Сейтказинова айгуль 120 гр 2ия
Способы выражения грамматического значения
1. Флексия. Так в словосочетании книга Петра связь между словами достигается при помощи окончания а.
2. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли вспомогательные глаголы) пошел к брату
the leg of
the table (англ.)
Le livre de
Pierre (франц.)
3. Порядок слов выступает как типичный способ выражения грамматического значения в тех языках, в которых нет словоизменения.(или их мало) и слово в прямом и косвенном падежах сохраняет одну и ту же форму. Например:
The man killed a tiger.
The tiger killed the man.
Аналогичную роль выполняет порядок слов и во французском языке.
4. Ударение. Например: Руки-руки, ноги-ноги, города - город, дома -дома. В этих примерах грамматическая категория числа и падежа передается при помощи ударения.
5. Интонация. В зависимости от того, как мы скажем студенты внимательны с интонацией утверждения или студенты внимательны с интонацией вопроса меняется и предложение, его смысл, его грамматическое оформление. Следовательно, важная категория вопроса передается здесь при помощи интонации.
6. Супплетивизм - это соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов:
а) при образовании степеней сравнения прилагательных: хороший - лучше, плохой - хуже, gut - besser, bon - meilleur.
б) при образованииличных местоимений: я - меня, ich - mich, I - me.
7. Редупликация(повторы, удвоения) - когда происходит полное или частичное удвоение основы, например:
а) для обозначения множественного числа в индонезийском orang (человек)- orang - orang (люди);
б) для образования превосходной степени прилагательного в китайском языке: хао (хороший) - хао-хао (очень хороший, превосходный).
способы выраженияграмматических значений.
Способы образования форм слова.
Синтетический способ. Выражение значений в самом слове. Сюда входят;
а) аффиксация (образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов). Стол, стола, столу
и т. д.Делать — сделать, писать — написать
и т. п. Оправдать — оправдывать, разменять — разменивать
и т. п.;
б) внутренняя флексия (чередование звуков). Запереть — запирать, умереть — умирать, набирать — набрать
и т. п.;
в) ударение. Насыпать — насыпать, разрезать — разрезать
и т. п.;
г) супплетивизм. Говорить — сказать, ловить — поймать
и т. п. Человек — люди. Хорошо — лучше, много — больше;
д) повторы. Синий-синий, ходил-ходил, еле-еле (см.
повтор).
Аналитический способ. Выражение значений вне слова. Пишу — буду писать. Красивый — более красивый.
Смешанный (гибридный) способ. В книге
(предлог и падежное окончание). Я читаю
(личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица).
Основные способы выражения грамматических значений
В русской морфологии существуют разные способы выражения
грамматических значений, т.е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический и смешанный.
При синтетическом способе
грамматические значения выражаются обычно аффиксацией, т.е. наличием или отсутствием аффиксов (например,стол, стола; идет, идут; красив, красива, красиво
), значительно реже - чередованием звуков и ударением (умереть - умирать; масла
- спец.масла
), а также супплетивно, т.е. образованиями от разных корней (человек - люди, хорошо - лучше
). Аффиксация может совмещаться с изменением ударения (вода - воды
), а также с чередованием звуков (сон - сна
).
При аналитическом способе
грамматические значения получают свое выражение вне основного слова, т.е. в других словах (слушать - буду слушать
).
При смешанном
, или гибридном, способе
грамматические значения выражаются и синтетически и аналитически, т.е. и вне и внутри слова. Например, грамматическое значение предложного падежа выражается предлогом и окончанием (в доме
), грамматическое значение первого лица - местоимением и окончанием (я приду
).
Формообразующие аффиксы могут быть выразителями сразу нескольких грамматических значений, например: в глаголе идут
окончание -ут
выражает и лицо, и число, и наклонение.
Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове
Как лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом, так и лексическое и грамматическое значения в слове находятся во взаимодействии. Это проявляется, например, в том, что с изменением лексического значения в слове меняются и его грамматические значения и формы. Так, в словосочетании звонкий голос
прилагательное звонкий
качественное. Оно имеет формы степеней сравнения (звонкий, звонче, самый звонкий
). То же прилагательное в словосочетании звонкий согласный
, потерявшее значение качественности и ставшее относительным прилагательным (звонкий
, т.е. образованный с участием голоса), утратило и формы степеней сравнения, т.е. лишилось ряда грамматических значений и форм.
Другой пример. Видовые значения глаголов, т.е. грамматические значения, могут прямо зависеть от их лексических значений. Так, глагол бежать
в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать
(П.). Иное лексическое значение («совершать побег», «спасаться бегством», «быстро отступать») влечет за собой и другое грамматическое значение - значение совершенного вида: Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото
(Ч.).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |