Реферат по предмету "Издательское дело и полиграфия"


Типы литературно-художественных книжных изданий

 Кожевников Г.В.

Текстологический подход к типологии литературно-художественных книжных изданий в наибольшей мере проявляется при выделении такой категории, как тип издания. Выбор Е.И. Прохоровым основания деления - "характер работы над текстом" - говорит о сугубо текстологической направленности подобной систематизации.

Недостаточность типообразующего признака приводит к противоречивости самой схемы типов литературно-художественных книжных изданий. Е.И. Прохоров выделяет три основных типа таких изданий: документальные, критические и массовые . При этом в критических изданиях выделяет еще три подтипа: академические, научные и научно-массовые издания. Уже первый тип вызывает законные возражения, так как документальные издания, то есть такие, которые воспроизводят тексты историка с максимальным приближением к оригиналу, отличаются от всех других только своими полиграфическими качествами, а не типологическими свойствами. Они в своей основе (источнике перепечатки) могут быть "критическими" (академическими, научными, научно-массовыми) или "массовыми". Следовательно, их нужно выделять не в ряду типов литературно-художественных книжных изданий, а в ряду различных полиграфических способов воспроизведения текста.

В предложенной Е.И. Прохоровым трактовке невозможно также четко определить границы между "критическими" и "массовыми" изданиями. Так, по мнению автора, массовые - это издания, для которых текст специально не готовится, а перепечатывается с предыдущего критического издания. В то же время он отмечает, что массовое издание не должно быть механической перепечаткой критического издания, что и при его подготовке возможна, а часто и необходима дополнительная текстологическая работа. Поэтому можно говорить о том, что в зависимости от "характера работы над текстом" все литературно-художественные книжные издания являются "критическими" и что выделение в первом ряду типов изданий документальных, критических и массовых изданий по сути дела неправомерно. Следовательно, образуется один ряд типов литературно-художественных книжных изданий: академические, научные, научно-массовые и массовые, анализу которых и посвящена в основном типологическая часть исследования Е.И. Прохорова.

Однако даже эти типы литературно-художественных книжных изданий в авторской трактовке вызывают определенные возражения. Е.И. Прохорову не удалось провести типологическую границу между академическим и научным типом изданий и доказать необходимость выделения первого из них. По его мнению, академическое издание должно дать канонический текст произведений, но тут же он отмечает, что это основное требование, которое предъявляется ко всем критическим изданиям. Попытки разделить эти типы изданий по другим признакам, таким как "полнота состава" и "научность комментария", также не дали желаемого результата, так как первый из них относится скорее к видовой характеристике издания, а второй характерен для всех критических изданий.

Более удачно выделение научного типа литературно-художественных книжных изданий на основании читательского адреса. По мнению Е.И. Прохорова, этот тип адресован квалифицированным читателям, что и отличает его от научно-массового и массового типов, рассчитанных на самые широкие круги читателей. В свою очередь, как считает автор, специфика научно-массовых изданий заключается в их направленности на "грамотных" читателей, которые уже не удовлетворяются просто чтением самого художественного произведения.

Кроме того, Е.И. Прохоров вводит для характеристики типов изданий еще один признак - целевое назначение, который ему также помогает более четко разделить научные и массовые издания. Он прямо пишет: "Научное издание преследует цель - удовлетворить научные потребности читателя... Массовое же издание удовлетворяет потребность в чтении" .

Для схемы типов литературно-художественных книжных изданий Е.И. Прохорова типичны те же недочеты, что и для схемы видов литературно-художественных книжных изданий. Это прежде всего неточный выбор основания деления, основного типологического признака и вытекавшая отсюда противоречивость схемы типов изданий. Попытка использовать другие типологические признаки из-за своей непоследовательности успеха не имели. В итоге классификация типов литературно-художественных книжных изданий Е.И. Прохорова базируется на различных основаниях деления и не соответствует логическим требованиям, предъявляемым к классификациям.

Для библиотечно-библиографического подхода характерно более последовательное использование типологических признаков, принимаемых за основание деления типов литературно-художественных книжных изданий. Такими критериями систематизации типов изданий Б.Я. Бухштаб называет "целевое и читательское назначение". Тип литературно-художественного издания в конечном счете определяется основным целевым и читательским назначением, все остальные свойства типа, такие как характер вспомогательного аппарата, тираж и др., по мнению автора, зависят от них. На основании совокупности этих двух главных признаков Б.Я. Бухштаб выделяет шесть типов литературно-художественных книжных изданий: 1) академическое; 2) неакадемическое; 3) научно-массовое; 4) массовое комментированное; 5) массовое некомментированное; 6) адаптированное.

Следует отметить, что автор целевое назначение конкретных типов литературно-художественных книжных изданий трактует с текстологических позиций. Так, он считает, что "целевое назначение академического издания - дать особо авторитетный текст на основе всех печатных и рукописных материалов, какие могут быть привлечены для этого, дать возможный максимум добавочных текстов (иные редакции, варианты), комментарии для исчерпывающей мотивировки общих и частных текстологических решений, установленных дат, атрибуций для глубокого понимания текста и последовательной работы над ним" .

Происходит смешение двух типологических признаков литературно-художественного книжного издания: целевого назначения и предмета, причем сам предмет понимается как набор текстов. Само целевое назначение, его определение занимает в приведенном отрывке незначительное место - "для глубокого понимания и исследовательской работы над ним", а все остальное - это изложение текстологического понимания предмета академических изданий. Таким образом, хотя и в неявной форме, Б.Я. Бухштаб вынужден при выделении типов литературно-художественных книжных изданий использовать еще один типологический признак - предмет.

Как следствие неточности в определении основания деления появляются и противоречия в самой схеме типов литературно-художественных книжных изданий. Так, автор выделяет в одном ряду с типами изданий два, как он сам отмечает, подтипа научных изданий: "академические" и "неакадемические". Границу между этими типами Б.Я. Бухштаб определяет по различию их "целевого и читательского назначения". При этом первый подтип предназначен для исследовательской работы и адресован специалистам узкого профиля, а второй - для усвоения результатов исследовательской работы и адресован специалистам широкого профиля. Основной недостаток здесь - это нарушение логического правила классификации (систематизации), так как в один типологический ряд попали и тип, и подтип литературно-художественных книжных изданий. Кроме того, нельзя согласиться и с определением целевого назначения "неакадемического научного" подтипа литературно-художественных книжных изданий. К нему предъявляется не соответствующее научному типу изданий требование не исследовательского, а популяризаторского плана - "усвоение результатов исследовательской работы", то есть популяризация результатов научных исследований, а это задача другого типа изданий - научно-массового.

Эта неточность приводит автора и к сомнениям в правомерности выделения научно-массового типа литературно-художественных массовых изданий. Б.Я. Бухштаб так и пишет, что "наименее бесспорным из типов, входящих в рассмотренные классификации, представляется... тип "научно-массового" (или "научно-популярного") издания" . Эти, сомнения автора объясняются тем, что он уже использовал целевое назначение этого типа изданий для характеристики подтипа научных изданий.

Помимо этого, выделение Б.Я. Бухштабом в этом же ряду и трех подтипов массового типа литературно-художественных книжных изданий "размывает" границу научно-массового и массового типа. Поэтому автор и не может найти различия в целевом и читательском назначении между массовым комментированным изданием и научно-массовым.

Наиболее неупорядоченной представляется систематизация трех подтипов массовых литературно-художественных книжных изданий: массовые комментированные, массовые некомментированные и адаптированные издания. Здесь, помимо уже указанной логической ошибки классифицирования - выделения в одном ряду и типа и подтипов, есть еще одна подобного же характера. Подтипы научного типа изданий выделяются на основании "целевого и читательского назначения", а подтипы массового - на основании наличия или отсутствия сопроводительного аппарата и специфичности читательского адреса (например, адаптированные издания).

Н.П. Лавров также считает, что характерные черты, свойства типа издания формируются в соответствии с его "целевым назначением и читательским адресом". При этом он исходит из распространенного в современном советском книговедении функционального подхода к классификации изданий. По его мнению, "взаимосвязь целевого назначения и читательского адреса выступает комплексным критерием функциональной классификации изданий художественной литературы" .

Используя это основание деления, Н.П. Лавров предлагает выделить четыре типа литературно-художественных книжных изданий: академический, научный, научно-массовый и массовый. Вместе с тем, когда автор переходит к характеристике каждого типа литературно-художественных книжных изданий, он вынужден использовать и дополнительные типологические признаки, которые в целом можно определить как дальнейшую конкретизацию предмета вида издания. Так, описывая каждый из типов изданий, Н.П. Лавров говорит о составе текстов издания, о структуре, композиции издания, о научно-справочном аппарате издания и, таким образом, о предмете издания.

Вызывает сомнения правомерность выделения Н.П. Лавровым академического типа изданий. Его целевое назначение и читательский адрес, то есть основные типологические признаки типа, как считает Н.П. Лавров, тождественны целевому назначению и читательскому адресу научного типа изданий. Оба типа являются "базой для дальнейшей работа исследователей" и "адресуются читателям - специалистам исследовательского профиля". Различие же между ними Н.П. Лавров видит в том, что академические издания в отличие от научных выявляют, исследуют и публикуют все написанное рукой автора. Таким образом, различие двух типов изданий сводится только к различию их предмета, то есть типологического признака, не выделяемого Н.П. Лавровым при анализе типов изданий.

С.П. Омилянчук считает, что "тип издания - это книговедческая категория, отражающая сущность опосредованного в издании способа организации литературного материала в издание, конкретизацию основного признака вида, его ограничение... до одной из составных частей целевого назначения вида" . Принимая за основание деления целевое назначение типа как конкретизированное целевое назначение вида изданий, он приходит к выводу, что помимо двух типов литературно-художественных книжных изданий - научного и популярного - необходимо выделять и "формы типов": для первого - академическую и собственно научную, для второго - научно-популярную и популярную. И в этом случае "форма типа" есть книговедческая категория, отражающая сущность опосредованного в издании способа организации литературного материала, конкретизацию основного признака типа, его целевого назначения.

Схему типов литературно-художественных книжных изданий С.П. Омилянчука можно представить в следующем виде: академические, научные, научно-популярные и популярные издания. Разницу в целевом назначении научно-массовых и массовых изданий автору удалось провести достаточно четко: для научно-популярных изданий основной задачей является популяризация научно обоснованной оценки творчества автора, а для популярных (массовых) характерна популяризация самого литературного наследия автора. Различие же в целевом назначении академических и научных почти неуловимо, так как перед академическими изданиями стоит задача исчерпывающей "подробной филологической характеристики творчества автора", а перед научными - задача "отражения исчерпывающей литературоведческой характеристики творчества автора".

При всей продуктивности подхода, предложенного С.П. Омилянчуком, его концепции свойствен недостаток: наличие только одного основания деления - целевого назначения. А так как при систематизации литературно-художественных книжных изданий невозможно обойти и другие типологические признаки (предмет и читательский адрес), то они поневоле неявно присутствуют в определении целевого назначения каждого типа изданий. Это приводит к известным неточностям в самой схеме типов изданий и затрудняет ей практическое использование.

Как мы видели, при систематизации типов литературно-художественных книжных изданий имеется большее единство точек зрения, чем при систематизации видов изданий. Прежде всего это касается выбора основания деления. Почти единодушно все исследователи сходятся на целевом назначении в читательском адресе, правда, определяя их содержание достаточно разнообразно. Практически все исследователи выделяют академический, научный, научно-массовый и массовый типы изданий.

Основная задача дальнейших разработок в этой области сводится к развитию представления о типе издания как следующем этапе конкретизации вида литературно-художественных книжных изданий, как этапе последовательного "восхождения от абстрактного к конкретному", как определенном способе организации литературно-художественного произведения в книжное издание в процессе литературно-художественного книжного общения.

Тип литературно-художественного книжного издания - явление сложное и системное. Можно назвать три типа изданий: научный, научно-массовый и массовый, которые будут являться внутренними уровнями второго этапа конкретизации литературно-художественного книжного издания, отражающими более конкретные способы организации литературно-художественного произведения в книжное издание.

Выделение типов литературно-художественного книжного издания должно происходить на основе того же системного типологического признака: предмет, целевое назначение, читательский адрес. Систему типов литературно-художественных книжных изданий целесообразно рассматривать в связи с предложенными выше уровнями читательского литературно-художественного книжного восприятия, отражающими основные диалектические этапы, ступени восхождения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от анализа к синтезу.

Тогда научный тип литературно-художественного книжного издания есть такой способ организации литературно-художественного произведения в книжное издание, в котором литературно-художественное произведение актуализируется как целостное системное единство, во всем многообразии его связей и проявлений.

Предметом научного типа литературно-художественных книжных изданий выступает литературно-художественное произведение во всем многообразии единства его контекста и текста и отношения общества к нему, организованное в контекст и текст издания. При этом независимо от того, является ли этот предмет литературно-художественным произведением на уровне "всеобщего", "единичного", "особенного", то есть предметом какого-либо вида литературно-художественных книжных изданий, он должен отражать это явление литературно-художественного общения со всей возможной для настоящего уровня развития науки литературоведения полнотой, отражать процесс и результат литературоведческого изучения данного явления. Именно это обусловливает наличие литературно-художественных книжных изданиях подобного типа, помимо основного текста литературно-художественного произведения, большого количества других как авторских, так и неавторских текстов, отражающих процесс его создания, раскрывающих систему его связей, исследующих процесс его существования в литературно-художественном общении.

Целевым назначением этого типа изданий является задача обеспечения обращения в обществе литературно-художественных произведений, организованных в книжное издание в наиболее сложном, целостном и системном виде, задача обеспечения освоения обществом этого литературно-художественного произведения как системы, во всем многообразии его содержания и формы. Вместе с тем целевое назначение этого типа изданий не сводится к научной характеристике какого-либо литературно-художественного произведения, его научного исследования. Задача данного типа изданий - обеспечение обращения в обществе этих характеристик, исследований, актуализированных целостностью книжного издания в процессе литературно-художественного книжного общения.

Для читательского адреса научного типа литературно-художественных книжных изданий характерна направленность на системное ("концептуальное", "профессиональное", "специальное") читательское литературно-художественное книжное восприятие, на тот его уровень, на котором литературно-художественное произведение осваивается как целостное системное единство во всем многообразии его литературно-художественного и литературно-исторического контекста. Именно эта группа литературно-художественных книжных изданий рассчитана на удовлетворение "системной", собственно литературно-художественной читательской потребности.

Научное литературно-художественное книжное издание можно определить как тип книжного издания, предметом которого является литературно-художественное произведение во всем многообразии его контекста и текста, целевым назначением - обеспечение освоения обществом этого литературно-художественного произведения как системы, во всем многообразии его содержания и формы, читательским адресом - направленность на системное читательское литературно-художественное книжное восприятие.

Научно-массовым типом литературно-художественного книжного издания будет такой способ организации литературно-художественного произведения в книжное издание, при котором результат литературно-художественного общения - литературно-художественное произведение - отражается, актуализируется как некий комплекс литературно-художественных элементов, как некая "ожидаемая" модель результата литературно-художественного освоения действительности.

Предмет этого типа изданий обусловлен именно таким уровнем актуализации литературно-художественного произведения, и поэтому здесь оно предстает в виде некоего целостного комплекса его контекста и текста, воплощенного в контекст и текст литературно-художественного книжного издания с полнотой, достаточной для отражения современной научной литературоведческой оценки его как элемента литературно-художественного общения. Литературно-художественное произведение организуется в книжном издании в целый комплекс текстов как авторских, так и неавторских, но в отличие от предмета научного типа изданий они отражают только современную литературоведческую оценку того явления, то есть только результат, а не процесс его научного исследования.

Предмет научно-массового типа литературно-художественных книжных изданий отличается от предмета научного типа изданий именно степенью отражения контекста и текста литературно-художественного произведения в контексте и тексте книжного издания. Причем степень та определяется самыми различными причинами. Так, для системного отражения литературно-художественного произведения характерна и соответствующая степень изученности данного явления литературоведческой наукой. Если же этого нет, то тогда возможно его отражение только как комплекса литературно-художественных элементов, соответствующего определенной ступени освоения этого литературно-художественного произведения обществом. Возможен вариант, когда эта степень сознательно определяется, ограничивается целевым назначением и читательским адресом данного типа литературно-художественных книжных изданий.

Целевое назначение научно-массового типа литературно-художественных книжных изданий определяется задачей обеспечения обращения в обществе подобным образом организованного литературно-художественного произведения и актуализированной в литературно-художественном книжном издании научной оценки его как явления литературно-художественного общения. При этом целевое назначение этого типа издания сводится только к популяризации современной научной оценки определенного литературно-художественного произведения - это задача изданий научно-популярной литературы по литературоведению. Назначение научно-массового типа литературно-художественных книжных изданий - обеспечение обращения в обществе этой научной оценки, но не в чистом ее виде (в виде научно-популярного литературного произведения литературоведческого содержания), а актуализированной в литературно-художественном книжном издании.

Читательский адрес научно-массового типа литературно-художественных книжных изданий можно определить как направленность на "квалифицированное" читательское литературно-художественное книжное восприятие, на тот его уровень, на котором литературно-художественное произведение осваивается, осознается как связанный комплекс литературно-художественных элементов, как некая литературно-художественная модель объективной действительности. Этот тип литературно-художественных книжных изданий рассчитан на удовлетворение "развитой" ("осознанной") литературно-художественной читательской потребности.

Научно-массовое литературно-художественное книжное издание - это тип книжного издания, предметом которого является литературно-художественное произведение, организованное как комплекс его контекста и текста; целевым назначением - обеспечение обращения в обществе подобным образом организованного литературно-художественного произведения; читательским адресом - направленность на "квалифицированное" читательское литературно-художественное книжное восприятие.

Массовый тип литературно-художественных книжных изданий в этом случае есть такой способ организации литературно-художественного произведения в книжное издание, в котором результат литературно-художественного общения отражается на уровне, доступном дня "элементарного" восприятия, как некий конгломерат литературно-художественных элементов.

Предметом массового типа литературно-художественных книжных изданий является литературно-художественное произведение, единство его контекста и текста, актуализированное как некий конгломерат литературно-художественных элементов. Такое литературно-художественное произведение воплощается в целый набор авторских и неавторских текстов издания, доступных "элементарному" читательскому восприятию.

Целевым назначением этого типа изданий можно считать задачу обеспечения освоения обществом литературно-художественного произведения на элементарном уровне, обращения в обществе подобным образом организованных литературно-художественных произвел их "популяризации" на доступном для обыденного сознания уровне.

Тогда читательский адрес массового типа литературно-художественных книжных издание - это направленность на элементарное читательское литературно-художественное книжное восприятие, когда литературно-художественное произведение осваивается, воспринимается как конгломерат отдельных литературно-художественных элементов. В этом случае осознанный читательский интерес направлен только на часть этих элементов, при несомненном неосознанном воздействии на него и всех других. Это тип литературно-художественных книжных изданий рассчитан на удовлетворение "неосознанной" литературно-художественной потребности.

Массовое литературно-художественное книжное издание можно определить как тип книжного издания, предметом которого является литературно-художественное произведение, актуализированное в книжном издании как конгломерат литературно-художественных элементов, целевым назначением - обеспечение освоения обществом литературно-художественного произведения на элементарном, обыденном уровне, читательским адресом - направленность на "элементарное" читательское литературно-художественное книжное восприятие.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ работы школьного методического объединения учителей биологии и химии 2010 2011 учебный год
Реферат Свойства личности, психофизическая и стрелковая подготовленность курсантов юридического института
Реферат Принципы бюджетного устройства в унитарных и федеративных государствах
Реферат Методологическое значение сравнительного метода в зоологических исследованиях
Реферат «Малые предприятия в сервисе, их роль и значение»
Реферат «Анализ затрат на производство прироста крс и определение резервов их снижения»
Реферат Успешная молитва
Реферат Оценка финансового состояния РУП "МАЗ"
Реферат Организация работы фермы ООО Велюр по получению второго приплода у хорьков
Реферат Концепция человекознания Б.Г.Ананьев
Реферат Индивидуальный предприниматель особенности правового статуса
Реферат Нравственное воспитание в процессе учебной деятельности
Реферат Конденсатор переменной ёмкости c нейтральным ротором
Реферат Социальная работа с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними
Реферат Научная картина мира /Укр./