Реферат по предмету "Журналистика"


Модель личности журналиста характерные черты и особенности

Христианский гуманитарно–экономический открытый университет

Реферат


Студента (ки) 3 курса факультета теологии и журналистики

ФИО Лаптевой Ольги Александровны Дисциплина: «Основы журналистики»

Тема:« Модель личности журналиста: характерные черты и особенности»


«___» ________________ 200__г. Оценка «______________»


Одесса 2009 г.


План


1) Введение 3


2) Характерные черты и особенности личности журналиста

2.1 Направленность

2.2 Способности

2.3 Талант

2.4 Характер

2.5 Самоконтроль


3) Профессиональные требования 5


4) Заключение

5) Список используемой литературы


Введение

Для меня, как для студента факультета журналистики тема данного реферата очень интересна. Она дает возможность не только узнать о тонкостях выбранной мной профессии, но и оценить свои силы и возможности для такой работы. Тема призывает заняться самопознанием, примерить на себя роль состоявшегося журналиста. Выбрать специализацию профессии, соответствующую личным способностям и качествам.

Профессия журналиста открыта, социальна. Со стороны она кажется очень авантюрной и романтичной. Для обычных людей, журналист - представитель особой касты, а для публичных персон – чуть ли не кровный враг.

Журналисты часто становятся виновниками скандалов, а иногда, национальными героями. Поэтому, очевидно, что представители этой профессии - люди особенные.

Цель данного реферата определить качества и особенности личности человека, чей выбор - именно эта интересная и увлекательная профессия.


2 Характерные черты и особенности личности журналиста

Модель личности человека это — многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Существует целая отрасль психологии, которая изучает условия пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека, как субъекта труда – психология трудовой деятельности.

В формировании личности, как субъекта труда, большое значение имеют такие факторы как направленность, способности, характер и самоконтроль.

2.1 Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью – неоценимые качества для журналиста.

Чаще всего – направленность формируется социальной средой, в которой вырос человек, обуславливается установками, идеалами и моделью поведения авторитетов, оказывающих влияние на формирование личности.

Случается, что направленность человека меняется с возрастом, со временем, со сменой социально - политического строя, даже с переменой семейного положения; в результате разочарований, эмоциональных травм и подъемов.

2.2 Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот.

Что касается способностей – в журналистике они могут быть самыми разнообразными.

«Каждая журналистская специализация соотносится со структурой личности и требует определенной совокупности качеств. Например, для репортера особое значение приобретают такие качества как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, умение быстро переключаться с одного задания на другое, находчивость, особый "репортерский нюх" на интересную информацию, широкая информированность, выносливость и мужество.
Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, умение рассматривать отдельные явления в связи с другими, диалектизм, независимость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы.
Публицист немыслим без яркой индивидуальности, умения привлечь внимание аудитории, убедить ее. Ему нужны эрудиция, ярко выраженные литературные способности, аналитические способности, нестандартность и независимость суждений. Интервьюер немыслим без коммуникабельности, умения слушать и умения "разговорить " собеседника, быть интересным собеседником».()

Причем, общепризнанное мнение, что журналист, обязательно должен быть «мастером пера», развеяла моя знакомая, пом. редактора газеты «Слово» Елизавета Радишевская. По ее мнению, журналист, в первую очередь, должен излагать факты, без искажения и украшательства, поэтому в публицистике красота слова – уходит на второй план.

Я вспомнила подобный пример из своей жизни. В школе мы писали сочинение по русскому языку на тему: «Весна». О теме нам сообщили заранее. Я шла в школу – прокручивая в голове образы весны – яркой, солнечной, майской, с цветущими деревьями и проснувшимися пчелами. Какое же было мое разочарование, когда учитель попросил написать о весне правду на существующий момент. События происходили в марте. В тот день было очень холодно и сыро. Птицы не пели, солнца не было. На деревьях не то что листвы – почек не наблюдалось. Очень сложно было уходить от красочных стереотипов и излагать невзрачные факты – а журналистам приходиться это делать постоянно.

Так что я могу отметить еще одну очень важную способность: достоверность, правдивость и объективность.

Этот перечень можно продолжить и дополнять, так как большинство из перечисленных качеств взаимно зависимы и в большинстве своем взаимно дополняемы.
Смена специализации, которая является достаточно частым явлением, естественно приводит не только к необходимости получения новых знаний и навыков, но к формированию новых личностных черт.

В основе развития способностей лежат задатки, - врожденные особенности.

Единое требование к журналисту – уровень общих способностей должен быть высоким.

2.3 Талант— присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам).

Есть ли у человека врожденные способности или нет, порой, определить очень сложно.

В. Аграновский считает что:

«…тайна оригинальности писательского видения и восприятия мира — в наличии или отсутствии таланта.
Почему только писательского? Чем мы, журналисты, хуже?
Жаль нет рецепта талантливости. Но, по крайней мере, всегда есть возможность развивать свои способности, как, впрочем, и опасность их угробить. Не берусь перечислять все составные части журналистского дарования. Но две способности, без которых, мне кажется, действительно не может обойтись журналист-профессионал, назову.
Прежде всего умение удивляться, без которого нет и не может быть прелестной «детской непосредственности», нет радости общения с людьми и жизнью, нет желания остаться наедине с собой, то есть желания думать….

И еще об одном необходимом журналисту элементе, без которого трудно прожить творческой личности: о рабочем состоянии. Что это такое для журналиста? Призыв к самоограничению, к подвижничеству, если угодно, к спартанскому образу жизни. Проще говоря, когда все окружающие безмятежно «наслаждаются», «получают удовольствие», легко отвлекаясь от различных забот, в том числе профессиональных, журналисты продолжают работать, их мозг постоянно «отбирает» и фиксирует то, что предназначено «на продажу» — должно войти в будущий очерк, стать репортажем и т. д.
Конечная цель журналиста — написать, поведать увиденное и пережитое людям и миру.

К великому сожалению, далеко не всем счастливчикам, оказавшимся в эпицентре интересных событий, удается потом создать нечто такое, что взволновало бы читателя, зрителя, слушателя. Как маленькие черепашки, только что родившиеся на берегу, мы изо всех сил торопимся к морю, спасаясь от атакующих нас прожорливых птиц, но чем нас больше, чем выше наша скорость и чем ярче наши способности, тем вернее шансы кого-то из нас «добежать» до талантливой публикации, до выставочного зала, до захватывающего публичного выступления.
Быть может, способность удивляться вкупе с умением жить в «рабочем состоянии» и есть в итоге журналистский талант?» ()

Хотя, талант, для работы не самое главное. Мое первое образование – художественное. Наш преподаватель живописи Тамара Ивановна Егорова говорила: «Есть талант, нет таланта – не беда, главное – трудолюбие и работоспособность. Если есть талант – трудолюбие сделает из вас отличного мастера. Если нет таланта - трудолюбие тоже сделает из вас отличного мастера. Но если есть талант, но нет трудолюбия – то грош ему цена; вы его загубите ленью, и закопаете в гордыни».

2.4 Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм, и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей.

Понятно, что журналист, как человек, занимающей активную социальную позицию в обществе должен обладать в полной мере морально волевым характером. В зависимости от черт характера – избрать себе специализацию.

Если вы честный человек – вам будет сложно работать в сфере рекламы. Если скромный – затруднительно брать интервью. Решительность и настойчивость хороша для поиска материала для работы, но в области аналитики публицистики – не самые важные черты.

Журналист В. Аграновский, в книге «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» пишет:

«Из человеческих качеств я, безусловно, сохранил бы во время сбора материала по крайней мере одно: порядочность. Другие — в зависимости от конкретной обстановки. Можно позволить себе быть хитрым, глупым, доверчивым, подозрительным, мягким, злым, наивным, ехидным — любым, если хочешьвернуться домой не с пустым блокнотом.
Я бы сказал, что мы похожи на актеров, входящих в роль по «системе Станиславского», если бы не одно пикантное соображение. Дело в том, что актерский талант — это прежде всего талант перевоплощения, который впрямую не зависит от личных качеств исполнителя. Для того чтобы сыграть умного героя,

актеру не обязательно быть интеллектуалом. В журналистике подобное невозможно. Нам никто не пишет текстов и не ставит мизансцен. Мы сами себе и режиссеры, и драматурги, и исполнители. И потому, собирая материал, все подчиняя этой цели, можем прикинуться кем угодно, оставаясь при этом умными, принципиальными, честными, великодушными, стоящими на четких мировоззренческих позициях, и во всех случаях жизни — порядочными. Именно эти качества, сочетаемые с любой временной маской, должны быть гарантом чистоты наших помыслов, а нам самим они дают возможность не заходить слишком далеко. Добавлю к сказанному, что журналист, действующий прямолинейно, какого бы ума и таланта он ни был, обрекает себя на великие трудности, которые, увы, не всегда преодолимы.» ()

Я согласна с выводами В. Аграновского, что черту характера как порядочность – необходимо ставить во главу угла.

«Средства массовой информации обладают огромной силой, не только зеркально отражая общественное мнение, но и формируя его. И еще им манипулируя! Отсюда напрашивается такой (не дай Бог!) выход из положения: оставшись на чужом информационном поле, журналист переживает соблазн (вчитайтесь!) вчера добыть завтрашнюю новость и опубликовать ее сегодня. Как это сделать, если не купить за бешеные деньги, не придумать, не спровоцировать, не солгать, а в итоге не потерять человеческое и профессиональное лицо? Мало таких примеров в нашей реальности, мало публичных скандалов, мало судебных провалов и штрафов?»()

2.5 Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя.

Самоконтроль – очень важная профессиональная черта. Если, взять, допустим, специализацию репортер. Такие специалисты всегда должны находиться в центре событий, важных для общественного освещения, будь то открытие кино - фестиваля, или взятие террористами заложников. И в любой ситуации – от самоконтроля журналиста зависит отношение общества к событию. В критических ситуациях журналисту ни в коем случае нельзя впадать в панику, что бы не показывать негативный пример.

Самоконтроль – важная черта при взятии интервью – люди разные, бывают и очень капризные. Журналисты, обладающие высоким уровнем самоконтроля – хорошие телеведущие, так как в студии очень важно не только сохранять личное спокойствие, но и успокоить оппонентов, если требуется, создавать спокойный климат для конструктивного общения.

Журналист должен считаться с критикой в его адрес, и мнениями коллег о его работе.
Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства.

Среди них основное место принадлежит экзистенционально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.

Профессионал — это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач. С позиций психологических особенностей этого понятия, профессионал — это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, во-первых, соответствуют требованиям этой деятельности (с точки зрения возможностей их реализации), во-вторых, представляют относительно устойчивую (для определенных условий) и пластичную структуру и, в-третьих, обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы личности, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда.

Подробнее профессиональные требования к данной профессии я рассмотрю в следующем разделе.


3Профессиональные требования

3.1 Требования профессиональной школы.

Журналист, как правило - человек с высшим образованием – специалист, бакалавр или магистр, а так же тот, кто имеет базовое высшее образование, и прошел дополнительную подготовку по журналистике (второе высшее образование, курсы, и т.п.). Часто, журналистами становятся филологи.

Профессиональная школа готовит специалистов по журналистике в соответствии с требованиями, как социума, так и профессионального сообщества.

Журналист должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков, которые отображаются в государственном образовательном стандарте.

Далее, отмечу качества, специфичные для современного журналиста:
- способность использовать преимущества гипертекстовой структуры представления знания в целях повышения эффективности своих сообщений;
- умение адаптировать свои материалы к возможностям используемых коммуникативных средств и способностью формулировать технические требования к развитию этих средств;
- способностью определить рыночные характеристики, социальный статус, культурное значение своего информационно-коммуникативного продукта;
- умением организовывать коллективные формы работы в Интернете;
- способностью инициировать и поддерживать процессы освоения незнакомых знаниевых областей;
- умением определять цели и ценности своих аудиторий и аудиторий изданий;
- знакомством с правовыми основами своей деятельности;
- знакомством с философскими проблемами развития коммуникаций, информационного общества, современного цивилизационного и культурного процесса, отечественной историей и культурой;
- представлением о месте ноосферного сознания в структуре личности и его роли в социальном и профессиональном поведении человека, основах виртуалистики, синергетики, психологии массовых коммуникаций;
- знакомством с креативными технологиями работы со знанием, основами методологии мыследеятельности и системного анализа;
- знакомством с основами психологии безопасности информационной безопасности, и экологии информационных пространств;
- компьютерной и телекоммуникационной грамотностью на уровне пользователя.
3.2 Образованность личности.

Журналистский опыт актуализирует и развивает широкий спектр компетентностей и тем самым заставляет журналиста постоянно самообразовываться.
В частности можно выделить следующие накапливаемые с опытом качества:
- профессиональная компетентность и ответственность
- умение работать с информацией с применением телекоммуникационных средств
- поисковая исследовательская активность
- самостоятельность и креативность
- системное мышление
- умение работать с текстом
- умение организовывать коллективную деятельность
- проектирование, прогнозирование, планирование
- комплекс качеств менеджера
- эрудиция
- и др.

3.3 Самореализация. Вероятно другой такой, столь же многогранной, как и многомерной профессии просто не существует.
Возможность самореализации является следствием многокомпонентности и многомерности профессии. Действительно трудно назвать способность, которая не могла бы быть реализована в журналистике. Если человек обладает литературным талантом то он реализует его, готовя тексты, если музыкальными способностями, то это позволит ему стать редактором или ведущим музыкальных передач. Если он занимался спортом, то у него появляется шанс стать спортивным журналистом и т.д., и т.п. Если он имеет математические способности, то это может позволить ему стать хорошим аналитиком или заняться научной журналистикой. Это было сказано про профессиональные задатки, но и личностные человеческие свойства здесь также легко могут быть реализованы. Принципиальность сформирует позицию. Доброта – внимание к больным вопросам бытия. Храбрость – позволит работать с опасной информацией или в горячих точках. И так далее. Так что возможность самореализации в журналистике очевидна. Вместе с тем, нужно сказать, что ярко выраженный талант в какой то одной области до конца не сможет быть раскрыт в журналистике. Журналистика требует комплексности, и вследствие этого слегка поверхностна. И литературные, и музыкальные, и математические способности для нее - всего лишь средство для решения своих информацинно-коммуникативных задач. Так что, если Вы хотите заниматься математикой, а не использовать математику для журналистики, идите в математику, а не в журналистику.
Впрочем, и то и другое в некоторых случаях можно совмещать.




Заключение

В реферате я рассмотрела составляющие личности, основные профессиональные качества журналиста и их соответствие. И пришла к выводу, что человек, решивший стать журналистом, независимо от таланта, способностей и характера, прежде всего должен любить свое дело, ревностно к нему относиться. Только при таком подходе, можно действительно найти в журналистике пути самореализации, удовлетворенность профессией, и добиться в ней успеха.


Список используемой литературы


Свитич Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2007

Психология. Учебник для гуманитарных вузов Под редакцией В. Н. Дружинина Издательство: Питер. ISBN

Аграновский В. Вторая Древнейшая. Беседы о журналистике

Интернет газета «Ростовская электронная газета» (РЭГ(№12 [114] 15.08.2005) Автор: Александр Калмыков




Структура профессии журналиста и анализ ее составляющих




RELGA – научно-культурологический журнал широкого профиля, проблемно-тематическое направление которого не ограничивается. Продолжает традиции «Ростовской электронной газеты» (РЭГ) с уклоном в сторону


16




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Районирование
Реферат Развитие делового туризма в Польше
Реферат Изображение народа и о6разы в произведении Путешествие из Петербурга в Москву Радищева
Реферат Развитие науки в Новосибирской и Томской областях
Реферат Региональная демографическая политика и задачи географии
Реферат Рекомендации по усовершенствованию методики разведки
Реферат Xi международная научно-практическая конференция «Нанотехнологии в промышленности» была посвящена фундаментальным проблемам нанонауки и нанотехнологии, проблемам использования нанотехнологии в авиа-, машиностроении, приборостроении и нефтехимии.
Реферат Improving Productivity In The Workplace Essay Research
Реферат Региональная структура межотраслевых комплексов и их товарных рынков
Реферат Анализ финансового состояния организации на примере ОАО Карком
Реферат Регіональна економіка промисловості України
Реферат Покетат, Тимоти
Реферат Ресурсный потенциал и социально экономическое положение Кемеровско
Реферат Рекреационные ресурсы страны Италия
Реферат Рекреаційні ресурси їхня характеристика та оцінка