Министерство общего и профессионального
образования
Российской Федерации
Ессентукский институт управления,
бизнеса и права
Кафедра
_______________________________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине ________________________________________
Тема
_________________________________________________
______________________________________________________
Выполнил студент
_____________________________________
(фамилия, имя, отчество)
________ курса ________ группы
__________ отделение ________ шифр
дата представления _____________________
Руководитель _____________________________________
Оценка _____________________________________________
Ессентуки 2000
План:
Введение. 3
Глава 1.
Понятие и признаки социалистического государства. 4
Глава 2.
Возникновение и развитие социалистического государства. 10
Глава 3.
Государство и право в условиях кризиса социализма. 21
Заключение. 34
Список
литературы.. 35
Новый этап в развитии
государства и права России связан с Октябрьской революцией. 25 октября 1917
года в 10 утра Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и
солдатских депутатов в обращении «К гражданам России» провозгласил: «Временное
правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа
Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов Военно-революционного
комитета, стоящего во главе Петроградского пролетариата и гарнизона... Да
здравствует революция рабочих, солдат и крестьян». Так началась история
советского государства и права.
Победа пролетарской революции в России привела к установлению
диктатуры пролетариата. К.Маркс и Ф.Энгельс считали парламентарную республику
лучшей формой диктатуры пролетариата при переходе к социализму. В.И. Ленин на
основе изучения опыта Парижской коммуны, революций 1905 - 1907 гг. и
Февральской 1917 года в России, сделал вывод, что для России лучшей формой
диктатуры пролетариата будет не парламентарная республика, а республика Советов
рабочих, батрацких и крестьянских депутатов. В России диктатура пролетариата и
была установлена в форме республики Советов.
Революция в России победила под руководством Российской
социал-демократической партии (большевиков), которая стала правящей партией в
стране. Она определяла стратегические направления развития государства и права.
Создание советского государства и права проходило в сложной
внутренней и внешней обстановке. В мире шла первая империалистическая война. Со
всей остротой встала перед новым государством проблема выхода из войны. 3
марта 1918 г. был подписан Россией с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и
Турцией грабительский Брестский мирный договор.
Внутри страны резко обострилась классовая борьба, приняв
самую ожесточенную форму - форму гражданской войны. Уже в конца октября 1917
года новой власти пришлось отражать наступление на Петроград войск Керенского
- Краснова, а в самом Петрограде ликвидировать выступление юнкеров. В
1918-1920 гг. новому государству пришлось отражать нападение как внутренних
противников советской власти, так и войск Англии, Франции, Японии США,
Польши, чехословацкого корпуса. Положение порой складывалось критическое для советского
государства. Так к осени 1918 года внутренние и внешние противоборствующие
против советской власти войска захватили три четверти территории страны,
отрезав ее от важнейших экономических районов. На освобождаемых от советской
власти территориях они создавали свои государственные структуры: Временное
правительство Северной области, Сибирское правительство. Правительство Юга
России и др.
В годы гражданской воины и иностранной военной интервенции
советское государство проводили политику получившую название политики военного
коммунизма. Его основу составляла продовольственная разверстка, монополия
государства на торговлю хлебом, национализация не только крупной, но даже
средней и мелкой промышленности, всеобщая трудовая повинность.
Украинский Советский Энциклопедический Словарь даёт
следующее определение Социалистическому государству: «Социалистическое
государство - качественно новый исторический тип государства, организация
политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, основное орудие
защиты революционных завоеваний, творческие преобразования экономической и
духовной жизни общества с целью постепенного перераспределения социалистической
государственности в общественное коммунистическое самоуправление.
Социалистическое государство возникает как государство диктатуры пролетариата.
Вторым этапом социалистического государства является этап общенародного
государства».
Социалистическая правовая семья (или социалистические
правовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в прошлом третью
правовую семью, выделенную в основном по идеологическому признаку. Правовые
системы стран, входящих в «социалистический лагерь», ранее принадлежали к
романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма
права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило
поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология
юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая
к римскому праву.
При значительном сходстве с континентальным правом
правовые системы социализма имели существенные особенности, обусловленные явно
выраженным классовым характером. Единственным источником социалистического
права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже —
нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают
волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем — всего народа,
руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической революции
связывалось с целями построения настоящего социализма, но при условии мировой
социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся
нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные
(секретные и полусекретные приказы, инструкции и т. д.), фактически выражали
прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного
аппарата.
Господствовало узконормативное понимание права.
Частное право уступало господствующее место праву публичному. Для советской правовой
системы оставались чуждой идея господства права и мысль о том, что надо
изыскивать право, соответствующее принципу справедливости, основанному на
примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило
императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной
политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и
принудительной силой правоохранительных (карательных) органов.
В теории исключалось возможность для судебной практики
выступать в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого
толкования права. Это принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась и
отсутствием в стране судебной касты, которая претендовала бы на то, чтобы
стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней.
Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только
закону, суд оставался инструментом в руках господствующего класса (группы),
обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть
не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви власти. В
СССР было трудно найти что-либо подобное контролю за конституционностью
законов.
На социалистические правовые системы Европы, Азии и
Латинской Америки, составляющие «социалистический лагерь», существенное влияние
оказала первая правовая система, считавшаяся социалистической, — советская.
Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и
являются (Китай, Северная Корея) разновидностями социалистического права.
В настоящее время можно констатировать существенные
изменения в правовой системе России и других государств, относившихся к социалистической
правовой семье. Россия провозгласила движение по пути формирования правового,
демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это
позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом качественном
уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как
наиболее родственной, а также восприятие некоторых достоинств пре-цедентного
права, присущих системе «общего права». Осуществляется комплекс мероприятий по
обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства
закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от
произвола властей, взаимной ответственности государства и личности. Идет
судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии,
т. е. существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.
В большинстве изданных в прошлые годы работ,
посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых
позиций — как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса.
Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое
образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий,
представляющий интересы всего общества.
Сущность государства — то главное в этом явлении, что
определяет его содержание, цели, функционирование, т. е. власть, ее
принадлежность.
Государство, как это было показано выше, возникает
тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором существовавшая
на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения
общественного продукта становится объективно невыгодной и для дальнейшего
развития общества необходимо выделение определенного элитарного слоя,
занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе),
либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному
расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам,
приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего
привилегированных социальных групп, классов.
Однако зарождение социального неравенства, социальной
несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще
крайне низкой производительности труда появляется хотя бы у части людей
возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это
приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к
возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного
могущества такого общества.
Итак, возникновение государства всегда связано с
изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую
власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах
главным образом привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает
богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения
сущности государства.
Однако характер государственной власти не всегда
одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений
не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые
являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих
производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении
государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются
«говорящими орудиями». Аналогично положение власти и в феодальном обществе.
Она находится в руках класса феодалов — земельных собственников. Крестьяне не
имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и
нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в
рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство
и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.
Более сложна оценка, характера власти в буржуазном
государстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами,
что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в
раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают
имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные
права молоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная
принадлежность власти экономически господствующему классу — буржуазии.
В восточных государствах власть находилась в руках
бюрократического чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она
также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а
соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях
эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от
других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного
продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам
производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и
самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства»,
хотя формально они свободны и являются собственниками земли.
Подобное всевластие государственного (а иногда и
партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с
господствующей частной собственностью на основные средства производства.
Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную
самостоятельность», становится во многих случаях практически от общества
независимым'. Это может достигаться, в частности, за счет балансирования между
антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело
место во Франции при бонапартистском режиме в 50—60-х гг. XIX в. Но тот же
результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления
любого инакомыслия, любого противодействия правящей верхушки. Такое положение
было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных
или авторитарных режимов стран Латинской Америки.
Значит, классовый подход дает возможность выявить
существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия.
Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых
классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась
государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны
в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение
рабочих и т. п.
Тем не менее установление классового (сословного)
характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства,
и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности
научного познания государства и политической власти.
Во-первых, власть в государстве может находиться в
руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной
мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих
собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические
режимы).
Во-вторых, во многих странах, освободившихся от
колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни
один из социальных классов не обладает достаточной силой и
организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных
интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры)
возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп,
включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию,
ремесленников, мелких торговцев и пр.
В-третьих, при определенных условиях может возникнуть
государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему
народу, поскольку общенародные интересы станут преобладать над более узкими
классовыми или групповыми.
И наконец, самое важное! Общество всегда едино,
несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не
может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов.
Условием существования чиновничьего аппарата в «восточном» государстве
является труд общинников и т. д. Поэтому стоящий у власти класс (или
социальная группа) всегда вынужден заботиться в какой-то мере об угнетенных
классах, об эксплуатируемых слоях населения.
Значит, любое государство должно осуществлять (и
всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего
общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной
господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все
общество, является средством его объединения, способом его интеграции.
Общесоциальная роль государства также является его
сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким
образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются
узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего
общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических
условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению
другой.
В наибольшей степени превалирует классовая сторона
государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав,
возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу.
Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях жизни,
принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо,
преувеличено. Низкая производительность труда неизбежно приводила к тому, что
число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на
сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу,
вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть
основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали
и иные методы воздействия: идеологические, в том числе религиозные, разжигание
национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым. В Афинах,
например, рабы выполняли обязанности полицейских), и, несомненно,
экономические методы — материальная заинтересованность раба в результатах
своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т. п.). В
определенной степени рабы были защищены юридически — как и любое ценное
имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную
роль рабовладельческого государства.
Значение общесоциальной стороны государственной
деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму,
от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном
западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное
регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ
привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия,
снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых,
естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества.
Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей
государственной деятельности снижается доля его классового содержания.
Итак, для полного и объективного познания государства,
понимания его сущности, недостаточно только классового подхода, — следует использовать
положения и других теорий государства — элитарной, технократической,
плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др. .
Функции государства — главные направления его
деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
В западной науке вопрос о функциях государства
практически не рассматривается, речь обычно идет о целях и задачах государства.
В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые
осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и
внешние, которые связаны с отношениями между данным государством и другими
странами.
Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою
очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные,
общесоциальные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах
господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного
строя, господствующей формы собственности, подавления сопротивления
эксплуатируемых классов и т; п.). Дополнительные же функции государства
реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующего, и
подчиненных классов (строительство дорог, ирригационных и иных общественных
сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ
и т. п.). Главной внешней функцией эксплуататорских государств признавалась
функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны
и внешних отношений (дипломатическая).
Применительно к социалистическому государству
выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская,
культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, правоохранительная,
природоохранительная, социального обслуживания населения. Указывалось и на то,
что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления
эксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией
этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, обороны
страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся
странам, внешние сношения.
Рассматривая данные вопросы, необходимо учитывать
следующие обстоятельства.
1. Деление функций на внутренние и внешние во многом
является условным. Ведь деятельность государства внутри страны — в сферах
экономики, политики, культуры и других — зависит, а нередко и в значительной
степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей.
Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие
образования, как Европейское Содружество, Содружество Независимых Государств,
и т. п. Здесь различить внешние и внутренние функции зачастую невозможно.
2. Не всегда можно различить классовые и общественные
функции. Естественно, что социальные силы, стоящие у власти, осуществляют
деятельность , которая направлена на удержание власти и использование ее в
своих собственных интересах. Но ведь эта власть не во всех случаях имеет
классовый характер. Так, во многих государствах «восточного» типа стоящий у
власти чиновничий бюрократический аппарат не сформировался в особый класс, а
представляет собой узкую социальную группу. Аналогичное положение может иметь
место и в европейских государствах (например, при бонапартистских и
тоталитарных режимах). В этих случаях функции, которые обычно рассматриваются
как классовые, приобретают скорее групповой, кастовый характер.
3.
Вряд ли всегда можно различить функции социалистического и эксплуататорского
государства. Так, всякое государство в большей или меньшей степени осуществляет
функции, подобные тем, которые относятся исключительно к социалистическому
государству, в частности связанные с организацией экономики, развитием науки,
культуры, образования, охраной правопорядка, социальным обслуживанием населения.
Особенно это относится к современным западным государствам.
Формирование
социалистического права
Формирование основ нового права началось
с изданием первых декретов Второго Всероссийского съезда советов,
сформировавших его принципы. Декрет о суде № 1 отменял действие старых законов,
если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало
главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В местных
судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права.
Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное
правотворчество осуществляялось самими судебными органами, высшими органами
власти (съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и
даже местными советами. Приоритет «революционного правосознания» в качестве
источника права, основывался на господстве в первые годы революции психологической
теории права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно
правосознание, а не норму и не правоотношение.
Одной из первых сфер, в которой было
осуществлено законодательное нормирование, были брачна-семечные отношения (семья
— ячейка общества, и при перестройке последнего обязательно подвергается
воздействию первая). В декабре 1917 г ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие
всякие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании
брачующихся и пр.), узаконивающие только гражданскую форму брака,
устанавливающие свободу развода. В сентябре 1918г. ВЦИК принял Кодекс
законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском
праве. В кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких
юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности
другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов.
Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не
как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и
детей, запрещалось усыновление Законодатель опасался скрытой
«социально-экономической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых
отношений (наследования, завещания, усыновления, опеки и т.п.)
В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение
«О страховании на случай безработицы» и декрет «О страховании на случай болезни».
Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918г.
было сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными
организациями.
В декабре 1918г. был принят первый Кодекс
законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и
обобщающий все предшествующее советское законодательство о труде. Действие
кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах
хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В кодексе закреплялись
нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и
для различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались
льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и
отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему
социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального
обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было
связано со структурными изменениями в экономике — сплошной национализацией производства
и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую
повинность для лиц от 16 до 58 лет.
Сфера нового гражданского права
формировалась в ходе процессов национализации. Кроме объектов промышленности,
транспорта и финансов национализация охватила и сферу жилья. ВЦИК в апреле
1918 г. принял декрет «Об отмене наследования», по которому все виды
наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась
суммой в 10 тысяч рублей (все остальное имущество переходило в собственность
государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального
обеспечения» на праве управления и распоряжения. Тем самым законодатель
стремился перекрыть еще один источник «нетрудового обогащения». Ту же цель преследовал
майский 1918 г. декрет ВЦИК «О дарениях», запретивший всякое
«безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму
свыше десяти тысячи рублей».
Произошло резкое сокращение торгового
оборота, из которого были изъяты национализированные имущества, ценные бумаги
(акции, купоны). Государственные монополии на хлеб, текстиль, нефть, спички и
т.п. предельно сократили товарооборот Система «главкизма» исключала
товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли — из
сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частные капиталы.
Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения, на правовом уровне
происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм
административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли
привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный
«черный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.
В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие
начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения
практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот
период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было
основываться на принципе целесообразности, который
противопоставлялся принципу законности. В законодательном
корпусе проявились тенденции к отказу от особенной части кодекса.
Предполагалось, что суды, руководствуясь «социалистическим правосознанием» и
принципом целесообразности, будут решать дела на основе лишь норм общей
(декларативной) части кодекса.
На этой идее базировалась структура
Руководящих начал. Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного
права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях
совершения преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном
осуждении, о пространстве действия уголовного права. Законодатель отказывался
от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на «социальное
чутье пролетарского суда»: «В интересах экономии сил, согласования и
централизации разрозненных действий пролетариат должен выработать правила
обуздания своих классовых врагов». Кодекс понимал под правом систему (порядок)
общественных отношений. При назначении наказания суд должен был учитывать степень
и характер социальной опасности преступника и его социальную принадлежность.
При этом наказание должно основываться на целесообразности его применения.
Формы вины, необходимая оборона, крайняя
необходимость не расшифровывались в кодексе. Недостаточное внимание к
трактовке субъективной стороны преступления приводило к усилению принципа объективного
вменения, когда степень наказания связывалась с результатом
преступления, но не с его мотивами. На меру наказания влияли социальная принадлежность
преступника («принадлежащий к имущему классу» или «неимущий») и социальная
направленность деяния («в интересах угнетающего класса»). К смягчающим
обстоятельствам относились принадлежность к «неимущим классам», состояние
голода, нужды, невежество и несознательность.
Практика судебного правотворчества
получила в Руководящих началах поддержку в виде принципа аналогии:
при отсутствии конкретной нормы в законе, разрешающей конкретный казус, к нему
могли применить аналогичную норму, и решить его по аналогии с другим казусом,
урегулированным этой нормой. Свобода толкования на практике вела к произволу.
Система наказаний, предусмотренных
кодексом, включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение
курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение
ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических
прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы,
объявление вне закона, расстрел. В период «военного коммунизма» многие из этих
мер применялись в административном и внесудебном порядке (органами ВЧК). Такая
мера как объявление вне закона применялась как к отдельным лицам, так и целым
организациям (в ноябре 1917 г. партия конституционных демократов была
объявлена «партией врагов народа»). Свободный выбор наказании предоставлялся
ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918г.
В феврале 1919 г. ВЦИК издал положение
«О социалистическом землеустройстве номерах перехода к социалистическому
земледелию». Вся земля определялась в качестве единого государственного
фонда. Фонд находился в непосредственном заведовании и распоряжении
соответствующих наркоматов. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной
обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как
отживающие. Целью ставится создание единого производственного хозяйства и
обобществление землепользования.
Разработка отдельных отраслей,
институтов и норм права происходила на основе складывающейся судебной практики
и быстро формирующейся законодательной базы (декреты СНК и постановления ВЦИК).
Прежде всего законодатель стремился решить наиболее важные и актуальные
(социальные, политические, экономические) проблемы. Однако в процессе
законотворчества формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной
основе.
Создание нового
социалистического федеративного государства
Декларация прав народов России в 1917г.
провозгласила право на самоопределение для каждой нации. Конкретные
обстоятельства (географическое положение, международное окружение, уровень
национального самосознания и пр.) создавали разные условия для реализации
этого права.
Польша, Финляндия, Прибалтика, опираясь
на политическую подддержку западных государств, отошли от группы национальных
государственных образований, возникших на территории бывшей Российской
Империи, стали играть роль «санитарного кордона» для Запада, отделяя его от
советской России.
В феврале 1919 г. на съездах советов
Белоруссии и Литвы был провозглашен союз двух республик. Осуществлению союза
помешала интервенция Польши.
В апреле 1918г. была провозглашена
Закавказская республика, но через месяц она распалась на три независимых государства.
Летом 1918 г. на территорию Азербайджана и Армении вторгаются турецкие войска,
на несколько месяцев независимость этих республик была утеряна. Позже в
Закавказье появляются войска Англии, которые покидают его в конце гражданской
войны. В апреле 1920г. Военно-революционный комитет в Баку низложил
муссаватистское правительство и призвал на помощь Россию и Красную Армию. В
ноябре 1920 г. советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г.
Красная Армия вступила на территорию Грузии (под предлогом урегулирования
конфликтов между грузинами и армянами) и здесь была провозглашена советская
власть.
Декларация прав народов России не
сформировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего
государства. Провозглашался «добровольный и честный союз народов России», и «
говорилось, что «Советская Российская республика учреждается на основе свободного
союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик».
Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению
национальных различий и к мировой революции.
С 1918 г. по 1922 г. развитие союза
республик шло по пути вхождения республик и автономных областей в состав РСФСР
и по пути двусторонних договоров, заключавшихся между независимыми
республиками и РСФСР.
В марте 1918 г. Наркомнац сделал попытку
сформировать первую автономию в рамках федерации — Татаро-Башкирскую советскую
республику. В мае 1920 г. огромная территория республики была разделена на две
автономные республики с ограниченными правами.
В 1920-1922 гг. автономия
предоставлялась киргизам, марийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам,
крымским татарам и пр. Наиболее широкая автономия была предоставлена
Туркестану. В 1920 г. в Баку прошел съезд народов Востока, наметивший
стратегию национально-государственного строительства в этом регионе мира, К
концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать
автономных областей. В конце 1922г. правительство Дальневосточной республики
сложило с себя полномочия и передало их Национальному Собранию. В ноябре 1922
г. дальневосточные территории присоединились к РСФСР, что было декретировано
постановлением ВЦИК РСФСР.
Система двусторонних межреспубликанских
договоров начала развиваться с 1920 г. В ноябре этого года был подписан
договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение ведомств и
функций обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта,
финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР
и Украина, в январе 1921 г. — РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.— РСФСР и
Армения, в мае 1921 г. — РСФСР и Грузия.
В 1921-1922 гг. были ликвидированы
таможенные границы между республиками и торговое пространство стало рассматриваться
как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое
законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих
хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего
бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их
территориях.
Одну из альтернативных форм объединения
республик дал опыт Закавказья. В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Совет
республик Закавказья, принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов,
внешних связей, управления экономикой и транспортом трех республик (Грузии,
Армении, Азербайджана). Сложился территориальный союз (конфедерация), имевший
своим высшим органом Конференцию центральных исполнительных комитетов
республик. В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преобразован в
Закавказскую советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР).
Высшими органами власти стали съезд советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению
с РСФСР) форма федерации, в которой составляющие ее союзные республики, обладали
более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области конституционного
строительства, вопросах гражданства и т.п.)
В августе 1922 г. для разработки модели
новой федерации была создана комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК
компартий республик. Предложенный для обсуждения проект Наркомаца
предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в
состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных («проект
автономизации»). Тезисы были приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября.
Однако, В.И.Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант:
федеративные органы власти ставились над республиками, а в федерацию
объединялись равноправные, а не подчинённые РСФСР республики. В октябре новый
проект был одобрен ЦК РКП(б). Утверждённые в конце ноября «Основные пункты
Конституции», разработанные специальной комиссией, были направлены на
обсуждение в союзные республики.
Деформация
политической системы и государственного аппарата в 30-40-е гг.
На рубеже 20-30-х гг. в стране
формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала
монополия РКП(б) — ВКП(б) на власть, возникшая еще летом 1918г., когда в стране
осталась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть
становится бесконтрольной (даже специально созданный государственный
контрольный орган — РКИ, позже объединенный с партийным контрольным органом, —
не был в состоянии контролировать деятельность ЦК этой партии). Внутри самой
партии после 1921 г. была запрещена деятельность всяких фракций. В 1924 г. Н.
Бухарин заявил: «Нам для того, чтобы поддержать пролетарскую диктатуру,
необходимо поддержать диктатуру партии, которая немыслима без диктатуры старой
гвардии, которая в свою очередь немыслима без руководящей роли ЦК как
властного учреждения». Такая иерархия власти неизбежно предполагала появление
единоличной диктатуры вождя.
Партийная власть быстро срасталась с властью
государственного аппарата и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии — это
командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти — они являются
также командным составом руководящих государственных органов». Руководители
партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия
милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей «партия — орден
меченосцев».
В сложившейся административно-командной системе государственные
и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в
рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался
привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских,
военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах.
Борьба в руководстве партии вела к
укреплению единоличной власти. В 1923 г. для уничтожения троцкистской «левой»
оппозиции был создан политический блок: Сталин, Зиновьев, Каменев. В 1925 г.
Сталин поддержал «правую» позицию Бухарина против Зиновьева, который возглавил
«новую оппозицию». В апреле 1926 г. тройственный блок распался, а Зиновьев и
Каменев присоединились к Троцкому. Новое политическое объединение было пестрым
по составу («демократические централисты», «рабочая оппозиция» и др.), его
лозунги были нечеткими (призывы к борьбе с аппаратом, предупреждение о
«термидоре», о предательстве бюрократией революции). Оппозиционеры создавали
сеть своих подпольных организаций. В октябре 1926 г. лидеры оппозиции,
напуганные нарастанием «левого» радикализма, обратились к руководству партии с
покаянным заявлением. Пленум ЦК и состоявшаяся осенью 1926 г. партконференция,
однако, сурово осудили их действия. Осенью 1927 г. оппозиция решилась на новую
атаку: она опубликовала свою программу реформ и организовала в ноябре контрдемонстрации
в Москве и Ленинграде. За проведение этих акций большая часть оппозиционеров
была исключена из партии, а отдельные ее члены (во главе с Троцким) были
подвергнуты ссылке.
В ноябре 1928 г. пленум ЦК осудил
«правый» уклон в партии и лидеры «правой» оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский)
отмежевались от течения. В 1929 г. ЦКК и органы ГПУ провели большую чистку в
рядах партии. В ноябре 1929 г. на пленуме ЦК оппозиция подвергла себя
самокритике и после длительного перерыва (в 1934г.) ее лидеры вместе с
представителями предыдущей оппозиции (Зиновьев, Каменев) вернулись в русло
«партийной линии».
В январе 1934 г. на Семнадцатом съезде
партии позиции Сталина окончательно укрепились, а «партийная линия» превратилась
в догму. К этому времени усиливаются политические репрессивные меры,
завершается коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств,
устанавливается уголовная ответственность для семей репрессированных и т.п.
После убийства в декабре 1934 г. С. Кирова были проведены аресты членов оппозиции.
В 1935 г. сторонники Сталина занимают все ключевые посты в государстве.
Еще в 1924 г. Сталин сформулировал
лозунг о «построении социализма в одной стране». На Четырнадцатом съезде партии
в 1925г. из этого лозунга был сделан практический вывод: СССР должен завоевать
экономическую самостоятельность, чтобы превратиться из «страны ввозящей машины
и оборудование», в страну, их производящую. Это была идеологическая
предпосылка индустриализации. Начинался период «великого перелома».
На Семнадцатом съезде партии было
отмечено, что политические и другие проблемы обусловлены разрывом между «директивами
партийного руководства и тем, как они выполняются». И. Сталин дал своеобразную
классификацию виновников такого разрыва: «неисправимые бюрократы, обманывающие
свое руководство», «честные болтуны, преданные власти, но неспособные
руководить», «люди, ставшие вельможами ...которые считают, что партийные и
советские законы писаны не для них». Для преодоления разрыва требовалось «ужесточение
контроля и борьбы с бюрократизмом и вредительством». Съезд объявлял, что
главная цель — «построение социализма достигнута», а трудности — только
результат некомпетентности или вредительства. Власть была готова к проведению
массовых репрессий. Установившийся режим личной власти Генерального секретаря
партии, ставшего одновременно главой государства, будет характерным признаком
советской политико-государственной системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в
1929 г. И. Сталин назывался самым «выдающимся теоретиком ленинизма»,«Лениным
наших дней».
Основные
тенденции развития советского права в 30-е гг.
На основе Конституции СССР вся полнота
власти сосредотачивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей
отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась
закону. Закон в формальном смысле — всякий акт, принятый представительным
органом, в материальном смысле — это акт, который не обязательно исходит от законодательной
власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные
правила поведения. По смыслу Конституции 1936 г. формальный и материальный
аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет
делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также
принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих
законов. Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому
облегчался тем, что эти государственно-властные структуры были консолидированы
партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое
активное участие в их формировании. С 30-х гг. все больше постановлений
правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом (ЦК
ВКП(б)). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов.
Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об
инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались
наиболее серьезные политические акции, например коллективизация сельского
хозяйства, исходили из двух источников: правительства и ЦК).
Доктрина «социалистической законности»,
сложившаяся в 30-е гг. и опиравшаяся на марксистско-ленинскую идеологию,
исходила из нормативистского представления о праве. Первоначальные
психологическая и социологическая теории права 20-х гг. были отвергнуты. Победа
нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона:
сохранялись принципы целесообразности, аналогии и объективного вменения. На
практике имели место многочисленные нарушения законности. Вместе с тем
советское право носило императивный характер, требуя толкования закона в
строгом соответствии с намерениями его авторов, а не свободного или
буквального толкования (как в западном праве).
Процессы концентрации политической
власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры)
сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения. В
сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.
Введение паспортов и института прописки усиливало
административный контроль над населением. Сельские жители, часто не
получавшие паспортов, были фактически привязаны к месту проживания и
ограничены в праве передвигаться по стране.
В сфере сельского хозяйства был
принят ряд мер, направленных на усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК
ВКП(б) и СН К СССР приняли постановление «О мерах охраны общественных земель
колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных
пределах и ограничивающее процесс наростания приусадебных земель колхозников. В
январе 1940 г. те ж< органы принимают постановление «0б обязательной
поставке шерсти государству», в марте «Об изменении в политике заготовок и
закупок сельскохозяйственных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена
система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение
приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками
трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с количества
земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами земельных
владений. Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г. принимается
постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов». Государство
стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве.
Схожие процессы происходили в сфере
промышленного труда. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли
постановление «О мероприятиях по упрочению трудовой дисциплины...», в
котором устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения,
зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно
правительство вводило на производстве трудовые книжки, в которых фиксировались
занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагаемые на работника. В июле
1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная
мера труда: вместо существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня устанавливался
восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели — шестидневная
рабочая неделя. Через месяц новым Указом запрещался самовольный уход
работников с предприятий и учреждений, а также переход с одного предприятия
(учреждения) на другое. К нарушителям применялись уголовные наказания. В
октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР наркоматам было
предоставлено право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на
другое (независимо от их территориального расположения) в принудительном порядке.
В то же время принимается указ «О государственных трудовых резервах», на
основании которого разворачивается сеть ремесленных училищ и
фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих.
Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном
распоряжении правительства.
Рядом правовых актов определялась
политика государства по отношению к «подрастающему поколению». В апреле 1936 г.
вводится институт патроната: дети-сироты и дети, отобранные у родителей по
постановлению суда, могли передаваться на воспитание в другие семьи. В июне
1936 г. принимается постановление ЦК и СНК СССР «О воспрещении абортов, увеличении
материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи
многосемейным, расширение сети родительных домов, детских яслей и детских
садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях
в законодательстве о разводах».
В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и
СНК СССР устанавливается уголовная ответственность за тяжкие преступления
(убийство, изнасилование, нанесения увечья, кража) для несовершеннолетних
двенадцатилетнего возраста; за все остальные преступления (по майскому 1941 г.
Указу) ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста.
Развитие права в
конце 40-50-х гг.
В послевоенный период в сфере правового
регулирования экономикой договор вновь становится одним из важнейших стимулов,
делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В
апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление «О заключении
хозяйственных договоров», в котором закреплялась двойная система
договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями,
локальные — между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд
обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки
исполнения и формы ответственности сторон.
В мае 1955 г. был принят Указ Президиума
Верховного Совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области
распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные
с февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону
оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зданий и
сооружений). Эти изменения в правовом режиме государственного имущества
совпали с передачей в 1958 г. сельскохозяйственной техники от государственных
МТС колхозам.
Произошли изменения в области трудового
законодательства. В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации местным
органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в
течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим.
Потребность в большом количестве рабочей силы потребовала восстановления
организованного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались
специальные органы по вербовке рабочей силы.
С февраля 1947 г. было возобновлено
заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. В апреле
1956 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную
ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась
дисциплинарной ответственностью. В январе 1957 г. принимается новое Положение
о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях
создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода,
оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском
комитете, а затем в суде.
В 1954 г. при правительстве создается
Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг.
ряд мер по упорядочению заработной платы. С 1956 г. сокращается продолжительность
рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих
подростков в течение всей недели, увеличивается продолжительность отпусков по
беременности и родам.
В июле 1958 г. Президиум Верховного
Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета
профсоюза. На фабзавкомы возлагался контроль за выполнением администрацией
предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за
работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой
труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло
осуществляться только с согласия фабзавкома.
В июле 1956 г. был принят Закон о
государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий:
возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет,
для женщин 20), среднемесячный размер зарплаты. (При назначении пенсий по
инвалидности вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании
возраст и стаж работы не учитывались.) Закон установил минимум и максимум
пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные
ставки повышались.
В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946
г. постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной
артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных
массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование.
Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан
Совет по делам колхозов. В апреле 1948 г. принимается другое постановление правительства
«О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению
оплаты труда в колхозах», упразднившее такую структурную производственную
единицу колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в
качестве основной формы организации труда в колхозе. В марте 1955 г. новым
постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского
хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в колхозах
(МТС, райисполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали доводить до
колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное
планирование своего производства стали осуществлять сами колхозы.
В марте 1956 г. Совет Министров СССР и
ЦК КПСС приняли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и
дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного
производства и управления делами артели», в котором колхозникам на их
общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения
Устава сельхозартели 1935 г. Сами колхозы могли определять размеры приусадебных
участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать
минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие
принципы Устава (неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в
силе. С 1958 г. (после реорганизации МТС) были отменены обязательные поставки
сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки
сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы
оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и форма
денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда.
В области уголовного права
послевоенные изменения выразились в изменении круга субъектов, изменении видов
наказания, в отмене чрезвычайных положений закона и пр. В июле 1945 г. был
принят указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской
Германией», освободивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осужденным
за менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались
полностью). С большого числа осужденных (на срок до одного года) снималась
судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены административные
взыскания и штрафы, снималась административная ответственность. В мае 1947 г.
была отменена смертная казнь (е 1950 г. она была восстановлена в исключительных
случаях).
Одновременно усиливалась ответственность
за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947г. за эти
виды преступлений были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению
свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим
преступлениям. В кодексах были отменены статьи, предусматривавшие
дифференцированные виды хищений общественной собственности и соответствующие им
виды наказаний, произошла унификация состава данного преступления, что привело
к возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных
решениях. Уголовная ответственность была усилена также по ряду других
составов: в июне 1947 г. за разглашение государственной тайны и утерю документов,
содержащих тайну; в апреле 1948 г. за изготовление и продажу самогона; в январе
1949 г. за изнасилование.
В Указе Президиума Верховного Совета
СССР (март 1953 г.) об амнистии была сформулирована идея замены уголовной
ответственности за некоторые виды должностных, хозяйственных, бытовых
преступлений административной и дисциплинарной ответственностью. В 1954 г.
отменяется уголовная ответственность за производство абортов (само запрещение
абортов отменяется только в ноябре 1955 г.), за прогулы, самовольный уход с
работы и др. С января 1955 г. снижаются уголовные наказания за мелкие хищения
(за некоторые из них устанавливаются исправительно-трудовые работы), которые
выводятся из под действия июньского Указа 1947 г.
В области уголовного процесса особых
изменений не произошло, были отменены некоторые чрезвычайные процедуры,
действовавшие в условиях военного времени.
В декабре 1958 г. принимаются новые Основы
у головного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также законы
об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления. В
качестве главной задачи Основы провозглашали «охрану советского и
государственного строя, социалистической собственности, социалистического
правопорядка, личности и прав граждан». Преступным признавалось общественно
опасное деяние, прямо предусмотренное законом. Отменялся ранее действовавший
принцип аналогии. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий
наказание за него, не имел обратной силы, т.е. не распространялся на деяния,
совершенные до момента его введения. Основы подчеркивали принцип индивидуализации
наказания и связь уголовной ответственность со степенью вины; отменялся
принцип объективного вменения, согласно которому наказание применялось без
учета факта виновности (клицам, признанным «социально опасными», к родственникам
обвиняемого и т.п.). Наказание, согласно Основам, могло применяться только по
приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства
дела. Был повышен возрастной предел для наступления уголовной ответственности
(с 14 до 16 лет), прежний продолжал действовать в случаях наиболее тяжких
преступлений (разбой, изнасилование и др.). Исключались некоторые виды
наказаний: объявление «врагом народа», удаление из СССР, поражение политических
прав по суду. Сокращен максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет).
Закон допускал полное освобождение лица от уголовной ответственности в
случаях, когда совершенное им деяние или само данное лицо потеряли
«общественно опасный характер». Устанавливался порядок условно-досрочного
освобождения осужденных (после отбытия ими половины или двух третей срока в
зависимости от тяжести преступления), проявивших «хорошее поведение и честное
отношение к труду».
В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР
принял новый Уголовный кодекс РСФСР, разработанный с учетом Основ
уголовного законодательства.
В декабре 1958 г. были приняты Основы
уголовного судопроизводства Союза ССР, закрепившие такие принципы:
осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед
законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и
их подчинение только закону, гласность судебного разбирательства, обеспечение
обвиняемому права на защиту и др. Следствие по уголовным делам осуществляли следователи
прокуратуры, по особо опасньм государственным преступлениям — следователи
органов госбезопасности. Следователи прокуратуры получали право давать
обязательные указания органам дознания. Защита получала право принимать
участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного
следствия, по делам несовершеннолетних — с момента предъявления обвинения.
Кодификационная работа велась весьма
интенсивно. В декабре 1958 г. были Приняты Основы законодательства в области
судоустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декабре 1961 г.
принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского
судопроизводства. Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и
Основ законодательства о труде. В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и
уго-ловно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые
гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ
законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики, этот
процесс завершился в марте 1965 г. (когда Грузия и Молдавия приняли свои
гражданские кодексы). Кодексы детализировали положения Основ применительно к
конкретным условиям республик.
Подзаконными актами, принимаемыми
высшими органами Союза ССР и союзных республик, были Указы Президиума
Верховного Совета, постановления и решения Совета Министров.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |