Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина»
Реферат
По предмету: Уголовное право
На тему
«Потерпевший от преступления»
Рязань 2010г.
Содержание
Введение
1. Понятие потерпевшего в уголовно - правовых отношениях
2. Признаки потерпевшего
3. Решение о признании лица потерпевшим
4. Место потерпевшего от преступления в уголовном праве
5. Проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего, на законодательном уровне и на практике
6. Международные правовые документы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Построение правового государства и развитие демократических начал общественной жизни предполагают признание приоритета общечеловеческих ценностей, и прежде всего жизни, здоровья, свободы, достоинства, чести, прав и интересов личности. В связи с этим требуется переоценка характера общественной опасности преступлений против личности и правонарушений, связанных с посягательствами на нее, а также всех преступлений ,в результате которых нарушаются права и законные интересы граждан.
Предмет особой заботы и правовой защиты в уголовном праве - права и интересы потерпевшего, потерпевший как личность, интересы которой были нарушены в результате совершения преступного деяния, в теории уголовного права занимает важнейшее место.
С общим ростом преступности в стране, важнейшей задачей государства является охрана (в том числе и уголовно-правовая) законных прав и интересов граждан страны и в первую очередь потерпевших от преступлений.
Целью данного реферата является рассмотрение понятия, признаков потерпевшего от преступления и определение его места в уголовном праве.
Задачи :
- Раскрыть понятие «потерпевший от преступления»;
-Обозначить признаки потерпевшего;
-Выяснить основания для решения признания лица потерпевшим;
-Определить место потерпевшего от преступления в уголовном праве;
-Рассмотреть проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего, на законодательном уровне и на практике;
-Выяснить какие международные правовые акты защищают права потерпевших.
1. Понятие потерпевшего в уголовно-правовых отношениях
Термин «потерпевший» впервые появился в Уставе уголовного судопроизводства от 24 ноября 1864 года. В этом документе для обозначения лица, пострадавшего от преступления, используется производная форма глагола «потерпеть»: «потерпевший от преступного деяния», «потерпевший, вред и убытки». С тех пор названный термин используется в нормативном материале.
Правовое понятие «потерпевший» гораздо уже понятия «жертва» как по семантическому значению, так и по определяемой наукой смысловой нагрузке. Представляется нецелесообразным искусственно заужать устоявшееся в науке значение термина «жертва» и придавать ему уголовно-правовое значение. Термин «жертва» более точно обозначает лиц, понесших вред, ущерб, в виктимологическом смысле, и представляет собой не правовое, а виктимологическое понятие.
Необходимо произвести соотношения между понятиями жертва-пострадавший-потерпевший. Жертва – понятие более широкое чем пострадавший и потерпевший. Между тем, нам представляется, что данные понятия соотносятся между собой как общее – особенное – единичное. Однако, прав Л.В. Франк, который утверждает, что «основным термином для обозначения тех, кому причинен вред преступным посягательством, должен все же оставаться «потерпевший», то есть термин, избранный законодателем»[1]
.
Определяя понятие потерпевшего, ученые обращали внимание, на те или иные его признаки. Принципиально важным считает закрепление в законодательстве понятия потерпевшего от преступления Б.А. Протченко. Им предложена следующая формулировка: потерпевшим «является гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или материальныйвред»[2]
. Как показала дальнейшая работа над уголовно-правовым понятием потерпевшего, к потерпевшим относят не только физических лиц (граждан), но и юридических лиц.
Потерпевший – это субъект, который по своей природе может быть физическим или юридическим лицом.
Родовым понятием потерпевшего от преступления является понятие субъекта или субъектов, которых авторы определяют по-разному: «лицо», «лица», «физическое лицо», «гражданин», «юридическое лицо», «нефизическое лицо», «организация, предприятие, учреждение».
Прежде всего, в качестве потерпевшего рассматривается физическое лицо. Данное положение в науке не оспаривается. Потерпевшим от преступления может стать любое лицо, в отношении которого совершено преступление. Прав П.С. Дагель, утверждая, что для признания потерпевшим не требуется достижения лицом определенного возраста, вменяемости или наличия каких-либо других признаков.[3]
Это положение имеет значение по конкретным преступлениям. Действительно, потерпевшим может быть и новорожденный ребенок (ст.ст. 106, 153 УК РФ), и человек, не способный осознавать характер совершаемых над ним действий из-за недееспособности или беспомощного состояния (п. «в» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 120, ч. 2 ст. 202 УК). Гражданство лица для рассмотрения его в качестве потерпевшего также значения не имеет. Поэтому, наверное, не нашло поддержки определение потерпевшего Б.А. Протченко, как «гражданина». Гражданство потерпевшего учитывается при определении юрисдикции государства (ст. 12 УК РФ). Министерством внутренних дел Российской Федерации ведется учет потерпевших от преступлений. Физические лица, потерпевшие от преступления – это живые люди. Умершее лицо не обладает правами, которые могут быть нарушены, т.е. ему не может быть причинен вред.
Потерпевшие – физические лица могут существовать как индивидуально-определенные, так и в виде неких общностей физических лиц, например, религиозных групп, рас, наций, народностей, семей. При совершении таких деяний, как «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе» (ст. 282 УК РФ), «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой» (ст. 357 УК) в случае причинения вреда членам указанных общностей, они рассматриваются как потерпевшие – физические лица. Потерпевшие - физические лица могут обладать общими (едиными) для них признаками, или особенными, выделяющих их среди других потерпевших. Это могут быть признаки, касающиеся социально-правового статуса (иностранный гражданин, лицо, пользующееся международной защитой), возраста (новорожденный, несовершеннолетний), пола, профессии и пр. Подобная характеристика, имеет теоретические и практическое значение, так как, во-первых, позволяет получать более глубокие и разносторонние знания о потерпевшем и, во-вторых, способствует более точной квалификации преступлений. Выделение признаков потерпевших важно для уголовной статистики.
Таким образом, исходя из вышеизложенного потерпевшим является физическое лицо, любой человек, вне зависимости от каких-либо присущих ему признаков и характеристик.
В науке все ещё обсуждается вопрос о признании потерпевшим юридического лица. Дискуссионной также является тема о признании потерпевшими от преступлений общества и государства.
2. Признаки потерпевшего
Как видно из приведенных выше определений, многие вопросы уголовно-правового понятия потерпевшего не находят единообразного разрешения, а некоторые сущностные признаки вообще не отражены. В процессе анализа научных определений было составлено общее представление о потерпевшем от преступления и вычленены его признаки, которые в своей совокупности могут быть положены в основу его уголовно-правового понятия.
Широкий разброс мнений в теории и практике свидетельствует о сложности проблемы потерпевшего как такового. Для определения уголовно-правового понятия потерпевшего существует ряд признаков.
1.Потерпевший – это физическое или юридическое лицо.
2. Преступление нарушает права потерпевшего путем причинения вреда или путем угрозы его причинения.
3. Вред, причиняемый потерпевшему, носит физический, материальный или моральный характер.
4. Потерпевшим является лицо, которому вред причинен именно преступлением.
5. Нарушение прав путем причинения вреда или угрозы его причинения отрицательно оценивается потерпевшим.
Как видно из приведенного перечня, потерпевшего характеризуют признаками, одни из которых существуют объективно, независимо от него, другие – есть субъективное отношение потерпевшего к происшедшему событию.
3. Решение о признании лица потерпевшим
Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.
Когда же должно быть принято решение о признании человека потерпевшим?
- Как только будут обнаружены фактические данные о том, что лицо стало жертвой преступного деяния (действия или бездействия), предусмотренного уголовным законом, но не ранее момента возбуждения уголовного дела. Если в результате преступления человек погиб, то потерпевшим признается один из близких родственников погибшего. Но, если в признании потерпевшими настаивают несколько близких родственников погибшего, то они также могут быть признаны потерпевшими.
Важным недостатком Кодекса является то, что он не предусматривает возможности признания потерпевшим дальнего родственника, близкого друга или представителя коллектива, в котором работал (учился) потерпевший. А ведь не всегда близкий родственник – самый близкий человек для погибшего.
Если потерпевшим будет признано юридическое лицо, его интересы должен защищать представитель на основании выданной ему по правилам ст.185-189 ГК РФ доверенности.
Если потерпевшим является несовершеннолетний или лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не может осуществлять предоставленные ему законом права (например, инвалид; человек с задержкой психического развития; прикованный к постели человек, не признанный инвалидом) , то в деле должно быть обеспечено право его представителя. [4]
4. Место потерпевшего от преступления в уголовном праве
В соответствии с частью 1 статьи 2 Уголовного кодекса Российской Федерации задачами Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Задачу охраны указанных объектов уголовное право осуществляет, прежде всего, определяя, что является преступлением и в каком случае наступает уголовная ответственность. основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего в себе все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом (ст. 8 УК РФ).
Состав преступления – это такая система объективных и субъективных признаков, которые являются необходимыми и достаточными для признания лица совершившим определенного рода преступление[5]
.
Как известно, состав преступления включает в себя определенные признаки. Свойства личности потерпевшего от преступления в число этих признаков не попадают, хотя для привлечения к уголовной ответственности за некоторые преступления (например, за убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности) необходимо четко установить те свойства потерпевшего, которые указаны в статье Особенной части УК РФ. Более того, ошибка лица, совершившего преступление, в свойствах личности потерпевшего, в некоторых случаях может повлечь изменение квалификации содеянного.
Кроме того, некоторые ученые, небезосновательно, по моему мнению, заявляют о том, что лицо, пострадавшее от преступления, должно признаваться субъектом (сосубъектом) уголовного правоотношения[6]
.
В настоящее время достаточно устоявшимся является положение о том, что субъектами уголовного правоотношения являются лицо, действительно, совершившее преступление, с одной стороны, и, государство, с другой. Именно государство обладает правом применить к лицу, совершившему преступление, меры принуждения, а не лицу, которому этим преступлением причинен какой-либо вред, так как нарушая права и интересы отдельного человека, преступник нарушает интересы всего государства.
Следует согласиться с мнением о том, что, устанавливая уголовную ответственность за то или иное вредоносное деяние, государство делает это, в конечном итоге, ради защиты человека, его потребностей и интересов[7]
.
Можно, таким образом, сделать вывод о том, что государство как субъект уголовного правоотношения представляет, защищает интересы, в первую очередь, конкретного потерпевшего, а в целом – всего общества. В данном случае государство само решает, как наказать преступника за те страдания, которые они причинил потерпевшему.
Уголовное право является публичной отраслью права, а потому конкретный потерпевший не обладает в рамках уголовного правоотношения какими-либо полномочиями. Это незыблемое правило можно поставить под сомнение только лишь в одном случае – в случае применения ст. 76 УК РФ. Указанная норма предусматривает возможность освобождения виновного в преступлении в том случае, если он примирился с виновным.
Не вызывает сомнения тот факт, что в случае освобождения виновного от уголовной ответственности по ст. 76 УК РФ уголовное правоотношение закончится. Следовательно, в такой ситуации от мнения потерпевшего зависит, будет продолжаться или нет уголовное правоотношение. Несмотря на то, что окончательное решение принимает компетентный орган, выступающий от имени государства, позиция потерпевшего от преступления является основополагающей. Кроме этой нормы в уголовном законе не содержится иных положений, свидетельствующих о том, что от воли потерпевшего зависит развитие или прекращение уголовного правоотношения.
Однако все изложенное позволяет поставить закономерный вопрос: признается ли потерпевший субъектом уголовного правоотношения или необходимо говорить об исключительном случае наделения потерпевшего правом высказывания своего мнения относительно прекращения уголовного правоотношения.
Первый вариант является более обоснованным. Если исходить из определения уголовного правоотношения как отношений между государством, выступающим в лице органов правосудия и преступником по поводу совершенного последним общественно опасного деяния – преступления и уголовной ответственности виновного за содеянное[8]
, то потерпевший напрямую осуществляет действия, связанные с привлечением виновного к уголовной ответственности, точнее – с освобождением от нее. Естественно, что такие действия являются следствием совершенного лицом общественно опасного деяния. Сущность обязанностей и прав государства как субъекта уголовного правоотношения заключается в том, что государство имеет право и обязано, в установленном законом порядке, привлечь виновного к уголовной ответственности и применить к виновному наказание, предусмотренное законом за данное преступление[9]
.
Принимая уголовный закон, государство само определило, что при применении ст. 76 УК РФ для реализации указанной обязанности (права), требуется мнение потерпевшего, т.е. «уступило» ему часть своих правомочий. Все это, позволяет сделать вывод о том, что потерпевшего следует признать субъектом уголовного правоотношения.[10]
потерпевший преступление защита
5. Проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего, на законодательном уровне и на практике
За последние пять лет общее количество зарегистрированных преступлений выросло в России в два с лишним раза по сравнению с предыдущей "пятилеткой". Материальный ущерб от этих преступлений увеличился троекратно. Ежегодно жертвами преступлений становятся до 4 миллионов человек. Приводя эти тревожные показатели, следует иметь в виду, что речь идет лишь о данных официальной статистики, не учитывающей латентную преступность. Между тем, по оценкам экспертов, на одно зарегистрированное преступление в России приходится четыре незарегистрированных.
Проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно свидетельствуют о том, что около 60 процентов лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверены в том, что защиты от них не получат. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших по тем или иным причинам отказалась от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще.[11]
Одним словом, потерпевшие весьма слабо верят в эффективность и справедливость правосудия, в его способность защитить их права и изобличить преступников. Защита прав потерпевших в уголовном судопроизводстве регламентируется Федеральным законом от 20.08.04 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", вступившим в силу 1 января 2005 года. Законом установлены принципы осуществления и виды государственной защиты потерпевших, включающие меры обеспечения их безопасности и социальной поддержки, определены как порядок применения этих мер, так и органы, за них ответственные. Все бы хорошо, но только на практике указанный закон фактически не работает. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.06 N 200 в целях реализации указанного закона утверждена Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы". Разработаны основные мероприятия программы и механизм их исполнения, распределены затраты между ее участниками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.06 N 630 утверждены Правила, регулирующие применение отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В приложениях к Правилам содержатся формы постановления об избрании меры безопасности, уведомления об избрании (изменении, дополнительном применении) меры безопасности в отношении защищаемого лица и предупреждения о неразглашении сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении него мерах безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 664 утверждены Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты. Правила определяют размеры и порядок выплаты единовременных пособий защищаемым лицам, а в случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве - членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.07 N 134 утверждены Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Правила устанавливают порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты защищаемых лиц, включая основания для защиты сведений и порядок действий органов, осуществляющих меры безопасности, по защите конфиденциального характера сведений.
В настоящее время МВД России разрабатывается проект приказа о создании специальных подразделений, уполномоченных на применение мер безопасности, а также о порядке применения мер безопасности данными подразделениями министерства. Пока же такие подразделения есть всего в нескольких субъектах Российской Федерации.
К сожалению, целый ряд положений перечисленных выше правительственных постановлений не соответствует требованиям практики и не способствует повышению эффективности государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Кроме того, следует отметить, что, не располагая ни достаточным финансированием, ни практическими навыками применения защитных мер, предусмотренных законом, сотрудники правоохранительных органов крайне редко прибегают к таким способам защиты охраняемых лиц, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, изменение места работы или учебы и др.
Следует отметить, что перечень объектов, которые согласно закону нуждаются в защите, также является неполным, поскольку противоправное посягательство может быть направлено не только на жизнь, здоровье и имущество, но также на честь и достоинство защищаемых лиц. В качестве основания для применения мер безопасности закон устанавливает лишь «...угрозы убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными деяниями». Если же воздействие на потерпевшего выражается в формах давления, которые формально не содержат состава противоправных действий, применение мер безопасности невозможно. Между тем таким воздействием может являться, например, демонстративное преследование потерпевших и свидетелей на улицах, их фотографирование незнакомыми лицами, появление рядом с их домом автомашин с людьми подозрительной внешности и т.д.
6. Международные правовые документы
Другой важный международный правовой документ, защищающий права потерпевших - Европейская Конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений, принятая в 1983 году. Эта конвенция устанавливает, что:
Государство возмещает убытки, когда не может быть обеспечено их возмещение из других источников:
1) тем, кто из-за умышленных насильственных преступлений понесли серьезный урон физическому состоянию или здоровью;
2) тем, кто находился на иждивении погибших в результате такого преступления (ст. 2).
Компенсация должна покрывать по крайней мере:
а) потерю дохода;
б) затраты на медикаменты;
в) затраты на похороны;
г) алименты, содержание иждивенцев (ст. 3).
В дальнейшем государство может получить с виновного компенсацию вместо потерпевшего, которому оно выплатило компенсацию.
Заключение
Нормативные акты и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. №237, 25.12.1999.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
3. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений» //Российская газета, 27.05.2008 № 4676
4. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 29.12.2004) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (принят ГД ФС РФ 31.07.2004)
Монографии
1. Дагель П. С. Потерпевший от преступления. Владивосток, 1974. – 241 с.
2. Карпушин М.П., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1974. – 395 с.
3. Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., 1975. – 198 с.
4. Музеник А.К. Потерпевший (жертва преступления) и уголовное правоотношение (в порядке обсуждения): Томск, 2002. – 259 с.
5. Огурцов Н.А. Правоотношения и ответственность в советском уголовном праве. Рязань, 1977. – 351 с.
6. Протченко Б.А. Потерпевший как субъект уголовных правоотношений., М., 2004. – 358 с.
Периодическое издание
1. Загородников Н.И. Демократизация советского общества и проблемы науки уголовного права // Сов. гос-во и право. 1990. № 12.
2. Лакеев А.А. Потерпевший от преступления: Уголовно-правовой аспект//Человек: преступление и наказание. 1995. № 1.
3. Останина В.В.. Место потерпевшего от преступления в уголовном праве. Вестник ТГПУ. 2006. № 23.
4. Франк Л.В. О виктимологических исследованиях Вопросы уголовного права, прокурорского надзора, криминалистики и криминологии. 1971. № 3
[1]
Л. В .Франк.О виктимологических исследованиях // Вопросы уголовного права, прокурорского надзора, криминалистики и криминологии. 1971. № 3-4. С. 8.
[2]
Протченко Б.А. Потерпевший как субъект уголовных правоотношений., М., 2004. – С. 74.
[3]
Дагель П. С. Потерпевший от преступления. Владивосток, 1974. – С. 61.
[4]
Лакеев А.А. Потерпевший от преступления: Уголовно-правовой аспект//Человек: преступление и наказание. 1995. N 1. С. 24-25.
[5]
Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., 1975. – С. 37.
[6]
Музеник А.К. Потерпевший (жертва преступления) и уголовное правоотношение (в порядке обсуждения): Томск, 2002. – С. 3-6.
[7]
Загородников Н.И. Демократизация советского общества и проблемы науки уголовного права // Сов. гос-во и право. 1990. № 12. – С. 52.
[8]
Огурцов Н.А. Правоотношения и ответственность в советском уголовном праве. Рязань, 1977. – С. 27.
[9]
Карпушин М.П., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1974. – С. 21-22.
[10]
В.В. Останина. Место потерпевшего от преступления в уголовном праве. // Вестник ТГПУ. 2006.№ 23. – С. 8.
[11]
Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений» //Российская газета, 27.05.2008 № 4676
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Проблемы взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению |
Реферат | Макроекономічні показники |
Реферат | Хронология далекого прошлого |
Реферат | Наукова творчість |
Реферат | Санитарно-техническое оборудование зданий. Пояснительная записка |
Реферат | Нижегородская область |
Реферат | Економічна сутність ПДВ його роль та значення |
Реферат | Основы управления интеллектуальной собственностью |
Реферат | Империя в XVIII веке |
Реферат | Кудымкар |
Реферат | Оценка эффективности работы ТЭС |
Реферат | Мальдивы |
Реферат | Політичний статус змі за системи поділу влади |
Реферат | Становление сёгуната Токугава |
Реферат | Эфиопия |