Название: Общение как нравственная ценность Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы. Этика и эстетика Введение Единственная настоящая роскошь - роскошь человеческого общения. А. де Сент-Экзюпери. По существу, все моральные проблемы - «открытые» и «закрытые» - возникают и решаются не сами по себе. Они проявляют себя в общении людей друг с другом - общении, которое является важнейшей
потребностью личности и общества. Характерные для второй половины двадцатого века демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного общения, особенно в нашем обществе. Место господствующих ранее классово-идеологических ценностей всё более занимают ценности общечеловеческие, такие, как доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свободу, но и свободу другого, понимание уникальности и ценности каждой личности,
высокая значимость духовности и душевности. Проявляются эти качества в межличностном общении, которое становится, таким образом, самостоятельной нравственной ценностью в духовной жизни общества. Вместе с тем трудности нашего бытия выявляют не только неспособность людей к проявлению этих качеств, но и порождают зачастую прямо противоположные им - агрессивность, эгоизм, жестокость, нетерпимость, неумение и нежелание услышать и понять другого. В значительной степени это является следствием низкой
культуры общения, что свидетельствует о необходимости обращения к исследованию данного феномена. 1. Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение Пожалуй, главным достижением демократизации и гуманизации нашего общества стали тенденции, изменившие содержание и форму общения людей друг с другом. Прежде всего, оно стало более свободным. Это новое качество общения проявляется во всём: сегодня нет тем, запретных для обсуждения, люди почувствовали
вкус свободы самовыражения, и этого уже у них не отнять. Свобода проявляется и в раскованности, с которой мы стали общаться друг с другом, и в расширении сферы общения. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, можно утверждать, что отношение к общению как ценности существенно изменилось. Люди не только почувствовали, но и осознали потребность в общении как жизненной необходимости, и как следствие возросло внимание к культуре общения.
Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно - важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении, отношении одного человека к другому на основе взаимного признания « самости и самоценности». В таком понимании определяются важнейшие, с точки зрения гуманистической этики, черты и свойства общения. Во-первых, оно предстаёт как деятельность, что подчёркивает его активно-процессуальный характер; во-вторых, подчёркивается, что деятельность эта состоит в установлении отношения
одного человека к другому; в-третьих, отмечается, что эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты; в-четвёртых, оговариваются условия общения: каждый признаёт за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждёт того же от него. Ещё одна особенность общения - его творчески-импровизационный характер, благодаря которому выявляются качества субъекта - его свободная активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать
стереотипы поведения. Таким образом, общение - это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только роскошь, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включённость в социум и культуру. Субъектами общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Выделяются основные формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом.
Чтобы осмыслить нравственный смысл процесса общения, важно выявить его ценностные ориентиры - те морально значимые факторы, которые определяют его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо, например, от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. 2. Культура и антикультура в общении Культура общения - система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные
человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение тех норм межличностного общения, которые, во-первых, соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности; во-вторых, приняты в данном сообществе как « руководство к действию»; в-третьих, не противоречат взглядам и убеждениям самой личности; в-четвёртых, предполагают её готовность и умение соблюдать эти нормы.
Культура общения определяется совокупным действием многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических». Уровень культуры общения самым тесным образом связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами общества - с тем, что составляет понятие нравственной культуры. Продуктивность общения достигается при соблюдении определённых условий: уважительное отношение к партнёру, сдержанность, вежливость, бережное отношение со словом, которое может глубоко
ранить человека; ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника; постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению; соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации. Естественно, чем выше уровень нравственной культуры, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры, нравственная « протокультура», порождает определённые дефекты общения,
болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в обществе. Можно выделить несколько «дефектных» уровней общения, детерминированных издержками нравственной культуры. Нравственный вакуум - человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения, или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и не «работают» в новых условиях. Отсутствие нравственной инициативы - человек занимает выжидательную позицию, ждёт от другого тепла,
заботы, внимания и только потом отвечает на них. Нравственный камуфляж - стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры. Нравственный анахронизм - человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали. Нравственная регрессия - упрощение и опрощение нравов, потеря достигнутого, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным
авторитетам. Нравственная глухота - отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его. Нравственный примитивизм - бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса. Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одновременного мышления, признающего единственную истину и правоту. Очевидно, что для полнокровной реализации ценности человеческого общения необходимы, как минимум, две вещи: во-первых, добрая воля, желание и стремление к взаимопониманию.
Но чтобы эти добрые намерения могли распознаваться, улавливаться другой стороной, чтобы партнёр мог откликнуться на них, необходимо, во-вторых, общее «пространство понимания»,основа которого - высокая культура общения, требующая от каждого человека самоанализа, самокритичности и работы над собой.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |