Содержание Введение I. Совершенствование библиотечных циклов и процессов… 1. Информационно-технологическое сопровождение библиотечной деятельности (Опыт ГПНТБ СО РАН)…II. Реализация технологических изменений… 1. Технологические аспекты методической деятельности….III. Особенности реализации технологических инноваций в библиотеках… 23 3.1
Технологический аудит в библиотеке как форма оценки эффективности технологии….29 Заключение…32 Список использованной литературы… 43 Введение С развитием новых информационных технологий в библиотеке, появлением новых носителей и новых технологий распространения информации традиционные библиотечные процессы, фонды библиотек, технологические требования к условиям хранения и использования фондов и системы обслуживания существенно изменились.
Изменения последних лет в библиотечной работе, таким образом, в первую очередь связаны с переходом от традиционной технологии к автоматизированной и ее постоянным совершенствованием. При этом некоторые процессы (подпроцессы, операции) не всегда удается автоматизировать, и какие-то разумные элементы традиционной технологии сохраняются и даже остаются. Организация работы библиотеки в условиях совершенствования традиционной и внедрения автоматизированной
технологии в библиотечную практику - достаточно сложная управленческая задача, так как влечет за собой организационно-структурные преобразования и требует надежного обеспечения технологических процессов комплектом регламентирующей документации, адаптированной к конкретным условиям. Термин «Библиотечная технология» появился в библиотечных словарях в 1976 году. Применявшиеся ранее «библиотечная техника» техника библиотечной работы и т.п. по содержанию неадекватны
современным библиотечным технологиям. Библиотечная технология определяется структурными и функциональными особенностями конкретной библиотеки и находит отражение в библиотечной технологической документации. Библиотечная технология включает технологические процессы, технологические решения, технологические приемы. Результатом библиотечного технологического процесса является библиотечная услуга и библиотечная продукция. Библиотечный технологический процесс, последовательно осуществляемые управленческие действия,
применяемые для получения конечного библиотечного продукта. Обязательными элементами библиотечного технологического процесса является исходный предмет, конечный продукт, метод преобразования или сохранения продукта, технического средства. Библиотечная технология может быть рассмотрена как с точки зрения содержательных, так и структурных характеристик. Вся она состоит из ряда циклов, каждый из которых в конечном итоге направлен на обслуживание
читателей. Таким образом, через циклы раскрывается содержание библиотечной деятельности. Технология обусловлена организационной структурой библиотеки. Все подразделения функционируют как единое целое, где операции, процессы, циклы взаимосвязаны. Это происходит как внутри подразделений, так и между ними, то есть на разных производственных уровнях, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Библиотечная технология, комплекс технологических процессов,
ориентированных на реализацию задач библиотечной деятельности, а также методология библиотечно-информационного правительства, современное знание о сущности библиотечных технологических процессов, закономерностях и принципах их развития. Компонентами Библиотечной технологии являются предметы, средства, методы, библиотечные продукты, услуги. Библиотечная технология выступает способом упорядочения системы организации библиотечной деятельности и социального развития библиотеки. Библиотечная технология отражает конкретно-исторические
изменения содержания и предмета труда; она эволюционировала от преобладания процессов сбора документов к аналитическим и коммуникативным процессам. Библиотечные технологии сбора книжных фондов превалировала в период главенства в библиотеках книгохранилищного направления. Аналитический этап начинается с перехода к аналитическому преобразованию первоисточников и созданию системы вторичных документов. Ныне наметился переход
Библиотечной технологии к коммуникативному этапу, преобладанию информационных технологий для создания компьютерной библиотечно-информационной сети, использование Интернета и других каналов коммуникаций. Особенность этого этапа в глубоких преобразованиях содержания технологических процессов, их интеллектуализации. При этом используются элементы и собирательной, и аналитической технологии. Задачи курсовой работы - освятить проблемы совершенствования библиотечной
технологии, охарактеризовать информационно-технологическое сопровождение библиотечной деятельности на примере ГПНТБ СО РАН, рассмотреть особенности реализации технологических инноваций в библиотеках. Цель данной работы изучение теории совершенствования библиотечной технологии и внедрения информационных работ в технологии. При подготовке работы изучен практический опыт деятельности ГПНТБ СО РАН. I. Совершенствование библиотечных циклов и процессов
Управление библиотечными технологиями направлено на поиск наиболее оптимальных вариантов качественного выполнения библиотечных процессов и операций, на наиболее рациональное использование библиотечных ресурсов. Библиотечная технология должна отвечать требованиям оптимальности, прямоточности, ритмичности и уплотненности. Оптимальность библиотечного цикла – это наиболее целесообразный в данных условиях набор процессов и операций, обеспечивающий качественное выполнение работы и рациональное использование рабочего времени.
Прямоточность означает такую последовательность выполнения процессов, когда каждая операция логично вытекает из предыдущей, представляет собой следующий шаг в осуществлении технологического процесса. Продуманная последовательность операций ускоряет выполнение процесса и снижает его трудоемкость. Ритмичность – это равномерное, с одинаковой нагрузкой, выполнение библиотечных работ. Однако поскольку в условиях библиотеки обеспечить такую ритмичность практически невозможно (читатели
посещают библиотеку неравномерно, так же неритмично поступает новая литература и т. д.), то задача заключается в том, чтобы в максимальной степени уменьшить негативные последствия неритмичности библиотечных процессов. Одним из таких способов является составление гибких графиков работы, когда в часы наибольшего наплыва читателей их обслуживает и большее число библиотекарей. И, наоборот, в часы наименьшего потока посетителей часть библиотекарей переключается с обслуживания
читателей на другие виды библиотечных работ. Гибкий график должен быть построен таким образом, чтобы максимально сократить время ожидания читателей на обслуживание (как очередь, так и «простоя» библиотекарей). Уплотненность цикла означает выполнение его в более сжатые сроки. Она может быть достигнута, во-первых, путем отказа от ненужных операций или их отдельных элементов, что может быть установлено при анализе технологического процесса.
Во-вторых, уплотненность достигается совмещением операций, то есть их не последовательным. А одновременным выполнением – например, совмещением операций регистрации выдачи литературы и статистического учета. И, в-третьих, уплотненность цикла может быть достигнута использованием средств оргтехники, механизации и автоматизации, ускоряющих процессы выполнения технологических операций. При выборе того или иного варианта библиотечной технологии исходят из ряда критериев, а именно: оперативности,
надежности и окупаемости. Критерий оперативности подразумевает осуществить его с наименьшими затратами времени как библиотекаря, так и читателей. Критерий надежности означает, что выбранная технология библиотечного процесса или операции обеспечит качественное их выполнение. Критерий же окупаемости технологического процесса подразумевает анализ затрат на определенный технологический процесс. Особое значение такой анализ имеет для технологических процессов, связанных с предоставлением
платных услуг. Совершенствование библиотечных циклов и процессов осуществляется в трех основных направлениях: упорядочение существующей библиотечной технологии; поиск инновационных технологических решений; автоматизация библиотечной технологии, которая существенно меняет содержание и последовательность циклов и процессов. Совершенствование библиотечной технологии связано с детальным анализом всего технологического процесса со всеми его операциями и их элементами. Оно включает разработку или пересмотр всей регламентирующей
технологической документации (положений, инструкций, методических рекомендаций и т. д.). Особое значение для оптимизации технологических процессов имеет разработку технологических карт и блок-схем на технологические циклы. Технологическая карта на цикл или процессы библиотечной работы является основным документом в управлении библиотечными технологиями. Именно в ней сочетаются перечень технологических и операций и определение затрат времени на их выполнение.
Процесс разработки технологической карты включает: детальное изучение существующих регламентирующих документов (инструкций, положений, технологических схем и т. п определяющих технологию выполнения тех или иных библиотечных работ), а также опыта их выполнения в различных библиотеках; разработку проекта технологической карты – составление подробного перечня операций с их максимальной детализацией, определение последовательности их выполнения и затрат времени на каждую операцию (норм); проверку в практической
деятельности и корректировку при необходимости, разработанной технологической карты. Наряду с технологическими картами в библиотечной практике используются графические методы анализа технологического процесса – блок-схемы, которые отражают последовательность отдельных операций и их связи между собой. Блок-схема является частью технологической карты, ее приложением. Непременным условием эффективного использования технологических карт является комплексный, системный
подход к их разработке и внедрению. Существование лишь карт-фрагментов технологического цикла ничего не дает для общей оптимизации технологии. Положительные результаты, достигнутые благодаря совершенствованию отдельных процессов, снижаются из-за недочетов, которые остались на других участках работы. Именно поэтому оптимизация библиотечной технологии должна охватывать все направления деятельности библиотеки, все многообразие библиотечных циклов и процессов.
Разработка и внедрение технологических карт позволяет объединить фиксированные методические решения, технологию выполнения и нормы. Наличие карт облегчает достижение взаимозаменяемости сотрудников, а также введение нового сотрудника в новую для него технологию. Совершенствование библиотечной технологии осуществляется централизованно на базе разработанных стандартов, инструкций, методических рекомендаций, регламентирующих отдельные библиотечные процессы или рекомендующих
наиболее оптимальную технологию их осуществления. Инновационная деятельность в библиотеках направлена как на поиск, так и на самостоятельную разработку инноваций, призванных усовершенствовать те или иные библиотечные технологии. Внедрение средств автоматизации библиотечных процессов полностью или частично освобождает библиотекарей от непосредственного участия в наиболее трудоемких технологических процессах. Здесь совершенствование библиотечной технологии достигается за счет внедрения автоматизированных библиотечных
систем (АБС), которые позволяют: совершенствовать приемы и методы библиотечного труда; ликвидировать дублирование в выполнении аналогичных технологических операций; удешевить библиотечные процессы; создать максимум удобств для читателей и сотрудников библиотеки. 1.1.Информационно-технологическое сопровождение библиотечной деятельности. (Опыт ГПНТБ СО РАН) Современная концепция развития библиотечной технологии базируется на идее достижения единства,
целостности и системности. Основным механизмом ее осуществления, отражающим возрастную сложность библиотечной работы, является реализация комплексного информационно-технологического сопровождения (ИТС). ИТС может быть рассмотрено как система, раскрывающая целостное взаимодействие научно – методического, информационного и организационно-управленческого компонентов. В его основе – единство трех функций: 1) информирования (предоставление информации) о сути технологической
ситуации, 2) диагностика и консультирования на этапе принятия решения (оперативное ИТС), 3) выработки плана решения проблемы (стратегическое ИТС). Основные задачи ИТС: формирование технологической культуры библиотекаря, обеспечение стабильности функционирования основных технологических процессов, научная прогнозно–стратегическая разработка проблем организации прогрессивной технологии, осуществление единой технологической политики в области создания
и внедрения автоматизированной библиотечной системы, координация производственных связей структурных подразделений. Среди ключевых направлений ИТС выделим: сбор данных о субъектах и объектах технологического взаимодействия, преобразование этих данных (систематизация, анализ, синтез), переработка, хранение, воспроизведение, тиражирование (при необходимости) и предоставление информации (доступа и информации) всем участникам технологического процесса. Реализация этих направлений ведет к достижению главной цели
ИТС – адаптации библиотекаря к современной информационно-библиотечной среде и формирования у специалиста высокого уровня технологических знаний. Для создания благоприятных условий по освоению и использованию технологической информации необходима исходная информационная база, раскрывающая различные аспекты применяемой и новой для библиотеки технологии. Информационная база формируется в результате работы по различным направлениям деятельности библиотекарей. Научно – исследовательская и методическая работа весьма многопланова,
содержит составление программ и методик, сбор и обработку материала, разработка рекомендаций, устные и письменные консультации работников библиотеки (других библиотек), создание и ведение архивов технологических решений, работу в комиссиях, советах, координационную работу по межотдельному (межбиблиотечному) взаимодействию, касающемуся различных технологических процессов и операций. Кроме того, рекомендации по ведению технологического процесса могут быть разработаны в результате проведения
экспертизы или технологического аудита при оценке потенциальных возможностей и эффективности библиотечной технологии. Эффективным элементом технологического менеджмента являются организационно-управленческие мероприятия (технологические совещания, семинары и т. д.) по актуальным и проблемным вопросам, требующим коолегиальных решений, зафиксированных в официальных документах, и/или знаний, опыта специалистов разных подразделений. Такие мероприятия различаются по периодичности проведения (регулярные, постоянно-действующие),
количеству участников (у узком в составе – до 5 человек, в расширенном – 25-30 человек); стабильности состава участников. Основой для приятия решений служат данные мониторинга библиотечной деятельности с использованием статистических показателей. Система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений в библиотеке является необходимым условием для ее устойчивого развития. Новые информационные технологии позволяют оперативно измерять и анализировать ресурсы библиотеки: рост
документопотока, увеличение самих ресурсов, их использование как внешними, так и внутренними пользователями. На основе данных исследования имеется возможность получать оперативную информацию о текущем состоянии и прогнозировать развитие объектов, изучать целесообразность приобретения/ведения тех или иных БД. II. Реализация технологических изменений Продуктные и сервисные инновации тесно связаны с технологическими, так как создание новых и улучшение существующих услуг и продукции требует совершенствования технологических
подходов или радикальных изменений технологий на более совершенную. Технология – весьма многозначное понятие. В контексте инноваций она рассматривается как совокупность методов обработки, осуществляемых в процессе производства товаров. В инновационной теории следует рассматривать инновационные технологии – способы соединения рабочей и интеллектуальной силы, средств и методов труда, обеспечивающего либо новый продукт или услугу, либо
более экономичное получение традиционного продукта (услуги). Технология представляет собой описание способов, включающих: Характеристику предполагаемого к созданию (производству) нового продукта (услуги) в виде чертежа, схемы описания с достаточной детализацией для установления необходимых операций, нужного оборудования и инструментов, квалификации персонала и пр.; Перечень и характеристики операций для придания предмету труда необходимых
потребительских свойств; Перечень и характеристику устанавливаемого оборудования, комплектующего изделие и поставляемого в соответствии со схемами кооперации; Режимы работы оборудования в разрезе операций, наличие и пропускную способность схем функционирования; способы контроля над соблюдением требований стандартов и качества; требования к квалификации персонала и организации труда; условия соблюдения требований безопасности.
Считается, что любые усовершенствования, проносящие экономию ресурсов, сокращающие время производства, повышающие качество продукта/услуги в резерве указанных выше аспектов, делают технологию инновационной. Весьма глубокий анализ библиотечных технологий осуществлен И. С. Пилко, которая в качестве основных этапов их внедрения называет: выбор ассортимента производимых продуктов и услуг; технологическая подготовка производства нового ассортимента информационных продуктов
и услуг или модернизации существующей технологии (минимизация производственных затрат, проектирование технологических процессов, выбор или разработка технологических средств); ресурсное обеспечение библиотечного производства (приобретение и накопление необходимых ресурсов и средств, создание документального, лингвистического, программного и другого обеспечения); производства продуктов и услуг; реализация и предоставление услуг. С позиций инноватики, могут быть добавлены такие этапы, как продвижение новых продуктов и услуг, а
также документирование особенностей создания и продвижения новой технологии. Как и любая другая производственная технология, библиотечная технология определяет последовательность действий (процессов и операций), необходимых для эффективного функционирования библиотеки и выполнения основных ее функций. Поиск вариантов технологических изменений, обеспечивающих качественное осуществление библиотечной деятельности в конкретных условиях функционирования, основывается, прежде всего, на тщательном
изучении совокупности библиотечных процессов. Под процессом понимается последовательность стадий его осуществления, обеспечивающих достижение желаемого результата. Первая ступень характеристики технологического процесса – классификация. Одна из таких классификаций была предложена Е. Г. Астапович. Ею в качестве общих оснований деления были выбраны следующие характеристики технологических
процессов: время действия (действующие и перспективные процессы); способ библиотечного производства (ручные, автоматизированные, автоматические комбинированные процессы); организация во времени (периодические, непрерывные процессы); организация в пространстве (последовательные, параллельные процессы) и пр. Характеристика библиотечных технологических процессов как объекта изменений предполагает построение логичной, пригодной для практического использования технологической структуры, конкретизацию и иерархию
ее составляющих элементов, таких как «технологический подпроцесс», «технологическая операция» и «подоперация». Конкретизация позволяет установить, из каких технологических уровней состоит каждый технологический процесс. Для этого он разбивается на подпроцессы, те, в свою очередь, на операции и подоперации. Соблюдение этого условия позволяет установить весь перечень необходимых деталей осуществления технологического процесса и дать его обстоятельную характеристику. Определение возможностей технологических изменений
требует детального изучения всех библиотечных процессов: производственных (создание и предоставление пользователям услуг/продукции); обеспечивающих процессов (хозяйственная, снабженческая деятельность, поддержание в рабочем состоянии коммуникаций и оборудования); научно-исследовательских процессов (анализ деятельности, социологические исследования, мониторинг и прогнозирование); управленческих процессов (стратегическое и оперативное планирование, финансирование, организация, учет, контроль и пр.).
Конкретизация всех технологических процессов и тщательное их изучение позволит обозначить ряд инновационных задач: установить проблемы и недостатки в их осуществлении, произвести поиск вариантов более рационального их выполнения, обеспечить соответствие состояния технологических процессов необходимых требованиям. К числу этих требований относят: оптимальность (использование наиболее целесообразного набора процессов и операций, обеспечивающих качественное выполнение работ в конкретных условиях функционирования определенной
библиотеки); прямоточность (соблюдение взаимообусловленной последовательности операций при осуществлении работ); ритмичность (равномерность, позволяющая уменьшить негативные проявления асинхронности в детальности сотрудников и подразделений библиотеки); уплотненность (совмещение операций при выполнении работ с целью рационального использования ресурсов); оперативность библиотечного обслуживания (экономия времени пользователя и библиотекаря); качество итоговых продуктов (услуг/продукции) (обеспечение гарантий качества); обоснованность
затрат (будет ли ощутимый социальный/экономический эффект). 2.1. Технологические аспекты методической деятельности Изменения последних лет в библиотечном деле коснулись и методической деятельности: сегодня стали иными ее функции, развиваются новые направления, распалась традиционная система координационных связей и только начинает складываться новая. В такой ситуации методическая работа приобретает узловое значение, потому
что ее сущность – обеспечение адекватного реагирования библиотеки на изменения социальной системы. Происходящие преобразования нашли отражение в специальной печати. Заметим, что все специалисты признают необходимость методической деятельности, но каждый вкладывает свой смысл в ее содержание и выделяет те или иные функции. На определенном этапе методисты Кемеровской областной научной библиотеки им.
В.Д. Федорова тоже отвечали на вопрос: «Быть или не быть методической работе? Если быть, то какой?». В рамках Центра прикладных библиотечных исследований библиотеки проведено соответствующее исследование. Современное состояние библиотечного дела требует нового подхода к нормативно-методическому обеспечению. Библиотечной практике сегодня необходимо помощь в проектировании производства новых услуг. По результатам собеседования с методистами Кемеровской области выявлено, что наибольшие затруднения
в методической деятельности вызывает внедрение передового опыта, а значит, и сами методические рекомендации и методические консультации, так как именно они, по критерию причинно- следственных связей, выдаются на основе изучения передового опыта. Возник вопрос: каким образом распространяется передовой опыт, если построение оснований для его изучения и обобщения вызывает затруднения? Изменить ситуацию предлагается на основе технологического подхода к библиотеке с использованием при
этом представления о структуре деятельности. Как изучать опыт, как его передать, в каком виде он должен быть оформлен – ответить на эти вопросы может технологическое предписание, именно оно «объяснит» удачную работу конкретной библиотеки. Методические рекомендации обычно содержат обширный, но плохо структурированный материал, в котором теряется существо нового. Выявить ядро опыта можно, «наложив» его на структуру библиотечной системы и описав в виде технологий. Для этого следует использовать структуру технологического знания
о библиотечной деятельности, разработанную доктором педагогических наук, заведующей кафедрой документальных коммуникаций Кемеровской государственной академии культуры и искусств, профессором И. С. Пилко. Анализ практики показывает, что представление о подобной структуре у библиотекарей отсутствует. Они имеют представление об отдельных элементах, но не о целостности процесса. Деятельность библиотекаря сегодня требует особого профессионального способа мышления – технологического.
Методическая деятельность ориентирована на улучшение практики, что требует овладения технологией внедрения перспективных разработок. Предложения И. С. Пилко структура технологического предписания является универсальной и может быть востребована для характеристики любого библиотечного процесса, она проста и позволяет дополнять его фрагменты по регламентирующим документам и профессиональной литературе. Такие технологические модели практически воспроизводимы.
Совершенствование традиционной и развитие новых информационных технологий в библиотеке требует надежного обеспечения регламентирующей информацией. По содержанию своей деятельности разработкой регламентирующей информации занимаются именно методисты. Научно-методическая документация носит рекомендательный характер, содержит советы по выполнению определенных работ. Ее создание – сложный исследовательский процесс соединения теоретического знания с результатами практики.
В результате анализа Книжной летописи методиста Кемеровской ОНБ выявили, что большая часть аналитической методической продукции создается библиотеками федерального уровня. Малую долю изданий других библиотек можно объяснить тем, что не все библиотеки присылают экземпляры в Российскую книжную палату (РКП) из-за неотлаженной системы официальной государственной регистрации выходящей печатной продукции. Следует отметить, что и в изданиях научно-информационного центра «Информкультура»
Российской государственной библиотеки (РГБ) имеются лакуны, так как «Информкультура» не может отразить все разнообразие библиотечной издательской продукции (многие библиотеки, ведущие издательскую деятельность, не выполняют федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» 1994г постановление Правительства РФ от 24.07.95 г. №739 «Об обязательных экземплярах изданий в РКП» и не представляют требуемых 16 экземпляров в РКП).
Кемеровская ОНБ ведет активную издательскую деятельность, имеет около 30 партнеров по взаимообмену изданиями и не сомневается, что и другие региональные библиотеки довольно активны в подготовке неопубликованной и малотиражной научно-информационной продукции: ежегодных докладов о своей деятельности, методических и методико-библиографических разработок, материалов конференций, результатов исследований, информационно-аналитических бюллетеней и продолжающихся сборников.
Эти материалы – уникальные источники информации о состоянии и перспективах развития библиотек, накопленном опыте и его методическом осмыслении. Изучение ассортимента современной аналитической методической продукции показало, что система методических пособий находится сейчас в развитии – складывается новая, с изменившейся тематической и жанрововидовой структурой. В частности, в 50% случаев содержание и форма методического документа не соответствуют заявленному виду. Многие из современных методических документов страдают
недостатками прошлого: многословностью, описательностью, неоригинальностью рекомендаций, а главное – технологической невоспроизводимостью. При знакомстве с той или иной продукцию порой трудно понять, о чем говорится и как это повторить у себя. Однако сегодня меняются профессиональные ожидания – библиотекари желают знать, что включено в предлагаемое издание. Есть основания полагать, что скоро качество библиотечной научно-методической документации будет оцениваться
ее технологичностью – нацеленностью на конечный результат, требования к которому определяются четко и однозначно. Такая научно-методическая документация будет, без сомнения, востребована практикой. Сегодня намечается тенденция сближения научно-методической и технологической документации. Появились первые примеры подобной методико-технологической документации нового поколения. Еще одна тенденция – сближение методической и нормативной документации (понятие нормативного документа
здесь употребляется в узком смысле: документ, устанавливающий нормы и нормативы – расчетные величины всех видов затрат – на производство информационных продуктов и услуг в библиотеке). В частности, в Кемеровской ОНБ калькуляция себестоимости услуг – эта всем известная методика – включает теперь в себя нормы времени, нормативы трудоемкости и себестоимости услуг, иллюстрация собой новый вид регламентирующей документации – нормативно-методическую.
В сферу деятельности методистов входит и разработка технологической документации, определяющей требования к технологическим процессам и операциям. К регламентам данного вида относятся классификаторы процессов, операций, разрядов работ, технологические и блок-схемы, оперограммы, технологические инструкции, графики, маршрутные и операционные карты и др. Практика создания типовой технологической документации в библиотечной сфере мало распространена. Это означает, что библиотекари по-прежнему работают по интуиции, а потом
удивляются, выявляя недостатки электронных каталогов, лишние трудности в корпоративной работе и т. п. Прагматическое значение модели технологического предписания И. С. Пилко заключается в том, что она может быть положена в основу разработки комплектов технологической документации, адаптированных к условиям конкретных библиотек. Примером может служить ежегодный доклад о деятельности библиотек
Кемеровской области, издаваемый отделом прогнозирования и развития библиотечного дела Кемеровской ОНБ по итогам прошедшего года. В докладе существуют как постоянные, так и временные рубрики – он подвержен влиянию времени. Технология подготовки ежегодного доклада представлена в виде технологической схемы, которая помогает проследить не только последовательность технологических операций, но и чередование промежуточных продуктов деятельности. В ней обозначены результаты по каждой операции, что дает возможность
предъявлять к ним требования по содержанию, структуре и форме представления и организовать эффективный текущий контроль подготовки ежегодного доклада. Процесс подготовки ежегодного доклада начинается с подготовки плана доклада, представляющего собой основной документ, регламентирующий работу его составителей. План отражает структуру будущего доклада, его общий замысел. Составленный план доводится до исполнителей и на основе осуществляется выдача заданий.
Результатом этих технологических операций является план доклада и текст задания. III. Особенности реализации технологических инноваций в библиотеках Необходимость в технологических инновациях в библиотеках очевидна, ни один процесс библиотечной деятельности не является совершенным, требуется постоянное обновление, совершенствование, повышение его качественных характеристик и эффективности, внедрение достижений науки.
Технологические инновации в любых отраслях и сферах деятельности различаются по степени (уровню) новизны. Выделяют улучшающие и базисные (радикальные) технологические инновации. Первые направлены на упорядочение (совершенствование) существующей технологии, ее модернизации (улучшающие технологические инновации). Они предполагают поиск внутренних резервов, упорядочение процессов и операций, являются менее затратными и безболезненными для персонала.
Вторые – направленные на радикальное обновление, замену старой технологии осуществления процессов принципиально новой (базисные технологические инновации). Они основаны на разрушении существующей технологии, влекут большие финансовые затраты и социальные проблемы. В недалеком прошлом наибольшее применение в библиотеках имели улучшающие технологические инновации. Их связывали с сокращением рутинных операций, частичной модификацией процессов. Сегодня гораздо более аккуратными являются радикальные инновации, позволяющие
заменить традиционные технологии на автоматизированные. Они требуют особой подготовительной работы, больших финансовых и временных затрат, поиска дополнительных источников финансирования, мобилизации всех ресурсов и кооперации. Необходимость в радикальных изменениях вызвана рассмотрением библиотек частью национальной информационной инфраструктуры. Считается, что библиотеки, как и другие информационные учреждения, должны включиться
в реализацию государственной информационной политики. Задачами библиотек в контексте этой проблемы являются: обеспечение постоянного пополнения информационных ресурсов; создание на базе современных технологий национальной информационной системы для эффективного информационного обеспечения науки, технологии, образования; укрепление государственного и предпринимательского сектора в информационной сфере; создание для граждан страны условий свободного доступа к информационным
ресурсам; цивилизованное вхождение в мировую и информационную инфраструктуру. Создаются современные средства вычислительной техники с базовым программным обеспечением на новых архитектурных и физических принципах, разрабатывается элементарная база и технологии производства сверхскоростных интегральных и оптоэлектронных схем для суперкомпьютеров, осуществляется государственная поддержка программ развития информационной инфраструктуры. В современном библиотечном сообществе, да и не только в нем,
существует большое количество информационно-поисковых систем, электронных каталогов, систем автоматизации, которые поддерживают различные формы хранения данных и представления информации, способы доступа к ней. Очевидно, что различные базы данных имеют разную структуру хранения информации. Это означает, что записи БД (документы) могут иметь разные наборы полей, в каждом конкретном случае одни и те же поля могут называться и трактоваться по-разному, а, следовательно, и наполняться данными
в разных системах. В разных системах используются разные поисковые языки, различные символы для обозначения усечения или различные правила обозначения словосочетания в поисковом выражении, различаются способы представления выдаваемой информации. Различия ведут к тому, что каждая система имеет свой собственный пользовательской интерфейс, строго ориентированный на используемые форматы хранения данных, поисковые языки и форму выдачи данных. В свою очередь, такие ограничения на доступ к информации приводят к тому,
что пользователь для общения с каждой отдельной системой должен изучить ее интерфейс. Разобраться в правилах составления запросов, и, возможно, смириться с тем, что документы будут выданы не в требуемом формате, а в том, который поддерживается системой. При использовании автоматизированной технологии возникает необходимость унифицировать доступ к разнородной информации, создать поисковые запросы к БД. Эти проблемы решались библиотеками различными средствами
на базе протокола НТТР доступа к распространенным хранилищам информации. Однако НТТР как протокол общего назначения не имеет практически никаких специализированных возможностей, специалистам служб автоматизации приходится применять различные дополнительные средства, языки программирования, библиотеки функций и так лале. Все это приводит к тому, что каждый разработчик находит собственное решение проблем, создавая систему дополнительными ему средствами, используя собственные механизмы, технологии
и модели. В результате получается, что отдельно взятая поисковая система имеет свою собственную структуру, собственные форматы хранения данных, зачастую не согласующиеся с существительными стандартами. Создаются условия для получения информации только в том виде, в котором она представлена в этой системе, и нет никаких гарантий, что возможно без потерь или дополнительных преобразований и составлений использовать эту информацию в других системах и БД. Чтобы решение технологических проблем вывести за пределы одной
организации, так как решение этих проблем типовое. Создание единых коммуникативных форматов и конвертирования, применение общих авторитетных файлов и единой методики создания баз данных обеспечат решение проблем совмещения ресурсов, позволит кооперировать, создавать корпоративные библиотечные сети. Поэтому технологические инновации, в отличие от продуктных, подчеркивающих уникальность библиотеки, требуют использования стандартизированных приемов и иначе себя
не оправдывает. Условием эффективных технологических инноваций является построение прочных инновационных отношений и коммуникаций, без применения которых технологическое обновление может не быть результативным. Развитие технологических процессов в библиотеках позволяет широко использовать возможности Интернета как электронной коммуникационной среды. Специалистами подчеркивается, что без его учета как объективной реальности, правил и соглашений, принятых в
Сети, невозможно проектировать в современных условиях никакие системы, связанные с использованием компьютеров, осуществлять межбиблиотечное взаимодействие и кооперацию. Развитие электронных ресурсов является одной из важнейших задач кооперации библиотек с музеями, архивами, органами власти и прочими организациями, объединяющих общей идеологией доступа. Для библиотек развитие электронных ресурсов означает, прежде всего, сканирование (оцифровку) и формирование
части своей коллекции в электронном виде, ее организацию и обслуживание локальных и удаленных пользователей. Формирование электронных ресурсов библиотек активизирует инновационную деятельность и позволяет существенно расширять спектр услуг, предоставить новый сервис службам МБА и доставки документов, развивать информационную инфраструктуру. Тенденция развития электронных библиотек в значительной степени стимулировала новые проекты различных
ведомств и организаций по электронным библиотекам. Одним из таких проектов является проект РФФИ «Электронная научная библиотека». Его реализация позволила ученым и специалистам России получить бесплатный доступ к полнотекстовым электронным массивам научных журналов зарубежных издательств и фирм. Считается, что такие проекты не только расширяют возможности доступа к информации для различных категорий
пользователей, но и существенным образом компенсируют нулевое финансирование нужд библиотек на зарубежное комплектование. В эту же тенденцию вписывается набирающая сила электронная доставка документов, вытесняющая традиционное копирование и традиционные схемы работы служб МБА библиотек. Выполняя запросы пользователей, библиотеки начинают формировать электронные библиотеки за счет сохранения оцифрованных изданий. Схема электронной доставки документов (ЭДД) – это программно-
технологический комплекс, призванный обеспечить оперативный доступ пользователей к библиотечным фондам. Он основан на преобразовании потока запросов в форме вторичной информации в полнотекстовую. Гибкая система ЭДД интегрирует и упрощает процессы заказа, отправки и предоставления документов, позволяет обслуживать более оперативно, уменьшает себестоимость операций. В технологическую «цепочку» этой системы включаются: поиск в сводном каталоге, заказ в режиме реального
времени, обработка и перенаправление заказа библиотеке-держателю, доставка документов. Многие российские библиотеки поставили перед собой задачу по созданию службы ЭДД. Определенные достижения по ее решению достигнуты вузовскими библиотеками. Новые возможности в осуществлении базисных технологических инноваций предоставляет автоматизация обслуживания на абонементе – автоматизированный абонемент. Он позволяет осуществлять регистрацию и перерегистрацию
пользователей, прием/выдачу и учет выданной пользователю литературы, сделанных им заказов с использованием технологии штрих-кодирования читательских билетов и единиц хранения. Он обеспечивает автоматическое получение информации о местонахождении и наличии свободных экземпляров документа, позволяет учитывать перемещение книг по сиглам хранения, собирать сведения о частоте заказа книг, контролировать сроки выдачи, производить индикацию должников и просроченных заказов.
В процессе обслуживания читателя происходит регистрация всех действий, совершаемых работником абонемента во время обслуживания. Данная технология успешно используется многими библиотеками России. Таким образом, существование любой современной библиотеки во многом зависит от ее восприимчивости к технологическим инновациям, без них она не сможет выполнять присущие ей функции. Для многих библиотек остаются проблемы выбора средств автоматизации и их приобретения.
В библиотечном деле не разработан механизм независимой экспертизы проектов, у библиотечных специалистов возникают сложности с поиском консультантов по внедрению (освоению) новых технологий, с обучением персонала, с соблюдением стандартов. Для многих библиотек остаются спорными вопросы о содержании управленческого процесса в условиях автоматизации и пр. В то же время библиотечная технология – наиболее перспективный объект инноваций, способствующий становлению инновационных коммуникаций в библиотечной отрасли, развитию
деятельности библиотечных ассоциаций и консорциумов. Широкий спектр новых информационных технологий создает новые возможности для развития технологических инноваций в библиотеках. Внедрение автоматизированных технологий улучшает культуру библиотечного производства, повышает качество обслуживания пользователей, создает новые возможности для международного сотрудничества и интеграции ресурсов в информационной сфере. 3.1.
Технологический аудит в библиотеке как форма оценки эффективности технологии Время стихийного внедрения новых информационных технологий, продуктов и услуг в библиотечную практику, модернизация технологических процессов и операций без учета возможностей и особенностей конкретной библиотеки прошло. На фоне все возрастающего документопотока и интенсификации труда огромное значение приобретает возможность оптимизации библиотечной технологии или эффективного ее преобразования.
Сформулировать технологические подходы к повышению качества библиотечной продукции, услуг и результативности работы библиотеки помогает технологический аудит (ТА). В результате его проведении ставится технологический диагноз, позволяющий оценить текущее состояние и перспективы инновационного развития отдельного процесса или технологии в целом. Введенный в научный и практический оборот термин аудит получил широкое распространение в
России лишь в последнее десятилетие. Технологический аудит начинает свою историю с середины 1980-х гг. Методики проведения ТА разработаны английской консалтинговой компанией «Oxford Innovation Ltd», их основу составили вопросники, помогающие экспертам оценивать состояния предприятия на определенный момент времени. Позже американские и европейские эксперты стали самостоятельно разрабатывать методики под конкретную фирму или программу, в рамках которой проводится анализ состояния малых инновационных
предприятий. Сегодня под ТА в узком смысле понимается оценка эффективности технологий, в широком – инструмент формирования технологической стратегии. Как правило, ТА рассматривается как вид консалтинговой деятельности, реже – как вид аналитической деятельности одной из структур предприятия, организации или компании. В обоих случаях технологический аудит воспринимается как некие разовые, т.е. несистематические мероприятия.
Выбор конкретного подхода к проведению ТА в организации определяется целым комплексом факторов. ТА может рассматриваться с позицией оценки соответствия технологического потенциала библиотеки ее целям и стратегии развития, диагностики причин возникновения технологических проблем, выработки конкретных рекомендаций для руководства с целью повышения эффективности библиотечной технологии. Таким образом, ТА включает в себя не только оценку действующей технологии, но и разработку рекомендаций
по комплексу организационно-технических мероприятий, необходимых для повышения эффективности рассматриваемых технологических процессов и или операций. Информация, которую можно получить, проводя аудиторскую оценку, часто является важным отправным пунктом планирования, например при переходе или вводе новой системы автоматизации библиотеки. Сформулировать основные задачи ТА библиотеки можно следующим образом: получить максимальный результат с минимальными затратами и заданным
качеством, создать источник информации для выработки стратегии управления библиотекой, сформулировать у библиотечных сотрудников представления о выгоде технологической инновации. Цель технологического аудита – оценка потенциальных возможностей библиотечной технологии по различным критериям (экономическим, экологическим, энергетическим, потребительским и др.), которые могут быть реализованы на имеющемся оборудовании, за счет оптимизации существующего технологического режима, практически
без дополнительных затрат либо с помощью новой технологии. Объектом аудита может быть отдел, который хочет знать больше о своем потенциале в области технологий, или библиотека в целом. ТА позволяет выявить стандарт (эталон), критерии наилучшего способа осуществления определенной деятельности, т.е. наилучшей технологии; оценить привлекательность, эффективность и производительность используемой организацией технологии относительно выявленного эталона; а также определить, насколько
снижаются затраты при переходе к этой технологии. При этом библиотека должна стремиться, чтобы технологический процесс обеспечивал высокую производительность, качество производимого продукта/услуги; минимально возможный расход ресурсов, энергии; минимальное количество сбоев, нарушений в работе. Заключение Проблемой является внедрение информационных технологий. Даже крупнейшие библиотеки регионов все еще не могут предоставить своим пользователям весь необходимый
спектр услуг, связанных с автоматизацией процессов поиска и условия информации и знаний через Интернет. Особенно удручающее положение с информатизацией в сельской местности. Таким образом, существование любой современной библиотеки во многом зависит от ее восприимчивости к технологическим инновациям, без них она не сможет выполнять присущие ей функции. Для многих библиотек остаются проблемы выбора средств автоматизации и их приобретения.
В библиотечном деле не разработан механизм независимой экспертизы проектов, у библиотечных специалистов возникают сложности с поиском консультантов по внедрению (освоению) новых технологий, с обучением персонала, с соблюдением стандартов. Для многих библиотек остаются спорными вопросы о содержании управленческого процесса в условиях автоматизации и пр. В то же время библиотечная технология – наиболее перспективный объект инноваций, способствующий становлению инновационных коммуникаций в библиотечной отрасли, развитию
деятельности библиотечных ассоциаций и консорциумов. Широкий спектр новых информационных технологий создает новые возможности для развития технологических инноваций в библиотеках. Внедрение автоматизированных технологий улучшает культуру библиотечного производства, повышает качество обслуживания пользователей, создает новые возможности для международного сотрудничества и интеграции ресурсов в информационной сфере. Список использованной литературы:
1. Качанова, Е.Ю. Инновационно - методическая работа библиотек / Е.Ю. Качанова; ХГИИК. – СПб.: Профессия, 2007. – 338с. – (Библиотека). – ISBN 978-5-93913-133-9. 2. Редькина, Н.С. Инновационно-технологическое сопровождение методической деятельности / Н.С. Редькина, О.В. Кулева, Г.Л. Толкунова // Науч. и тех. б-ки. – 2007 №7. – С.27-33. 3. Редькина, Н.С. Технологический аудит в библиотеке /
Н.С. Редькина // Науч. и тех. б-ки. – 2005 №9. – С.30-38. 4. Справочник библиотекаря / ред. А.Н. Ванеев, В.А.Минкина. – изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Профессия, 2001. – 448с. – (Библиотека). – ISBN 5-93913-021-6. 5. Юрьева, Т.Ю. Технологические аспекты методической деятельности / Т.Ю Юрьева // Науч. и тех. б-ки. – 2003 №8. – С.26-34.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | «Оценка эффективности управления торговым предприятием» |
Реферат | Занятия по лёгкой атлетике в школе |
Реферат | Грошові реформи їх суть спрямування |
Реферат | Общая характеристика грибов |
Реферат | Байер, Адольф |
Реферат | Технология MMX |
Реферат | Продукционные модели представления знаний |
Реферат | Получение обжигового газа из колчедана |
Реферат | Модернизация России при Петре Великом |
Реферат | Roaring Twenties Essay Research Paper The Year |
Реферат | Анализ системы управления развитием предприятия |
Реферат | Становление дошкольной педагогики в Молотивилихинском районе г. Перми |
Реферат | Самооцінка |
Реферат | Грузія укр |
Реферат | Описторхоз плотоядных |