Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Стоимостное измерение и текущий бухгалтерский учет

РЕФЕРАТ


по теме: «Стоимостное измерение и текущий бухгалтерский учет»


1. Оценка и ее место в формировании информационной системы бухгалтерского учета


Применение денежного измерителя как обобщающего показателя в бухгалтерском учете позволяет ему соизмерять разнородные экономические явления в пределах тех границ, в рамках которых возможно его применение. Реализуются эти возможности бухгалтерского учета при помощи оценки и калькуляции. На их основе осуществляются стоимостное измерение и текущий бухгалтерский учет хозяйственных операций во всех сферах экономической деятельности.


Оценка вместе с калькуляцией занимает определяющее место среди способов, формирующих содержание метода бухгалтерского учета. Такой приоритет обусловлен содержанием учетной информации, получаемой с помощью оценки и калькуляции. С их помощью достигается стоимостное измерение и обобщение фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта и тем самым становится возможным определить уровень эффективности принимаемых аппаратом управления решений. Обобщающим их показателем для предприятия является размер полученной прибыли.


Расчеты с поставщиками и покупателями, разными дебиторами и кредиторами показываются в текущем учете в суммах, вытекающих из содержания хозяйственных операций, подтвержденных первичными учетными документами.


В тех случаях, когда по отдельным объектам учета их первоначальная, номинальная цена оказывается выше реальной, т.е. той цены на конкретный момент, которую предлагает рынок, стоимость таких объектов должна быть отражена в балансе в реальной оценке.


Таким образом, в самом общем виде оценка есть способ выражения экономических событии в денежном, измерителе.


Неправильное исчисление реальной оценки отдельных объектов учета дает неправильную интерпретацию фактов экономических событий. В последующем их обобщение может явиться результатом принятия неправильных решений управленческим персоналом предприятия.


Итак, основной оценкой имущества и обязательств является фактическая себестоимость. Ее размер означает выраженные в денежной оценке затраты на производство и реализацию конкретного наименования продукции, вида выполненной работы или оказанной услуги. Формирование себестоимости оказывает влияние на организацию внутрипроизводственного хозяйственного расчета.


В зависимости от ее величины формируется отпускная цена на реализованную продукцию. Наконец, от размера себестоимости зависит рентабельность производства, его доходность. Поэтому управлению себестоимостью продукции менеджеры призваны уделять постоянное внимание, а определяющие принципы оценки – реальность и единство – приобретают решающее значение.


Другие способы оценки зависят от видов имущества и обязательств. Так, основные средства наряду с первоначальной стоимостью их воспроизводства учитываются по остаточной и восстановительной стоимости. Остаточная стоимость используется в учете для исчисления реальной оценки основных средств, т.е. первоначальной стоимости за минусом суммы их износа. Восстановительная стоимость


характеризует современные издержки, их фактическую себестоимость. Перевод первоначальной стоимости в восстановительную осуществляется в результате переоценки основных средств, проводимой по решению Правительства или самим предприятием.


Производственные запасы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и пр.) при оприходовании вначале принимаются к учету по твердым учетным ценам: нормативной или плановой себестоимости с обязательным исчислением к концу отчетного месяца фактической себестоимости их заготовления. Расход производственных запасов допускается оценивать по одному из следующих четырех методов: по себестоимости каждой единицы, средней себестоимости, себестоимости первых по времени закупок партий (ФИФО), себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). В странах с развитыми рыночными отношениями применяются и такие методы оценки производственных запасов: следующая партия на приход – первая в расход (НИФО), базисный и др.


2. Калькуляция: ее виды и содержание


Калькуляция есть способ обобщения затрат, выраженных в денежной форме, приходящихся на единицу продукции, конкретного вида работы, услуги. Посредством калькуляции исчисляется себестоимость, представляющая собой сумму всех затрат на производство продукции в стоимостном выражении. Исходя из отраслевых особенностей отдельных производств исчисление себестоимости производится различными способами, а сам процесс ее исчисления представляет собой отдельный раздел бухгалтерского учета, который можно назвать калькуляционное дело. В его основе – способ исчисления себестоимости продукции, работ и услуг путем обобщения издержек в едином денежном измерителе и их группировка в определенной последовательности, регулируемой соответствующими нормативными актами, утвержденными в установленном порядке.


Основой системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование отдельных видов затрат на базе научно обоснованных норм и нормативов, четкая постановка учета и калькулирования, контроля и аудита за формированием издержек. Все эти элементы находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.


В частности, задачей внутреннего контроля (мониторинга) должна быть проверка полноты и законности всех хозяйственных операций, включая арифметическую проверку итоговых сумм по группам счетов, на основании данных которых формируется себестоимость продукции.


Вопросы калькулирования возникают перед бухгалтером на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции.


В процессе исчисления себестоимости продукции надо исходить из четкого представления о том, что такое объект калькулирования и калькуляционная единица, элемент затрат и статья затрат.


В учете объектом калькулирования признается продукт производства (деталь, узел, изделие, группы однородных изделий), технологическая фаза (передел, производство), стадия и пр., т.е. продукция разной степени готовности, виды работ или услуг.


Калькуляционная единица есть измеритель объекта калькулирования. В том случае, когда речь идет о готовой продукции, калькуляционная единица совпадает с единицей измерения, указанной в планах производства в натуральном выражении или в стандартах (технических условиях) на соответствующий вид продукции.


В разрезе отдельных направлений видов экономической деятельности, например, обрабатывающей, такого совпадения может и не быть. Здесь нередко учетной единицей выступает 1 кг продукции, а калькуляционной единицей – 1 т или 1 ц.


При калькулировании промежуточных однородных продуктов (полуфабрикатов) применяются условные укрупненные калькуляционные единицы (100 пар обуви, 1000 условных банок и т.п.).


Применение укрупненных калькуляционных единиц позволяет резко сократить объем аналитической работы при составлении плановых и отчетных калькуляций.


Для калькулирования конкретных наименований конечной продукции применяются натуральные единицы. Используются и другие калькуляционные единицы.


Группировка текущих затрат осуществляется по элементам и статьям калькуляции.


Необходимость в группировке затрат по элементам обусловлена потребностью в получении информации, позволяющей Дать ответ на вопрос, что и сколько затрачено в отчетном периоде организацией.


Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономической сущностью по следующим элементам:


материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);


затраты на оплату труда;


отчисления на социальные нужды;


амортизация основных фондов;


прочие затраты (налоги, сборы, платежи по обязательному страхованию имущества и др.).


Группировка затрат по элементам используется в народнохозяйственном планировании. В условиях становления рыночной экономики и снижении роли государства в ее регулировании значение группировки затрат по элементам на народнохозяйственном уровне ослаблено. На уровне предприятия данная группировка позволяет установить, сколько им израсходовано за отчетный период отдельных видов материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство в целом. Формирование учетной информации в таком разрезе определяет основную функцию финансового учета, ориентированного на удовлетворение в данной информации внешних пользователей. Естественно, с помощью данной группировки в разрезе элементов затрат не представляется возможным осуществлять повседневный контроль за деятельностью предприятия и его структурных подразделений (отдельных производств, цехов, участков) по выпуску конкретных видов продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Эта задача решается при помощи группировки по статьям затрат и определяет основную функцию управленческого (производственного) учета.


Для установления единых методологических подходов разрабатывается типовая номенклатура статей затрат. Она включает следующие статьи:


сырье и материалы;


возвратные отходы (вычитаются);


покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;


топливо и энергия на технологические цели;


заработная плата производственных рабочих;


отчисления на социальные нужды;


расходы на подготовку и освоение производства;


общепроизводственные расходы;


общехозяйственные расходы;


потери от брака;


прочие производственные расходы;


расходы на продажу.


В зависимости от того, на каком структурном уровне предприятия формируется себестоимость продукции, различают цеховую себестоимость, фабрично-заводскую или полную себестоимость.


Применительно к отраслевым особенностям типовая номенклатура статей трансформируется. Это дает возможность сопоставлять индивидуальные издержки отдельных предприятий, упрощает методологию бухгалтерского учета.


Нормативными документами определяется, какие затраты предприятие вправе включать в себестоимость продукции, а какие нет. Так установлено, что предприятия и организации относят на себестоимость в полном объеме все расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Это так называемые «расходы по обычной деятельности». К ним принято относить также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ и / или оказанием услуг.


Не относятся на издержки производства и не включаются в себестоимость продукции расходы на уплату штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, затраты на приобретение ценных бумаг и др.


Группировка затрат по статьям расходов используется во внутрипроизводственном планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции, работ и услуг. Она определяет содержание отдельных методов учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.


В свою очередь методы учета производственных затрат классифицируются исходя из содержания технологического процесса на конкретном предприятии, объектов калькуляции и способа сбора информации. Полнота и достоверность затрат, относимых на конкретные объекты учета, обеспечивается за счет четкой постановки первичного учета, высокой степени его аналитичности. Некоторые затраты (основные материалы, основная заработная плата производственных рабочих) прямо включаются в себестоимость конкретных объектов калькулирования. Это основные, так называемые «технологические» расходы. Они в большей степени контролируемы, в связи с чем их величина может быть исчислена достаточно точно.


Другие, например расходы на управление и обслуживание производства, списываются на себестоимость продукции опосредованно. Это накладные расходы. Некоторые из них, например расходы на рекламу, вообще могут формироваться по усмотрению руководителя соответствующего подразделения.


Принимая во внимание, что погрешность при отнесении основных расходов в себестоимость продукции невелика, все внимание в процессе калькулирования сосредоточивается на обоснованном распределении между объектами калькуляции накладных расходов. Какой бы способ распределения указанных расходов не был установлен, искажения себестоимости конкретных наименований продукции не избежать.


Наряду с проблемой локализации расходов по центрам ответственности возникает необходимость установления методики их разграничения по центрам затрат (видам продукции, степени их готовности и т.п.).


На этом этапе процесс калькулирования обязательно должен обеспечивать возможность рассчитать, какая сумма затрат должна быть списана на технологически законченную производством продукцию, а какую следует отнести на незавершенное производство.


Поэтому в самом общем виде калькулирование себестоимости можно разграничить на следующие этапы:


1. Распределение затрат между законченными и незаконченными обработкой изделиями.


2. При наличии брака исчислить себестоимость забракованной продукции, имея в виду, что некомпенсируемые потери должны быть отнесены на себестоимость готовой продукции.


Если в процессе калькулирования будет установлено, что потери от брака имеют отношение к конкретному заказу, не законченному к концу месяца, то они подлежат включению в себестоимость незавершенного производства в качестве самостоятельной статьи.


3. Выявить и оценить величину возвратных отходов производства.


4. Полностью учесть расходы по каждой статье калькуляции, относимые на себестоимость конкретных наименований продукции, отдельных видов работ и услуг.


Таким образом, в процессе калькулирования себестоимости отдельных объектов учета необходимо полностью учесть и сгруппировать издержки на производство по экономическому признаку, отчетным периодам, отдельным
статьям калькуляции, центрам затрат и центрам ответственности.


Различают нормативную, плановую (сметную) и фактическую (отчетную) калькуляции.


Нормативная калькуляция исчисляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую предприятие на момент составления калькуляции, исходя из технического уровня производства и существующей технологии, израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов в постатейном разрезе.


Плановая (сметная) калькуляция есть себестоимость каждого изделия, вида или группы продукции, рассчитанная по отдельным калькуляционным статьям, размер, которого предприятие намерено достичь к концу отчетного периода, предварительно реализовав в отчетном периоде заранее спланированные организационно-технические мероприятия. Поэтому считается, что величина плановой калькуляции себестоимости продукции должна быть ниже нормативной.


Фактическая (отчетная) калькуляция есть результат фактической величины издержек на конкретный вид продукции в отчетном периоде.


Она одновременно характеризует уровень отклонения себестоимости, установленной нормативной или плановой калькуляцией.


Все затраты, относящиеся к выпущенной из производства продукции, подсчитываются и делятся на ее количество. Таким путем определяется себестоимость единицы конкретной продукции.


В индивидуальных производствах все затраты на конкретный заказ, выполненный предприятием, представляют его фактическую себестоимость.


3. Учет процесса заготовления


Набор соответствующих фактов об изменении состояния отдельных наименований активов и / или пассивов характеризует хозяйственный процесс.


Формирование расширенного воспроизводства валового внутреннего продукта предусматривает следующие хозяйственные процессы:


процессы заготовления;


процесс производства.


Как известно, определяющей фазой в процессе расширенного общественного воспроизводства является процесс производства, так как именно на этом этапе осуществляется производство материальных благ.


Однако процесс производства не может протекать нормально, если ему не предшествует четко отлаженный процесс заготовления производственных запасов.


Этот процесс состоит из ряда экономических событий, включающих приобретение предприятием у поставщиков сырья и материалов, других ресурсов, обеспечивающих непрерывный процесс производства.



Список литературы


1. Алборов Р.А. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2007.


2. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2008.


3. Бакаев А. С, Шнейдман Л. 3. Учетная политика предприятия. – М.: Бухгалтерский учет, 2004.


4. Булатов М.А. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. – М.: Экзамен, 2007.


5. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика, 2006.


6. Власов А.В. Основы теории бухгалтерского учета: учебное пособие. – М., 2007.


7. Головизнина А.Т., Архипова О.И. Теория бухгалтерского учета. – М.: Кнорус, 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.