ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ГОРОДА: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И ЭВОЛЮЦИИ РАЗВИТИЯ Город является наиболее древней и в то же время самой современной формой расселения людей, в которой нашел наибольшее отражение уровень социально-экономического и культурного развития человеческого общества на определенном этапе. У каждого исторического периода существуют свои градостроительные традиции и
задачи, отражающие динамику развития и характер социального строя данного общества. Особое место принадлежит здесь мусульманскому средневековому городу, послужившему во многом основой новому мусульманскому городу капиталистической формации, ярко воплотившему различия между Востоком и Западом. Сложные и многогранные проблемы города средневековой поры привлекают все более пристальное внимание не только историков, искусствоведов, архитекторов, но социологов, экономистов, психологов,
географов и специалистов многих других профессий. Однако мусульманский город Востока и его роль в процессе исторического развития местного общества изучены пока еще недостаточно. До сих пор во многом не ясны, пути сложения восточного города и главные причины рас¬хождения его развития с развитием европейского го¬рода, а также роль первого в специфике становления феодализма на Востоке и более медленной замене его на новую капиталистическую формацию.
В последние десятилетия в исторической литературе появилось значительное количество работ, посвя¬щенных истории мусульманских городов, Передней и Средней Азии, Кавказа, Поволжья, что связано с определенным переосмыслением роли городов в процессе феодализации общества этих регионов. Однако и се¬годня проблемы средневекового города очень остро стоят в отечественной и зарубежной историографии, и в них не последнее место занимает вопрос изучения средневекового мусульманского
города Северного Кавказа, исследования путей его развития, роли в урбанизации и феодализации местно¬го общества, значение города как самостоятельной экономической и социальной единицы, фактора прогресса. В ходе своего исторического развития территории Азербайджана и Дагестана оказались в тесной связи с иранским миром и мусульманским Востоком, что нашло определенное отражение в материальной и духовной культуре древнего и средневекового
населения этих областей Кавказа, в структуре, планировке и социаль¬но-экономическом развитии их средневековых городов. В этом плане проблемы северокавказского мусульманского города, исследуемые на материалах Дербента – крупнейшего средневекового мусульманского города и важнейшего центра распространения ислама на Кавказе представляют большой интерес для изучения средневекового города вообще и кавказского, в частности. Дербент – один из древнейших городов нашей страны, расположен на западном побережье
Каспийского моря, в наиболее важном в военно-стратегическом и торговом отношении месте знаменитого Прикаспийского пути – трассы, связывавшей в древности и средневековье Передний Восток и Закавказье с евразийскими степями. Возникнув еще на заре бронзового века (конец IV- нач.III тыс.до н.э.) и трансформировавшись в конце VIII – начале
VII в. до н.э. из поселения в крупный укрепленный пункт у главных «ворот» Кавказа, Дербент за длительный период своего существования прошел несколько стадий развития и превратился в VIII – середине XVIII вв. в известный мусульманский город региона, важный торгово-ремесленный и религиозный центр. Огромную роль в превращении Дербента в один из самых крупных городов средневекового Кавказа, кото¬рому уступали столь значительные центры как
Тбилиси, Ардебиль, Шемаха, Байлакан и другие, сыграло разви¬тие международной торговли в Западном Прикаспии и Поволжье. Дербент выступал главным посредником в товарообмене между мусульманским Востоком и «се¬верными странами» (Хазария, Древняя Русь, Волжская Булгария, Скандинавия). Важное значение в развитии этих экономических связей имел «Великий Шелковый путь», одним из ответвле¬ний которого являлись прикаспийские трассы.
Уже Александр Македонский, а вслед за ним его сподвижник Селевк I, пытались найти пути через Севе¬ро-Западный Прикаспий в Индию и дальше в Китай. Позднее подобную попытку предполагал повторить рим¬ский император Нерон, при котором начала функциони¬ровать морская трасса «Великого шелкового пути» от Адена до Индии. Северный или степной вариант «Великого шелково¬го пути», пролегавший через
Северный Прикаспий и Кавказ начал функционировать в раннесредневековый период, когда Византия попыталась подорвать монополию Сасанидского Ирана на торговлю шелком по тра¬диционным маршрутам. С этого времени через Дер¬бент стали соединяться северная и южная ветви «Ве¬ликого шелкового пути». Особого размаха международ¬ная торговля в Западном
Прикаспии достигла в араб¬ское время, когда Дербент превратился в главный тран¬зитный пункт товарообмена между «севером» и «югом», стал основным «складским местом» для товаров «мусульманских стран» и «северных стран невер¬ных». В этот период происходит превращение Дербента в крупнейший домонгольский мусульманский город Кав¬каза и всего Арабского халифата. Быстрый экономиче¬ский расцвет города способствовал бурному тер¬риториальному
его росту, сложению основных час¬тей городской структуры, своеобразной квартальной застройки. Это время особенно интересно для исследо¬вания тем, что именно на данный этап приходится за¬вершающая стадия формирования исторической топо¬графии раннемусульманского города. Этот третий период сложения исторической топографии сред¬невекового Дербента, завершил сложный и длительный процесс формирования раннемусульманского города, начатый еще
в первых двух периодах - древнем и раннесредневековом, т.е. задолго до проникновения сюда арабов и ис¬лама. Проблемы, связанные с исследованиями генезиса и путей развития средневекового мусульманского города сложны и многогранны. Они включают в себя вопросы его возникновения и территориального роста, сложения городской структуры и планировки, развития экономики и товарообмена, периодизации и ориентации ремесленного производства и торговли, углубления процессов феодализации и урбанизации местного общества.
Решение этих сложных вопросов истории изучения мусульманского города требует привлечения широкого круга самых разнообразных источников. В этом плане наиболее значимым, эталонным памятником является средневековый Дербент – один из самых значительных мусульманских городов Кавказа, нашедший отражение в разнообразных и разноэтнических источниках, рисующих его как важный военно-политический и торгово-экономический центр всего Ближнего
Востока. Солидная источниковедческая база, успешная дешифровка многочисленных эпиграфических памятников Дербента и материалы многолетних археологических раскопок, проводившихся здесь в 1970 – 1995 гг позволяют использовать весь комплекс этих источников, которые дополняются прекрасно сохранившейся древней фортификацией и архитектурой города. Комплексное использование всего круга названных источников позволяет в значительной мере восполнить недостатки каждого из них, ликвидировать существующие здесь пробелы и дает возможность
успешно воссоздать основные аспекты средневековой истории важнейшего мусульманского города Северного Кавказа. В отличие от многих других городов региона домонгольской поры Дербент был широко известен средневековым историкам и географам и сведения о нем имеются во многих нарративных и литературных источниках мусульманского и христианского мира, многих средневековых стран Ближнего и Среднего Востока, Закавказья, Средней Азии,
Восточной и Западной Европы. Особая роль Дербента в охране северных границ Арабского ха¬лифата, о чем свидетельствует уже само арабское название города – Баб ал-абваб (Ворота всех ворот) его торгово-экономическое и политическое значение привлекали к этому исламскому центру Кавказа широкое внимание средневековых историков и географов. Среди многочисленных сочинений, в которых освещаются те или иные аспекты политической истории и социально-
экономического развития Дербента IX-X вв выделяются труды таких известных авторов, как Баладзори, Я´куби, Ибн Хордадбех, ат-Табари, ал-Куфи, Мас´уди, ал-Истахри, Ибн Хаукал, ал-Мукаддаси и др. Это было время расцвета арабской географической и истори¬ческой науки в халифате [1] - в данный период крупнейшего государ¬ства мусульманского
Востока, в которое вошел Дербент и где скла¬дывались общая культура, торгово-экономические связи, язык, пись¬менность и религия. Особую ценность среди нарративных источников XI-XШ вв. пред¬ставляют местные исторические хроники, важнейшими из которых яв¬ляются: "Тарих Баб ал-абваб" (История Дербенда), "Рейхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик" (Базилик истин и сад тонкостей), "
Тарихи Дербенд-наме" (Исто¬рия Дербенда). "Тарих Баб ал-абваб" содержит ценнейшие материалы по поли¬тической истории Дербента X-XI вв острой социальной борьбе внутри дербентского общества, рисует расстановку сил в нем, сос¬ловные противоречия и социальную опору противоборствующих группи¬ровок, показывает сложные взаимоотношения эмиров города с феодаль¬ными правителями Кавказа. Важны сведения источника по социальной структуре экономической
и политической жизни мусульманского города, исторической топографии феодального Дербента. Не менее ценно для истории города недавно обнаруженное известным арабистом М С. Саидовым сочинение дербентского ученого XI в. Абу Бакра Мухаммеда ад-Дербенди "Рейхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик", ри¬сующее Дербент как один из крупных очагов суфизма на средневековом
Востоке. Этот, пока неизданный, источник содержит очень важные сведения о городском ремесле, социальной структуре дербентского общества, этническом составе городских низов, их идеологических представле¬ниях, категориях ремесленников и мелких торговцев, о суфийских шейхах и уровне их влияния на городской люд мусульманского северокавказского города. Известная историческая хроника "Тарихи Дербенд-наме" пред¬ставляет собой компилятивный труд, основанный на извлечениях из ценных
арабских и персидских источников, сделанных Мухаммедом Аваби Акташи. Несмотря на легендарность и даже фантастичность отдельных мест этой хроники, несмотря на ее явную компилятивность и тенден¬циозность, "Дербент-наме" является важнейшим источником по истории мусульманского города, времени его возникновения и этапов развития, социальной структуры и исторической топографии.
Достоверность целого ряда сообщений этого сочинения была подтверждена археологическими иссле¬дованиями, в числе их версия о древнем возникновении города, о разновременности северной и южной стен его и др. Ряд интересных данных по истории Дербента содержатся в поэтических произведениях XII-XV вв. (Низами Гянджеви, Хакани, Муджири Байлакани и др.) и в сочинениях многих других авторов этой эпохи (Леонти Мровели, ал-Гарнати, Ибн ал-Азрака, Идриси,
Ибн Саида Азизи, Абу-л-Фиды, Рашид ад-дина, Хамдаллаха Казвини, Киракоса Гандзакеци, Вардана Великого, ал-Джуржани, ал-Бакуви, ан-Насави и др.), а также знаменитых западноевропейских дипломатов и путешественников (Вильгельм де Рубрук, Марко Поло, Иоанн де Плано Карпини, Амброзио Канторини, Адам Олеарий) и русских купцов (Афанасий
Никитин, неизвестный автор «Сказания о Железных Вратах»). Эпиграфические памятники Дербента, представленные многочисленными разнохарактерными надписями на его оборонительных стенах, гражданских и культовых сооружениях, являются важным источником по истории города XI-ХVШ вв. Хронологически они делятся на две большие группы: пехлевийские или среднеперсидские и новоперсидские надписи, связанные с развитием Дербента в период VI-
VII вв. и XVI-XVIII, а также арабоязычные, относящиеся к мусульманскому периоду развития города в VIII-XVIII вв. Пехлевийские надписи сохранились на северной стене города и стенах цитадели, количество их до недавнего времени равнялось двадцати. В результате исследований Дербентской археологической экспедиции (рук. А.А. Кудрявцевым) удалось выявить пять новых надписей. По содержанию пехлевийские надписи Дербента делятся на четыре группы: каждая из которых включает ряд
важных данных об этапах сасанидского строительства в Дербенте, производителях и руководи¬телях работ, а в одной из надписей имеется дата возведения северной стены. Новоперсидские надписи связаны в основном с вхождением Дербента в державу Сефевидов ( Шах Исмаил, Шах Аббас I, Надир-шах и др.) Арабоязычные надписи Дербента составляют вторую группу эпиграфических памятников
города, наиболее многочисленную из всех других. В отличие от пехлевийских надписей Дербента, арабоязычные и новоперсидские были нанесены не только на стенах города и цитадели, но и на целом ряде других памятников, включающих культовые сооружения, общест¬венно-бытовые постройки, надмогильные надгробья и содержат важные сведения о социальном, экономическом, политическом, культурном, этническом развитии Дербента VIII-XVIII вв. Важным источником является нумизматический материал, представленный
внушительным количеством медных и серебряных монет, в основном мусульманских, исследование которых позволяет осветить ряд аспектов социально-экономической и политической истории Дербента. Нумизматический материал проливает свет на вопросы периодизации формирования мусульманского города, уровня его экономического развития, политического положения в регионе, ориентации и интенсивности торговых связей. При работе с нумизматическим источником были использованы публикации
Е.А. Пахомова и М.И. Исакова, а также определения арабских и других мусульманских монет М.Е. Масона, Г.А. Федорова-Давыдова, А. Раджаблы, которым авторы приносят глубокую благодарность. Археологический материал является наиболее ценным и совершенно новым источником по истории мусульманского города, который стал доступен в результате систематических археологических исследований, впервые начатых в Дербенте в 1970 г. экспедицией Института истории, языка и литературы
Дагестанского филиала АН СССР (позднее Даг. Научный центр РАН), под руководством авторов. В результате археологического изучения Дербента удалось исследовать многочисленные памятники фортификационной, культовой и гражданской архитектуры, получить обширную информацию о различных сферах материальной и духовной культуры обитателей средневекового мусульманского города. Впервые на Северном Кавказе здесь были выявлены сложноплановые дворцовые комплексы
дербентских эмиров, административные постройки, церкви, мечети, водохранилища, бани, караван-сараи, складские помещения, дома знати и торгово-ремесленного люда, ремесленные мастерские и остатки разнохарактерного производства, впечатляющая по многочисленности и разнообразию керамики, изделия из стекла, камня, металла, кости, различные орудия труда, оружие, предметы украшения. Стратиграфические исследования, проводившиеся на всей территории средневекового
Дербента и за его стенами, позволили выявить внушительную многослойность его культурных отложений и проследить динамику развития города. Древнейшее ядро Дербента сформировалось на вершине холма в районе цитадели, где слои VI-XVIII вв. перекрывают более древние культурные отложения эпохи бронзы и раннего железа (непосредственно ниже слоев сасанидского времени лежат напластования албанского и скифского периодов).
Культурные отложения VI – середины XVIII вв. включают в себя тринадцать слоев, относящихся к шести историческим периодам развития города: VI - начало VIII вв. (2 слоя – сасанидское время); VIII-X вв. (2 слоя – арабское время); X-середина XIII вв. (2 слоя – Дербентский эмират); вторая половина XIII-XIV вв. (1 слой – монгольско-золотоордынский период); конец
XIV-XV вв. (1 слой - дербентская династия Ширваншахов); XVI в. (1 слой - турецкий период); XVII-нач.XVIII вв.(2 слоя – сефевидский период); XVIII в. (2 слоя – период проникновения Российской империи). Основой для подобной датировки каждого из выявленных здесь слоев послужили многочисленные материалы, обнаруженные в них. Прежде всего, это керамика, предметы вооружения, украшения и быта, архитектурный
декор, монеты и отдельные изделия с куфическими надписями [2]. Всесторонний анализ разнообразных археологических материалов позволил осветить многие аспекты древней и средневековой истории мусульманского Дербента, проследить динамику развития города от его возникновения до превращения в крупный торгово-экономический и политический центр. Археологические данные стали первоклассным источником по ряду узловых проблем становления средневекового
мусульманского города, основных путей его социально-экономического и культурного развития. 1. Подробнее об этом см.: Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература - Соч М Л 1957, т.1У. 2. Описание стратиграфических исследований, анализ и датировка обширных археологических материалов даны в полевых отчетах экспедиций за 1970-1995 гг
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |