Живопись церковная и светская в наши дни В первой половине VI века в христианском мирепроизошли два знаменательных события, напоминание о которых может явитьсясвоеобразным эпиграфом к данной теме. В 522 году в палестинской пустыне отошла коГосподу великая подвижница Христианской аскезы, преподобная Мария Египетская. В 537 году в Константинополе был освящен один извеличайших храмов христианского мира - храм св.
Софии. Сооружение несказаннойкрасоты и великолепия, благоукрашенное золотыми мозаиками, иконами и всяческимидрагоценностями А у Марии Египетской, 48 лет прожившей в пустыне, не былобуквально ничего, может быть даже нательного креста, было лишь испепеленноезноем и холодом собственное тело, которое само стало живой иконой. Какой разительный контраст! Иногда возникает искушение противопоставить этидва начала и сурово напомнить, что, дескать, золотом иконостасов и церковныхриз душа не спасается.
Но вот какой удивительный разговор произошел в первыеминуты встречи аввы Зосимы с преподобной Марией, заговорившей впервые послеполувекового молчания Скажи мне прежде авва вопрошает преподобная, -как живут ныне христиане, как растут и благоденствуют святые БожииЦеркви? Вот чем озабочена великая подвижница! Авва Зосима отвечал ей Вашими святыми молитвами Бог даровал
Церкви и нам всем совершенный мир.Но внемли и ты мольбе недостойного старца, мать моя, помолись, ради Бога, завесь мир Мы видим, что жизнь Церкви соединяет в себе дванеразделимых начала личное и соборное, и без этого двуединства жизньхристианина не может быть полной. Личное духовное делание совершаетсясокровенно в душе каждого христианина - и за это он несет ответственность передБогом. А вот соборная жизнь Церкви нуждается в строгих уставах и правилах,зафиксированных письменно,
в текстах и чинопоследованиях. Эти правила тожеимеют двойственную природу они рождаются из личного духовного опыта, но должныбыть приняты соборно, ибо соборное согласие является залогом и свидетельствомсуществования Церкви как единого Тела Христова. В эту всеобъемлющую системувходят и различные искусства архитектура, пение, прикладные ремесла - иживопись. То, что существует живопись светская и церковная,доказывать не надо. Более того, в наше время утвердилось представление об ихвнутреннем противостоянии и даже враждебности.
Но всегда ли так было? Являетсяли это противостояние изначальным? Если мы окинем взглядом историюизобразительного творчества, то у истоков его такого противостояния необнаружим - оно возникло в результате искажения природы изобразительноготворчества. Поэтому церковная живопись должна сегодня видеть врага не всветской живописи, а в глубинной ущербности сознания, которая одинаковоотрицательно влияет как на светскую, так и на церковную культуру в целом.
В чем же заключается эта ущербность? Творческийпроцесс в любом искусстве - это таинство сердца, и сколько бы мы о нем ниговорили, мы всегда будем высвечивать лишь какую-то часть, а целое останетсятайной, ибо истоки его уходят за пределы человеческого сознания. Мы можемсказать только, что истинное произведение рождается как результат встречи ВолиБожественной и воли человеческой, как результат их взаимной любви и согласия.
Если же человеческая воля самочинствует, то возникают ущербные формыкультуры, которые мы характеризуем в светском искусстве как заумные, холодные,уродливые, а в церковном как мертвые, внешне стилизованные. Так что самочинствочеловеческого сознания, которое на поверхности жизни проявляется как духовноеизвращение или как воинствующее невежество - вот основной враг любой культуры,как светской, так и церковной. Противопоставляя живопись светскую и церковную,ревнители благочестиия иногда акцентируют внимание на
том, что, дескать,иконописец должен, в отличие от светского художника, духовно готовить себя кработе, очищать душу, поститься, усиленно молиться и т.д. Все это правильно, небудем только забывать, что внутренняя рассеянность и легкомысленная растратажизненных сил светскому художнику тоже пользы никогда не приносила. Кроме того,если даже церковный художник добросовестно ведет благочестивый образ жизни, тоздесь его
подстерегает опасность самообольщения - этакая заведомая уверенностьв святости результатов собственного труда. Ведь с церковного художника неснимается условие, которое на первом месте стоит и перед светским живописцем увидетьобраз внутренним зрением прежде, чем воплотить его в живописномматериале. И по этой шкале труд художника оценивается без всяких скидок и привилегий в отношении его церковности и даже не взирая на личноеблагочестие самого художника.
Скорее наоборот, спрос с церковного художникаболее высокий - потому что настоящую икону написать гораздо труднее, чемкартину, и духовное напряжение здесь требуется гораздо более высокое и чистое.Поэтому, когда в наши дни иконописание становится подчас сравнительно быстро илегко приобретаемой профессией, полем деятельности для начинающих художниковили даже вообще не художников, то ожидать настоящего возрождения иконописнойтрадиции довольно трудно. Потребность человека в создании изображений-неотъемлемая часть
его духа, сознания. Эта потребность сплетается из двухстремлений. Одно из них - стремление к подражанию видимой природе. Другоеисходит из желания видимого запечатления вещей невидимых . Это возможнос помощью создаваемых художником живописных объектов - знаков. Знаковость визобразительном искусстве - область художественного мышления, некое умноеделание в сфере
зрительного познания мира. Православный иконописный канон- это таинственно сложившаяся знаковая система, знаковый язык, на которомосуществляется молчаливая, умозрительная проповедь Православной Церкви. Знак - слово одного корня со словами знать , знаменить - это то, что подлежит узнаванию,запоминанию и наполнению живым содержанием. Подражание природе и знаковость -отнюдь не взаимоисключающие стороны живописи, но два ее крыла, на которые онаопирается.
В светской живописи знаковая система иная, чем в иконописи - оначаще всего подчинена подражательности, мимезису. Но и светская живопись беззнаковости превращается в хаос и унылый натурализм. Живопись же церковная сегодня предстала переднами как необозримый океан многовековых традиций. Но в сфере современнойпрактики это пока смоковница, не дающая плода. Осмелюсь утверждать, что сегодняни один учебный курс иконописи, даже в специальных учебных заведениях
особыхнадежд не вызывает. Сегодня нужен самоотверженный, по сути, первопроходческийтруд - и лучше не в одиночестве. Поэтому уже давно назрела идея создания некоего центра , где могло бы идти серьезное обучение иконописанию безштатных учителей, где бы накапливался иконографический и текстовый материал поиконописанию и где можно было бы собираться учащимся иконному делупрофессионалам художникам. Сегодня нужно не учить, а учиться - учитьсяпрактическому профессиональному освоению иконописного канона.
Это - самаяглавная задача церковной живописи на сегодняшний день. Плодотворный путь открыт- он, без сомнения, долгий и трудный, особенно в наше время, но всегда радостныйвнутренне. Уныние одолевает человека, идущего ложным, легким путем, а путь,ведущий к реальным плодам чем труднее, тем радостнее, потому что это путьвозвращения к живым истокам изобразительного творчества.Автор Артемьев А.В.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |