Скульптура. Древнего Египта. Около 5 тысячелетий назад в долине по нижнемутечению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце1У тысячелетия до нашей эры правители одного из них подчинили себе всю страну,создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегуНила, южнее того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г до н. э.правителем этого государства стал фараон
Хуфу. Впоследствии его имя историкипеределали в Хеопс. Так называют его и в наше время. Большую роль в формировании египетскойкультуры и государства сыграл ранний период египетской истории время с 4000до 3000гг до нашей эры и период раннего Царства 3000-2000гг до н. э. Главным объектом искусства становится человек.Грандиозные архитектурные сооружения пирамиды поражают обобщенностью изаконченностью форм.
Величайшая из них - пирамида Хеопса - имеет высоту 146,6 ми сложена из 2300 каменных многотонных глыб. Вокруг пирамиды фараона располагались гробницывельмож и чиновников. Город мертвых был своеобразной дорогой в загробный мир.Древниеегиптяне верили в загробную жизнь и старались снабдить уходящих в иной мирвсем, что им требовалось при жизни. Египетская религия учила , что счастливаяжизнь в загробном мире дается только знатным людям.
Египтяне считали, что у человека несколькодуш, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душамикоторых хорошо ухаживают священники-жрецы. Гробница и рассматривалась какпристанище одной из таких душ, которую египтяне называли Ка двойник умершегочеловека . В то же время египетская религия быласобранием различных культов, которые в течение многих веков подвергалисьмногочисленным изменениям.
В Египте почиталось множество богов. Некоторые изних были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Ихизображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей.Носуществовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране Гор, Ра, Осирис, Исида и другие. Согласно преданиям Осирис, прежде чем статьбогом, царствовал в Египте , и память о его благодеяниях заставила егоотождествлять
с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта желегенда имела и другое религиозное, моральное объяснение Осирис есть заходящеесолнце, убиваемое или поглощаемое темнотой - мраком.Исида луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца, аГор восходящее солнце мстит за отца, рассеивая темноту. Осирис часто изображался в виде мумии, егообычные атрибуты - крюк или кнут, символ
власти, и эмблема Нила в виде крестикас ушком наверху. Иногда Осирис изображается с головой быка. Изображение богини Исиды - это голова скоровьими ушами, на которой возвышается здание- символ вселенной она как быстоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без которой ничто не могло бысуществовать на земле. Отличительные признаки Исиды диск, двойная корона,означающая владычество над
Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове. Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, онолицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную. Он также и богписьмен, и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Крометого, когда эта птица ест, е клюв образует вместе с лапами равностороннийтреугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные наней, вот почему ибис посвящен богу Тоту богу божественного разума. Вобязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во
времяразлива Нила. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символразлива Нила. Египетские фараоны часто отождествлялись свосходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, вовремя праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статую бога,покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин.Египтяне утверждали, что солнце и луна только в лодке плавают вокруг земли.
Почти каждому египетскому богу придавали,таким образом, формы, и каждому из них было посвящено таким образом какое -нибудь животное. До нас дошло всего несколько каменных табличек их называют палетками с изображениями первых фараонов. Сами египтяне сглубочайшим уважением относились к первым, ранним векам своей истории. Ихвоображение населяло эти времена великими мудрецами и могущественными царями. Как уже говорилось ранее рядом с пирамидами в городе мертвых находились гробницы знати.
В экспозиции Эрмитажа выставленыкаменные Рельефы из гробниц, в прошлом -ярко раскрашенные. Характер изображений и их композиционноерешение дают представление о разработанном каноне. Так в рельефе из гробницыНимаатра фигура восседающего в торжественной позе за столом вельможи внесколько раз превосходит по величине фигуры слуг, подающих ему различнуюснедь. Они размещены рядами, фризами, в несколько этажей и движутся вплоскости изображения.
Трехмерное тело сведено к силуэту, четко очерченномуконтуром. Скульпторумело объединяет части фигуры, увиденные с разных точек зрения голова и ноги -в профиль глаза, плечи и грудь в фас. Такое изображение людей характерно дляегипетского искусства. Второй памятник каменный рельеф из гробницыМирираанха - выполнен в иной технике изображение не выпуклое, а врезанное вкамень. В гробницах помещались статуи умерших.
Семейная группа из гробницы Уджаанхджеса воспроизводит облик вельможи и егожены.Композициявыполнена в строгих рамках принятого канона фронтальность более крупной фигурыУджаанхджеса, плотно сдвинуты ноги, руки, лежащие на коленях, торжественнозастылая поза и взгляд, обращенный прямо. Лаконично и обобщенно трактованныефигуры связаны с блоком камня. Это известняк, покрытый сверху гипсом ираскрашенный в соответствии с каноном мужская фигура - в коричневый
цвет,женская в желтый. Замечательный скульптурный памятник египетскойколлекции Эрмитажа статуя фараона Аменемхета Ш, правившего в Египте в периодХХ1-ХУШ вв. до н.э. Это время объединения страны, роста городов, расцветакультуры. В официальной скульптуре, в статуях фараонов , наряду с идеализациейи каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передатьиндивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт.
Этитенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигурафараона дана в традиционной позе. Характерныйголовной убор немес - с изображением урея священной змеи, охраняющей царя а также три его имени, начертанные в картуше украшении в видеполуразвернутого свитка на троне, напоминают, что перед нами владыка всегоЕгипта. В лице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты узкие,глубоко
посаженые глаза, большие скулы. Плотно сжатые тонкие губы, выступающийвперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение. Сделанная изгранита, статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие детали одежды иголовного убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора. В Эрмитаже находится ряд значительныхскульптурных произведений бытовых и культовых, в частности статуя богини Мут Сохмет. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя.
Сохметизображалась львиноголовой. В этом образе отражено стремление подчеркнутьмогущество человека, сопоставив его с силой зверя. Согласно мифу, разгневаннаяна людей, переставших подчиняться е одряхлевшему отцу и творивших зло, богинярешила испепелить их жаром засухи. И лишь заступничество сжалившихся боговспасло людей от полного истребления. Поих совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво, которое, приняв закровь, выпила богиня.
Миф порожден был реальностью от засухи избавляют египтянкрасные, в период разлива, воды Нила.Грознаябогиня держит в руках анх - знак символизирующий жизнь.Монументальнаястатуя Сохмет, исполненная в годы правления Аменхотепа Ш его имя обозначено натроне находилась среди подобных ей скульптур в крупнейшем храме того времени Карнакском. Хочется остановиться еще на одной скульптурнойгруппе
Статуе Аменемхеба с женой и матерью. Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. Скульптор, благодаря виртуознойобработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела,сохранив при этом многие традиционные черты фронтальность, статичность,торжественность поз, связь с блоком камня и т.п Что особенно поражает - такэто женские фигуры и мать, и жена изображены в одинаковом возрасте. Этоговорит о том, что древние египтяне верили в то, что в загробном мире людейожидает вечная
молодость и покой. Характерно и изображение древнего египетскогоархитектора, автора и первого строителя пирамид Имхотепа, жившего около ХХУШв. до н. э.Имхотепзнаменит ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона Джоссера в Саккаре.Небольшая по величине скульптура из черного базальта, завораживает изяществом изначительностью. Та же статичная, торжественная поза сидящего человека, свитокпапируса на коленях, представляют нам человека, играющего очень важную роль вгосударстве.
Каки сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до наснеповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |