В начале 20 века Вятская губерния занимала первое место в России по числу кустарей. Секретами ремесла овладевали в детстве, их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. В настоящее время в Кировской области развивается более 10 видов народных промыслов. Своеобразным символом вятского края стала знаменитая на весь мир яркая глиняная дымковская игрушка. Этот промысел существует более 400 лет. Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Она отличается пре
дельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-к
олокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет. В образах краснощёких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, весёлых каруселях продолжают жить многовековые традиции дымковского искусства (дымковский п
ромысел возник в XV веке), бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. Сегодня в организации промысла работают сорок мастериц. У дымки есть свой товарны
й знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей. Вятка известна как центр кружевоплетения не только в России, но и за рубежом: кружевные панно, воротнички, пелерины можно увидеть во многих музеях мира. Центр кружевоплетения - город Советск, расположенный в 140 км от Кирова (бывшая слобода Кукарка). По преданию, во времена Петра
I поселился в Кукарке бывший корабельный плотник с женой-голландкой. Она-то и научила вятских женщин кружевоплетению. В наши дни в г. Советске работает профессиональное училище, где обучаются современные кружевницы. Изделия вятских кружевниц - панно, скатерти, салфетки, воротники, пелерины, шали, жакеты и жилеты. Вятское кружево выполняют на коклюшках. В нем используют сцепную технику плетения, позволяющую делать и крупные декоративные изделия, и мелкие кружевные дополнени
я к женской и детской одежде. В вятском кружеве применяют в основном растительный орнамент, но, в отличие от вологодского, он решен более узорно. Мастера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. В кружеве кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Решетка здесь слилась с узором, в силу чего весь кружевной узор приобретает большую нарядность и виртуозность рисунка. Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое по
строение композиции. Создают вятские кружевницы и уникальные произведения, в которых тематическое содержание раскрывается через изображение символических женских фигур, птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных растительным орнаментом. Наряду с предметами, украшенными резьбой, народные мастера выполняют изделия, в которых "работает" природный узор текстуры различных пород древесины. Примером такого вида изделий служат художественные предметы из капа и капокорня. Своеобразие этих материалов - н
аростов на стволах и корнях березы, а также некоторых других видов деревьев - состоит в том, что неправильное строение, перепутанность волокон образуют большую плотность и неповторимые рисунки, которые выявляются при обработке капа и капокорня. А заключается процесс обработки в распиливании наростов на тонкие пластины - дощечки и запаривание их. В результате имеющийся в древесине естественный краситель растворяется, окрашивая пластины в теплый коричневый цвет, акцентируя особо темным тоном фантастический рисунок, образованный наплывами
и волокнами древесины. Путем столярной обработки и тщательной подгонки пластин монтируют шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов. Некоторые виды шкатулок и ларцов имеют выдвижные ящички, двухъярусные крышки, снабженные секретами для их открывания. Мастерство столярной работы проявляется в умении ювелирно профилировать подставку коробочки, бортик крышки, вмонтировать музыкальный механизм и миниатюрный замочек. Если крышка не снимается, а открывается, то шарнир также делают из дерева. Традиция таког
о ремесла сложилась у мастеров города Вятки еще в начале XIX века, когда из капа делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Да еще из целого куска капа вырезали цепочку. Тщательность исполнения вещей соединилась затем с изысканными пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты русского классицизма - художественного стиля, отличающегося ясностью и строгостью форм, начиная с архитектуры и кончая предметами декоративно-пр
икладного искусства. Эти художественные особенности остались неизменными на протяжении всей истории существования промысла. И сегодня мастера Кировской фабрики "Идеал" создают вещи, в которых красота и неповторимость природного узора древесины подчеркнуто выявлены несложными по своей конструкции предметами. Наряду с предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех, ильм и др.), в которых каповые пластины вводятся как инкрустация, украшающ
ая крышку коробочки. Издавна славятся вятские мастера лозоплетения. Лоза - это гибкие ветви ивы и черемухи, в большом количестве растущие по всей вятской земле. Из этого материала современные мастера делают мебель - кресла-качалки, столы, диваны, стулья, ширмы, детские коляски, а также вазы, хлебницы, кашпо, абажуры - всего около пятидесяти видов изделий. Вятские керамические изделия отличают современный дизайн и высокое качество. Стенки сосудов украшает сложный декор.
Изделия из соломки - шкатулки, ларцы, декоративные панно - сохраняют естественный золотистый цвет и тепло этого материала. Соломка как отделочный материал используется при инкрустировании деревянных ларцов и шкатулок. Неповторима по красоте и оригинальна вятская матрешка, инкрустированная соломкой. Изделия из можжевельника замечательны тем, что долгие годы сохраняют запах хвои, изумляя разнообразием текстуры и естественного цвета дерева. Хотя родиной русской матрёшки считается город
Загорск, вятская матрёшка ничуть не уступает ей как в художественном плане, так и по своей популярности. Матрёшка - точеная из дерева и оригинально расписанная многоместная кукла, ставшая подлинным русским сувениром. Популярность матрешки у иностранных туристов и любителей путешествий по нашей стране вызвала у мастеров разных областей России желание создать свои варианты столь привлекательной игрушки. Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками, довольно спокойна по расцветке, то вятска
я матрешка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки. Создают свои матрешки и народные мастера других регионов России. Их отличия проявляются в пропорциях токарной формы, в росписи, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, ее характерного цвета и деталей костюма. Изделия художественных промыслов можно увидеть в кировском музее "Вятские народные художественные промыслы", в ряде других музеев области, а также в художественных салонах. Прив
езенные в качестве сувенира, они долго будут напоминать вам о гостеприимном Вятском крае. Мастера народных промыслов щедро делятся своим талантом: любой гость, пришедший в мастерскую, может принять участие в изготовлении рукотворного чуда, прикоснуться к творчеству. Мастер-классы в центрах народных промыслов охотно посещают и взрослые, и дети. Из промысла в крупное производство превратилась обработка мехов. Киров по праву называют столицей меха. Легкие, пушистые шубки, сшитые руками вятских мастериц из меха норки, горностая,
белки, красной и черно-бурой лисицы, песца, украшают звезд эстрады и кино, согревают тысячи российских женщин. Меховые изделия наших мастеров - шубки, шапочки - отличает современный дизайн, отличное качество и конкурентоспособные цены. В многочисленных салонах можно выбрать как эксклюзивные роскошные модели, так и модели для повседневной носки для женщин любого возраста, мужчин и детей.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |