Реферат по дисциплине
Стилистика русского языка
На тему: Богатство речи
План:
1. Введение
2. Понятие богатства речи
3. Лексико-фразеологическое и семантическое богатство речи
4. Словообразование как источник речевого богатства
5. Грамматические ресурсы речевого богатства
6. Речевое богатство и функциональные стили
7. Заключение
8. Список литературы
1. Введение
Темой своего сообщения я
выбрал “Богатства речи”, так как считаю её
актуальной и полезной для дальнейшей жизни. Потому что, в русском языке
«достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину». Его огромный
словарный запас, позволяет передать самую сложную мысль.
2. Понятие богатства речи
Уровень речевой культуры зависит не только от
знания норм литературного языка, законов логики и строгого следования им, но и
от владения его богатствами, умения пользоваться ими в процессе коммуникации.
Русский язык по праву называют одним из наиболее
богатых и развитых языков мира. Его богатство — в неисчислимом запасе лексики и
фразеологии, в смысловой насыщенности словаря, в безграничных возможностях
фонетики, словообразования и сочетания слов, в многообразии лексических,
фразеологических и грамматических синонимов и вариантов, синтаксических
конструкций и интонаций. Все это позволяет выражать тончайшие смысловые и
эмоциональные оттенки.
Богатство речи отдельного человека определяется
тем, каким арсеналом языковых средств он владеет и насколько« умело в
соответствии с содержанием, темой и задачей высказывания пользуется ими в
конкретной ситуации. Речь считается тем богаче, чем шире используются в ней
разнообразные средства и способы выражения одной и той же мысли, одного и того
же грамматического значения, чем реже повторяется без специального
коммуникативного задания, непреднамеренно одна и та же языковая единица.
3. Лексико-фразеологическое и семантическое
богатство речи
О богатстве любого языка свидетельствует прежде
всего его словарный запас. Известно, что семнадцатитомный "Словарь
современного русского литературного языка" включает 120480 слов. Но в нем
отражена далеко не вся лексика общенародного языка: не включены топонимы, антропонимы,
многие термины, устаревшие, просторечные, областные слова; производные слова,
образуемые по активным моделям. "Словарь живого великорусского языка"
содержит 200000 слов, хотя и в нем зафиксированы далеко не все слова,
употреблявшиеся в русском языке середины XIX в. Определить с
максимальной точностью количество слов в современном русском языке невозможно,
так как он постоянно обновляется и обогащается. Об этом красноречиво говорят
словари-справочники "Новые слова и значения", а также ежегодные
выпуски серии "Новое в русской лексике: Словарные материалы". Так,
словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х гг. (1984) содержит
около 5500 новых слов и словосочетаний, а также слов с новыми значениями, не
вошедших в толковые словари русского языка, изданные до 1970 г. В
"Словарные материалы-80" (М., 1984) включено более 2700 словарных
статей и 1000 новых слов с неполным описанием (без толкований и
этимолого-словообразовательных справок), встретившихся в периодических изданиях
с сентября по декабрь 1980 г.
Чем большим количеством лексем владеет говорящий
(пишущий), тем свободнее, полнее и точнее он может выразить свои мысли и
чувства, избегая при этом ненужных, стилистически немотивированных повторений.
Словарный запас отдельного человека зависит от ряда причин (уровня его общей
культуры, образованности, профессии, возраста и т.д.), поэтому он не является
постоянной величиной для любого носителя языка. Ученые считают, что современный
образованный человек активно употребляет в устной речи примерно 10-12 тысяч слов, а в
письменной ¾ 20-24 тысячи. Пассивный же запас, включающий и те
слова, которые человек знает, но практически не употребляет в своей речи,
составляет примерно 30 тысяч слов. Это количественные показатели богатства
языка и речи.
Однако богатство языка и речи определяется не
только и даже не столько количественными показателями словарного запаса,
сколько семантической насыщенностью словаря, широкой разветвленностью значений
слов. Около 80% слов в русском языке многозначны; причем, как правило, это
наиболее активные, частотные в речи слова. Многие из них имеют более десяти
значений (см. например, брать, бить, стоять, время и др.), а у некоторых
лексем зафиксировано двадцать и более значений (см. снять, ставить, свести,
тянуть, идти и др.). Благодаря многозначности слов достигается значительная
экономия языковых средств при выражении мыслей и чувств, так как одно и то же
слово в зависимости от контекста может выступать в разных значениях. Поэтому
усвоение новых значений уже известных слов не менее важно, чем усвоение новых
слов; оно способствует обогащению речи.
Фразеологические сочетания имеют свое, особое
значение, которое не выводится из суммы значений составляющих их компонентов,
например: кот наплакал¾ ‘мало’, спустя рукава ¾‘небрежно, неаккуратно’.
Фразеологизмы могут быть многозначными: вкривь и вкось¾1) ‘в разных направлениях’;
2) ‘плохо; не так, как следует, как надо, как положено’; 3) ‘превратно, искажая
смысл (судить, толковать и т.п.)’; подать руку ¾ 1) ‘протянуть руку для
пожатия в знак приветствия, прощания’; 2) ‘предложить опереться на руку’; 3) в
сочетании с существительным помощь ¾‘помочь, оказать
содействие кому-либо’.
Фразеологизмы русского языка многообразны по
выражаемым значениям и стилистической роли, они являются важным источником
речевого богатства.
Русский язык не имеет равных себе по количеству и
разнообразию лексических и фразеологических синонимов, которые благодаря своим
семантическим и стилистическим различиям позволяют точно выразить самые тонкие
оттенки мыслей и чувств. Вот как, например, М.Ю. Лермонтов[1] в повести "Бэла", используя
синонимы, характеризует в зависимости от изменения внутреннего состояния
Азамата лошадь Казбича. Вначале употребляется стилистически нейтральное слово лошадь,
затем ¾ его идеографический синоним скакун (‘лошадь,
отличающаяся высокими беговыми качествами’): ¾Славная у тебя лошадь! ¾ говорит Азамат, ¾ если б я был хозяин в
доме и имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна,
Казбич! По
мере того, как желание любой ценой приобрести лошадь усиливается, в лексиконе
Азамата появляется слово конь, высокая стилистическая окраска которого вполне
соответствует настроению юноши: ¾В первый раз, как я
увидел твоего коня, ¾ продолжал Азамат, ¾ когда он под тобой
крутился и прыгал, раздувая ноздри... в моей душе сделалось что-то
непонятное...
Художники слова творчески используют возможности
синонимии, создавая в ряде случаев контекстуальные (авторские) синонимы. Так,
согласно наблюдениям А.И. Ефимова, "в сатире Щедрина слово проговорил имеет
более 30 синонимов: брякнул, буркнул, бухнул, воскликнул, выдавил из себя,
загвоздил, залаял, икал, пустил шип по-змеиному, стонал, курлыкал, заметил,
рассуждал, похвалил, сказал, сболтнул и др. Причем каждый из этих синонимов
имел свою сферу применения"[2].
Синонимические ряды используются обычно для уточнения, разъяснения, для всесторонней
характеристики предмета или явления. Например: Меженин лениво, нехотя
повернулся и, раскачиваясь, вышел (Ю. Бондарев[3]). В определенных контекстах возможна
почти полная взаимозаменяемость синонимов. Функция замещения ¾ одна из основных
стилистических функций синонимов ¾позволяет избегать немотивированных
лексических повторов, способствует разнообразию речи. Например: Счастливцы,
мнил я, не поймут того, что сам не разберу я (М. Лермонтов). Здесь: не
разберу — не пойму.
4. Словообразование как источник речевого
богатства
Словарь русского языка, как известно, обогащается,
прежде всего, за счет словообразования. Богатые словообразовательные
возможности языка позволяют создавать огромное количество производных слов по
готовым моделям. Например, в "Орфографическом словаре русского языка"
(М., 1985) только с приставкой на- приведено около 3000 слов. В
результате словообразовательных процессов в языке возникают крупные лексические
гнезда, включающие иногда по несколько десятков слов.
Например, гнездо с корнем пуст-: пустой,
пустенький, пустенько, пустехонький, пустехонько, пустышка, пустоватый, пусто,
пустота, пустотный, пустырь, пустырек, пустошь, опустошить, опустошать,
опустошение, опустошитель, опустошительный, пустыня, пустынный, впустую,
пустеть, опустеть, опустение, запустение, пустовать и т.д.
Словообразовательные аффиксы вносят в слова
разнообразные смысловые и эмоциональные оттенки. В.Г. Белинский[4] по этому поводу писал: "Русский
язык необыкновенно богат для выражения явлений природы...
В самом деле, какое богатство для изображения
явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских,
имеющих виды! Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать,
заплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть...: это
все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же
действия!" Разнообразны в русском языке суффиксы субъективной оценки: они
придают словам оттенки ласкательности, уничижительности, пренебрежительности,
иронии, сарказма, фамильярности, презрительности и т.д. К примеру, суффикс ¾ёнк(а) придает имени
существительному оттенок презрения:, лошадёнка, избёнка, комнатёнка; суффикс
-еньк(а) ¾ оттенок ласкательности: рученька, ноченька,
подруженька, зоренька и т.д.
Умение пользоваться словообразовательными
возможностями языка значительно обогащает речь, позволяет создавать лексические
и семантические неологизмы, в том числе ¾ индивидуально-авторские.
5. Грамматические ресурсы речевого богатства
Основными источниками богатства речи на
морфологическом уровне являются синонимия и вариантность грамматических форм, а
также возможность их употребления в переносном значении.
Сюда относятся:
1) вариантность падежных форм имен
существительных: кусок сыра ¾ кусок сыру, быть в
отпуске ¾быть в отпуску, бункеры ¾бункера, пять граммов ¾пять грамм и другие,
характеризующиеся различной стилистической окраской (нейтрального или книжного
характера, с одной стороны, разговорного ¾ с другой);
2) синонимичные падежные конструкции,
различающиеся смысловыми оттенками и стилистическими коннотациями: купить
для меня ¾ купить мне, привезти брату ¾привезти для брата, не
открыл окно ¾не открыл окна, идти лесом ¾ идти по лесу;
3) синонимия кратких и полных форм имен
прилагательных, имеющих семантические, стилистические и грамматические различия:
медведь неуклюж ¾ медведь неуклюжий, юноша смел ¾юноша смелый, улица узка ¾улица узкая;
4) синонимия форм степеней сравнения
прилагательных: ниже ¾более низкий, умнее ¾более умный, умнейший ¾самый умный ¾умнее всех;
5) синонимия прилагательных и форм косвенных
падежей имен существительных: библиотечная книга ¾книга из библиотеки,
университетский корпус ¾корпус университета, лабораторное
оборудование ¾оборудование для лаборатории, есенинские стихи ¾стихи Есенина;
6) вариантность в сочетаниях числительных с
существительными: с двумястами жителями — жителей, трое студентов ¾ три студента, два
генерала — двое генералов;
7) синонимия местоимений (например, всякий ¾ каждый ¾любой; что-то ¾кое-что ¾что-нибудь ¾что-либо; кто-то ¾кто-нибудь ¾ кто-либо; кое-кто ¾некто; какой-то¾какой-либо ¾ какой-нибудь ¾ кое-какой ¾ некоторый);
8) возможность употребления одной формы числа в
значении другой, одних местоимений или глагольных форм в значении других, т.е.
грамматико-семантические переносы, при которых обычно появляются дополнительные
смысловые оттенки и экспрессивная окраска. Например, употребление местоимения мы
в значении ты или вы для выражения сочувствия, сопереживания:
Вот мы (ты, вы) уже и перестали плакать; употребление мы в
значении я (авторское мы): В результате анализа фактического
материала мы пришли к следующим выводам... (я пришел); употребление
будущего времени в значении настоящего: Из песни слова не выкинешь (пословица);
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (пословица) и т.д.[5]
Богатые возможности разнообразить речь
предоставляет синтаксис русского языка с его необычайно развитой синонимией и
вариантностью, системой параллельных конструкций, почти свободным порядком
слов. Синтаксические синонимы, параллельные обороты речи, имеющие общее
грамматическое значение, но различающиеся семантическими или стилистическими
оттенками, во многих случаях могут быть взаимозаменяемы, что позволяет выразить
одну и ту же мысль разнообразными языковыми средствами. Сравни, например: Она
грустит ¾Ей грустно; Нет радости ¾Никакой радости ¾ Какая уж там радость;
Закончился учебный год, ребята уехали в деревню; ¾Закончился учебный год ¾ ребята уехали в деревню;
¾ Потому что закончился учебный год, ребята уехали в деревню; ¾После того, как (как
только, когда) закончился учебный год, ребята уехали в деревню.
Синонимичные и параллельные синтаксические
конструкции позволяют, во-первых, передать необходимые смысловые и
стилистические оттенки, а во-вторых, разнообразить словесные средства
выражения. Однако, стремясь избежать синтаксического однообразия, не следует
забывать семантико-стилистических различиях между такими конструкциями[6].
Одно и то же предложение в речи может приобретать
разные семантико-стилистические оттенки в зависимости от порядка слов. Благодаря
всевозможным перестановкам можно создать несколько вариантов одного
предложения: Николай с братом был на стадионе ¾Николай был с братом на
стадионе ¾Николай был на стадионе с братом и т.д. Для перестановки
слов здесь нет никаких формально-грамматических ограничений. Но при изменении
порядка слов изменяется оттенок мысли: в первом случае главное, кто был
на стадионе, во втором ¾где был Николай, в третьем ¾с кем. Как отмечал A.M. Пешковский, предложение
из пяти полных слов (Я завтра пойду гулять) в зависимости от их
перестановки допускает 120 вариантов[7],
т.е. дает более сотни вариантов семантико-стилистических оттенков.
Следовательно, порядок слов также является одним из источников речевого
богатства.
Придать одной и той же синтаксической конструкции
разнообразные оттенки, кроме порядка слов, помогает интонация. С помощью
интонации можно передать множество смысловых оттенков, придать речи ту или иную
эмоциональную окраску, выделить наиболее важное, значимое, выразить отношение
адресата к предмету речи. Возьмем, к примеру, предложение Утром приехал
брат. Изменяя интонацию, можно не только констатировать факт приезда брата,
но и выразить свое отношение (радость, удивление, равнодушие, неудовлетворение
и т.д.). Передвигая интонационный центр (логическое ударение), можно изменить
смысл данного предложения, Утром приехал брат (содержится ответ на
вопрос когда приехал брат?); Утром приехал брат (кто приехал
утром?).
Интонация обладает способностью "выражать
несовместимые в одном контексте смысловые различия предложений с одинаковым синтаксическим
строением и лексическим составом: Какой у нее голос? ¾ Какой у нее голос!; Ваш
билет? (т.е.
ваш или не ваш) ¾ Ваш билет! (т.е. предъявите!) . Интонация
может придавать одним и тем же словам совершенно различные оттенки, расширять
смысловую емкость слова. Например, слово здравствуйте можно произнести
радостно, ласково, приветливо и грубо, пренебрежительно, высокомерно, сухо,
равнодушно; оно может звучать как приветствие и как оскорбление, унижение
человека, т.е. приобретать прямо противоположный смысл. "Диапазон
интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не
будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в
самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены".
Таким образом, речевое богатство предполагает,
во-первых, усвоение большого запаса языковых средств, а во-вторых, навыки и
умения пользоваться многообразием стилистических возможностей языка, его
синонимических средств, способностью выражать сложнейшие и тончайшие оттенки
мыслей различными способами.
6. Речевое богатство и функциональные стили
Русский язык обогащается за счет появления новых
слов, выражений и сочетаний, развития новых значений у слов и устойчивых сочетаний,
уже существующих в языке, расширения сферы употребления языковой единицы и т.д.
Инновации в языке отражают изменения, которые произошли в реальной
действительности, общественной деятельности человека и его миропонимании или
являются результатом внутриязыковых процессов. "Все изменения языка, ¾ отмечал Л.В. Щерба[8], ¾ ...куются и накопляются
в кузнице разговорной речи". Поэтому в обогащении языка важную роль играет
разговорный стиль с его менее строгими, по сравнению с книжными, нормами, с его
большей вариативностью речевых единиц. Разговорный стиль, связывая литературный
язык с общенародным, способствует обогащению литературного языка новыми
словами, их формами и значениями, словосочетаниями, видоизменяющими уже
установившуюся семантику, синтаксическими конструкциями и разнообразными интонациями.
Не случайно писатели, поэты, публицисты постоянно прибегают к разговорной речи
как неиссякаемому источнику обогащения литературного языка. Еще А.С. Пушкин,
обращаясь к народному языку, видел в нем вечно живой и всегда освежающий
источник. Весь XIX в., давший гениев русской литературы, прошел в поисках путей
освобождения народа под знаком освоения и утверждения народной речи в борьбе за
право писателя писать живым, простым и могучим языком, не чураясь
"мужицких" слов и оборотов, а, напротив, опираясь на них, как па
образец. Художники слова вводят в литературную речь наиболее меткие народные
слова и выражения, наиболее удачные конструкции, разговорные интонации,
способствуя тем самым ее обогащению. Художественная литература играет
первостепенную роль в закреплении инноваций в литературном языке. Подлинно
художественные произведения учат читателя нешаблонному словесному оформлению
мысли, своеобразному использованию средств языка. Они являются основным
источником обогащения речи общества и отдельных людей.
Способствует обогащению речи и публицистический
стиль, характеризующийся тенденцией к устранению речевых штампов, к оживлению
повествования свежими словесными оборотами. Публицисты постоянно ищут языковые
средства, рассчитанные на эмоциональное воздействие, широко и творчески
используя при этом богатства языка. В газетной публицистике быстрее, чем где бы
то ни было, находят отражение изменения, происходящие в разговорной речи, что
способствует их закреплению в общем употреблении. Многие слова и сочетания,
употребляясь в публицистике, особенно в газетной, приобретают социально
оценочное значение и расширяют свою семантику. Так, в прилагательном классовый
сформировалось новое значение ‘соответствующий идеологии, интересам того
или иного класса’ (классовая точка зрения); слово импульс (‘внутреннее
побуждение, толчок к чему-либо, обусловленные деятельностью нервных
возбудителей’) в газетной речи приобрело положительную оценку и
специализированное значение: ‘то, что ускоряет что-либо, способствует развитию’
(импульс к творчеству, могучий импульс, импульс ускорения).
Вместе с тем некоторые газетные сообщения пестрят
примелькавшимися, невыразительными словами и словосочетаниями, речевыми
штампами, шаблонами, обедняющими речь, лишающими ее выразительности, самобытности.
Речь газеты, так же как и деловых бумаг, является основным источником штампов.
Отсюда они проникают в разговорную и художественную речь, порождая однообразие
и бедность.
Официально-деловой стиль с его стандартизацией,
широко распространенными словесными формулами, штампами, трафаретами,
облегчающими общение в области правовых отношений, самый бедный, однообразный,
по сравнению с другими. Однако и деловую речь в соответствии с ее внутренней
функциональной дифференциацией можно и нужно разнообразить, включая в нее
элементы других стилей. Стандартизация и в официально-деловом стиле должна
иметь разумные пределы, здесь, как и в других стилях, должно соблюдаться
"чувство соразмерности и сообразности",
В научной речи выбор языковых средств полностью
подчинен логике мысли. Это ¾ речь строго обдуманная,
систематизированная, призванная точно, логически последовательно выражать
сложную систему понятий с четким установлением взаимоотношений между ними, что,
однако, не препятствует ее богатству и разнообразию.
Научный стиль
в определенной степени (правда, в значительно меньшей по сравнению с
художественным, публицистическим и разговорным) способствует обогащению языка,
прежде всего за счет лексики и словосочетаний терминологического характера.
7. Заключение
Я думаю, что данная
информация пригодится нам, студентам высшего учебного заведения, в дальнейшей
жизни. Чтобы достичь речевого богатства нужно изучать язык ( в его литературной
и разговорной формах, его стиле, лексике, фразеологии, словообразовании и
грамматике).
8.Список литературы
1. Грицанов А.А. философии: Энциклопедия. Минск.:
Интерпрессервис. 2002. 1376с.
2. Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М.: Просвещение.
1969. 261. с.
3. Идашкин Ю.В. Грани таланта: О творчестве Юрия Бондарева.
М.: Художественная литература. 1983. 230 с.
4. ЛаринБ. А. Памяти академика Льва Владимировича Щербы. Л.
1951. 323 с.
5. Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка,
лингвистики и стилистики.М.: Госиздат. 1930.311 с.
6. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г.Стилистика и
культура речи. Минск.: ТетраСистемс.2001.543с
7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.М.:
АСТ. 1998.384 с.
8. Русские писатели.1800-1917.т 3. М.: Большая российская
энциклопедия. 1992. 623.с.
9. Славин. Л. И. ‘Повесть о Виссарионе Белинском’. М.:
Неистовый 1973. 479. с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |