Белых Ирина Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 3 г. Лебедяни Липецкой области
Единый государственный экзамен по русскому языку проводится уже шестой год, и накопившийся опыт показывает, что новая форма аттестации позволяет объективно оценить подготовку школьников по русскому языку. Анализ результатов экзамена позволяет сделать некоторые выводы: невысока общая лингвистическая подготовка по русскому языку (учащиеся неверно квалифицируют слова как части речи, затрудняются в выделении грамматической основы предложения, в разграничении видов сложного предложения), низка практическая грамотность. Возможно, одной из причин является малое количество часов, выделяемых на русский язык в 10 и 11 классах, когда происходит целенаправленная подготовка к сдаче ЕГЭ и углубление знаний по предмету. Но, на мой взгляд, главной причиной является неумение школьников обобщать закономерности родного языка, соотносить общее и частное. Именно поэтому необходимо начинать подготовку к ЕГЭ уже в среднем звене, развивая абстрактное мышление учащихся.
Рассмотрим, как можно решить эту задачу на примере изучения морфемного состава слова.
Объектом морфемного анализа на уроках русского языка, как правило, является отдельное слово, предлагаемое для разбора учебником или специально подобранное учителем. При этом строение каждого слова воспринимается учениками изолированно от других, связанных с ним структурно. Вот почему им нелегко отнести отдельное слово к определённой группе слов, объединённых семантической, грамматической и словообразовательной общностью.
Языковой анализ (морфемный, грамматический и др.) отдельного слова не вырабатывает у ребёнка склонности к определённым обобщениям в процессе осмысления закономерностей родного языка, способности по отдельному элементу слова (например, по морфеме) догадаться о различных его признаках. А именно это умение мгновенно улавливать наиболее яркие структурные элементы слова, "считывать" их языковое значение, которое определяет отнесённость слова к той или иной грамматико-словобразовательной категории, является очень важным для решения разнообразных практических задач.
О
П
В
Наконец, можно даже предугадать и некоторые орфографические особенности этих слов (после приставки стоит либо гласная, либо звонкая согласная).
Выгодно отличается от традиционной программы учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой: изучение приставок и суффиксов в полном объёме производится уже в 5 классе, учащиеся знакомятся с правописанием всех корней с чередованием, знакомятся со всеми частями речи, включая причастие и деепричастие. Это позволяет в дальнейшем закреплять полученные знания на более высоком уровне.
Работая со словообразовательными моделями, школьник учится видеть общее словобразовательное и грамматическое значение в словах одной словобразовательной модели, определять части речи и грамматические категории, опираясь на типичные суффиксы разных частей речи, а также окончаний предложенной для анализа словоформы; наконец, он учится “предвидеть” возможные орфографические затруднения, связанные со структурными особенностями слов одной словообразовательной модели.
Возьмём, к примеру, задания, нацеливающие на установление лексического значения слова через анализ словобразовательной модели. Школьники учатся пристально вглядываться в морфемную структуру слова, отыскивая в ней “кусочки” смысла, по которым можно составить суждение о лексическом значении этого слова.
З
З
п
у ть вы ть
Если учащиеся затрудняются сами подобрать подходящее слово, на помощь приходят словари. Умение работать со словарями – залог успешной сдачи ЕГЭ. Ребята используют «Школьный толковый словарь русского языка» М.С.Лапатухина, Е.В.Скорлуповской, Г.П.Снетовой; «Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка» Б.Т.Панова, А.В.Текучева; «Школьный словарь образования слов русского языка» М.Т.Баранова; «Школьный словобразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова; «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи, а также «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова и «Учебный словарь синонимов русского языка» Л.П.Алекторовой, В.И.Зимина, О.М.Кима.
Р
…
Подобные задания отличаются большим разнообразием.
З
Приведите примеры подобных слов.
2) Распределите данные слова в два столбика в зависимости от принадлежности к определённой словообразовательной модели.
Хорошая, чистая, золотая, молодая, летая, красивая, играя, немая, алая.
3) Какие выводы вы сделали для себя, выполнив это упражнение?
З
Х
Наконец, приведём примеры упражнений, ориентирующих на орфографический анализ моделей и стоящих за ними слов. При этом школьники учатся находить правильное написание, опираясь на морфемное строение слова: от словобразовательной модели – к выбору написания.
З
Д л я с п р а в к и: серед-, холст-, щет-, стар-.
З
О
з
Итак, работа со словобразовательными моделями на уроках русского языка развивает у учащихся абстрактное мышление, поскольку анализ производится на уровне словобразовательных обобщений. При этом активизируется зрительная память ученика, лучше запоминается облик многих морфем, что помогает в овладении орфографическими нормами. Кроме того, такая работа способствует речевому развитию ребёнка, осознанию структурности, системности лексики родного языка.
На уроках в 11 классе при подготовке к итоговой аттестации учащиеся, выполняя задание А12, без труда находят в слове “знакомые” морфемы, меньше допускают ошибок при определении слова как части речи в заданиях В1 и В2, опираясь на грамматические и словообразовательные значения морфем.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |