САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ У Н И В Е Р С И Т Е Т П Р О Ф С О Ю З О В Р Е Ф Е Р А Т по Истории искусств Тема: ИСКУССТВО ИТАЛЬЯНСКОГО ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ: ТВОРЧЕСТВО МАСТЕРОВ СЬЕНСКОЙ ШКОЛЫ П Л А Н Стр. ВВЕДЕНИЕ 1. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ И СЬЕНСКАЯ ШКОЛА ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ 2. МАСТЕРА СЬЕНСКОЙ ШКОЛЫ: ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕР ИХ ТВОРЧЕСТВА 1. Дуччо ди Буонинсенья 2. Симоне Мартини 3. Амброджо Лоренцетти 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 16 В В Е Д Е Н И Е При выполнении настоящей работы мною преследовалась цель: раскрыть понятие, сущность и содержательную сторону искусства
Итальянского предвозрождения (сквозь призму творчества мастеров т.н. Сьенской школы ). Актуальность рассматриваемой темы может быть обоснована, как мне представляется, по крайней мере тремя следующими обстоятельствами. Во - первых, тем значением, которое Сьенская школа занимает в истории живописи. Как справедливо указывает В.Н.Тяжелов, “ живописцы
Италии XIII - XIV вв. (т.е периода становления, развития и наивысшего расцвета Сьенской школы) решительно, несмотря на все готизмы, пролагали пути искусству Возрождения”. Во - вторых, определенными особенностями Сьенской школы, которые позволяют выделить ее из общего ряда художественных итальянских школ и направлений тех лет и говорить о ее самобытности и более или менее значительной самостоятельности.
Как пишет (хотя и чрезмерно патетически) по данному поводу Б.Бернсон: “Живопись как искусство процветало в конце XIII в. за стенами “нежной Сьены”, бывшей в те времена, как и позже, обольстительнейшей королевой среди итальянских городов Живописцы (данной школы - Прим мое - А.Ш.) были не только величайшими иллюстраторами, каких мы, европейцы, когда - либо знали, но и самыми
привлекательными из них. Они видели и воспроизводили те образы, которые воплощали стремления и идеи двух разных эпох ”. И, наконец, в - третьих, некоторой связью творческого наследия Сьенской школы как с Византийским православием (о чем мною более подробно будет сказано ниже), так и с нашим городом, поскольку в Эрмитаже в настоящее время хранятся такие полотна Сьенских мастеров как “Мадонна”, принадлежащая перу
Симона Мартини, а также “Мадонна с младенцем и ангелом” Джузеппе ди Фабриано. Исходя из всего сказанного выше и сформулированной ранее цели, при выполнении настоящей работы я стремился решить следующие задачи: - изучить специальную литературу по теме исследования; - охарактеризовать уровень развития Итальянского искусства к моменту возникновения Сьенской школы; - вскрыть истоки и условия формирования искусства
Сьенской школы - осветить условия становления и развития Сьенской школы; - проанализировать творческое наследие отдельных, наиболее выдающихся мастеров Сьенской школы; - по результатам проделанной работы подвести некоторые итоги и сформулировать обобщающие выводы. При выполнении настоящей работы мною были использованы справочные издания, отдельные труды российских (советских) и зарубежных исследователей (В.Г.Власов,
В.Н.Тяжелов, Б.Бернсон, Т.В.Ильина и др.), рекомендованные учебники и учебные пособия, а также материалы лекционных занятий. Работа структурно состоит из двух разделов. При этом в первом мною дается общая характеристика рассматриваемого исторического периода, вернее, периода развития истории итальянской культуры. Во втором же, занимающем в работе центральное место, анализируется творчество отдельных представителей рассматриваемой школы.
1. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ Прежде чем перейти непосредственно к освещению рассматриваемых вопросов я полагал бы необходимым отметить, что в соответствии с установившейся отечественной и зарубежной хронологией, история итальянской культуры дифференцируется на ряд периодов, из которых (в контексте рассматриваемой темы) нас интересуют в первую очередь два: а) “дученто”, охватывающий собой практически весь
XIII век и именуемый “проторенессансом” или “предвозрождением”; б) “треченто”, охватывающий собой практически весь XIV век и именуемый соответственно либо “продолжение проторенессанса”, либо “продолжением предвозрождения”. Сам по себе проторенессанс (если рассматривать его в несколько упрощенном виде) выразился в повороте от грубого византизма к утонченному и изящному древнегреческому стилю. При этом следует иметь в виду, что первоначально этот поворот затронул главным образом архитектуру,
потом скульптуру и фактически лишь в период “треченто” нашел свое выражение в живописи. Если же говорить о последней несколько подробнее, то как можно понять из содержания ряда источников, живописи в Италии предшествовала мозаика, которая получила наибольшее распространение еще в XI в. благодаря “пришлым византийским мастерам”. По оценкам специалистов, в период “дученто” в Италии “ отмечаются первые попытки самостоятельного и, следовательно, индивидуального творчества отдельных
мастеров (например, Чимабье). В человеческих фигурах, изображаемых художниками “дученто” уже заметны признаки жизни и движения, в одежду вносится некоторое разнообразие Однако композиция картин еще практически не отличается от первобытного стиля”. Период “треченто” характеризовался дальнейшим развитием изобразительного искусства Италии и в числе его наиболее прогрессивных центров специалистами указываются
Флоренция и Сьена. Что касается первой, то наиболее значительным мастером флорентийской школы XIV в. специалистами признается Джотто ди Бондоне, расширивший круг задач живописи, отказавшийся от иератической неизменности в области формы и в конечном итоге нашедший свой новый реалистический путь в изобразительном искусстве. Вообще же, стиль и манера Джотто в той или иной мере отразились на творчестве практически всех итальянских художников
XIV в. Вместе с тем, в специальной литературе обоснованно указывается на то, что многие современники и ученики Джотто внесли в искусство свою индивидуальность, благодаря чему в период “треченто”, во - первых, живопись перестала идти по пути исключительного подражания предшествующим периодам, а во - вторых, в живописи возникли ряд новых школ различного направления, наиболее выдающимися представителями которых стали Тадео Гадди, Орканья, Лоренцо Монако и т.д. Вместе с тем, рассматриваемая здесь
Сьенская школа, выступившая в период “треченто” одним из важнейших центров художественной культуры, стояла в этом перечне несколько особняком (хотя, отдавая должное объективности, нужно признать, что, к примеру, Умбрийская школа была во многом близка Сьенской и отличалась от нее лишь деталями, в частности, большим вниманием художника к колориту и т.п.; в этой связи я полагаю, что Н.А.Дмитриева совершенно справедливо указывает на то, что “ это отчасти
проторенессансное, отчасти тотизирующее течение преобладает в XIV столетии в тех итальянских центрах, где прочнее удерживались феодальные нравы. ). Вообще же, Сьенская школа (получила свое наименование от гор. Сьена (или Сиена) - (Siena) представляет собой обобщающее название творчества различных художников, главным образом живописцев проторенессанса и раннего
Итальянского Возрождения, работавших в Сьене. К числу этих художников обычно относят: А.Ванни (1332 - 1414); Дуччо ди Буонинсенья (1255 - 1319); братьев Лоренцетти - Пьетро (1280 - 1348) и Амброджьо ( 1348); С.Мартини (1283 - 1344); Л.Мемми (1317 - 1356), Сасетта (1392 - 1450), Н.Чиккарелли (?), Бартоло ди
Фреди (1333 - 1410) и др. Считается, что Сьенская школа возникала на стыке двух миров - готического Запада и Византийского Востока, поэтому в творчестве сьенских художников соединились самые характерные черты обоих исторических типов искусства. По оценкам Т.В.Ильиной, “Сьенское искусство не носит того бюргерского характера, какой был во Флоренции. Культура Сьены аристократична, пронизана феодальным мировоззрением, духом церковности.
Произведения Сьенской школы нарядны, декоративны, праздничны, но и значительно более архаичны, чем флорентийские, полны готицизмов”. Последняя точка зрения подтверждается и иными авторами. Как следует из специальной литературы, художники Сьенской школы писали в основном алтарные картины - складни на дереве темперными красками. Причем особенно популярным у них был образ Девы Марии. От Византии они взяли золотой фон, часто с гравюрным орнаментом, от готики - архитектонические
обрамления в виде вимпергов и стрельчатых арок с краббами, утонченную пластику линий и изысканность колорита. Таким образом, нетрудно понять, что живописцы Сьенской школы выражали в своем искусстве ретроспективные готические тенденции. Это, в свою очередь, предопределило и главные черты их стиля - ощущение юности своего искусства, утонченная пластика линий и религиозный мистицизм, смешанный с искренней чувственностью.
2. МАСТЕРА СЬЕНСКОЙ ШКОЛЫ: ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕР ИХ ТВОРЧЕСТВА К сожалению, рассмотреть все многообразное творчество мастеров Сьенской школы на страницах настоящей работы вряд ли представляется возможным и в этой связи я остановил свой выбор на трех ее наиболее видных представителях: Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини и Амброджо Лоренцетти.
2.1. Дуччо ди Буонинсенья Данного художника Б.Бернсон по праву называл “первым цветком этого нового сада (имеется в виду Сьена как сад, в котором процветало новое искусство - Прим. мое - А.Ш.), цветком, из семени которого выросло все сьенское искусство ”. Если говорить о творчестве этого мастера в самом общем виде, то нужно отметить, что по оценкам российских специалистов, в нем “ еще много византийских черт; это в основном алтарные композиции, живопись темперой
на доске, на золотом фоне с готическими элементами, в архитектурном обрамлении в виде вимпергов и стрельчатых арок. В его мадоннах при всей архаичности рисунка и композиции много искренности, лирического чувства, высокой одухотворенности. Это создается при помощи мягкого плавного ритма (как линеарного, так и пластического), сообщающего произведениям Дуччо особую живописную музыкальность”. Со своей стороны я хотел бы добавит к сказанному, что наиболее известной мадонной
Дуччо считается знаменитая “Маэста” (или “Величание Марии”). “Когда вы всматриваетесь в “Маэсту” Дуччо ближе пишет по поводу этого шедевра Б.Бернсон вам кажется, что вы листаете роскошно иллюстрированную книгу. Перед вами оживают давно знакомые образы, исполненные такой простоты и законченности, что для современников Дуччо эти иллюстрации, наверное, уподоблялись утреннему солнечному сиянию после глухой тьмы долгой ночи.
Но, кроме того, по сравнению с условно символическими изображениями эти церковные легенды обрели под кистью Дуччо ту новую жизнь и присущую им нравственную ценность, которую он сам ощущал в них. Иными словами он (Дуччо - Прим мое - А.Ш.) поднимал зрителя на уровень своего восприятия”. Как можно понять из анализа специальной литературы, наиболее “сильными” сторонами творчества Дуччо признается: - выразительность передачи образов; - величие замысла и глубина чувств; - выразительность
формы и движения; - освещение; - умелое сочетание в полотнах иллюстративных качеств и декоративной ценности; - умение преобразовать условную религиозную символику в наглядные иллюстрации, извлекающие из священной истории все то, что было существенно для восприятия средневекового человека; - группировка и расположение фигур и т.д. Так, в частности, что касается последнего, то в качестве примера можно сослаться на сцену “Поцелуй Иуды” этого мастера. В центре переднего плана художник разместил неподвижную фигуру
Христа. В противоположность ему, гибки и подвижный Иуда заключает Христа в свои объятия. Одновременно теснящаяся близ этих фигур стража хватает Христа, а старейшины фарисеев, при виде лица последнего, исполненного смирения, отступают пораженные ужасом. С левой стороны полотна негодующий апостол Петр бросается на стражников с ножом. Справа толпясь и суетясь убегают ученики.
Причем особо бросается в глаза то, что только очевидно самые “храбрые” из учеников решаются на бегу обернуться назад. “Мы видим здесь две группы людей оценивает этот сюжет Б.Бернсон и каждая из них настолько выразительна, что ошибиться в их действиях можно только при полнейшем отсутствии разума”. 2.2. Симоне Мартини Симоне Мартини относится к числу не менее известных чем Дуччо мастеров Сьенской школы. При этом главной отличительной особенностью его творчества считается
более или менее ярко выраженное наличие в его произведениях черт северной готики (например, фигуры людей у С.Мартини, как правило, удлинены и представлены на золотом фоне). Вместе с тем, по оценкам российских специалистов С.Мартини “ старается моделировать форму светотенью, сообщает фигурам естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние ”.
К числу наиболее значительных произведений этого мастера относятся сцена “Благовещение” (в первую очередь, фигура Мадонны в этой сцене) и фрески в здании городского управления Сьены (Палаццо Публико). При этом что касается последних, то наиболее выразительной здесь считается конная фигура кондотьера Гвидориччо да Фольяно, выражающего, судя по всему, сам дух Эпохи Возрождения с ее верой в человеческие возможности, в волю человека и в право сильного.
2.3. Амброджо Лоренцетти Амброджо Лоренцетти выполнял фрески в Палаццо Публико совместно с С.Мартини и создал сцены, демонстрирующие “Последствия доброго и дурного правления”. При этом аллегорическая фигура “доброго правления” окружена аллегориями добродетелей, среди которых выделяется фигура “Мира” в античных одеждах с лавровым венком на голове. Однако наиболее интересными в этом цикле росписей
А.Лоренцетти современные искусствоведы считают все - таки не назидательные аллегории, а реальные сцены из быта населения Сьены: рынок, лавки купцов, повозки, нагруженные товаром, изображения богатых горожан, крестьян и т.п. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Резюмируя и обобщая все сказанное в настоящей работе я полагал бы необходимым выделить следующее. Итальянское предвозрождение (или проторенессанс), выразившееся в повороте от грубого византизма к утонченному и изящному древнегреческому стилю, может быть условно дифференцировано на два
периода - “дученто”, охватывающий собой XIII век; - “треченто”, охватывающий XIV век В рассматриваемые периоды в среде итальянских живописцев отмечаются сначала первые попытки самостоятельного, индивидуального творчества отдельных мастеров (в человеческих фигурах становятся заметны признаки жизни и движения, в одежду вносится некоторое разнообразие и т.д.; вместе с тем, композиция картин еще практически не отличается от первобытного стиля), а затем уже более или менее связанное друг с другом развитие отдельных
художественных школ с центрами во Флоренции, Сьене, Умбрии и т.д. Что касается собственно Сьенской школы, то Поскольку она возникала на стыке двух миров - готического Запада и Византийского Востока, в творчестве ее художников соединились самые характерные черты обоих исторических типов искусства. К наиболее ярким представителям данной школы можно отнести:
А.Ванни (1332 - 1414), Дуччо ди Буонинсенья (1255 - 1319), братьев Лоренцетти - Пьетро (1280 - 1348) и Амброджьо ( 1348), С.Мартини (1283 - 1344), Л.Мемми (1317 - 1356), Сасетта (1392 - 1450), Н.Чиккарелли (?), Бартоло ди Фреди (1333 - 1410) и др. Указанные мастера писали в основном алтарные картины - складни на дереве темперными
красками. Особенно популярным у них был образ Девы Марии. К числу характерных черт творчества наиболее видных мастеров Сьенской школы можно отнести: выразительность передачи образов; величие замысла и глубину чувств; выразительность формы и движения; освещение; умелое сочетание в полотнах иллюстративных качеств и декоративной ценности; умение преобразовать условную религиозную символику в наглядные иллюстрации, извлекающие из священной
истории все то, что было существенно для восприятия средневекового человека; группировка и расположение фигур и т.д. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бернсон Бернард. Живопись Итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1965. 2. Власов В.Г. Стили в искусстве. В 3 томах. Т. 1 - 3. Спб.: Кольна, 1995, 1996, 1997. 3. Всеобщая история искусств.
Т. 2 кн. 2. М.: Искусство, 1967. 4. Данилова И.В. От Средних веков к Возрождению. М.: Искусство, 1974. 5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 2 - х книгах. Кн. 1. М.: Искусство, 1996. 6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. 3 - е изд перераб. и доп.
М.: Высшая школа, 2000. 7. Тяжелов В.Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М.: Искусство, 1981.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |