Реферат по предмету "Издательское дело и полиграфия"


Эффективность текста. Рекомендует Дэвид Рэндалл

Выдержка из книги "Универсальный журналист". Публикуя этот материал, мы преследуем цель дать начинающим журналистам и копирайтерам ответ на вопрос - "как писать статьи?".

Эффективность

В прошлом столетии и некоторое время в нынешнем журналистам в Великобритании и в Соединенных Штатах платили построчно. Эта система оплаты породила поколение журналистов, способных писать немалых размеров статьи ни о чем. И в наши дни оплата работы внештатных корреспондентов в Западной Европе, конечно, зависит от объема материала, но не так строго. Штатные же журналисты не получают никакого гонорара. Но все же в мире сохранилось еще достаточно потомков журналистов-построчников, поэтому несколько слов о том, как писать эффективно:

1. Заставляйте каждую фразу и предложение работать.

Все фразы должны либо сообщать новую информацию, либо каким-либо способом продвигать повествование вперед. Если какая-то фраза статьи не выполняет эту функцию, вычеркните ее.

2. Избегайте расточительности.

В каждом языке существуют конструкции, использующиеся в речи для того, чтобы успеть говорящему сформулировать, что он хочет сказать: "Общеизвестно, что…", "Не приходится сомневаться в том, что…", "Следует отметить также…". Избегайте их, как и всего, что замедляет темп статьи. Журналистика, особенно в сфере новостей, обязана соблюдать темп. Она его не потеряет, если предыдущую мысль изложить так: "Важное требование для большей части журналистики - для очерков, спортивных материалов и особенно для информационных сообщений - состоит в том, чтобы в развитии их сюжета присутствовал такой двигательный фактор, как темп".

3. Пишите, не заглядывая в свои заметки.

Вы сможете писать быстрее и эффективнее, если не будете при этом каждые пять секунд заглядывать в свою записную книжку. Вообще, не следует приступать к статье, пока вы неясно представляете ее целиком. Если писать, не используя блокнот, в текст войдет лишь самое важное. Детали, точное написание имен, цифры - все это можно уточнить по записной книжке позже. Там обязательно отыщется один-два пункта, которые вы добавите после, но костяк материала будет написан с куда большей эффективностью, если вы пишите из головы, а не переписываете большие куски из блокнота.

4. Выискивайте в тексте все очевидное и глупое и безжалостно вычеркивайте.

Даже самые опытные авторы иногда ловят себя на том, что пишут очевиднейшие вещи. Обычно это - связки между абзацами, над которыми вы долго бились, а потом, чтобы соединить их, написали совершеннейшую чепуху. Только недавно я вычеркнул из одной статьи фразу: "Конечно, жизнь балерины состоит не из одних лишь аплодисментов…" А кто утверждал, что состоит? Самое интересное с этими связками - вычеркнув, обнаруживаете, что вполне можно обойтись и без них.

5. Используйте активный, а не пассивный залог.

События происходят, а люди говорят, и об их активной роли нужно писать прямо. То есть: "Московский международный аэропорт откроет новую взлетно-посадочную полосу в 1998 году", а не: "Было решено, что новая взлетно-посадочная полоса Московского международного аэропорта откроется в 1998 году". Некоторые глаголы, вроде "поступить", "унести" и "дать", часто используются для передачи пассивности, например: "От Ельцина поступило требование" (лучше будет: "Ельцин потребовал…"), "Землетрясение унесло 3 000 жизней" ("При землетрясении погибли…") и "Этот шаг дал толчок…" (лучше уж: "В результате этого шага…"). Активный залог глаголов не только более эффективен, он, как следует из его названия, более активен.

6. Реже используйте цитаты.

Вы можете писать куда более эффективно, чем многие - говорить. Например, вместо "Представитель ООН заявил: "Мы полностью отрицаем правдивость этого утверждения", напишите просто: "Представитель ООН отрицал правдивость этого заявления". И вообще, для передачи информации следует использовать косвенную речь. Цитаты придают статье плоть и кровь, но в основном их стоит приберегать для материалов, посвященных обмену мнениями, давая людям возможность прокомментировать их или дать представление об авторах цитат, их мнениях или чувствах. Не надо пользоваться ими лишь для насыщения статьи. Об использовании цитат подробнее рассказано в главе о композиции.

7. Сокращайте цитаты так, чтобы это было ясно видно.

Существует только один честный и безопасный способ сокращать цитаты - обозначить удаленные места многоточием. Например: "Я считаю подобное требование возмутительным… У нас нет ни малейшего намерения сдаваться. Мы собираемся бороться до конца". Никогда не следует просто выбрасывать лишние фразы, соединяя оставшиеся воедино так, будто они и были произнесены таким образом. Если же желаемой краткости все равно не достичь, используйте косвенную речь.

8. Пользуйтесь таблицами и списками для выделения пунктов в статье.

На бумаге это может занять чрезмерный объем, но этот прием очень полезен, если вам нужно выделить большое количество пунктов. К примеру, вместо того чтобы в нескольких длинных абзацах описывать, скажем, сокращение правительственных расходов на транспорт, сведите их в таблицу. Но будьте осторожны: может случиться так, что большую часть пунктов этой таблицы придется прокомментировать.

9. Избегайте бессмысленных определений.

Фразы "серьезная опасность", "неподтвержденные слухи" и "чрезмерно обеспокоенные" представляют собой, если секунду поразмыслить над ними, полную бессмыслицу. В конце концов, как опасность может быть "несерьезной"? А если слух нашел подтверждение, тогда это уже не слух, а факт, и вполне конкретный. Такие автоматические фразы следует урезать до главного слова, как и прочие бессмысленные определения, вроде "достаточно уникальный". Явление либо единственно в своем роде, либо нет, и если нет, тогда оно не уникально ни в коей мере.

10. Не прибегайте к цитатам, чтобы повторить то, что уже было сказано.

Такой нерациональный подход встречается очень часто. Вот, скажем: "Министерство выступило с опровержением, спикер заявил: "Мы не согласны с этим утверждением". Напишите только одну из этих фраз, лучше первую.

11. Выучите слова своего родного языка, которые можно употреблять вместо длинных фраз.

"Тема, к которой я собираюсь обратиться", например, поместится в одно короткое слово "это".

При прочтении этой статьи учитывайте специфику страны проживания автора. Некоторые рекомендации весьма полезны. В то же время, в современной журналистике считается, что именно цитирование оживляет текст и делает его более "реальным". Однако увлекаться правда не стоит. Для веб-райтеров цитирование почти недопустимо - оно снижает уникальность текста.

Если Вы хотите научиться писать статьи и стать профессиональным журналистом либо копирайтером, веб-райтером, сайт "Журфак КГУ" поможет в этом бесплатно. Мы публикуем статьи и пособия, которые предназначены для новичков в профессии. Мы стремимся познакомить Вас с лекциями и конспектами на журналистскую и околожурналистскую тематику. Изучите меню нашего сайта, кто знает, какие сокровища можно найти здесь.

Список литературы



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.