МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Практический аудит
На тему: «Организация внутреннего аудита на предприятии и проблемы его совершенствования».
Выполнила: студентка з/о, гр. 2(5)
Специальность «Учет и Аудит»
Бараева Е.В.
Проверила: Кадралиева Г.М.
Уральск
2010
Организация внутреннего аудита на предприятиях и проблемы его совершенствования.
Аудиторская деятельность представляет собой важный элемент рыночной инфраструктуры. И, хотя нужно признать, то обстоятельство, что обязанность проходить аудиторские проверки во многом навязана нашим предприятиям свыше принятыми законами (о предприятиях с иностранными инвестициями, о банках и банковской деятельности и т.д.), а не продиктована внутренней потребностью лучше знать положение дел и желанием улучшить свою работу, сегодня отношение к аудиту меняется, центр тяжести аудиторской деятельности перемещается с проверок и подтверждения достоверности отчетности на текущее консультирование по самым разнообразным вопросам. В этих условиях актуальным представляется изучение богатого зарубежного опыта, а также отечественного, пусть еще и незначительного.
Следующим этапом становления аудита в Казахстане является повышение его эффективности, и в первую очередь, через развитие единой информационной базы (публичной отчетности предприятий, законодательных и нормативных актов), повышение экономической грамотности руководящих работников и расширение спектра приемов и методов экономического анализа.
Внутренний аудит — это способ независимой оценки эффективности деятельности организации и органов ее управления.
Под независимой оценкой понимается постоянный контроль за деятельностью организации со стороны ее руководства. Орган, осуществляющий этот контроль, должен быть зависим от руководства, но всегда независим от тех лиц, деятельность которых проверяется.
Под органами управления понимается система, в которой реализуются функции управления и посредством которой принимаются и приводятся в исполнение решения, направленные на достижение целей. Здесь выделяются две подсистемы: управляющая и управляемая.
Эффективность деятельности организации и органов ее управления измеряется не только прибыльностью на настоящий момент, но и возможностью функционирования в дальнейшем.
Под органами управления понимается система, в которой реализуются функции управления и посредством которой принимаются и приводятся в исполнение решения, направленные на достижение целей. Здесь выделяются две подсистемы: управляющая и управляемая. Применительно к организации управление можно толковать как установление целей и желаемых результатов ее функционирования, руководство и контроль всех сторон ее жизнедеятельности в процессе достижения этих целей и результатов. Под управляемой подразумевается подсистема, производящая работы, товары, услуги, а под управляющей - собственники, совет директоров, администрация.
Управляющий орган создает подсистему внутреннего контроля, благодаря которой проверяет, насколько эффективно управляется организация. В крупных организациях одним из существенных элементов внутреннего контроля являются специальные службы внутреннего аудита.
Внутренний аудит может осуществляться одним должностным лицом — внутренним аудитором или финансовым контролером с функциями внутреннего аудитора. В небольших организациях, как правило, нет ни внутреннего аудита, ни формализованной системы управления. Управленческие решения здесь принимаются единолично руководителем организации или с привлечением внешнего консультанта непосредственно при возникновении проблемы.
Служба внутреннего аудита осуществляет свою деятельность на основе Положения, определяющего ее подчиненность, сферу компетенции, ответственность руководителя и внутренних аудиторов, организационную структуру, нормативные основы деятельности, штат, информационные взаимосвязи с другими подразделениями организации.
Некоторые организационные особенности имеет ревизионная комиссия (РК), состав и численность которой определяются уставом акционерного общества. Положение об РК, а также размер оплаты труда ее членов утверждаются общим собранием акционеров.
Подразделение внутреннего аудита обладает правом:
запрашивать и своевременно получать от управляющих органов и функциональных подразделений организации (бухгалтерии, отделов планово-экономического, реализации, юридического и т. д.) документы и информацию, обеспечивающую выполнение задач и функций внутреннего аудита;
требовать от должностных лиц всех категорий объяснений, в том числе письменных, по вопросам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;
давать рекомендации и вносить предложения руководству по повышению эффективности управления, конкретных видов контроля, его средств и мероприятий;
представлять руководству и собственникам организации предложения о применении взысканий в отношении лиц, совершивших противоправные или непрофессиональные действия, которые привели к нарушению законодательства или существенному материальному ущербу;
осуществлять связь с другими организациями по вопросам, входящим в компетенцию подразделения.
Основная цель внутреннего аудита заключается в повышении эффективности функций управления, содействии защите интересов администрации и в конечном счете собственников. Внутренний аудит может как повторять функции внешнего аудита (за исключением представления официального заключения внешним пользователям), так и иметь более расширенный круг функций и задач, определяемый постоянным нахождением его внутри организации, возможностями более четкого планирования работ в условиях деятельности одной организации при постоянстве численности и состава специалистов.
Функции и задачи конкретного подразделения внутреннего аудита определяет создавший его управляющий орган. Общий перечень функций внутреннего аудитора может быть очень широким. В принципе, он должен уметь выполнять любую из задач, входящих в тот или иной классификационный вид аудита: финансовый, аудит на соответствие, операционный аудит. Такая классификация существует в научных трудах по аудиту и уже используется на практике ведущими отечественными аудиторскими фирмами.
С учетом названных положений можно выделить четыре функции внутренних аудиторов: оценка и контроль эффектности; собственно аудит; консультационная деятельность; функции, связанные с внешним контролем и оценкой деятельности организации.
Оценка и контроль эффективности распространяются: на организацию и функционирование системы управления организации в целом, ее функциональных подсистем и подразделений; на системы и средства контроля за сохранностью активов организации, за соблюдением налоговых и других финансовых обязательств; на процедуры и средства контроля в различных областях деятельности организации; на отдельные контрольные мероприятия и отдельные управленческие решения; на применяемые в организации компьютерные системы и программное обеспечение.
Собственно аудит включает: проведение финансовых проверок в головной организации, в ее филиалах и дочерних предприятиях с целью укрепления финансовой устойчивости организации, выявления и устранения нарушений финансовой дисциплины; проверку на достоверность информации, учитываемой и формируемой в системе бухгалтерского учета; проверку финансово-хозяйственных операций на их правомерность и эффективность; проведение проверок, вызванных особыми обстоятельствами и потребностями администрации и собственников.
Консультационная деятельность представляет собой: информационное и консультационное обеспечение администрации при принятии решений, касающихся эффективного функционирования организации; оказание консультационных услуг ее функциональным службам с целью повышения эффективности их работы; консультационную и информационную помощь руководству в решении организационно-управленческих, правовых, технологических, технико-экономических задач, соответствующих специфике организации, с целью повышения эффективности отдельных направлений деятельности и бизнеса в целом.
Функции, связанные с внешним контролем и оценкой деятельности организации, включают: организацию подготовки к проверкам (экспертизам) внешнего аудитора, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля; анализ результатов внешнего аудита (письменной аудиторской информации); выражение относительно этих результатов своего мнения.
В соответствии с этими функциями в план деятельности подразделения внутреннего аудита могут быть включены работы следующего характера.
Прежде всего это выявление и оценка различного рода рисков в системах управления и контроля; разработка рекомендаций по их снижению; оценка достоверности и логической завершенности финансовой и операционной информации и средств, используемых для идентификации, измерения, классификации и выдачи такой информации.
Далее идут различного рода проверки, например на обеспечение системой внутрихозяйственного контроля политики, планов, процедур, законов и постановлений в той части, которая могла бы оказать существенное воздействие на хозяйственные операции и на отчетность.
Проверяются возможности системы внутрихозяйственного контроля; средства контроля сохранности активов организации и существование таких активов; операции или программы — на соответствие их результатов поставленным задачам и целям; система организационных регламентов — на соответствие действующим нормативным актам и на эффективность применения; система экономических регламентов и регуляторов — на достаточность и соответствие действующим правовым актам и уставу, а также на эффективность применения; хозяйственные договоры — на экономическую и правовую обоснованность, правильность составления и выполнения условий.
Подвергаются проверке: наличие и состояние имущества, адекватность его оценки; соблюдение действующего порядка установления и применения цен и тарифов; расчетно-платежная дисциплина, своевременность внесения налогов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды.
Осуществляется оценка эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Проводятся различного рода экспертизы, например экспертиза организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета — на их адекватность и эффективность; экспертизы, подтверждающие до-стоверность учета затрат на производство, полноту отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), корректность формирования финансовых результатов, объективность использования прибыли и средств фондов.
Осуществляются также инвентаризационные контрольные процедуры, например внезапный подсчет наличных денег итоварно-материальных ценностей. Определяются возможности использования программного обеспечения в целях внутреннего аудита.
Эти процедуры завершаются разработкой и представлением обоснованных предложений: по улучшению организации систем контроля, бухгалтерского учета, расчетной дисциплины; повышению эффективности программ развития; изменению структуры производства и видов деятельности.
Круг иобъем задач значительно варьируется в зависимости от статусавнутренних аудиторов. Иногда группа внутреннего аудита состоит из одного-двух человек, у которых большая часть времени уходит на проверки бухгалтерской отчетности на достоверность и соответствие. В другихслучаях, при развитой организационной структуре,когда в организации создается специализированное управление внутреннего аудита, укомплектованное высококвалифицированными специалистами различного профиля (экономисты, финансисты, юристы, бухгалтеры), внутреннийаудит решает кроме стандартногоперечня задач сложноструктурированные проблемные вопросы. В последние годы внутренние аудиторы расширяют круг задач, относимых к сфере операционного аудита и оценке компьютерных систем, ранее выполняемых внешними специалистами.
В то же время внутренний аудитор не должен нести ответственность: за несоответствие операционных функций организации; ошибки и другого рода нарушения при обнаружении неэффективных или непроизводительных операций; за неисполнение вносимых им рекомендаций и предложений.
Внутренний аудит может считаться эффективным, если он, во-первых, предупреждает о возникновении недостоверной информации; во-вторых, выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени после того, как недостоверная информация возникла.
Эффективно организованная система внутреннего аудита предусматривает наличие компетентного, заслуживающего доверия персонала с четко определенными правами и обязанностями. Это самый важный элемент внутреннего аудита. Несмотря на субъективность оценки, внешний аудитор должен определить компетентность и честность внутренних аудиторов. Эффективность системы определяют также соблюдение необходимых процедур при проведении проверок и контроль за сохранностью документации.
В принципе, процедуры внутреннего аудита не должны отличаться от процедур аудита внешнего. Если внешний аудит решит использовать работу внутреннего аудита, он должен после составления предварительного мнения о ней продолжить ее изучение, ознакомиться с рабочими документами, найти дополнительные доказательства эффективности внутреннего аудита. Например, следует провести контрольные проверки статей и операций, проверенных внутренними аудиторами.
Основное условие эффективной деятельности внутреннего аудита и решения задач, стоящих перед ним, — наличие стандартов, обеспечивающих снижение затрат на аудит и качество работ. Правила (стандарты) аудиторской деятельности это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации. Они должны адекватно соответствовать правовому и организационному статусу внутреннего аудита, оказывать методическую помощь аудиторам.
В странах с развитым государственным аппаратом проблемам внутреннего аудита уделяется много внимания. Существует Международный институт внутренних аудиторов (The Institution of internal Auditors, IIA), в котором имеется подразделение, ответственное за разработку соответствующих стандартов аудита. В связи с этим целесообразно охарактеризовать стандарты внутреннего аудита, используемые международными организациями для возможного применения в отечественной практике. Обычно та-
кие стандарты распространяют и на всю систему внутреннего контроля, группируя их в три, а иногда четыре группы. Рассмотрим три группы зарубежных стандартов:
1. Общие стандарты (GeneralStandarts). Эта группа охватывает правила:
Разумная гарантия, т. е. разумное достижение целей проверки, при которой стоимость проверки не должна превышать полученного эффекта и учитывать возможные риски. Отношение проверяемой организации, т. е. администрация организации должна демонстрировать положительное отношение к внутренней проверке и способствовать повышению ее эффективности.
Компетенция персонала требует, чтобы руководство службы внутреннего аудита имело высокие личные качества, необходимую профессиональную подготовку, знание системы внутреннего контроля, достаточные для эффективного выполнения своих обязанностей.
Объекты и цели проверки должны быть определены, обоснованы и полны для каждого вида деятельности организации, а также привязаны к операциям данной компании. Все операции могут быть сгруппированы в блоки (циклы), например, руководство компании, финансовый блок, операционные (программы) блоки, администрация.
Методы проверки внутреннего аудита должны быть эффективны и продуктивны для достижения поставленных целей, обеспечивали высокую степень надежности проверки.
2.Специальные стандарты (SpecifikStandarts). К ним относят правила:
Документация, т. е. документирование методов внутреннего контроля, операций, событий с тем, чтобы они были полезны руководству компании и аудиторам при контроле за операциями.
Регистрация сделок и событий, относящихся к жизненному циклу и всем аспектам операций.
Исполнение сделок и операций, т. е. все сделки и другие значительные операции должны быть авторизованы (разрешены) и выполнены соответствующим персоналом в рамках его компетенции.
Разделение обязанностей между сотрудниками, закрепление за ними ключевых функций и ответственности.
Надзор, т. е. обеспечение квалифицированного и постоянного
надзора для достижения цели внутреннего аудита.
Доступность к ресурсам и ответственность за них только
уполномоченных сотрудников.
3. Стандарты аудиторских отчетов (Audit Resolution Standarts). По ним проводится своевременная оценка результатов аудиторской проверки, исправляются недостатки исходя из рекомендаций аудиторов.
Из сказанного выше, стандарты международного внутреннего аудита характеризуют общие требования и условия проведения аудита. Следовательно, стандарты надо воспринимать в качестве некоторых общих указаний при организации аудита, выборе объектов, целей и методов проведения проверки. Рассматривая стандарты как отправную базу, государственные или коммерческие организации разрабатывают свои, более или менее детальные, правила и методы проведения внутреннего аудита.
Аудиторскую службу необходимо обеспечить следующими регламентами внутреннего аудита: положением об отделе (службе) внутреннего аудита, должностными инструкциями специалистов, календарными планами работы отдела и его специалистов, методическими руководствами по вопросам аудиторских проверок, стандартами внутреннего аудита, нормами (правилами) по процедурам внутреннего аудита, методическими указаниями по методике внутреннего аудита и получению аудиторских доказательств, методическими рекомендациями по реализации результатов аудиторских проверок и внедрению решений.
Внутренние аудиторы должны пользоваться полной поддержкой руководителей высшего звена (Совета директоров), чтобы они могли добиваться сотрудничества со стороны объектов аудита и беспрепятственно выполнять свою работу. При этом руководитель, курирующий отдел внутреннего аудита, должен обладать надлежащей властью для рассмотрения аудиторских заключений и принятия соответствующих мер по рекомендациям аудиторов. Внутренний аудит — это орудие управления, предназначенное для обеспечения (гарантии) достижения целей управления. Для этого внутренний аудит снабжает управление организации результатами выполненного анализа, оценками деятельности того или иного подразделения, рекомендациями и информацией. Результаты внутреннего аудита используются руководством организации для управления и текущего ведения дел с учетом имеющихся ресурсов и в рамках существующих законов.
Для выполнения обязанностей отдела внутреннего аудита составляются планы, согласующиеся с его задачами. Процесс планирования включает разработку задач, календарных графиков аудиторских проверок, проектов формирования штата и финансовых смет расходов, отчетов о результатах деятельности.
Задачи аудиторской службы должны быть выполнимы в рамках производственно-финансовых планов и смет, а также по возможности измеримы. Для этого необходимы определенные критерии оценок и плановые сроки выполнения.
В календарных графиках аудиторских проверок рекомендуется указывать:
какие виды деятельности подвергаются аудиторской проверке;
когда по ним будет проводиться ревизия;
сколько примерно потребуется времени на проверку с учетом объема планируемой аудиторской работы, характера и масштаба аудиторской работы, выполняемой другими проверяющими.
При составлении календарных графиков аудиторских работ первостепенное значение следует уделять дате проведения и результатам предыдущей аудиторской проверки; вскрытию финансовых нарушений; возможным потерям и рискам; просьбам руководства; коренным изменениям в операциях, системах, программах и контроле; возможности получения операционных выгод; изменению потенциальной возможности штата аудиторов.
Графики работ должны быть гибкими и учитывать возможность незапланированных проверок.
Факторами риска, которые принимаются аудиторами к сведению могут быть моральный климат в организации; компетентность, честность и соответствие занимаемой должности сотрудников; величина активов, ликвидность или объем операций; финансовое состояние и экономические условия; конкурентоспособность; сложность и изменчивость видов деятельности; влияние клиентов, поставщиков и правительственных решений; уровень компьютеризации информационных систем; адекватность и эффективность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета; организационные, операционные, технологические и экономические изменения; принятые меры по исправлению фактов нарушений ранее проведенных проверок, дата и результаты предыдущего аудита.
Воздействие риска может повлечь за собой принятие ошибочного решения в результате использования неправильной, несвоевременной, неполной или недостоверной информации; неправильное ведение бухгалтерских записей и составление искаженной финансовой отчетности, скрытие потенциальных убытков; не надлежащее обеспечение сохранности активов; снижение репутации организации и мнения о качестве ее продукции; неспособность организации придерживаться правил, планов и процедур или невыполнение ею соответствующих законов; нерентабельное приобретение ресурсов и их нерациональное использование; неспособность достичь программных целей и задач.
Поэтому оценка риска должна представлять комплексный процесс профессиональных суждений о возможных неблагоприятных условиях или событиях и служить инструментом для разработки календарного графика аудиторских работ. При этом первоочередными работами должны стать те, где степень риска выше.
Важнейшим моментом планирования считается обоснованный выбор и оценка объектов для проведения аудита. К ним могут относиться:
правила, процедуры и методы, законы и инструкции;
центры затрат, центры прибыли и центры инвестиций;
остатки на счетах Главной книги и финансовые отчеты;
информационные автоматизированные и неавтоматизированные системы;
основные договоры и программы;
подразделения организации и выполняемые ею функции (снабженческо-заготовительная деятельность, производственные цеха, сбыт и реализация продукции, маркетинг, управление трудовыми ресурсами и т.д.);
система сделок в таких видах деятельности, как продажи, инкассация, закупки, выплаты, учет товарно-материальных ценностей и производственных затрат, операции с активами и др.
В процессе оценки риска и выбора объектов планирования аудита необходимо использовать информацию, поступающую из различных источников. Такими источниками могут быть переговоры с Советом директоров и руководителями разных уровней, дискуссии в кругу руководителей и сотрудников отдела внутреннего аудита, информация внешних аудиторов, обсуждение применяемых законов и инструкций, анализы финансовой информации, обзоры предыдущих аудиторских проверок, а также тенденций экономического развития.
При планировании также необходимо учитывать возможные коренные изменения в деятельности организации, произошедшие в течение года после составления календарного графика аудиторских работ и вносить соответствующие коррективы в очередность проведения аудиторских проверок.
Проекты формирования штатов и сметы расходов должны составляться исходя из календарных графиков аудиторских работ, практической деятельности аудиторов, а также необходимых для выполнения обязанностей знаний и навыков.
По результатам аудиторской деятельности руководству периодически представляются отчеты, в которых сравниваются выполненные работы с задачами отдела аудита и календарными графиками аудиторских проверок, анализируется исполнение смет расходов, объясняются причины основных отклонений и указываются принятые или необходимые меры.
Литература
Аудит: Учебник для вузов/Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. и др.; Под ред. проф. Подольского В.И. – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 665 с.
Аренс А., Лоббек Дж. Аудит. Перевод с английского; Москва: Финансы и статистика , 1995.
Камышанов П.И. практическое пособие по аудиту. Москва: Изд-во «Инфра-М», 1996.
Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. Учебное пособие – Москва: Изд-во «ПРИОР», 1999.
Правило(стандарты) аудиторской деятельности / Сост. и коммент. Ю.А. Данилевского. Москва: Бухгалтерский учет, 1997.
Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебное пособие. Москва: Изд-во «Инфра-М», 1995.
Курс лекции по аудиту: Гусакова Т.Е.
Кармайкл Д.Р. Стандарты и нормы аудита. -М.:Аудит,ЮНИТИ,1995. 526 с.
Ковалев В. В. Финансовый анализ. -М.: Финансы и статистика, 1997. 511 с.
Мезенцева Т.М. Методология и организация аудита в странах СНГ / Полоцкий Гос. Ун-т, Факультет Экономики и Права. - М., 1995. 55 с.
Ревенко П.В., Вольфман Б.А., Киселева Т.Н. Финансовая бухгалтерия, -М.: Инфра-М. 1995. 284 с.
Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 375 с.
Робертсон Джек К. Аудит./ Пер. с англ. -М.: KPMG, 1993. 496 с.
Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности».
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |