Реферат по предмету "Государство и право"


Парламент и президент в конституциях зарубежных стран

Юридический факультет


Кафедра гуманитарных и социальных наук


Доклад


По дисциплине ” Конституционное право зарубежных стран “


Тема: «Парламент и президент в конституциях зарубежных стран»



Парламент и президент в конституциях зарубежных стран


Парламент - общегосударственное представительное учреждение, демократического общества, главная функция которого в системе разделения властей, заключается в осуществлении законодательной власти. Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью и обществом, являлся формой представления общества во власти. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган. В настоящее время существует более 150 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями. В основе их классификации лежат структура парламента и объем компетенции.


Существуют две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.


Исторически двухпалатная система построения парламентов существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии, нижняя - для представительства широких слоев населения.


В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).


Примерно в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты, составляющие в настоящее время большинство (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).


Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов. Что касается формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные способы:


- формирование посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов (Индия, Норвегия, Дания);


- формирование посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат (США, Италия, Япония);


- формирование верхней палаты посредством назначения (ФРГ);


- формирование верхних палат смешанным путем, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия).


Полномочия парламента.


Из конституционного статуса парламента и его функций вытекает и компетенция парламента, т.е. совокупность его полномочий. В конституциях стран мира компетенция парламента определяется по-разному: в одних странах она формулируется очень четко и определенно (например, в США, Испании, Франции, Сенегале, Габоне, Мадагаскаре и др.); в других — она частично определена достаточно четко, но в той или иной мере содержит и положения, делающие пределы полномочий парламента достаточно неопределенными, подвижными (например, в Швейцарии); в третьих — компетенция парламента остается совершенно неопределенной и ничем не ограниченной, поскольку в своей законодательной деятельности в любом вопросе он не связан никаким конституционным актом (Великобритания, Япония, Италия, Новая Зеландия, Ирландия и др.). В отдельных монархических мусульманских странах (Саудовская Аравия, ОАЭ) полномочия парламента носят в основном консультативный характер.


В полномочия парламента входит:


1. Законодательная деятельность.


2. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия.


3. Контроль над деятельностью правительства, который присущ лишь демократическому политическому режиму.


4. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров


5. Назначение референдумов.


6. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах.


7. Полномочия в области обороны и безопасности.


8. Есть и Судебные полномочия, но они являются ограниченными и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности.


По демократическим конституциям парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные. В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства. В президентских республиках парламент более независим, но и здесь президенты располагают богатым арсеналом средств воздействия на него.


Президент.


В переводе с латыни «президент» означает «сидящий впереди». Становление и развитие этого политического института начинается в конце XVIII в. Сегодня институт президентства стал атрибутом республиканской формы правления и одним из признаков демократического строя. В наше время президенты возглавляют многие государства мира. В зависимости от того, является ли республика президентской или парламентской, президент обладает, соответственно, более широкими или более узкими полномочиями.


Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разных странах глава государства, в соответствии с их конституциями, рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен, либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Италия). Также президент может быть и символом государственности, как монарх в Японии.


Президент, в отличие от монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40 лет, в Италии - 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной "потолок" и др.


Конституции предусматривают обязанности президента и содержат определенные запреты. Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества иногда не разрешается получать вознаграждение также за научную, художественную или литературную деятельность, если он занимается ею. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии, другие продолжают партийную деятельность. Нередко президент может покидать страну лишь с разрешения парламента.


Особенности правового статуса президента: всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота; власть президента производна - он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса; роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания ; увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра; в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.


Компетенция главы государства


Главы государств в зарубежных странах, в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Выделим наиболее общие.


1. В области государственного управления:


право участия в формировании правительства (носит номинальный характер), часто - в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти.


Почетная прерогатива верховного главнокомандующего; право объявления чрезвычайного положения на всей территории страны или ее части.


2. В законодательной области:


созыв парламента на очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания при определенных условиях сессии; право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат); назначение внеочередных или очередных выборов; право законодательной инициативы; право санкционировать и опубликовывать законы, возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона.


Право вето: право назначать членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.


3. Во внешнеполитической области:


высший представитель страны в сфере внешних сношений;


назначение послов, посланников и иных дипломатических агентов;


право ведения международных переговоров, заключение и ратификация (иногда с согласия парламента) международных договоров и соглашений;


право объявления войны и заключения мира (на практике осуществляется правительством);


4. Во внутриполитической деятельности:


право предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам;


право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;


право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;


право присвоения почетных званий и титулов;


участие в церемониях и празднествах (военные парады, открытие школ и университетов).


Оценку подлинной роли главы государства по букве конституции дать нельзя, т.к. между тем, что записано в конституции, и действительностью - дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен (особенно в парламентарных странах). А если же глава государства выйдет из повиновения правящей элиты, есть различные средства - конституционные ( импичмент ) и неконституционные (свержение), с помощью которых можно обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха.


парламент президент конституция



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Причины и пути выхода из мирового финансового кризиса
Реферат Бонн
Реферат Психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения старшеклассников
Реферат Англоязычная терминология психиатрии как объект лингвокогнитивного анализа
Реферат Лекции - Акушерство (основные осложнения в родах и группы риска по
Реферат Проектирование маршрутного технологического процесса сборки изделия
Реферат Устройство и эксплуатация приборов автоматики компрессионной холодильной установки
Реферат John Marshal Essay Research Paper The Influence
Реферат Визначення фізичних властивостей і швидкості руху небесних тіл за їхніми спектрами 2
Реферат Перспективы внедрения автоматизированных технологий в архиве
Реферат Игра - ведущий вид деятельности дошкольника
Реферат Janet Jackson Essay Research Paper This essay
Реферат Статус молодых специалистов
Реферат "Бесконечный тупик"
Реферат Западно-Сибирский ТПК