Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы учетной политики организации
1.1 Понятие учетной политики 5
1.2 Виды, формы и методы учетной политики 9
1.3 Нормативное регулирование учетной политики организации 11
2 Организация ведения учетной политики организации 13
2.1 Документальное оформление учетной политики 15
2.2 Документы, формы, используемые при учетной политике 19
3 Проблемы, встречающиеся при ходе учетной политики и пути
их решения
3.1 Проблемы ведения учетной политики 22
3.2 Способы (пути) решения проблем ведения учетной политики 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложения
Введение
Занять лидирующее положение на рынке, повысить эффективность работы персонала, создать оптимальную структуру управления - вот первоочередные задачи руководителя предприятия.
Ситуация такова, что сам по себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс и многочисленные другие отчетные формы), которая должна ежеквартально предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия.
В Казахстанских стандартах бухгалтерского учета и методических рекомендациях к ним установлены основополагающие правила и принципы, определен круг общественно признаваемых приемов и способов ведения финансового и управленческого учета, которые должны быть конкретизированы на каждом отдельном предприятии. Совокупность избранных предприятием способов осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должна быть отражена в учетной политике предприятия.
В рассмотренной нами курсовой работе на тему «Учетная политика предприятия» мы выделили три главы.
В первой главе рассмотрены основные характеристики учетной политики: понятие, формирование и нормативные основы учетной политики. Учетная политика – это способы и методы учета, регулируемые нормативными актами, с одной стороны, и учитывающие особенности деятельности предприятия, с другой. В соответствии со ст. 2-1 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» с 1 января 2004 года составление финансовой отчетности осуществляется всеми предприятиями РК в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
В процессе деятельности предприятие может вносить в учетную политику экономически обоснованные изменения, оформленные отдельными соответствующими внутренними нормативными документами (приказ, распоряжение и т.п.).
Во второй главе мы провели анализ учетной политики: раскрытие учетной политики, оформление финансовой отчетности и пояснительной записки к ней, а также контроль учетной политики предприятия. При выборе и обосновании учетной политики, при всей самостоятельности принимаемых решений, необходимо исходить из ряда общепризнанных требований и принципов, соблюдение которых позволяет достичь адекватности учетной политики и хозяйственной ситуации, сложившейся как на предприятии, так и в целом по республике.
При составлении финансовой отчетности необходимо учитывать ее основные качественные характеристики, приведенные в Концептуальной основе для подготовки и представления финансовой отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов РК от 29.10.2002 г. № 542.
В заключительной, третьей, главе мы выявили основные проблемы ведения учетной политики в Казахстане и пути их решения.
Наличие грамотно составленной учетной политики будет только помогать предпринимателю вести бухгалтерский и налоговый учет.
1 Теоретические основы учетной политики организации
1.1 Понятие учетной политики
Учетная политика представляет собой совокупность способов для ведения учета и раскрытия финансовой отчетности в соответствии с их принципами и основами.
Учетная политика – это способы и методы учета, регулируемые нормативными актами, с одной стороны, и учитывающие особенности деятельности предприятия, с другой. То есть это свод правил, обязательных для предприятий всех отраслей народного хозяйства и регламентирующий все действия бухгалтерии, которая как самостоятельная структура занимает обособленное место среди других структур предприятия.
Впервые положение об учетной политике было введено в США. В 1934 году в условиях отсутствия Нормативных актов по бухгалтерскому учету Конгресс США поручил Комиссии по ценным бумагам и биржам разработать положение по учетной политике для фирм, котирующих свои ценные бумаги. Это обстоятельство преследовало цель навести определенный порядок и обеспечить предсказуемость в практике учета после кризиса 1929 г.
В 1972 году был введен специальный национальный стандарт, согласно которому правила учетной политики распространялись на все другие компании. Сущность учетной политики заключалась в механизме согласования имущественных интересов предприятия и внешних пользователей в учетной информации. В основе этого положения лежал постулат о праве предприятия (в лице его управляющего) по своему усмотрению (исходя из собственного понимания внутренних и внешних условий хозяйствования) выбирать и использовать различные методы обобщения. Такое право, однако, было ограничено перечнем допустимых методов, а также обязанностью обеспечить их преемственность в течение отчетного периода и обязанностью раскрыть и разъяснить смену методов. В дальнейшем во всех экономически развитых были восприняты идеи концепции учетной политики и приняты нормативные акты, вводящие ее в действие.
Переход Республики Казахстан к рыночной экономике привел к необходимости преобразования всей системы управления. При этом всякая система управления базируется на соответствующей информации. В любой компании основу информационной системы составляет бухгалтерский учет. Появление предприятий различных форм собственности способствовало необходимости отражения в бухгалтерском учете особенностей бизнеса, то есть созданию учетной политики на каждом из них.
Учетная политика – это документ, защищающий интересы организации в сфере применения ею правил ведения бухгалтерского учета. В ней предусмотрены нормы, позволяющие организации получать достоверную и оперативную информацию о хозяйственной деятельности, используя принципы и методы учета.
Учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет. При регистрации учетной политики необходимо исходить из следующих требований:
учетная политика применяется всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс. В основе лежит предположение продолжить свою деятельность в обозримом будущем;
факты хозяйственной деятельности отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место.
В нашей республике, начиная с 1997 года порядок формирования учетной политики, цели, сферы деятельности, ее раскрытие определены в стандарте бухгалтерского учета №1 «Учетная политика и ее раскрытие». Сегодня каждое предприятие, зарегистрированное в качестве юридического лица Республики Казахстан, должно иметь и имеет свою учетную политику, разработанную с учетом специфики деятельности каждого из них.
В соответствии со ст. 2-1 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» с 1 января 2004 года составление финансовой отчетности осуществляется всеми предприятиями РК в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой систему принятых в общественных интересах положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовой информации о предприятии. Она пригодна для использования, как в частном, так и в государственном секторе.
Учетная политика конкретного предприятия описывает индивидуальные методики и правила, раскрывает деятельность предприятия, его особенности. В Казахстане действует метод начисления при определении суммы доходов и суммы затрат. Тем не менее, у каждого субъекта могут быть свои принципы признания доходов и затрат, свои статьи расходов: существуют отраслевые особенности, которые обрабатываются различными специальными документами. Например, в транспортных предприятиях активно используются путевые листы и товарно-транспортные накладные, в строительных – сметы расходов, акты приема-передачи строительных объектов и акты поэтапного завершения строительных работ, на других – производственные листы, наряды и т.д.
Для формирования учетной политики в организации создается комиссия из числа бухгалтеров, финансистов, юристов и других работников компетентных служб. Комиссия призвана сформировать политику в части выбора наиболее приемлемых способов ведения бухгалтерского учета и исходных положений. Сформированная учетная политика утверждается внутренним документом – приказом или распоряжением, а затем в развитие концепций избранной учетной политики разрабатываются должностные инструкции, положения, схемы документооборота.
Формирование учетной политики – это выбор некоторой совокупности известных способов ведения бухгалтерского учета и установление порядка их применения в конкретной хозяйственной ситуации.
Базой и основой для формирования учетной политики являются стандарты бухгалтерского учета, которые допускают альтернативные способы отражения хозяйственных операций, активов, собственного капитала, обязательств, результатов деятельности. Формирование учетной политики заключается в выборе одного из способов, предлагаемых в каждом стандарте, обосновании их, исходя из условий деятельности предприятия, и принятия в качестве основы для ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности. При формировании и использовании учетной политики следует соблюдать принципы учета.
Формируемая учетная политика охватывает различные стороны бухгалтерского учета, включая:
1) методологическую – т.е. основные правила, порядок и законодательные нормативы и положения учетной системы, способы оценки имущества и обязательства особенности учета и оценки ОС, ТМЗ, НА, обоснование выбора метода начисления амортизации к различным видам ОС, методы исчисления дохода и т.д.
2) техническую – выбор формы ведения учета и разработку собственного рабочего плана счетов, перечень учетных регистров, их построение, последовательность и технику записи, их взаимосвязь, а также систему предварительного, текущего и последующего бухгалтерского контроля. Кроме того, технический аспект учетной политики может включать разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, форму ведения бухгалтерского учета, определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления.
3) организационную – определение прав и обязанностей бухгалтерского аппарата, его структуры, распределение должностных функций и другие вопросы, необходимые для регламентации персонала бухгалтерии субъекта. Иначе говоря, составной частью организационного аспекта учетной политики является установление четких границ разделения труда учетного персонала.
В настоящее время во многих крупных и средних субъектах хозяйствования различают три вида такого разделения:
а) предметный вариант, предусматривающий организацию бухгалтерского учета в соответствии с названием отделов: расчетный (оплаты труда); материальный, производственный, финансовый и т.д. Такая организация применительна для ведения текущего учета (с момента получения документа, его обработки, занесения в соответствующие учетные регистры (книги, ведомости и т.п.) до составления отчетности по группе закрепленных счетов, исходя из экономической однородности). При этом варианте качество подготовки информации достаточно высокое, поскольку бухгалтер приближен к конкретному объекту учета;
б) функциональный вариант характерен для организации учета, где каждое место оснащено персональным компьютером и, следовательно, наиболее полно отвечает современным требованиям. Положительной особенностью такого варианта является сокращение времени, затрачиваемого на производственные операции при переходе от выполнения одних работ к другим;
в) линейный вариант разделения труда наиболее типичен для структурных подразделений предприятия (участков, цехов производств). Здесь учетный процесс от начала наблюдения, сбора, обработки и обобщения учетной информации возложен на так называемые учетные группы.
Таким образом, при формировании учетной политики предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организации; последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.
Начинается учетная политика с описания статуса компании, органов управления, данных регистрационных документов, видов деятельности. Затем расписываются:
а) форма и метод ведения бухгалтерского учета (МСФО, СБУ 23, КСБУ), способ учета (вручную на бумажных бланках и в учетных книгах или с помощью компьютера и программного обеспечения), принципы;
б) лицо, которое будет вести учет: предприниматель самостоятельно, наемный бухгалтер, бухгалтерская фирма;
в) режим налогообложения (общеустановленный, упрощенная декларация, или другой);
д) состав отчетности (финансовая, налоговая, статистическая), периодичность отчетности;
г) основная часть УП раскрывает принципы признания доходов и расходов, методы, допускающие альтернативу в учете основных средств, товарно-материальных запасов, отраслевые особенности и специальные документы, положения по заработной плате наемных работников и так далее.
Приложением к учетной политике является рабочий план счетов, если учет ведется с применением двойной записи
1.2 Виды, формы и методы учетной политики
Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами. Если последними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов,организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.
В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной политики:
1) по аналогии со сходными операциями;
2) исходя из общих определений и критериев;
3) на основе признанной практики.
В первом случае речь идет об ориентации на требования, принятые для учета сходных операций, и общие принципы системы бухгалтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые непосредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство операций устанавливается на основе профессионального суждения.
Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и критерии признания, описанные, в частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике Казахстана и бухгалтерском законодательстве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход.
Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнанную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допустим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практика не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Предприятие самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.
На выбор способа ведения учета влияют факторы (см. Приложение 1)
Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следующих приемов: первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущая группировка (счета и двойная запись), итоговое обобщение (баланс и отчетность).
Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики организации отражена на схеме 2. (Приложение 2)
Предприятие также самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Предприятие может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в его состав.
Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, то есть государственной регистрации.
Существенными способами ведения бухгалтерского учета, принятыми при формировании учетной политики предприятия и подлежащими раскрытию являются:
способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов (учет износа зданий, оборудования и машин);
способ оценки производственных запасов, товаров и незавершенного производства и готовой продукции (расчет стоимости продукции на всех этапах се создания);
способ учета прибыли от реализации продукции.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
На выбор учетной политики влияют следующие факторы:
организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное предприятие, товарищество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
масштабы деятельности предприятия (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
управленческая структура и структура бухгалтерии;
финансовая стратегия предприятия;
материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
степень развития информационной системы, в том числе управленческого учета;
уровень квалификации бухгалтерских кадров.
1.3 Нормативное регулирование учетной политики организации
Все субъекты, малого, среднего и крупного бизнеса, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет и финансовую отчетность согласно Закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г № 234. Требования Закона распространяются на индивидуальных предпринимателей. Согласно статье 8 Закона руководитель или индивидуальный предприниматель согласовывает и утверждает учетную политику, обеспечивает организацию бухгалтерского учета. Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации.
Организация учетной политики предприятия РК определяется следующими регламентированными документами:
1. Указ Президента РК, имеющий силу закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26 декабря 1992 г., № 2732 с изменениями и дополнениями от 24.06. 2002 г. № 329 – II;
2. СБУ 24 «Организация бухгалтерской службы»;
3. Международные стандарты финансовой отчетности в соответствии со ст. 2-1 Закона Республики Казахстан закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;
4. Стандарт бухгалтерского учета №1 «Учетная политика и ее раскрытие» и методические рекомендации к нему;
5. Генеральный план счетов.
Созданное предприятие РК оформляет избранную ею учетную политику до первой публикации финансовой отчетности. Разработка и реализация учетной политики предприятия РК считается применяемыми со дня государственной регистрации.
Последствия изменений в учетной политике предприятий РК, не связанные с изменением законодательства, должны быть оценены в стоимостном выражении, как это проводится во многих развитых странах. Подобную оценку следует производить на основании выверенных данных на конкретное число месяца, с которого применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 2-1 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» с 1 января 2004 года составление финансовой отчетности осуществляется всеми предприятиями РК в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
В тех случаях, когда изменения в учетной политике предприятия РК оказывают существенное влияние на отчетный и предыдущий период представления финансовой отчетности и могут оказать влияние на последующие отчетные периоды, предприятие раскрывает соответствующую информацию в пояснительной записке.
При формировании учетной политики организации исходя из допущений, отличных от предусмотренных Положением, такие допущения вместе с причинами их применения и оценкой последствий в стоимостном выражении должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный год.
Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным, а также причины этих изменений и оценка последствий их в стоимостном выражении подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
2 Организация ведения учетной политики организации
ТОО «Семей жолдары» было создан 16.05.1884 года и действует на правах обособленного структурного подразделения как самостоятельное юридическое лицо.
После обретения Казахстаном суверенитета, в соответствии с указами Президента РК «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» и «О совершенствовании системы органов хозяйственного управления», в ноябре 1993 года Семипалатинское областное производственное управление автодорог было преобразовано в государственное акционерное общество «Семей жолдары». На основании решения общего собрания акционеров в январе 1996 года оно было перерегистрировано в акционерное общество «Семей жолдары», в июле 1999 года — в открытое акционерное общество «Семей жолдары», и, наконец, в июле 2005 года — в товарищество с ограниченной ответственностью «Семей жолдары».
Таким образом, в настоящий момент организационно- правовая форма объекта исследования – Товарищество с ограниченной ответственностью.
В настоящее время ТОО «Семей Жолдары» по праву считается лидером дорожностроительной отрасли Семипалатинской области.
ТОО «Семей жолдары» расположено по адресу: г. Семей, ул. Пржевальского 148. Директором ТОО «Семей жолдары» является Алкен Бегманович Айдарбеков.
Тип производства продукции ТОО - массовый. Для учета затрат и калькуляции себестоимости продукции применяются основные элементы нормативного метода. По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые - связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость, косвенные - связанные с производством нескольких видов продукции, включаемые в их себестоимость путем распределения. По отношению к объему, производства затраты делятся на: переменные - затраты, величина которых увеличивается или уменьшается в соответствии с изменением объема выпуска продукции (расход сырья и основных материалов, технологической энергии и топлива, заработная плата производственных рабочих и др.); постоянные - затраты величина которых не меняется при изменении объема выпуска продукции (расходы на отопление и освещение производственных помещений, амортизация основных средств).
По месту возникновения затрат подразделяются:
-АБЗ Жалпак;
-СЗНЖ Сук-Булак;
-Механический цех;
-Автотранспортный цех;
По видам расходов (по статьям и элементам затрат) затраты делятся на: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления от оплаты труда, амортизация основных средств, прочие расходы.
Состав производственной базы (цеха, участки, мастерские). Технический отдел, цех обработки изделий, котельная с бытовым корпусом, административный корпус. Занимаемая площадь – 15700 м2 .
Обеспеченность централизованными или собственными источниками электроэнергии, тепла, водоснабжения и канализации – централизованные, собственным источником водоснабжения.
ТОО «Семей жолдары» разрабатывает мероприятия по оказанию дополнительных услуг, которые могут повысить качество изготовляемой продукции и конкурентоспособность на рынке.
ТОО «Семей Жолдары» - это товарищество, ограниченное ответственностью несколькими лицами, уставной капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ТОО «Семей Жолдары» отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Цели деятельности хозяйствующего субъекта определяются его собственником. Он может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом и отвечают уставу субъекта. ТОО «Семей Жолдары» действует на основании устава, который утверждается его учредителем. Содержание устава не противоречит закону. В уставе определяется вид хозяйствующего субъекта, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, полномочия руководителя, органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования имущества субъекта и распределение дохода, условия реорганизации и прекращения деятельности, а также взаимоотношения между учредителями, администрацией субъекта и его трудовым коллективом. Имущество ТОО «Семей Жолдары» составляют основные и оборотные средства, а также другие ценности, стоимости которых отражается в самостоятельном бухгалтерском балансе.2.1 Документальное оформление учетной политики
Учетная политика осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, «О бухгалтерском учете» № 2732 от 26.12.96 г. Базой для ее формирования являются стандарты бухгалтерского учета, методические рекомендации к ним, а также другие нормативно-правовые документы, регулирующие систему бухгалтерского учета в РК. В основу формирования учетной политики заложены следующие принципы: начисление, непрерывная деятельность, понятность, значимость, существенность, достоверность, нейтральность, осмотрительность, завершенность, сопоставимость, последовательность, правдивое и беспристрастное представление.
1) Начисление. Доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете и отражаются в финансовых отчетах по мере их поступления или возникновения (а не на основе получения денежных средств или оплаты).
2) Непрерывная деятельность. Субъект рассматривается как непрерывно действующий, т.е. как продолжающий работать в обозримом будущем. Предполагается, что у него нет намерения и необходимости в ликвидации или значительном сокращении масштаба деятельности.
3) Понятность. Информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.
4) Достоверность. Информация является достоверной, когда в ней отсутствуют существенные ошибки или предвзятость и на нее смогут положиться пользователи.
5) Значимость. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователя в процессе принятия им решений и помогать ему в оценке хозяйственной деятельности.
6) Существенность. Учетная политика должна быть направлена на раскрытия в финансовых отчетах информации, которая является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей финансовой отчетности.
7) Нейтральность. Информация, представляемая финансовой отчетности, должна быть свободной от предвзятости для того, чтобы быть надежной.
8) Завершенность. Для обеспечения достоверности информации в финансовых отчетах должна быть полной.
9) Осмотрительность. Соблюдения степени предосторожности при принятии решений, необходимых для вынесения оценок в условиях неопределенности для того, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства и расходы не были недооценены.
10) Последовательность. Учетная политика, выбранная субъектом применяется им последовательно от одного отчетного периода к другому.
11) Сопоставимость. Финансовая информация должна быть сопоставимой от одного отчетного периода в другой. Пользователи должны быть информированы об учетной политике, используемой субъектом при подготовке финансовой отчетности, всех изменениях в этой политике и результатах этих изменений.
12) Правдивость и беспристрастность. Финансовые отчеты должны создавать у пользователей правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результате финансово- хозяйственной деятельности, движения денежных средств субъекта.
Налоговые расчеты и платежи производятся в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
Учетная политика – это порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия или реализация метода бухгалтерского учета.
Основное назначение и главная задача принимаемой учетной политики – максимально отразить деятельность предприятия, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней для целей эффективного регулирования этой деятельности в интересах бизнеса. Она должна охватывать все стороны учетного процесса: методический, технический, организационный.
Методический аспект подразделяет, какие именно способы оценки имущества и обязательств, начисление амортизации и исчисления себестоимости продукции использует предприятие;
технический – как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на синтетических счетах;
организационный – как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, её места в управленческой структуре предприятия.
Методическая часть учетной политики формируется путем выбора определенных способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых стандартами б/у и установление порядка их применения в конкретной хозяйственной ситуации.
ТОО «Семей Жолдары» самостоятельно принимает решение по следующим положения б/у:
оценка поступающих объектов основных средств;
амортизация основных средств;
ремонт основных средств;
амортизация нематериальных активов;
расходы будущих периодов;
резервы по сомнительным долгам;
финансовые инвестиции;
резервы предстоящих расходов и платежей;
признание дохода; а) по реализации товаров, б) по оказанию услуг, в) доходы в виде %, дивидендов.
При разработке технической части учетной политики должны быть рассмотрены следующие вопросы:
учет ремонта основных средств;
учет материалов;
управленческий учет;
метод учета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции;
учет и распределение накладных расходов;
инвентаризация имущества и обязательств;
форма б/у;
рабочий план счетов;
внутрипроизводственная отчетность.
Организационная часть учетной политики формируется путем рассмотрения следующих вопросов:
организационная форма и структура бухгалтерской службы;
уровень централизации учета;
внутрипроизводственный контроль;
При выборе и обосновании учетной политики, при всей самостоятельности принимаемых решений, необходимо исходить из ряда общепризнанных требовании и принципов, соблюдение которых позволяет достичь адекватности учетной политики и хозяйственной ситуации, сложившейся как на предприятии, так и в целом по РК.
Основные требования и принципы построения учетной политики подробно изложено в СБУ №1 «Учетная политика и её раскрытие». При разработке учетной политики следует исходить из того, что имущество и обязательства предприятия отдельно от имущества и обязательств собственников этого предприятия, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. отсутствует намерение и необходимость самоликвидироваться или значительно сократить масштабы деятельности, что избранные предприятием способы ведения б/у будут применяться последовательно от одного отчетного периода к другому с возможностью обоснованных и целесообразных корректировок только в случаях изменения хозяйственной ситуации, что все факты хозяйственной деятельности относятся в учете к тому периоду, в котором они имели место.
ТОО «Семей Жолдары» осуществляет организацию бухгалтерского учета, исходя из вида деятельности, размера и конкретных условий хозяйствования:
самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы;
формирует учетную политику;
проводит функциональное разделение учета на производственный и финансовый;
разрабатывает порядок контроля за хозяйственными операциями.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета ТОО «Семей Жолдары», соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.
Бухгалтерский учет ТОО «Семей Жолдары» осуществляется его структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. Бухгалтерская служба состоит из отделов, организуемых по функциональному признаку. При освобождении гл. бухгалтера от должности, производят сдачу дел вновь назначенному гл. бухгалтеру, в процессе которого проводят проверку состояния б/у и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утвержденного руководителем ТОО «Семей Жолдары».
ТОО «Семей Жолдары» ведёт бухгалтерский учет активов, собственного капитала, обязательств и осуществляемых им хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Генеральным планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.
Задачей бухгалтерской службы является обеспечение формирования полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности ТОО «Семей Жолдары», необходимой для оперативного руководства и управления, а также для её использования инвесторами, поставщиками, покупателями и иными заинтересованными лицами в соответствии со СБУ, устанавливающими принципы и правила ведения б/у и составления финансовой отчетности.
2.2 Документы, формы, используемые при учетной политике
Учетная политика, избранная организацией, подлежит оформлению соответствующей документацией, основное назначение которой состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем организации. Необходимость в этом обусловливается двумя факторами: во-первых, нормальная деятельность организации невозможна без упорядоченности ее внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет; во-вторых, влияние учетной политики (главным образом составляющих ее методических приемов и способов) на результаты работы организации столь существенно, что требует решения (формального и по существу) ее первого руководителя.
К числу документов, оформляющих учетную политику, в частности, относятся приказы и распоряжения руководителя организации, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров, участников товарищества и др.). Выбор типа документа зависит от внутреннего распорядка организации и характера закрепляемого в нем вопроса учетной политики. Организации, основанные на единоначалии, наиболее часто используют в данной области такой вид распорядительных документов, как приказ руководителя (генерального директора, президента и т. п.).
Бухгалтерский баланс ТОО «Семей Жолдары» соответствует всем требованиям СБУ №2 «Бухгалтерский баланс и основные раскрытия в финансовых отчетах».
Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности составляется в соответствии с СБУ №3 «Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности».
Согласно СБУ №4 «Отчет о движении денежных средств» движение денежных средств от операционной деятельности раскрывается прямым методом.
Учетная политика в части оценки, и признания доходов ведется в соответствии с СБУ №5 «Доход». Согласно принципу начисления доходы признаются в бухгалтерском учете и отражаются в финансовой отчетности, когда они заработаны, а расходы и убытки когда они были понесены, а не тогда, когда денежные средства были получены или выплачены. Доходы и расходы одними и теми же сделками или событиями признаются одновременно. Доходы, полученные от основной и не основной деятельности, составляют совокупный годовой доход. Доход признается при следующих условиях или их комбинациях:
-сумма дохода оценивается с большой степенью достоверности;
-существует вероятность получения экономической выгоды;
-происходит переход права собственности от продавца к покупателю;
-оценка фактических и ожидаемых расходов по сделке производится с большой степенью достоверности.
Оценка готовой продукции согласно СБУ №7 «Учет товарно-материальных запасов» производится по методу средневзвешенной стоимости. Продажная цена готовой продукции определяется на договорной основе.
Распределение полученного в течение года дохода производится в соответствии с учредительными документами.
ТОО «Семей жолдары» представляет отчетность и настоящую учетную политику, в части их касающейся, следующим адресатам:
А) собственнику – общему собранию участников, по требованию в любой период и в любом объеме;
Б) налоговой инспекции по месту регистрации, в установленном объеме и в установленные сроки;
В) Национальному статистическому агентству по территориальному местонахождению, в установленном объеме и в установленные сроки.
Для более полного методического и административного обеспечения учетной политики ТОО «Семей жолдары» разрабатывает и утверждает следующие положения:
-2 Положение об учёте нематериальных активов и инвентаризации;
-3 Положение об учёте и движении вкладов в Уставном фонде товарищей;
-4 Положение о нормативном методе учёта ТМЗ;
-5 Положение о ценообразовании продукции, работ, услуг.
Примечание: Формы приложений могут изменяться в зависимости от особенностей деятельности фирмы, но при сохранении условий СБУ-1.
Учетная политика одобрена собранием учредителей и доведена до налоговых органов и внешних пользователей. Данная Учетная политика способствует достоверному отражению хозяйственных операций учете и представлению информации в финансовых отчетах ТОО.
Финансовая отчетность
Финансовая отчетность включает в себя баланс, отчеты о доходах и расходах, отчет о движении собственного капитала и денежных средств. Но основным для раскрытия приведенных в перечисленных формах отчетности показателях является пояснительная записка, входящая в формат финансовой отчетности.
1.Производственная и организационная структура организации
ТОО «Семей жолдары» было создан 16.05.1884 года и действует на правах обособленного структурного подразделения как самостоятельное юридическое лицо.
В настоящее время ТОО «Семей Жолдары» по праву считается лидером дорожностроительной отрасли Семипалатинской области.
ТОО «Семей жолдары» расположено по адресу: г. Семей, ул. Пржевальского 148. Директором ТОО «Семей жолдары» является Алкен Бегманович Айдарбеков.
2. Анализ использования труда его средств и предметов
Структура кадров:
Административно- управленческий аппарат;
Бухгалтерия;
Экономический отдел
Маркетинговый отдел;
Ремонтный отдел;
Административно-хозяйственная часть.
В АУП входят: Директор, финансовый отдел: бухгалтерия в составе главного бухгалтера и бухгалтеров; экономист.
3. Анализ объема, качества и структуры продукции, работ, услуг.Выход валовой продукции увеличился, и при этом убыток от реализации снизился на 45,8%. Тендерные работы увеличились в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 359 тыс.тнг с 1 км, мелкосрочный ремонт уменьшился на 28тыс.тн с 1 км. изделий.
4. Анализ затрат на производство и себестоимость продукции, работ, услуг. (Приложение 3)
5. Информационная база анализа финансового положения организации. (Приложение 4)
6.Анализ платежеспособности предприятия. (Приложение 5)
7.Показатели доходности предприятия и задачи их анализа. (Приложение 6)
8.Анализ деловой активности. (Приложение 7)
9.Анализ предпринимательского риска. Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный. Качественный анализ риска представляет собой второй этап управления риском – идентификация всех возможных рисков. Он может быть сравнительно простым. Его главная задача заключается в определении факторов риска, этапов и работ, при выполнении которых риск возникает, т.е. установить потенциальные области риска, после чего определить все возможные риски.
3 Проблемы, встречающиеся при ходе учетной политики и
пути их решения
3.1 Проблемы ведения учетной политики
Учетная политика — явление, сравнительно новое для казахстанского учета. Отечественная практика пока не может похвастаться большим практическим опытом и теоретическими наработками в данной области. Поэтому это именно тот случай, когда целесообразно воспользоваться зарубежными моделями, а не «изобретать велосипед», что и было сделано при разработке соответствующей нормативной базы.
Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету.
Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать.
Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых СБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания «может использовать», «могут быть», «разрешается» и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики.
В-третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций. С одной стороны, СБУ «Учетная политика организаций» не исключает возможности внесения изменений в содержание учетной политики организации в течение отчетного года. С другой стороны Закон РК « О бухгалтерском учете» сделать этого не позволяет.
Взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. К сожалению в настоящее время в РК фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации.
Можно, конечно, в свете перехода на МСФО и вовсе проигнорировать такой документ, как приказ об учетной политике, не сочтя нужным внести в него коррективы — все равно пользователи его не увидят. Однако в таком случае проблемы и противоречия могут накопиться и проявиться в полной мере уже в момент составления годового отчета, а, учитывая, что предстоит переход к новой концепции и идеологии, важность данного документа нельзя недооценивать. Он должен стать связующим звеном, обеспечивающим преемственность новой методологии.
3.2 Способы (пути) решения проблем ведения учетной политики
Законодателям необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае «лучше нарушить».
В целях обеспечения системности, последовательности и полноты изложения было бы уместно осуществить выбор от одного МСФО к другому, т.е. сначала определить способы, альтернативы в отношении которых предусмотрены МСФО 1, затем МСФО 2 и т.д.При этом составители приказа должны ясно осознавать, что довольно сложно, а порой невозможно осуществить выбор в отношении объектов, характеризующихся высокой степенью индивидуальности и (или) еще не встречавшихся в хозяйственной жизни организации. Например, достаточно проблематично определить нормы и способы начисления амортизации нематериальных активов, затрат на исследования, разработки, освоение производств и т.д., которых еще не было и неизвестно, появятся ли они в обозримом будущем.
Поэтому, во-первых, не надо пытаться предугадать в приказе все возможные ситуации, варианты развития событий и объекты бухгалтерского наблюдения — МСФО делают упор на принципы, а не на детальные процедуры. А, во-вторых, конкретный способ учета вновь появившегося объекта бухгалтерского наблюдения можно определить непосредственно в момент принятия к учету, даже середине года, а не обязательно по состоянию на 1 января. Данный факт будет признан дополнением, а не изменением учетной политики и поэтому не противоречит ни казахстанским, ни международным стандартам.
Что же касается изменений, то МСФО допускает их лишь в случае значительного изменения характера операций компании или изменений в самих МСФО и интерпретациях к ним.
Также следует иметь в виду, что приказ — это лишь общее руководство к действию на будущий год (или ряд лет), и он не в состоянии заменить сведений методического характера, которые должны быть раскрыты в пояснительной записке (или, цитируя МСФО, «в пояснениях к финансовой отчетности»). По окончании отчетного периода становится возможным подвести необходимые итоги, раскрыть и представить все существенные аспекты, связанные с выбором учетной политики. К сожалению, данный документ все еще остается недооцененным отечественными пользователями и составителями финансовой отчетности. Однако анализ актуальных вопросов теории и практики его составления — тема отдельных публикаций. Подобный стиль изложения (от стандарта к стандарту) позволяет сохранить преемственность документа, обеспечить его соответствие международным стандартам, не упустив при этом обстоятельств, которые могут оказаться существенными.
«Организационный раздел» может по-прежнему содержать существенные вопросы, определяющие лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета, организационную структуру бухгалтерии и распределение должностных обязанностей ее сотрудников, описание применяемой формы ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов и др. Все это позволяет упорядочить работу бухгалтерии, точно идентифицировать, оценить, классифицировать и систематизировать информацию в момент ее появления, что значительно упрощает работу при составлении отчетности. Кроме того, в данном разделе приказа возможно описание процедуры трансформации российской отчетности на язык МСФО.
Альтернативный вариант предполагает не только и не столько механическое переложение принципов, приемов и способов ведения учета и составления отчетности, предусмотренных МСФО, а выработку системного подхода к решению данной задачи. При этом изложение может осуществляться в разрезе основных групп элементов учетной политики, таких, как оценка, группировка, амортизация, резервирование, признание доходов и расходов, капитализация затрат, налогообложение, влияние изменения валютных курсов, гиперинфляция, существенность и т.д. Такой вариант не исключает возможности изложения вопросов общего и организационного характера, а также организационных и методических аспектов, отражающих специфику деятельности организации, например кредитной или страховой. При этом весь документ будет разработан на основе единых, взаимоувязанных и взаимообусловленных подходов, что существенно повысит его уровень и эффективность применения.
Возможны и другие подходы. Например, информация об учетной политике может быть изложена в соответствии с используемой структурой форм финансовой отчетности, что позволяет в дальнейшем, по окончании финансового года, использовать приказ как основу при составлении пояснений к отчетности.
В любом случае выбор остается за конкретной организацией. На наш взгляд, наиболее рациональное решение видится в использовании «традиционного» подхода для осуществления перехода к Международным стандартам финансовой отчетности, который позволит сохранить статус и структуру приказа об учетной политике, одновременно обеспечив соответствие документа новым требованиям. А затем, получив непосредственный опыт и практику составления отчетности по международным стандартам, с учетом происходящих в них изменений, разработать «альтернативный» вариант.
Заключение
В конечном счете, правильно сформированная и корректно выполняемая учетная политика не только избавит от возможных штрафов (налоговых органов и внебюджетных фондов), но и, что не менее важно, позволит реально снизить убытки и увеличить эффективность бизнеса. Сегодня становится очевидной также тесная связь между учетной политикой и автоматизацией учетных процессов, так как возникает потребность в наращивании объема необходимой информации. Поэтому учетная политика является реальным инструментом управления и действенным помощником руководителя. Вместе с тем, реализация концепции учетной политики, обеспечивая простор и независимость в деятельности субъектов, ущемляет интересы внешних пользователей, поскольку практически узаконивает возможность введения их в заблуждение, исключая сопоставимость информации о результатах деятельности предприятий, использующих разную учетную политику. Баланс интересов при этом оказывается нарушенным в пользу предприятия. Совершенствуя стандарт учетной политики, следует исходить из представлений о бухгалтерском учете как совокупности общественных отношений.
В заключение подчеркнем, что необходимо внесение конкретных изменений в стандарты, которые регулируют бухгалтерскую деятельность, включая и учетную политику субъектов Казахстана, опираясь на мировые достижения в этой области.
Учетная политика действует на протяжении всего существования предприятия, поэтому, разрабатывая ее, необходимо учесть мельчайшие детали, предусмотреть будущие планы (например, расширение бизнеса, появление новых видов деятельности). Тем не менее, если возникают обоснованные причины, допускаются изменения и дополнения к учетной политике, которые могут быть вызваны также изменениями в законодательстве.
Чем подробнее составлена учетная политика, тем легче в будущем вести диалог с Налоговым комитетом, другими контролирующими органами, потому что, составляя учетную политику, вы обдумываете все по шагам, учитываете различные ситуации, возникающие в вашем бизнесе, до мелочей, обоснованно подтверждаете свою позицию. Например, если вы работаете по общеустановленному режиму налогообложения, часто приходится доказывать представителям Налогового комитета что расходы, которые вы понесли, связаны с получением дохода. Например, расходы на обучение специалиста, на выдачу спецпитания определенным категориям работников, хозяйственные (санитарные) нужды, аренду личного транспорта. Такие расходы должны бать нормируемыми, подтверждаться расчетами, сметами, калькуляционными картами, путевыми листами. Если вы возмещаете работнику стоимость проезда, когда его работа носит разъездной характер, следует оформлять маршрутный лист. Заранее подготовленный документ выглядит всегда убедительнее, чем сиюминутные слова объяснения, которые часто воспринимаются как оправдание.
Список использованной литературы:
Указ Президента РК, имеющий силу закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26 декабря 1992 г., № 2732
Гражданский кодекс РК, 27 декабря 1994 г.
// Бухгалтер и налоги. Алматы, 2005, № 8, стр. 55 – 57.
// Бухгалтер и налоги. Алматы, 2004, № 3, стр. 12.
Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: 1995г. стр. 8.
Астахов В.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. Москва, 1999, с. 89 – 95
Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: “Бухгалтерский учет” 1994г. стр. 7
Введение в бухгалтерское дело, «Торговое издательское бюро BHY», 1994, с.45 - 67
Козлова Е.П. Бухгалтерский учет и отражение в учетной политике затрат на производство. / Главбух №8 1998г. стр.8
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Москва, 1996
Монахова Т.Н., Еремина М.В. Учетная политика в кредитных организациях. / Налоговый вестник №6 1998г. стр.152
Настольная книга бухгалтера Т.1. Составитель Прудников В.М. / М.: Информ-М 1995г. стр.46.
Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях. Алматы, 2002
Основы бухгалтерского учета. Под ред. Сац Б. / М.: 1995г.
Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления. Под ред. Королева С. А., Крикунова А.В. \\ М.: 1996 г.
Рыбчак Е.В. Учетная политика органов государственной службы занятости населения / Налоговый вестник №7 1998г. стр.152.
Родостовец В.К. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 1998, с. 11-16
Родостовец В.К. Финансовый и управленческий учет на предприятии. Алматы, 1997
Рахимбекова Р.М. Финансовый учет на предприятии. Алматы, 2003, с. 431 – 433
Самоучитель по бухучету и налогообложению. Астана, Издательский дом «Бико», выпуск № 2, стр. 84 – 96.
Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. Алматы, 2000, с. 158 – 164
Тишков И.Е. Бухгалтерский учет. Минск, 1996
Учетная политика предприятия. Январь 2004, 1 часть
Учетная политика предприятия. Февраль 2004, 2 часть
Приложение 1
Схема 1 - Факторы, влияющие на выбор учетной политики
Приложение 2
МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной жизни организации) | |||||||
ПРИЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА | |||||||
первичное наблюдение | стоимостное измерение | текущая группировка | итоговое обобщение | ||||
документация | инвентаризация | оценка | калькуляция | счета | двойная запись | баланс | отчетность |
Схема 2 - Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики
Приложение 3
Таблица 1 - Статьи затрат, включаемые в себестоимость услуг
Статьи затрат | Сумма, тнг. | Уд. вес, % |
Расходы на оплату труда Отчисления на социальные нужды Шахтные работы Взрывные работы Культмероприятия Хозяйственные расходы в том числе: топливо; электроэнергия; водоснабжение; текущий ремонт оборудования; транспортные расходы; содержание помещений и территорий; охрана труда и техника безопасности заготовительские, складские расходы 7. Износ малоценного инвентаря 8. Амортизация основных средств 9. Отчисления на благоустройство 10.Административно-хозяйственные расходы 11.Содержание Сук-Булак 12. Ремонтный фонд 13. Налоги ИТОГО: | 3017880 1231602 2402184 1687943 94136 3052885 534804 620215 768520 174741 333944 300545 149065 11812 485373 314087 326384 106162 399529 1634098 609784 15362047 | 19,6 8,0 15,6 11,0 0,6 19,9 3,2 2,0 2,1 0,7 2,6 10,7 4,0 100 |
Приложение 4
Таблица 2 - Сравнительный аналитический баланс
Показа-тели Баланса | Абсолютные величины тн. | удельные веса, % | и з м е н е н и я | |||||
начало периода, тыс. тн. | конец периода, тыс. тн. | начало периода | конец периода | (+,-) | % | В % к величине на нач пер. (прирост) | В % изменению итога баланса | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
АКТИВ: 1.Внеоборотн. активы 2. Оборотн. Активы | 15648 5960 | 15826,9 7156,3 | 72,4 27,6 | 68,8 31,2 | +178,9 +1196,3 | -3,6 +3,6 | +1,1 +20,1 | +13,0 +87,0 |
БАЛАНС | 21608 | 22983,2 | 100 | 100 | +1375,2 | 0 | 6,4 | 100 |
ПАССИВ: 3. Капитал и резервы 4.Долгосрочн. обязательства 5.Краткосрочн. обязательства | 19545 ___ 2063 | 20703,6 ___ 2279,6 | 90,5 9,5 | 90,1 9,9 | +1158,6 +216,6 | -0,4 +0,4 | +5,9 +10,5 | +84,2 +15,8 |
БАЛАНС | 21608 | 22983,2 | 100 | 100 | +1375,2 | 0 | +6,4 | 100 |
Приложение 5
Таблица 3 - Информация о платежных средствах и долгах предприятия
№ | Показатели | Сумма, тыс.тенге |
1. | Предъявлены к оплате счета поставщиков | 2020 |
2. | Задолженность по страхованию имущества | 54 |
3. | Остаток средств на расчетном счете | 190 |
4. | Предъявлены к продаже краткосрочные ценные бумаги | 225 |
5. | Краткосрочный кредит в банка к погашению | 281 |
6. | Счета подрядной строительной организации, предъявленные к оплате | 112 |
7. | Счета покупателей, подлежащие к оплате | 2061 |
8. | Векселя выданные поставщикам, к оплате | 162 |
9. | Средства к поступлению за реализованные основные средства | 495 |
10. | Прочие поступления денежных средств | 45 |
11. | Задолженность бюджету по налогам и другим платежам | 657 |
12. | Наступил срок выплаты задолженности по оплате труда | 828 |
13. | Задолженность по отчислениям на социальное страхование и обеспечение | 108 |
14. | Средства за реализованные ненужные материалы к поступлению | 207 |
15. | Депонентская задолженность по оплате труда | 11 |
16 | Остаток денежных средств в кассе | 38 |
17. | Дебиторская задолженность к поступлению | 189 |
18. | Поступления от покупателей по просроченным счетам. | 205 |
Приложение 6
Таблица 4 - Валовый доход ТОО «Семей жолдары» за 2008 г. (тыс. тенге)
№ п/п | Показатели | По плану | По плуну на фактически реализованную продукцию | Фактически |
А | Б | 1 | 2 | 3 |
1 | Доход от реализации продукции | 20850 | 19745 | 23179 |
2 | Производственная себестоимость реализованной продукции | 16435 | 15741 | 16996 |
3 | Валовый доход (стр.1-стр.2. | 4415 | 4004 | 6183 |
Таблица 5 - Уровень доходности авансированного капитала (общих активов), в %
№ п/п | Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение (+,-) |
А | Б | 1 | 2 | 3 |
1 | Чистый доход, тыс. тенге | 5040 | 6538 | +1498 |
2 | Общие активы (авансированный, совокупный капитал = валюта баланса) | 30512 | 37254 | +6742 |
3 | Уровень доходности общих активов (авансированного капитала), % | 16,52 | 17,55 | +1,03 |
Приложение 7
Таблица 6 - Динамика показателей оборачиваемости текущих активов
№ п/п | Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение (+,-) |
1. | Доход от реализации продукции, тыс.тенге | 24392 | 23179 | -1213 |
2. | Средняя за период величина текущих активов, тыс.тенге | 13551 | 17868 | +4317 |
3. | Коэффициент оборачиваемости текущих активов (стр.1 : стр.2) | 1,8 | 1,3 | -0,5 |
4. | Продолжительность одного оборота текущих активов в днях (360 : стр.3) | 200 | 277 | +77 |
5. | Коэффициент закрепления оборотных средств (стр.2 : стр.1) | 0,56 | 0,77 | +0,21 |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |