ChiaraFox
Карты сайта и индексы - формы дополнительной навигации по сайту. Они позволяют пользователю перемещаться по сайту, не используя глобальную навигацию. Представляя визуально структуру сайта и взаимоотношения его частей, карта может помочь заблудившемуся и растерянному пользователю перейти на нужную страницу. Карты распространены намного шире, чем алфавитные списки (индексы), но и те и другие по праву занимают своё собственное место, выполняя свойственные им уникальные функции.
Вам всё здесь понятно?
Карта сайта - не что иное, как модель структуры сайта, целиком размещённая на одной странице. Одним взглядом пользователь может охватить сразу все категории и разделы сайта. Визуализация структуры может быть выполнена как реальная графическая карта или на основе только текста. Текстовые карты легче поддерживать, чем графические из-за дополнительных сложностей по внесению изменений в последние. Динамические карты, т.е. такие, с которыми пользователь должен выполнить какие-то действия для получения информации (например, "гиперболические деревья"), не столь эффективны, как простые упорядоченные иерархические списки. В создании карты сайта самое главное - сделать ее точной, понятной для просмотра и простой для понимания.
Карты отображают либо общую (только верхние уровни), либо подробную (все уровни) структуру сайта. Элементы, включённые в карту сайта, должны соответствовать элементам глобальной навигации. В данном примере с сайта "L.L. Bean" (рис. 1), желтые элементы соответствуют главным глобальным навигационным категориям сайта: "Home," "Shop," "ExploretheOutdoors," "MyAccount," и "CustomerService." Совпадают не только названия категорий, но ещё и порядок их отображения. Каждая из этих категорий имеет в своём составе подкатегории, выделенные синим цветом (например: "Men's", "OutdoorTips & Gear", "FAQs"). Третий уровень иерархии сайта уже представлен простыми текстовыми ссылками.
Представленная карта отлично справляется с показом различных разделов сайта L.L. Bean. А визуальный дизайн карты еще больше подчеркивает иерархию сайта. Легко понять, что к чему относится: "Men's" является частью раздела "Shop", а LogIn/Register" - частью "MyAccount". Всё выглядит опрятно и упорядоченно, несмотря на то, что мы видим целых три уровня иерархии. Отдельные ссылки дополнительно поясняют значение подкатегорий, в которых они содержатся. Например, категории "Footwear," "ActiveClothing," и "CasualClothing" более подробно объясняют, что подразумевается под названием раздела "Women's".
В противоположность к этому карта сайта Гарвардского университета не соответствует ни структуре сайта, ни навигации по нему. Всего лишь два раздела совпадают с таковыми же в глобальной навигации ("CampusLife" и "Admissions"). Два других раздела являются вариациями на тему нескольких разделов глобальной навигации. К примеру, "Admissions" соотносится с пунктом меню "Admissions & FinancialAid" глобальной навигации, а "LibrariesandMuseums" вообще присутствует в глобальной навигации в виде двух отдельных элементов. Оставшаяся часть элементов карты сайта использует другие названия, либо вообще не присутствует в числе элементов глобальной навигации.
Первый раздел карты "AboutHarvard" - является пунктом, который встречается лишь в "подвале" сайта. Подкатегории раздела "AboutHarvard" фактически не соответствуют тем, что расположены на самой странице "AboutHarvard". Из 10 ссылок раздела "AboutHarvard" половина ведет обратно к странице "AboutHarvard" вместо того, чтобы вести к какой-то конкретной странице по теме ссылки.
Карта сайта Гарвардского университета оказывает слабую помощь пользователю в понимании структуры ресурса. Смешивая глобальную навигацию и "подвальные" элементы, она не позволяет пользователю понять значимость и взаимное логическое расположение элементов. Кроме того, пользователь лишён возможности вновь отыскать нужные элементы, покинув карту и находясь где-то в недрах сайта. Где была эта ссылка: в глобальной навигации, или же я видел её в "подвале"? Названия одного и того же элемента в карте, глобальной навигации (а иногда и на одной и той же странице) различны. Из-за этого пользователю трудно удостовериться, что он попал на нужную страницу. Названия ссылок, которые являются сходными, но не одинаковыми, заставляют пользователя думать о том, попал ли он на нужную страницу или нет. Это заставляет лишний пользователя лишний раз задумываться о простейших вещах.
Просто, как азбука
В отличие от карты сайта, которая показывает его структуру, индекс сайта обеспечивает доступ к определённым страницам и разделам. Индексы наиболее удобны для поиска чего-то конкретного, уже известного пользователю. Как писал Фред Лейз (FredLeise), "через индексы пользователь получает доступ к содержимому сайта, опираясь на собственный словарь понятий, а также он может найти вещи, обсуждаемые, но не упоминаемые в тексте". Кроме того, индексы обеспечивают более тонкую степень детализации материалов сайта, так как они в отличие от карт могут указывать на конкретные упоминания о людях, местах и вещах, а не на общие разделы. Индексы материалов сайта предоставляют возможность работать с материалами методом "от частного к общему", "снизу вверх".
Индекс сайта должен работать точно так же как работают обычные индексы, расположенные в конце книг. Фактически, копируя при проектировании вашего собственного индекса формат книжных индексы, вы сможете повысить его полноценность и удобство использования. Если ваша аудитория знает, как использовать одно (книгу), она поймёт, как использовать другое (индекс). Следование графическим стандартами, принятым при составлении книжных индексов, (например, выравнивание по левому краю списка подразделов данной главы), так же поможет улучшить удобство чтения и использования индекса вашего сайта.
На сайте консорциума W3C (см. рис.3) имеется неплохой образец индекса, удовлетворяющего всем требованиям. Визуальное исполнение индекса облегчает беглый просмотр информации. Алфавит, расположенный в верхней части страницы, позволяет перейти сразу к нужному разделу, минуя не нужные - все буквы алфавита расположены на одной странице. Такой подход более предпочтителен, чем разделение индекса на отдельные страницы (по странице на букву). В этом случае пользователю легче вести поиск терминов по нескольким буквам, не дожидаясь загрузки отдельной страницы для каждой буквы.
Индекс состоит их списка всех тем, освещенных на сайте W3C. Главные темы (такие как "architecture"), разбиты на подкатегории (например, "DesignIssues") и помогают пользователю сузить фокус поиска. Слово "See" ("Смотри") помогает пользователю найти то, что ему нужно, "переводя" понятия из словаря пользователя в слова, используемые на сайте. На рис. 3 нигде не встретишь термин "annotations" ("аннотации"), но вместо него есть несколько ссылок на категории, связанные с аннотациями ("Annotea", "Amaya", и "RubyAnnotation"). Это говорит пользователю о том, что то, что он ищет, имеется на сайте, но под чуть другими названиями. Помимо этого имеются указатели "seealso" ("смотри также"), отправляющие пользователя за дополнительной информацией по данному термину, на который он сейчас смотрит. На рис.3 в разделе "Annotea" можно видеть два указателя на "SemanticWeb" и "Amaya". Указатели, подобные "See" и "Seealso", не будут лишними и для вашего индекса. Но главное - не переусердствовать, а то за ними не станут видны главные термины списка.
Несмотря на достаточно хорошее качество, кое-что в индексе сайта W3C можно улучшить. Например, обзорная заметка (пояснение того, что же всё-таки включено в индекс), расположена в нижней части страницы. Было бы лучше поместить её вверху, так, чтобы пользователи с самого начала знали, что же из себя представляет содержимое индекса. Кроме того, W3C неплохо было бы замкнуть перекрёстные ссылки. Раз уж "Annotea" ссылается на "Amaya", то и "Amaya" должна иметь ссылку на "Annotea". Логично предположить, что если одно относится к другому, то имеется и обратная связь, и пользователю будут интересны оба связанных термина.
Индексы бывают нескольких разновидностей. Первый тип - индекс охватывает все разделы сайта, примером тому - индекс с сайта W3C. Также существуют индексы товаров, отсортированные по алфавиту или по инвентарному номеру. Такие списки-индексы в особенности полезны на сайтах, представляющих большое количество продуктов или сложные их наборы. Сайты университетов, подобные Гарвардскому или Йельскому, могли бы разместить индекс своих дочерних сайтов- сайтов отдельных факультетов, колледжей, клубов, входящих в состав университета.
Корпоративный сайт компании PeopleSoft, Inc. использует оба типа индексов: индекс сайта и индекс продукции. Индекс этого сайта, получивший награду "WebIndexAwardfor 2002-2004" австралийского общества "AustralianSocietyofIndexers", охватывает все главные темы, освещенные на сайте, включая информацию о компании PeopleSoft и контактные данные. Названия товаров в индекс не включены, так как для этого создан специальный индекс товаров. Тем не менее, в индекс сайта включены основные "линейки" выпускаемой продукции, это сделано для тех пользователей, которые могут не догадаться о существовании перечня товаров отдельным списком.
Поскольку PeopleSoft выпускает более двухсот различных программ, было решено внести их в отдельный перечень (рис.4). Объединение его с индексом сайта сделало бы его неуклюжим и слишком объемным. Перечень товаров включает в себя "линейки", наборы, модули и решения, представляемые компанией. Текущее название продукта представлено наряду со всеми старыми названиями этого продукта, которые когда либо употреблялись. Все они снабжены ссылочным словом "see" ("смотри"). Это позволяет пользователю, даже зная товар только под старым наименованием (например, "MarketPlace"), найти его новое наименование. Заметьте, что в кратком описании индекса товаров сказано, что перечень содержит лишь ссылки на товары, а за информацией о разделах сайта необходимо обратиться к индексу сайта.
Так что же мне выбрать?
Как вам узнать, что вашему сайту нужна карта или индекс, а может и то и другое? На маленьких сайтах, скорее всего, не нужно ни то, ни другое. В большинстве случаев глобальная навигация таких сайтов позволяет добраться до любой страницы. Большинство средних и больших сайтов должны, вероятно, иметь хотя бы карту. Текстовые карты сайтов требуют минимальных затрат в создании и обслуживании, и сослужат хорошую службу вашим пользователям. Если только ваш сайт не подобен каталогу Yahoo!, карта сайта - единственное место, где пользователь может увидеть на одной странице все главные разделы и подразделы вашего ресурса. Это особенно важно, если в навигации вашего сайта используется динамическое меню, пункты которого не видны, пока на них не наведён курсор мыши. Кроме того, использование карт может повысить эффективность коммерческих и информационных сайтов.
Для большинства средних и больших сайтов индексы какого-либо типа тоже могут оказаться ко двору. Для чрезвычайно больших сайтов представляется невозможным включить в индекс абсолютно всё. Такие индексы могут оказать слишком огромными, чтобы быть эффективными. В них может быть включена лишь самая важная и часто используемая информация. Информационные сайты могут извлечь из индексов больше пользы, чем, например, коммерческие, в виду традиционно большего объёма размещённой на них информации. Однако коммерческие сайты, имеющие обширный комплекс продаваемых товаров, должны всерьёз рассматривать возможность использования индексов с целью улучшения обслуживания своей аудитории.
Решение об использовании индекса также зависит от того, какого рода информация размещена на сайте. Имеет ли смысл сортировать содержимое вашего сайта по алфавиту? Для сайта L.L. Bean, например, индекс ничем не поможет пользователям, так как они привыкли искать одежду по категориям (например, "Men's", "Camping", "Activewear"), а не отыскивая её в алфавитном списке. Для такого сайта лучше всего подходит именно карта, а не индекс.
Где расположить?
Что бы вы не выбрали для своего ресурса: карту или индекс, или и то и другое, пользователь должен иметь к ним доступ из любого закутка вашего сайта. Располагайте ссылку всегда в одном и том же месте, например в подвале "страницы" или среди других элементов вторичной навигации. Если на вашем сайте имеется раздел помощи, включите ссылку и туда тоже - так как потерявшийся пользователь может не заметить ссылку в её основном местонахождении. Неплохо поместить ссылки на карту или индекс на странице с результатами поиска по сайту, особенно они пригодятся, если при поиске ничего не найдено.
Чаще всего ссылки на карту сайта так и называют - "Карта сайта". По данным исследования группы Нильсена-Нормана (NielsenNormanGroup), проводившихся в 2002 году, "…такое название применялось и отлично работало на шестидесяти трёх процентах сайтов" из числа исследуемых. Не применяйте название "Индекс сайта", если только речь не идёт об алфавитном списке. Если у вас есть индекс перечень товаров, позаботьтесь о том, чтобы его название и краткое вводное описание отличали его от индекса всего сайта.
На сайте PeopleSoft пользователи пользуются индексом сайта и индексом товаров чаще, чем картой сайта. И тому есть несколько объяснений. Во-первых, индекс сайта даёт более полный обзор по сравнению с картой, предоставляя больше конкретной информации, нежели простое перечисление основных разделов и подразделов сайта. Все термины даны по несколько раз в разных вариантах со взаимными ссылками на тот случай, если пользователи будут искать термин "jobs", а PeopleSoft предпочитает термин "careers". Во-вторых, служба поддержки компании специально отсылает пользователей к индексу сайта в ситуациях, когда те не могут чего-то на нем найти. В этом случае индекс играет роль списка "ярлыков" и таким образом пользователю не надо глубоко внедряться в дебри иерархии сайта в поисках нужной информации. И наконец, индекс популярен из-за того, ссылка на него всегда на глазах. Ссылки на карту и индекс имеются в "подвале" каждой страницы, в разделе "Помощь", и на странице с результатами поиска. Но ссылка на индекс сайта присутствует также рядом с поисковой формой в левой навигационной панели. Из-за этого ссылка на индекс сайта всегда находится вверху страницы и потому чаще привлекает внимание.
Облегчите себе жизнь
Карты сайтов достаточно легко создавать и поддерживать, так как весь материал в них - вторичен. Все термины и пункты берут свое начало из главной и вторичной навигации сайта. Индексы создавать немного сложнее, так как к ним необходимо более осторожно подбирать ключевые слова. Для создания индекса нужен специальный человек, имеющий опыт составления указателей, и способный проанализировать содержимое сайта, выделив ключевые слова и определив взаимосвязи между разделами. С другой стороны, индекс товаров можно составить и автоматически средствами баз данных, XML, или другими подобными технологиями.
В компании PeopleSoft наша система управления сайтом - Interwoven'sTeamSite - позволяет нам использовать одну и ту же карты, индекс сайта и индекс товаров на всех наших корпоративных сайтах. Благодаря этому информационная архитектура на всех сайтах одна и та же: на корпоративном сайте, на сайтах для наших клиентов и на сайтах для наших партнеров. Вся информация, предназначенная для общего пользования, доступна на сайтах для наших клиентов. На сайтах же для наших партнеров присутствует та же самая информация плюс дополнительная информация, предназначенная только для партнеров. Каждое ключевое слово в индексе мы помечаем особым тегом видимости, руководствуясь которым система показывает или прячет данное ключевое слово в зависимости от того, какой пользователь зашел на сайт.
В декабре 2002 года система сайтов компании PeopleSoft состоит из 21 сайта для разных стран мира. Информационная архитектура этих сайтов подобна той, что использована на основном корпоративном сайте, а содержимое переведено на местные языки и адаптировано к местной торговой политике фирмы: в индексах представлены только те товары, которые продаются в этих странах. Мы постепенно обновляем шаблоны, используемые для создания индексов этих сайтов, так чтобы с помощью тегов описывать названия наших товаров для каждой из стран. Это позволит нам перейти от двадцати двух отдельных индексов (для каждого сайта) к десяти (по одному для каждого языка). Каждый индекс будет содержать английское название товара и его местное наименование. Это позволит пользователю найти любой товар в индексе пользуясь либо родным либо английским языком.
Заключение
Как мы видели на примере сайта PeopleSoft и других не менее реальных примерах, эффективное использование карт и индексов позволяет пользователям быстро и просто перемещаться по сайту и представляет исчерпывающую информацию о содержании и структуре сайта. По мере того как всё больше сайтов начинают пользоваться индексами и картами, все больше пользователей начинают понимать выгоды этих средств навигации и тем чаще они будут к ним обращаться.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |