Реферат по предмету "География"


Географическая среда и глобальные проблемы человечества

10.4.

Географическая среда и ее взаимосвязь с обществом

К базовым в естествознании относится понятие географической среды, под которой обычно понимают часть географической оболочки, в той или иной мере освоенная человеком и вовлеченная в общественное производство. Само понятие <географическая среда> было введено Э. Реклю и Л.И. Мечниковым. Географическая среда представляет собой сложное сочетание природных и антропогенных компонентов, составляющих материальную основу существования человеческого общества. Считается, что со временем географическая среда будет все больше расширяться и в конце концов ее границы совпадут с географической оболочкой.

В настоящее время понятие <географическая среда> часто заменяют более общим - <окружающая среда>, которая включает в себя часть Солнечной системы, поверхность Земли и ее недра, которые попадают в сферу деятельности человека, а также соз-данный им материальный мир. Окружающую среду обычно разделяют на естественную, которая включает в себя неживую и живую части природы - географическую оболочку (биосферу), и искусственную, которая включает все то, что является продуктом человеческой деятельности, - предметы материальной и духовной культуры (города, предприятия, дома, дороги, автомобили и т.д.).

Человек как биологический вид связан с остальными компонентами географической оболочки (биосферы), а его организм входит в круговорот природы и подчиняется ее законам. Человеческий организм, как и организмы других животных, реагирует на суточные и сезонные ритмы, изменения окружающей температуры, интенсивность солнечного излучения и т.д. Но человек не просто биологический вид. Он является составной частью особой социальной среды - общества. Среда человека - это не только природа, она формируется также социально-экономическими условиями. Люди могут не только приспосабливаться к природе, но и изменять ее. Сам процесс

труда как основа развития общества есть процесс активного воздействия человека на природу.

Человек и общество неразрывно связаны с географической средой. Степень воздействия природы и зависимость человека от нее являются предметом изучения географического детерминизма. В настоящее время идеи географического детерминизма развиваются в социальной географини, изучающей территориальную организацию общества, и в геополитике, которая изучает зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических и военных взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны (региона) и другими физико- и экономико-географическими факторами (климатом, природными ресурсами и т.д.).

Оригинальную концепцию в русле географического детерминизма предложил в 1924 г. Л.И. Мечников в работе <Цивилизация и великие исторические реки> [26]. Он утверждал, что развитие человеческого общества определяется в первую очередь освоением водных ресурсов и путей сообщения. Согласно Мечникову, развитие цивилизаций пережило три стадии, которые последовательно сменяли друг друга. На первой стадии - речной - общество развилось благодаря освоению и использованию великих рек Китая, Индии, Египта и Месопотамии. На второй стадии - средиземноморской - люди овладели морскими пространствами и перемещались с континента на континент в пределах Европы, Азии и Африки. Океаническая стадия началась с открытием Америки и ее активным освоением и объединила все цивилизации в масштабе Земли.

Идеи взаимосвязи окружающей среды и общества нашли отражение в работах В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского. Так, Чижевский обратил внимание на взаимосвязь активности Солнца с биологическими и социальными процессами на Земле. На основе большого фактического материала он разработал концепцию, согласно которой космические ритмы влияют на биологическую (физическое и психическое состояние) и общественную (войны, бунты, революции) жизнь человека. По подсчетам Чижевского, во время минимальной солнечной активности происходит не более 5% всех социальных проявлений в обществе, тогда как во время пика активности Солнца их доля достигает 60% [37].

Относительно вопроса, влияет ли географическая среда на возникновение, развитие и исчезновение тех или иных этносов на Земле (этногенез), не сложилось единого мнения. С точки зрения Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева и других отечественных ученых, этногенез - это прежде всего социальный процесс и на формирование этносов в первую очередь влияют социально-экономические факторы, поэтому при его изучении целесообразно использовать формационный подход и анализировать внутриэтнические процессы [4].

Другой точки зрения придерживался Л.Н. Гумилев [14]. Согласно его гипотезе, главную роль в формировании этносов играют биологические и психологические факторы, а следовательно, географическая среда. Гумилев полагал, что единственным надежным критерием для характеристики этноса и суперэтноса (группы этносов) может служить стереотип поведения, поэтому этногенез следует рассматривать не как социальный, а как природный процесс. По его мнению, большинство этносов (суперэтносов) переживают фазы становления, подъема, надлома, упадка и гомеостаза. Движущей силой этногенеза Гумилев считал пассионарностъ - непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на достижение какой-либо цели и свойственное отдельным лицам, коллективам и целым народам, попавшим в зону так называемого пассионарного толчка. По этой гипотезе, пассионарность обусловлена неравномерностью биохимической энергии живого вещества биосферы во времени и в пространстве.

В настоящее время получила широкое распространение другая оригинальная идея - учение о ноосфере (сфере разума). В основании этого учения лежат идеи, высказанные в начале XX в. Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, которые рассматривали ноосферу как некое идеальное образование, внебио-сферную оболочку мысли, окружающую Землю [36]. Основы современного учения о ноосфере сформулировал В.И. Вернадский. Он полагал, что ноосфера - это, во-первых, состояние планеты после того, как человек стал крупной преобразующей силой; во-вторых, область активного проявления научной мысли; в-третьих, главный фактор перестройки и изменения биосферы [6, 7]. Сейчас считается, что ноосфера представляет собой область взаимодействия человека и природы, в пределах

которой разумная человеческая деятельность становится основным определяющим фактором развития; ноосфера есть качественно высшая стадия развития биосферы, связанная с коренным преобразованием как природы, так и самого человека, т.е. ноосфера - это качественно новое состояние биосферы, ее очередная трансформация в ходе эволюции. Структура ноосферы включает: человечество, социальные системы, науку, технику и технологии в единстве с биосферой.-

Глобальные проблемы человечества

Характер взаимодействия общества и природы во многом обусловлен степенью общественного развития. Влияние географической среды на общество проявляется в общественном разделении труда, размещении и развитии различных отраслей производства, а следовательно, в уровне производительности труда, развитии способностей человека, темпах развития общества в целом, развития производственных отношений, социально-психологическом облике и настрое общества, т.е. на его менталитете.

Влияние человека на природу сводится к четырем основным видам изменения:

О структуры земной поверхности (распашка степей, вырубка лесов, мелиорация, создание искусственных озер и морей и т.д.);

О состава биосферы, круговорота и баланса слагающих ее веществ (выброс различных веществ в атмосферу и в водные объекты, изъятие ископаемых, изменение влагооборота и т.д.);

О энергетического, в частности теплового, баланса отдельных районов земного шара и всей планеты;

О биоты (совокупность живых организмов) в результате истребления некоторых видов живых организмов, создания новых пород животных и сортов растений, перемещения их на новые места обитания.

Иллюстрацией необходимости учета всего комплекса природных факторов в процессе природопользования могут служить ставшие уже хрестоматийными два примера [1]: 1) американские фермеры для улучшения травостоя лугов массово применили гербициды. Но это погубило ивняки, служившие пищей бобрам.

Бобры покинули реку, высокий уровень которой поддерживался построенными ими плотинами. Плотины постепенно разрушились, река обмелела, погибла водившаяся в ней рыба. Затем во всей местности понизился уровень грунтовых вод и богатые пойменные луга, ради которых были применены фитонциды (гербициды), осуходолились и потеряли ценность. Задуманное мероприятие не сработало потому, что люди попытались воздействовать лишь на одно звено сложной цепи причин и следствий; 2) в Китае были уничтожены все воробьи, поедавшие огромное количество зерна. Но воробьи, сами будучи зерноядными, кормят птенцов насекомыми. Поэтому истребление воробьев нарушило сложившееся в природе равновесие: гусеницы невероятно размножились и обрушились на сады и тутовники.

В XX в. человечество вплотную столкнулось с глобальными проблемами, которые не могут быть решены какой-либо одной страной, они требуют объединенных усилий всех государств и народов. Многие глобальные проблемы сводятся к несовершенству взаимоотношений общества и природы, приводящему к кризису. В настоящее время человечество располагает таким техническим потенциалом, который способен существенно нарушить биологическое равновесие. Из-за резкого увеличения численности населения, индустриализации и урбанизации хозяйственные нагрузки стали превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Это в свою очередь обусловливает нарушение круговоротов веществ в биосфере: истощаются природные ресурсы, что приводит к возникновению ресурсно-энергетических проблем, и накапливается большое количество вредных веществ, вследствие чего возникают экологические проблемы.

Ресурсно-энергетические проблемы связаны с тем, что с некоторого времени потребность в изъятии из природы ресурсов начинает превышать способность природы к регенерации, поскольку многие природные ресурсы конечны, а численность населения Земли постоянно возрастает. Решение этой проблемы тесно смыкается с решением других проблем: рационального природопользования, поисков альтернативных способов получения энергии, регулирования численности населения, продовольственной проблемы и т.д.

Экологические проблемы связаны с ухудшением качества окружающей среды в связи с нарушением баланса веществ в процессе природопользования по следующим причинам:

С> сведение лесов. Особенно это заметно в Амазонии и Юго-Восточной Азии, где планомерно уничтожаются леса. Это приводит к нарушению водного режима и снижает содержание кислорода в атмосфере;

О процесс опустынивания, в результате которого выводится из оборота большое количество сельскохозяйственных и других земель. Во многом это обусловлено нерациональным использованием почв и перевыпасом скота;

О истощение водных ресурсов и ухудшение их качества;

О загрязнение окружающей среды в результате добычи полезных ископаемых и их переработки в конечный продукт, из-за чего происходит выброс вредных веществ в почвы, воду, атмосферу, происходит деградация биосферы, что в конечном счете отражается на здоровье людей;

О разрушение озонового слоя атмосферы, защищающего Землю от избыточного ультрафиолетового излучения. Считается, что повышение объема антропогенных выбросов определенного класса летучих соединений в атмосферу особенно сильно разрушает озоновый слой;

О парниковый эффект вследствие избыточного выброса в атмосферу диоксида углерода.

Рассмотрим подробнее некоторые глобальные проблемы. Так, острота водной проблемы в целом на Земле обусловлена тем, что хорошие воды портит человек своей деятельностью, потребление воды растет, а водные ресурсы не увеличиваются. Воды на земной поверхности много - почти 1,5 млрд км2, но мало хорошей пресной воды, необходимой для людей и техники. Пресная вода (льды, озера, реки) составляет только 1/2000 всей воды, и почти вся она сосредоточена в ледниках, главным образом в Антарктиде. Доля доступной жидкой пресной воды не превышает 1/40 всей пресной воды; но не всю жидкую пресную воду можно использовать, а только ее избыток - сток, иначе пресные воды истощатся. Кроме того, водные запасы распределены неравномерно: многие районы и государства бедны водой.

Решение проблемы пищевых ресурсов связано с вопросом о том, истощаются ли природные ресурсы Земли. Человек потреб-

ляет в пищу главным образом органическое вещество. Каждый человек должен потреблять в год около 40 кг мяса, около 20 кг рыбы и, кроме того, растительную пищу. Органическое вещество, потребляемое человеком, является частью биомассы Земли, которая составляет около 2,7 1012 т, а людей 6 109. Следовательно, на одного человека приходится около 50 т органического вещества. Но чтобы не истощить биомассу, человек должен использовать ее прирост - урожай, зависящий от продуктивности животных и растений. Однако население Земли питается неравномерно, и хуже в Южной Америке, развивающихся странах Африки и Южной Азии, где отмечается особенно большой прирост населения. В этих регионах урожайность пшеницы в 3-4 раза ниже среднемировой, и население недоедает. Чтобы ликвидировать зону голода, надо увеличить потребление пищи в 3 раза. Для этого нужны огромные средства, равные затратам, понесенным государствами во Второй мировой войне.

Распространено мнение, что земной поверхности угрожает перегрев из-за парникового эффекта. Выделяют следующие причины антропогенного перегрева: накопление солнечной теплоты в результате человеческой деятельности и увеличение энергии, вырабатываемой человечеством. Земная атмосфера задерживает тепло поверхности Земли так же, как стекло сохраняет тепло в парнике. Парниковый эффект усиливается с увеличением содержания в атмосфере углекислого газа и водяного пара. Главный источник углекислого газа - природный - дыхание растений (ночью) и животных - действует в течение нескольких миллиардов лет. Второй источник - антропогенный - широкое использование человеком горючих полезных ископаемых - угля, нефти и газа (метана), при сжигании которых выделяется углекислый газ. По мере развития промышленности количество углекислого газа в атмосфере возрастает каждые 10 лет на 10%. Уже сегодня его вдвое больше, чем было в атмосфере в конце XIX в. Парниковый эффект атмосферы влияет и на температуру земной поверхности. Согласно одной из оценок, в 3000 г. температура ее увеличится на 12 °С.

Вторая причина нагревания земной поверхности - деятельность человека, который вырабатывает энергию во все возрастающих количествах. Эта энергия поступает в географическую оболочку. Согласно второму закону термодинамики, все виды

энергии переходят в тепловую, следовательно, земная поверхность все больше разогревается.

В настоящее время принимаются меры по ликвидации отдельных противоречий во взаимодействии природы и общества. От того, как каждый из нас будет участвовать в этом процессе, зависит будущее человечества.

Таким образом, суть современных глобальных проблем человечества сводится к следующим основным моментам: быстрое истощение природных ресурсов - сырьевых, энергетических; быстрое загрязнение природной среды - атмосферы, литосферы, гидросферы. Все это накладывается на быстрое увеличение численности человечества. Следовательно, чтобы выйти из кризиса, необходимы разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников; поддержание динамического равновесия между природой и человеком; формирование в обществе экологического сознания. Это требует разработки новых методологических и методических подходов, в первую очередь в рамках естествознания, которые бы могли позволить выйти из современного экологического кризиса и решить глобальные проблемы человечества.


ЛИТЕРАТУРА

1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. М., 1975.

2.  Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., 1988.

3.  Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев ИГ. Общее землеведение. СПб., 1999.

4.  Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М, 1984.

5. Бунге В. Теоретическая география. М., 1967.

6.  Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.

7. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

8. Вронский В.А., ВойткевичГ.В. Основы палеогеографии. Ростов н/Д, 1997.

9.  Географический энциклопедический словарь (понятия и термины). М., 1988.

10. Грегори К. География и географы. Физическая география. М., 1988.

11.  Григорьев А.А. Закономерности строения и развития географической среды. М, 1966.

12.  Григорьев Ал.А. Экологические уроки исторического прошлого и современности. Л., 1991.

13.  Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. Структурный курс основ естествознания. М., 2000.

14. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

15. Жекулин B.C. Введение в географию. Л., 1989.

16.  Забелин ИМ. Теория физической географии. М., 1956.

17. Забелин ИМ. Физическая география в современном естествознании. М., 1978.

18. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М., 1991.

19.  Колесник СВ. Общие географические закономерности Земли. М., 1970.

20.  Круговорот вещества в природе и его изменение хозяйственной деятельностью человека / Под ред. A.M. Рябчикова. М., 1980.

21. Лямин B.C. География и общество. М, 1978.

22.  Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1997.

23. Марков К.К. Палеогеография. М., 1960.

24.  Марков К.К., Добродеев О.П., Симонов Ю.Г., Суетова И.А. Введение в физическую географию. М., 1973.

25.  Мересте У.И., Ныммик СЯ. Современная география. Вопросы теории. М., 1984.

26. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М, 1995.

27. Мильков Ф.Н. Общее землеведение. М, 1990.

28. Мир географии: География и географы / Ред. Г.И. Рычагов и др. М., 1984.

29. Неклюкова Н.П., Путина И.В., Раковская Э.М. и др. География. М., 2001.

30.  Одум Ю. Экология. М., 1986. Т. 1-2.

31.  Разумихин Н.В. Природные ресурсы и их охрана. Л., 1987.

32.  Реймерс Н.Ф. Экология. М., 1994.

33. Рябчиков A.M. Структура и динамика геосферы. М., 1972.

34. Селиванов А. О. Природа, история, культура: экологические аспекты культуры народов мира. М., 2000.

35.  Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск, 1978.

36.  Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

37.  Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Демонстративный характер (истерик)
Реферат «Производство по делам об административных правонарушениях»
Реферат ГОСТ на документацию
Реферат Принцип запрещения дискриминации по признаку пола в сфере труда и занятий и его реализация в
Реферат Системная теория падежа и предлога в практике преподавания русского языка как иностранного
Реферат Бесплатная юридическая помощь по гражданским делам в Российской Федерации
Реферат Аспекты экологической оптимизации боровых комплексов Придонцовья
Реферат Взаимосвязь Отчета о прибылях и убытках с ПБУ 999 Доходы организации и ПБУ 1099 Расходы
Реферат Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации
Реферат Объекты социальной защиты детства
Реферат Танки времен Великой Отечественной войны
Реферат Механизм аппарат государства
Реферат Типові випадки порушень видавничих стандартів у сучасних українських виданнях
Реферат Содержание профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов
Реферат Общественные движения России