Министерство образования Республики Башкортостан
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
«Языки обучения и языки изучения»
Уфа
2009
Оглавление
1. Языки обучения в РБ
2. Языки изучения в РБ
Список использованной литературы
1. Языки обучения в Республике Башкортостан
В Республике Башкортостан вопрос о необходимости выработки новых принципов языкового строительства был поставлен на повестку дня в конце 80-х годов. В то время и на федеральном уровне начала формироваться соответствующая нормативно-правовая база. В октябре 1991 года был принят Федеральный закон "О языках народов РСФСР", в июне 1992 года Совет Национальностей Верховного Совета Российской Федерации одобрил Концепцию государственной программы по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации. Аналогичные законы о языках были приняты в субъектах Российской Федерации. Закон Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 года № 216-з "О языках народов Республики Башкортостан" в своих принципиальных положениях опирался на обновляющееся российское законодательство.
Этот закон прежде всего учитывал положения федерального закона о праве на сохранение родного языка, свободу выбора и использования языка общения, о закреплении на территории Российской Федерации статуса государственного за русским языком, а также положение о праве республик в составе Российской Федерации устанавливать статус государственного языка при государственных гарантиях сохранения языков всех народов и прав граждан РСФСР.
Закон, принятый в республике в соответствии с Законом Российской Федерации и Декларацией о государственном суверенитете Республики Башкортостан, определил, что государственными языками в Республике Башкортостан являются башкирский и русский. Этот статус двух языков был закреплен в Конституции Республики Башкортостан. Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан" Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 декабря 1999 года № 413 была утверждена Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2000 - 2005 годы. Данная Программа была направлена на поддержку и развитие социальной, экономической, духовной, культурной жизни и языковой культуры народов Республики Башкортостан.
В ходе реализации мероприятий указанной Программы удалось осуществить следующее:
обеспечить функционирование родных языков, прежде всего башкирского. Сегодня в республике преподаются 14 родных языков, на шести из них ведется обучение: башкирском, русском, татарском, марийском, чувашском и удмуртском. Ежегодно увеличивается количество детей, изучающих родной язык: в настоящее время около 70% учащихся нерусской национальности изучают свой родной язык, что на 15% больше, чем в 1994 - 1995 годах. В образовательных учреждениях республики изучают родной язык 91% учащихся башкирской национальности, 60% учащихся татарской национальности, 53,4% учащихся чувашской национальности, 61,2% учащихся марийской национальности, 64,6% учащихся удмуртской национальности, 21% учащихся мордовской национальности;
решить задачи обеспечения общеобразовательных учреждений учебно-методической литературой по родным языкам, предметам национально-регионального компонента, укомплектования штатов квалифицированными педагогическими кадрами по родным языкам, создания обучающих компьютерных программ по башкирскому языку для 1 - 9 классов;
увеличить количество школ с обучением на башкирском и других родных языках народов Башкортостана, национальных гимназий и лицеев (сегодня из 119 гимназий республики 47 являются национальными);
увеличить количество факультетов (отделений) по подготовке специалистов широкого профиля по специальностям "Родной язык и литература и иностранные языки", "Башкирский язык и литература, история и культура Башкортостана" в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (в республике 5 вузов и 12 педагогических колледжей готовят преподавателей по башкирскому, русскому, татарскому, чувашскому, марийскому, украинскому, удмуртскому и иностранным языкам);
активизировать изучение родных языков в воскресных школах (организовано 19 воскресных школ);
содействовать увеличению количества образовательных учреждений с изучением башкирского языка в субъектах Российской Федерации, где компактно проживает башкирское население;
продолжить работу по совершенствованию законодательства в области языковой политики (внесены изменения и дополнения в Закон Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан", изменения в Закон Республики Башкортостан "Об образовании");
расширить область функционирования башкирского языка в сфере деятельности органов государственной власти;
обеспечить использование башкирского языка в сферах промышленности, связи и транспорта (при оформлении вывесок, бланков, печатей (штампов), названий географических объектов, дорожных указателей, товарных этикеток (ярлыков) продукции, выпускаемой в республике);
увеличить количество печатных и электронных средств массовой информации, использующих башкирский и другие родные языки народов, компактно проживающих в Республике Башкортостан (за пять лет общий тираж газет и журналов, выходящих на государственных и родных языках народов Башкортостана, вырос на 19,5%, количество литературы, изданной на родных языках, в том числе башкирско-русских и русско-башкирских словарей-справочников, увеличилось на 300 тысяч экземпляров);
увеличить объем теле- и радиовещания, посвященного вопросам сохранения, изучения и развития языков, культуры и традиций народов Республики Башкортостан;
провести работу по включению Республики Башкортостан в мировой интеграционный процесс в области информационных технологий, а также по созданию условий для базовой национальной локализации компьютерных систем, решению задач компьютерной лингвистики;
продолжить изучение проблем двуязычия и взаимодействия государственных языков и родных языков народов Республики Башкортостан на всероссийских, межрегиональных и республиканских научно-практических конференциях.
2. Языки изучения в Республике Башкортостан
Язык - основной элемент самобытности народа, от сохранения которого зависит существование и развитие этноса.
Современная этнолингвистическая ситуация в Республике Башкортостан складывается под воздействием ряда факторов, важнейшим из которых является многонациональный состав населения республики. В Республике Башкортостан национальная политика направлена на защиту прав лиц, принадлежащих к коренным народам и национальным группам, на базе двух основополагающих норм международного права:
равноправие народов и искоренение дискриминации, благодаря чему все этнические группы обладают правом пользоваться родным языком и культурой;
право этноса на сохранение своей национальной и культурной идентичности.
В настоящее время в Республике Башкортостан созданы благоприятные условия для свободного развития всех ее народов, развития национального самосознания, сохранения культуры и письменности, а также удовлетворения культурно-языковых запросов диаспор (татарского, чувашского, марийского, удмуртского и других народов).
Однако, несмотря на провозглашение равноправия башкирского и русского языков как государственных, на практике сферы и объем функционирования башкирского языка остаются ограниченными. В настоящее время еще не сложилась практика применения башкирского языка в процессе законотворчества и государственного управления, не определены принципы организации документооборота в условиях двуязычия в органах власти и государственных учреждениях. Остается актуальной проблема изучения башкирского языка в северо-западных районах республики, а также проблема воспитания детей на родном башкирском языке в дошкольных образовательных учреждениях в условиях города. Недостаточен уровень преподавания русского языка в национальных школах.
Реализация Государственной программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2000 - 2005 годы также позволила определить факторы, препятствующие достижению поставленных целей:
отсутствие целевых федеральных программ по сохранению, изучению и развитию языков народов Российской Федерации, в связи с чем, в частности, осложнено функционирование башкирского языка в местах компактного проживания башкир на территории России;
пробелы в правовом регулировании языковой политики, а именно: описательно-декларативный характер отдельных статей Закона Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан", несовершенство механизмов реализации положений этого Закона и соответствующей программы, недостаток нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере языкового общения, и отсутствие санкций за нарушение законодательства в области языковой политики;
отсутствие системы непрерывного образования на родном языке, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием.
Настоящая Программа разработана в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, основными принципами государственной политики в области языкового строительства, предполагающими развитие и гармоничное взаимодействие языков, поддержание устойчивого баланса национально-языковых интересов многонационального народа Республики Башкортостан.
Программа рассчитана на очередной этап языкового строительства в республике и составлена с учетом недостатков, отмеченных в механизме реализации прежней аналогичной программы.
Для выполнения Программы в сфере образования, совершенствования преподавания государственных языков и родных языков народов Республики Башкортостан предусматриваются:
реализация права на получение полного общего образования на родном языке, а также права на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
изучение государственных языков Республики Башкортостан в образовательных учреждениях республики;
обеспечение преемственности в преподавании государственных языков и родных языков народов Республики Башкортостан;
расширение сети образовательных учреждений, в которых воспитание и обучение ведутся на родных языках, а также увеличение количества классов с углубленным изучением башкирского языка;
совершенствование программ дошкольного образования, программ по предметам национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов общего среднего и профессионального образования;
ориентация на формирование двуязычия в системе профессионального образования для подготовки конкурентоспособных специалистов высокой степени языковой адаптации;
совершенствование структуры и содержания обучения башкирскому языку как родному в целях развития коммуникативной компетенции учащихся и максимального усвоения ими норм современного башкирского литературного языка;
качественное обновление содержания и методов преподавания башкирского языка как неродного, укрепление учебно-методической и материально-технической базы его преподавания в образовательных учреждениях Республики Башкортостан;
повышение уровня преподавания русского языка в национальных образовательных учреждениях;
совершенствование работы по подготовке и изданию адаптированных к современным социально-культурным условиям учебников русского языка для башкирских школ;
координация деятельности образовательных учреждений в организации обучения государственным языкам Республики Башкортостан;
содействие совместно с соответствующими органами и организациями субъектов Российской Федерации обновлению содержания и методов обучения, укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, где преподавание ведется на языках народов, компактно проживающих в Республике Башкортостан;
содействие укреплению учебно-методической и материально-технической базы преподавания башкирского языка за пределами Республики Башкортостан;
совершенствование в учреждениях профессионального образования системы подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров - учителей башкирского языка и литературы, истории и культуры Башкортостана - для образовательных учреждений с башкирским языком обучения в Республике Башкортостан и за ее пределами;
реализация башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Башкортостан, а также в общественной и политической жизни Республики Башкортостан;
создание сети бесплатных курсов обучения государственным языкам Республики Башкортостан.
В свете сказанного приоритетными направлениями развития системы образования республики должны стать создание учебных программ и планов, а также учебных пособий нового поколения, поиск и разработка новых методов преподавания, оригинального иллюстративного материала и наглядных пособий, применение современных образовательных технологий.
Семья является ведущим институтом сохранения и развития родного языка. Но этот социальный институт способствует конструктивному решению национально-языковых проблем только в той мере, в какой семья оказывается взаимодействующей с образовательной системой.
На современном этапе необходимо разработать программу мероприятий по усилению роли семьи в приобщении детей к ценностям родного языка и культуры, в которой необходимо сформулировать принципы национально-языкового семейного воспитания, определить соответствующие координирующие органы.
Языковое регулирование посредством формирования общественного мнения предполагает регулярное изучение общественного мнения по вопросам языковой политики.
В образовательных учреждениях ведётся большая работа по реализации Закона «О языках народов РБ», организовано изучение русского, башкирского, татарского, чувашского и марийского языков. Во многих школах ведётся изучение нескольких родных языков в рамках одного класса. В соответствии с утверждённой новой редакцией статьи 7 Закона РБ «Об образовании» в этом учебном году в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования введено изучение башкирского языка как государственного. Кроме этого, с детьми старших и подготовительных к школе групп в 39 детских садах ведется изучение башкирского языка как государственного по двухчасовой программе «Оскон» (БИРО).
Список использованной литературы
1. Закон Республики Башкортостан о языках народов Республики Башкортостан.
2. Лингвокраеведение: программа учебной дисциплины/ сост. д.ф.н., проф. Т.М. Гарипов, к. ф.н., ст. преп. Е.Е. Хазимуллина. – Уфа: издательство БГПУ, 2006.
3. Постановление Правительства РБ «О государственной программе сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 годы».
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | История театра |
Реферат | Гейне, Генрих |
Реферат | По судебной медицине |
Реферат | Чернобыль: вчера, сегодня, завтра |
Реферат | Толстой По поводу заключения Молочникова |
Реферат | Государственный совет |
Реферат | Грипп Свиной грипп |
Реферат | Формы и принципы аудита |
Реферат | Первая российская революция 1905-1907 гг 2 |
Реферат | Виды подключения к интернет |
Реферат | Инвестиционная политика предприятия, роль инвестиций для повышения эффективности работы предприятия |
Реферат | Законы больших чисел |
Реферат | Османская империя в XV - XVII веках. Провинция |
Реферат | Образ идеального гражданина в учении Пифагора |
Реферат | Гражданский кодекс |