Реферат по предмету "Государство и право"


Антимонопольные органы, их задачи, цели и действия в предпринимательских отношениях

Реферат


по
предмету: Предпринимательское право



На
тему: Антимонопольные органы, их задачи, цели и действия в предпринимательских
отношениях



 







Введение



 



Проведение государственной политики
по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного
контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение
и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных
ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.



Полномочия федерального антимонопольного
органа определяются Законом от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.



Федеральный антимонопольный орган
для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать
соответствующих должностных лиц.



Федеральным антимонопольным органом
в России является Федеральная антимонопольная служба[1].



антимонопольный федеральный орган









1. 
Задачи и цели антимонопольных органов.
Их полномочия





Федеральная антимонопольная служба
является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением
законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке
финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных
законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных
законодательством полномочий антимонопольного органа).



Руководство деятельностью Федеральной
антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.



Федеральная антимонопольная служба
осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы
во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.



Территориальный орган Федеральной
антимонопольной службы осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением
законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на
рынке финансовых услуг (далее - антимонопольное законодательство), деятельности
субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий
антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий
антимонопольного органа).



Территориальный орган осуществляет
свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации
во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной
власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.



В Республике Башкортостан территориальный
антимонопольный орган представлен Управлением Федеральной антимонопольной службы
по Республике Башкортостан (г. Уфа, ул. Пушкина, 95)[2].



Полномочия антимонопольных органов:



1) при наличии признаков нарушения
антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых
принимать решения и выдавать предписания;



2) выдавать хозяйствующим субъектам
обязательные для исполнения предписания:



о недопущении действий, создающих
угрозу нарушения антимонопольного законодательства;



об устранении последствий нарушения
антимонопольного законодательства;



о восстановлении положения, существовавшего
до нарушения антимонопольного законодательства;



о принудительном разделении коммерческой
организации или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной
или нескольких организаций;



об изменении условий или о расторжении
договоров и иных сделок;



о заключении договоров с хозяйствующими
субъектами;



о перечислении в федеральный
бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства;



об изменении или ограничении
использования фирменного наименования;



о выполнении экономических, технических,
информационных и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных
условий;



о совершении действий, направленных
на обеспечение конкуренции;



3) выдавать федеральным органам
исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органам местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных
органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные
для исполнения предписания:



об отмене или изменении принятых
ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству;



о прекращении нарушений антимонопольного
законодательства;



о расторжении или об изменении
соглашений, заключенных ими и противоречащих антимонопольному законодательству;



о совершении действий, направленных
на обеспечение конкуренции;



4) привлекать коммерческие организации
и некоммерческие организации, их руководителей, физических лиц, в том числе индивидуальных
предпринимателей, а также должностных лиц федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций
к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
в случаях и в порядке, которые установлены законодательством об административных
правонарушениях;



5) проводить проверку соблюдения
антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных
органов власти органами или организациями, получать от них необходимые документы
и информацию, объяснения в письменной и устной формах;



6) обращаться в суд или арбитражный
суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе:



о признании недействительными
полностью или в части:



противоречащих антимонопольному
законодательству актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций;



договоров и иных сделок, не соответствующих
антимонопольному законодательству;



об обязательном заключении договора
с хозяйствующим субъектом;



о ликвидации коммерческих организаций
и некоммерческих организаций;



7) участвовать в рассмотрении
судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного
законодательства;



8) устанавливать наличие доминирующего
положения хозяйствующего субъекта;



9) давать разъяснения по вопросам
применения антимонопольного законодательства;



10) формировать и вести реестр
хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более
35 процентов;



11) давать в установленном порядке
заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке
при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и о введении нетарифных
мер;



12) осуществлять сотрудничество
с международными организациями и государственными органами иностранных государств,
принимать участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации,
работе межправительственных и межведомственных комиссий, координирующих международное
сотрудничество Российской Федерации, осуществлении международных программ и проектов
по вопросам компетенции антимонопольного органа;



13) осуществлять обмен информацией
с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, международными организациями
и государственными органами иностранных государств в пределах своей компетенции;



14) направлять рекомендации о
развитии конкуренции соответствующим федеральным органам исполнительной власти,
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления,
иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям;



15) проводить анализ состояния
товарных рынков;



16) осуществлять иные предусмотренные
настоящим Законом полномочия.



Сотрудники антимонопольного органа,
надлежащим образом уполномоченные, в целях выполнения возложенных на них функций
при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя)
антимонопольного органа о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа
в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями
или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие
субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых
антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.



Органы внутренних дел обязаны
в пределах своих полномочий оказывать помощь сотрудникам антимонопольного органа
для выполнения ими служебных обязанностей.



Коммерческие и некоммерческие
организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации
(их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,
обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы,
письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления
антимонопольным органом его законной деятельности.





2.Административная ответственность за
невыполнение требований антимонопольного органа





Антимонопольные органы, учитывая
особую значимость задач и функций, возложенных на них, наделены государством особым
независимым статусом, а также полномочиями по предотвращению и пресечению нарушений
законодательства.



Полномочия по предотвращению
и пресечению нарушений законодательства указанные органы реализуют в том числе и
через выдачу обязательных для исполнения предписаний.



Согласно ст. 12 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам и федеральным органам исполнительной
власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти
органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения
предписания:



- о недопущении действий, создающих
угрозу нарушения антимонопольного законодательства; об устранении последствий нарушения
антимонопольного законодательства; о восстановлении положения, существовавшего до
нарушения антимонопольного законодательства; о принудительном разделении коммерческой
организации или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной
или нескольких организаций; об изменении условий или о расторжении договоров и иных
сделок; о заключении договоров с хозяйствующими субъектами; о перечислении в федеральный
бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства;
об изменении или ограничении использования фирменного наименования; о выполнении
экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на предупреждение
создания дискриминационных условий; о совершении действий, направленных на обеспечение
конкуренции;



- об отмене или изменении принятых
ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству; о прекращении нарушений
антимонопольного законодательства; о расторжении или об изменении соглашений, заключенных
ими и противоречащих антимонопольному законодательству; о совершении действий, направленных
на обеспечение конкуренции.



Коммерческие и некоммерческие
организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации
(их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,
обязаны выполнить действия, предусмотренные предписанием антимонопольного органа,
в установленный в нем срок. Указанная обязанность установлена законодателем в ст.
22 вышеуказанного Закона.



Предписания о прекращении нарушений
прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности,
а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть
установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров
(выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации
о товаре (работе, услуге), антимонопольный орган направляет в соответствии с полномочиями,
определенными ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей".



Выдача предписаний о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении
контррекламы осуществляется антимонопольным органом в соответствии с требованиями
ст. 26 Федерального закона "О рекламе".



Таким образом, действующим законодательством
антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче обязательных для исполнения
предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, законодательства
о защите прав потребителей, о рекламе.



С 1 июля 2002 года вступил в
силу Кодекс об административной ответственности Российской Федерации, который упорядочил
порядок привлечения к административной ответственности юридических, физических лиц,
а также должностных лиц, систематизировал материально-правовые нормы, устанавливающие
административную ответственность, ранее включенные в различные нормативные акты:
законы, указы и т.д.



Административная ответственность
за неисполнение законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор,
установлена статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.



Материально-правовая норма, устанавливающая
ответственность за неисполнение предписания, включает в себя три состава административного
правонарушения, с установлением различных размеров административного штрафа как
вида административной ответственности.



Так, частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ
установлена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан,
в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на
юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ, за невыполнение в установленный срок
законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица),
осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Объективной стороной административного правонарушения является невыполнение законного
требования органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор, контроль,
об устранении нарушений. В качестве органа, неисполнение требований которого влечет
ответственность на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, может выступать любой орган,
в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля, в том числе
главный санитарный врач, органы стандартизации, метрологии, сертификации, органы
государственного архитектурно-строительного надзора и т.д., за исключением антимонопольного
органа и органа регулирования естественных монополий, поскольку неисполнение предписаний
данных органов влечет административную ответственность, установленную частями 2
и 3 ст. 19.5 КоАП РФ.



Частью 2 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено,
что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного
органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от
двух до пяти тысяч МРОТ. В отличие от состава административного правонарушения,
ответственность за совершение которого установлена частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ, граждане
не являются субъектами правонарушения, выразившегося в невыполнении предписания
антимонопольного органа. К административной ответственности могут быть привлечены
только должностные лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица.



При рассмотрении антимонопольными
органами дел об административных правонарушениях, выразившихся в невыполнении в
установленный срок предписания антимонопольного органа, имеет место различная квалификация
правонарушения.



Так, невыполнение в установленный
срок предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства
о защите прав потребителей квалифицируется в некоторых случаях по ч. 1 ст. 19.5
КоАП РФ, а невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства квалифицируется по ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ.



Частью 2 ст. 19.5 КоАП РФ устанавливается
ответственность за неисполнение предписания антимонопольного органа об устранении
нарушений любого законодательства, исполнение которого контролируется антимонопольными
органами, в том числе законодательства о рекламе, о защите прав потребителей. Квалифицирующим
признаком части 2 ст. 19.5 КоАП РФ является именно тот факт, что предписание, не
исполненное в установленный срок, выдано антимонопольным органом. Объектом данного
правонарушения являются публичные правоотношения, охраняемые законом, в отношении
которых правом надзора и контроля наделены антимонопольные органы.



Таким образом, при невыполнении
в установленный срок предписания антимонопольного органа правонарушитель может быть
привлечен к административной ответственности, предусмотренной только частью 2 ст.
19.5 КоАП РФ.



Административным наказанием за
совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ является административный
штраф.



Статьей 3.5 КоАП РФ установлены
предельные размеры административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных
лиц и юридических лиц. Размер административного штрафа, налагаемого на должностных
лиц, не может превышать пятьдесят МРОТ, на юридических лиц - одну тысячу МРОТ.



При этом невыполнение в установленный
срок законного предписания антимонопольного органа влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических
лиц - от двух до пяти тысяч МРОТ.









Список литературы





1. 
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.



2. 
Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках" от 22.03.1991 №948-1



3. 
Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92.



4. 
Федеральный закон "О рекламе" от 18.07.95.



5. 
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной
антимонопольной службе» от 30.06.04 №331



6. 
Приказ ФАС РФ «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной
антимонопольной службы» от 13.10.04 №135



7. 
О.В. Горбачева. Административная ответственность за невыполнение требований
антимонопольного органа// Арбитражный и гражданский процесс, 2004 г. №2



8. 
Чижова О.В. Предпринимательское право. – М.: Юрайт-Издат,
2005





 



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дни Турбиных М.Булгакова - пьеса об интеллигенции и революции
Реферат Информационное обеспечение финансового менеджмента 4
Реферат Организация налоговых органов и контроль за уплатой налогов в США и Германии
Реферат Організація діяльності ПриватБанку
Реферат Кровная месть у народов Кавказа и в Осетии
Реферат Отчет по практике по ОАО Тбилисскаягазстрой
Реферат Організаційні заходи що убезпечують працівників під час роботи
Реферат Новая Россия империя или национальное государство
Реферат Моё детство
Реферат Разработка ассемблерной программы вычисления специальной функции
Реферат Наследственные заболевания связанные с нарушением липидного обмена Болезнь Гоше
Реферат Наукові основи регіональної економічної політики
Реферат Количественная теория денег 4
Реферат Лоскутне шиття
Реферат Разин, Степан Тимофеевич