тот период в институтских аудиториях. Далеко не все, даже маститые прежде архитекторы, смогли адаптироваться к новым требованиям времени. Многие белорусские мастера, успешно работавшие в 1940 1950-х гг. и в своем творчестве активно использовавшие излишества, отошли от проектной практики одни остались не у дел, другие переключились на педагогическую деятельность. И вполне можно разделить точку зрения народного архитектора
СССР Е. Розанова, который отмечал на всесоюзном совещании строителей в 1955 г что излишеством была признана сама архитектура. Г. Заборский не пострадал, как его московские коллеги А. Борецкий, Л. Поляков, С. Рыбицкий, Г. Захаров, но его лишали премий, не давали званий, не улучшали жилищные условия и т. д. Так, он не оказался среди лауреатов Государственной премии БССР в 1968 г. за проектирование и строительство
Ленинского проспекта в Минске. Вдруг как-то забылось о его вкладе в восстановление и обновление разрушенного Минска. Выпало из памяти и то, что из пяти площадей главного проспекта города три разработаны с его активным участием, что он своим творчеством укрепил авторитет белорусской архитектурной школы. Кто-то безапелляционно решил больше взять с него нечего, новый дух эпохи он не выдержит. Но самое странное, его творческий триумф 1940 1950-х гг. в начале следующего десятилетия превратился
в большой недостаток. В его талант перестали верить. Вспомнить хотя бы слова заслуженного архитектора БССР Г. Сысоева, сказанные о конкурсном марафоне по созданию мемориала в честь героических защитников Брестской крепости Многим тогда казалось, что лидерство и авторитет, которые долгие годы на всесоюзной арене удерживал Заборский, несколько пошатнулся. И молодые белорусские зодчие были просто обязаны подхватить
из ослабевших рук мастера знамя белорусского монументального искусства и поднять его на новые высокие творческие рубежи. Откровенные оскорбления и неприкрытую травлю Заборский особенно ощутил на себе в 1964 г когда в его личной жизни произошли изменения. Ему публично инкриминировали нравственное падение, отстранили от педагогической деятельности. На страницах республиканской партийной газеты Советская
Белоруссия был помещен памфлет. Было и рабское молчание коллег, молчание, которое фактически означало согласие со всем навалившемся на зодчего. Запомнилась реакция тогдашнего заместителя декана строительного факультета БПИ Н. Афанасьева на снятие с работы Заборского Вы мне поверьте это очередная волна запрограммированной свыше кампании травли творческой интеллигенции. Но эти противоправные действия не сломили Георгия
Владимировича. Попросту недооценили, не учли его высокие потенциальные творческие возможности. Вполне благополучно распорядилась судьба. В этом же году художник находит пристанище на ниве сельской архитектуры. Эпилог. Заборский много и плодотворно работал в области монументального искусства. Неограниченные возможности архитектурной формы, скульптурная пластика, синтез пластических искусств на протяжении десятилетий увлекали мастера. Ему всегда была близка по духу программа увековечивания
памяти героев и жертв Великой Отечественной войны. Проекты Георгия Владимировича, как конкурсные, так и заказные, насыщены интересными и неординарными решениями. В частности это ряд архитектурно-пластических вертикалей-обелисков. Поиску новых форм он уделял особое внимание. Сколько выдумки и фантазии генерировано им при проектировании многочисленных стел и архитектурных сооружений мемориального характера с различным эмоционально-образным
строем и конструктивной тектоникой В свое время проекты Заборского не оставляли людей равнодушными, на них учились, на них равнялись, ими вдохновлялись. Можно привести массу примеров заимствования у него тех или иных композиционных приемов, пространственных решений, формообразований и т. п. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть Свод памятников истории и культуры Белоруссии. После выставок и публичных обсуждений многие его творческие
замыслы перекочевывали в проекты других архитекторов, ложась в основу мемориальных сооружений областного или районного масштаба. Вместе с тем немало предложений зодчего остались не реализованными. И тем не менее идеи, рожденные в голове мастера как элитарные зерна, в любых условиях давали хорошие всходы. Благодаря этим высокохудожественным находкам уровень многочисленных мемориальных произведений Белоруссии на протяжении многих лет оставался высоким.
В этом, на наш взгляд, историческая заслуга Георгия Владимировича. И мы должны быть признательны и благодарны зодчему Заборскому за его огромный вклад в развитие монументального искусства республики. ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПОСТРОЙКИ Г. ЗАБОРСКОГО ппНаименование проекта, объектаГод период строительстваСтепень участия1Генеральный план Полоцка1946 1949В составе авторского коллектива2Проект застройки центра
Полоцка1948 1951В соавторстве с архитекторами Л. П. Мацкевичем и А. А. Хегаем3Проект реконструкции застройки пл. Независимости б. Ленина1947 1960В соавторстве с архитектором Л. П. Мацкевичем4Здание Минского военного Суворовского училища1949 1953Автор5Лечебный корпус б. 4-го Главного управления Министерства здравоохранения
БССР в Минске1946 1948Автор6Аэровокзал в Минске1946 1957В соавторстве с архитектором А. П. Воиновым7Реконструкция театра им. Я. Купалы в Минске1951 1952Автор8Планировка и застройка жилого поселка Минского автомобильного завода1949 1955В соавторстве с архитектором Г. А. Парсадановым9Белорусский государственный педагогический университет им.
М. Танка на пл. Независимости в Минске1947 1951Автор10Типовые проекты зданий1951 1955Автор11Дом-музей Я. Коласа в Минске1952Автор12Административное здание б. ЦК ЛКСМБ в Минске1952 1953Автор13Комплекс жилых домов по ул. Ленина в Минске1952 1956Автор14Гостиница Совета Министров БССР в Минске1957 1960Автор15Кинотеатр Пионер и Государственный театр кукол в
Минске1960 1962Автор16Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны в Минске1961 1964В соавторстве с архитектором Г. М. Бенедиктовым17Административное здание в колхозе им.Калинина Несвижского р-на Минской обл. с благоустройством площади1964 1972Автор18Застройка центральной усадьбы д. Красное колхоза Маяк Кореличского р-на Гродненской обл.1983 1991Автор19Застройка колхоза
Прогресс Гродненского р-на Гродненской обл. Государственная премия СССР. 1971 г.1964 1991В соавторстве с архитектором В. Н. Емельяновым 20Дворец культуры и благоустройство центра колхоза им. Димитрова Толочинского р-на Витебской обл.1965 1970Автор21Планировка и застройка показательного поселка Сорочи колхоза Чырвоная змена Любанского р-на Минской обл.1972 1988Автор22Планировка и застройка центральной
усадьбы колхоза Рассвет им. Орловского Кировского р-на Могилевской обл.1964 1989Автор23Памятник Ф. Э. Дзержинскому в Ивенце1952В соавторстве со скульптором 3. И. Азгуром24Монумент Победы в честь советских воинов, партизан и подпольщиков на пл. Победы в Минске1953В соавторстве с архитектором В.
А. Королем ппНаименование проекта, объектаГод период строительстваСтепень участия25Памятник В. И. Ленину в Бресте1962 1964В соавторстве со скульптором П. Ласточкиным26Мемориальный комплекс Зыслов в Любанском р-не Минской обл.1964 1968Автор27Памятник Сталину в Минске1952 снесен в 1963 г.В составе авторского коллектива28Памятник Герою Советского
Союза Т. Ромашкину в Минске1967В соавторстве со скульптором Н. Г. Постниковым29Памятник Я. Коласу в Минске1972В составе авторского коллектива Литература 1. Чернатов В.М. Георгий Заборский. Мн. Полымя, 1998. 176 с. ил.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |