Содержание
Введение 3
1. Учет затрат на производство 5
1.1 Классификация производственных затрат 5
1.2 Общий порядок учета затрат 13
1.3. Аналитический учет затрат 19
1.4 Особенности оценки незавершенного производства и распределения накладных расходов 23
2. Практическая часть 27
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 44
В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливается роль и значение системы бухгалтерского учета. Одним из наиболее емких участков управленческого учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции выполняемых работ или оказанных услуг.
Организация эффективного управления затратами в целях их оптимизации, повышения конкурентоспособности продукции и в конечном счете получения прибыли и обеспечения устойчивого финансового состояния является приоритетным направлением в деятельности предприятий. Управление затратами - неотъемлемая часть краткосрочной политики предприятия, направленной на обеспечение текущей деятельности необходимыми ресурсами и бесперебойности осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
Затраты не однородны по своему составу, времени и месту осуществления, по целевому назначению. Основная часть затрат связана с производством и реализацией продукции, однако предприятие также осуществляет расходы на воспроизводство производственной базы, на социально-культурные мероприятия и др. Для правильного отражения различных затрат в бухгалтерском учете, для эффективного управления затратами необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат. Эффективное управление позволит определить состав и структуру затрат и степень влияния тех или иных затрат на прибыль предприятия, улучшить планирование затрат, выявить непроизводительные расходы и возможные пути снижения затрат. Управление затратами является одним из главных направлений управленческого учета.
Организация эффективного управления затратами в целях их оптимизации, повышения конкурентоспособности продукции и в конечном счете получения прибыли и обеспечения устойчивого финансового состояния является приоритетным направлением в деятельности предприятий. Управление затратами - неотъемлемая часть краткосрочной политики предприятия, направленной на обеспечение текущей деятельности необходимыми ресурсами и бесперебойности осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Затраты представляют собой любые расходы предприятия за отчетный период, обусловленные приобретением и использованием различных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности и выраженные в денежной форме. Таким образом, затраты - это любые платежи предприятия за использование тех или иных экономических ресурсов, а формирование расходов связано с определением момента реализации: в момент реализации предприятие признает доходы и ту часть понесенных затрат, которая связана с полученными доходами, что и признается расходами предприятия.
Организация учета затрат на производство продукции основана на ряде принципов. Анализ состава затрат позволяет выделить десять основных принципов, четкое следование которым обеспечит достоверное формирование фактической себестоимости продукции и правильное исчисление налогооблагаемой прибыли и иных налогов:
1.Неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течении года.
2.Формирование затрат предприятия на основании условий договоров, заключенных в письменном виде. При этом сделка должна быть оформлена договором, заключенным в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
3.Полнота отражения в учете всех хозяйственных операций и документальное подтверждение произведенных расходов надлежаще оформленными первичными документами. Следует учитывать, что не могут быть учтены в составе расходов предприятия, расходы, подтвержденными фиктивными или недействительными документами.
4.Правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам.
5.Празграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений.
6.Возможность подтвердить производственную направленность затрат.
7.Производственные затраты предприятия должны относиться к деятельности самого предприятия.
8.Затраты,произведенные предприятием в иностранной валюте и подлежащие к включению в себестоимость продукции (работ, услуг), отражаются в валюте, действующей на территории РФ1.
9.Перечень затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и относимых на ее себестоимость, ограничивается положениями действующих нормативных актов.
10.Перечень статей затрат, их состав распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства
Согласно ПБУ 10/99 все расходы в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы, в состав последних входят операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
К прочим расходам относятся:
-расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
-расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
-расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
-расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
-проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
-расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
-отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
-штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
-возмещение причиненных организацией убытков;
-убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
-суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
-курсовые разницы;
-сумма уценки активов;
-перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
-другие прочие расходы.
Большая часть классификаций затрат связана с группировкой затрат на производство и реализацию продукции, однако предприятие также несет инвестиционные затраты, затраты на социально-культурные нужды и др.
По экономическому содержанию и целевому назначению принято выделять три группы затрат:
1) затраты, связанные с извлечением прибыли;
2) затраты, не связанные с извлечением прибыли;
3) принудительные затраты.
К первой группе относятся затраты на обслуживание производственного процесса, на реализацию продукции, затраты на производство работ, оказание услуг, инвестиционные затраты. Ко второй группе - затраты на благотворительные и гуманитарные цели, а также затраты на социальные выплаты работникам. Третью группу составляют налоги и сборы, уплачиваемые в бюджеты различных уровней, платежи во внебюджетные фонды, затраты на создание обязательных резервов, штрафные санкции.
В зависимости от отношения к производственному процессу затраты на производство и реализацию делятся на непосредственно вызываемые этим процессом (производственные расходы), общехозяйственные (расходы на управление предприятием) и внепроизводственные, или коммерческие (расходы на реализацию продукции).
В классификации по экономическим элементам выделяют пять основных групп:
-материальные затраты;
-затраты на оплату труда;
-отчисления на социальные нужды;
-амортизация;
-прочие затраты.
Элементы затрат представляют собой однородные по экономическому содержанию виды затрат, которые не подлежат дальнейшему разложению на составные части и исчисляются независимо от того, где произведены.
Для исчисления себестоимости конкретных видов продукции и расчета затрат отдельных структурных подразделений применяется группировка затрат по статьям калькуляции. Статья калькуляции - это определенный вид затрат, образующих себестоимость.
Определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет вычислить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне. По статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Состав калькуляционных статей зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Предприятия вправе самостоятельно устанавливать перечень статей калькуляции (статей затрат). В ряде отраслей разработаны соответствующие отраслевые инструкции и методики.
Основные статьи калькуляции:
-сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов);
-вспомогательные материалы;
-топливо на производственные нужды;
-энергия на производственные нужды;
-основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
-отчисления на социальное страхование;
-расходы на подготовку и освоение производства;
-расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
-цеховые расходы;
-общезаводские расходы;
-прочие производственные расходы;
-внепроизводственные (коммерческие) расходы.
Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет проводить подробный анализ затрат по их видам, контролировать их осуществление, определять плановую и фактическую себестоимости и рентабельность отдельных видов продукции.
Независимо от экономического содержания затрат и их целевого назначения принимаемое управленческое решение оказывает или не оказывает влияние на затраты. По принципу зависимости от принимаемого решения затраты группируются на релевантные (затраты, на которые принимаемое решение оказывает влияние) и нерелевантные (затраты, которые не зависят от принимаемого решения).
В зависимости от изменения объема производства (продаж) затраты делятся на условно-переменные, условно-постоянные и смешанные.
Условно-переменные затраты зависят от изменения объема производства (продаж) и прямо пропорционально изменяются при увеличении или снижении объема производства. Но исчисленные на единицу продукции условно-переменные затраты неизменны при любых изменениях объема производства.
Условно-постоянные затраты не зависят от объема производства. При расчете на единицу продукции условно-постоянные затраты меняются в обратной зависимости от объема производства (продаж): при увеличении объема производства они снижаются, при падении объема производства возрастают.
Как правило, в составе смешанных затрат выделяют постоянную и переменную части и относят к условно-постоянным и условно-переменным затратам соответственно. Классификация затрат на переменные и постоянные является основой операционного анализа.
По степени однородности затраты классифицируют на одноэлементные и комплексные. Эта группировка тесно связана с классификацией затрат по экономическим элементам.
Одноэлементные затраты состоят из одного элемента затрат: например, амортизация основных средств производственного назначения, заработная плата основных производственных работников. Эти затраты не раскладываются на компоненты независимо от их целевого назначения, места и времени возникновения.
Комплексные затраты представляют собой многоэлементные затраты: например, содержание и ремонт основных средств (в состав этих затрат входят заработная плата работников, занятых содержанием и ремонтом основных средств, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация оборудования, необходимого для проведения ремонта, и пр.).
По способу отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые расходы - это расходы, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, работы, услуги экономически обоснованным способом. Как правило, эти затраты могут быть отнесены на объект калькулирования в момент их осуществления. К указанным затратам можно отнести затраты на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих.
Косвенные расходы - это расходы, которые не имеют прямой связи с конкретным видом продукции, работы, услуги и обычно относятся к нескольким объектам затрат. К косвенным относятся, в частности, затраты на управление и обслуживание подразделений (если внутри подразделений производятся несколько видов продукции), на управление и обслуживание предприятия.
В зависимости от целей калькулирования выделяют следующие виды себестоимости: прямую производственную, общую производственную, полную, плановую, сметную, нормативную, фактическую, сокращенную переменную.
Под прямой производственной себестоимостью понимается совокупность прямых издержек на производство продукции (работ, услуг), т.е. таких издержек, величину которых можно непосредственно соотнести с конкретным продуктом (напрямую включить их в его себестоимость).
Общая производственная себестоимость включает в себя помимо прямых производственных затрат производственные накладные расходы, включаемые косвенным путем на основании расчета-распределения.
В полную себестоимость продукции (работ, услуг) входят все затраты предприятия, связанные с производством, а также с управлением и сбытом.
Плановая себестоимость является результатом заранее произведенных расчетов. Необходимость в расчете плановой себестоимости возникает тогда, когда речь идет об управленческом учете затрат. Она лежит в основе учета затрат по центрам ответственности и бюджетного планирования деятельности производственных подразделений. Без использования показателей плановой себестоимости невозможно планирование финансового результата деятельности организации.
Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) рассчитывается на основе данных о фактически сложившихся издержках, информация о которых формируется в рамках производственного учета. Данные о фактической себестоимости собираются в организации вне зависимости от того, ведется ли в ней управленческий учет или нет. В управленческом учете информация о фактической себестоимости необходима для возможности сопоставления реальных результатов хозяйствования с запланированными показателями в целях выявления и анализа причин, вызвавших отклонения.
Сметная себестоимость рассчитывается на основе составленной сметы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Наиболее часто данный вид себестоимости применяется в строительной отрасли, в сфере научно-исследовательских разработок.
Нормативная себестоимость рассчитывается на основе используемых в организации норм и нормативов затрат на единицу продукции (работ, услуг).
Сметную и нормативную себестоимости можно рассматривать как разновидности плановой.
Сокращенная переменная себестоимость включает в себя только переменные производственные издержки и используется для принятия целого ряда оперативных управленческих решений, когда данные о полной себестоимости не позволяют правильно оценить ситуацию.
Сложность процесса производства, его значимость в хозяйственной деятельности организации, разнообразие затрат требуют использования в учете целой группы производственных счетов: 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 44 "Расходы на продажу", 96 "Резервы предстоящих расходов", 97 "Расходы будущих периодов".
Затраты относятся на счета производства на основании первичных документов.
Система счетов управленческого учета зависит от вида деятельности и выпускаемой продукции. Согласно принятой учетной политике учет затрат на производство продукции может осуществляться нормативным методом, который предусматривает расчет технически обоснованных норм расхода: сырья и материалов, энергоресурсов, рабочего времени, загрузки оборудования и т.д. Данный метод предполагает постоянное сопоставление бухгалтерией организации фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами.
Объектами распределения затрат в бухгалтерском учете производственной деятельности является каждый вид продукции, а в розничной и оптовой торговле - отдельная ассортиментная группа.
Учет затрат на производство предполагает формирование неполной себестоимости по носителям затрат, т.е. разделение всех затрат за отчетный период на производственные (обусловленные протеканием производственного процесса) и периодические (связанные с длительностью отчетного периода).
Допустим, что организация производит продукцию двух видов. Для учета затрат и выхода продукции используется счет 20, к которому открывают субсчета:
20-1 "Продукция первого вида";
20-2 "Продукция второго вида";
20-3 "Прочая продукция".
На субсчете 20-1 учитываются все затраты, связанные с производством продукции первого вида. На каждый вид продукции открывается отдельный аналитический счет. Учет затрат ведут по следующим статьям расходов:
- прямые материальные затраты (сырье, материалы);
- покупные комплектующие;
- топливо и энергия на технологические цели;
- основная заработная плата рабочих;
- отчисления на социальные нужды;
- износ инструментов, приспособлений целевого назначения;
- цеховые расходы.
По статье "Прямые материальные затраты" учитывается стоимость сырья и материалов, используемых на изготовление продукции. Сырье и материалы отпускают в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляют лимитно-заборными картами, требованиями, накладными. По истечении месяца цеха составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продукции или на каждый заказ. В отчетах дается объяснение причин перерасхода или экономии по материалам. На основании отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету ведомости (машинограммы) распределения израсходованного сырья и материалов, где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемому в развитие синтетических производственных счетов.
По статье "Покупные комплектующие" учитывают комплектующие, поставляемые сторонними организациями.
По статье "Топливо и энергия на технологические цели" отражают стоимость топлива всех видов, приобретенного со стороны и расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом организации. Расход различных видов энергии по отдельным цехам и другим участкам определяют по счетчикам и приборам.
По статье "Основная заработная плата рабочих" планируют и учитывают основную заработную плату производственных рабочих и инженерно-технических работников, непосредственно связанных с производством продукции. При исчислении основной заработной платы ориентируются на документ "Расценка на изделие", где указываются виды работ (слесарные, токарные и сварочные работы, сборка, механическая обработка, электро-наладочные работы), часовая тарифная ставка, норма времени, надбавка. Основная заработная плата производственных рабочих включается в себестоимость отдельных видов продукции или однородных ее видов прямым путем. Ту часть заработной платы, которую невозможно прямым путем отнести на себестоимость отдельных изделий, распределяют косвенно-пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции. Дополнительную заработную плату производственных рабочих распределяют между видами продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.
По статье "Отчисления на социальные нужды" отражают обязательные отчисления единого социального налога (далее - ЕСН) по установленным законодательством нормам в органы государственного социального страхования.
По статье "Износ инструментов, приспособлений целевого назначения" отражают сумму амортизационных отчислений на полное восстановление инструментов и приспособлений, которые относятся к основным средствам, используемым при производстве продукции.
По статье "Цеховые расходы" учитываются все затраты, учтенные на счете 25.
На субсчете 20-2 учитываются расходы, связанные с производством продукции второго вида. Учет затрат ведется аналогично учету по субсчету 20-1.
На субсчете 20-3 учитываются затраты, связанные с производством запасных частей, агрегатов и узлов для продукции первого и второго вида, товаров народного потребления, а также услуги, связанные с ремонтом и переоборудованием продукции отечественного и импортного производства. На каждый вид продукции (услуг, работ) открывается отдельный аналитический счет, на котором обобщаются все расходы, связанные с производством конкретного вида продукции, изделия, работ.
С кредита субсчетов 20-1, 20-2, 20-3 списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг) в дебет счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".
В течение отчетного периода в бухгалтерском учете делаются записи по кредиту счета 40 и дебету счета 43 "Готовая продукция", если выпускается продукция, или по дебету счета 90 "Продажи", если выполняются работы или оказываются услуги по нормативной или плановой себестоимости.
В конце отчетного периода после определения объема незавершенного производства исчисляется фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции или выполненных работ (оказанных услуг), которая отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 40 и кредиту счета 20.
Таким образом, и по дебету, и по кредиту счета 40 фиксируется один и тот же объем продукции (работ, услуг), но в разной оценке: на дебете - по фактической себестоимости, на кредите - по нормативной (плановой) себестоимости.
Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов на счете 40 выявляются отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой), которые списываются со счета 40 в дебет счета 90 дополнительной либо сторнировочной записью в зависимости от характера отклонений.
Для правильной организации учета затрат в организациях важное значение имеет точное определение объекта учета.
Под объектом калькулирования понимается продукция определенной потребительской стоимости разной степени готовности, себестоимость которой исчисляется для познания издержек на ее производство. Если технологический процесс состоит из ряда последовательных однообразных или периодически повторяющихся работ, то объектом калькулирования может быть готовая часть одного вида продукции, которая полностью завершена в отчетном периоде. В производствах, где ведутся только определенные работы, объектом калькулирования становятся конкретные их виды.
В зависимости от выбранной в организации методики распределения производственных затрат между отдельными объектами калькулирования выделяют методы калькулирования себестоимости. Основными из них являются позаказный и попроцессный. Кроме того, существуют различные модификации выше указанных методов. Использование того или иного метода калькулирования себестоимости зависит прежде всего от особенностей технологии производства и массовости выпуска продукции (так выделяют единичные, серийные, массовые и комплексные виды производства).
В основе позаказного метода учета затрат лежит индивидуальное суммирование издержек, относящихся к конкретному объекту калькулирования. Данный метод характерен прежде всего для организаций сферы услуг и выполняющих различные работы. При попроцессном методе учет затрат организуется в разрезе отдельных производственных стадий (процессов). В результате суммирования издержек по процессам и деления на количество произведенной продукции получают среднюю себестоимость одной калькуляционной единицы.
Информация о затратах по экономическим элементам отражается в бухгалтерской отчетности, в форме N 5 "Приложение к балансу". Ее получают путем группировки затрат по экономическим элементам в учетных регистрах по счетам затрат (20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу" и др.). Такая группировка осуществляется в настоящее время внесистемно, без корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что не обеспечивает необходимой точности учетных показателей. Для получения информации о затратах по экономическим элементам в системе счетов бухгалтерского учета может быть использован предложенный проф. А.А. Додоновым транзитный счет "Затраты на производство по экономическим элементам" [5]. По дебету этого счета затраты по основным видам деятельности группируют по экономическим элементам (на соответствующих субсчетах или аналитических счетах), а с кредита счета производят их списание на соответствующие счета расходов (20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и др.).
В управленческой отчетности фактические затраты по экономическим элементам представляют в сопоставлении с расходами по смете. Поскольку абсолютные суммы фактических и сметных затрат несопоставимы (вследствие различий фактического и планового объема и ассортимента продукции, работ, услуг), в управленческой отчетности отражают также данные о процентном соотношении отдельных элементов затрат в общем их итоге. Их используют для оценки структуры затрат, выявления значимости отдельных видов расходов, определения приоритетных направлений их снижения.
Объектами управленческого учета являются затраты организации в целом, структурных подразделений (центров ответственности), результаты хозяйственной деятельности, внутреннее ценообразование, бюджетирование и внутренняя отчетность. Важной задачей учета затрат организации является их разграничение в зависимости от временных периодов:
- затраты будущих отчетных периодов (затраты произведены в текущем периоде, но относятся к будущим отчетным периодам);
- затраты текущего отчетного периода, включаемые в себестоимость данного периода;
- резервируемые затраты (затраты, включаемые в себестоимость продукции в текущем периоде впредь до возникновения фактических расходов в будущем).
Данный классификационный признак весьма важно соблюдать при составлении учетной политики и при разработке системы производственных счетов организации. При умелом оперировании резервируемыми счетами сельскохозяйственная организация, соблюдая допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности и требование осмотрительности в учетной политике, может иметь определенный финансовый выигрыш во времени.
Аналитический учет затрат на производство ведется, как правило, по объектам учета. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу.
Для каждого объекта калькуляции необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, в качестве которой применяют в основном натуральные (тонны, метры и др.) и условно-натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов (тысяча условных банок консервов и др.). Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной натуральной единицей. В перерабатывающих организациях, например, учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной единицей - 1 т или 1 ц. Применение укрупненных калькуляционных единиц упрощает составление плановых и отчетных калькуляций.
Для ведения управленческого учета организация использует информацию, необходимую для контроля, анализа, управления, планирования хозяйственной деятельности. На основе первичных документов, фиксирующих отнесение затрат на производство, составляются разработочные таблицы распределения расхода материалов, транспортно-заготовительных расходов, возвратных отходов, начисленной заработной платы, отчислений на заработную плату, а также справки-расчеты бухгалтерии о распределении общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Эта информация заносится в карточки учета производства.
Аналитический учет по счету 25 ведется по цехам в ведомости N 12 "Затраты цеха N...", которая содержит аналитический разрез статей затрат в соответствии с содержанием хозяйственных операций по счету 25 и синтетические данные по операциям, относящимся к дебету счетов 20, 23, 28 в отношении цехов. Заполняется ведомость N 12 на основе указанных ранее разработочных таблиц распределения расхода материалов, начисленной заработной платы, отчислений от нее, справок-расчетов по начислению амортизации основных средств, нематериальных активов и др.
Аналитический учет к счету 25 ведут по следующей номенклатуре статей:
- расходы по содержанию аппарата управления цеха;
- расходы по содержанию прочего управленческого аппарата;
- амортизация оборудования, зданий, сооружений и инвентаря;
- расходы по содержанию зданий, сооружений, производственного оборудования;
- текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря;
- внутризаводское перемещение грузов;
- пусконаладка;
- расходы по охране труда и технике безопасности;
- прочие расходы;
- непроизводственные расходы.
Еще одной особенностью ведомости N 12 является наличие показателей "По смете за месяц" и "По смете на начало года", "Фактически за месяц" и "Фактически с начала года". Сопоставляя суммы фактически произведенных расходов со сметой, можно выполнить анализ статей затрат и принять меры для ликвидации отрицательных последствий, найти резервы и закрепить факторы, положительно повлиявшие на результаты работы цеха. Информация такого характера относится к управленческому учету.
Шахматная форма графления ведомости N 12 дает возможность в один рабочий прием произвести регистрацию произведенных хозяйственных операций методом двойной записи и проверить их достоверность, необходимость и объем учитываемых сумм.
Следующим регистром аналитического учета затрат на производство по счетам 26, 91 и 44 является ведомость N 15. Аналитический разрез к счету 26 состоит из статей, сгруппированных в следующем порядке:
- заработная плата аппарата управления организации;
- служебные командировки;
- содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;
- амортизация основных средств;
- содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения;
- проведение испытаний, опытов и содержание лабораторий;
- охрана труда;
- подготовка кадров;
- потери от простоев;
- прочие непроизводственные расходы.
Ведомость открывается ежемесячно и имеет шахматную форму графления. Записи по дебету счета 26 с кредита корреспондирующих счетов в ведомости N 15 производят аналогично записям в ведомости N 12. В соответствующих графах ведомости указывают затраты по смете за месяц и с начала года и обороты по кредиту счета 26 за месяц и с начала года с корректировкой сумм, уменьшающих оборот по дебету. Заполняется ведомость N 15 на основе тех же разработочных таблиц, что и ведомость N 12.
В отличие от счета 25 аналитические показатели к счету 97 расширены присутствием оборотов по кредиту счета. Это связано с длительностью списания единовременных расходов, произведенных за несколько месяцев вперед. Расходы по освоению новых видов производств, например, могут списываться в течение двух лет. Аналитический набор статей затрат по счету 97 будет зависеть от содержания произведенных единовременных расходов организации. Кредит корреспондирующих счетов с дебетом счета 97 полностью соответствует показателям ведомости N 12, и здесь присутствуют показатели "По смете за месяц", "По смете с начала года".
Проанализировав структуру регистров аналитического учета, применяемую в журнально-ордерной форме учета, можно сделать вывод, что независимо от формы бухгалтерского учета в аналитическом разрезе руководитель организации и главный бухгалтер должны располагать информацией именно такого содержания с целью рационального управления производством и достижения запланированных финансовых результатов. При грамотном прочтении и анализе указанной учетной информации выявляются непроизводственные расходы и скрытые резервы, повышается контроль за издержками производства.
После определения затрат на производство за отчетный период производится расчет (калькулирование) себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг). Для этого предварительно оцениваются остатки незавершенного производства. Незавершенным производством (далее - НЗП) считаются продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия, недоукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки. Затраты, относящиеся к такой продукции (работам), составляют затраты в НЗП.
На предприятиях, где постоянно имеются переходящие остатки НЗП, для определения затрат, относящихся к выпущенной продукции, эти остатки ежемесячно оцениваются по одному из следующих методов:
- по фактической производственной себестоимости (за исключением расходов на подготовку и освоение производства, потерь от брака, прочих производственных расходов);
- по нормативной или плановой производственной себестоимости;
- по прямым статьям затрат;
- по стоимости используемых в производстве сырья, материалов и полуфабрикатов.
Остатки НЗП определяются по данным инвентаризации, проводимой, как правило, ежемесячно или один раз в квартал. При инвентаризации устанавливается состояние незаконченной продукции (заделов) и вычисляются объем и стоимость израсходованных материалов, а также затраты времени (оплаченного труда) согласно технологическим картам. Прочие статьи калькуляции определяются в виде процентных отношений к указанным показателям.
Оценка НЗП (на уровне предприятия и на уровне подразделения) является исходной процедурой по отношению к определению фактической себестоимости продукции (соответственно предприятия и подразделения).
Затраты на НЗП предприятия в целом складываются из двух структурных частей:
- затраты на НЗП всех производственных подразделений предприятия;
- затраты на остаток полуфабрикатов собственного производства (на учетную дату).
Расчет затрат на НЗП может осуществляться в три этапа - оценка НЗП подразделений, определение затрат на остаток полуфабрикатов собственного производства и итоговая оценка НЗП в целом по предприятию.
К накладным относятся в основном расходы по обслуживанию и управлению производством и предприятием в целом.
Распределение накладных производственных расходов проходит несколько этапов.
Первый этап - отнесение накладных расходов на центры возникновения затрат. Накладные расходы собираются, регистрируются и обобщаются непосредственно в тех подразделениях, где они возникли. В ряде случаев природа расходов и / или организационная структура предприятия позволяют достаточно точно идентифицировать косвенные расходы с конкретными подразделениями, т.е. выделяются те статьи расходов, которые обычно классифицируются как косвенные и которые могут быть непосредственно связаны только с одним центром затрат. Такие расходы один раз выступают как прямые затраты этих подразделений, а затем утрачивают это свойство. Например, заработная плата начальника ремонтного цеха представляет собой статью косвенных производственных расходов (непрямые трудозатраты) и может быть прямо отнесена на затраты ремонтного цеха. Однако далее она войдет в группу расходов по ремонту и эксплуатации основных средств.
Второй этап (первичное распределение) - распределение накладных расходов между основными производственными и обслуживающими подразделениями.
Необходимым условием первичного распределения является наличие определенной информации статистического и бухгалтерского характера. Статистическая информация собирается о предприятии в целом (размеры земельного участка и зданий, арендованных площадей и т.д.), о машинах и оборудовании (нахождение в конкретных подразделениях), о рабочих и служащих предприятия (численность, квалификация и т.д.) и т.п. Бухгалтерская информация имеет отношение к имуществу предприятия в денежном выражении и обычно отражается в учетных регистрах.
Избранная база распределения должна: во-первых, быть достаточно простой в использовании; во-вторых, отражать прибыль, получаемую конкретными подразделениями; в-третьих, удовлетворять требованиям экономической целесообразности; в-четвертых, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Таким образом, в качестве фактора, признаваемого критерием для распределения косвенных расходов, является фактическая или ожидаемая возможность нести в себе эти затраты (носитель затрат). Накладные расходы могут зависеть от следующих факторов: вес обрабатываемых материалов и полуфабрикатов; размер площади и длительность периода; стоимость имущества и т.д.
Третий этап (вторичное распределение) - перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений между производственными.
Подразделения внутри организации можно разделить на две основные группы: производственные цехи и отделы; обслуживающие подразделения и отделы. Производственные подразделения включают отделы и группы, которые осуществляют основную деятельность данной организации. В качестве примера таких отделов можно привести терапевтическое отделение в больнице, факультеты и аспирантуру в институтах, такие производственные цехи, как монтажный, сборочный, механический и т.п. Обслуживающие подразделения, напротив, не заняты непосредственно в основной деятельности, они осуществляют вспомогательное обслуживание, необходимое для облегчения основного производственного процесса. Примерами таких обслуживающих подразделений могут быть склады, ремонтные службы и т.п. Несмотря на то, что обслуживающие подразделения не заняты непосредственно в основном производстве, их затраты рассматриваются как часть расходов по производству конечного продукта или услуги, т.е. так же, как и расходы на прямые материальные и трудовые затраты.
Сальдо (остатки) по счетам на начало месяца
АКТИВ | ПАССИВ | ||
Наименование счета | Сумма | Наименование счета | Сумма |
01"Основные средства" | 1 113 520,00 | 02 "Амортизация основных средств" | 230 000,00 |
10 "Материалы" | 155 750,00 | 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" | 40 635,00 |
19 "НДС" | 10 200,00 | 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" | 1 533 964,00 |
20 "Основное производство" | 110 235,00 | 68 "Расчеты с бюджетом" | 99 774,00 |
41 "Товары" | 125 800,00 | 69 "Расчеты с соц.страхом" | 95 373,00 |
43 "Готовая продукция" | 83 732,00 | 70 "Расчеты по оплате труда"сч | 68 350,00 |
50 "Касса" | 1 600,00 | 71 "Расчеты с подотчетными лицами" | 125,00 |
51 "Расчетный счет" | 250 230,00 | 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" | 71 014,00 |
55 "Специальные счета" | 55 650,00 | 80 "Уставный капитал" | 450 000,00 |
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" | 1 160 000,00 | 82 "Резервный капитал" | 41 250,00 |
71 "Расчеты с подотчетными лицами" | 4 600,00 | 96 "Резервы предстоящих расходов" | 39 324,00 |
73 "Расчеты с персоналом по пр. операциям" | 432,00 | 99 "Прибыли и убытки" | 851 940,00 |
75 "Расчеты с учредителями" | 450 000,00 | ||
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" | |||
Итого: | 3 521 749,00 | Итого: | 3 521 749,00 |
Журнал хозяйственных операций
№ | Д-т | К-т | Сумма, руб | |
п/п | Содержание операции | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Увеличен размер уставного капитала предприятия учредителями: | |||
-АО «Икс» | 75 | 80 | 2 800 000 | |
-физическими лицами | 75 | 80 | 1 100 000 | |
2. | Внесен вклад в уставной капитал: | |||
-АО «Икс» - складские помещения | 08 | 75 | 140 000 | |
-новое деревообрабатывающее оборудовании | 08 | 75 | 400 000 | |
-физическими лицами – средства на расчетный счет | 51 | 75 | 900 000 | |
3. | Получены от фирмы «Факел». | |||
-строгальный станок | 08 | 60 | 105 000 | |
-сверлильный станок | 08 | 60 | 75 000 | |
4. | Получен безвозмездно полировочный станок ООО «Звезда» | 08 | 98 | 13 500 |
5. | Введены в эксплуатацию основные средства: | |||
-строгальный станок | 01 | 08 | 105 000 | |
-полировочный станок | 01 | 08 | 13 500 | |
-сверлильный станок | 01 | 08 | 75 000 | |
6. | Приобретены электрокары -2 шт. от ЗАО «Метус» | 08 | 60 | 158 000 |
7. | Начислен износ по основным средствам: | |||
-производственное здание (срок использования 45 лет) | 20 | 02 | 2 060 | |
-деревообрабатывающее оборудование (срок использования 10 лет) | 20 | 02 | 3 333 | |
-строгальный станок (срок использования 8 лет) | 20 | 02 | 1 094 | |
-сверлильный станок (срок использования 8 лет) | 20 | 02 | 781 | |
-полировочный станок (срок использования 6 лет) | 20 | 02 | 188 | |
-складские помещения (срок использования 12 лет) | 20 | 02 | 972 | |
8. | Получены от деревообрабатывающего комбината | |||
-доски (100 п.м.) | 10 | 60 | 6 500 | |
-фурнитура (200 шт.) | 10 | 60 | 650 | |
-НДС (18%) | 19 | 60 | 1 287 | |
9. | Куплен Ивановым К.А. лак (400 кг.) | 10 | 71 | 4 900 |
НДС (18%) | 19 | 71 | 882 | |
10. | Куплена Носовой А.Г. краска (10 кг.) | 10 | 71 | 240 |
НДС (18%) | 19 | 71 | 43 | |
11. | Списано на производство мебели: | |||
-доски (800 м.) | 20 | 10 | 12 460 | |
-фурнитура (200 шт.) | 20 | 10 | 650 | |
-лак (350 кг.) | 20 | 10 | 4 288 | |
12. | Списано на ремонт производственного здания краски (8 кг.) | 20 | 10 | 192 |
13. | Списан НДС по приобретенным ТМЦ | 68 | 19 | 2 212 |
14. | Начислена заработная плата | |||
-Иванов К.А. (1 реб. – 8 лет) | 20 | 70 | 3 100 | |
-Носова А.Г. (2 детей-8 лет, 16 лет) | 20 | 70 | 2 500 | |
-Круглов В.А. (1 реб.- студент 18 лет заочной формы обучения) | 20 | 70 | 4 100 | |
-Сидоров К.С. (1 реб.- студент 23 года очной формы обучения) | 20 | 70 | 550 | |
Совокупный доход Круглова В.А., Сидорова К.С. превысил 20 000 руб. | ||||
15. | Начислено пособие по временной нетрудоспособности Сидорову К.А. (стаж работы 5 лет, время нетрудоспособности 3 дня, ср. дневная з/п) | 69 | 70 | 208 |
16. | Удержан НДФЛ | 70 | 68 | 839 |
17. | Удержана из заработной платы Круглова В.А. по использовании листам (25%) | |||
70 | 76 | 911 | ||
18. | Получены из банка наличные деньги на выплату заработной платы | |||
50 | 51 | 70 900 | ||
19. | Выдана заработная плата | |||
-Иванову К.А. | 70 | 50 | 13 000 | |
-Носовой А.Г. | 70 | 50 | 15 000 | |
-Кругловой В.А. | 70 | 50 | 16 000 | |
-Сидорову К.С. | 70 | 50 | 20 000 | |
20. | Начислен ЕСН, т.ч.: | |||
-Соцстраху (2,9% от ФОТ) | 20 | 69 | 297 | |
-Пенсионному фонду (20% от ФОТ) | 20 | 69 | 2 050 | |
-ФОМС (3,1% от ФОТ) | 20 | 69 | 318 | |
21. | Выпущены из производства 20 мебельных гарнитуров | 43 | 20 | 120 000 |
22. | Реализовано магазину 10 мебельных гарнитуров | 62 | 90 | 90 900 |
в т.ч. НДС | 90 | 68 | 13 866 | |
23. | Поступила выручка от магазина за 10 проданных гарнитуров | 51 | 62 | 90 900 |
24. | Списывается себестоимость реализованных гарнитуров | 90 | 43 | 60 000 |
25. | Прибыль от реализации продукции составила | 90 | 99 | 17 034 |
26. | Оплачены счета фирмы «Факел» за строгальный станок | 60 | 51 | 105 000 |
27. | Оплачен счет деревообрабатывающего комбината | 60 | 51 | 40 635 |
28. | Выдано в подотчет: | |||
-Иванову К.А. | 71 | 50 | 4 900 | |
-Носовой А.Г. | 71 | 50 | 250 | |
-Рябову С.Ф. | 71 | 50 | 100 | |
29. | Возвращен остаток средств Носовой А.Г. | 71 | 50 | 10 |
30. | Сданы банк наличные деньги | 51 | 50 | 500 |
31. | Внесен вклад в УК физическими лицами на р/с | 51 | 75 | 450 000 |
32. | Реализован электрокар | 76 | 91 | 110 000 |
в т.ч. НДС | 91 | 68 | 16 780 | |
33. | Списана себестоимость реализованного электрокара | 91 | 01 | 79 000 |
34. | Прибыль от реализации объекта основных средств составила | 91 | 99 | 14 220 |
35. | Поступило на р/с от оптовой базы 50% дебиторской и задолжности | 51 | 62 | 580 000 |
36. | Получены штрафы от оптовой базы за нарушение договорных обязательств | 51 | 76 | 11 600 |
37. | Учетные операции доходов | 90 | 99 | 17 034 |
38. | Учетные прочие расходы | 99 | 91 | 3 967 |
39. | Начислен налог на прибыль (24%) | 99 | 68 | 3 136 |
40. | Перечислен НДС в бюджет | 68 | 51 | 35 000 |
41. | Перечислен налог на прибыль в бюджет | 68 | 51 | 53 400 |
42. | Перечислен НДФЛ в бюджет | 68 | 51 | 11 374 |
43. | Перечислено: | |||
-соцстраху | 69 | 51 | 18 395 | |
-пенсионному фонду | 69 | 51 | 65 000 | |
44. | Реформация баланса | 99 | 84 | 9 931 |
45. | Отчислено в резервный фонд (10% нераспр. Прибыли) | 84 | 82 | 993 |
46. | Получен краткосрочный кредит в Промстройбанке | 51 | 66 | 75 000 |
47. | Начислен % по краткосрочному кредиту за месяц (15% годовых): | |||
-Промстройбанку (75000-75000*(1+0,15/360*30) | 91 | 66 | 937 | |
-Инвестбанку | 91 | 66 | 17 250 | |
48. | Погашен кредит Инкомбанку | 66 | 51 | 153 890 |
49. | Начислены дивиденды за счет нераспределенной прибыли: | |||
-АО «Икс» 40% | 84 | 75 | 3 972 | |
-физическим лицам 20% | 84 | 75 | 1 986 | |
50. | Перечислены дивиденды физическим лицам на лицевые счета в Сбербанке | 75 | 51 | 5 958 |
Ведомости аналитического учета
Ведомость по счету 01 "Основные средства" | |||||||||||
№ п/п | наименование объекта | остаток | дебет | кредит | остаток | ||||||
кол-во | сумма | № п/п | кол-во | сумма | № п/п | кол-во | сумма | кол-во | сумма | ||
1 | производственное здание | 1 | 1113520 | 1 | 1113520 | ||||||
2 | строгальный станок | 5 | 1 | 105000 | 1 | 105000 | |||||
3 | полировочный станок | 5 | 1 | 13500 | 1 | 13500 | |||||
4 | сверлильный станок | 5 | 1 | 75000 | 1 | 75000 | |||||
5 | Электрокар | 79000 | -79000 | ||||||||
Итого: | 1113520 | 193500 | 79000 | 1228020 |
Ведомость по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" | |||||||||||
№ п/п | наименование | остаток | дебет | кредит | остаток | ||||||
объекта | кол-во | сумма | № п/п | кол-во | сумма | № п/п | кол-во | сумма | кол-во | сумма | |
1 | складское помещение | 2 | 1 | 140 000 | 1 | 140000 | |||||
2 | деревообрабатывающее оборудование | 2 | 1 | 400 000 | 1 | 400000 | |||||
3 | строгальный станок | 3 | 1 | 105 000 | 5 | 1 | 105000 | ||||
4 | сверлильный станок | 3 | 1 | 75 000 | 5 | 1 | 75000 | ||||
5 | полировочный станок | 4 | 1 | 13500 | 5 | 1 | 13500 | ||||
6 | Электрокар | 5 | 6 | 158 000 | 158000 | ||||||
Итого: | 891500 | 193500 | 698000 |
Ведомость по счету 10 "Материалы" | |||||||||||||||
№ п/п | наименование объекта | ед. изм | цена | остаток | дебет | кредит | Остаток | ||||||||
кол-во | сумма | № п/п | К-т | кол-во | сумма | № п/п | К-т | кол-во | сумма | кол-во | сумма | ||||
1 | доски | п.м. | 15,58 | 10000 | 155750 | 8 | 60 | 100 | 6500 | 11 | 20 | 800 | 12460 | 9300 | 149790 |
2 | фурнитура | п.м. | 8 | 60 | 200 | 650 | 11 | 20 | 200 | 650 | 0 | 0 | |||
3 | лак | шт | 9 | 71 | 400 | 4900 | 11 | 20 | 350 | 4288 | 50 | 612 | |||
4 | краска | кг | 9 | 71 | 10 | 240 | 12 | 20 | 8 | 192 | 2 | 48 | |||
Итого: | 155750 | 12290 | 17860 | 150451 |
Ведомость по счету 20 "Основное производство" | |||||||||
№ | наименование изделия | дебет | НЗП | Кредит | |||||
с кредита счетов | нач.периода | конец периода | № п/п | в дебет сч.43 | |||||
02 | 10 | 70 | 69 | ||||||
1 | меб.гарнитуры | 8427.70 | 17859.50 | 10250 | 2665 | 110 235 | 38 355 | 21 | 120 000 |
итого: | 8427.70 | 17859.50 | 10250 | 2665 | 110 235 | 38 355 | 21 | 120 000 |
Ведомость по счету 43 "Готовая продукция" | |||||||||||||
№ п/п | наименование изделия | остаток | дебет | кредит | остаток | ||||||||
кол-во | сумма | № п/п | К-т | кол-во | сумма | № п/п | Д-т | кол-во | сумма | кол-во | сумма | ||
1 | мебельные гарнитуры | 83732 | 21 | 20 | 20 | 120 000 | 24 | 90 | 10 | 60 000 | 143732 | ||
Итого: | 120 000 | 60 000 | 143732 |
Ведомость по счету 90 "Продажи" | |||||||||
№ п/п | наименование изделий | себестоимость | цена | дебет | кредит | ||||
№ оп. | кор. счет | сумма | № оп. | кор. счет | сумма | ||||
1 | гарнитур | 60 000 | 6000 | 22 | 68 | 13860 | 22 | 62 | 90 900 |
24 | 43 | 60000 | |||||||
Итого: | 60 000 | 90900 | 62 | 90 900 |
Ведомость по счету 50 "Касса" | |||||||
№ оп | в дебет счетов | итого по д-ту | в кредит счетов | итого по кредиту: | |||
с кредита счетов | с дебета счетов | ||||||
51 | 71 | 70 | 71 | 51 | |||
18 | 70900 | 70900 | |||||
19 | 64000 | 64000 | |||||
28 | 5760 | 5760 | |||||
30 | |||||||
Итого: | 70900 | 115 | 71 015 | 64 000 | 5760 | 2740 |
Ведомость по счету 51 "Расчетный счет" | |||||||||||||
№ оп | в дебет счетов | итого по д-ту | в кредит счетов | итого по к-ту | |||||||||
с кредита счетов | с дебета счетов | ||||||||||||
50 | 62 | 66 | 75 | 76 | 50 | 60 | 66 | 68 | 69 | 75 | |||
23,32 | 670900 | 670 900 | |||||||||||
46 | 75000 | 75 000 | |||||||||||
2 | 1 350 000 | 1 350 000 | |||||||||||
36 | 11 600 | 11 600 | |||||||||||
18 | 70900 | 70 900 | |||||||||||
26,27 | 145635 | 145635 | |||||||||||
48 | 153890 | 153890 | |||||||||||
40-42 | 99774 | 99774 | |||||||||||
43 | 83395 | 83395 | |||||||||||
30 | 500 | 500 | 5958 | 5958 | |||||||||
Итого: | 500 | 670900 | 75000 | 1 350 000 | 11600 | 1 864 500 | 70900 | 145635 | 153890 | 99774 | 83395 | 5958 | 1513452 |
Ведомость по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" | |||||||||||
№ п/п | наименование поставщика | остаток | дебет счета | кредит счета | остаток | ||||||
№ оп. | 51 | итого по д-ту | № оп. | 08 | 10 | 19 | Д | К | |||
1 | деревообрабатывающий комбинат | 40635 | 27 | 40635 | 40635 | 8 | 7150 | 1287 | 8437 | ||
2 | Факел | 26 | 105000 | 105000 | 3 | 180000 | 180 000 | ||||
3 | Метус | 6 | 158000 | 158000 | |||||||
Итого: | 40635 | 145635 | 338000 | 7150 | 1287 | 241437 |
Ведомость по счету 62 "Расчеты спокупателями и заказчиками" | ||||||||||
№ п/п | наименование покупателя | остаток | дебет счета | кредит счета | остаток | |||||
№ оп. | 90 | итого по д-ту | № оп. | 51 | итого по к-ту | Д | К | |||
1 | Оптовая база №2 | 1160000 | 35 | 580000 | 580000 | 580000 | ||||
2 | Магазин | 22 | 90900 | 90900 | 23 | 90900 | 90900 | |||
Итого: | 1160000 | 90900 | 90900 | 670 900 | 670 900 | 580 000 | 0 |
Ведомость 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" | |||||||
ФИО | Начислено | итого начислено | удержано | итого удержано | к выдаче | ||
опл.труда | пособ.по вр.нетр. | НДФЛ | алименты | ||||
Иванов К.А. (1 реб. – 8 лет) | 3100 | 3100 | 273 | 273 | 3100 | ||
Носова А.Г. (2 детей-8 лет, 16 лет) | 2500 | 2500 | 117 | 117 | 2500 | ||
Круглов В.А. (1 реб.- студент 18 лет заочной формы обучения) | 4 100 | 4 100 | 455 | 911 | 455 | 4 100 | |
Сидоров К.С. (1 реб.- студент 23 года очной формы обучения) | 550 | 550 | -6.5 | -6.5 | 550 | ||
итого: | 10250 | 10250 | 890 | 9412 | 10250 |
Ведомость 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
ФИО | остаток | Дебет | с кредита сч.71 в дебет счета | остаток | |||||||
Д-т | К-т | № | кор.счет | сумма | № | 10 | 19 | сумма | Д-т | К-т | |
Иванов К.А. | 125 | 28 | 50 | 4900 | 9 | 4900 | 882 | ||||
Носова А.Г. | 28 | 50 | 2500 | 10 | 240 | 43 | |||||
Рябов | 29 | 50 | 100 | ||||||||
Лактионов | 4600 | 10 | 0 | 4600 | |||||||
итого: | 4600 | 125 | 85 | 150 | 5730 | 19 | 5595 | 1007 | 6602 | 9860 | 6190.20 |
Ведомость начисления ЕСН
ФИО | Начислено | ЕСН, в т.ч. | ||
ФСС 2.9% | ПФ РФ 20% | ФОМС 3.1% | ||
Иванов К.А. | 3100 | 89.90 | 620 | 96,1 |
Носова А.Г. (2 детей-8 лет, 16 лет) | 2500 | 72.50 | 500 | 77.50 |
Круглов В.А. | 4 100 | 118.90 | 820 | 127.10 |
Сидоров К.С. | 550 | 15.95 | 110 | 17.05 |
итого: | 10250 | 297 | 2050 | 318 |
Ведомость по счету 75 «Расчеты с учредителями»
учредители | остаток | дебет | кредит | остаток | ||||||
Д | К | № п/п | кор.счет | сумма | № п/п | кор.счет | сумма | Д | К | |
1. Расчеты по вкладам в уставный капитал | ||||||||||
АО «Икс» | 1 | 80 | 2800 000 | 2 | 08 | 144000 | 1360000 | |||
физическим лицам | 450000 | 1 | 80 | 1100 000 | 2 | 51 | 450000 | 1100000 | ||
Итого: | 3900 000 | 1990000 | 2460000 | |||||||
2. Расчеты по выплате доходов | ||||||||||
АО «Икс» | 50 | 51 | 3972 | 49 | 84 | 3972 | ||||
физическим лицам | 50 | 51 | 1986 | 49 | 84 | 1986 | ||||
Итого: | 5958 | 5958 |
Ведомость по счету 02 "Амортизация основных средств" | |||||
№ | наименование объекта | первоначальная стоимость | норма амортизации | сумма | дебет счетов |
1 | производственное здание | 1113520 | 2,22% | 2060,012 | 20 |
2 | деревообрабатывающее оборудование | 400 000 | 10% | 3333,333 | 20 |
3 | строгальный станок | 105 000 | 12,50% | 1093,75 | 20 |
4 | сверлильный станок | 75 000 | 12,50% | 781,25 | 20 |
5 | полировочный станок | 13 500 | 16,67% | 187,5375 | 20 |
6 | складское помещение | 140 000 | 8,33% | 971,8333 | 20 |
Итого: | 2 485 820 | 8427 |
Ведомость по счету 19 "НДС" | |||||||
№ п/п | содержание операции | № оп. | кор. счет | НДС по приобретенным ценностям | Итого | ||
Д | К | Д | К | ||||
1 | НДС | 8 | 60 | 1287 | 2212.20 | ||
2 | НДС | 9 | 71 | 882 | |||
3 | НДС | 10 | 71 | 43 | |||
Итого: | 2212.2 | 2212.2 | 0 |
Ведомость по счету 91 "Прочие доходы и расходы" | |||||
№ п/п | содержание записи | № оп. | кор.счет | оборот | |
с кредита счетов | |||||
Д | К | ||||
1 | Реализован электрокар | 32 | 76 | 110000 | |
2 | НДС с выручки | 32 | 68 | 16780 | |
3 | Списана себестоимость реализованного электрокара | 33 | 01 | 79000 | |
4 | Убыток прочих доходов и расходов | 34 | 99 | 3967 | |
5 | Начислен % по кредиту | 47 | 66 | 18187 | |
итого: | 113 967 | 113 967 |
Ведомость по счету 99 "Прибыли (убытки)" | |||||
№ п/п | содержание записи | № оп. | кор.счет | оборот | |
с кредита счетов | |||||
Д | К | ||||
1 | налог на прибыль | 39 | 68 | 3136 | |
2 | реформация баланса | 44 | 84 | 9931 | |
3 | доходы от обычных видов деятельности | 37 | 90 | 3967 | |
4 | прочие доходы и расходы | 38 | 91 | 9931 | |
итого: | 17034 | 17034 |
Ведомость по счету 84 "Нераспределенная прибыль" | ||||||||
№ п/п | содержание операции | № оп. | кор. счет | отчетного года | остаток | |||
Д | К | Д | К | |||||
1 | Реформация баланса | 44 | 99 | 9931 | 9931 | |||
2 | Отчислено в резервный фонд (10% нераспр. Прибыли) | 45 | 82 | 993 | 993 | |||
3 | Начислены дивиденды АО "Икс" | 49 | 75 | 3972 | 3972 | |||
4 | Начислены дивиденды физ. лицам | 49 | 75 | 1986 | 1986 | |||
Итого: | 6951 | 9931 | 8 088 | 6951 |
Ведомость по счету 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" | |||||||||||
№ п/п | наименование банка | остаток | дебет счета | кредит счета | остаток | ||||||
№ оп. | 51 | итого по д-ту | № оп. | 51 | 91 | итого по к-ту | Д | К | |||
1 | Инкобанк | 153890 | 48 | 153890 | 153890 | 0 | |||||
2 | Инвестбанк | 1380074 | 47 | 17250 | 17 250 | ||||||
3 | Промстройбанк | 46 | 75 000 | 937 | 937 | ||||||
Итого: | 1533964 | 153890 | 153 890 | 75 000 | 17 753 | 18187 | 0 | 1 473261 |
Оборотная ведомость
№ счета | Сальдо на начало месяца | Обороты за месяц | Сальдо на конец месяца | |||
дебет | кредит | дебет | кредит | дебет | кредит | |
01"Основные средства" | 1113520,00 | 193500,00 | 79000,00 | 1228020,00 | ||
02 "Амортизация основных средств" | 230000,00 | 8427,70 | 238427,70 | |||
08 "Вложения во внеоборотные активы" | 891500,00 | 193500,00 | 698000,00 | |||
10 "Материалы" | 155750,00 | 12290,00 | 17589,50 | 150450,50 | ||
19 "НДС" | 10200,00 | 2212,20 | 2212,20 | 10200,00 | ||
20 "Основное производство" | 110235,00 | 38932,20 | 120000,00 | 29167,20 | ||
41 "Товары" | 125800,00 | 0,00 | 0,00 | 125800,00 | ||
43 "Готовая продукция" | 83732,00 | 120000,00 | 60000,00 | 143732,00 | ||
50 "Касса" | 1600,00 | 70900,00 | 69760,00 | 2740,00 | ||
51 "Расчетный счет" | 250230,00 | 1658000,00 | 394778,00 | 1513452,00 | ||
55 "Специальные счета" | 55650,00 | 55650,00 | ||||
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" | 40635,00 | 145635,00 | 346437,00 | 241437,00 | ||
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" | 1160000,00 | 90900,00 | 670900,00 | 580000,00 | ||
66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" | 1533964,00 | 153890,00 | 93187,00 | 1473261,00 | ||
68 "Расчеты с бюджетом" | 99774,00 | 2212,20 | 34620,60 | 132182,40 | ||
69 "Расчеты с соц.страхом" | 95373,00 | 18603,00 | 2665,00 | 79435,00 | ||
70 "Расчеты по оплате труда"сч | 68350,00 | 65749,75 | 10458,00 | 13058,25 | ||
71 "Расчеты с подотчетными лицами" | 4600,00 | 125,00 | 5260,00 | 6065,20 | 9860,00 | 6190,20 |
73 "Расчеты с персоналом по пр. операциям" | 432,00 | 432,00 | ||||
75 "Расчеты с учредителями" | 450000,00 | 3905958,00 | 1445958,00 | 2910000,00 | ||
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" | 71014,00 | 110000,00 | 12511,25 | 110000,00 | 83525,25 | |
80 "Уставный капитал" | 450000,00 | 3900000,00 | 4350000,00 | |||
82 "Резервный капитал" | 41250,00 | 0,00 | 993,00 | 42243,00 | ||
84 "Нераспределенная прибыль" | 6951,10 | 9931,00 | 2979,90 | |||
90 "Продажи" | 90900,00 | 90900,00 | ||||
91 "Прочие доходы и расходы" | 113967,00 | 113967,00 | ||||
96 "Резервы предстоящих расходов" | 39324,00 | 39324,00 | ||||
98 "Доходы будущих периодов" | 13500,00 | 13500,00 | ||||
99 "Прибыли и убытки" | 851940,00 | 17034,00 | 17034,00 | 851940,00 | ||
Итого: | 3521749,00 | 3521749,00 | 7714394,46 | 7714394,46 | 7567503,70 | 7567503,70 |
Баланс см. в приложении
Анализ баланса
Показатель | Сумма, руб. | Доля, % | изменение, руб. | ||
на начало периода | на конец периода | на начало периода | на конец периода | ||
внеоборотные активы | 883 520,00 | 1 687 592,00 | 26,84 | 23,03 | 804 072,00 |
сырье и материалы | 155 750,00 | 150 451,00 | 4,73 | 2,05 | -5 299,00 |
затраты | 110 235,00 | 29 167,00 | 3,35 | 0,40 | -81 068,00 |
готовая продукция | 209 532,00 | 269 532,00 | 6,37 | 3,68 | 60 000,00 |
НДС по приобретенным ценностям | 10 200,00 | 10 200,00 | 0,31 | 0,14 | 0,00 |
дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 1 615 032,00 | 3 610 292,00 | 49,06 | 49,26 | 1 995 260,00 |
денежные средства | 307 480,00 | 1 571 842,00 | 9,34 | 21,45 | 1 264 362,00 |
итого активы: | 3 291 749,00 | 7 329 076,00 | 100,00 | 100,00 | 4 037 327,00 |
капитал и резервы | 1 343 190,00 | 5 247 163,00 | 40,80 | 71,59 | 3 903 973,00 |
краткосрочные обязательства | 1 948 559,00 | 2 081 913,00 | 59,20 | 28,41 | 133 354,00 |
итого пассивы: | 3 291 749,00 | 7 329 076,00 | 100,00 | 100,00 | 4 037 327,00 |
На основании данных показателей таблицы наблюдается повышение внеоборотных активов на +804072 руб. уменьшение затрат на -81 068 руб., увеличение дебиторской задолженности на +1995260 руб. и денежных средств на +1 264 362.руб.
Вместе с тем в пассиве баланса наблюдается увеличение собственного капитала на +3 903973 руб., и у обязательств на 133354 руб., что неблагоприятно сказывается на платежеспособности предприятия.
Таким образом, в современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливается роль и значение системы бухгалтерского учета. Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции выполняемых работ или оказанных услуг.
В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводят, прежде всего, удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, рост процентных ставок за пользование кредитом, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу, представительских расходов.
В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Затраты представляют собой любые расходы предприятия за отчетный период, обусловленные приобретением и использованием различных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности и выраженные в денежной форме. Таким образом, затраты - это любые платежи предприятия за использование тех или иных экономических ресурсов, а формирование расходов связано с определением момента реализации: в момент реализации предприятие признает доходы и ту часть понесенных затрат, которая связана с полученными доходами, что и признается расходами предприятия.
Согласно ПБУ 10/99 все расходы в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы, в состав последних входят операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.
Грамотное формирование расходов в целях бухгалтерского и налогового учета имеют большое значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией. Данные учета расходов являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства.
О бухгалтерском учете : федер. закон, 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.98, 28.03, 31.13.02, 10.01, 28.05, 30.06.03).
Налоговый кодекc РФ. Часть II. Федер. закон, 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. на 25.10.2006 г.).
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н), с последующими изменениями и дополнениями.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденное Приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167;
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (в ред. от 30.03.2001);
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (в ред. от 30.03.2001);
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н);
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н);
Безруких П.С., Ивашкевич В.Б., Кондраков Н.П. и др. Бухгалтерский учет. - М., 2005.
Глушаков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии: Учебное и практическое пособие. - М., 2002.
Емильянова Р.В. Учет себестоимости строительных работ // АКДИ БП. – 3. - 2004 г.
Ивашкевич В.Б. Проблемы учета и калькулирования себестоимости продукции. — М.: Финансы, 2006.
Карпова Т.П. Управленческий учет. – М., 2003.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.,2002.
Ларионов А.Д., Ерофеева А.В. и др. Бухгалтерский учет. - М., 2005.
Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П. и др. Управление затратами на предприятии. – М., 2004.
Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. – М., 2004.
Рыкова И.В. Порядок отнесения на себестоимость продукции управленческих и коммерческих расходов // Бухгалтерский учет. - 2004, №19.-С.10-13.
Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет, М., 2004 г.
1 Безруких П.С., Ивашкевич В.Б., Кондраков Н.П. и др. Бухгалтерский учет. - М., 2001 с 89-91
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Теплый Стан |
Реферат | Усадьба Узкое владельцы и владения |
Реферат | Храм Егория на Хотче |
Реферат | Черемушки |
Реферат | Шайдрово |
Реферат | Налогообложение РФ |
Реферат | История становления групп "CLANNAD" и "ENYA" |
Реферат | Моцарт Вольфганг Амадей |
Реферат | Музыки 20 века |
Реферат | Русский рок |
Реферат | Налогообложение НДС операций с ценными бумагами |
Реферат | Анализ правового регулирования налогового контроля |
Реферат | О развитии навыков работы над полифонией |
Реферат | Акцизный сбор с табачной продукции |
Реферат | Романтизм в музыке |