МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 5 РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ М. И. Глинка Выполнил ученик 8 б класса Учитель КлюшниченкоИрина Яковлевна г . Белореченск 1999г. ПЛАН 1. Введение2. Детство Глинки3. Начало самостоятельной жизни4. Первое заграничное путешествие 1830-5. Новые странствия 1844-1847 6.
Последнее десятилетие7. Значение творчества Глинки8. Основныепроизведения Глинки9. Список Литературы Введение Начало XIX века -время культурного и духовного подъ ма России. Отечественная война 1812 годаускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Ростнационального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитиелитературы,
изобразительного искусства, театра и музыки.Михаил Иванович Глинка - российский композитор, родоначальник русской классическоймузыки. Оперы Жизнь за царя Иван Сусанин , 1836 и Руслан и Людмила 1842 положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драмеи опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. Камаринская 1848 ,
Испанские увертюры Арагонская хота , 1845, и Ночь в Мадриде ,1851 , заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. Патриотическаяпесня Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации. ДетствоГлинки Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, утром на заре, в селе
Новоспасском,принадлежавшем его отцу, капитану в отставке, Ивану Николаевичу Глинке. Это имениенаходилось в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии.По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ееспальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда егоотец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой, часто говаривал
Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел скоморох . Вскоре послерождения его мать, Евгения Андреевна, урожденная Глинка, передала воспитание сынаФекле Александровне, матери отца. С ней он провел около трех-четырех лет, видясьс родителями весьма редко. Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостныхкрестьян и звоны колоколов местной церкви,
рано проявил тягу к музыке. Увлекалсяигрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки.Музыкальные занятия игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно 1815-16 и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались страстью к колокольному звону.Юный Глинка жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на 2-х медных тазах ловко подражать звонарям. Глинка родился, провелпервые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, таким
образомнатура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не существуяв наших городах, сохранялись лишь в сердце России Однажды, после нашествия на Смоленск Наполеона, играли квартет Крузеля с кларнетом,и мальчик Миша целый день оставался в лихорадочном состоянии. На вопрос учителярисования о причине его невнимательности
Глинка ответил Что я могу поделать! Музыка- душа моя В это время в доме появилась гувернантка, Варвара Федоровна Кляммер.С ней Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а такжеигрой на фортепиано. Начало самостоятельнойжизни В начале 1817 года родители решили отправить его в Благородный пансион. Этотпансион, открытый 1-го сентября 1817 года при
Главном педагогическом институте,был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Окончив его, молодойчеловек мог продолжать свои занятия по той или иной специальности или идти на государственнуюслужбу. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин - младшийбрат поэта. он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же
Глинка познакомился и с самим поэтом,который хаживал к нам в пансион к брату своему . Гувернер Глинки преподавал в пансионерусскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у Омана, Цейнера и Ш. Майра довольно известногомузыканта.В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из Благородного пансиона, оказавшисьвторым учеником
В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля.Затем Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но так как она отрывалаего от занятий музыкой, он вскоре вышел в отставку. Его учась в пансионе он ужебыл превосходным музыкантом, он восхитительно играл на фортепиано, а его импровизациибыли прелестны. В начале марта 1823 года
Глинка отправился на Кавказ, чтобы попользоватьсятам минеральными водами, но это лечение не поправило его здоровья. В начале сентябряон возвратился в село Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занималсямузыкой очень много и пробыл в деревне от сентября 1823 до апреля 1824 в апрелеон уехал в Петербург. В течение лета 1824 он переехал в дом
Фалиева, в Коломне около того же времени он познакомился с Итальянским певцом Белолли и начал у негоучиться итальянскому пению.Первая неудачная попытка в сочинении с текстом относится к 1825. Музыка все больше захватывала думы и время
Глинки. Круг друзей и поклонников еготаланта расширялся. Его знали как прекрасного исполнителя и сочинителя, как в Петербурге,так и Москве. Поощряемый друзьями, Глинка сочинял все больше и больше. И сего раннихпроизведений многие стали классикой. Среди них романсы Не искушай меня без нужды , Бедный певец ,
Память сердца , Скажи, зачем , Не пой, красавица, при мне , Ах, ты, душечка, красна девица , Что красотка молодая . В начале лета 1829 года вышел в свет Лирическийальбом , изданный Глинкою и Н.Павлищевым. В этом альбоме впервые были напечатаныромансы и сочиненные им танцы котильон и мазурка. Первое заграничное путешествие 1830-1834
Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, цельюкоторого было как лечение на водах Германии и в теплом климате Италии , так и знакомствос западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте,он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершалпоездки в другие итальянские города. Также предполагалось, что теплый климат Италииулучшит его расстроенное здоровье.
Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехалв Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деноми в течение месяцев брал у него уроки. По словам самого Глинки, Ден привел в системуего музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколькоярких романсов
Венецианская ночь , Победитель , Патетическое трио для фортепианокларнета , фагота . Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русскойоперы.В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачными омрачил жизнь композитора на многие годы.Вернувшись в Россию , Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина . Этот сюжет ему подсказал написать либретто .
Глинке пришлосьобратиться к услугам барона Розена. Это либреттопрославляло самодержавие ,поэтому ,вопреки желанию композитора оперу назвали Жизньза царя .Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров Жизнь за царя ,27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакльпрошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многихдрузей
Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителемПридворной певческой капеллы. После премьеры композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина Руслан и Людмила . Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет Русланаи Людмилы . В 1838 году началась работа над сочинением, Композитор мечтал о том ,чтобы сам
Пушкин написал для нее либретто ,но преждевременнаясмерть поэта помешала этому . Либретто создавалось по плану составленному Глинкой. От народно-героической оперы Иван Сусанин .вторая опера Глинки отличается нетолько сказочным сюжетом ,но и особенностямиразвития. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет.
В ноябре 1839 года,измученный домашними неурядицами и утомительной службой в придворной капелле, Глинкаподал директору прошение об отставке в декабре того же года Глинка был уволен.Тогда же была сочинена музыка к трагедии Князь Холмский , Ночной смотр на словаЖуковского, Я помню чудное мгновенье и Ночной зефир на слова Пушкина, Сомнения , Жаворонок .
Сочиненный Вальс-фантазия для фортепиано был оркестровым, а в1856 переделан в обширную оркестровую пьесу. 27 ноября 1842 - ровно через шесть лет со дня первой постановки Ивана Сусанина - состоялась премьера второй оперы Руслан и Людмила в Петербурге. Несмотря на то, что царская семьяпокинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинениес восторгом хотя единства мнений на этот раз не было из-за глубоко
новаторскогохарактера драматургии . Вскоре оперу совсем сняли со сцены редко ставился и ИванСусанин .В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинскогостихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения Вальс-фантазию 1839 и дивный романс на стихи Пушкина Я помню чудное мгновенье 1840 . Новые странствия 1844-1847
В 1844 Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию.В Париже он знакомится с французским композитором Гектором Берлиозом. С большимуспехом прошел в Париже концерт из произведений Глинки. 13-го мая 1845 года Глинкавыехал из Парижа в Испанию. Там он знакомился с народными испанскими музыкантами,певцами и гитаристами, используя записи
народных танцев, Глинка в 1845 году написалконцертную увертюру Арагонская хота вернувшись в Россию Глинка пишет еще однуувертюру Ночь в Мадриде , тогда же была сочинена симфоническая фантазия Камаринская на тему 2-х русских песен свадебной лирической Из-за гор, гор высоких и бойкойплясовой. Последние годы жизни
Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, Берлине.Он был полон творческих планов. В 1848 - Глинка начал сочинять крупные произведения на тему Илья Муромец .Не известно, оперу он тогда задумал или симфонию. В 1852 композитор взялся за сочинение симфонии по повести Гоголя Тарас Бульба .В 1855 работа над оперой Двумужница .
Последнее десятилетиеЗиму 1851-52 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелейкультуры, а в 1855 произошло его знакомство главой Новой русской школы творческиразвившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852 композитор вновь уехал на несколькомесяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине .В январе 1857 г после концерта вКоролевском дворце, где было исполнено трио из Жизни за царя , Глинка сильно заболел.Перед самой смертью
Глинка продиктовал В.Н.Кашпирову тему для фуги, более того,он попросил закончить Записки . Он умер 3-го февраля 1857 года в Берлине и былпохоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербурги погребен на кладбище Александро-Невской лавры. Значение творчестваГлинки Во многих отношениях Глинка имеетв русской музыке такое же значение, как
Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты,оба родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новыйрусский язык один в поэзии, другой в музыке , так писал известный критик.В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы народная музыкальная драма и опера-сказка он заложил основы русского симфонизма,стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантовсчитали его своим учителем, а для многих толчком к выбору
музыкальной карьеры сталознакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которыхсочетается с совершенной формой. Основные произведения Глинки Оперы Иван Сусанин 1836 Руслан и Людмила 1837-1842 Симфонические пьесы Музыка к трагедии Кукольника Князь Холмский 1842 Испанская увертюра 1 Арагонская хота 1845
Камаринская 1848 Испанская увертюра 2 Ночь в Мадриде 1851 Вальс-фантазия 1839, 1856 Романсы и песни Венецианская ночь 1832 , Я здесь, Инезилья 1834 , Ночной смотр 1836 , Сомнение 1838 , Ночной зефир 1838 , В крови горит огонь желанья 1839 , свадебная песня Дивный терем стоит 1839 , Попутная песня 1840 , Признание 1840 ,
Слышу ли голос твой 1848 , Заздравный кубок 1848 , Песнь Маргариты из трагедии Гете Фауст 1848 , Мери 1849 , Адель 1849 , Финский залив 1850 , Молитва В минуту жизни трудную 1855 , Не говори, что сердцу больно 1856 . Список литературы 1. Васина-ГроссманВ. Михаил Иванович Глинка. М 1979.2.
БСЭ.М. 1980г.3. Музыкальная литература. М Музыка, 1975г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |