Институт систем управления экономики международного права.
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и Культура речи.»
Выполнила студентка
Попова Кристина Анатольевна
Группа АУЗ-10/1
Мытищи, 2010г.
Вариант 4
1.Ответьте письменно на вопросы:
а)Какие средства делают речь выразительной?
Сделать речь яркой и выразительной оратору помогают специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные сретства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.
Например:
Тропы
(греч. "поворот") - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей речевой выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространёнными видами тропа являются сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии, гиперболы, аллегории, олицетворения, перифразы, синекдохи. Они делают речь оратора зримой, осязаемой, конкретной. А это помогает лучше воспринимать речь - наш слух оказывается как бы зримым.
Метафора
(греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т.д.
Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать представить событие или явление. Вот, к примеру, какие метафоры использовал в напутственном слове превокурсникам выдающийся физиолог академик А.А.Ухтомский: "Ежегодно всё новые волны молодёжи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам. Какой мощный ветер гонит сюда эти волны, мы начинаем понимать, вспоминая о горестях и лишениях, которые приходилось испытывать, пробивая преграды к этим заветным стенам. С силою инстинкта устремляется молодёжь сюда. Инстинкт этот - стремление знать, знать всё больше и глубже."
Качество ораторской речи может снизить однообразие метафор, использование шаблонных метафор, потерявших свою выразительность и эмоциональность, также чрезмерное изобилие метафор.
Метонимия
(греч. "переименование") в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать как тесно связанные друг с другом.
б)Дайте определения понятиям: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «паронимы».Приведите примеры.
Синонимы
- это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие или тождественные по значению.
Синонимы
Лексические | Стилистические | Синтаксические |
I | I | I |
(различаются оттенками значения) | (отличаются стилистической принадлежностью и экспрессивно-эмоциональной окрашенностью) | (параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по значению) |
Стилистическая функция синонимов - быть средством наиболее точного выражения мысли. Использование синонимов даёт возможность избегать однообразия речи, повторения одинаковых слов, делает нашу речь более точной и выразительной.
Антонимы
- это слова с противоположным лексическим значением, используемые для противопоставления явлений, для создания контраста.
Стилистическая функция антонимов - быть средством выражения антитезы, усиливать эмоциональность речи.
Антитеза
(от греч. antithesis - противоречие, противоположение) - противопоставление. На антитезе строятся пословицы, парадокс, оксюморон.
Парадокс
- суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению; может быть средством разоблачительного, сатирического изображения действительности, может ставить суждение на грань нелепости ("Чем хуже, тем лучше").
Оксюморон
(от греч. oxymoron - остроумно-глупое) - стилистический приём сопоставления контрастных, взаимоисключающих понятий ("Живой труп").
Омонимы
(от греч. homos - одинаковый и onyma - имя) - слова, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению, например: "глава", "крыло", "лук", "язык" "ключ" и т.д. Слово "ключ" может обозначать: ключ от замка, гаечный ключ, родник (ключевая вода).
Паронимы
- (от греч. para - возле, ohyma - имя) однокоренные слова
, близкие по звучанию, но различные по смыслу (отборный - отборочный; постройка - построение - строение
).
2.Найдите ошибку в предложении,охарактеризуйте её.Исправьте предложение.
Жители посёлка, высказали ряд пожеланий в адрес улучшения их бытовых нужд.
3.Подберите стилистические синонимы к слову красивый.
Прекрасный , благовидный, благолепный, благообразный, великолепный, взрачный, видный, живописный, изящный, казистый, картинный, миловидный, нарядный, прелестный, привлекательный, пригожий, смазливый, хороший, хорошенький.
4.Раскройте скобки,вставьте пропущенные буквы.
Лечиться в санатории,полуфинал,запомнить навек,приходите после завтра,письмо до востребования,никого не встретить,искусственный объект,уйти вовремя,сыграть в течении часа,бродить по аллее.
5.Расставьте знаки препинания,сформулируйте правила расстановки знаков препинания при определениях,выраженных причастными оборотами:
Простор равнины ,вливался в обвешанное резкими облаками небо.
Песня звучит гордо, для всех замученных неволей.
Ум направленный на одно отрицание, бледнеет.
Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал.
На солнце ярко сверкнули, занесённые снегом избушки.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |