Реферат по предмету "Государство и право"


Принцип разделения властей

ОГЛАВЛЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3





ГЛАВА I. Возникновение теории разделения властей…………………………6



 



ГЛАВА II.
Теория и практика разделения властей  в странах запада……..17



 



ГЛАВА
III. Принцип разделения властей
в современной российской



государственно-правовой
действительности…………………………………..23



 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………32





БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………..34



 











ВВЕДЕНИЕ





За весь исторический период своего
сознательного существования общество в лице самых ярких представителей
по-разному отвечало на вопрос об идеальной модели государственного устройства.
Основной мировой тенденцией конца XX
века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного
права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и
социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание
условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве.
Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о
демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает
изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.



Данная курсовая работа посвящена
исследованию «разделения властей». Указанное
словосочетание несет в себе двусмысленное значение:



Во-первых, «разделение властей», как
теория организации гражданского общества;



Во-вторых, «разделение властей», как
один из пяти принципов функционирования современного правового государства.



Целью курсовой работы является всестороннее
исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих
фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого
общежития.



Для того, чтобы поставленная цель была
раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными
задачами
предпринимаемого исследования:



1. Рассмотреть исторические
предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;



2. Проанализировать правовой опыт
реализации принципа разделения властей в странах с развитой рыночной
экономикой;



3. Изучить развитие принципа
разделения властей в современной российской государственно-правовой
действительности.



В данной курсовой работе используются
следующие универсальные и специальные юридические методы
исследования:



- логический;



- сравнительно-исторический;



- конкретно-социологический;



- системно-структурного анализа;



- историко-реконструктивный.



Логический метод позволяет исследовать
внутренние закономерности складывания модели правового государства и теории
разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой
о закономерностях мышления.



Сравнительно-исторический метод дает
возможность посредством анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять
общие и специфические черты принципа разделения властей в процессе его
реализации в обществах с различными традициями.



Конкретно-социологический метод
систематизирует результаты социологических опросов. Дает возможность понимать
динамику и специфику восприятия гражданами страны значимости тех или иных принципов
правового государства, оценить в сознании населения степень поддержки
государства в проводимых реформах.



Метод системно-структурного анализа
рассматривает каждую из теории разделения властей в качестве составляющего
элемента, исследует характер взаимосвязей между подобными элементами.



Историко-реконструктивный метод
способствует через движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине
рассмотреть и проанализировать различные стадии эволюции взглядов на роль и
место государства в жизни общества, позволяет понять закономерность
существующих в настоящее время принципов правовых взаимоотношений между
гражданами.



В процессе исследования автор опирался на следующие
источники: Конституцию РФ 1993г., Конституции США, Франции;
материалы помещенные в хрестоматиях по истории России и истории государства  и
права зарубежных стран. Учебная литература в работе представлена исследованиями
известных отечественных специалистов в лице Алексеева С.С., Венгерова  А.Б,
Кутафина О.Е., Хропанюк Н.Е. и др.



Рассматривая проблему разделения
властей невозможно проигнорировать первоисточники, а именно труды авторов самой
теории: Дж. Локка и Ш.Монтескье.



В целом необходимо отметить, что
рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд,
кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и
выводов. На самом деле настоящее исследование проблемы демонстрирует
противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении к
модели правового государства. Такое разнообразие является объективным
отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период.







ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ
ВЛАСТЕЙ





Теория
разделения властей, именуемая нередко принципом разделе­ния властей, в том
виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму,
появилась более трехсот лет назад. Основа­телями ее считаются английский
философ-материалист, создатель идей­но-политической доктрины материализма Джон
Локк (1632--1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи
Монтескье (1689-1755).



Идеи
Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в
главном его труде «Два трактата о государст­венном правлении» (1690), а идеи
Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения
- в романе «Пер­сидские письма»; историческом очерке «Размышления о причинах
вели­чия и падения римлян» и основном его произведении - «О духе зако­нов»
(1748).



Подобно
другим научным идеям и концепциям, теория разделения властей возникла не на
пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим социально-политическим
развитием и накоплением исторического опыта в организации
государственно-правовой жизни и поддержании стабильности в обществе и государстве.



Рассуждая
на эту тему, известный государственный деятель России, автор плана либеральных
преобразований в стране М.М. Сперанский (1772-1839) писал, что «царства земные
имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен
быть соразмерен той степени государственного образования, на коем стоит
государст­во».
Каждый раз, подчеркивал автор, «когда образ правления
отстает или предваряет сею степень», он «ниспровергается большим или мень­шим
потрясениям»[1].



Теория
разделения властей не могла возникнуть, а тем более «материализоваться», на той
ступени развития государства - «степени государственного образования», которая
обычно именуется «восточным деспотизмом» или «европейским абсолютизмом». Ибо
власть в этих го­сударственных системах, «издревле разделявших политический
мир», неизменно сосредоточивалась лишь в одних руках - восточного деспота,
царя, фараона, монарха. Закон в отношении такой власти был совер­шенно
беспомощен.



Деспотическая
власть, по словам М. Сперанского, в отношении са­мого произвольно издаваемого
ею закона «не допускала ни меры, ни границ». Что же касается абсолютизма, то
отражавшая и реализовавшая его государственная машина, «была основана на власти
самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным» или «материальным ее
разделением».



Теория
разделения властей возникает и начинает «материализовываться» лишь на той
стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые
предпосылки для активного участия широ­ких слоев общества в социально-политической
жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане
политиче­ский и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев об­щества
идет усиленный поиск путей и средств создания надежных га­рантий прав и свобод
подданных или граждан; предпринимаются попыт­ки ограждения их, а вместе с ними
всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти
как со стороны от­дельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.



Именно
в такой период, в конце XVII в., в период так называемой «славной революции» в
Англии, и в середине XVIII в., в период нарас­тания революционных настроений во
Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения,
закладывается фундамент и создается каркас здания под названием теории разделения
властей.



При
рассмотрении процесса формирования теории разделения вла­стей в научной
литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание таких мировоззренческого
фона, обстановки, в которых стало возможным появление концепции разделения
властей, оформление со­ставляющих ее элементов. Во-вторых, это создание
собственно концеп­ции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение
их воедино. И в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в
результате накопления практического опыта по претворению основ­ных положений
теории разделения властей в жизнь.[2]



Длительность
по времени этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза
охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая, основная, фаза -
со второй половины XVII в. до сере­дины XVIII в. И третья, завершающая, фаза
охватывает период с сере­дины XVII в. и до конца первой половины XIX в.



С
точки зрения социально-экономического и государственно-правового развития это
были во многом весьма разнородные периоды.



Однако
с точки зрения становления концепции разделения властей все эти процессы могут
быть объединены «в рамках процесса развития од­ной мировой цивилизации». А
именно той, которая заняла господ­ствующее положение в Центральной и Западной
Европе, а затем рас­пространилась и на Северную Америку. «Политическая
культура, со­ставной частью которой стала концепция разделения властей, была по­рождением
именно этой цивилизации».[3]



Говоря
о конкретных условиях и предпосылках возникновения тео­рии разделения властей в
Англии (в интерпретации Дж. Локка) и во Франции (в представлении Ш. Монтескье),
необходимо не только ис­ходить из анализа объективных факторов но и принимать
во внима­ние субъективные воззрения ее основателей.



В
частности, для глубокого понимания истоков, роли и назначения данной концепции
в Англии весьма важным является не только конста­тация таких объективно
существовавших факторов, которые самым не­посредственным образом сказались на
содержании теории разделения властей, но и установление более «удобной» для
набиравшего в тот пе­риод силу нового класса буржуазии конституционной
монархии, полу­чившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689)
и Акте об устроении (1701), а также достижение социально-политиче­ского компромисса
между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в
стране буржуазией и официально пра­вящим дворянством, и др.



Объективные
факторы - реально существующие условия и предпо­сылки несомненно являются той
базой, основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и
сама теория разделения властей. Они, безусловно, имеют важнейшее значение для
процесса воз­никновения и развитая рассматриваемой концепции и играют при этом
доминирующую роль.[4]



Однако
далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и субъективные
факторы, в частности политико-правовые и фи­лософские воззрения самого
основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.



Будучи
сторонником теории естественного права, общественного до­говора, не отчуждаемости
естественных прав и свобод личности, нако­нец, идеологом социального
компромисса и защитником идей либера­лизма, Дж. Локк не без оснований
рассматривал разрабатываемый им принцип или теорию разделения властей как один
из способов достиже­ния сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда
социаль­но-политических задач.



Представляя
государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими
же установленного общего закона и создав­ших судебную инстанцию, правомочную
улаживать конфликты между ними.[5] Дж. Локк считал, что только
такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство - носитель
публичной (политической) власти, способен защитить права и свободы граждан,
гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и
вели­кой цели» -- сохранения собственности, ради которой люди объединяют­ся в политическое
сообщество.



Однако
успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны
государства непременно требует, согласно воззрени­ям знаменитого философа,
четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг
друга составные части и соот­ветственно наделения ими различных «сдерживающих»
друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.



В соответствии
с этим видением вопроса полномочия принимать за­коны (законодательная власть)
возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть)
— на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной
деятельности  и реализующие их государственные органы располагаются в иерархиче­ском
порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви
власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.



Отстаивая
данный способ организации власти и распределения ее между различными
государственными органами, Дж. Локк активно вы­ступал против концепции
абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с
этим автор, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире»,
на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может
быть формой гражданского правления».[6]



Дело
в том, пояснял ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то,
следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц.
Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.



Последняя
заключается в том, что человек по природе своей полно­стью свободен «от какой
бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется власти другого
человека, но руководствуется только законом природы».[7]
В отличие от естественной свободы, «свобода человека в обществе» состоит в том,
что он не подчиняется никакой другой «законодательной власти, кроме той, которая
установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо
воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут
установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием».[8]



Согласно
философским и политическим воззрениям Дж. Локка, если абсолютная монархия - эти
построенная тирания и беззаконие - нахо­дится в глубоком противоречии с
природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть,
построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует
естественной природе людей.



Обосновывая
данный тезис, автор обращался к таким природным чертам человека, как его
способность создавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизни
руководствоваться ими; как способ­ность претворять в жизнь принимаемые им
решения и применять общие правила к конкретным ситуациям; наконец, как
способность не только устанавливать, но и поддерживать на определенном уровне и
в опреде­ленных рамках свои отношения с другими людьми. Наличием данных
природных черт человека обосновывалась необходимость и естествен­ность
разделения властей на законодательную, исполнительную, судеб­ную и федеративную
(ведающую международными отношениями) вла­сти.



Разумеется,
реальное проявление названных черт, как и само разде­ление властей, возможно
лишь в условиях государственного, а не до го-сударственного, естественного
существования и состояния отдельного человека и всего общества. Ибо, во-первых,
в естественном состоянии, по мнению Локка, «не хватает установленного,
определенного, извест­ного закона», который был бы признан и допущен по общему
согласию в качестве «нормы справедливости и несправедливости и служил бы общим
мерилом», при помощи которого разрешались бы между ними споры.



Во-вторых,
в естественном состоянии не хватает знающего и бес­пристрастного судьи,
который обладал бы властью разрешать все за­труднения в соответствии с
установленным законом.



И
в-третьих, в естественном состоянии часто «недостает силы, кото­рая мота бы
подкрепить и поддержать справедливый приговор и при­вести его в исполнение».[9]



Аналогичные
идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш.
Монтескье. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти: власть
законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного
права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.



В
силу первой части государь или учреждение создает законы, вре­менные или
постоянные, и исправляет или отменяет существующие за­коны. В силу второй он
объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает
безопасность, предотвращает наше­ствия. В силу третьей власти он карает преступления
и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной,
а вторую - просто исполнительной властью государства».[10]



Неразрывно
связывая идею политической свободы с идеей граждан­ской свободы и выступая за
строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и
государством, Монтескье усматривал, так же как и Локк, в четком разделении и
взаимном сдерживании вла­стей не только реальную гарантию прав и свобод
граждан, но и их за­щиту от государственного произвола и беззакония.



Отсутствие
такого разделения властей, равно как и отсутствие меха­низма их взаимного
сдерживания друг друга, с неизбежностью ведет, по мнению мыслителя, к
сосредоточению власти в руках одного лица, го­сударственного органа или небольшой
группы людей, а также к зло­употреблению государственной властью и произволу.



Рассматривая
истоки теории разделения властей, равно как и про­цесс ее становления и
развития, в научной и учебной юридической ли­тературе совершенно справедливо
указывается на то, что, несмотря на общность многих положений, высказанных
Локком и Монтескье в от­ношении рассматриваемой теории, учение Монтескье о
разделении вла­стей «обладало значительной новизной по сравнению с предшествую­щими
концепциями.[11]



В
чем это проявлялось? Во-первых, в том, что Монтескье соединил либеральное
понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения
властей. Свобода, доказывал просветитель, «устанавливается только законами и
даже законами основными». А во-вторых, в том, что он более определенно высказался
за включение в состав властей, подлежащих разграничению, судебных органов.
Система государственного управления, построенная на основе принципа разгра­ничения
властей, в первую очередь законодательной и исполнительной власти, дополнялась
у Монтескье принципом независимости судей.



Рассмотренная
им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем
стала классической формулой теории конституционализма.



Идеологически
теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и
служила обоснованию сложившегося в условиях предреволюционной Франции
компромисса буржуазии и дворянства. Государственной формой такого компромисса
во Франции, так же как и в Англии, усматривалась конституционная монархия.



Теория
разделения властей имела и имеет в настоящее время не только научное,
академическое, но и практическое значение. Идеи раз­деления властей были широко
представлены, например, в таких фунда­ментальных актах, имевших огромное для
своего времени юридическое и политико-практическое значение, как Декларация
прав человека и гражданина (1789), в которой акцентировалось особое внимание не
только на индивидуальных правах и свободах, но и на важности для установления
конституционного порядка разделения властей (ст. 16);



Конституция
Франции (1791), где закреплялось принципиально важное положение о том, что «во
Франции нет власти, стоящей над законом» и что «король царствует лишь в силу
закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения» (гл. II, отдел 1,
ст. 3); и др.



Следует
обратить особое внимание на то, что в Конституции 1791 г. наряду с
сохранявшейся, хотя и ограниченной законом, монархией в разделе «О государственных
властях» выделялось положение о том, что «суверенитет принадлежит всей нации»,
что он «един, неделим, неотчу­ждаем и неотъемлем».



Весьма
важным в плане разделения властей было конституционное установление, согласно
которому «ни одна часть народа, никакое лицо не может себе присвоить его
осуществление».



В
соответствии с этим установлением «законодательная власть вве­ряется
Национальному Собранию, в состав которого входят представи­тели. свободно избранные
народом на определенный срок». Исполни­тельная власть «вверена королю и
осуществляется под его главенством министрами и прочими ответственными органами».
Судебная же власть «вверена судьям, избираемым народом на определенный срок»
(разд. III, ст. 1-5).



По
мере своего становления и развития теория разделения властей нашла довольно
широкий отклик в академических и политических кру­гах не только Англии и
Франции, но и ряда других стран.



Причем
если, например, в Америке она с самого начала пользова­лась большим успехом и
местными учеными и политическими деятеля­ми бралась на вооружение, то в
Германии среди значительной части интеллектуальной элиты ряд ее положений
подвергался сомнению.



Так,
в фундаментальной работе «Общее учение о государстве» Г. Еллинек высказывает
свое явно скептическое отношение по поводу возможности в реальной жизни
добиться такого положения, когда зако­нодательная власть в лице парламента
сможет фактически сдерживать исполнительную власть, находящуюся в руках монарха;
когда между ними может быть достигнуто равновесие.



Такое
состояние является, по мнению ученого, «политически наименее вероятным, так как
соотношение социальных сил, составляющих основу политического могущества,
крайне редко и уж во всяком случае только временно складывается так, чтобы было
возможно полное равновесие двух постоянных политических факторов». Но именно на
«такую неве­роятную комбинацию рассчитана теория равновесия» Монтескье и дру­гих
ее сторонников, и уже поэтому реальность применения этой теории и ее
действенность подлежит сомнению.[12]



В
России среди ряда других государственных деятелей и ученых тео­рия разделения
властей занимала особое внимание М.М. Сперанского. В своем «Введении к уложению
государственных законов» (1809) он писал в связи с попыткой использования этой
теории для «преобра­зования» самодержавия и стремлением поставить ее в рамки
закона, что «нельзя основать правление на законе, если одна державная власть бу­дет
и составлять закон и исполнять его». Необходимо ее разделение. Необходимо,
чтобы одни «установления» действовали в процессе со­ставления закона, а другие
- при их исполнении.[13]



Из
троякого порядка государственных сил, продолжал автор, возни­кает «троякий
порядок сил установлений». Одно из них «должно дейст­вовать в образовании закона,
другое - в исполнении, третье - в части судной. Разум всех сил установлений
может быть различен».



М.М.
Сперанский предлагал «два различных устройства» самодер­жавной власти на основе
закона и принципа разделения властей.



Первый
вариант такого устройства
состоит в том, чтобы «облечь правление
самодержавное» всеми «внешними формами закона, оставив в существе его ту же
силу и то же пространство самодержавия».



Главные
черты и особенности такого устройства сводятся, по мне­нию автора, к тому,
чтобы: 1) «установить сословие, которое бы пред­ставляло силу законодательную,
свободную», которая на самом деле была бы «под влиянием и в совершенной
зависимости от власти само­державной»; 2) силу исполнительную «так учредить,
чтобы она по вы­ражению закона состояла в ответственности, но по разуму его
была бы совершенно независима»; 3) власти судной «дать все преимуще­ства видимой
свободы, но связать ее на самом деле такими учрежде­ниями, чтобы она в существе
своем всегда состояла во власти самодер­жавной».



Данный
вариант самодержавного устройства, делал вывод Сперан­ский, будет лишь казаться
«во мнении народном» действующим. Но на самом деле он никогда не будет таковым.



Суть
второго варианта такого устройства
сводится к тому, чтобы не
только «внешними формами покрыть самодержавие», но и ограни­чить его «внутреннею
и внешнею, существенною силою установлений». Нужно учредить державную власть на
законе не словами, но самим делом»1.



Если,
писал автор, предпочтение будет отдано этому варианту, тогда все «установления»
должны быть «расположены на иных правилах».



А
именно: 1) законодательное сословие должно быть так устроено, ^чтобы оно не
могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были
свободны и выражали бы собою мнение на­родное»; 2) сословие судебное должно быть
так образовано, «чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один
только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали прави­тельству»;
3) власть исполнительная «должна быть вся исключительно вверена правительству».
А чтобы эта власть «распоряжениями своими под видом исполнения законов» не
могла бы «ни обезобразить», «ни совсем уничтожить» их, то она должна быть
поставлена под «ответ­ственность власти законодательной».[14]



Сравнивая
два эти возможных варианта преобразования самодержа­вия с помощью теории
разделения властей, Сперанский делал оконча­тельный вывод в пользу второго как
более совершенного и более дейст­венного варианта.



Если
первая из сравниваемых между собой потенциальных систем, анализировал он,
«имеет только вид закона», то другая есть «самое су­щество его». Если первая
недолговечна и «издалека сама готовит себе прекращение», то другая при
благоприятных обстоятельствах «может утвердиться, долгое время без важных
перемен постепенно следовать за гражданским усовершенствованием». Наконец, если
первая может быть «оправданна в народе своевольном, непостоянном, преклонном ко
всем новым умствованиям и особливо тогда, когда народ сей выходит из анархии с
превратными привычками», то вторая «одна может быть свойственна народу, который
имеет более доброго смысла, нежели пытливости, более простого и твердого
разума, нежели воображения, коего характер трудно обольстить, нелегко убедить
простою исти­ною».[15]



Говоря
о внимании к теорий разделения властей в России в других странах, следует
отметить, что при этом не только широко использова­лась ее традиционная модель
- триада, состоящая из законодательной, исполнительной и судебной властей, но и
предлагались другие ее вари­анты.



Так,
М.М. Сперанский предлагал, помимо традиционного разделения властей,
использовать их классификацию на физическую и материаль­ную власти. Известный
французский юрист конца XIX - начала XX в. М. Ориу в своей фундаментальной работе
«Основы публичного права» выделял и анализировал с точки зрения взаимосвязи и
взаимного «равновесия» властей политическую и экономическую, военную и граж­данскую,
гражданскую и религиозную власти и др.



По
справедливому замечанию автора, «одним из преимуществ теории равновесия
является то, что она придает смысл и значение многочис­ленным разделениям,
которые видны даже при самом поверхностном наблюдении над государственным
режимом». Последний же всегда яв­ляется «режимом разделений». В равновесии он
находится лишь благо­даря тому, что «разделяет окружающие его силы, противопоставляя
их друг другу и восполняя одну за счет другой».



М.
Ориу не без оснований считал возможным использование теории или принципа
разделения и сдерживания (равновесия) властей не только для анализа властных
взаимоотношений, возникающих в государствен­ной сфере, но и в различных
общественных сферах. «В сущности граж­данское общество, - замечал он, -
покоится на основном разделении между политической властью и экономическим
могуществом».



Аналогичные
подходы к анализу разделения властей и расширитель­ной трактовке этой теории в
последующем использовались и многими другими авторами.







ГЛАВА II.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ



В СТРАНАХ ЗАПАДА.



 



Теория
разделения властей занимает значительное место в со­временной юридической и
социально-политической литературе Запа­да. Уяснению и разъяснению
основных положений данной концепции посвящена научная, популярная и учебная
литература. Практически нет таких учебников и учебных пособий, например, по
конституционному праву, в которых не содержались бы главы или разделы, касающиеся
рассматриваемой теории.



Как
ни парадоксально это звучит по истечении нескольких столетий с момента
появления теории разделения властей, но вопрос и поныне некоторыми ее исследователями
ставится именно так: а существует ли такая теория вообще, в цельном виде? Если
существует, то что она со­бой представляет? Что в этой теории общего и
особенного, универсаль­ного и национального?



В
западных академических кругах нет единого ответа на данные во­просы. Спектр
мнений весьма широк и разнообразен. Наряду с призна­нием факта существования
общей теории разделения властей - этой «никогда нескончаемой и вечно приводящей
к неразберихе саге о раз­делении властей» - в научной литературе бытует мнение,
что сущест­вует не общая теория, а лишь принцип разделения властей. В своем
практическом воплощении он направлен, по мнению американского исследователя Б.
Зигана, на то, чтобы разрешить внутренне противоре­чивую проблему, связанную с
созданием такой государственно-правовой системы, которая, «с одной стороны,
была бы достаточно властной, чтобы полностью выполнять свое предназначение, а с
другой - не такой всесильной, чтобы подавлять общество и отдельных людей. Ведь
хорошо известно, что неограниченная власть, независимо от того, в руках како­го
органа она сосредоточивается - короля или парламента, всегда со­держит в себе
риск быть постепенно трансформированной в неограни­ченную тиранию».



Аналогичного
взгляда на разделение властей скорее как на консти­туционный принцип, чем на
общую теорию, придерживаются и другие авторы. Довольно устоявшимся при этом
представлением о разделении властей является мнение, во-первых, о том, что
разделение властей - это не статика, а динамика, процесс. А во-вторых, что это
не общая теория, а принцип, связанный с постоянным «перераспределением и с изменением
баланса власти между ее различными ветвями».



Наряду
с высказанными суждениями относительно степени и харак­тера оформления теории
разделения властей в западной научной литературе существуют и иные мнения.
Обосновывается, например, точка зрения, согласно которой в научной теории и
практике государствоведы и правоведы имеют дело не с общей теорией разделения
вла­стей, а с концепцией отделения друг от друга «осуществляющих совме­стно
государственную власть различных институтов».



Проводится
мысль о том, что, поскольку в каждом современном го­сударстве независимо от
формы правления и государственного устрой­ства вся власть, в конечном счете
принадлежит народу, коренится в на­роде и существует для народа, то логичнее в
таком случае вести речь не о разделении властей, а о разделении функций
(компетенции, сфер дея­тельности и полномочий) различных государственных органов.



Небезынтересно
отметить, что на основе одного и того же исходного тезиса - о принадлежности
власти народу - в разных странах и полити­ческих ситуациях делаются весьма
противоречивые выводы. В бывшем СССР и его восточноевропейских сателлитах
обосновывался вывод о единстве и неделимости народной власти. Как некое
отступление до­пускался тезис о разделении компетенции или функций.



Что
же касается западных стран, то в них на основе аналогичного тезиса о всевластии
и единовластии народа делался вывод о формально-юридическом и фактическом
разделении властей, а иногда и функций. Этот же вывод закреплялся в текущем
законодательстве и в конститу­ционных актах.



Так,
в Конституции США, прокламирующей в преамбуле принад­лежность всей власти
народу, в то же время устанавливается фактиче­ское ее распределение между
различными ветвями власти. Статья 1 (разд. I) Конституции закрепляет, например,
что все установленные в Конституции «полномочия законодательной власти
принадлежат Кон­грессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты
представителей». Статья 3 (разд. I) провозглашает, что «исполнительная власть
осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки. Он состоит в своей
должности в продолжение четырехлетнего срока». И статья 3 (разд. I)
устанавливает, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным
Судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом».[16]



В
современной государственной идеологии России, делающей ак­цент, как и прежняя
официальная идеология, на «безраздельной власти народа и для народа», вслед за
западными авторами следует вывод о существовании в государственном механизме
страны разделения вла­стей. Тезис о последовательном разделении полномочий и
функций ме­жду центральными государственными органами, таким образом, в офи­циальном
(явочном) порядке был заменен тезисом о «последовательном» разделении властей.
Разумеется, никакой последовательности в этом нет и быть не может.



Нет
необходимости спорить по данному поводу. Точно так же как и по поводу того,
существует ли общая теория разделения властей в цель­ном виде или не
существует. Это может, по-видимому, доказать только практика применения данной
теории.



Сейчас
важно лишь констатировать, что, несмотря на широкий раз­брос мнений
относительно цельности и степени оформления, теория существует, по признанию
большинства авторов, хотя и далеко не в «законченном» виде.



Начиная
от Дж. Локка и Ш. Монтескье, с именами которых связы­вают активную разработку
данной теории, и кончая нашими современ­никами - экспертами в данной сфере,
выработаны конкретные, универ­сальные положения, составляющие основу
рассматриваемой теории. Созданы фундамент и каркас концепции разделения
властей, которые, как представляется, можно рассматривать в качестве «общего»
для всех ее разновидностей и вариантов, независимо от того, в какой стране и
при каком политическом режиме она применяется и как интерпрети­руется.



Среди
такого рода общих, достаточно устоявшихся, универсальных положений,
составляющих основу теории разделения властей, можно выделить следующие
постулаты.



В
каждой стране, именующей себя демократической, законодатель­ная, исполнительная
и судебная власти не только тесно связаны между собой единым государственным
механизмом, но и относительно само­стоятельны.[17]



Между
высшими государственными органами, осуществляющими за­конодательные,
исполнительные и судебные функции, существует некий баланс властей, действует
система сдержек и противовесов.



Все
три власти действуют, как правило, на постоянной правовой ос­нове. Поскольку
законы, как писал в связи с этим Дж. Локк, «обладают постоянной и устойчивой
силой и нуждаются в непрерывном исполне­нии или наблюдении за этим исполнением,
то необходимо, чтобы все время существовала власть», которая следила бы за их
исполнением.[18]



Однако
не во всех современных государствах такая правовая база существует. Не случайно
некоторые американские авторы сетуют на то, что «Верховный Суд США, несмотря на
множество рассмотренных им дел и созданных прецедентов, так и не смог в течение
более чем двух столетий нашей истории создать систему законодательства, касающуюся
непосредственно разделения власти».



Среди
общих постулатов теории разделения властей следует выде­лить также верховенство
законодательной власти. Она сохраняется все­гда, несмотря на относительную
самостоятельность других властей и существующие пределы ее деятельности. «Ведь
то, что может создавать законы для других, - поясняет Дж. Локк, - необходимо
должно быть выше их. А поскольку законодательная власть является
законодательной в обществе лишь потому, что она обладает правом создавать
законы для всех частей и для каждого члена общества, предписывая им правила поведения
и давая силу для наказания, когда они нарушены, постольку законодательная
власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице
каких-либо членов или частей общества про­истекают из нее и подчинены ей».[19]



Основной
и конечной целью осуществления на практике теории раз­деления властей является
предотвращение узурпации всей государствен­ной власти одним лицом или группой
лиц и сохранение целостности государственного механизма и всего общества.
Несмотря на некоторые различия в понимании конечных целей теории разделения
властей, мно­гие авторы едины во мнении о том, что если в руках одного лица или
органа сосредоточивается вся власть, «если один человек может созда­вать право,
применять его и судить о его нарушениях, то в таких случа­ях свобода не может
долго существовать». Конечно, «мы все еще мо­жем голосовать один раз в четыре
года. Но эти выборы неизбежно пре­вратятся в формальный опрос, где единственным
ответом в бюллетене будет только «да».



Как
применяются названные и иные положения, составляющие об­щую теорию разделения
властей, на практике? Какие факторы влияют на данный процесс? Чем
обусловливается национальная специфика процесса применения теории разделения
властей в той или иной стране?
На эти и другие им подобные вопросы в западной
литературе единого ответа нет. Однако если попытаться суммировать разноречивые
ответы и отвечать на эти и им подобные вопросы кратко, то ответ зву­чал бы
примерно так: национальная специфика, равно как и факторы, влияющие на процесс
применения теории разделения властей в той или иной стране, обусловливаются
особенностями развития данной страны, характером и уровнем развития ее
государственного механизма, эконо­мики и общества.



Разумеется,
наряду с такого рода объективными факторами не менее важную роль играют и субъективные
факторы. Ибо без них (в частно­сти, приверженности или, наоборот, неприятия
теории разделения вла­стей) просто невозможно было бы вести речь о применении
данной тео­рии в той или иной стране. Это очевидно, как, впрочем, и то, что от
того, как понимается теория разделения властей, какие ее положения выдвигаются
на первый план, а какие остаются незамеченными, чему уделяется первостепенное
значение, во многом зависят характер и осо­бенности ее применения.



Если
отвечать более обстоятельно на поставленные вопросы, то от­вет нужно искать в
специфике объективных и субъективных факторов, существующих в той или иной
отдельно взятой стране, а иногда и в особенностях международного окружения.
Например, со значительной долей уверенности можно сказать, что не будь на
вооружении правящей элиты современных высокоразвитых в промышленном отношении
стран, оказывающих на «пореформенную» Россию и другие бывшие союзные республики
большое влияние, принципа разделения властей, то вряд ли он был бы с такой
высокой готовностью воспринят новыми, в основном прозападными, политическими
элитами в этих «нарождающихся демо­кратиях». Не следует забывать, что теория
разделения властей — это не только и даже не столько «формально-юридическая»,
сколько полити­ческая и идеологическая теория.



Степень
и характерные особенности процесса реализации данной концепции в той или иной
стране во многом зависят от таких конкрет­ных факторов, как:



а)
форма правления государства. Президентская республика, каковой являются,
например, США, в гораздо большей степени тяготеет к разде­лению властей, нежели
конституционная монархия в Бельгии, Велико­британии, Швеции или любой иной
стране;



б)
форма государственного устройства. В федеративном государстве, например, в
отличие от унитарного значительный акцент по вполне по­нятным причинам делается
не только на разделение властей по «горизонтали» (между центральными органами
государства), но и по «вертикали» (между центром и субъектами федерации);



в)
политический режим. Современные демократические политиче­ские режимы, как
правило, прокламируют и придерживаются (по край­ней мере теоретически) принципа
разделения властей. В то время как тоталитарные и автократические режимы, даже
тогда, когда заявляют о приверженности принципу разделения властей, на деле
имеет место лишь разделение властных функций;



г)
существующие исторические, национальные и политические тра­диции, а также
сложившаяся политическая практика в той или иной стране.[20]



Наряду
с названными действуют и иные объективные и субъектив­ные факторы, влияющие на
процесс реализации в разных странах тео­рии разделения властей. Их много. Они
весьма разнообразны и много­численны. О преимуществах и недостатках каждого из
них идут споры. Глубокое и разностороннее их изучение позволит создать более
пол­ное представление не только об основных положениях теории разделе­ния
властей, но и об особенностях национальной практики их приме­нения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Определение твердости по Бринелю, Раквеллу, Виккерсу
Реферат Некоторые календари Древнего Мира
Реферат Культура, её значение в жизни человека и общества
Реферат Обслуговування робочого місця бухгалтера, удосконалення робочого місця.
Реферат Оценка финансового положения и перспектив развития предприятия (на примере ОАО "Нефтекамскшина")
Реферат Анализ и оценка уровня организации труда менеджмента
Реферат Формы обеспечения возвратности кредитов
Реферат Доходы и расходы будущих периодов бухгалтерского учета
Реферат Аналіз та оцінка розвитку ділової кар єри менеджера
Реферат Формирование грамматического навыка при обучении учащихся 7 9 классов немецкому языку
Реферат А. Н. Бернштам пишет о том, что в XVII веке киргизы распространили свою власть на Памир, заняв в 1653 г. Кара-Тегин и Гиссара, затем дошли даже до Балха, т е. Афганистана, где и поныне имеются группы киргизской нар
Реферат Методика воспитания основных двигательных качеств у скалолазов средствами специальной физической подготовки
Реферат Персональные ЭВМ. История создания. Место в современном мире
Реферат Night Elie Wiesel Essay Research Paper NightIn
Реферат Інтегрування і пониження порядку деяких диференціальних рівнянь з вищими похідними