Геральдика цвета Символика цвета тесно сочетается с национальными, политическими, историческими, религиозными и идеологическими особенностями. Она крайне многообразна и связана с применением в определенной стране или народа, в какой-либо его партийной или социальной группе. Николай Викторович Серов, Российский институт цвета. Особое значение символика цвета приобрела в искусстве западного
Средневековья. Когда разделяются мир человеческий и божественный, между ними посредством символов устанавливаются своеобразные «мосты». Невидимый мир отпечатывает свои знаки в доступной взору материи, и в частности, в цвете. Так, белый означает мир, благородство, высшую власть; черный — ночь, мрак, смерть, печаль; пурпур — знак высшего достоинства, силу, могущество и благородство; красный — регальный цвет, войну, храбрость, мужество, неустрашимость; золотой — богатство, силу, верность, правду (честность), постоянство
(пить с золота); зеленый — надежду, изобилие, свободу, жизнь (местное значение); голубой — величие, красоту, ясность. Возникшее в начале XVIII веке масонство разработало собственную символику цвета: белый — непорочность, беспристрастие; серый — каббалистический цвет мудрости; черный — печаль, смерть; пурпурный — символ власти, царственности, высоты Духа; красный — цвет крови, гнева, мести, войны, возмездия, верности; розовый — любовь, вечность жизни; золотой — символ чистоты, благородства побуждений; зеленый — одоление,
победа; голубой (синий) — цвет неба, возвышенности устремлений, совершенствования духа. Как пишет Ансельм, вся облицовка оружия различалась двумя видами металлов, пятью цветами и двумя видами меха. Этими двумя металлами были золото и серебро; пятью цветами были лазурь, красный, черный, зеленый и фиолетовый. В геральдике цвет играет большую роль из-за применения различных цветов. Так, во-первых, цвет: значительно увеличивает количество вариантов различных знаков; облегчает возможность
их отличия одного от другого; позволяет создавать множество сочетаний и перестановок разноцветных фигур, создавая тем самым их многообразие, расширяя численность не совпадающих по внешнему виду знаков, эмблем, гербов, делая богаче, разнообразнее их арсенал. Во-вторых, с каждым цветом связано его определенное смысловое, политическое и национальное значение и, следовательно; применение цвета позволяет углублять и расширять качественную гамму различных фигур и знаков, нюансировать их содержание.
Наконец, в-третьих, применение цвета делает эмблемы и гербы более привлекательными, превращает их в подлинные произведения искусства и позволяет рассматривать их как таковые, помимо их чисто геральдического значения, «читать» их в контексте развития искусства в определенной стране и в определенную эпоху. Вплоть до начала XVI века гербы, как родовые, так и государственные или городские, изображались только в красках (металлах и финифтях). Поэтому воспроизводить свои гербы на своем имуществе (движимом и недвижимом)
могли лишь весьма состоятельные люди. Обедневшие дворяне, например, в России даже в конце XVIII — начале XIX века были порой не в состоянии выкупить свои дипломы на герб в герольдмейстерской конторе. Объяснялось это тем, что выполнение заказанных дипломов на пергаменте с применением натурального листового золота и серебра, органическими невыцветающими красками профессиональными художниками-геральдистами стоило весьма дорого и исполнялось исключительно за счет гербовладельца.
Несостоятельные гербовладельцы могли удовольствоваться лишь гравированной копией своего герба, оттиском его на бумаге, который стоил значительно дешевле. При этом в гравюре краски (и металлы) подлинного герба заменялись штриховкой, условным графическим изображением, присвоенным каждому цвету. Путь к такой замене цвета штриховкой открыло изобретение книгопечатания. Впервые в Западной Европе штриховое изображение цвета появилось около 1500 года, но вплоть до середины
XVII века к этому приему прибегали все же крайне неохотно и в сборниках гербов, даже отпечатанных и оттиснутых с граверных досок, все равно гербы раскрашивали от руки. Вследствие этого чаще применялся другой прием: при печатании давался лишь граверный контур герба и его фигур, все они не штриховались, а оставались белыми, но их цвет обозначался просто первой буквой его наименования на соответствующем языке. Так, черный цвет во французских гербах обозначался буквой
N (noire), в немецких буквой S (schwarz), в английских — буквой В (black) и т. д. Предполагалось, что затем каждое поле и фигура будут раскрашены и буквы служат лишь для указания художникам. Однако это оказалось настолько неудобным практически, особенно когда гербы попадали в другую страну, что после Вестфальского мира 1648 года, когда все дела приводились в Европе в относительный порядок, было принято правило обозначать цвет в геральдике порядковыми латинскими
буквами алфавита, едиными для всех стран: А — красный, В — синий, С — зеленый, D — черный, Е — золотой (желтый), F — серебряный (белый), G — пурпур. Штриховка же с этого времени утверждалась как обязательная, если геральдический цвет не предполагалось после печатания выполнять красками. Только натуральному цвету не была присвоена ни определенная буква, ни штриховка, так как в то время,
когда эти правила утверждались (середина XVII в.), натуральный цвет в геральдике еще вообще не допускался и не признавался. Лишь позднее, в конце XVIII — начале XIX века, было принято правило для передачи натурального цвета графически оставлять поле белым, но, чтобы не путать его с серебряным или белым, наносить на него так называемую «тень», то есть очень легко и чуть-чуть штриховать лишь геральдически левый край такого поля или фигуры.
Как подчеркивает В. В. Похлебкин, цвета в символике и геральдике имеют далеко не однозначные и не одинаковые, не совпадающие смыслы. В самом деле, символика цвета тесно связана с национальными, политическими, историческими, религиозными и иными идеологическими и этнографическими особенностями, а потому крайне многообразна и тесно связана с применением в определенной стране или у определенного народа или в какой-либо его партийной или социальной группе. В противоположность этому цвет в геральдике (по своему значению,
месту и применению) строго постоянен, стабилен, интернационально канонизирован и не подлежит интерпретации: Красный (рубин) — Право, Сила, Мужество, Любовь, Храбрость. Синий (сапфир) — Слава, Честь, Верность, Искренность. Зеленый (изумруд) — Свобода, Ликование, Надежда, Здоровье. Черный (алмаз) — Постоянство, Скромность, Смерть,
Траур, Мир как «покой». Желтый (золото, топаз) — Верховенство, Величие, Уважение, Великолепие, Богатство. Белый (серебро, жемчуг) — Чистота, Невинность, Мудрость, «Безмятежное состояние души». Пурпурный (аметист) — Высокорожденность, Власть, Верховенство, Достоинство, Величие. В геральдике существует строго определенное число употребляемых красок, которые
подразделяются на две группы: металлы и эмали (финифти); третья группа — меха — ныне вышла из употребления (фактически исчезла с конца XIX — начала XX в. и в современных, новых гербах не применяется). Металлы — золото и серебро — в случае, когда требующие их цвет эмблемы приводятся не в подлиннике, а в репродукции, копии и т. д могут быть заменены соответственно желтым или белым цветом, но с обязательной оговоркой, ибо указанные цвета могут существовать и как таковые, представляя сами себя.
Финифти включают красный, синий, зеленый, черный и пурпурный цвета. В новейшее время к ним иногда добавляют оранжевый и коричневый, но эти два цвета, так же как и натуральные цвета (розовый, стальной), не имеют полного международного признания. Три цвета (а нередко и два) считаются вполне достаточными, чтобы отразить сущность и идейные принципы любого государства в его национальном флаге. Так что семи классических красок геральдики с лихвой должно
хватать для использования в современных вещественных символах государственной власти — в государственных гербах и национальных флагах. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |