Реферат по предмету "Искусство"


Экомузеи

Введение Экологическое просвещение является одной из основных составных частей глобальных и локальных программ и моделей устойчивого развития, требующего более глубокого понимания проблем, одна из которых состоит в отсутствии в настоящее время в России налаженной системы экологического просвещения. В отличие от классического музея, тесно связанного с политикой государства, экомузеи обладают «специфическими формами, с помощью которых каждое микрообщество может объективно представлять свое наследие».


Таким образом, музей активнее, чем когда бы то ни было, участвует в деле создания культурно-исторической среды. Целью моей курсовой работы является закрепление и развитие теоретических основ и практических знаний, полученных при изучении научных трудов таких авторов как В.М. Кимеев, С.Б. Филимонов, С.И. Сотникова, Ж.А. Ривьер и Ф. Юбер. Задача состоит в углублении и конкретизации знаний по музееведению, а также проведение анализа


экомузеев на основании изучаемых источников и аргументированное раскрытие поставленной темы. Проанализировав такие книги как «Новая музеология» Мейрана П. и «Музеи общества» Чувиловой И.В. можно сделать выводы, что музейный силуэт современной культуры необычайно многолик и чутко фиксирует в себе все особенности социокультурной ситуации современного общества. Также изучение научных трудов В.Н. Кимеева позволило выявить специфику и перспективы создания экомузеев


в Сибири в естественной среде обитания. Этноэкологические музеи-заповедники или экомузеи подразумевают под собой разновидность этнографических музеев под открытым небом, в которых архитектурно-этнографические памятники восстанавливаются на первоначальном местонахождении в соответствующем природном окружении. Основателем движения за создание экомузеев считается французский этнограф Жорж Анри Ривьер. В его понятии экомузей — не только культурно-просветительское учреждение, распространяющее


знания об архитектуре, предметах быта, но и лаборатория по выработке методов совершенствования отношений между человеком и его окружением. С 1971 г. такие учреждения стали именоваться экомузеями. С тех пор экомузеи прочно завоевали признание в Европе, став идеальной моделью музея времени, музея пространства, музея деятельности человека. По мнению В.М. Кимеева, отличие от обычного скансена, задача экомузея состоит в сохранении и оптимальном развитии


природной и культурной среды как взаимосвязанных частей единого целого, в создании реальных условий для сохранения национальной самобытности. Экомузей и населенные округи в состоянии выступать активными партнерами, определяющими на практике экологическое равновесие между людьми и их окружением — живой и неживой природой. По определению Жоржа Ривьера, экомузей это « и лаборатория, поскольку в нем изучается прошлое и настоящее, и заповедник, так как он способствует сохранению природного и культурного наследия.


Наконец, это и школа, так как он вовлекает в свою деятельность местных жителей». Возникновение экомузеев во второй половине 20 века было связано с процессами демократизации в музейном деле и прозвучавшими требованиями ориентации музеев на актуальные нужды рядовых членов общества. Первые проекты "общинных музеев" созданы французскими музеологами и музейными деятелями Жоржем Анри Ривьером и Югом де Варином. Термин "экомузей" сформулировал


Юг де Варин в 1971 году, когда началась работа по созданию первого музея нового типа - Музея Человека и Промышленности в Ле Крезо (Франция). Огромная территория (свыше 500 тысяч квадратных километров с населением около 150 тысяч человек) старого региона горнодобывающей промышленности послужила основой его создания. На ней был создан рассредоточенный музей с центром в фабрично-заводском городе


Ле-Крезо. Среди музейных объектов - замок промышленников Шнейдеров, угольная шахта, средневековый монастырь, школа, канал, городская застройка и многое другое. Музеологические курсы для местного населения, многочисленные просветительские программы, привлечение жителей к сбору, хранению, интерпретации объектов обеспечили теснейшую связь музея с местным сообществом и решение важных насущных проблем занятости населения, самоидентификации в условиях разрушения горнодобывающего


производства, повышения культурного уровня. Вслед за Францией экомузеи распространяются в канадской провинции Квебек, Бразилии, Португалии, Африке. Среди наиболее известных зарубежных экомузеев - Музей Сан-Кристовао в Рио-де-Жанейро, Сейшельский музей в Португалии, Музей в Эльзасе на северо-востоке Франции, музей


От-Бос в Канаде. В музейной типологии экомузеи утвердились к середине 1980-х гг. Важнейшую роль в становлении теории экомузея сыграл проведенный в Квебеке в 1984 г. международный семинар "Экомузеи и новая музеология", на котором была принята "Квебекская декларация". Декларация констатировала возникновение нового типа музейного учреждения, характеризующегося ярко выраженной социальной миссией, и зафиксировала важнейшие положения этого нового


направления в мировом музейном деле. В РФ идеи экомузеологии распространялись медленно и не привели к созданию крупных и влиятельных музейных учреждений. Ближе всего к типу экомузея оказались небольшие этномузеи Сибири - живые музеи народной культуры коренных малочисленных народов. Несколько экомузеев начали создаваться в Кемеровской области.


В конце 20 в. в сторону экомузея эволюционировали некоторые музеи-заповедники, характеризующиеся ориентацией на активное участие местного населения в сохранении и актуализации своего материального и нематериального наследия ("Кижи", "Шушенское", Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник). Деятельность Экомузея способствует решению актуальной проблемы – экологического просвещения населения,


изучения края. Экомузей не подразумевает жесткого разделения на хранителей и посетителей, будучи создаваемым населением определенной местности, и ставит своей задачей консервацию культурно-исторического наследия, сводящегося, прежде всего, к сохранению элементов традиционного жизненного уклада, свойственного жителям данной территории. Подобная модификация музеев является наиболее динамичным интерпретатором и траслятором культуры в повседневном окружении, пытаясь по-своему воспроизводить изменения, происходящие в обществе.


Создатели первых экомузеев своей главной целью считали оптимальное сохранение и развитие социокультурной и природной среды как единого целого с учетом экологических проблем и особенностей данного региона. Экологический подход требовал интеграции дисциплин для того, чтобы выявить и охарактеризовать отношения между природными условиями и техническим, экономическим, культурным развитием округи. Региональный характер первых французских экомузеев проявился прежде всего в том, что они были адресованы


местным жителям и создавались при их непосредственном участии совместно со специалистами и при активной поддержке региональных властей. Путем научного анализа можно также выделить такие задачи экологического музея как повышение экологической информированности населения и государственных органов, вовлечение населения и государства в активную природоохранную деятельность, развитие сотрудничества государства и общественности для решения экологических проблем и обеспечения устойчивого развития регионов, изучение


острых экологических проблем, путем сбора информации и проведения независимых экологических исследований, а также внедрение экологически эффективных технологий В целях развития социальной активности экомузей должен быть не только местом просвещения, но и местом проведения досуга. Опираясь на научные труды В. М. Кимеева, можно выявить структуру экомузея: это и стационарные экспозиции в архитектурно-исторических


памятниках или современных зданиях, и реконструкции подлинных и воссозданных по чертежам уже утраченных археолого-этнографических памятников, представленных комплексами экспозиций под открытым небом. Зачастую используется мировой опыт «отсутствия традиционной экспозиции» в привычном смысле этого слова, когда этнографические предметы, после их научной фиксации и изучения, остаются в естественной среде для использования по своему прямому назначению. Экомузей трудно вписывается в традиционную классификацию


музеев, в первую очередь из-за междисциплинарного подхода при создании научной концепции. В отличие других типов музеев под открытым небом, он имеет ряд принципиальных отличий: – экомузей создается непосредственно в среде обитания человека с обязательным сохранением, реставрацией или частичной реконструкцией, после научного изучения, памятников народной архитектуры и этнографии, археологии и дикой природы, а также движимых музейных предметов; – ресурсом развития экомузея является социальная энергия жителей


округи, их заинтересованность и активное участие в разработке проекта, в создании экспозиций, в деятельности экомузея по охране жизненной среды; – создание экомузея является практическим выражением всеобщего согласия населения с властями и общественными организациями в необходимости изучения и сохранения памятников, в документировании, интерпретации и реконструкции историко-культурного наследия округи; – экомузей не имеет четко определенных территориальных границ, а охватывает округу, объединенную не административно,


а в силу единства традиций, природной среды и производственной деятельности, например, речная долина, сельскохозяйственный район или промышленная зона;  коллекциями экомузея становятся: коллективное материальное историко-культурное наследие и нематериальные формы социокультурной деятельности, включая религию, а также природное наследие всей территории проживания данного социума, причем сами местные жители становятся живыми экспонатами и постоянными посетителями; все это не изымается из среды бытования,


а продолжает функционально использоваться в культурно-образовательных и других целях, не противоречащих режиму содержания памятников; – сотрудники экомузея больше нацелены не на сбор, сохранение и музеефикацию коллекций, не на консервацию материальных объектов, а на их научное изучение для сохранения в естественной жизненной среде, а также на реанимацию и демонстрацию традиционных навыков и ремесел, традиционного образа жизни и способов взаимодействия человека с природой;  в экомузее четко зафиксирована


социальная миссия, направленная как на реанимацию механизма воспроизводства традиционных жизненных ценностей, этнокультурных традиций и национальной самобытности, так и на культурную самоидентификацию и творческое развитие местного сообщества, на решение его насущных социальных проблем путем выдачи рекомендаций общественным и государственным структурам, участия сотрудников экомузея в разработке и реализации долгосрочных социокультурных программ по социальному переустройству общества. Пространственное моделирование изначальной структуры


позволило включить объекты в экспозиционную структуру музея, в которой они представлены как часть природно-физического феномена измененной историко-культурной среды, что создает уникальную визуально-пространственную модель на базе экспонируемого памятника. Тенденция создания экомузеев сохраняется до сих пор из-за стремления местных властей и общественных деятелей в первую очередь «возродить» этнические культуры, воссоздать и сохранить естественную среду обитания и быт народов.


Создать первые экомузеи удалось в основном в удаленных и труднодоступных местах, где еще сохранялась национальная культура в близких к традициям формах. В дальнейшем важнейшей задачей экомузеев станет создание условий для сохранения уникальных традиций и национальной культуры малочисленных этнических групп в естественной среде обитания в условиях наступления индустриальной цивилизации. Для современных экомузеев сохраняются как охранительная, так и творческая


установки культурного освоения, что и делает его частью живой культуры. Именно экомузей, как одна из разновидностей музеев под открытым небом, может предложить интересные и разнообразные нетрадиционные формы интерпретации этнографических источников. Экомузей выполняет функции лаборатории (предоставляя материал для изображения прошлого и настоящего), готовит специалистов, оказывает помощь в организации других заповедников, сохраняющих и оценивающих


местное культурное и природное наследие, заменяет школу, вовлекая жителей в свою деятельность не только по сохранению прошлого, но и приглашая их к творческой переоценке настоящего и к осознанию будущего. Именно здесь возможно наиболее полное «погружение» в культуру и культурную среду. Сегодня экомузей крепко привязан к реалиям современной жизни, более других подчеркивая как значение различий и культурного многообразия Народов Сибири, так и его единство, общие корни и культурные доминанты.


Как и другие типы музеев, экомузей стремится соответствовать времени, отражать его и служить источником гуманизма, опираться на такие институты реальной жизни, как семья, школа, труд, общественная деятельность, политика, а также духовная жизнь. Как во всех музеях-заповедниках, в основе создаваемого экомузея лежит историко-культурное и природное наследие, спасенное от естественного забвения или бессознательного уничтожения населением округи. В то же время, созданный в условиях диалектического противоречия населения, стремящегося


одновременно сохранить и преобразовать окружающий мир на пути общественного развития, экомузей существует благодаря этому противоречию. Идея экомузея, прижившаяся в местах компактного проживания Народов Сибири из-за особого чувства культурной саморефлексии как следствия отчуждения от культурных корней, оказалась спасительной в критической ситуации осознания разрушений и утрат, понесенных этническими культурами. Созданные носителями культуры и внутри этой региональной культуры, экомузеи были ориентированы


в первую очередь на потребности аборигенов в сохранении, реанимации и воспроизводства культурной самобытности, то есть, социальную миссию и в первую очередь на культурно-образовательную деятельность, а уж затем стали обеспечивать мероприятия по охране окружающей среды и развитию рекреации в округе. Экомузеям, создающимся в индустриальных районах, труднее стать частью настоящего, так как социальные противоречия усугубляются там различиями в культуре и уровне жизни сельского и городского населения,


аборигенов и русских. В таких сибирских экомузеях, как, например, «Торум-Маа», «Природы и Человека» Ханты-Мансийского округа, можно предложить лишь искусственно созданную «самобытность» лишенных корней местных жителей, взгляды которых чужды мировоззрению коренных обитателей округи. Наиболее перспективным, по мнению музеологов, является экомузей «Тазгол» в Горной Шории, наиболее полно отражающий принципы экомузеологии как раздела нового музееведения, где


местные жители участвуют не только в создании экспозиций и музейных праздниках, но, как сотрудники экомузея, активно занимаются культурнообразовательной и рекреационной деятельностью, и главное – сохранением, воспроизводством и одновременно преобразованием своей жизненной среды в соответствии с современностью. Одна из важнейших тенденций современности – сохранение исторического окружения : архитектурных памятников, ансамблей, фрагментов культурно-исторической среды.


В сочетании с идеями регионального развития и поисками путей к обновлению и демократизации традиционного музея данная тенденция привела к появлению нового типа музейного учреждения, в свою очередь и получившего это название «экомузей». Отличаются они более широкой просветительной деятельностью, которая направлена не только на распространение знаний о памятниках истории и культуры, но и на совершенствование отношений между человеком и его окружением. Важной особенностью экомузея является то, что он создается, поддерживается


и используется совместно жителями определенного района и местными органами власти. Местные жители передают музею представляющие интерес и ценность предметы, сообщают сотрудникам информацию о них, участвуют в их реставрации и создании экспозиции, помогают вести исследовательскую и популяризаторскую работу. Примером такого музея может служить Городской музейный комплекс «Наследие» в Тольятти. Каждый экомузей в любой стране мира, естественно, имеет свою специфику, однако главная цель


у них одна - объединить общественную активность населения, финансово-организационную поддержку органов местной власти и профессиональное мастерство музейных специалистов в решении задач сохранения природного и культурного наследия и использования его культуросозидающего потенциала. Как спараведливо писал Ч. Энгстрем, "экомузей- это не просто ряд помещений, предназначенных для комплектования коллекций, проведения научных исследований и просветительных мероприятий.


Он должен создаваться совместно с жителями района и отражать их стремление к изучению, документированию и интерпритации своего родного края. Необходимо, чтобы экомузей был тесно связан с населением и давал ему возможность активно участвовать в развититт и эффективном использовании данной теории." Экомузей, несомненно, может и должен быть предметом музееведения. Однако его функции выходят за рамки только этой дисциплины, затрагивая широкий спектр других наук,


таких как история, экология, этнография, экономика, культурология. Анализ его деятельности непременно должен носить междисциплинарный характер, опираться на достаточно обширный круг наук о человеке и среде его обитания, его различные аспекты научного осмысления природы и специфики региона, ставшего базой для этого музея. Как констатируют А. А. Сундиева, М. Е. Каулен и И.


В. Чувилова, экомузеи - это один из наиболее интересных типов музейных учреждений, появившихся на "музейной карте" в конце 20 века. Он способен возродить механизм самовоспроизводства жизненных ценностей и культурных традиций для конкретного места, что является объективно сложившейся потребностью и решением самого социума. Именно здесь возможно достижение определенного равновесия между "музейностью" и "жизненностью". Воспроизведение традиции в самом сообществе может обеспечить возрождение


характерных для народной культуры форм наследования вне музея как института социальной памяти без посредника-музейщика. Наконец, экомузей способен воссоздать синтетичность и целостность традиции, включая освоение окружающего пространства, формы хозяйственной деятельности. Признаком "естественности" существования традиционной культуры в экомузее должно стать отражение процесса постепенного накапливания изменений в строениях и быте жителей поселения.


Сегодня на наших глазах происходит эволюционное преобразование многих традиционных музеев-заповедников в экомузеи, что свидетельствует об актуальности и социальной значимости этого направления музейной деятельности. Развитие экомузеев отражает общую тенденцию музеефикации историко-культурного и природного наследия, но это лишь один из аспектов сложного многогранного процесса. По мнению М.Е. Каулена, продвижение этих музеев как туристических объектов представляет собой важную


стратегическую задачу взаимодействия музеев и туризма. Особое значение имеют уникальные возможности экомузеев знакомить туристов с местной культурой и предоставлять им комфортные условия для отдыха. Посещение музеев под открытым небом, которые позволяет не только увидеть памятники в окружении живописного ландшафта, но и участвовать в культурных акциях, фольклорных праздниках или развлекательных мероприятиях – вот оптимальный путь знакомства с новыми местами и получения новых


впечатлений для туриста. Возникновение экомузеев в России связано с насущными проблемами эколого-культурной среды. Необходимость создания экомузеев определяется массовым уничтожением памятников историко-культурного наследия, глубокими изменениями окружающей природной среды под воздействием промышленного и сельскохозяйственного освоения территории. Экомузеология с трудом пробивала дорогу из-за консервативности музейного дела и


недостаточной разработанности типологии музеев. Создающиеся с начала 1960-х гг. музеи под открытым небом СССР в основном являлись архитектурно-этнографическими скансенами или историко-культурными и природными музеями-заповедниками. Но новый подход в деле сохранения историко-культурного наследия посредством создания серии экомузеев призван остановить продолжающийся процесс разрушения и утрат невосполнимого национального богатства. Ресурсом развития экомузеев является социальная энергия жителей конкретной локальной территории


и их заинтересованность в сохранении уникальной специфики данной местности. Экомузеи, как и музеи под открытым небом много работают над изучением потребностей общества, над решением проблем комплектования и взаимодействием с посетителем, нацелены на разработку и реализацию долгосрочных культурных программ. Сегодня можно говорить о том, что экспонаты в таких музеях начинают восприниматься более чем музейный предмет, они несут значительную смысловую и символическую нагрузку и образуемый ими


комплекс или коллекция становятся своеобразным историческим документом конкретного места, его культуры, истории и окружающей среды. Такой музей сегодня крепко привязан к реалиям современной жизни, более других подчеркивая как значение различий и культурного многообразия нашего мира, так и его единство, общие корни и культурные доминанты. Большинство экомузеев имеют только муниципальный статус, их финансирование нестабильно, а их сотрудники – это добровольцы, не имеющие профессионального музейного образования.


Это музеи совершенно нового типа, которые не подходят под стандартное определение «музея», и особенно это касается музеев, в которых не существует коллекций как таковых. Поэтому часто эти музеи не признаются на государственном уровне. Чтобы получить признание, экомузеям необходимо объединяться на местном, государственном и международном уровне. Для этого необходима организация курсов для подготовки кадров, разработка общих программ, обмен


информацией и специалистами. Так, китайские экомузеи были открыты при поддержке подобных им учреждений Норвегии, а в Бразилию на практику приезжают музеологи из Португалии, Франции и других стран. Для работы сети экомузеев также необходимо создание общего перечня культурного наследия регионов, его документирование и исследование, составление общей «карты» экомузеев. Сотрудничество на всех уровнях должно расширяться, и не должно ограничиваться общими собраниями, результат


которых – скорее принятие общих положений, чем реализация совместных проектов. Для нормального функционирования сети экомузеев необходимо участие местных властей, учреждений, ассоциаций, а также частных лиц. При разработке программ национально-культурного возрождения, сохранения и развития важно учитывать конкретную ситуацию. При этом важно, чтобы вопросы, что и как возрождать решало местное население - носитель традиционных явлений культуры.


Не менее важно и понимание того, что без наличия или создания хотя бы тончайшего слоя профессиональной культуры, включающего искусство, науку, образование и просвещение, не удастся создать прочную базу для функционирования национальных культур. Одним из необходимых условий является стимулирование и поощрение процессов этнокультурного взаимодействия народов, национальных и этнических групп, проживающих в одном регионе. Что касается финансирования региональных программ культурного развития, то здесь необходимо


использовать разные источники, исходя из возможностей государственного управления. Это могут быть международные и региональные источники - помощь фондов, целевые государственные бюджетные и внебюджетные средства, кредиты, займы, отчисления от коммерческой и предпринимательской деятельности, добровольные взносы и др. Самым же главным остается вопрос о создании механизма реализации региональных программ в части решения национально-культурных проблем.


Вместе с тем здесь еще широкое поле деятельности и в количественном и в качественном отношении. Необходимо усилить внимание на организацию экомузеев. Необходимость их создания, некоторая популярность этой сравнительно новой отрасли музееведения объясняется связью с социально-экономическими процессами, особенностями культурного развития, необходимостью решения сходных проблем экологии, экономики, социальной и культурной сфер.


Главная проблема у музеев общества такова: найти свое место в многообразном культурном пространстве, и при этом не впасть в чрезмерную политизацию и не склониться к воздействию фолк-культурного свойства, не имеющими ничего общего с реалиями межкультурного взаимодействия. Для этого необходимо, прежде всего, чтобы музейная деятельность носила научный характер. Это и изучение потребностей общества, и разработка долгосрочных культурных программ, и выверенная политика


комплектования. При добросовестном научном подходе не возникнет сомнений: все ли традиции следует сохранять и представлять в музее, говорить ли о глобальном воздействии этнических конфликтов и т.п. Только тогда музей будет не развлекать или скучно пропагандировать, а помогать человеку, гражданину в его продвижении от культуры как знания к культуре, по выражению Ж М. Летеррье, как "топливу", источнику энергии человека.


Заключение Музейная деятельность есть свидетельство жизненности выводов исследователей о том, что экомузей - "это триединая модель музея времени, музея пространства, музея деятельности человека", одна из важнейших задач которого - создание реальных условий для сохранения культурной и национальной самобытности и традиций, идентификация современного этноса с его культурными традициями и природным окружением, развитие утрачиваемого чувства общинной солидарности. Современная музеефикация, осуществляемая в русле идей экологии


культуры, способствует преодолению кризиса собственной культурной идентичности. Опыт создания и бытования экомузеев привел к качественной трансформации в понимании возможностей и пределов музейной деятельности. Культура, во имя которой существует экомузеи, должна восприниматься в самом широком смысле, поэтому он ставит своей целью ознакомление с ее достоинствами и художественными проявлениями, независимо оттого, к каким слоям населения относятся люди, создавшие данные образцы.


Разнообразие последних безгранично и, таким образом, экомузеи не замыкается в себе, а адекватно взаимодействует с окружающим миром. Библиография 1. Беллэг-Скальбер, М. Участие населения в работе Экомузея / М.Беллэг-Скальбер // Museum: Междунар. науч. журн. ЮНЕСКО 1985 №148 С.14-17. 2. Каулен. М.Е. Музей на рубеже веков: пространство взаимодействия культур //


Культурные миры: Материалы науч. конф. «Типология и типы культур: разнообразие подходов». – М 2001. – С.216-221. 3. Кимеев В. М. Экомузеи Сибири как центры сохранения этнокультурного наследия в природной среде [Текст] / В. М. Кимеев // Археология, этнография и антропология Евразии. – Новосибирск, 2008. – №. 3. – С. 122 – 131. 4. Мейран П. Новая музеология// Museum, 1985, № 148, с.


20-21. 5. Ривьер Ж. А. Эволюционное развитие экомузея// Museum: Междунар. науч. журн. ЮНЕСКО. – 1985 №148. – С.3. 6. Сотникова С.И. Музеология: Пособие для вузов. -М.:Дрофа,2004 192с. 7. Филимонов С.Б. Краеведение и документальные памятники (1917–1929 гг.). М 1989. С.22. 8. Чувилова И. В. "Музеи общества" и общество в музее"


М.: Книга, 2005 - 320с. 9. Юбер Ф. Экомузей/ Ф. Юбер // Museum: Междунар. науч. журн. ЮНЕСКО. – 1985 №148. Источники 1. http://www.museum.ru(/RME/sci_eco.asp) 2. http://tezaurus.oc3.ru(library.php?view= d&course=5&raz3&pod=2&pa r=3)



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :