Реферат по предмету "Искусство"


Духовная культура тюркских народов V-XII веков

Казахский Государственный Национальный Университет имени Аль-Фараби Кафедра Археологии и Истории Казахстана Самостоятельная работа студента На тему Духовная культура тюркских народов V-XII веков Выполнил Студент МП02Р Жумаканов Николай Проверил Алматы 2000 План I. Духовная культура. II.

Духовная культура тюркских народов V-XII веков. 1. Язык и письменность а Изменение лингвистической карты Казахстана. б Развитие письменности. 2. Доисламская литература и устное творчество. 3. Литература исламского периода. а Кутатгу Билик. б Религиозная литература. 4. Развитие науки. а Аль-Фараби б

Ал-Кашгари 5. Религиозные представления. а Тенгрианство. б Распространение различных религиозных систем. III. Заключение. К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. При этом мы считаем, что бытовавшие ранее в науке понятия о высокой и низкой духовной культуре народов,

по крайней мере, некорректны. Эти понятия остались в наследство от европоцентристских взглядов на мир, когда все непонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось диким, отсталым. Мы утверждаем, что низкой или высокой культуры быть не может, культура каждого народа своеобразна и неповторима, достижения духовной культуры не могут быть измерены, взвешены или сравнены, чтобы выяснить, чья культура выше. Именно из этого мы будем исходить при изложении главы, посвященной духовной культуре

народов, населявших Казахстан в V - начале XII столетий. ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они делились на две большие ветви - западную и восточную.

На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Группа делилась на ряд локальных языков - кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский. Часть гуннов в V-VI вв продолжала жить в Паннонии, на территории современной Венгрии. На языке, близком к кангарскому, говорили усуни

Тянь-Шаня. Часть Жетысу, Алтайские горы и степи Джунгарии и Монголии занимали народы, говорящие на восточно-тюркских языках. Это теле, кыргызы, остатки хунну. Начавшиеся в VI в бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. В VIII-X вв ирано-язычные кочевники Средней

Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уйгурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базе кангарского языка начинает складываться кыпчакский древне-казахский язык, а булгарский распадается на два диалекта - камских и азовских булгар.

К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. К этому времени огузские языки начали распространяться в Малой Азии и Закавказье, где на их базе позже возникли турецкий и азербайджанский языки. Найманы и кереиты, по-видимому, говорили на языках уйгуро-огузской подгруппы восточно-тюркских языков.

На базе диалекта камских булгар позже развился язык поволжских татар, из диалекта азовских - язык карачаевцев, балкарцев и кумыков. Наряду с тюркскими языками в Южном Казахстане и Жетысу в зоне оседло-земледельческой и городской культуры продолжал сохраняться согдийский язык иранской языковой группы. В той же среде имелись небольшие группы, говорившие на языках семитской семьи, сирийском и арабском. Развитие письменности.

В середине первого тысячелетия нашей эры тюрко-язычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Первые сведения о рунических надписях появляются в России в конце XVIII в. Русские и зарубежные ученые скопировали и опубликовали некоторые образцы древнетюркских рунических надписей. В 1889г. Н. Ядринцев на берегу реки Кокшин-0рхон в 400 км западнее Улан-Батора обнаружил два больших рунических памятника в честь

Кюль-Тегина и Билге Кагана. Они были изучены финскими 1890 г. и русскими 1891 г. учеными, организовавшими специальную научную экспедицию. Финскую экспедицию возглавил известный ученый Аксель Олай Гейкель, русскую - В. Радлов. В результате этой большой работы были составлены два атласа, а в качестве дополнения к атласам изданы шесть сборников трудов экспедиций. После издания рунических надписей материала оказалось достаточно, для того, чтобы приступить к дешифровке

загадочных надписей, 15 декабря 1893 г, датский ученый, историк, лингвист, скандинавист по своей основной специальности, Вильгельм Томсен 1842-1927 гг. на заседании Датской королевской Академии наук и словесности прочитал доклад о своем опыте по дешифровке рунической письменности. Одновременно с ним над чтением тюркской надписи работал В. Радлов. Им опубликовано большое количество трудов, посвященных древнетюркской письменности.

Традицию изучения рунических тюркских письмен, начатую В. Радловым, продолжили П. Мелиоранский, С. Малов, Н. Айдаров и др. Согласно последним исследованиям, руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, в сакское время. В III-V в, н.э- существовало два варианта рунического письма - гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии.

В VI-VII вв. на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков. Основным материалом для письма у тюрко-язычных народов были деревянные дощечки. 06 этом говорят кыпчакские пословицы Бiтi-бiтi, бiтiдiм, бес агачка бiтiдiм - писал, писал, пять деревьев исписал, Узун агач басында улу бiтi бiтiдiм -

Написал большую надпись на вершине высокого дерева. Эти поговорки свидетельствуют также о широком распространении письменности среди кыпчаков и других тюрко-язычных народов. Например, загадку Салып козiм, сансыз окимын - Подняв глаза, без конца читаю, означавшую небо и звезды, мог придумать народ, для которого чтение было нормальным явлением. Эта загадка была широко распространена у кыпчаков.

Наряду с использованием согдийского языка тюрки применяли согдийский алфавит для передачи собственной речи. Позднее этот алфавит после некоторых модификаций получил название уйгурского, так как древние уйгуры пользовались им особенно широко в IX-XV вв. ДОИСЛАМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО Устное творчество. В VI-VIII вв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая

к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе. Китайские летописи сохранили легенды и народные исторические предания, сюжеты которых отражают древнейшие тотемистические представления племен и их географическое расселение, Широко известны поэтизация легендарных мест, исторические предания о священной земле 0тукен, неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках и трудах Аль Бируни,

Марвази, Махмуда Кашгари. Представляет интерес поэтическая легенда о сказочной горной долине Ергене-Конг. Долина рисуется местом мирного обитания племен, недоступным для врага. Она окружена со всех сторон неприступными горами, и жизнь обитателей долины безопасна. Эта легенда отражала мечту народа о мирной жизни. На основе древних исторических сказаний развивалось в

VI-VIII вв. устное творчество, отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки. Вместе с тем в устном народном творчестве

VI-VIII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах надгробных стелл Кюльтегина и Бильге кагана, повествующих о событиях V-VII вв. Надпись Кюльтегина насыщена эпитетами, метафорами, которые впоследствии стали традиционными, и переходили из поколения в поколение. С древней поэтической традицией связаны, например, клички боевых

коней Кюльтегина Ак-оксиз, Ак-адман, Башгу-Боз, эпитеты синий, белый, могучий характерны для орхонских текстов. Надпись Кюльтегина сохраняет мотивы родовой обрядовой поэзии оплакивание умершего, перешедшие позже в эпос. Богатыри носят различные эпические имена Мойыншор Контери с панцирной кожей, Арслан-юракли с сердцем льва, Елтуган-тутык защитник народа. Общие синонимы богатырей - алып огромный герой, ер богатырь.

О развитии народного творчества того времени дают представление многочисленные пословицы и поговорки, в которых отражены народная мудрость, культура и жизненный опыт трудового народа. В лаконичных изречениях даны назидания и советы, высмеиваются людские пороки. Приведем примеры устного творчества. Пословицы о труде Труд не пропадет даром, Камень разбивает голову, труд дробит камень,

Союз, скрепленный у сохи, не исчезает при жатве, Наступление осени известно с весны. Бытовые поговорки Мышь, рожденная на мельнице, грома не боится, Человек с кошмой мокрым не станет, Не рой яму другому, сам попадешь, Выпущенная стрела не вернется обратно, Верхом на верблюде не скрыться в стаде баранов и другие. Махмуд Кашгари ссылается на акынов и сказителей, оказавших большое влияние на развитие устной поэзии

того времени. В их числе он упоминает имя древнего сказителя Чоже. Эпическое искусство. Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках Коркыт Ата и 0гыз-наме. Эпос Коркыт Ата возник в кьпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VII-X вв. и распространялся изустно. Только в

XIV-XVI вв. он был записан в виде прозаического произведения Книга деда Коркута азербайджанскими и турецкими писателями. Именно благодаря этому нам известен огузский вариант эпоса. Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических похождениях огузских богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на

Кавказе и в степях Сарыарки в эпосе Сардала. В эпосе упоминаются племена усуней и канглы, говорится о разделении огузов на внутренних и внешних. Сам Коркут, от имени которого ведется повествование, был реальной личностью, беком огузо-кыпчакского племени Кият. Казахи считают его основоположником музыкальных произведений для кобыза, эпического жанра и искусства врачевания. Эпос 0гыз-нама впервые был записан в XIII в.

Рашид ад Дином, затем в XVIII в. Абулгазы, однако появился он задолго до этого времени. Некоторые ученые считают, что этот эпос был составлен в Жетысу или Кашгарии племенами карлыков. Основное действующее лицо эпоса - Огыз-каган, которому приписываются сверхъестественные силы. Поэма посвящена детству Огыз-кагана, его подвигам, победе над одноглазым великаном

Киятом, его женитьбе и рождению сыновей, носящим имена Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора, Море. Став правителем народа уйгур, Огыз-каган ведет войны с соседями, правителями Алтыном Китай и Урумом Рум-Византия. В эпосе рассказывается о происхождении славян Урусбек-оглы Саклаб, карлыков Кагарлык-бек, кангаров

Биллик Кангалук, кыпчаков Улыг Орду-бек Кыпчак. ЛИТЕРАТУРА ИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА Письменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в городах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным. По свидетельству Сюань Цзаня, традиция письменной литературы складывается в начале VII в. Он пишет Жители имеют всегда лишь несколько исторических записей.

Они читают тексты сверху вниз и передают друг другу разумные книги. Таким образом, литературное образование продолжается непрерывно. Эти сведения подтверждаются открытием рукописи, сделанной на диалектах чигилей и аргу, живших в Таласской долине. В XI-XII вв. появляются уже крупные литературные произведения. Стремясь приобрести славу просвещенных правителей, караханиды держали при дворе поэтов, ученых, архитекторов,

строителей и астрологов, внесших огромный вклад в развитие культуры. Кутатгу Билик. Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма Кутатгу билик Благодатное знание. Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана. Отец Юсуфа был известный музыкант и посвятил правителю

Баласагуна произведение для кобыза Дарди Хусани. Юсуф, родившийся в 1015 г воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. Около 1069 г. Юсуф написал свою поэму, обессмертившую его имя, материал для нее автор собирал более 30

лет, а собственно работа над поэмой заняла полтора года. Общий объем произведения -13 тысяч двустиший. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, бассейном озера Иссык-Куль и Кашгарией, действующие лица - исторические деятели. В поэме упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлыков, огузов. Поэма построена в виде

Диалогов, изречений и назиданий. Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание - единственный источник для благополучия, как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф. Религиозная литература. Значительное место в культурной жизни городского населения

занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов Дивани Хикмет Книга о премудрости. Яссави родился в

Испиджабе Сайрам в конце XI вв большую часть жизни провел в г. Яссы Туркестан. Отец Ахмета Ибрагим был степным музыкантом и поэтом и передал сыну свою любовь к поэтическому слову. В Испиджабе Ахмет учился у имама Арстан-баба, продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани, известного проповедника суфизма в Средней Азии. После смерти учителя Ахмет занял его место, затем переехал в

Яссы. Умер Яссави в 1167 г. Гробница, воздвигнутая на его могиле по приказу Караханидов, была разрушена в XIII в. Лишь спустя столетие на этом месте был построен по приказу Тимура целый религиозный комплекс. Дивани Хикмет - сборник стихов прежде всего религиозно-мистического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает свое неприятие зла, жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма, выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе, личному благополучию.

Путь к истине, по Ахмету, путь к богу. Книга проповедует аскетизм и смирение. Вместе с тем в ней можно найти факты культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографии племен того времени. Младшим современником, учеником и единомышленником Яссави был Сулеймен Бакыргани, известный так же как

Хаким Ата. Сулеймен родился в Яссы в 1104 г. По совету Ахмета Яссави он едет учиться в Самарканд, Бухару, Хорезм, Дамаск и другие крупные культурные центры Востока. В конце своей долгой жизни Сулеймен уезжает в Хорезм и живет на зимовке Бакырган. Умер в 1186 году. Книга Сулеймена Бакыргани, написанная под влиянием

Дивани Хикмет, называется 3амму назир китабы Книга о конце света. Основная мысль произведения - все на Земле и хорошее и плохое, создано по воле Бога. Когда наступит конец света, погибнут все грешные и святые, ангелы и черти, вся Вселенная, останется лишь Бог, который вновь создаст мир, и все возвратится к жизни. 0ба сборника в течение столетий служили учебным пособием во всех медресе

Средней Азии и Казахстана. Их использовало мусульманское духовенство в целях пропаганды идей ислама. Хибат ул-Хакайк Подарок истины - единственная книга Азиб Ахмета Мухмуд-улы Югнеки, дошедшая до нас. Ахмет родился в конце XII в. в местечке Жуйнек, недалеко от города Яссы. С детства изучал богословие, арабский и персидский языки.

Его книга состоит из 14 глав, 235 стихов. Основные ее мысли - польза знания, основы морали, человечности. Люди должны работать, не покладая рук, не злословить, достойно прожить жизнь, которая достается лишь один раз. Таким образом, в книге Югнеки отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана. РАЗВИТИЕ НАУКИ Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания.

Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых - уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби. Аль-фараби. Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 г. в городе

Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Шаше Ташкенте, Самарканде, Исфахане,

Хамадане и других городах. Долгое время он провел в Багдаде - столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть ученых - богословов, личную неприязнь к нему и его научным взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть

Багдад и переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске. Аль-фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он разделял на теоретические логика, естествознание, математика и практические этика, политика. Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки.

Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания Второй учитель после самого Аристотеля. Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушида, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей. Ал-Кашгари.

Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двух знаменитых ученых того времени. Аббас Жаухари, также родившийся в Отраре, занимался астрономией и математикой, вместе с Аль Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью. Лингвистикой и географией занимался Исхак Аль-Фараби, другой земляк Абу Насыра. Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-

Кимаки, родившийся на берегах Ертиса. Но особое место в этом списке по праву принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал-Кашгари, автору Диуани лугат ат-тюрк Словарь тюркских языков. Махмуд родился на берегу Иссык-Куля, в городе Барсхане, большую часть жизни провел в Кашгаре. Здесь в 1072-1074 гг. он и написал свой труд.

По его собственному выражению, для написания книги он исколесил все земли, населенные тюрками. Записывал живую речь карлыков, кангаров, огузов, кыпчаков, кыргызов, их песни, поговорки, легенды и обычаи, Диуани лугат ат-тюрк - своеобразная энциклопедия жизни тюркских народов, единственный источник, из которого можно почерпнуть сведения о культуре, хозяйстве тюрок, об этнонимах, топонимах, народном календаре, географической терминологии и многом другом.

Таким образом, мы видим, что средневековый Казахстан был одним из научных центров тогдашнего мира. И хотя Баласагун и Отрар уступали Дамаску и Багдаду, их значение в развитии научных знаний очень велико. К сожалению, немногое сохранилось, погибла знаменитая Отрарская библиотека, где хранились труды казахстанских ученых, но и дошедшее до нас свидетельствует о подлинном расцвете науки среди тюрко-язычных народов

Казахстана. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Тенгрианство. Многими средневековыми и современными авторами отмечено существование у тюрко-язычных народов своеобразной монотеистической религии тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу. Тюрки различали видимое небо

Кок и Небо - бога Тенгри. Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. Тюрки говорят бир Тенгри пишет ал-Макдиси, подразумевая под этим един господь, Если постигнет одного из них несправедливость или случится с ним какое-либо дело, неприятное ему, он поднимает голову к небу и говорит бир Тенгри свидетельствует ибн-

Фадлан. Именно по воле Тенгри, считали тюрки, правят каганы, о которых в рунических надписях говорится Тенгри тег, Тенгри йаратмыш Подобные Тенгри, происходящие от Тенгри. Кроме того, тюрки почитали священные Тюркские Земли и Воду Турк ыдук йерсубу. Тюркские каганы в своих надписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонным к ним. Тенгри, Земля-Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые времена.

Следующим по значению, было женское божество Умай покровительница домашнего очага и детей. Кроме того, Умай входила в триаду высших божеств тюрок и покровительствовала всем их делам. Это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов тюрок говорится Тенгри, Умай, ыдук Иер-Суб басы бердi ерiни Тенгри, Умай священная Земля-Вода, они даровали победу.

Культ Умай сохранился у некоторых тюрко-язычных народностей Алтая до конца XIX в. Важное значение в верованиях всех тюрко-язычных племен раннего средневековья имел культ священных гор ыдык баш, бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом веке. Древние тюрки особо почитали Священную Отюкенскую чернь Хантайские горы, дух которых считался покровителем каганского рода.

Там находилась пещера предков, где по тюркским сказаниям, волчица родила предков тюрок. Раз в год здесь проводилось жертвоприношение. По представлениям тюрок, землю и воду, леса и горы населяло множество духов, которых время от времени необходимо было умиротворить жертвами. Подземным царством, куда переселялись, по поверьям, души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрлик. Многие арабские авторы пишут о тюркских колдунах, якобы способных вызывать холод и дождь

путем магических манипуляций. О вере тюрок в магию, шаманские заклинания пишут и персидские историки и географы. Умерших тюрки хоронили по древнему тенгрианскому ритуалу. В источниках сохранились описания похорон покойника помещали на возвышение в юрте. Рядом с юртой содержали принесенных в жертву овец и лошадей. Семь раз объезжая юрту по кругу, родичи каждый раз перед входом царапали лицо, оплакивая покойного.

В назначенный день сжигали лошадей, одежду и вещи покойного вместе с трупом умершего. Собранный пепел хоронили в подходящее время если умирал весной или летом, ждали, пока пожелтеет трава и листья на деревьях, если же умирал осенью или зимой, дожидались наступления лета. Затем в вырытую могилу хоронили пепел. После похорон накладывали камни и ставили на них памятный столб. Количество камней зависело от количества людей, которых убил при жизни покойник.

Затем развешивали на столб головы принесенных в жертву животных. Со временем погребальный обряд изменился, и умерших стали хоронить в ямах и насыпать курганы из земли или камня. Распространение различных религиозных систем среди населения Казахстана. Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюрко-язычного населения Центральной Азии и

Восточного Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство. В конце IX-начале X вв. началась исламизация тюрко-язычных этносов Казахстана. Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху. Буддизм раньше всех великих религий стал пользоваться популярностью в аристократической среде

Тюркского каганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе. На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков. Археологическими исследованиями установлено, что в VII-VIII вв. буддизм занимал прочные позиции в Средней

Азии и Казахстане. Находки из храмов свидетельствуют о том, что в буддийские общины входили как согдийцы, так и представители тюрко-язычного населения. Манихейские и христианские общины существовали в VI-IX вв. в городах, расположенных вдоль Великого Шелкового пути. В Священной книге двух основ VIII в написанной с целью пробудить веру в стране десяти стрел, то есть в Западно-Тюркском каганате, упомянут золотой город

Аргу-Тачас Тараз и еще четыре семиреченских города, в которых имелись Манихейские обители. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зороастрийскую религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбище в Таразе. В зороастризме важное значение имеет обряд поддержания неугасимого огня. Для этого служили специальные жертвенники-аташданы, изображения которых хорошо знакомы по сасанидским монетам. В эпоху раннего средневековья религиозные воззрения оседлого и кочевого населения

Казахстана отличались многообразием и синкретизмом. Унаследованные издревне верования и обряды причудливо сочетались со сложными религиозно-мифологическими системами, привнесенными извне. Итак, со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия

ислам. В заключение отметим, что культура народов, населявших Казахстан в V-XII вв была естественным продолжением культуры сако-хуннского периода и, в свою очередь, послужила фундаментом для культуры казахского народа, развиваясь в контексте общемировой цивилизации. Литература 1. История Республики Казахстан. Учебник для ВУЗов А.Кузембайулы. Астана, 1999г. 2. История КазССР в 5 томах под редакцией

А.Н.Нусупбекова. Алматы, 1977г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Людина як абсолютна цінність
Реферат Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции.
Реферат Зелёная жаба
Реферат Испытательный срок
Реферат "Этногенез и биосфера Земли"
Реферат Понятие и виды материальной ответственности работников
Реферат Fifth Buisness- The Death Of Boy Stauton
Реферат Изготовление вала-шестерни
Реферат Аналіз регуляторного впливу проекту регуляторного акту рішення Чигиринської районної ради „Про внесення змін до рішення районної ради №7-10/vi від 05. 05. 2011 р. «Про управління, володіння та розпорядження майном районної комунальної власності»”
Реферат Промышленный переворот и индустриализация в XIX — начале XX веков
Реферат Проблема самоактуализации личности
Реферат Role Of Government Intervention In Environmental Issues
Реферат Систематизация и обобщение учебного материала по физике в средних общеобразовательных учреждениях
Реферат Kafka The Reality Of Change Essay Research
Реферат Айртон, Генри