Билет №1
Языкознание (языковедение, лингвистика) - это наука о языке.
Проблемы языка интересовали людей издавна. Первые научные сведения о языке появились еще в Древнем мире: Древней Индии, Древнем Египте, Вавилоне. Люди составляли словари и грамматики, чтобы изучать чужие языки, размышляли над связью между вещью и ее названием. Язык был и остается объектом изучения разных наук, но как самостоятельная наука языкознание сложилось сравнительно недавно - в XIX веке. Почему так произошло?
Любая наука считается самостоятельной, если у нее есть свой объект (то, что изучается), свой предмет (аспект изучения) и свои методы исследования.
Объектом языкознания является язык и речь во всех их проявлениях. Другие науки исследуют только избранные аспекты названных явлений, например, анатомия рассматривает строение речевого аппарата, философию интересует соотношение сознания человека и языка и т.п.
Предмет языкознания - человеческий язык в его различных аспектах, а именно: язык как знаковая система, как отражение мышления, как обязательный признак общества (происхождение языка, его развитие и функционирование в обществе), язык и речь. Еще В. фон Гумбольдт писал, что наша наука изучает "язык и постигаемые через него цели человека вообще, род человеческий в его поступательном развитии и отдельные народы".
Методы, способы исследования языка на протяжении развития науки менялись, их арсенал пополнялся. Начиналось языкознание со сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод - это совокупность приемов, позволяющих доказать родство определенных языков и восстановить древнейшие факты их истории. Этот метод дал возможность выявить общее и различное в языках, их группах и создать генеалогическую классификацию языков.
Для сравнительного изучения неродственных языков используется сопоставительный метод. Безусловно, изучать иностранный язык легче, если сравнивать его явления с фактами родного языка. Помогут это сделать лингвистические работы такого типа, как, например, "Сопоставительная грамматика русского и французского языков".
Описательный метод эффективен, когда мы изучаем один язык, родной или иностранный, в его современном состоянии. Так, школьные учебники русского языка созданы благодаря этому методу.
Помимо названных собственных методов языкознание использует и способы исследования других наук.
Например, количественный (квантитативный) метод математики помогает выявить тенденции употребления каких-либо единиц. Так, установлено, что большинство говорящих сегодня на месте буквосочетания -чн- произносят сегодня [чн], а не [шн], как раньше.
При изучении образования и восприятия речи активно используются экспериментальные методы. Благодаря применению приборов была определена высота каждого звука языка.
Применение метода картографии позволило установить территориальное распространение языкового материала - говоров и диалектов.
Названные методы не исчерпывают арсенал способов исследования языка и речи. Но ни один из методов не является универсальным. Задача исследователя состоит в выборе и определении границ их применения для достижения большего эффекта.
II. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Современные научные исследования проводятся в трёх главных направлениях:
- общественные (социальные, гуманитарные) науки - это науки об обществе;
- естествознание (естественные науки) изучают явления и законы развития и существования природы;
- и точные науки, например, математика.
Лингвистика - самостоятельная наука, имеющая свой объект, предмет и свои методы исследования. Она принадлежит к числу общественных наук.
Языкознание не изолировано от других научных исследований. Ф. де Соссюр писал: "Чтобы язык изучить полностью, надо открыть двери многих наук". Изучая язык, лингвистика опирается на данные других наук: социальных, естественных и точных.
Многообразие связей лингвистики с другими науками еще раз подчеркивают ее сложность. Лингвистика не только пользуется данными других наук, но и сама открыта для заимствования. Многие ученые помнят завет М. Сервантеса: "Проникнуть в суть вещей можно только через дверь языка".
III. РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление, то и наука о нем является сложной системой отраслей, лингвистических дисциплин, изучающих разные стороны языка и речи.
Прежде всего, языкознание как наука делится на теоретическое и прикладное.
Прикладное языкознание - это применение лингвистической теории для решения конкретных практических задач. Прикладная лингвистика имеет следующие отрасли применения: методика преподавания языка, логопедия, перевод, аннотирование и реферирование информации, создание письменности для бесписьменных народов, совершенствование письма.
Теоретическое языкознание рассматривает важнейшие общие вопросы применительно к языку вообще и к конкретным языкам.
В зависимости от объекта исследования языкознание делится на общее и частное.
Общее языкознание изучает то общее и существенное, что свойственно всем языкам человечества. Это наука о языке вообще. Она систематизирует данные по всем языкам и вырабатывает теорию, применимую к любому языку. Образно говоря, общее языкознание - это компас, которым нужно пользоваться, чтобы не утонуть в море частных языков.
Частное языкознание - это науки об отдельных языках или группах родственных языков: японистика, славистика, романистика, тюркология, например, русистика - наука о русском языке.
Взгляд на язык может быть извне и изнутри. С этой точки зрения языкознание делят на внешнее и внутреннее. Внутренняя лингвистика сосредоточивает свое внимание на языковых явлениях как таковых. Её называют также структурной, потому что она исследует систему и структуру языка, его уровни, единицы, категории.
Внешняя лингвистика исследует язык во взаимосвязи с неязыковыми объектами. К области внешней лингвистики относят социолингвистику, психолингвистику, биолингвистику и пр.
Существует и еще одно деление лингвистических дисциплин. Еще Соссюр писал: "В каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему, и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого". Иными словами, язык можно изучать в двух аспектах:
- с точки зрения одновременности, например, современное состояние;
- и с точки зрения истории.
Если изучается строение и функционирование языка в определенный период времени, то говорят о синхронии (от греч. syn - совместно + chronos - время) языка. Это ось одновременности, горизонтальный срез языка. Она отражает отношения между единицами, сосуществующими в языковой системе. Этим занимается описательная (или статическая) лингвистика, например, описательная фонетика английского языка.
Если же изучается изменение, развитие языка, говорят о диахронии (от греч. dis - через + chronos - время). Это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности. Это область исторической (или динамической) лингвистики, например, исторической морфологии французского языка.
В период своего возникновения лингвистика существовала как историческая дисциплина, ее в большей степени интересовали факты истории языка, чем современность. Мы с вами будем рассматривать язык в плане синхронии, делая лишь небольшие исторические комментарии. Но важно различать эти два подхода. Так с точки зрения синхронии в слове колесо корень колес-, а с точки зрения диахронии здесь корень кол-, имевший значение "круг". Этот исторический корень присутствует также в словах кольцо, около, кольчуга.
В зависимости от того, какой из объектов лингвистики выходит на первый план, можно говорить о таких отраслях науки, как лингвистика языка и лингвистика речи.
Традиционно выделяются дисциплины языкознания, изучающие разные уровни и единицы языка и речи: фонетика, фонология, лексикология, фразеология, морфемика и дериватология, морфология и синтаксис, теория текста.
Актуальны сегодня дисциплины, исследующие функционирование языка в обществе, использование речи: коммуникативная лингвистика, интерлингвистика, стилистика.
В современной мире активно развиваются науки, образовавшиеся на стыке лингвистики и других дисциплин: социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, лингвистическая философия, математическая лингвистика, лингвистическая география.
IV. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
В заключение хотелось бы очертить круг задач, проблем, которые должно решить и решает языкознание и рассмотрением которых мы в той или иной степени будем заниматься. Прежде всего следует поделить задачи языкознания на теоретические и практические.
Теоретические, фундаментальные задачи:
1. Установить природу языка.
2. Определить сущность языка в его отношении к обществу, мышлению и речи.
3. Описать функции языка и речи.
4. Изучить вопросы происхождения языка.
5. Установить законы развития языка.
6. Определять национальное своеобразие языка и языковой картины мира.
7. Исследовать язык как знаковую систему.
8. Рассмотреть структуру языка, его ярусы, единицы, категории.
9. Классифицировать языки по разным основаниям.
10. Совершенствовать науку о языке с помощью определения новых аспектов и методов исследования. При этом очень важно опираться на историю лингвистической науки и знать имена ее создателей.
Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер, прикладные задачи:
- Выработка принципов языковой политики.
- Создание новых письменных систем
- Совершенствование орфографии и пунктуации.
- Предотвращение и устранение дефектов речи в рамках логопедии.
- Обучение родному и иностранным языкам, совершенствование культуры речи.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |