Реферат по предмету "Издательское дело и полиграфия"


СМИ и целевая аудитория

 Хаустова Ю.Ю.

Проблема взаимосвязи СМИ и ее читательской аудитории является сегодня одной из важнейших. Знаменитый американский футуролог А. Тоффлер еще в 80-х годах прошлого столетия заявил, что наступило время «демассификации» СМИ, когда особенно важным является знание своей аудитории и наличие реального с ней диалога.

Интерактивность – важнейшая составляющая успеха СМИ.

С.В. Магаданов определяет интерактивность как возможность диалога между редакцией СМИ и ее аудиторией, а также внутри самой аудитории посредством СМИ. Благодаря интерактивности, как говорит исследователь, «СМИ заявляет о себе как об открытом для общества продукте, который аудитория сможет изменять по мере возможности, как ей того захочется», что создает условия для возрастания уровня доверия к СМИ [2].

В этом аспекте рассмотрим проблему молодежной прессы Белгородской области: насколько областные печатные СМИ стремятся к диалогу со своей аудиторией. В. Скоробогатько отмечает, что анализировать издания для детей и молодежи доводится не часто [3].

В масс-медийном пространстве Белгородской области такой тип изданий представляет единственная областная молодежная газета «Смена». Газета «Смена» издаётся с 21 ноября 1956 года. Необходимо выяснить её место в системе СМИ Белгородской области. Для этого воспользуемся параметрами типологизации, предлагаемыми С.Г. Корконосенко [1].

Регион распространения, который определяется в соответствии с административно-территориальным устройством государства. За основание 119 берётся обслуживаемая территория. По данному показателю исследуемое издание относится к региональным СМИ, то есть обслуживающим отдельные субъекты федерации, либо на более крупную, исторически сложившуюся часть страны. Газета «Смена» является областным изданием Белгородской области.

Учредитель. Учредителями газеты «Смена» являются Управление печати и информации, Управление по делам молодёжи администрации Белгородской области, АНО «Редакция газеты «Смена».

Аудитория. Корконосенко отмечает, что в широком смысле существует деление на СМИ для всех и обо всём и специализированные (для части аудитории и по более или менее узкой тематике). «Смену» относим к числу специализированных изданий как ориентированную на аудиторию с достаточно четкими контурами (возраст), согласно типологизации С. Корконосенко.

Легитимность - классификация прессы с точки зрения её отношения с законодательством и наличием разрешения на издательскую деятельность.

«Смена» прошла регистрацию (зарегистрирована Средне-русским межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций), и значит, является легитимным изданием.

Качественная и массовая пресса. Подобное деление прочно вошло в оборот западных теоретиков и практиков журналистики, в нашей же стране только начинает приживаться. «Смену» стоит отнести к изданиям массового типа, так как она обнаруживает ряд признаков это подтверждающих: публикует всевозможные занимательные истории, конкурсы, весёлые приключения, полезные советы, рассчитана на неподготовленную аудиторию с различным уровнем образования, содержит достаточное количество фотоиллюстраций и имеет яркое графическое оформление.

Издательские характеристики, под которыми понимается весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространённости, формате, объёме издания или программы. Газета «Смена» издаётся регулярно дважды в неделю, объёмом 16 полос по средам и 8 полос по субботам, формата А3, тиражом около 6000 экземпляров.

Газета «Смена» предлагает широкий набор тематических полос: «На перекрёстке событий» (последние новости, хроники), «Закон и порядок» (журналистские расследования, публикации о громких преступлениях), «Чем живёшь, молодёжь?» (о жизни молодёжи, событиях в молодёжной среде), «Творчество» (литературные произведения молодёжи и известных поэтов и писателей), «Дамские штучки» (советы для девушек, истории о том, как завоевать парня или справиться со сложной жизненной проблемой), «Между тем» (события, происходящие в различных сферах жизни), «Социальный ракурс» (раскрываются социальные проблемы или положительные стороны развития общества), «Календарь досуга» (предлагается информация о времени сеансов в театре, кинотеатрах, концертах, выставках и т. д.), «Зеркало Белгорода и окрестностей» (рассказывает о событиях, 120 происходящих в городе и области, людях, их достижениях) и другие.

«Смена» также публикует материалы юных начинающих журналистов (газеты «Вторая смена», «Проба пера», учебная газета факультета журналистики БелГУ, «Студень», газета Белгородского городского союза студентов, издающиеся в формате газета-в-газете).

Мы решили выяснить статус газеты в ее целевой аудитории. С этой целью мы провели анкетный опрос, в котором участвовали студенты различных факультетов БелГУ (факультета журналистики, КНИТ, педагогического и юридического факультетов, факультета бизнеса и сервиса, института государственного и муниципального управления), а также студенты экономического и архитектурного факультетов БГТУ им. В.Г. Шухова. Возрастная группа анкетируемых: от 16 до 24 лет. Анкетирование позволило установить, что постоянными читателями газеты «Смена» считает себя лишь 1 % опрошенных, время от времени к газете обращаются – 24%, слышали о газете, но ее не читают – 36 %.

Показателен и тот факт, что 39 % опрошенным эта газета была неизвестна вовсе.

Лишь 1 % опрошенных смог вспомнить последнюю понравившуюся публикацию, 3 % – разочаровавшую и всего 8 % опрошенных смогли назвать любимого автора этой газеты.

В качестве главных достоинств газеты «Смена» опрошенная аудитория отметила разнообразие жанров – 22 %, ее дизайн – 9 % и верстку – 13 %. Главным недостатком издания 23 % опрошенных назвали дизайн, 19 % – тематику, 16 % – жанровое однообразие, 10 % – язык и стиль газеты.

Анализ ответов на вопрос «Что Вам хотелось бы добавить в молодежную газету?» показал, что молодежная аудитория хочет видеть всестороннее и осмысленное отображение действительности на страницах газеты: 26 % отвечавших хотели бы видеть в газете больше проблемных публикаций, которых, как кажется, не хватает. Читатель газеты «Смена» желает найти на ее страницах больше рецензий на книги, фильмы, диски (14 %), аналитических публикаций (12 %), интервью с кумирами (12 %), молодежных новостей из других городов страны и Белгородской области (12 %), фотографий (10 %).

Значительное количество опрошенных (10 %) отметили также, что хотели бы видеть на страницах «Смены» такой новый жанр, как форум, предполагающий не только открытость точек зрения, но и позволяющий публично заявить свою точку зрения.

При этом обратим внимание на один факт. Несмотря на обозначенное стремление читать проблемные и аналитические материалы, которые можно отнести к достаточно сложным для восприятия, требующим своего осмысления, 26 % опрошенных начинают чтение газеты с гороскопа, 14 % – с новостей, 13 % – с материалов о людях, 10 % – о музыке и др.

Мы попытались также выяснить, что думает молодой читатель о функциях молодежной газеты? Какая ее основная функция?

Анкетирование показало, что в качестве основной функции 121 молодежной газеты 41 % называет информационную, 34,5 % – развлекательную, 9 % – воспитательную, 7,5 % – образовательную и 7 % – идеологическую.

Практически во всех анкетируемых группах были люди, отправлявшие письма в редакцию и участвовавшие в редакционных конкурсах (не только газеты «Смена»). Их процент невелик (от 7 до 18%), однако позволяет все же заметить желание аудитории поддерживать связь со своей газетой, общаться с ней, поэтому молодежным изданиям следует создавать условия для реально диалога.

Таким образом, результаты анкетного опроса позволяют прийти к неутешительному выводу: большинство целевой или потенциальной аудитории газеты «Смена» ее не знает или не обращается к ней регулярно. Причину этого мы видим в непопулярности газеты среди данной возрастной группы молодежи, что, безусловно, не исключает ее востребованности в обществе в целом.

Заметим, что молодые читатели отмечали в анкетах, что данная газета «не совсем молодежная» и даже «старомодная». Это позволяет говорить о недостаточной чуткости редакционного коллектива к запросам молодежи. И. Фомичева, будто отвечая редакторам, не обращающим внимания на запросы своей аудитории, пишет: «До каких пор можно считать, что мы и без них знаем, что им надо?» [4].

Молодежная газета не должна сторониться интересов и проблем своей, безусловно, непростой и очень требовательной аудитории.

Литература 1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2004 – С. 86 – 108. 2. Магаданов С.В. Интерактивная модель российского электронного СМИ//Коммуникация в современном мире. – Воронеж, 2006. – С. 176 – 177. 3. Скоробогатько В. Стиль: заявка и реализация//Журналистика и медиарынок. – 2006. - №12. – С. 25 – 28.

4. Фомичёва И. Знаем ли мы без них, что им надо?//Журналистика и медиарынок. – 2003. - №8. – С. 19 – 22.

 Список литературы



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.