Содержание
Введение
I.
Различные аспекты модальных глаголов в научной литературе.
1.1. Различные понимания модальных глаголов в современной грамматике.
1.2. Теоретические аспекты модальных глаголов в диахронии.
Выводы по главе.
II.
Анализ модальных глаголов в древнеанглийских,
среднеанглийских, новоанглийских текстах.
2.1. Фонетические аспекты модальных глаголов в диахронии.
2.2. Грамматические аспекты модальных глаголов в диахронии.
Выводы по главе.
Заключение.
Список литературы.
Список источников примеров.
Введение.
Категории модальности посвящено огромное количество работ, но наиболее распространенное определение языковой модальности сводится к тому, что эта категория выражает отношение сообщения с точки зрения говорящего. Модальность охватывает те грамматические средства, которые выработались благодаря назначению языка как средства общения, и обеспечивает доступность и действенность сообщаемой мысли.В английском языке существует группа глаголов, которые выражают не действия, а только отношение к ним со стороны говорящего. Они называются модальные глаголы. С их помощью говорящий показывает, что то или иное действие возможным или невозможным, обязательным или ненужным и т.д.. В современном английском языке модальные глаголы объединены с систему. Но существует проблема, стоит ли выделать модальные глаголы как отдельную группу глаголов. Данной проблемой занимались многие ученые такие Ильшь Б.А., Аракин В.Д., Расторгуева Т.А, Смирницкий А.И. и другие. Одни ученые считаю, что это всего лишь разновидность глагола, которые имеют определенные функции и значения, поэтому не стоит их выделать в отдельную группу. Большинство ученые считают, что это отдельная группа глаголов, которая выражает отношение говорящего к высказыванию. Эту группу глаголов можно выделить в отдельную систему, так как их значения и функции отличаются от функции и значений других глаголов. Цель данной работы рассмотреть развития и формирование модальных глаголов на разных этапах развития английского языка, с точки зрения фонетического и грамматического аспектов языка. Также рассмотреть процесс формирования модальных глаголов как систему, её развитие и становления, а также доказать причины, почему модальные глаголы отличаются от остальных глаголов, их функции в предложении с точки зрения грамматики.
I
.
Различные аспекты модальных глаголов в научной литературе.
1.1.
Различные понимания модальных глаголов в современной грамматике.
Модальные глаголы в английском языке являются одним из средств выражения модальности, то есть отношения действия глагола-сказуемого к действительности. По Виноградову В.В., модальность, прежде всего, проявляется в предложении. Модальность передается всеми значениями и оттенками, выражаемыми синтетическими и аналитическими формами наклонений глагола.[p8]
Или, другими словами, модальность (от modalis – модальный и modus – способ, мера) - это фукнционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности. А также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Она является языковой универсалией, принадлежащей к числу основных категорий естественного языка. Термин «модальность» используется для обозначения широкого круга явлений, неоднородных по смысловому объему, грамматическим свойствам и по степени оформленности на разных уровнях языковой структуры. Одним из средств ее актуализации и являются модальные глаголы.
Модальнымиглаголамиванглийскомязыкеявляются: can, may, must, ought to, shall, should, will \ would, dare, need
. Модальными глаголами являются также личные и неличные форма глаголов to
be
и to
have
в некоторых случаях их употребления. Это небольшая группа служебных
слов, отличающихся своими семантическими и грамматическими (морфологическими и синтаксическими) особенностями.
Семантически модальные глаголы не обозначают ни действия, ни состояния, и, в отличие от обычных глаголов, выражают отвлеченные модальные значения возможности, вероятности, необходимости, удивления, сомнения, целесообразности, желательности и различных эмоций. Эти значения выражаются инфинитивом обычного глагола, следующим за модальным глаголом. Инфинитив употребляется без частицы to (за исключением глагола oughtto и эквивалентов модальных глаголов tobeto, tohaveto).
Синтаксически (по своей роли в предложении), модальные глаголы являются служебными, и в качестве самостоятельного члена предложения никогда не употребляются. Они сочетаются с инфинитивом и вместе с ним образуют сложное (составное) модальное сказуемое (modalcompoundpredicate).
He must
concentrate on what he had to say, and do, and on nothing else.
Он должен
сконцентрироваться на том, что должен был сказать и сделать, и ни на чем больше. /Ian
Fleming
, «
The
Man
with
the
Golden
Gun
.»
/
He ought to
be able to remember his card number, but he couldn't.
Ему следовало
запомнить номер его карты, но он не мог /Michael
Crichton
, «
Disclosure
»/
Морфологически модальные глаголы называют также недостаточными или дефектными из-за того, что они не имеют ряда форм, обычно характерных для глаголов.
- они не имеют неличных форм (infinitive, participle, gerund)
- они не имеют форм будущего времени
- они не имеют перфектных временных форм
- они образуют отрицательные и вопросительные конструкции без вспомогательного глагола «todo»
- они не имеют окончания третьего лица единственного числа – окончания
-(e)s
- они не имеют повелительного наклонения
- большинство модальных глаголов имеют более чем одно значение и выражают различные оттенки модальности
Следовательно, модальные глаголы являются:
- модальными по значению,
- служебными по функции,
- недостаточными (дефектными) по форме,
- в системе глагола они занимают промежуточное положение между полнозначными (смысловыми) и служебными глаголами.
Таким образом, по своим семантическим характеристиками модальные глаголы близки к полнозначным (смысловым) глаголам, а по синтаксическим свойствам они сходны со служебными глаголами (вспомогательными и глаголами-связкой).
1.2.
Теоретические аспекты модальных глаголов в диахронии.
История английского языка представляет собой сложные периоды становления языка в целом. Она разделяется на три больших этапа: древнеанглийский, среднеанглийский и современный (новоанглийский) периоды. В каждом периоде происходили свои фонетические и грамматические изменения слов. Рассмотрим формирование модальных глаголов в диахронии.
Древнеанглийский период:
В древнеанглийском периоде понятие модальные глаголы еще не существовало. В то время они назывались претерито-презентные глаголы. Всего их было 12. К их числу относились такие глаголы как willan, cunnan, mægan, mōtan, āgan, sculan, meahte, nēādian, durran, geneah, munan, unnan. Их особенность заключается в том, что они выражают результат предшествующего действия, которое осознается как настоящее. В древнеанглийском у претерито-презентных глаголов были также и формы прошедшего времени, но они, равно как и все неличные формы, являлись новообразование. В частности формы прошедшего времени образовывались от основы множественного числа по слабому типу, т.е. с помощью дентального суффикса. При этом, поскольку отсутствовал суффикс основы, в формах прошедшего времени претерито-презентных глаголов происходило столкновение согласного корня с дентальным суффиксом с явлением ранней ассимиляции, аналогично той, которая имела место у слабых глаголов первого класса с суффиксом -i-/-j- в настоящем времени. От основы множественного числа настоящего времени образовывались все неличные формы претерито-презентных глаголов. Таким образом, с точки зрения образования форм претерито-презентных глаголы являются смешенными, представляя слабый тип в прошедшем времени и сильный в настоящем. [1,стр.91]Что касается временной особенности претерито-презентных глаголов, они имели 4 видовременных формы: настоящее время в единственном и множественном числах, прошедшее время и причастие прошедшего времени. Прошедшее время этих глаголов было образовано при помощи прибавления зубного суффикса. Ниже приведена таблица претерито-презентных глаголов.
Класс глаголов | Инфинитив | Настоящее время | Прошедшее время | Причастие II | Значение | |
Ед.число | Мн.число | |||||
1 | āgan | āg | āgon | āhte | āgen | иметь |
nēādian | nēādede | - | nēāded | - | нуждаться | |
3 | cunnan | cann | cunnon | cūðe | cūð | знать |
durran | dearr | durron | dorste | - | сметь | |
unnan | ann | unnon | ūðe | unnen | даровать | |
4 | willan | wille | w illaþ | wolde | - | желать |
sculan | sceal | sculon | sceolde | - | долженствовать | |
munan | man | munin | munde | munen | помнить | |
5 | m æ gan | m æ g | m æ gon | meahte | - | мочь |
- | geneah | genugon | genohte | - | хватать | |
6 | - | mōt | mōton | mōste | - | мочь |
Что касается такого глагола как meahte, то оно образовалось от прошедшей времени глагола mægan и имело тоже значение «мочь». Глагол willan к претерито-презентным глаголам в древнеанглийском периоде не относился. Основная особенность глагола в том, что его формы сослагательного наклонения стали употребляться вместо форм изъявительного наклонения. С этой особенностью связано и отсутствие в 3 л. ед.ч. окончания –s.[10,стр.272]
Среднеанглийский период:
В течении среднеанглийского периода в системе претерито-презентных глаголов произошли следующие изменения:
1.Изменился звуковой вид некоторых глаголов.
2.Изменилось значение некоторых глаголов.
3.Вышел из употребления глагол geneah
– хватать
.
В среднеанглийский период претерито-презентные глаголы изменили свой звуковой вид в связи с общими изменениями фонетической системы языка. Глагол āg>оwe – [a:] → [כ:] в XII веке, и также перехода щелевого [γ
] → [u]. Глагол scealи его форма прошедшего времени sceolde получили звуковой вид shalи sholde, вследствие перехода группы [sk`] → [ƒ].
В целом о группе претерито-презентных глаголов среднего периода можно судить на основании следующей таблицы:
Инфинитив | Настоящее время | Прошедшее время | Значение | |
Ед.число | Мн.число | |||
owen | ough | owen | oughte | иметь |
- | an | unnen | outhe | даровать |
cunnen | can | cunnen | couthe | знать,мочь |
durren | dar | durren | dorste | сметь |
- | shal | shulen | sholde | долженствовать |
- | man | munen | - | помнить |
mowen | may | mowen | mighte | мочь |
- | mot | moten | moste | долженствовать, мочь |
- | wil | wulen | wolde | желать |
Некоторые глаголы изменили свое значение. Так глагол can, имевший в древнеанглийском периоде значение знать,
постепенно приобрел новое значение может
, которое прежде выражалось глаголом may
.
Глагол may
, в свою очередь, приобретает значение иметь возможность
. Глагол mot
вместо старого значения мочь
приобретает значение долженствовать
.
Глаголы will
иshall
стали использоваться в качестве вспомогательного глагола для образования будущего времени, сохраняя за собой также и модальное значение.[1,стр.154]
Новоанглийский период:
Наиболее многочисленные изменения претерито-презентных глаголов происходили в среднеанглийском и новоанглийском периодах: фонетические и грамматические. В новоанглийский период некоторые претерито-презентные глаголы исчезли. Дожившие до этого периода глаголы потеряли свои некоторые старые формы и грамматические различия, но сохраняя специфические особенности. С точки зрения грамматики претерито-презентные глаголы имели инфинитив и прошедшее время. Например, в конце среднеанглийском периоде глагол cunnen
потерял свою форму и в новоанглийском периоде употреблялась форма настоящего времени единственного числа can
. Тем не менее, модальное значение глагола can
шире. Частично он заменяет по значению глаголы may
и must
.
I grant thee lyf, if thou canst tellen me
What thing is it that women moost desiren. (Chauser)
Я дарую тебе жизнь, если ты обязуешься мне сказать,
О чем женщины мечтают больше всего.
Что касается модального глагола may
, то к новоанглийскому периоду он потерял такие грамматические формы как инфинитив и причастие. В настоящем времени он имеет форму may
, а в прошедшем might
.
Модальный глагол shall
потерял много своих старых форм: множественное число, инфинитив; и в новоанглийском периоде имеет всего две формы shall
иshould
.
Несмотря не все периоды его развития он сохранил функцию модальности, которая выражает необходимость, обязательство или приказ. Но прошедшая форма модального глагола shall, should
в раннем новоанглийском потеряла связь с формой настоящего времени и используется по сей день как отдельный модальный глагол со своими функциями.
Наибольшие изменения претерпели такие модальные глаголы как must
и ought
. В новоанглийские период глагол must
потерял все свои формы, за исключением формы настоящего времени единственного числа. Также он изменил свою значение с мочь на долженствовать. Древнеанглийский глагол āgan также образовал новый модальный глагол, и с периодом его развития поменял свое значение с иметь на долженствование.
Другой претерито-презентный глагол по происхождению dare
с этапом развития потерял большинство своих основных характеристик и характеристик модального глагола. В новоанглийском периоде он используется в окончанием –s в 3 лице единственного числа и имеет обычную форму, как и у всех глаголов, прошедшего времени с окончанием –ed.
Древнеанглийский глагол willan
, по происхождению не являющимся претерито-презентным глаголом, приобретает свойства модальности, благодаря его семантическим и функциональным сходствам с модальными глаголами.
На основе выше изложенного можно сделать вывод, что периоды развития модальных глаголов очень разнообразны и сложны. В каждом периоде развития языка эта меньшая группа глаголов претерпевает значительные изменения как с точки зрения фонетики, так и с точки зрения грамматики. В ходе развития часть претерито-презентных глаголов исчезли, остальные либо поменяли свое значение, либо оно осталось без изменений. С точки зрения фонетики, эта группа глаголов преодолела большие изменения. Если мы сравним древнеанглийские претерито-презентные глаголы с теми глаголами, которые они образовали, то будет очень сложно заметить сходство между ними. Некоторые из них полностью поменяли свою фонетическую структуру, например древнеанглийский претерито-презентный глагол āgan и новоанглийский модальный глагол ought. Развитие этого модального глагола очень сложное на каждом периоде развития языка.
В начале новоанглийского периода претерито-презентные глаголы стали называться модальными, исходя их семантической и функциональной особенностями.
Вывод по первой главе.
Изучив разные подходы ученых к определению модальных глаголов, можно сделать вывод, что их основная особенность заключается в следующем:
1)
семантический аспект
С точки зрения семантики модальные глаголы выражают функцию волеизъявления или человеческих желаний.
2) грамматический аспект
С точки зрения грамматики, модальные глаголы имеют собственную форму и структуру. Они употребляются без окончания –s в 3 лице единственного числа. Также они не имеют формы прошедшего времени. Это является результатом развития самих глаголов. Но так же как и везде существуют исключения. Есть два модальных глагола, которые нечем не отличаются, кроме их значений и функции, от других глаголов. Модальные глаголы dare, need, ought употребляются с частицей to. Такие глаголы dareи need употребляются с окончанием –s в 3 лице единственного числа. Также они имею форму прошедшего времени с окончанием –ed, что характерно для обычных глаголов.
Исходя из выше сказанного, модальные глаголы имеют уникальные свойства и функцию, которые не характерны для обычных глаголов.
III.
Анализ модальных глаголов в древнеанглийских, среднеанглийских и новоанглийских текстах.
2.1. Фонетические аспекты модальных глаголов в диахронии
В разные периоды развития английского языка происходили разные фонетические и грамматические изменения модальных глаголов. В данной главе будет исследовано фонетическое развитие претерито-презентных глаголов в разные периоды формирования английского языка.
С точки зрения фонетического аспекта, претерито-презентные глаголы претерпели большие фонетические значения.
Древнеанглийский глагол mægan– мочь в период его развития в среднеанглийском получил форму mowen. Как мы можем видеть [g] → [w] в результате перехода щелевых звуков.
Grendlesmægangangscēāwigan.
Грендлесы могут увидеть дорогу.
He ne may nagt zigge.
Он не может ничего сказать
В данном примере претерито-презентный глагол mowenупотреблен в настоящем времени единственного числа. Что касается прошедшей формы данного глагола, то в древнеанглийском периоде он имел форму meahte, в ходе его развития в среднеанглийский период [ea] монофтонгизировалось в [i], в результате чего получил форму mighte.
Meotodes meahte and his mōdgeþanc.
Мастера могут и его разум.
Þæt him hilde-grāp hreþre nē mihte.
Giff þatt he mighte him finden.
Это именно он мог его найти.
Новоанглийский период ознаменован как период потери окончаний. В этот период сохранилась форма настоящего времени may, а прошедшая форма mighteв этот период потеряло окончание –е, и стала формой might.
Древнеанглийский претерито-презентных глагол scealв ед.ч. настоящего времени в ходе своего развития в среднеанглийском получил форму shal. Сочетание sh перешло в ſ. Дифтонг [еа] монофтонгизировался в [a].
Sē þē mere-grundas mengan scolde.
Это ты бабушка должна перемешать.
Sē sceal þære sunnan sið behealdan.
Там солнце должно держать время.
And I shal telle yow what I mente.
И я должен вам сказать то, что я имел ввиду.
В новоанглийском периоде форма настоящего времени shall сохранилась. Прошедшая форма sholde изменилась на should. Она потеряла окончание –е и звук [o] дифтонгизировался в [ou].
В древнеанглийском языке претерито-презентный глагол cunnan в основном использовался в значении знать. В ходе своего развития из cunnanперешел в среднеанглийском в форму cunnen. Гласная переднего ряда [a] стала шире и перешла в широкую [ε]. Форма прошедшего времени также фонетически изменились. В древнеанглийском прошедшая форма cūðeперешла в среднеанглийский в форму couthe. Монофтонг [ū] дифтонгизировался и образовал дифтонг [ou]. В среднеанглийский период согласная ð образует th.
And ouer al hit let cūðen.
И мы все это позволили узнать.
Giff ony man couthe tell tithand.
Если один человек мог сказать известие.
And he the blast all soyn can knaw.
И он может узнать звук взрыва.
В период новоанглийского сохранилось только форма настоящего времени can, а форма прошедшего времени претерпела изменения. Звук [th] поменялся на [ld] и потеряла окончание –е. В результате чего образовалась новая форма прошедшего времени could.
Древнеанглийский глагол willanв ходе своего развития претерпел меньше фонетических изменений, чем остальные претерито-презентные глаголы.
В древнеанглийском периода инфинитив имел форму willan, в настоящем времени имел форму wille, в прошедшем wolde.
Næfre gē wille tō wuda flēōgan.
Ты никогда не захочешь летать.
And ic guw wile shæwen.
И я хочу на это посмотреть.
В среднеанглийском периоде его форма практически не изменилась. В настоящем времени он имел форму wil, в прошедшем времени у него осталась форма wolde.
Iwilblithely.
Я хочу жениться.
Thus god wolde haue it wrought.
Тем не менее Бог хочет чтобы это работало.
В новоанглийском периоде глагол wil прошел те же изменения, что и претерито-презентный глагол shal. И в результате чего в этот период он имеет две формы: настоящее время will и прошедшее would.
Претерито-презентный глагол āganв среднеанглийской периоде получил форму owen,в результате перехода [a:] → [כ:] в XII веке, и также перехода щелевого [γ
] → [u].
After Heli King ahte this Lord Lud his sone wel longe.
После короля Хели имел этот лорд Луд скоро довольно долго.
К новоанглийскому периоду претерито-презентный глагол owen проходит через рад многочисленных изменений.
Наименьшие фонетические изменения получил претерито-презентный глагол mōt. В среднеанглийском периоде он потерял долготу гласной в корне, и в этот период он имел те же формы, что и в древнеанглийском периоде. В настоящем времени имел форму mot, в прошедшем времени – moste.
Wemosteendureit.
Мы должны закончить это.
В новоанглийский период глагол mosteтеряет окончение –е и гласная oменяется на u, которая в новоанглийском периоде читается [λ].
Среднеанглийский период ознаменован тем, что некоторые претерито-презентные глаголы исчезли, некоторые изменились, некоторые остались практически без изменений. Наиболее значительные фонетические изменения прошлись на конец средневекового периода развития. К началу новоанглийского наиболее важным фонетическим изменением было потеря окончаний во всем английской языке.
2.2. Грамматические аспекты модальных глаголов в диахронии
Наибольшие изменения модальные глаголы претерпели в грамматическом плане, такие как изменения значений и функциональности.
Такой претерито-презентный глагол как mægan в ходе своего развития не менял значений и функций. На протяжении всего развития английского языка он оставался в одном и том же значении – мочь. Что касается его грамматических особенностей, то он после него всегда использовался глагол стоящий в инфинитиве без частицы to.
Eorðemægwið ealrawihta.
Земля может быть против всех вещей.
Faire ne mihte non beo born.
Волшебство не может не быть не рожденным.
Meotodesmeahtemānfremmendum.
Мастера могли быть грешными.
Как можно заметить из выше приведенных примеров, после претерито-презентного глагола mægan употребляется простой инфинитив глагола без частицы to.
К современному английскому периоду претерито-презентный глагол mægan потерял некоторые грамматические формы, такие как инфинитив, форму настоящего времени множественного числа и причастие. В современной грамматике модальный глагол may также сохранил особую функцию всех модальных глаголов. После него употребляется инфинитив без частицы to; при построении общего вопроса он не требует вспомогательного глагола do; по своей семантике он сохранил свою семантическую функциональность значения волеизъявления.
Другой претерито-презентный глагол cunnanв ходе своего развития также потерял некоторые грамматические формы, как и глагол mægan. В периоды своего развития после него также употреблялся просто инфинитив без частицы to. При построении предложения он употреблялся после подлежащего.
Giff ony man couthe tell tithand.
Если один человек мог сказать известие.
Хотя также он мог употребляться и в конце предложения, при этом не меняя своего значения и не изменяя грамматических функций.
And he the blast all soyn can knaw.
И он может узнать звук взрыва.
Perfay, of strange men I can gow say.
По правде ,о странных людях я могу такое сказать.
В современной грамматике после модального глагола canтак употребляется простой инфинитив без частицы to. При построении общего вопроса также не требует вспомогательного глагола do.
I can tell you what had happened.
Я могу сказать тебе, что случилось.
Can you explain me this rule?
Ты можешь мне объяснить это правило?
В современном английском прошедшая форма couldиспользуется для выражения вежливой просьбы, причем он может употребляться как в прошедшем времени, так и в настоящем.
Could you show me this book?
Не могли бы вы мне показать эту книгу?
Причем при переводе на русский язык к модальному глаголу прибавляется частица не, которая в данном случае выражает не отрицание, а вежливость.
Древнеанглийский глагол willan в тот период не являлся претерито-презентным глаголом. Свою модальность он получил в начале новоанглийского периода. Что касается его грамматических свойств то они были похожи на свойства претерито-презентных глаголов. После него также употреблялся простой инфинитив без частицы to.
If I wolde sente þer tille.
Если я захочу ободрить этот образец.
В среднеанглийском периоде он также не теряет своих грамматических свойств и функций. После него употребляется инфинитив без частицы to.
I wille go home agayne.
Я снова хочу пойти домой.
I wille no narre for no cynnes need.
У меня нет ни малейшего желания.
Также в этот период он меняет свое значение с хотеть на желать.
В начале новоанглийского периода он становиться модальным глаголом. Как и все модальные глаголы при построении общего вопроса не требует вспомогательного глагола do.
Will he go to Moscow?
Он поедет в Москву?
В современной грамматике модальный глагол willтакже служит для образования будущего времени.
She will buy this dress tomorrow.
Она купил это платье завтра.
В настоящее время он больше используется для образования будущего времени, чем как модальный глагол.
Претерито-презентный глагол sceal в разных периодах развития английского языка не изменял своих грамматических свойств и модальности. В древнеанглийском периоде он использовался в одном своем значении – долженствовать.
On þære werþēōde weorðan sceoldon.
На том мир должен подняться.
Как и многие претерито-презентные глаголы после себя использует простой инфинитив без частицы to.
В среднеанглийском периоде он по-прежнему оставляет за собой модальные свойства, оставляя за собой значение долженствования.
YetsholdeIseyn.
Я должен сказать.
I shal seye sooth to yow.
Я должен сказать вам правду.
For he that windoge, whan he sholde see.
Для него это окно, в которое он должен смотреть.
That jangleth whan he sholde holde his pees.
Это пререкание он должен держать при себе.
Из выше указанных примеров можно сделать вывод, что его модальность не изменилась в периодах развития английского языка.
В современном английском модальный глагол shall имеет два значение – долженствовать и просьбу. Также как и все модальные глаголы shall не требует при построении общего вопроса вспомогательного глагола do. После него также употребляется простой инфинитив без частицы to.
В ходе его развития он сохранил только две форма: настоящее время shall и прошедшее время should.
Претерито-презентный глагол mōt в ходе своего развития не изменил грамматических свойств и функциональности. В древнеанглийском периоде он использовался в значении мочь. После него также употреблялся инфинитив без частицы to.
Wemosteendureit.
Мы должны закончить это.
В среднеанглийский период он приобретает еще одно значение долженствование. Грамматически он не меняет своей формы и структуры. Как и в древнеанглийском имеет формы настоящего времени в обоих числах и форму прошедшего времени.
В новоанглийском периоде приобретает более сильную функциональную окраску в значении долженствовать. Значение мочь исчезает к концу среднеанглийского периода. В новоанглийском теряет форму настоящего времени множественного числа и форму прошедшего времени, имея только одну форму настоящего времени must.
Такие глаголы как durranи nēādian в ходе своего развития постепенно теряют грамматические свойства модальных глаголов. В современной грамматике они употребляются с окончание –sв 3 лице единственного числа и имеют обычную форму прошедшего времени оканчивающиеся на –ed как обычные глаголы. В предложениях после них используется инфинитив с частицей to, а при построении общего вопроса требуют вспомогательный глагол do. Они остаются модальными глаголами только по их семантическому значению.
Основной отличительно чертой модальных глаголов является их употребление в предложениях и вопросах. После них употребляется инфинитив без частицы to, при построении общего вопроса не требуют вспомогательный глагол do (за исключение глаголов dare, need, ought).
Вывод по второй главе.
В данной главе было рассмотрено периоды формирования модальных глаголов и их свойств и функций. Некоторые глаголы практически не изменили свою грамматическую и фонетическую структуры. На каждом этапе развития английского языка модальные глаголы проходили ряд изменений, кроме их функциональных значение. Основываюсь на проведенном анализе, можно сказать что модальные глагол имеют отличающиеся от других глаголов свойства и функции. Одно их основных свойств является отсутствие окончания –s в 3 лице единственного числа (за исключением глаголов dare, need). При построении повествовательного и отрицательного предложений используется простой инфинитив без частицы to (кроме глаголов dare, need, ought). При построении общего вопроса не требуют вспомогательного глагола do (кроме глаголов dare, need). Что касается фонетических изменений, то большие изменения претерпели такие глаголы как āgan, cunnan, mægan. У остальных глаголов было меньше изменений.
Заключение.
Многие ученые-лингвисты занимались изучением модальных глаголов. Наиболее обсуждаемой проблемой в данной тематике являлась особенность модальных глаголов и их выделение в отдельную группу.
Проведя изучение данной проблемы, можно сделать вывод, что особенностью этих глаголов является их функциональное значение и их грамматические особенности. Основная особенность модальных глаголов – это показать отношение говорящего к высказыванию. С точки зрения их функциональности, они выражают волеизъявление или человеческое желание. С точки зрения фонетики модальные глаголы претерпели ряд изменений, которые связаны с развитием английского языка. Некоторые глаголы поменяли свою фонетическую форму практически полностью, например претерито-презентный глагол āgan, некоторые частично или практически не изменили. С точки зрения грамматики их отличительной чертой является отсутствие окончания –s в 3 лице единственного числа. Также еще одно отличительной черной является их употребление в предложении. В повествовательных или отрицательных предложениях после них используется инфинитив без частицы to (кроме глаголов dare, need, ought), а при построении общего вопроса не требуют вспомогательного глагола do (кроме глаголов dare, need).
Исходя из выше сказанного можно сказать, что модальные глаголы это отдельная группа глаголов, имеющая свою грамматическую и функциональную особенность, которая отличает их от других глаголов. Что касается системы модальных глаголов, то изначально она существовала как система претерито-презентных глаголов, а с периодами развития английского языка развилась в систему модальных глаголов, которая существует в наши дни.
Список литературы.
1. Аракин В.Д. История английского языка. Москва, 2003.
2. Беляева М.А. Грамматика английского языка.
3. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. М., 1983
4. Виноградов В.В. Теоретическая грамматика английского языка. М, 1983
5. Иванова И.П., Беляева Т.М. Хрестоматия по истории английского языка. Ленинград, 1980
6. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. Москва, 1981
7. Ильиш Б.А. Строй современного английского языка. Ленинград, 1971
8. Раевская Н.М. Современная грамматика английского языка. Киев, 1976
9. Расторгуева Т.А. История английского языка. Москва, 2003
10. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. Москва, 1998
Список источников примеров.
I grant thee lyf, if thou canst tellen me
What thing is it that women moost desiren. (Chauser)
Я дарую тебе жизнь, если ты обязуешься мне сказать,
О чем женщины мечтают больше всего.
Grendlesmægangangscēāwigan.
Грендлесы могут увидеть дорогу.
He ne may nagt zigge.
Он не может ничего сказать
Meotodes meahte and his mōdgeþanc.
Мастера могут и его разум.
Þæt him hilde-grāp hreþre nē mihte.
Giff þatt he mighte him finden.
Это именно он мог его найти.
Sē þē mere-grundas mengan scolde.
Это ты бабушка должна перемешать.
Sē sceal þære sunnan sið behealdan.
Там солнце должно держать время.
And I shal telle yow what I mente.
И я должен вам сказать то, что я имел ввиду.
And ouer al hit let cūðen.
И мы все это позволили узнать.
Giff ony man couthe tell tithand.
Если один человек мог сказать известие.
And he the blast all soyn can knaw.
И он может узнать звук взрыва.
Næfre gē wille tō wuda flēōgan.
Ты никогда не захочешь летать.
And ic guw wile shæwen.
И я хочу на это посмотреть.
Iwilblithely.
Я хочу жениться.
Thus god wolde haue it wrought.
Тем не менее Бог хочет чтобы это работало.
After Heli King ahte this Lord Lud his sone wel longe.
После короля Хели имел этот лорд Луд скоро довольно долго.
Wemosteendureit.
Мы должны закончить это.
Eorðemægwið ealrawihta.
Земля может быть против всех вещей.
Faire ne mihte non beo born.
Волшебство не может не быть не рожденным.
Meotodesmeahtemānfremmendum.
Мастера могли быть грешными.
Giff ony man couthe tell tithand.
Если один человек мог сказать известие.
And he the blast all soyn can knaw.
И он может узнать звук взрыва.
Perfay, of strange men I can gow say.
По правде,о странных людях я могу такое сказать
If I wolde sente þer tille.
Если я захочу ободрить этот образец.
I wille go home agayne.
Я снова хочу пойти домой.
I wille no narre for no cynnes need.
У меня нет ни малейшего желания.
On þære werþēōde weorðan sceoldon.
На том мир должен подняться.
YetsholdeIseyn.
Я должен сказать.
I shal seye sooth to yow.
Я должен сказать вам правду.
For he that windoge, whan he sholde see.
Для него это окно, в которое он должен смотреть.
That jangleth whan he sholde holde his pees.
Это пререкание он должен держать при себе.
Wemosteendureit.
Мы должны закончить это.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |