Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие преступности 5

1. Понятие преступности


Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-
правовое негативное явление, представляющее собой систему пре­
ступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот
или иной период времени.


Преступность исторически изменчива.
Состояние преступности не­одинаково в разных социально-экономических формациях. Ее уровень и структура изменяются и на отдельных этапах развития определен­ной формации в зависимости от содержания и тенденций, причин и условий преступлений, а также от определения государствами круга деяний, объявляемых преступными. Изменчивость преступности четко отражается в истории уголовного законодательства.


Преступность — социальное явление.
Она социальна потому, что ее субъекты, как и лица, на интересы и отношения которых осуществля­ются посягательства, — члены общества. Причиняемый преступнос­тью вред антисоциален, он деформирует общество, нарушает нормаль­ное функционирование его институтов, упорядоченность отношений его членов. Преступность порождается причинами и условиями, нося­щими социальный характер.


Преступность — не просто статистическое множество преступлений, а именно явление.
Как всякое явление, оно закономерно по детерминации (причинно-следственной зависимости и связи обусловливания), по вза­имодействию с другими социальными явлениями — экономикой, поли­тикой, идеологией, психологией общества и социальных общностей, управлением, правом и т.д. Интенсивность и характер преступности определяются противоречиями взаимодействующих социальных процес­сов и явлений криминогенного, антикриминогенного и «смешанного» характера.


Преступность — уголовно-правовое явление.
Понятие преступления — базового элемента понятия «преступность» — дается уголовным пра­вом. Преступления — не только общественно опасные, но и обязатель­но уголовно-противоправные, т.е. запрещенные уголовным законом под страхом наказания деяния. Учет правовой характеристики преступнос­ти при оценке ее уровня, структуры и динамики весьма важен: измене­ния законодательства в сторону криминализации либо декриминали­зации отдельных деяний сказываются на всех ее показателях. Не существует «собственно криминологических» понятий преступности и ее подсистем. Все они жестко запрограммированы их уголовно-пра­вовой оценкой. Поэтому понятия типа «политическая преступность» или «криминологический рецидив» не согласуются с понятием преступ­ности как всегда уголовно-правового понятия и явления.


Преступность суть негативное
для соответствующих правоотноше­ний явление. Поэтому входящие в нее деяния государством объявля­ются уголовно наказуемыми.


Преступность — это не механическое множество, а целостная сово­купность, система
преступлений. Она имеет определенные системные свойства, т.е. устойчивые взаимозависимости преступлений внутри це­лостности и с другими внешними метасистемными социальными яв­лениями. Причем ее элементы — отдельные преступления и их груп­пы (подсистемы) находятся в определенных статистически измеряемых взаимозависимостях и взаимодействиях.


Так, от эффективности предупреждения хулиганства, особенно бы­тового, во многом зависит уровень насильственных преступлений, со­вершаемых по хулиганско-бытовой мотивации. От тенденций пре­ступности несовершеннолетних зависят тенденции преступности в целом и рецидивной в особенности, как и наоборот. Уровень неосторожной должностной преступности (халатности) существенно влияет на уровень хищений и т.д.


Преступность слагается из конкретных преступлений, совершаемых на данной территории в соответствующий период времени.
Между пре­ступностью и преступлениями взаимодействие происходит по законо­мерностям целого и части, общего и единичного (отдельного), системы и ее элементов. Преступность — целостное множество отдельных пре­ступлений (элементов), группирующихся по видам преступлений (пре­ступность несовершеннолетних, рецидивная, корыстная и т.д.). Всем видам преступлений и отдельным преступлениям свойственны обще­ственная опасность и уголовная противоправность. Однако нельзя сво­дить преступность к механической сумме ее элементов. Они лишь про­явления определенной целостности. Закономерности преступности как


социально-правового феномена обнаруживаются именно при анализе ее как целостности.


Разумеется, говоря о преступности как целостности, надо иметь в виду, что она — типичное стихийное явление. Люди, совершающие преступления, не объединены (вне пределов групповых преступлений) ни единством целей, ни средствами их достижения, скрываемыми от окружа­ющих.


Как отмечено, преступность взаимодействует с различными соци­альными явлениями, в том числе с наиболее крупными системами «общество» и «государство». Негативные процессы в последних детер­минируют существование и развитие преступности, позитивные про­цессы и целенаправленные профилактические государственные и об­щественные системы им препятствуют. Например, противоречия в экономике общества своими отрицательными сторонами обуслов­ливают в нашем обществе «теневую» экономику, которая в свою оче­редь способствует экономической и организованной преступности. Организационные и правовые предупредительные меры ограничива­ют и сокращают эту преступность, воздействуя на породившие ее явления и непосредственно на нее. О своеобразии уголовно-норма­тивного воздействия в виде криминализации и декриминализации дея­ний, иных изменений уголовного закона уже говорилось.


В качественном и количественном отношении преступность харак­теризуется тремя основными показателями: уровнем, структурой и динамикой.


Уровень преступности
— это ее количественная характеристика, из­меряемая в абсолютном выражении суммой совершенных преступ­лений, а также в коэффициентах, или индексах преступности (количество совершенных преступлений и лиц, их совершивших, на 1 тыс., 10 тыс. или 100 тыс. населения). Официальной статистикой уровень преступности оценивается по двум показателям: по количеству зарегистрированных преступлений и их уча­стников и по данным о судимости. Данные о регистрации полнее, ибо ближе стоят к реальной преступности (хотя и здесь нужна поправка на латентность). Однако данные о судимости точнее, ибо отражают право­вую характеристику преступности по вступившим в силу приговорам.


Существует, как отмечалось, два вида официальной уголовной ста­тистики:


  • органов МВД и прокуратуры, представляющих картину зарегистрированной преступности;

  • органов юстиции, представляющих состояние судимости в стране.


При оценке уровня преступности необходимо учитывать возможные размеры латентной,
т.е. не учтенной (не зарегистрированной) преступ­ности. Различают объективно существующую (оставшуюся неизвестной правоохранительным органам) и латентную преступность, субъективно обусловленную, т.е. скрываемую правоохранительными и контрольными органами от учета. Наличие латентной преступности объясняется часто такими обстоятельствами, как неправильная реакция потерпевших, не сообщающих в правоохранительные органы о совершенных в отноше­нии них преступлениях из страха или неверия в возможности органов правопорядка, пассивность свидетелей преступлений; недостатки в дея­тельности контрольно-ревизионных органов, органов дознания и след­ствия по выявлению замаскированных преступлений; неправильная по­зиция некоторых должностных лиц (особенно в армии, МВД, государственном аппарате), которые своей властью незаконно «декриминализируют» преступления в дисциплинарные проступки.


Латентность преступности не следует смешивать с ее раскрываемос­тью. Латентная преступность — это такая, которая официально не заре­гистрирована. Нераскрытые же преступления — это зарегистрированные преступления, виновные в которых не выявлены. Вот почему квартир­ные кражи и угоны автотранспорта относятся к низколатентным преступ­лениям и одновременно низкораскрываемым.


Официальная уголовная статистика ведет учет уровня преступнос­ти по таким показателям:количество заявлений и обращений потерпевших о преступлениях;


1)зарегистрированные преступления;


2)выявленные лица, совершившие преступления;


3)осужденные лица по вступившим в силу приговорам.


Структура преступности
определяется соотношением в преступности видов (групп) преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям. Показатели структуры дают каче­ственно-количественную характеристику общественной опасности пре­ступности, ее особенностей, существенных для организации профилакти­ки и для дифференциации практики применения уголовно-правовых мер.


Основные показатели структуры преступности:


а
)соотношение особо тяжких, тяжких, менее тяжких преступлений и преступле­ний небольшой тяжести;


б)соотношение видов преступлений по их классификации, данной в Особенной
части УК;


в
)доли наиболее распространенных преступлений;


г)соотношение видов преступлений;


д)доля преступности несовершеннолетних;


е) доля групповой преступности, внутри нее — организованной;


ж)доля рецидива;


з)преступления, совершенные представителями высших структур власти и уп­равления (так называемая элитно-властная преступность);


и) преступления крупных капиталистов (бизнес-элитная преступность);


к) транснациональная преступность;


л) «география» преступности или региональная преступность;


м) цена преступности.


Динамика преступности — изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.).


Динамика преступности как социально-правового явления ис­пытывает на себе влияние соответственно двух групп факторов. Первая — это причины и условия преступности, демографическая структура на­селения и другие социальные процессы и явления, влияющие на пре­ступность. Вторая — изменения уголовного законодательства, расши­ряющие либо сужающие сферу преступного и наказуемого, меняющие классификацию и квалификацию преступлений. Статистическая кар­тина динамики преступности связана также с эффективностью деятель­ности по своевременному выявлению и регистрации совершенных пре­ступлений, их раскрытию и изобличению виновных, обеспечению неотвратимости справедливого наказания.


Дифференциация социальных и правовых факторов, влияющих на статистическую кривую преступности, необходима для реалисти­ческой оценки действительных изменений в ее динамике и прогно­зе. Важно различать, отражает ли снижение или рост преступности по статистическим показателям реальные социальные изменения уровня и структуры преступности или это лишь правовые измене­ния в законодательной характеристике круга уголовно наказуемых деяний, в полноте регистрации (особенно высоколатентных преступ­лений).


В числе показателей преступности иногда наряду с уровнем, струк­турой и динамикой называют состояние преступности. В таких случа­ях «состояние» оказывается отождествленным с «уровнем». Под со­стоянием преступности правильнее понимать обобщенную характе­ристику преступности по ее уровню, структуре и динамике. Именно такое понимание вкладывают официальные статистические сборни­ки МВД и Минюста в термин «состояние»2
.


2. Классификация мер профилактики


В криминологической литературе предлагаются различные классифи­кации мер профилактики. Оптимальной для программирования и орга­низации профилактической деятельности представляется классифика­ция по следующим основаниям:
социальному уровню предупредительной деятельности; объему (массовости охвата); территориальному масштабу; этапу воздействия на объект профилактики; направленности, виду (со­держанию) воздействия; субъекту разработки и применения.


По социальному уровню
предупредительной деятельности выделя­ются три группы мер: общесоциальные; противодействующие соци­альным патологиям; специальные (криминологические) меры, в том числе «востребованные» меры правового воздействия.


Функция общесоциальной
профилактики последовательно осуще­ствляется обществом в процессе его экономического, социального, по­литического и правового развития. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными ви­дами социальной деятельности, осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач, непосредственно не предна­значенных для предупреждения преступлений, но именно их реше­ние существенно сказывается на уровне преступности. Разрешение противоречий общественного развития, его проблем и трудностей, пре­одоление просчетов, упущений, ошибок в социальном управлении есть в то же время экономическая, политическая, идеологическая, соци­ально-психологическая, правовая основа для устранения, ослабления, нейтрализации процессов и явлений, детерминирующих преступность.


К общесоциальным мерам предупреждения преступности относятся преобразования в сфере экономики, имеющие целью, в конечном счете, поднятие жизненного уровня членов общества, качества их жизни. Под этим углом зрения должна оцениваться (несмотря на существенные из­держки ее проведения1
) концепция радикальной реформы хозяй­ственного механизма страны, ориентированная на создание основы эф­фективной, служащей человеку экономики, стимулирование деловой активности и инициативы людей, их заинтересованности в результатах труда, обеспечение социальной и правовой защищенности различных слоев населения и тем самым на обеспечение устранения, ослабления, нейтрализации ряда криминогенных факторов, лежащих в основе иму­щественной, экономической, должностной и иной преступности.


Стабилизация положения на потребительском рынке, преодоление дефицита промышленных и продовольственных товаров в совокуп­ности также являются важными предпосылками предупреждения эко­номической и иной преступности.


Сокращению бытовой насильственной и иной преступности спо­собствуют мероприятия по решению жилищной проблемы, укрепле­нию семьи, улучшению условий труда и быта женщин, охране мате­ринства и детства, организации досуга.


Несомненное профилактическое воздействие самого широкого спек­тра оказывают демократизация и гласность, коренным образом изме­няющие идейно-политическую атмосферу и обществе, способствующие созданию обстановки нетерпимости общественного мнения к право­нарушениям, оздоровлению морально-нравственного климата в целом в межличностных отношениях.


Наконец, повышение этической, политической, бытовой, эстети­ческой, правовой культуры, в том числе восстановление в правах на­родных традиций и обычаев, обеспечивающих преемственность куль­турного наследия и нравственных регуляторов поведения как важнейшее условие обновления общества, его гуманизации и нрав­ственного совершенствования, является и необходимым элементом предупреждения преступных проявлений.


Меры, противодействующие социальным патологиям.
Традиционное разделение предупреждения преступности только на общесоциальное и специальноеносит, как показывает анализ, в определенной степени условный характер. Имеется обширная совокупность мер, которые со­единяют в себе черты общесоциальной и специальной профилактики. С первой их отождествляет то, что цели этих мер гораздо шире, чем цель борьбы с преступностью.


Например, во главу угла борьбы с пьянством, потреблением нарко­тиков и других одурманивающих веществ, бродяжничеством, прости­туцией, рядом социально значимых болезней (терминология закона), контрабандой, злостным неисполнением воспитательных обязаннос­тей и т.д. положены цели охраны здоровья населения, обеспечения нор­мального функционирования экономики, защиты семьи и интересов детей и т.д. В то же время очевидно, что меры устройства, поддержки и помощи лицам из групп повышенного социального риска имеют и явно выделенный (а не латентный, как в общесоциальных мерах) аспект про­филактики именно преступности, хотя далеко и не сводятся к нему. Поэтому многое говорит за выделение наряду с общесоциальным и спе­циальным предупреждением преступности (преступлений) промежуточ­
ного уровня
профилактики: мер общесоциальных по содержанию, но специализированных на борьбу с аномалиями в обществе (социальны­ми патологиями), более широкими по масштабу, нежели преступность, но непосредственно продуцирующими ее.


Специальная профилактика
(криминологическая и востребованные ею меры правового воздействия) включает меры, направленные имен­но на выделение, устранение, ослабление, нейтрализацию криминоген­ных факторов, на исправление лиц, могущих совершить или повторно совершающих преступления. На уровне специальной профилактики цель борьбы с преступностью, ее отдельными видами и конкретными преступлениями уже не растворена в более общих целях, что характер­но для общесоциального уровня профилактики, и не является произ­водной, как в мерах борьбы с социальными патологиями. Эта цель здесь выделена в качестве единственной или ведущей
для соответствующих мер социального контроля, социальной реабилитации или правоохранитель­ной деятельности. Иными словами, разработка и реализация мер спе­циальной профилактики прямо обусловлены наличием преступности, ее состоянием и характером действующих криминогенных детерминант.


В то же время специальные меры профилактики и ранее выделен­ные меры общесоциального уровня и уровня борьбы с социальными патологиями взаимосвязаны и взаимно подкрепляются. Общесоциаль­ные меры создают соответствующие базовые предпосылки для специ­альной профилактики и профилактики социальных патологий. В свою очередь меры этих уровней взаимодействуют между собой и способству­ют эффективности общесоциальных мер предупреждения преступнос­ти, устраняя конкретные очаги противодействия им.


По объему
(массовости охвата) предупредительные меры разделя­ются на общие, особенные и индивидуальные.


Общие
профилактические меры направлены на выявление, устранение, ослабление, нейтрализацию причин и условий преступности в целом либо ее отдельных видов. Иными словами, они ориентированы на охват инди­видуально неопределенного круга объектов воздействия — ситуаций и лиц (например, комплекс мер по борьбе с незаконным оборотом оружия).


Особенные
меры осуществляются в рамках групп ситуаций или лиц, выделенных по определенным родовым признакам, например, в отно­шении лиц, склонных к совершению преступлений в связи с немеди­цинским потреблением наркотиков, занятием проституцией, бродяж­ничеством и т.д., или в отношении ситуаций, способствующих совершению корыстных преступлений, которые связаны, например, с отсутствием стандартов безопасности для жилищ и офисных помещений, с нарушениями правил учета и хранения документов, денег, товарно-материальных ценностей и т.д.


Индивидуальная профилактика
представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных предупредительных мер в отноше­нии отдельных лиц. Она последовательно направлена на:


а)устранение неблагоприятных воздействий на конкретную личность, могущих
привести к формированию антиобщественной направленности и обществен­но опасному поведению;


б)изменение социально неодобряемого поведения, ведущего к переходу на пре­ступный путь, и коррекцию порождающих его ориентации и черт личности
(если ее искаженное формирование уже имело место);


в)применение неотложных мер по предупреждению непосредственно подготавливаемых преступлений, пресечению попыток их совершения.


Таким образом, общая, особенная, индивидуальная профилакти­ка во всех случаях имеет комплексную задачу:


—противодействие криминогенным детерминантам, создающим ситуации,
объективно благоприятствующие совершению преступлений или (и) форми­
рованию среди определенного контингента, группы, у конкретного лица го­
товности их совершить;


—воздействие на личности, у которых обоснованно прогнозируется или конк­
ретно диагностируется склонность к совершению преступлений (рецидиву),
для удержания от преступлений и ресоциализации.


Целенаправленное предупреждение преступности осуществляется по ряду направлений:
применительно к видам преступлений и типам преступного поведения; сферам общественной жизни, в которых про­исходит формирование человека и складываются ситуации, детерми­нирующие его поведение; социальным группам, характеризуемым специфическими показателями; отраслям народного хозяйства и сфе­рам деятельности, для которых характерны криминогенные факторы; территориальным зонам. Приведенный перечень может быть положен в основу программирования специальных криминологических мер.


По территориальному масштабу
меры предупреждения преступно­сти могут быть:


1)общегосударственными;


2)осуществляемыми на территории субъекта Федерации;


3)местными, осуществляемыми в пределах района, населенного пункта;


4)объектными, проводимыми на отдельных заводах, фабриках, в акционерных
обществах;


5)контингентными, направленными на предупреждение преступлений среди раз­
личных групп населения (несовершеннолетних, безработных, бомжей, наркоманов и т.д.) и др.


Меры предупреждения целесообразно анализировать также по на­
правленности
и виду
(содержанию) их действия. Эта классификация подразделяет меры профилактики всех уровней, масштабов, объемов на социально-экономические, организационно-управленческие, иде­ологические, социально-психологические, медицинские и психоло­го-педагогические, технические, правовые.


Прежде всего надо выделить меры социально-экономического
характе­ра, влияющие на устранение, ослабление, нейтрализацию криминоген­ных факторов (включая их проявление на уровне микросреды и положе­ния отдельных лиц), связанных с падением жизненного уровня населения, кризисными явлениями в производстве и в социальной обстановке. Речь идет, в частности, о мерах социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, как и о мерах оздоровления экономики и стабилизации ситу­ации в целом.


Особое место в предупреждении преступности занимает социаль­но-правовой контроль.
Он не сводится к непосредственному надзору, проверкам и другим контролирующим действиям, а предполагает чет­кую организацию жизни и деятельности людей на основе научно обо­снованных законов, принятых демократическим путем.


Различные отрасли права, на которые возложена задача оптималь­ного правового регулирования всех сфер общественных отношений, играют в организации указанного контроля важную роль. А именно в этих отношениях сосредоточены основные причины и условия, спо­собствующие совершению преступлений.


То или иное правовое регулирование различных сфер обществен­ных отношений либо создает прямые и косвенные предпосылки к со­вершению преступлений (правовые решения последнего десятилетия были характерны прежде всего этим), либо ставит правовые преграды к их осуществлению, предупреждая совершение преступлений на ран­них стадиях «скатывания» субъекта к преступному поведению.


Предлагаемый социально-правовой контроль не следует путать с ныне все еще политически модным пугалом — «тоталитарным», «реп­рессивным» контролем и т.д. Страна медленно и противоречиво эво­люционирует к правовым цивилизованным и твердым устоям. Огром­ная роль в этой эволюции принадлежит социально-правовому (гражданско-правовому, экономическому, финансовому, бюджетно­му, валютному, налоговому, таможенному, пограничному, миграци­онному, экологическому, санитарному, технологическому, а также ад­министративному и уголовно-правовому) контролю. Его оптимальная и научно обоснованная разработка возможна лишь при активном уча­стии специалистов различных отраслей права.


На современном еще кризисном уровне социально-экономичес­кого развития России социально-правовой контроль как одно из на­правлений профилактической деятельности является наиболее реа­листичным2
.


К этому же направлению следует отнести конкретные меры борьбы с безответственностью и бесхозяйственностью, обеспечение платежей на­логов и сборов, улучшение учета, хранения, контроля сохранности иму­щества, уменьшение непроизводительных потерь и своевременное их вы­явление, взыскание ущерба с виновных, подбор кадров и т.п.


К совершенствованию социального контроля за работой аппара­тов управления, ее эффективностью, с тем чтобы максимально огра­ничить масштабы недостатков и нарушений («издержек управления»), способствующих существованию и расширенному воспроизводству имущественной, экономической, должностной (служебной) и иной преступности, в том числе коррупционной, относятся организацион­но-управленческие меры.
Профилактический аспект социального кон­троля включает, в частности, меры по совершенствованию конт­рольно-ревизионной и аудиторской деятельности. Значимы и организационно-управленческие меры в сфере право­охранительной деятельности: ее координация, специализация приме­нительно к отдельным видам преступности, информационное, мето­дическое, кадровое, ресурсное обеспечение профилактических функций и т.д.


К идейно-нравственным
относятся меры, устраняющие или ограни­чивающие криминогенные факторы путем формирования у членов об­щества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечело­веческие ценности; меры, формирующие в общественном мнении нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям; меры повы­шения культуры людей.


Значительная часть этих мер осуществляется через институты социаль­ного воспитания, и прежде всего через образовательные учреждения и сред­ства массовой информации. Вместе с тем в последние годы обозначилась необходимость противодействовать злоупотреблениям свободой инфор­мации, когда распространяются запугивающие население ложные утвер­ждения о «беспределе преступности», «бессилии правоохранительных орга­нов» ит.п., либо пропагандируются стереотипы вседозволенности в личном поведении (см. гл. VI
).


Медицинские
и психолого-педагогические меры
профилактики вклю­чают:


1) предупреждение распространения болезней, представляющих опасность для окружающих; лечение и ресоциализацию лиц, страдающих этими болезнями (в том числе психическими расстройствами)1
;


2) противодействие распространению форм поведения, связанных с социальной дезадаптированностью и воспроизводством преступности, — бродяжничества, проституции, пьянства, серьезных бытовых конфликтов и т.д.; социальную, пси­холого-педагогическую, медицинскую помощь носителям этих форм поведения.


К техническим мерам
относятся различные средства и приспособ­ления, затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей, фальсификацию банковских операций; пре­пятствующие проникновению в хранилища, жилища, служебные по­мещения с целью совершения краж; противодействующие возникно­вению аварийных ситуаций на производстве и транспорте, угонам автотранспорта, возникновению пожаров и т.п. Речь идет, в частно­сти, о различных измерительных приборах, автоматах для фиксиро­вания производственных процессов, определения качества и количе­ства выпускаемых и реализуемых товаров, остановки механизмов при возникновении аварийных ситуаций; средствах охранной сигнализа­ции, запирающих устройствах; осветительных приборах в обществен­ных местах, устройствах быстрого вызова работников милиции.


Значительное место уделяется техническим мерам предупреждения преступности во всех целевых программах по усилению борьбы с пре­ступностью. Предусмотрено, в частности, нанесение маркировочных зна­ков на транспортные средства на заводах-изготовителях; защита банков компьютерной информации; установка дополнительных средств техни­ческой защиты на объектах гражданской авиации; усиление техничес­кой защиты ценных бумаг; присоединение к Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991) и др.


Правовые меры
предупреждения преступности, во-первых, создают правовую базу для разработки и применения мер профилактики всех видов, перечисленных выше. Во-вторых, предусмотренные в соответ­ствующих нормативных актах меры правового воздействия и основан­ные на них меры правового воспитания непосредственно обеспечива­ют предупреждение преступности, ее отдельных видов и конкретных преступлений.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.