Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Самарский государственный аэрокосмический университет
имени академика С. П. Королёва
Кафедра
прочности летательных аппаратов
Пассажирский самолёт BOEING 747-400
Пояснительная записка к курсовому проекту
Студент
А. А. Парамончев
Группа
1401
Руководитель проекта
Ю. Л. Тарасов
2008
Задание
Реферат
Содержание
Введение
1 Определение геометрии сечений основных силовых элементов конструкции крыла.
Цель расчёта – определение геометрических характеристик сечений основных элементов силовой схемы крыла (площадей сечений стрингеров, толщины обшивки и стенок лонжеронов) с учётом ограничений по их прочности и устойчивости.
Максимальное число Маха полёта самолёта - прототипа на высоте
Определению подлежит максимальная скорость полёта самолёта – прототипа:
где
Значение предельного скоростного напора может быть определено из выражения:
где
Эта скорость, согласно рекомендациям, предложенным в /1/, может быть определена из выражения:
Тогда согласно формуле (2):
Число Маха, соответствующее скорости
1.1 Геометрические параметры крыла.
Согласно заданию, крыло имеет следующие геометрические характеристики:
размер концевой хорды крыла:
размер корневой хорды крыла:
размер размаха крыла:
площадь крыла:
относительное удлинение крыла:
относительное сужение крыла:
Согласно заданию расчётное сечение крыла соответствует координате
где
Толщины крыла в концевом и корневом сечениях определятся из выражений:
Толщина крыла в сечении
С учётом выражений (9) и (13) будет построен профиль крыла в расчётном сечении (см. приложение 1). Координаты эпюрного профиля
Координаты профиля крыла в расчётном сечении могут быть определены из выражений:
1.2 Определение конструктивно – силовой схемы крыла.
Ввиду того, что масса конструкции крыла самолёта превышает 20…25 т. (то есть выходит из области рационального использования лонжеронной КСС), в качестве КСС крыла будет принята моноблочная силовая схема с тремя лонжеронами.
Стенки лонжеронов в расчётном сечении крыла будут расположены, соответственно, на расстояниях от носка профиля:
Высоты стенок в этом случае могут быть приближенно приравненными к толщине крыла на соответствующих расстояниях от носка профиля крыла:
где величины
Шаг стрингеров принимается согласно рекомендациям, предложенным в /1/,
1.3 Определение перерезывающих сил, изгибающих и крутящих моментов.
Для подбора силовых элементов конструкции крыла в расчётном сечении необходимы значения перерезывающих сил, изгибающих и крутящих моментов в этом сечении.
Определение интенсивности нормальной расчётной нагрузки производится по формуле:
где
Зависимость интенсивностей
Тогда уравнение (32) может быть приведено к виду:
где
При этом для расчётного случая A’ произведение
Величина
где
Потребный объём топливного бака может быть определён по формуле:
где
В рамках проектировочного расчёта топливо может быть распределено по всему размаху крыла, при этом объём топливного бака определится из следующих соображений (см. рисунок 2).
Площадь топливного бака в плане согласно рисунку 1 может быть определена по формуле:
где
Средняя высота топливного бака на полуразмахе крыла может быть определена из выражения:
где
Рисунок 1 – К расчёту внутреннего объёма топливного бака.
Чтобы определить величины, входящие в формулу (40), можно воспользоваться выражением:
и
Тогда согласно выражению (40):
Пусть топливо будет размещено между стенками первого и третьего лонжеронов. Тогда значения величин
и
Согласно выражению (39):
Искомый объём топливного бака во всём крыле определится из выражения:
При сравнении результатов, полученных по формулам (38) и (47), делается вывод, что полученный бак может вмещать необходимое количество топлива, расположенного в крыле.
Очевидно, что отношение площади всего крыла в плане к площади крыла в плане, занятой топливом (см. рисунок 1), составит:
Согласно формуле (36), а также выводам, представленным в 1.3.2:
Поперечные силы
и
где
а сосредоточенное усилие, действующее в сечении крыла определится из выражения:
где
Результаты вычислений сведены в таблицу 1.
Построение эпюр крутящих моментов производится для случая B, так как профиль крыла является безмоментным (
Координата центра жёсткости
Толщина эпюрного профиля может быть определена по формуле:
Тогда выражение (56) преобразится к виду:
Центр давления в случае безмоментного профиля определится из выражения:
где
где
Величина
Коэффициент
где
Эффективный угол отклонения элерона может быть определён по формуле:
где угол отклонения элерона для безмоментного профиля -
Тогда:
Значение
Согласно выражению (62):
Коэффициент
Согласно выражению (61):
Коэффициент
Крутящий момент в сечении крыла будет определён по формуле:
где
Результаты вычислений сведены в таблицу 2.
Таблица 1 – К расчёту поперечной силы и изгибающего момента.
1,00 | 4,86 | 61,26 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0,90 | 5,63 | 71,00 | 66,13 | 3,22 | 212,65 | 212,65 | 106,32 | 341,88 | 341,88 |
0,89 | 5,73 | 72,27 | 71,64 | 0,42 | 29,94 | 242,59 | 227,62 | 95,15 | 437,03 |
0,80 | 6,40 | 80,75 | 76,51 | 2,80 | 214,03 | 456,62 | 349,61 | 978,02 | 1415,05 |
0,70 | 7,18 | 90,49 | 85,62 | 3,22 | 275,27 | 731,89 | 594,26 | 1910,65 | 3325,70 |
0,70 | 7,18 | 90,49 | 90,49 | 0,00 | 0,03 | 731,92 | 731,91 | 0,24 | 3325,94 |
0,65 | 7,56 | 95,36 | 92,92 | 1,61 | 149,40 | 881,32 | 806,62 | 1296,82 | 4622,76 |
0,60 | 7,95 | 100,23 | 97,79 | 1,61 | 157,20 | 890,90 | 812,30 | 1305,71 | 5928,50 |
0,50 | 8,72 | 109,97 | 105,10 | 3,22 | 337,96 | 1228,89 | 1059,91 | 3408,14 | 9336,92 |
0,47 | 8,95 | 112,90 | 111,43 | 0,96 | 107,49 | 1336,38 | 1282,63 | 1237,25 | 10574,17 |
0,40 | 9,49 | 119,72 | 117,62 | 1,38 | 162,63 | 1598,17 | 1516,85 | 2097,30 | 13874,79 |
0,37 | 9,72 | 122,64 | 121,18 | 0,96 | 116,89 | 1715,06 | 1656,61 | 1598,00 | 15472,79 |
0,30 | 10,27 | 129,46 | 127,95 | 0,99 | 127,13 | 1851,16 | 1787,59 | 1776,13 | 19318,09 |
0,20 | 11,04 | 139,20 | 134,33 | 3,22 | 431,94 | 2283,10 | 2067,13 | 6646,85 | 25964,93 |
0,12 | 11,66 | 146,99 | 145,53 | 0,96 | 140,38 | 2651,20 | 2581,00 | 2489,68 | 32308,32 |
0,10 | 11,81 | 148,94 | 147,97 | 0,64 | 95,16 | 2658,42 | 2610,84 | 1679,03 | 33987,43 |
0 | 12,58 | 158,69 | 153,81 | 3,22 | 494,59 | 3153,01 | 2905,72 | 9343,33 | 43330,77 |
Таблица 2 – К расчёту крутящего момента.
1,00 | 4,86 | 0 | 83,94 | 0 | 0 | 0 |
0,90 | 5,63 | 3,22 | 112,76 | 98,35 | 316,24 | 316,24 |
0,89 | 5,73 | 0,42 | 116,82 | 114,79 | 47,98 | 364,22 |
0,80 | 6,40 | 2,80 | 170,24 | 153,31 | 428,88 | 793,11 |
0,70 | 7,18 | 3,22 | 213,80 | 192,02 | 617,38 | 1410,49 |
0,70 | 7,18 | 0,00 | 213,80 | 213,80 | 0,07 | 1410,56 |
0,65 | 7,56 | 1,61 | 237,44 | 225,62 | 362,74 | 1773,29 |
0,60 | 7,95 | 1,61 | 224,69 | 214,04 | 344,05 | 1678,71 |
0,50 | 8,72 | 3,22 | 270,50 | 247,60 | 796,16 | 2432,30 |
0,47 | 8,95 | 0,96 | 285,07 | 277,79 | 267,96 | 2687,47 |
0,40 | 9,49 | 1,38 | 320,55 | 309,53 | 427,98 | 3338,94 |
0,37 | 9,72 | 0,96 | 336,39 | 328,47 | 316,85 | 3643,00 |
0,30 | 10,27 | 0,99 | 374,85 | 366,23 | 363,88 | 3846,77 |
0,20 | 11,04 | 3,22 | 433,39 | 404,12 | 1299,45 | 5060,94 |
0,12 | 11,66 | 0,96 | 483,28 | 473,77 | 457,00 | 6171,32 |
0,10 | 11,81 | 0,64 | 496,18 | 489,73 | 314,94 | 6677,49 |
0 | 12,58 | 3,22 | 563,21 | 529,69 | 1703,23 | 8309,08 |
Эпюры поперечных сил, изгибающего и крутящего моментов представлены ниже (см. соответственно рисунки 3 и 2).
Рисунок 2 – Эпюра погонного крутящего и крутящего моментов.
Рисунок 3 – Эпюры интенсивностей нормальной расчётной нагрузки, поперечной силы и изгибающего момента.
1.4 Подбор сечений элементов силовой схемы крыла.
Определяется приведённая толщина обшивки из условия работы продольного силового набора крыла на растяжение:
где
Величина нормальной силы в расчётном сечении крыла определяется по величине изгибающего момента в том же сечении с учётом стреловидности крыла. Изгибающий момент в расчётном сечении с учётом стреловидности крыла будет найден из выражения:
Тогда величина нормальной силы будет найдена из выражения:
где
Значение разрушающего напряжения стрингеров (при растяжении) определится из выражения:
где
Отношение
Согласно выражению (68):
Для растянутой зоны толщину обшивки принимают равной:
По стандартным значениям толщины листов, принимается
Тогда потребная площадь стрингера определится из выражения:
где
По /1/ подбирается прессованный профиль Пр-100 № 62 со следующими геометрическими характеристиками:
Рисунок 4 – Профиль стрингера в растянутой зоне с размерами, положением главной центральной оси X-X и оси X’-X’.
В случае полёта самолёта с отрицательными углами атаки и скоростным напором, равным
Выражение для определения критического напряжения местной потери устойчивости стрингера запишется в виде:
где
Величины коэффициентов
Величина критического напряжения определится из выражения:
Критическое напряжение, найденное из выражения (79), не превышает предел пропорциональности для материала Д16Т (
Стрингер может терять общую устойчивость. Формула для определения критического напряжения общей потери устойчивости приведена ниже:
где
Величину
где
Согласно формуле (80):
После подстановки результата выражения (83) в формулу (80) будет определено значение критического напряжения общей потери устойчивости стрингера (при условии, что потеря устойчивости произошла до предела пропорциональности материала):
Напряжение в формуле (84) превышает предел пропорциональности материала стрингера. Пересчёт величины
Минимальным значением разрушающего напряжения сжатой нижней панели будет значение критического напряжения местной потери устойчивости
Определению подлежит приведённая толщина обшивки в сжатой зоне. Так как разрушающим напряжением стрингера верхней панели крыла является критическое напряжение потери устойчивости, которое, в свою очередь, может быть найдено только при известных геометрических параметрах стрингера, то для начала данное напряжение будет принято равным
Согласно формуле (68):
Согласно рекомендациям, представленным в /1/, толщина обшивки составит:
Принимается стандартное значение толщины листа обшивки
Определяется площадь сечения стрингера в сжатой зоне:
По /1/ принимается стрингер Пр-100 №22 со следующими геометрическими характеристиками:
Рисунок 5 - Профиль стрингера в сжатой зоне с размерами, положением главной центральной оси X-X и оси X’-X’.
Критическое напряжение местной потери устойчивости стрингера определится из выражения:
где величина коэффициента
Согласно уравнению (89):
Очевидно, что полученное по формуле (91) напряжение завышено. Его пересчёт будет производиться согласно выражению:
Расстояние от главной оси инерции X-X до оси X’-X’будет найдено по формуле:
Радиус инерции поперечного сечения стрингера относительно оси X’-X’ определится из выражения:
Критическое напряжение общей потери устойчивости стрингера определится из выражения:
Напряжение, полученное по формуле (95) превышает предел пропорциональности. Его пересчёт приведён ниже.
Минимальным из вышеуказанных напряжений будет напряжение местной потери устойчивости
Значение толщины обшивки при разрушающем напряжении, равном
По /1/ принимается стандартное значение толщины обшивки
Определению подлежит толщина продольных стенок крыла самолёта. Известно, что поперечная сила
Величина поперечной силы, воспринимаемой всеми продольными стенками, с учётом конусности крыла определится из выражения:
где
Нагрузки на каждую продольную стенку от поперечной силы определятся из выражений:
Разрушающим напряжениям каждой стенки лонжерона будет напряжение потери устойчивости стенки сдвига от поперечной силы, действующей непосредственно на эту стенку. Так как данные напряжения определить можно лишь при известных габаритных размерах стенки, то принимается вначале в качестве такого напряжения величина
При использовании результатов, полученных в формулах (100), (101) и (102), будут найдены величины толщин продольных стенок по формулам:
Для каждой стенки принимаются стандартное значение толщины по /1/:
Критическое напряжение местной потери устойчивости продольной стенки определятся из выражения:
Коэффициент
где коэффициент 1,7 определяет во сколько раз величина
Тогда для каждого лонжерона данный коэффициент будет равен:
где
Значения критических напряжений сдвига определится из выражений:
Указанные выше в формулах (111) – (113) напряжения превышают предел пропорциональности (
Действующие в продольных стенках напряжения определятся из выражений:
При сравнении результатов, полученных из формул (114) – (116) с соответствующими результатами формул (117) – (119), можно сделать вывод, что от восприятия поперечной нагрузки первая и третья стенки будет терять устойчивость. Для предотвращения потери ими устойчивости, их толщина будет увеличена до следующих стандартных величин
Тогда действующее и критическое напряжение в первой стенке будут определены по формулам:
и
Таким образом, обеспечение устойчивости стенки первого лонжерона была обеспечена.
Аналогично для стенки третьего лонжерона:
и
Устойчивость стенки третьего лонжерона также была обеспечена.
Согласно выбранной КСС крыла, его сечение будет образованно тремя замкнутыми контурами (см. приложение 1). Первый контур расположен между носовой частью профиля крыла и первым лонжероном, второй образован обшивкой, первым и вторым лонжеронами, а третий – обшивкой, вторым и третьим лонжеронами.
Толщина обшивки в каждом контуре может быть определена по формулам:
где
Величина крутящего момента с учётом стреловидности крыла определится из выражения:
Разрушающее касательное напряжение может быть принято равным:
Величины периметров и площадей каждого контура могут быть определены графически (см. прил. 1), и составляют:
Тогда согласно выражению (120):
Принимается стандартная толщина обшивки, согласно /1/:
Ввиду того, что потребная толщина третьего контура не превышает толщину стенки третьего лонжерона, окончательно принимается толщина этой стенки равной
Потребная площадь сечения растянутого пояса наиболее высокого лонжерона может быть определена из выражения:
где
Потребные площади поясов в растянутой зоне первого и третьего лонжеронов могут быть определены из выражений:
и
Согласно /1/, подбираются стандартные профили поясов.
Для первого лонжерона принимается профиль ПР-201 № 1:
Для второго лонжерона принимается профиль ПР-207 № 10:
Для третьего лонжерона принимается профиль ПР-201 №3:
В расчётном случае D’, как уже ранее указывалось, нижняя панель крыла будет растянута. При этом пояса лонжеронов от сжимающих сил могут терять местную устойчивость.
Критические напряжения местной потери устойчивости поясов в пределах пропорциональности определится из выражений:
где коэффициенты
Предел пропорциональности материала поясов лонжеронов 30ХГСА составляет
Потребная площадь сечения сжатого пояса наиболее высокого лонжерона может быть определена из выражения, аналогичного (132):
где
Потребные площади поясов в растянутой зоне первого и третьего лонжеронов могут быть определены из выражений:
и
Согласно /1/, подбираются стандартные профили поясов.
Для первого лонжерона принимается профиль ПР-207 № 6:
Для второго лонжерона принимается профиль ПР-207 № 8:
Для третьего лонжерона принимается профиль ПР-201 №2:
Критические напряжения потери устойчивости сжатых поясов в пределах пропорциональности могут быть определены по следующим формулам:
где коэффициенты
Полученные напряжения во втором и третьем сжатых поясах превышают предел пропорциональности материала, а значит завышены. Их уточнение приведено в следующих формулах.
Проверка на устойчивость нижней панели крыла будет проводиться для расчётного случая D’ по формуле:
где
Проверка нижней зона продольного силового набора крыла на устойчивость будет произведена по формуле:
где
Величина редукционного коэффициента, найденного для нижней панели крыла определится из выражения:
Согласно выражению (91):
Таким образом, можно сделать вывод, что верхняя панель будет терять устойчивость. Для предотвращения потери устойчивости панели и как следствие её разрушения, будет увеличена площадь стрингеров до
Тогда принятый профиль ПР-100 № 13 будет иметь следующие геометрические характеристики:
Аналогично для этого профиля будет определено критическое напряжение потери устойчивости.
Коэффициент
Величина критического напряжения местной потери устойчивости определится из выражения:
Расстояние от центральной оси поперечного сечения стрингера до оси, принадлежащей плоскости сопряжения полки стрингера с обшивкой будет найдено по формуле:
Радиус инерции поперечного сечения стрингера определится из выражения:
Величина критического напряжения общей потери устойчивости в пределах пропорциональности определится из выражения:
Напряжение в формуле (164) превышает предел пропорциональности материала стрингера. Пересчёт величины
Минимальным значением разрушающего напряжения сжатой нижней панели будет значение критического напряжения местной потери устойчивости
Редукционный коэффициент для обшивки в данном случае будет определён из выражения:
При повторном использовании формулы (155) будет определена степень выполнения условия устойчивости нижней панели:
Таким образом, условие устойчивости нижней панели в расчётном случае D’ выполняется.
Проводится проверка устойчивости продольного силового набора верхней панели крыла согласно расчётному случаю A’ по формуле:
Величина редукционного коэффициента, найденного для верхней панели крыла определится из выражения:
Согласно выражению (167):
Таким образом, условие устойчивости верхней панели в расчётном случае A’ выполняется.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |