Реферат по предмету "Культурология"


Античный театр

Античный театр Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом. История античного театра охватывает почти целое тысячелетие (VI в. до н. э. –

IV-V вв. н. э.). В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения. Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа.

Так на родине театра – в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принёс в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскрешении и победе над противниками. Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее

прозвали корабельной повозкой – «каррус навалис». Отсюда возникло слово карнавал. Диониса окружала толпа спутников – ряженых в козлиные шкуры и маски. Сама маска – это не случайность, это «личина» – символ театра. Ну а где игра – там должны быть и правила игры, которые тоже формировались постепенно. Первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров.

Люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль, собирать людей, соединять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое. Прошло много времени, прежде, чем театр начал жить сам по себе, отделяясь от обряда, от религиозного культа. Театральные представления стали организовывать специально, появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров.

Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас ещё сохранились античные театры, где устраиваются представления (например, в греческом городе Эпидавре ). У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники и дали жизнь драме и театру Греции и Рима. В Греции такие праздники были посвящены богу

Дионису. Хор ряженых и запевала не просто исполняли песни, между ними возникал диалог – это и был своего рода драматический первоэлемент, который со временем получил литературную обработку. А где диалог – там и активная мимика, и действие. Вначале построенный на принципах импровизации, диалог становился всё более чётко фиксированным. В Риме на праздниках сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые песни, в которых по мере того, как

обострялась борьба между патрициями и плебеями, всё более резко звучали актуальные темы, социальные мотивы. Где песни, где праздник – там были и танцы, поэтому античный театр в своих истоках нёс и высокую пластическую культуру движения, жеста. Древнегреческий театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Наиболее состоятельные и почтенные граждане платили за обучение хора и его содержание (они назывались хорегами ). Профессии драматурга и актёра считались почётными.

Актёрами могли быть только мужчины – они исполняли и женские роли (эта традиция в разных странах, в разных культурах была очень стойкой – таковы театр времён Шекспира, китайский и японский театр). Актёр античного театра владел техникой чтения, искусством пения и танца. Древнегреческий актёр мог по ходу спектакля играть несколько ролей. Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике, то классическая

Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, то есть очищение, облагораживание людей. Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль.

Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век

стать жанром господствующим. Трагедия (в буквальном переводе – «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников греческого бога виноделия Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник – Великие Дионисии, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог так возникла драма, театральное

действо. Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре.

Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра, круглая площадка, на которой выступал хор Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. Орхестру замыкала скена - первоначально палатка, в которой переодевались актеры, а потом - двухъярусное каменное ссоружение. Вдоль нее шло возвышение - проскений, на котором и играли актеры.

В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер. Поэтому актёр менял маску не только тогда, когда по ходу действия являлся перед зрителями в новой роли, но и тогда, когда показывал зрителям смену душевных состояний одного и того же персонажа. Приходилось также увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе

(котурны), делавшую актера выше ростом, а образ, создаваемый им монументальнее. Движения благодаря котурнам отличались плавностью, величавостью. В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие.

Античная культура была культурой устного, а не письменного слова. Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку,

лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды. Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз.

Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов -

Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и другие комедии). Сюжеты комедий

Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности. Театр римлян восходит к праздникам сбора урожая, а профессиональных актеров называли гистрионы (от этрусского слова «истер» - актер). Постоянные театральные здания в

Риме стали строить во второй половине I века до н.э в греческих колониях. В отличие от греков, римляне низводили сценические представления почти до балагана и создали новые виды театральных зрелищ. Архитектура римского театра отличалась от греческого тем, что римляне строили театры не на склонах гор, а на равнинах, в виде гигантских каменных, зачастую мраморных, зданий. Орхестра имела форму полукруга, и в ней были предусмотрены места для сенаторов.

Сцена была неглубокой и богато украшалась колоннами, статуями и архитектурными деталями. До наших дней сохранились развалины амфитеатра Флавиев - римского Колизея - самого крупного амфитеатра Рима. Свое название он получил от стоявшего некогда поблизости колосса - статуи императора Нерона и был построен на месте дворца Нерона. Колизей вмещал пятьдесят тысяч зрителей. Имея высоту 57 метров, он был разделен на 4 яруса амфитеатра,

имел 64 входа и 80 рядов зрительских мест. Постройка Колизея была начата Веспасианом Флавием в 72 г. н.э а открыт он был Титом в 80-м году. Архитектор, построивший Колизей, неизвестен, некоторые отождествляли его с архитектором Рабирием, построившим дворец Диоклетиана, а другие — с зодчим Гваденцием. В Риме очень высокого уровня достигло мастерство актёров.

Любовью и уважением публики пользовались трагический актёр Эзоп и его современник комический актёр Росций ( I век до н. э. ). Архитектура великолепных театральныхз зданий, как и искусство великих драматургов Греции и Рима, вдохновили художников возрождения. Театр античного мира стал неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.

Литература: 1. Головня В.В. История античного театра М 1972. 2. Дьячок М. Античная литература М 1975. 3. Каллистов А.Д. Античный театр. – Л 1970. 4. Пиотровский А.И. История европейского театра. М 1965.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Шпаргалки по философии. История философии
Реферат Человек в огне Гражданской войны по произведениям «Разгром» Фадеева и «Сорок первый» Б. А. Лавренева.
Реферат 2 сочинения по английскому языку english
Реферат «Погоджено» „Затверджено” Директор школи Розклад уроків Феськівської зш І-ІІІ ступенів на ІІ семестр 2011-2012 н р
Реферат Анализ рекламных стратегий в товарной категории "Художественные фильмы"
Реферат Условия формирования положительной мотивации к учению
Реферат Диагностика абдоминальных заболеваний
Реферат Обелиск
Реферат Социально-правовая природа корыстно-насильственных преступлений совершаемых в отношении женщин
Реферат К Чаадаеву А. С. Пушкина
Реферат Порядок ведения кассовых операций в Республике Беларусь
Реферат Тибетский мятеж 2008
Реферат Разработка маркетинговых технологий продаж
Реферат Основы фотографии
Реферат Загадка популярности любовной лирики Ахматовой