Русский народный фольклор Русский народный фольклор.ФОЛЬКЛОР англ. folklore- народная мудрость это обозначениехудожественной деятельности народных масс, или устного народного творчества ,возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был введен в научныйобиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 г. И понимался широко, каксовокупность духовной и материальной культурынарода,
его обычаев, верований,обрядов, различных форм искусств. С течением времени содержание терминасуживалось. Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народнуюхудожественную культуру, как устноепоэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видовнародного творчества. При всем многообразии региональных и локальных формфольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективностьтворчества, традиционность, тесная связь
с трудовой деятельностью, бытом,передача произведений из поколения в поколение в устной традиции. Коллективнаяжизнь определяла появление у различных народов однотипных жанров, сюжетов, таких средств художественной выразительности, какгипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет,сравнения. Роль фольклора была особенносильна в период преобладания мифопоэтического сознания. С появлениемписьменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественнойлитературой,
взаимодействуя с ней, оказывая на нее и на другие формыхудожественного творчества влияние и испытывая обратное воздействие.Неиссякаемый источник русской музыкальной самобытности древнейшие виды фольклора Народное музыкальное искусство зародилось задолго довозникновения профессиональной музыки православного храма. В общественной жизнидревней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена.В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светскогопрофессионального искусства.
В ее музыкальной культуре развивались только двеосновные сферы храмовое пение и народное творчество устной традиции,включающее различные, в том числе и полупрофессиональные жанры искусствосказителей, скоморохов и др. .Ко времени русской православной гимнографии фольклоримел многовековую историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальнойвыразительности. Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самыеразнообразные грани социальной, семейной, личной
жизни. Исследователи полагают,что догосударственный период то есть до того как сложилась Киевская Русь восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовойобрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку. С принятием христианства языческие верования постепеннотеряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной виднародной музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древнихпраздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал
житькак бы вне связи с породившим его язычеством.Христианская церковь не только на Руси, но и в Европе весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая ихпроявлением греховности, дьявольского прельщения. Эта оценка зафиксирована вомногих летописных источниках и вканонических церковных постановлениях. Известны, например, ответы киевскогомитрополита Иоанна IIписателю XI в. Якову Черноризцу, где говорится по поводу священников
Тем лицам иерейского сана, которые ходят на мирские пиры и пьют, святые отцыповелевают соблюдать благообразие и принимать предложенное с благословением когда же войдут с игрой, плясками и музыкой, то надлежит, как повелевают отцы,встать из-за стола , дабы не осквернить чувства тем, что могут увидеть иуслышать, либо совсем отказаться от тех пиров или уходить в то время, когдабудет большой соблазн .Негативную реакцию православной церкви вызывала совершенноопределенная область фольклора, рожденная
в недрах так называемой смеховой ,или карнавальной культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементамитеатрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следуетискать в древних языческих обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников. Смеховая культура всегда была кривымзеркалом действительности, абсурдной дурацкой жизнью, где все было наоборот,все менялось местами добро и зло, низ и верх, реальность и фантазия.
Для этих праздников характерновыворачивание наизнанку одежды, использование для ряжения рогожи, мочала,соломы, бересты, лыка и другой карнавальной атрибутики.Самую обширную область народного музыкального творчестваДревней Руси составляют обрядовыйфольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренностирусского народа. Обряд был нормативным, строго регламентированным религиознымдейством, подчинялся сложившемуся в течение
столетий канону. Он родился внедрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древниесчитаются календарно-обрядовые песни. Ихсодержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческимкалендарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Онивходили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотныммоментам в смене времен
года. Совершая обряд, люди верили, что их заклинанияуслышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай,приплод скота, безбедную жизнь. Один из самых древних жанров хороводные песни. Водили хороводы на протяжении почти всегогода на Святки, на Масленицу, после пасхи. Распространенными былихороводы-игры и хороводы-шествия.Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течениемстолетий они стали самостоятельными,
хотя образы труда землепашца сохранилисьво многих из них А мы просто сеяли, сеяли! Ой,Дид Ладо, сеяли, сеяли!А мы просто вытопчем, вытопчем! Ой, Дид Ладо, вытопчем.Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски.Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские нежность, пластичность,статность.
Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы Ах вы,сени, мои сени , Камаринская , Барыня , У меня ль во садочке и др.В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялисьпением подблюдных песен наступалотаинственное время святочных гаданий. Одной из наиболее старых подблюдных песенявляется Хлебная Слава , не раз привлекавшая внимание русских композиторов
А мыэту песню хлебу поем, Слава!Хлебу поем да хлебу честь воздаем, Слава!С течением столетий музыкальный эпос начинает пополнятьсяновыми темами и образами. Рождаются былины, рассказывающие о борьбе противордынцев, о путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества, народныхвосстаниях. Народная памятьхранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни. В XVIII в в период становления профессиональных светских жанров опера, инструментальная музыка
народное искусство впервые становитсяпредметом изучения и творческого претворения. Просветительское отношение кфольклору ярко выразил замечательный писатель гуманист А.Н.Радищев в проникновенных строках своего Путешествия из Петербурга в Москву Кто знает голоса русских народных песен,тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее В нихнайдешь образование души нашего народа .
В XIX в. Оценка фольклора как образованиядуши русского народа стала основой эстетики композиторской школы от Глинки доРимского-Корсакова, а сама народная песня одним из источников формированиянационального музыкального мышления.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |