Содержание
Введение. 2
1.Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. 4
2. Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ.. 11
2.1 Создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) 12
2.2. Информатизация регионов. 14
2.3 Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи. 15
2.4 Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.. 18
Заключение. 19
Литература. 20
В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления.
В настоящее время наиболее активно развиваются технологии управления бюджетной, налоговой системами, технологии государственных информационных порталов, реализующих взаимодействие граждан и органов управления через компьютерные сети, технологии накопления информации в единых государственных базах данных, технологии муниципальных информационных систем, информационных систем жилищно-коммунальной сферы (в направлении создания единых расчетно-кассовых центров), геоинформационных систем (в направлении создания земельных и городских кадастров), электронного документооборота.
Актуальность темы вызвана, прежде всего, стремительным развитием современных информационно-коммуникационных технологий и общим ростом информационного взаимодействия, основанного на электронном обмене информацией. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности. Именно поэтому разработана, утверждена и выполняется федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», одним из направлений которой является развитие системы подготовки специалистов по информационным компьютерным технологиям и квалифицированных пользователей. Она выполняет проекты административной реформы по решению проблем межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнению других функций государства, а также создания «одной точки входа» для получения информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений. Способствует повышению информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления для общества, рост эффективности их взаимодействия с гражданами и повышение качества услуг, оказываемых ими гражданам и организациям. Реформирование государственного управления, посредством внедрения электронного правительства – это системная и долгосрочная задача, итогом которой должно стать вхождение России в глобальное информационное общество.
Цель работы— оценить эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ, изучить внедрения электронного правительства в органы государственной власти и местного самоуправления и в общество в целом.
Специалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества:
- отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов;
- отсутствие законодательных механизмов регулирования правовых отношений в области государственных информационных ресурсов;
- отсутствие координации создания федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними. Это отрицательно отражается на полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их созданию и ведению;
- недооценка экономической значимости созданных государственных информационных ресурсов. Следствием этого является неполнота, а нередко и полное отсутствие бухгалтерского учета этих ресурсов в организациях и на предприятиях. Полного реестра созданных и действующих в стране государственных информационных ресурсов пока нет.
Решение перечисленных проблем требует выработки общегосударственных, согласованных решений в области управления государственными информационными ресурсами на основе четко сформулированной государственной информационной политики.
Перечислим функции государства в области управления информационными ресурсами:
- создание первичных и производных информационных массивов и продуктов, необходимых для выполнения всего комплекса задач государственного управления и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации;
- надежное хранение и защита информационных ресурсов;
- эффективное использование информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений;
- обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информационным ресурсам в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами:
- федеральный уровень;
- региональный уровень (субъекты Российской Федерации);
- локальный уровень (организации и предприятия).
Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления.
Эффективность функционирования системы государственного управления может быть определена по следующим направлениям:
- взаимодействие с гражданами и предприятиями;
- внутренняя работа учреждения;
- взаимодействия органов власти между собой.
Внедрение иформационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок.
Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов.
На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней. (рисунок 1)
Рисунок 1 – Направления информатизации органов государственного управления РФ
Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан:
- с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;
- с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами;
- с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).
Большое значение имеет и косвенный эффект от внедрения, включающий:
- улучшение качества принимаемых решений;
- повышение доверия граждан к власти;
- снижение косвенных общественных издержек на содержание органов власти.
Направления информатизации органов государственного управления РФ приведены на рисунке 1.
Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на следующие виды [2]:
- федеральные системы информационного обеспечения;
- системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов;
- системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации;
- негосударственные системы, используемые в интересах предоставления информационных услуг органам государственной власти и управления.
На федеральном уровне они создаются по решению федеральных органов государственной власти и управления. Системы совместного ведения – по решению федеральных органов и органов власти и управления субъектов Российской Федерации, системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации – соответственно на основании решений органов власти и управления этих субъектов [2].
Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)»
Рассмотрим актуальные направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а именно вопросы, реализации которых наиболее часто обсуждаются в литературе (рисунок 2):
Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия»
- внедрение технологий «электронного правительства» (1);
- создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) (2);
- информатизация регионов (3);
- разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН) (4);
- внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи (5);
- создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению (6).
1. Внедрение технологий «электронного правительства»
«Электронное правительство» – это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов [3].
Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные государственные информационные ресурсы в сочетании с развитой системой информационных служб, обеспечивающей гражданам регламентируемый доступ к этим ресурсам.
Реализация концепции электронного правительства предполагает решение следующих основных задач.
1. Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией. К обязательной информации относится (судя по содержанию подобных сайтов других стран) общая, справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое государственных архивов.
2. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить максимально комфортные условия для обращения в государственные учреждения. Среди таких служб, развиваемых во многих странах, можно выделить составление и подачу налоговых деклараций, оплату счетов, подачу заявлений, электронные торговые площадки для проведения государственных закупок.
3. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Это так называемые электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов.
Для реализации концепции электронного правительства необходимо соблюдение ряда принципов:
- высокое качество информации, размещенной в Интернете, в сочетании с ее доступностью для любых категорий граждан; служащих;
- тесное взаимодействие между органами государственного и муниципального управления, предпринимателями в сочетании с простотой его правил. Поэтому должны быть созданы общенациональные стандарты межведомственного взаимодействия и информационного обмена. Схема архитектуры «электронного правительства» приведена в соответствии с рисунком 3.
Технологии электронного правительства развивались от государственных «веб-витрин», реализующих, в большей или меньшей степени, чисто информирующие функции, до порталов, обеспечивающих более активное взаимодействие с гражданами и централизацию информационных ресурсов. Наиболее же современными являются так называемые «технологии одного окна» (Government Gateways).
Рассмотрим экономический эффект от создания государственных порталов [4]. (рисунок 3)
Рисунок 3 – Схема архитектуры «электронного правительства»
Сокращение затрат на бумагу и печать документов, экономия рабочих площадей (хранение электронных документов требует на порядок меньше места), снижение затрат на оплату телефонных переговоров и почтовых отправлений (документы могут быть размещены в Интернете или переданы по электронной почте).
Сокращение затрат времени на выполнение типовых операций, к которым относятся поиск информации, подготовка справок, отчетов, подготовка решений, телефонные переговоры, прием посетителей, исправление ошибок и разбор конфликтных ситуаций (для служащих, связанных с приемом граждан, может достигать 75 % рабочего времени).
Сокращение бюджетных расходов на проведение мероприятий, связанных с официальными уведомлениями, обязательным распространением нормативных материалов, изменением форм документов, разъяснительных и иных PR-мероприятий, направленных на обеспечение поддержки гражданами решений и позиции органов власти.
Повышение эффективности процесса осуществления государственных и муниципальных закупок.
Вышеперечисленное складывается в повышение эффективности работы учреждения, что также может выражаться в повышении числа обработанных заявлений, повышении собираемости налогов и т. д.
Одной из первоочередных задач в области информатизации государственного управления является организация инфраструктуры межведомственного взаимодействия [5]. В связи с этим согласно ФЦП «Электронная Россия» осуществляется разработка и реализация единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД). ЕГСУПД – это межведомственная система сбора, хранения, анализа и распространения финансовой, экономической, хозяйственной и другой социально значимой информации на базе единой технической политики и строго регламентированного информационного взаимодействия. ЕГСУПД является ключевым элементом электронного правительства России.
Федеральные ведомства строят свои информационные системы независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды (вертикальная интеграция). Такой подход обеспечивает защищенность этих систем, однако делает проблематичным организацию межведомственного (горизонтального) взаимодействия на любом уровне административно-территориального устройства государства (федерация, округ, регион, район). При этом происходит распыление значительных финансовых и материальных средств, осуществляется многократный ввод и обработка повторяющейся информации.
Ведомственные ИС изолированы от общественных сетей связи и не предусматривают прямого информационного взаимодействия с предприятиями, общественными организациями и населением. При этом ведомства не имеют достаточных ресурсов для технического сопровождения и развития своих ИС. Недостаток финансовых средств заставляет разработчиков региональных ИС использовать простые технологии, что снижает производительность ИС, их масштабируемость и защищенность.
Содержание и техническое обслуживание ЕГСУПД должно осуществляться централизованно из средств федерального бюджета. В этом случае для министерств и ведомств, а также территориальных администраций отпадает необходимость строить свои собственные телекоммуникационные сети, заботиться об их техническом обслуживании, прорабатывать вопросы информационного обмена со смежными структурами, что существенно экономит ресурсы, деньги и время.
ЕГСУПД как единая информационно-коммуникационная инфраструктура предоставляет для всех участников взаимодействия ряд стандартных сетевых услуг и сервисов. Среди них: виртуальные частные сети для безопасного обмена данными, услуга электронной почты, внутри- и межведомственная телефонная связь, факсимильная связь, потоковые видео- и аудиовещание, видео- и аудиоконференции, другие мультимедийные услуги, обеспечивающие работу современных мультимедийных приложений, таких как дистанционное обучение и телемедицина.
При этом заключаются соглашения о сотрудничестве Министерства транспорта и связи Российской Федерации с администрациями регионов и подключение администраций муниципальных образований к компьютерным сетям.
Наиболее популярными направлениями автоматизации в регионах являются:
- создание БД по земельным ресурсам;
- создание БД по объектам недвижимости;
- создание БД нормативно-правовой документации.
В регионах начался процесс перемещения всей тяжести работ по информатизации с регионального уровня на муниципальный. Это вполне объяснимо, поскольку практически все информационные ресурсы создаются именно на муниципальном уровне и затем используются на региональном и федеральном.
Наиболее острыми проблемами информатизации в регионах являются:
- отсутствие единого государственного подхода в использовании информационных ресурсов органами власти и управления всех уровней;
- отсутствие единой системы классификаторов, кадастров и регистров;
- неоправданно высокие требования по закрытию информации;
- несовместимость информационных ресурсов;
- высокая стоимость программно-технических средств и доступа к информационным системам, в том числе к Интернету;
- недостаточность правового и методического обеспечения региональной информатизации;
- нерешенность вопросов информационного взаимодействия между органами государственного и муниципального управления, хозяйствующими субъектами, гражданами.
4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН)
Отсутствие единой БД по населению приводит к трудностям в сборе налогов, необоснованным выплатам пособий, тратам на социально-демографические исследования, неоправданным сложностям при обслуживании населения в органах государственной власти и местного самоуправления. Предполагается создание общегосударственной интегрированной системы учета, предполагающей использование пластиковых карт гражданами страны.
Увеличение информационных потоков между государственными заказчиками и поставщиками приводит к необходимости создания электронной системы обеспечения городских закупок. В современных условиях использование традиционных методов взаимодействия участников приводит к потерям информации, что отрицательно сказывается на качестве и сроках выполнения городского заказа. Автоматизация бизнес-процессов осуществления сделки обеспечит прозрачность операций, следовательно, позволит усилить контроль проведения закупок. Экономический эффект внедрения системы выражается в экономии бюджетных средств, получаемой при повышении числа участников торгов, усилении конкуренции, более объективным выбором оптимальных поставщиков. По некоторым оценкам экономия составит до 20 % [6] бюджетных средств.
В России действуют как многоотраслевые универсальные электронные торговые площадки (ЭТП), так и специализированные отраслевые. Факторами, сдерживающими развитие электронной торговли, являются:
- слабое развитие телекоммуникационной инфраструктуры в целом по стране (особенно в отдаленных регионах);
- отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы;
- недостаточное разнообразие банковских интернет-услуг.
Рисунок 4 – Схема функционирования ИМЦ
Как показывает мировой опыт, ядром системы электронной торговли в национальном масштабе является интегрированная информационная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти всех уровней с предприятиями и организациями, осуществляющими поставки продукции и услуг.
На сегодняшний день определено главное звено интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли – это система информационно-маркетинговых центров (СИМЦ).
СИМЦ представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих информационно-маркетинговых центров, объединенных общим алгоритмом функционирования [7].
Для реализации целей и задач СИМЦ образована Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), имеющая статус некоммерческого партнерства и являющаяся добровольным объединением юридических и физических лиц.
В некоторых регионах уже функционируют ЭТП, однако в их основе заложены разные программные решения. Также в каждом регионе разработано собственное правовое обеспечение работы ЭТП. Ассоциация должна, обобщив положительный опыт, объединить все эти площадки в структуру, которая будет работать в рамках единых нормативных правовых требований.
Основную часть учредителей Ассоциации составили государственные учреждения и унитарные предприятия, выполняющие для областных и краевых администраций функции организаторов и операторов торгов, проводимых с использованием ЭТП.
Создание и функционирование СИМЦ призвано уменьшить негативную роль информационных посредников и обеспечить естественное формирование массивов данных о текущем спросе и предложении на рынках товаров и услуг и свободный доступ к ним.
Производители продукции и услуг смогут оперативно получать систематизированную информацию о реальных и потенциальных товарных рынках, об организации транспортного обслуживания, о действующих нормативно-правовых актах в области ЭТ, а также консультации по осуществлению сделок купли-продажи, их страхованию и др.
Система классификации и кодирования информации в СИМЦ реализована с использованием общероссийских классификаторов технико-экономической информации.
Осуществляется развитие информационной поддержки предпринимательства. Согласно некоторым исследованиям, необходимость инвестиций в информационные технологии не является для предпринимателя сдерживающим фактором их внедрения. К таковым, в действительности, относятся закрытость информационного рынка и сложность оценки эффективности внедрения информационных технологий. Формируются федеральные информационные ресурсы в сфере социальной защиты граждан (например, электронная биржа труда).
Перечислим некоторые результаты реализации ФЦП «Электронная Россия»:
- разработана концепция «электронного документооборота» в органах государственной власти;
- проведены работы по модернизации сети научно-технической информации (в ходе этих работ к магистральной телекоммуникационной инфраструктуре были подключены 13 вузов страны) [8];
- Федеральный закон № 126-ФЗ от 7.07.03 «О связи» предусматривает реализацию механизма «универсальные услуги связи», согласно которому в каждом населенном пункте России должен быть оборудован пункт общественного доступа к Интернету и установлен телефон (ст. 57). В связи с этим в 83 субъектах Российской Федерации на базе общеобразовательных школ и почтовых отделений созданы пункты общественного доступа к Интернету (в рамках проекта «Киберпочта») [8].
Известно, что по своей объективной природе процессы информатизации должны способствовать демократизации общества и решить вопрос: власть для народа или народ для власти? В условиях наметившегося информационного обмена по линии "власть - общество" и возможности осуществления контроля и надзора за деятельностью местной власти на базе инфокоммуникационных технологий имеются серьезные основания полагать, что обозначенный вопрос может быть разрешен в пользу народа, что приведет к развитию демократии. Но для этого необходимо подготовить соответствующую нормативно-правовую базу, учитывающую возможности современных ИКТ и региональную специфику.
В заключении необходимо также отметить, что сегодня "Электронное правительство" , прошедшее стадию становления и представления в Сети, перешло к компьютеро-опосредованному взаимодействию между государственными и муниципальными структурам и между органами власти и гражданами, между органами власти и институтами гражданского общества, включая коммерческие структуры. Однако перенос в Интернет процессов, прежде решаемых в реальном режиме, еще не совсем понят населением, и здесь важно популяризировать программу "Электронное правительство" через СМИ и другие институты гражданского общества. Только осознание преимуществ Интернета при одновременном мониторинге угроз его использования обеспечит эффективное функционирование "Электронного правительства" в будущем.
1. Бондаренко Ю. Р. Современные направления информатизации государственного управления. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.stavregion.ru/organi_vlasti/ministerstvo_promishlennosti/sem/bondarenko.pdf
2. Инфокоммуникации – человеку, бизнесу, обществу // Информационное общество. – 2003. – №2.
3. Интеграция государственных информационных систем и организация межведомственного взаимодействия // Информационный бюллетень Microsoft. 65 c. http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/.
4. Коротков А. В. Реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия» // Информационное общество. – 2003. – №2.
5. Концепция управления государственными информационными ресурсами http://www.minsvyaz.ru
6. Никитов В. А. и др. Информационное обеспечение государственного управления / Под ред. Ю. В. Гуляева. – М.: Славянский диалог, 2000.
7. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт // Информационный бюллетень Microsoft. 67 c. http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/.
8. Саак А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.
9. Систер В. Г. Информационные технологии на службе города // Информационное общество. – 2003. – №1.
10. Черешкин Д. С., Цыгичко В. Н., Смолян Г. Л. Система информационно-маркетинговых центров – базовый элемент информационной инфраструктуры электронной торговли // Информационное общество. – 2003. – №2.
11. Шубинин А. В., Есипов М. А., Кристальный Б. В. Единая государственная система управления и передачи данных (TUCEGL) и её законодательное обеспечение («Электронная Россия (2002 -2010 годы)») // Информационные ресурсы России. – 2002. – №7.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |