Содержание
1 часть:
Мотивация деятельности редактора. Эссе «Почему я избрал(а) специальность издательского дела»…………………………………2
План:
Смысл и мотивация деятельности редактора
Профессия книжного издателя.
Причины выбора специальности издательского дела.
Цель обучения на специальность издательского дела.
2 часть:
В чем заключается смысл издательской деятельности и состояние её в Украине…………………………………………………………………4
Виды издательской продукции………………………………………11
Литература…………………………………………………………………..15
Цель деятельности редактора всегда конкретна. Она заключается в создании, выпуске и распространении такой книги, которая соответствует читательским потребностям и спросу. При этом книга может рассматриваться с позиций объективно необходимых, то есть общественных, или субъективно личностных потребностей. В первом случае речь может идти о книге, которая требуется для решения социально значимых задач, обусловленных прежде всего интересами общества, например, об учебной книге, во втором - о книге, нужной разнообразным категориям читателей в соответствии с их личными интересами. Мотивация такова: анализ массивов и потоков изданий, оценка эффективности работы издательства; обмен информацией с другими издательствами и координация выпуска изданий; определение круга источников для работы с авторскими оригиналами; библиографическая работа; индексирование изданий; аннотирование и реферирование; реклама книги. Этой, последней задаче в информационной деятельности редактора отводится все большая роль. Так же все большее значение в этой деятельности приобретает или, во всяком случае, должна приобретать задача формирования и ведения автоматизированного банка данных, позволяющего обеспечивать информацией процессы подготовки и выпуска книги.
Профессия книжного издателя перестала описываться словом «принтер». Книжный издатель - это не тот, кто печатает книжки, то есть берет рукопись и «заправляет» ее в печатную машину, а с того конца вываливается тираж. Так было довольно долго, но так быть перестало. Теперь издатель - это тот, кто выносит книгу на рынок, создает и поддерживает на нее спрос. Очень хотелось бы связать с этим будущую свою работу. Ровно так же, замечу, что изменилась и профессия автора: автор - это не тот, который написал книжку. Это тот, который написал книжку и представил ее обществу - это часть профессии.
Я выбрала специальность издательского дела, потому, что здесь нет математики, которую я плохо знаю. Украинский и русский языки для меня ближе, чем различные вычисления. Кроме того мне нравятся предметы моей специальности. Одно из первых мест занимает литература.
Цель поступления на специальность издателя – достичь уровня грамотного, эрудированного специалиста, в совершенстве обладать знаниями по украинскому и русскому языкам и литературе, быть человеком с прогрессивным сознанием. Издательский бизнес предполагает подготовку такого специалиста, который не только является библиофилом, но разбирается в рынке, обладает огромным кругозором, качествами и знаниями менеджера. И при этом ориентируется не только на буквальную материальную прибыль. Ведь есть вещи, ценность которых мы понимаем позже. У Цветаевой: "Моим стихам, как драгоценным винам, придет и свой черед...". То же самое и о книгах можно сказать.
2. В чем заключается смысл издательской деятельности и состояние её в Украине
Издательское дело в Украине за текущий год потеряло темпы развития в условиях финансово-экономического кризиса, хотя спрос остается на достаточно высоком уровне, заявляют представители этой сферы.
"Ситуация в украинском издательском бизнесе поменялась мало. Кризис обострил хронические болезни украинского издательского дела, которые существовали на протяжении последних 18 лет", - сказал президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин на пресс-конференции.
По его словам, главной проблемой украинского книгоиздательства является "значительная ограниченность в средствах". "Большинство издательств работает с оборотом собственных средств, не имея ни кредитов, ни инвестиций", Также в решении данной проблемы необходимо содействие украинской власти в открытии кредитования сектора издательского дела.
Президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей также проинформировал, что в текущем году отмечено снижение издательства книг на 15-20% - по количеству наименований, на 30% - по тиражам. В то же время, несмотря на быстрое падение темпа украинского издательства, "украинцы не стали меньше читать, и спрос по большому счету не упал", - констатировал А.Афонин.
Сравнивая тенденции развития российского и украинского издательского рынка в условиях кризиса, генеральный директор издательства "Фолио" Александр Красовицкий подчеркнул, что на российском книжном рынке произошли существенные изменения. "В кризис ряд книжных издательств разорился, закрылся, многие издательства (мелкие и средние) пострадали и были куплены крупными издательствами". Между тем, кризис в Украине в книгоиздательской отрасли в основном связан с резким уменьшением издания книг. Относительно книжной торговли в Украине наблюдается тенденция к незначительному уменьшению платеже-способности магазинов. "Книжная торговля не настолько пострадала, как в России… Чуть-чуть уменьшилась платежеспособность магазинов, чуть-чуть изменился ассортимент книг", - отметил А.Красовицкий.
Никто не станет оспаривать значение книги в обществе, ее роль в образовании, науке, культуре. Книгоиздание — целая отрасль в экономике любой страны, а значит, и целое направление в деятельности государства. Немаловажным фактором развития того или иного направления деятельности государства является степень и качество урегулированности этой деятельности нормами права.
Обращаясь же к нормативным актам России и Украины, с неизбежностью приходишь к выводу, что однозначного толкования указанных понятий нет, и субъекты нормотворческой деятельности этих стран определяют их по-разному. Так, Закон Украины „Об издательском деле” в качестве составных частей издательского дела называет издательскую деятельность, изготовление издательской продукции, распространение издательской продукции. По сути, Закон Украины регулирует деятельность трех групп субъектов: издательств (издательских организаций), полиграфических предприятий и книготоргующих предприятий.
В Федеральной целевой программе „Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996—2001 годах” указано: „Сфера печати объединяет издательское дело, полиграфическое производство и книжную торговлю”. Таким образом, в отличие от Украины в Российской Федерации понятие „издательское дело” не вбирает в себя „изготовление издательской продукции” и „распространение издательской продукции”. В данном случае с точки зрения юриста более предпочтительным представляется подход Украины, где в принятом Законе приведен необходимый понятийный аппарат, субъектный состав издательского дела и т. д.. Деятельность же всех субъектов издательского дела рассматривается как единая цепочка взаимосвязанных процессов от получения издательством авторской рукописи до приобретения готовой книги читателем.
Говоря о термине „книгоиздание”, прежде всего следует отметить, что это понятие собирательное. Включает оно в себя процессы, направленные на изготовление не только книг, но и, в зависимости от материальной конструкции, буклетов, плакатов, открыток и т. д., а в зависимости от объема брошюр, листовок. При этом надо иметь в виду, что печатные издания периодического распространения, деятельность по изготовлению которых регулируется Законом „О печати и других средствах массовой информации”, не охватываются понятием „книгоиздания”. Объективное подтверждение этому дано в ч. 3 ст. 1 Закона о печати, где под периодическим печатным изданием имеются в виду издания, имеющие постоянное название, порядковый номер и выходящие в свет не реже одного раза в год. Книга этих признаков не имеет. Кстати говоря, эти же признаки служат основанием для деления всех печатных изданий на две группы: периодические печатные издания (средства массовой информации) и непериодические. В зависимости от отнесения издания к одной из этих групп определяются особенности регулирования процессов по их изготовлению (производству) и распространению.
Из приведенных выше терминов наиболее удачным представляется термин „издательское дело” со смыслом, вкладываемым указанным Законом Украины. Действительно, сложно в цепочке отношений „автор — издательство — полиграфическое предприятие — книжный магазин — читатель” выделить более или менее важное звено. Думается, что и в Беларуси возникла необходимость закрепить де-юре эти взаимосвязанные отношения в едином нормативном акте, тем более, что фактически они сложились. Об этом свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что Госкомитет по печати осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения: и в сфере издательской деятельности, и в сферах полиграфии и распространения издательской продукции.
Сегодня под издательской деятельностью понимаются действия, включающие в себя редакционно-издательскую подготовку и направленные на получение полиграфически оформленного издания, которое имеет установленные выходные сведения и предназначено для передачи информации. В свою очередь, редакционно-издательская подготовка включает процессы по литературному редактированию, вычитке авторского оригинала, редакционно-технической подготовке, изготовлению оригинал-макета, а также выпуска в свет.
Не менее значительной частью издательского дела является книгораспространение. Сегодня становятся популярными новые формы распространения книжной продукции, такие как „книга-почтой”, посредством организации книжных ярмарок и выставок. Тем не менее, объем продаж книжной продукции через книжные магазины остается высоким и не утратил своего прежнего значения.
Книготоргующие предприятия используют в своей деятельности общие нормы гражданского, хозяйственного права. Среди них есть те, которые пользуются повышенным спросом и те, которые покупают редко, для широкого круга читателей, для профессиональной аудитории и т. д. Естественно, книготоргующие предприятия заинтересованы в книгах, пользующихся повышенным покупательским спросом. Те же, которые покупают плохо, — брать не хотят. А ведь среди последних есть научные книги, произведения молодых авторов и т. д., которые очень нужны. Нужны, например, для украинской культуры, для сохранения ее традиций. Очевидно, такую продукцию должно поддерживать государство, представив ряд льгот по выпуску и распространению так называемым социально значимым изданиям. Сегодня имеют льготы по налогу на добавленную стоимость предприятия, выпускающие детскую литературу, школьные учебники, а льготы по налогу на прибыль издательства и типографии — от издания литературы, журналов и газет на украинском языке. Это хорошо, но явно недостаточно.
На фоне постоянно растущих объемов книгопроизводства как вУкраине, так и во всем мире, постоянно повышается роль издательств в структуре книжного дела, растет число издательских организаций, их влияние на величину и диапазон репертуара выпускаемых книг и брошюр, на качество издаваемой продукции. Однако эффективность издательской деятельности в современных условиях могла бы быть гораздо более высокой, если бы совершенствование работы издателя опиралось на более надежную научную, книговедческую основу. В этой связи, приходится, к сожалению, констатировать неадекватность разработки проблем издательского дела на нынешнем этапе развития книговедения, особенно теории и практики издательского дела как научной или учебной дисциплины.
Подход к проблемам теории и практики книгоиздательского дела во многом объясняется тем, что на протяжении 60 с лишним лет сущность книгоиздательского процесса в нашей стране сводилась в основном к политической и идеологической оценке представленной авторами рукописи, то есть к так называемому редакторскому анализу, а также к технической обработке и подготовке издательского оригинала к производству. Именно поэтому теория и практика редактирования была практически единственной научной и учебной дисциплиной книгоиздательского цикла. Проблемы реализации книги - главного звена издательского дела в мировой практике - государство брало на себя, предоставляя соответствующие суммы оборотных средств государственному же книготоргу для централизованной скупки выходящей литературы и последующего распределения ее по всем регионам страны.
В современной общественной практике под издательским делом понимается форма деловой активности, связанная с выпуском и распространением различных изданий, т.е. более расширительно, чем просто процесс книгопроизводства. Поскольку для совокупного обозначения газетного и журнального дела обычно используются термины «пресса» и «периодическая печать», а в последние годы - «печатные средства массовой информации», в российском книговедении издательским делом по традиции называют преимущественно книгоиздательское дело или просто книгоиздание как часть более общего понятия «книжное дело». В этом, сфокусированном, смысле издательское дело рассматривается как производство и распространение книг и брошюр, других видов непериодических изданий, а также тех видов сериальных или продолжающихся печатных изданий, которые выпускаются в форме книг и брошюр.
Специфика издательского производства в современных условиях позволила Международной ассоциации издателей назвать его созидательной, креативной экономикой с учетом творческого вклада и размеров добавленной стоимости самого издателя в каждый разрабатываемый проект.
В настоящее время творческая роль издателя, его доля участия в разработке проекта издания возрастает настолько, что это дает ему основание ставить вопрос о формировании новой области права, которая была бы полностью независимой от авторского права.. Это особое право должно учитывать издательскую инициативу по выпуску той или иной книги, а также влияние издателя на формирование авторского коллектива, роль редактирования и составления, подготовки художественного оформления, организации производственного процесса и маркетинга.
Творческая роль издателя в креативной экономике органично сплетается с его предпринимательской функцией, которая наиболее рельефно проявляется в процессе инвестирования производственных процессов.
Как бы ни были сильны в книге ее духовные стороны, культурная составляющая, но издательское дело - это прежде всего предпринимательство.
Органичное сочетание творческой и предпринимательской функций дают основание считать издателя ведущей фигурой во всей структуре книжного дела.
3. Виды издательской продукции
Виды и типы изданий в нашей стране в течение многих лет определяются государственными стандартами. В науке, технике и производстве издавна имеет место система ГОСТов, определяющих параметры, характер, качество продукции, способы ее контроля, испытаний и т.п. Среди них в каждой отрасли имеется также терминологический стандарт, устанавливающий систему терминов и определений в данной сфере понятий. В издательском деле таким стандартом в течение многих лет был ГОСТ 1644778 Издания. Термины и определения основных видов, пришедший на смену ГОСТ 1644770. К сожалению, несмотря на существование терминологических стандартов в издательском деле, в течение многих лет (две последние цифры обозначают год издания стандарта), издатели редко ими пользуются, а зачастую и просто не знают об их существовании. Только этим можно объяснить самые странные варианты (не соответствующие ГОСТу) в обозначении вида издательской продукции на обложке, на титульном листе, в выходных сведениях издания. В настоящее время издательская терминология определяется действующим стандартом издания. Основные виды. Термины и определения. Некоторые понятия из этого стандарта приводятся ниже.
Издание — документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.
Издательская продукция — совокупность изданий, намечаемых к выпуску или выпущенных издателем (издателями). Стандарт предусматривает деление всех видов изданий по многим признакам:
книжное издание — издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете;
листовое издание — издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата без скрепления — по знаковой природе информации (текстовое издание, нотное издание, картографическое издание, изоиздание);
текстовое издание — издание, большую часть объема которого занимает словесный, цифровой, иероглифический, формульный (химические или математические знаки) или смешанный текст с иллюстрациями или без них — по периодичности (непериодическое издание, периодическое издание, продолжающееся издание, сериальное издание);
периодическое издание — издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и(или) датированными выпусками, имеющими одинаковое название и, как правило, одинаковые объем и формат;
по объему (книга, брошюра, листовка); книга — непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 48 страниц;
брошюра — непериодическое текстовое книжное издание
свыше четырех, но не более 48 страниц;
листовка — непериодическое текстовое листовое издание объемом от одной до четырех страниц;
по характеру информации (монография, автореферат диссертации, сборник научных трудов, учебник, учебное пособие, словарь, энциклопедия и др.);
монография — научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам;
учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания;
по структуре (серия, однотомное издание, многотомное издание, собрание сочинений, избранные сочинения, избранные произведения);
по степени аналитико-синтетической переработки информации (информа-ционное издание, библиографическое издание, реферативное издание, обзорное издание);
по составу основного текста (моноиздание, сборник; издание, содержащее одно произведение; издание, содержащее ряд произведений);
по целевому назначению (официальное издание, научное издание, научнопопулярное издание, производственно-практическое издание, массово-политическое издание, справочное издание, рекламное издание, литературно-художественное издание).
Кроме того, стандарт описывает виды периодических изданий:
Журнал — периодическое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Типы журналов, определяемые ГОСТом:
Общественно-политический, научный, научно-популярный, производственно-практический, популярный, литературно-художественный, реферативный.
Газета — периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Типы газет по ГОСТу: общеполитическая, специализированная, специальный газетный выпуск.
Виды продолжающихся изданий: бюллетень, календарь, реферативный сборник, экспресс-информация.
Каждый из упомянутых и неупомянутых типов изданий может быть объектом отдельного исследования, например, контрольной или курсовой работы. Следует отметить, что стандартные определения терминов зачастую громоздки, нудны, тяжеловесны. Они не соответствуют обыденным представлениям, теоретическим и научным дефинициям. Пользоваться ими скучно. Возьмем для примера определение журнала (см. выше). В нем содержится три других понятия — «периодическое издание», «текстовое издание», «журнальное издание», которые необходимо рассматривать в других частях стандарта для того, чтобы искомое понятие было до конца раскрыто. Однако нужно помнить, что стандарт является законом и, пока действует, он требует неуклонного исполнения. Кроме того, использование его предусмотрено, главным образом, для производственных и юридических задач, где главное — точность, невозможность разных толкований. Ну, а для исследовательских целей — научных или учебных — тут целое поле для интересных типологических изысканий, которые (автор на это надеется) студенты будут проводить под руководством преподавателя. Специальная литература по вопросам типологии изданий имеется достаточно обширная.
Литература
Энциклопедия книжного дела. Издательская группа «Юрист», Москва, 1998г
Пикок Джон Издательское дело. – М., 1998.
А.И. Акопов Общий курс издательского дела Учебное пособие для студентов-журналистов. – Воронеж, 2004
М. С. Тимошик Её величество книга, Киев, 1998
М.С. Тимошик, Издательский бизнес, Киев 2005
15
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |