Реферат по предмету "География"


Учение об антропогенных ландшафтах: вопросы теории, терминологии и преподавания в высшей школе

Ф.Н. Мильков

Дискуссия: существуют или нет в природе антропогенные ландшафты, можно говорить или нельзя об антропогенном ландшафтоведении как новом научном направлении? – злободневная в 70-е годы, к концу 80-х годов потеряла свой смысл из-за утвердительного ответа на первые вопросы. Понятие антропогенного ландшафта безоговорочно вошло в наиболее авторитетные географические словари, включая «Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины» [1], а антропогенное ландшафтоведение включено в учебные планы подготовки университетских физикогеографов. И поскольку учение об антропогенных ландшафтах стало достоянием не одного узкого круга специалистов, а достаточно широкой аудитории преподавателей и студентов высшей школы, первостепенное значение приобретает структура и содержание учебной дисциплины «Основы антропогенного ландшафтоведения» и вместе с этим – четкость и ясность употребляемых понятий и терминов.

Наш многолетний опыт чтения лекций по антропогенному ландшафтоведению студентам физико-географам Воронежского университета позволяет каркас программы учебной дисциплины «Основы антропогенного ландшафтоведения» видеть в следующем виде. 1) Введение. Взаимодействие человеческого общества и природы – прямые и обратные связи. Биосферный этап в развитии ландшафтной сферы Земли, место и значение в ее структуре антропогенных ландшафтов.

2) Из истории развития антропогенного ландшафтоведения. Зачатки антропогенного ландшафтоведения в 30-40-х годах. Современное состояние учения об антропогенных ландшафтах. Взаимосвязи антропогенного ландшафтоведения с традиционным ландшафтоведением – наукой о естественных ландшафтах.

3) Вопросы теории антропогенного ландшафтоведения. Определение антропогенного ландшафта. Стадии развития и устойчивость антропогенных ландшафтов. Принцип природно-антропогенной совместимости. Антропогенные парагенетические системы. Ландшафтно-техногенные и ландшафтно-инженерные системы.

4) Проблемы классификации антропогенных ландшафтов. Категории ландшафтов: естественные, антропогенные и естественноантропогенные. Деление антропогенных ландшафтов по функциональному признаку на классы. Классификация антропогенных ландшафтов по генезису, глубине воздействия антропогенного фактора, целенаправленности воздействия и др. (см. более подробно: 4, 6, 7).

5) Классы антропогенных ландшафтов: сельскохозяйственные, промышленные, дорожные, селитебные, водные, лесные, рекреационные, беллигеративные.

6) Зонально-провинциальные закономерности в географии антропогенных ландшафтов. Особенности структуры и фукционирования антропогенных ландшафтов в полярных, умеренных, субтропических и тропических поясах. Краткая характеристика антропогенных ландшафтов Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки Австралии.

7) Методы изучения: общегеографические и специфические. Методы историко-генетических рядов и естественных аналогов.

8) Историческое антропогенное ландшафтоведение. Историко-генетические ряды антропогенных микро- и макрокомплексов. Соотношение естественных и антропогенных географических зон.

9) Антропогенно-ландшафтный прогноз, его значение в решении острых эколого-географических проблем глобального, регионального и локального уровней.

С нашей точки зрения, к любой программе учебного курса следует подходить как к форме изложения предмета, изменение которой (сокращение или увеличение объема, перестановка разделов) не влияет и не должна влиять на содержательную часть читаемого курса. Образно выражаясь, программа – это меха, а сорт вина – дело преподавателя. Вот почему в предложенном варианте программы нет определения антропогенного ландшафта, хотя оно дано автором настоящей статьи около двух десятилетий назад [4]. Антропогенные ландшафты – комплексы, в которых на всей или большей площади коренному изменению под воздействием человека подверглись если не все, то хотя бы один из компонентов ландшафта, в том числе и растительность. Близкая трактовка антропогенного ландшафта принята в международном словаре «Охрана ландшафтов. Толковый словарь» [8] и в «Географическом энциклопедическом словаре. Понятия и термины» [1].

Попытки некоторых авторов подменить понятие антропогенного ландшафта «антропогенизированным», или «антропизированным» ландшафтом не нашло широкой поддержки. В ноосферный этап развития ландшафтной сферы все ландшафты Земли в той или иной степени антропогенизированны и в этом случае, как считает В.С. Жекулин [2], отпадает необходимость выделения антропогенного ландшафтоведения в самостоятельную дисциплину. В антропогенных же ландшафтах речь идет не о присутствии следов воздействия человека на комплекс, а о коренной перестройке комплекса, возникновении новой типовой структуры (инварианта) под влиянием человека. Более серьезного разбора заслуживает ошибочный подход к антропогенным ландшафтам как антропогенным модификациям природных ландшафтов. Это тем более необходимо сделать, что подобный – далеко не новый – взгляд на антропогенные ландшафты высказан А.М. Рябчиковым на станицах учебника для университетов с грифом Минвуза СССР «Физическая география материков и океанов» [9]. В теоретической главе к первой части учебника, посвященной материкам, неуместной по своему большому объему (с. 6-66) и общеземлеведческой направленности в страноведческом учебнике он пишет: «Измененные человеком или искусственно созданные им на природной основе ландшафты принято называть антропогенными модификациями, а их территориальные сочетания с естественными (тоже в общем в той или иной степени измененными человеком) называют современными ландшафтами» [9, с. 49]. Итак, антропогенный ландшафт, по А.М. Рябчикову, не новый комплекс, а лишь неглубокое изменение старого, т.к. согласно «Толковому словарю русского языка» модифицировать означает «внести (вносить) во что-нибудь видоизменения, не преобразуя внутренней сущности предмета» [11, с. 242]. Но пруд на месте сухой балки, карьерно-отвальные комплексы в черноземной степи, польдеры на морском побережье, возделанные поля на месте тайги – эти и многие другие ландшафтные комплексы разного таксономического ранга служат убедительной иллюстрацией коренной перестройки старой типовой структуры (инварианта) комплекса на новую.

Примечательно, что А.М. Рябчиков не везде придерживается принятой им терминологии и местами (с. 52-53, 63) антропогенные модификации именуются антропогенными 2 1 ландшафтами, а в табл. 7 (с. 50-51) приводится соотношение территориальных форм производственной деятельности с основными типами антропогенных ландшафтов. К числу последних отнесены, как это не удивительно, естественные луга и первичные леса.

Есть другой неправомерный взгляд на антропогенные ландшафты как на природно-антропогенные комплексы. Так Г.И. Марцинкевич с соавторами пишут по этому поводу: «Те антропогенные ландшафты, структура и качество которых предопределяется природными предпосылками, могут быть названы природно-антропогенными» [10, с. 67]. К числу природно-антропогенных ландшафтов они относят сельскохозяйственные, лесные, рекреационные. Неправомерность употребления термина природно-антропогенные ландшафты объясняется тем, что все без исключения антропогенные ландшафты являются природными комплексами, т.к. они развиваются по природным закономерностям. От других ландшафтов их отличает лишь генезис, почему они и именуются антропогенными, образуя один из многих генетических рядов ландшафтов [5].

Термин природно-антропогенный ландшафт в такой же мере бессодержателен, как если бы мы стали говорить о природно-вулканогенных, природно-климатогенных, природно-тектогенных и других генетических видах ландшафтных комплексов.

Отрицая правомерность употребления термина природно-антропогенный ландшафт, надо признать обоснованным другой термин естественно-антропогенный ландшафт. Под этим термином было предложено [7] подразумевать особую категорию сопутствующих антропогенных ландшафтов, имеющих свои естественные аналоги (овраги, оползни, пойменные луга, развеваемые пески и т.д.). Естественно-антропогенные ландшафты являются такими же природными комплексами, как и собственно антропогенные.

В структуре современных ландшафтов Земли главная роль принадлежит естественно-антропогенным и антропогенным комплексам. Естественные ландшафты на территории целых географических зoн и отдельных материков стали подлинными реликтами если не совсем девственной, то близкой к ней, природы. О характере девственных широколиственных лесов Европы сейчас можно только строить предположения, а остатки степных комплексов настолько редки, что даже в сильно измененном виде охраняются в заповедниках. Сейчас можно утверждать: естественная ландшафтная сфера 3емли как целостное образование в ноосферный этап своего развития превратилась в палеогеографическую основу для современных ландшафтов с преобладанием антропогенных и естественно-антропогенных комплексов.

Естественный ландшафт как палеогеографическая основа не является строгой ограничительной рамкой для вновь создаваемых антропогенных (культурных и акультурных) комплексов. Нельзя согласиться с утверждением А.А. Макуниной и П.Н. Рязанова [3, с. 81]: «Культурный ландшафт планируется в пределах естественного инварианта, т.е. с учетом возможностей зонально-провинциальных условий его развития и естественного функционирования». Культурные ландшафты сплошь и рядом планируются и затем успешно функционируют выходя далеко за рамки своих естественных предшественников, нередко составляя им полную противоположность (сады на террасированных горных склонах, посевы на засыпанных вскрышными породами балках, польдеры и мн. др.).

Переход ландшафтной сферы в новое состояние, соответствующее ноосферному этапу развития, не нашел отражения в учебной литературе высшей школы. По-прежнему продолжают освещаться со всей возможной (для географов) подробностью ныне исчезнувшие зональные типы ландшафтов широколиственных и хвойно-широколиственных лесов, лесостепной и степной зон, а о возникших на их месте агроландшафтах, селитебных и лесокультурных комплексах даются лишь формальные сведения, касающиеся их площади и распространения. Каковы специфические черты, к примеру, агроландшафта, его компонентов (почвы, микроклимат, растительность и фауна, в том числе богатый мир почвенных мик-Учение об антропогенных ландшафтах: вопросы теории, терминологии и преподавания в высшей школе 2 2 Г.Е. Гришанков роорганизмов), особенности его функционирования, – остается не известным не только студентам, но и большинству вузовских преподавателей. Не удостаиваются внимания физико-географов широко распространенные пастбищные ландшафты, с дигрессионной растительностью, уплотненными или, напротив, разбитыми почвами, необычным фаунистическим набором из грызунов и насекомых. Пожалуй, кроме сортов и распространения, ничего другого не сообщается студентам о плодовых садах и виноградниках, – этих оригинальнейших биогеоценозах и в почвенном, и в микроклиматическом, и в фаунистическом отношении. Такой же terra incognita предстают перед слушателями лесокультурные ландшафты, достаточно известные лесоводам, но оставшиеся неизученными физико-географами. А между тем в Западной Европе лесокультурные ландшафты давно уже полностью сменили естественные леса. Реликтами стали естественные леса в Средней полосе и на Юге Русской равнины. Во всех учебниках географов о прудах и водохранилищах говорится лишь об их количестве, площади, емкости, но не о том, в чем их сходство и в чем отличие от естественных водоемов – озер. Имеется большой материал по гидрологическому режиму водохранилищ, становлению в них устойчивых биоценозов, формированию микроклимата и морфологии побережий, – но все это остается пока за пределами учебной литературы.

Нуждается в пересмотре структура всех страноведческих физико-географических монографий, в том числе и учебников по физической географии материков. Заключительными главами любой из них должны стать: 1) история заселения и хозяйственного освоения территории, 2) антропогенные ландшафты. В главе по истории заселения и хозяйственного освоения территории следует дать анализ исторического процесса антропогенизации ландшафтов, для чего используются опубликованные литературные, архивные и археологические документы. Крайне желательно составление на их основе историко-генетических рядов в форме картосхем, отображающих через «срезы времени» эволюцию ландшафтов от естественных к современным.

Анализ истории заселения и освоения территории естественным образом подводит ко второй главе, характеризующей современные антропогенные ландшафты. Целесообразнее всего это сделать по классам ландшафтов (селитебные, сельскохозяйственные, промышленные и др.). Последовательность в описании классов и ее полнота определяются их удельным весом в региональной структуре ландшафтов. Исключение составляют селитебные ландшафты, всегда открывающие главу, т.к. их география в концентрированном виде отражает особенности всех других классов описываемого региона. Наибольшие сложности возникают при характеристике городских ландшафтов, но они же – и благодарный объект познаний путем синтеза природоведческих, исторических и социально-экономических материалов. В свете всего сказанного принципиальное значение приобретает вопрос о соотношении антропогенного ландшафтоведения с традиционным ландшафтоведением. Что это? – разные научные дисциплины или единое целое, и в таком случае есть ли вообще смысл обособления антропогенного ландшафтоведения в особую дисциплину? Ответ автору статьи представляется в таком виде: есть три научные дисциплины – общее ландшафтоведение, естественное ландшафтоведение, антропогенное ландшафтоведение.

Общее ландшафтоведение исследует главнейшие черты, наиболее важные особенности функционирования, размещения и пространственного размещения всех ландшафтных систем. Естественное ландшафтоведение изучает генезис, структуру и функционирование современных ландшафтов, в формировании которых антропогенный фактор не играет ведущей роли.

Антропогенное ландшафтоведение рассматривает структуру, функционирование и географию тех ландшафтов, типовая структура которых прямо или опосредованно обязана деятельности человека. Таким образом, естественное ландшафтоведение и антропогенное ландшафтоведение представляют самостоятельные разделы общего ландшафтоведения. Обособление антропогенного ландшафтоведения диктуется все нарастающим значением 2 3 антропогенных комплексов, развитием многих прикладных аспектов, далеких от традиционного (естественного) ландшафтоведения.

Список литературы

1. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М.: – Сов. энциклопедия, 1988. – 432 с.

2. Жекулин В.С. О междисциплинарных исследованиях и интеграционных тенденциях в географической науке./ В.С. Жекулин // Изв. ВГО. – 1984.– Т. 116, вып. 3. – С. 193-200.

3. Макунина А.А. Функционирование и оптимизация ландшафта / А.А. Макунина, П.Н. Рязанов. – M.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 94 с. 4. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты / Ф.Н. Мильков. – М.: Мысль, 1973. – 224 с.

5. Мильков Ф.Н. Генезис и генетические ряды ландшафтных комплексов / Ф.Н. Мильков // Землеведение. – 1977. – Т. 12. – С. 5-11. 6. Мильков Ф.Н. Сельскохозяйственные ландшафты, их специфика и классификация / Ф.Н. Мильков // Вопр. географии. – 1984. – Сб. 124. – С. 24-34.

7. Мильков Ф.Н. Естественно-антропогенные ландшафты как особая категория природных комплексов / Ф.Н. Мильков // Антропогенные ландшафты: структура, методы и прикладные аспекты их изучения. – Воронеж, 1988. – С. 4-13. 8. Охрана ландшафтов: Толковый словарь. – М.: Прогресс, 1982. – 272 с.

9. Рябчиков A.M. Основные черты развития геосферы и планетарная дифференциация ее ландшафтов. / А.М. Рябчиков // Физическая география материков и океанов. – М., 1988. – С. 6-66. 10. Структура природно-антропогенных ландшафтов Белоруссии / Г.И. Марцинкевич, Н.К. Клицунова, Г.Т. Хараничева и др. // Антропогенные ландшафты: структура, методы и прикладные аспекты изучения. – Воронеж, 1988. – С. 67-73. 11. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1938. – Т. 2. – 1040 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.vsu.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обзор современных модемов
Реферат Dave Matthews Band The Most Compelling Band
Реферат The Untouchables Essay Research Paper The Untouchables
Реферат Генератор псевдотекстов
Реферат Чернозубов, Илья Фёдорович
Реферат Геологическая деятельность ветра
Реферат Парк Победы как объект рекриации и туризма
Реферат Геология и механика грунтов
Реферат HR-бизнес-партнер — эффективная поддержка бизнеса
Реферат Внеклассная работа по русскому языку с сиспользованием компьютера в 5-8-х классах
Реферат Использование интернет-технологий в социальной работе с безработными гражданами 2
Реферат Анализ финансовых результатов торгово-производственной деятельности ресторана Иль Патио
Реферат Влияние аэробных и анаэробных физических упражнений на морфофункциональные особенности
Реферат «Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам на уроках русского языка»
Реферат Техніко-економічне обґрунтування типу і параметрів гідротехнічних і водогосподарських об’єктів