Концепция творческого развития Большого театра России на 2004-2010 годы Большой театр всегда был и остается одним из основных символов величия нашего государства и его культуры. Большой театр может соответствовать этому званию только при условии постоянного и быстрого художественного роста, базирующегося на использовании всех факторов развития: внутренних и внешних, традиционных и современных, отечественных и зарубежных. Как уже доказала история мирового музыкального театра, быстрое и устойчивое
развитие театра может быть только тогда, когда он создает и показывает новые спектакли высокого художественного качества, сравнимые со спектаклями лучших мировых музыкальных центров. Для этого требуются и новые идеи, и новые подходы к творчеству, и новый уровень технологии создания спектаклей. За три предыдущих года Большой театр доказал, что может ставить перед собой самые разнообразные творческие задачи и добиваться качественного результата.
Осуществлены постановки опер "Хованщина" М. Мусоргского, "Снегурочка" Н. Римского-Корсакова, "Руслан и Людмила" М. Глинки, "Мазепа" П. Чайковского, "Похождения повесы" И. Стравинского, "Игрок" и "Огненный ангел"
С. Прокофьева, "Адриенна Лекуврер" Ф. Чилеа, "Сила судьбы" и "Макбет" Дж. Верди, "Летучий голландец" Р. Вагнера, "Леди Макбет Мценского уезда" Д.Шостаковича, балетов "Лебединое озеро" П. Чайковского, "Легенда о любви"
А. Меликова, "Раймонда" А. Глазунова, "Светлый ручей" Д. Шостаковича, "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, "Пиковая дама" и "Собор Парижской Богоматери" в постановке Ролана Пети, одноактных балетов Джорджа Баланчина и современных российских хореографов.
В начале XXI века после долгого перерыва театр начал включать в репертуар шедевры русских композиторов века ХХ, переосмысливая их уже как национальную классику. За последние годы Большой театр познакомил публику с операми "Игрок" и "Огненный ангел" С. Прокофьева, "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Шостаковича, балетом "
Светлый ручей" Д. Шостаковича, в ближайшие годы в репертуар театра войдет опера "Война и мир" С. Прокофьева. К 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича, впервые в истории мирового театра, на сцене Большого будут идти все три его балета ("Светлый ручей", "Болт", "Золотой век"). Не прекращая своей ежедневной деятельности,
Большой театр осуществил ряд проектов просветительского характера: состоялась московская премьера "Песен Гурре" А. Шенберга, концертное исполнение драматической легенды "Осуждение Фауста" Г. Берлиоза, в камерных вечерах в Большом выступили выдающиеся солисты и ансамбли (15 концертов). Огромной популярностью стали пользоваться возрожденные выступления симфонического оркестра
Большого театра на Новой сцене и сцене Большого зала Московской консерватории. Трудно переоценить успех, который сопутствовал гастролям наших артистов балета в Париже и Лондоне, артистов оркестра и хора в Испании и Португалии, оперной труппы в Варшаве и Риге. Театру удалось восстановить продуктивные партнерские отношения с Парижской национальной оперой, театрами Ла Скала,
Ковент-Гарден, Польской и Латвийской национальными операми, фестивалем Флорентийский музыкальный май. Спектакль "Летучий голландец" впервые в российской истории осуществлен совместно с одним из крупнейших европейских театров - Баварской государственной оперой. Успехи театра были отмечены Государственной премией России (балет "Пиковая дама") и пятью высшими наградами национальной
театральной премии "Золотая маска" (спектакли "Пиковая дама", "Похождения повесы" и "Светлый ручей"). Создатель спектакля "Похождения повесы" Дмитрий Черняков первым из режиссеров музыкального театра был удостоен премии К.С. Станиславского. В сентябре 2004 года начался основной этап реконструкции исторического здания
Большого театра. Подготовительный этап занял не один месяц, и теперь ход реконструкции ощутит на себе каждый зритель. А с сентября 2005 года по декабрь 2007 года спектакли Большого театра можно будет увидеть только на Новой сцене. Полностью вернуться к нормальному функционированию на двух сценах Большой театр планирует в сезоне 2007-2008 гг. Реконструкция
Большого театра проводится с целью сохранения исторического архитектурного ансамбля театра, а переоснащение сцены - для создания современных спектаклей мирового уровня. За последние годы крупнейшие мировые театры (Ла Скала, Ковент-Гарден и др.) провели реконструкцию. Это не помешало им сохранить традиционные художественные принципы, зато позволило технически оснастить свои здания в соответствии с высокими требованиями, предъявляемыми
к главным национальным театрам дирижерами, художниками, режиссерами и хореографами, создающими спектакли в начале ХХI века. И Большой театр после окончания реконструкции не только сохранит вековые традиции российского музыкального театра, но и станет абсолютно равноправным участником мирового театрального процесса, символом новой, сильной России, предметом гордости для каждого гражданина нашей страны. Начиная основной этап реконструкции исторического ансамбля
Большого театра, руководство театра стремится сохранить и развить поступательные тенденции его творческой деятельности, не сокращая обширный репертуар и продолжая знакомить зрителей с новыми постановками признанных шедевров отечественной и западной музыкальной культуры. В 2006 году Большой театр проведет гастрольный тур "Большой - России" и познакомит российских зрителей со спектаклями главного театра страны.
В условиях реконструкции, которая не может не оказать влияние на творческий процесс, руководство Большого театра считает своим долгом объяснить, каким образом будет осуществляться художественная деятельность театра. Главная цель - максимально сохранить творческий потенциал главного театра страны, спектакли текущего репертуара и продолжить его расширение и обновление. В этих условиях Большой формулирует свою миссию: Большой театр - главный национальный театр
России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, осмысливающий классическое наследие в свете духовных запросов обновляющегося российского общества, способствующий развитию музыкального театра России. Творческая составляющая миссии Репертуарный приоритет - шедевры русского музыкального театра XIX-XX веков, а также создание новых произведений, способствующих развитию оперно-балетного жанра в России. 70% репертуара театра - произведения отечественных композиторов.
Это соотношение сохранится и в будущем. Репертуар Большого театра формируется по трем основным направлениям: - классические шедевры национального музыкального театра XIX-XX веков (поставлены и планируются к постановке оперы "Мазепа", "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П. Чайковского, "Хованщина" и "Борис
Годунов" М. Мусоргского, "Игрок", "Огненный ангел" и "Война и мир" С. Прокофьева, "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Шостаковича, балеты "Спящая красавица" П. Чайковского, "Ромео и Джульетта" и "Золушка" С. Прокофьева, "
Светлый ручей", "Болт" и "Золотой век" Д. Шостаковича, балеты Леонида Мясина и другие), - шедевры других национальных оперных и балетных школ (оперы "Макбет", "Фальстаф", "Травиата" Дж. Верди, "Турандот" и "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини, "Севильский цирюльник"
Дж. Россини, "Кармен" Ж. Бизе, "Парсифаль" и "Летучий голландец" Р. Вагнера, "Волшебная флейта", "Дон Жуан" В. А. Моцарта, балет "Сон в летнюю ночь" в постановке Джона Ноймайера и другие), - заказ современных опер и балетов, исполнение новых сочинений как средство развития жанра музыкального театра (мировая премьера оперы "
Дети Розенталя" Леонида Десятникова, вечер современных российских хореографов, для постановок оригинальных балетов приглашаются молодые российские хореографы). Театр считает необходимым продолжать пополнение и расширение репертуара. Для этого даже в условиях масштабной реконструкции Большой предполагает выпускать новые спектакли: - 4 оперных и 3 балетных постановки в сезонах 2004-2005
гг - 3 оперных и 2 балетных постановки - в сезоне 2005-2006 гг - 2 оперных и 2 балетных постановки - в сезоне 2006-2007 гг - 4 оперных и 3 балетных постановки - начиная с сезона 2007-2008 гг. Театр проводит планомерную работу по укреплению творческих коллективов, развитию способностей молодых артистов, созданию труппы, способной к решению разнообразных творческих задач, а также приглашает артистов
из других театров и стран, если это сообразуется с творческой концепцией театра, и если они соответствуют высокому уровню требований, предъявляемых к артистам, выступающим на сцене Большого. Театр несет ответственность за сохранение традиций национальных оперной и балетной школ и должен переосмысливать эти традиции в зависимости от духовных запросов общества на нынешнем этапе его развития. "Золотой фонд" национальной музыкальный культуры должен постоянно присутствовать
в репертуаре театра, который должен развиваться за счет регулярного обновления с учетом современных достижений источниковедения, музыковедения, театрального искусства. (С учетом этих факторов были осуществлены постановки опер "Руслан и Людмила" М. Глинки, "Мазепа" П. Чайковского, балета "Светлый ручей", в будущем - оперы "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Шостаковича (первой редакции), "
Евгений Онегин" П. Чайковского, "Война и мир" С. Прокофьева, воссоздание всех трех балетов Шостаковича - "Светлый ручей", "Болт", "Золотой век".) Театр проводит ограниченное количество гастролей только на театральных сценах, сопоставимых с именем и историей Большого театра (Парижская национальная опера,
Ковент-Гарден, Метрополитен-опера), и сотрудничает с ведущими мировыми агентствами. Социальная составляющая миссии Большой в первую очередь ориентируется на отечественного зрителя, которому театр предлагает широкий спектр качественных постановок отечественной классики, шедевров зарубежной музыкальной культуры, новых сочинений, камерных и симфонических концертов. Приоритетными для театра являются качественный показ спектаклей текущего репертуара и создание новых
постановок, а не гастрольная деятельность. Театр декларирует доступность своих спектаклей для каждого гражданина России - 30% билетов реализуется по низким ценам (33,3% - от 20 до 100 рублей за билет, 36,8% - от 20 до 150 рублей). Театр - живой организм, развивающийся вместе со всем обществом, находящийся в постоянном поиске новых творческих идей. На нынешнем этапе развития общества театр способствует формированию новых эстетических приоритетов в оперном и балетном искусстве, особенно в области русского репертуара.
Театр не только удовлетворяет потребность общества в классическом искусстве, но и формирует зрительский вкус, позволяет публике знакомиться с лучшими достижениями мирового музыкального театра. Знакомство публики с этим контекстом – одна из главных задач Большого театра, через который государство осуществляет свою социальную миссию в сфере культуры. Культурологическая составляющая миссии Театр не может существовать в отрыве от публики.
Но современный, конкурентоспособный театр должен опережать вкусы публики, вводя отечественного зрителя в контекст существования мирового музыкального театра. Зарубежным зрителям, специально приезжающим в Москву для того, чтобы посетить спектакли театра, и посещающим гастрольные представления за рубежом, Большой предлагает широкий спектр русского классического наследия, формируя новые представления о развитии музыкально-театрального искусства в
России. Театр осуществляет связь русской музыкальной культуры с зарубежными культурами, вырабатывает постановочные эталоны произведений русской классической школы. Основываясь на последних достижениях музыковедения и театрального искусства, театр стремится создать новый постановочный стиль русских опер, который стал бы эталоном для всего мира и позволил достойно представлять нашу классику на мировых сценах. Театр расширяет международные связи путем аренды лучших
спектаклей, создания совместных постановок с крупнейшими мировыми музыкальными центрами. Сотрудничество со всемирно признанными театрами и артистами подтверждает принадлежность Большого театра к мировому музыкальному контексту. Просветительская составляющая миссии Театр осуществляет просветительскую деятельность, исполняя редкие для репертуара отечественных театров произведения, приглашая выдающихся солистов и постановщиков.
В театре уже работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер. В ближайшее время спектакли будут осуществлять режиссеры Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, Ахим Фрайер, дирижер
Мстислав Ростропович, Марис Яносонс и другие. Театр уделяет особое внимание образовательным программам, направленным на воспитание молодого поколения артистов и зрителей, формирование патриотических чувств, зрительского вкуса, привлечения молодого поколения. К открытию театра после реконструкции создается "Общество друзей Большого", разрабатывается цикл просветительских мероприятий, приуроченных к премьерам,
лекций, экскурсии по театру и его музею. Неотъемлемой составляющей деятельностью театра является проведение камерных и симфонических концертов, опер в концертном исполнении, что позволяет знакомить публику с произведениями всех музыкальных жанров. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bolshoi.ru/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |